«Сталинские высотки»
. Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
. Жилой дом на Котельнической набережной
. Гостиница «Украина»
. Здание Министерства иностранных дел
. Жилой дом на Кудринской площади
. Административно-жилое здание возле «Красных ворот»
. Гостиница «Ленинградская»
Сталинская реконструкция Москвы - крупномасштабная перестройка столицы СССР в качестве витрины коммунистических идеалов и социалистического образа жизни, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е гг.
Ценой уничтожения значительной части архитектурного наследия город приобрёл новые широкие магистрали, систему метрополитена, был соединён каналом с Волгой.
Застройка велась в эклектическом стиле, соответствующем принципам тоталитарной архитектуры (т. н. «сталинский классицизм»). Высказывались предложения переименовать «Новую Москву» в Сталинодар.
Подготовительные мероприятия
В конце 1920-х гг. советское правительство стало задумываться о судьбе Москвы как столицы первого в мире социалистического государства. Лазарь Каганович, которому было поручено курировать реконструкцию города, сформулировал проблему следующим образом:
Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы. Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы, по крайней мере, добрых 5-10 метров на выступы своего особняка. С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади.
В конце 1920-х гг. развернулись ожесточённые споры о будущем советского города. В целом это был конфликт «урбанистов» во главе с Леонидом Сабсовичем (отстаивали развитие города в высоту) и «дезурбанистов» во главе с Михаилом Охитовичем (сторонники развития города в ширину и малоэтажного строительства).
В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира - Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский.
На пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года были приняты решения о строительстве в Москве метрополитена и о соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Одновременно пленум обязал «московские организации приступить к разработке серьезного, научно-обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы»
4. Генеральный План реконструкции Москвы
В 1935 г. И.В. Сталин и В.М. Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы».
Разработанный В.Н. Семёновым и С.Е. Чернышёвым Генеральный План, послуживший основой для «Сталинской Реконструкции», предусматривал строительство новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнив новыми (в их числе знаменитый Крымский мост). Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Кагановича. Предполагалось, что новый генеральный план будет воплощён в жизнь за десятилетие.
Большое значение придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Планировалось создание пяти «зелёных» колец вокруг центра города. Для отдыха социалистических трудящихся были организованы рекреационно-парковые пространства нового типа - парк Горького и Выставка достижений народного хозяйства.
Оригинальная черта генерального плана 1935 года - план обводнения столицы. В связи со стремительным ростом населения Москвы в 1920-х - 1930-х годах (c 1 млн. жителей в 1920 г. до 3.6 млн. в 1936 г.) в столице возникла серьёзная нехватка питьевой воды, ликвидация которой и была главной задачей проекта. Кроме того предполагалось создание сети водных магистралей для грузовых и пассажирских перевозок по воде. С севера Москву должны были огибать два кольцевых канала. Излучины Москвы-реки для целей судоходства предполагалось спрямить. Широкие каналы должны были соединить Москву с основными реками Русской равнины, превратив советскую столицу в «порт пяти морей».
.Основные положения Генплана 1935 года
Стратегия развития
·«ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего.
·ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану.
·ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей.» (преамбула постановления от 10 июля 1935)
Ограничение роста Москвы
·Население города ограничивается численностью 5 млн. человек, «с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения».
·Территория Москвы, переуплотнённая уже в тридцатые годы, расширяется с 285 до 600 квадратных километров.
·Основное направление расширения застройки - на юго-запад по дуге Кунцево - Ленинские горы - Царицыно (1 млн.кв.м. жилья за десятилетие). Второстепенные - восток (Измайлово - Перово), запад (Хорошёво - Щукино), северо-запад (Тушино - Медведково).
Качество жилой застройки
·Укрупнить кварталы застройки. Взамен мелких, 1-2 га, кварталов - строить кварталы в 9-15 га, застроенные крупными домами, отказаться от сети переулков.
·Стремиться к равномерной плотности заселения - 400 человек на 1 га жилого квартала. (Справка: плотность населения в пределах Садового кольца в 1935 - свыше 1000 человек на 1 га)
·«К постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях … более высокие дома в 7-10-14 этажей»
·Отказаться от замкнутого размещения в жилых домах коммунальных учреждений, доступных только для местных жильцов.