Московская архитектура

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Московская архитектура














Московская архитектура 30х-50х годов

1.Сталинская архитектура

Сталинская архитектура (офиц. советский монументальный классицизм) - направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединённых общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика подразумевала классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко.

Архитектура сталинского периода - одно из наиболее масштабных проявлений тоталитарной архитектуры середины XX века (наряду с нацистским неоклассицизмом). После окончания Второй мировой войны эта стилистика господствовала не только в СССР, но и в странах Восточной Европы, Китае, КНДР. В России начала XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре и попытки её упрощенного копирования («новые сталинки»), а также реконструкция сталинских зданий с различной степенью воссоздания первоначального декора.

Отличительная черта стиля - комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики.

·ансамблевая застройка улиц и площадей;

·синтез архитектуры, скульптуры и живописи;

·разработка традиций русского классицизма;

·использование архитектурных ордеров;

·барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти (фасцы, ликторские топорики, венки, копья и т. д.);

·оптимистический настрой всего произведения;

·использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.

2. Архитектура и градостроительство в годы советской власти

К началу XX века Москва уже была в значительной степени оснащена системами теплоснабжения, водоснабжения, канализации, уличного освещения, асфальтом было покрыто 185 тыс. кв. м. дорог. При этом значительное количество домов, особенно на окраинах, были деревянными, неблагоустроенными.

После преодоления разрухи, возникшей в результате Гражданской войны, началось ускоренное развитие города.

Одним из первых заметных сооружений начала 20-х годов стала Шуховская башня. В 20-е годы и в начале 30-х годов было построено несколько зданий по проектам К. Мельникова, отличавшихся новаторской необычной архитектурой. Наиболее известные из них - Клуб Русакова, Дом Мельникова. Архитектор Щусев стал автором таких широко известных зданий как Мавзолей Ленина и здание Казанского вокзала.

Новый этап в перестройке Москвы начался после постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.07.1935 о генеральном плане реконструкции г. Москвы, в основу которого были положены идеи и указания И. В. Сталина. С 1935 по 1940 год в рамках работ по замене булыжного покрытия мостовых было заасфальтировано свыше 3 млн. м² улиц, площадей и набережных. В этот же период был построен 41 км гранитных набережных. С 1935 по 1941 год в Москве было построено 11 новых мостов.

За первые 5 лет осуществления генплана реконструкции Москвы в столице было построено свыше 500 многоэтажных жилых домов с 1800 тыс. м² жилой площади.

Были проведены:

реконструкция и расширение улицы Горького (Тверская улица) реконструкция Большой Калужской улицы (Ленинский проспект) Ленинградского проспекта Можайского шоссе (Кутузовский проспект) 1-й Мещанской улицы (Проспект Мира)

За этот период в Москве был пущен метрополитен имени Л. М. Кагановича, были построены два аэропорта - Быково и Внуково, канал Москва - Волга (Канал имени Москвы), комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВВЦ).

Были построены такие сооружения, как

ØГостиница «Москва»

ØТеатр Красной Армии (Центральный академический театр Российской армии)

ØСеверный речной вокзал

ØБиблиотека имени Ленина (Российская государственная библиотека)

ØКонцертный зал имени П. И. Чайковского

ØГостиница «Пекин»

ØГостиница «Советская» (Исторический отель «Советский»)

Ø«Сталинские высотки»

. Главное здание МГУ на Воробьёвых горах

. Жилой дом на Котельнической набережной

. Гостиница «Украина»

. Здание Министерства иностранных дел

. Жилой дом на Кудринской площади

. Административно-жилое здание возле «Красных ворот»

. Гостиница «Ленинградская»

Сталинская реконструкция Москвы - крупномасштабная перестройка столицы СССР в качестве витрины коммунистических идеалов и социалистического образа жизни, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е гг.

Ценой уничтожения значительной части архитектурного наследия город приобрёл новые широкие магистрали, систему метрополитена, был соединён каналом с Волгой.

Застройка велась в эклектическом стиле, соответствующем принципам тоталитарной архитектуры (т. н. «сталинский классицизм»). Высказывались предложения переименовать «Новую Москву» в Сталинодар.


Подготовительные мероприятия

В конце 1920-х гг. советское правительство стало задумываться о судьбе Москвы как столицы первого в мире социалистического государства. Лазарь Каганович, которому было поручено курировать реконструкцию города, сформулировал проблему следующим образом:

Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы. Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы, по крайней мере, добрых 5-10 метров на выступы своего особняка. С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади.

В конце 1920-х гг. развернулись ожесточённые споры о будущем советского города. В целом это был конфликт «урбанистов» во главе с Леонидом Сабсовичем (отстаивали развитие города в высоту) и «дезурбанистов» во главе с Михаилом Охитовичем (сторонники развития города в ширину и малоэтажного строительства).

В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира - Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский.

На пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года были приняты решения о строительстве в Москве метрополитена и о соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Одновременно пленум обязал «московские организации приступить к разработке серьезного, научно-обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы»

4. Генеральный План реконструкции Москвы

В 1935 г. И.В. Сталин и В.М. Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы».

Разработанный В.Н. Семёновым и С.Е. Чернышёвым Генеральный План, послуживший основой для «Сталинской Реконструкции», предусматривал строительство новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнив новыми (в их числе знаменитый Крымский мост). Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Кагановича. Предполагалось, что новый генеральный план будет воплощён в жизнь за десятилетие.

Большое значение придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Планировалось создание пяти «зелёных» колец вокруг центра города. Для отдыха социалистических трудящихся были организованы рекреационно-парковые пространства нового типа - парк Горького и Выставка достижений народного хозяйства.

Оригинальная черта генерального плана 1935 года - план обводнения столицы. В связи со стремительным ростом населения Москвы в 1920-х - 1930-х годах (c 1 млн. жителей в 1920 г. до 3.6 млн. в 1936 г.) в столице возникла серьёзная нехватка питьевой воды, ликвидация которой и была главной задачей проекта. Кроме того предполагалось создание сети водных магистралей для грузовых и пассажирских перевозок по воде. С севера Москву должны были огибать два кольцевых канала. Излучины Москвы-реки для целей судоходства предполагалось спрямить. Широкие каналы должны были соединить Москву с основными реками Русской равнины, превратив советскую столицу в «порт пяти морей».

.Основные положения Генплана 1935 года

Стратегия развития

·«ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего.

·ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану.

·ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей.» (преамбула постановления от 10 июля 1935)

Ограничение роста Москвы

·Население города ограничивается численностью 5 млн. человек, «с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения».

·Территория Москвы, переуплотнённая уже в тридцатые годы, расширяется с 285 до 600 квадратных километров.

·Основное направление расширения застройки - на юго-запад по дуге Кунцево - Ленинские горы - Царицыно (1 млн.кв.м. жилья за десятилетие). Второстепенные - восток (Измайлово - Перово), запад (Хорошёво - Щукино), северо-запад (Тушино - Медведково).

Качество жилой застройки

·Укрупнить кварталы застройки. Взамен мелких, 1-2 га, кварталов - строить кварталы в 9-15 га, застроенные крупными домами, отказаться от сети переулков.

·Стремиться к равномерной плотности заселения - 400 человек на 1 га жилого квартала. (Справка: плотность населения в пределах Садового кольца в 1935 - свыше 1000 человек на 1 га)

·«К постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях … более высокие дома в 7-10-14 этажей»

·Отказаться от замкнутого размещения в жилых домах коммунальных учреждений, доступных только для местных жильцов.

Похожие работы на - Московская архитектура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!