Ю.А. Cенкевича"
Учредителем ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича является город Москва. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы.
Институт как образовательное учреждение ведет свою историю с 30 сентября 1966 года, когда Постановлением Совета Министров СССР № 789 «О подготовке кадров для работы с иностранными туристами» в Москве были созданы Высшие курсы по переподготовки и подготовки специалистов, связанных с обслуживанием иностранных туристов, а также Курсы иностранных языков. В те годы среднегодовой контингент составлял 1200 человек, в том числе 500 человек обучались с отрывом от производства.
Учитывая положительный опыт работы, распоряжением Совета Министров СССР от 7 октября 1975 года № 2273-р Высшие курсы и в их составе Проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработкам отраслевых правил приема и обслуживания иностранных туристов и советских граждан на территории СССР в области гостинично-туристского комплекса были преобразованы в Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Главинтуриста (ИПК), где подготовку и переподготовку продолжительностью от 2-х недель до 9 месяцев в ИПК проходили руководители и их заместители, главные специалисты отделений, предприятий и агентств, бухгалтерских служб, бюро обслуживания гостиниц и другие работники [1. стр7]. Кроме того, на курсах, от 2-х месяцев до 2-х лет проводилось обучение и усовершенствование знаний по 19 иностранным языкам. В ИПК, на Курсах иностранных языков, в их отделениях в крупных турцентрах страны Иркутске, Ленинграде, Ташкенте, Баку, Львове и Таллине с 1975 по 1990 годы ежегодно проходили подготовку и переподготовку по совершенствованию программ пребывания иностранных туристов в СССР и знаний иностранных языков от 10 до 15 тысяч руководителей и специалистов из 70 тысяч работающих в отрасли, в том числе 2,5 тысячи гидов-преводчиков.
Приказом Госкоминтуриста от 6 февраля 1990 года № 25 ИПК был преобразован в Высшую коммерческую школу Госкоминтуриста СССР, которая после разграничения полномочий, между федеральной и муниципальной собственностью, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 1992 года № 14 и распоряжением вице-мэра Москвы от 28 января 1992 года № 38-РВМ, была передана акционерному обществу «Мосинтур» Правительства Москвы и в целях обеспечения гостинично-туристского комплекса Москвы специалистами среднего звена распоряжением Мэра Москвы от 16 декабря 1993 года № 728-РМ Высшая коммерческая школа преобразована в «Высшую школу по туризму и гостиничному хозяйству» (ВШТГ).
В этом статусе ВШТГ проработала до середины 2000 года, выполняя базовую функцию - подготовку специалистов для гостинично-туристского комплекса Москвы по программам среднего профессионального образования.
Наступил новый этап в деятельности образовательного учреждения. Распоряжением Мэра Москвы от 16 мая 2000 года № 519-РМ ВШТГ преобразована в Московскую академию туристского и гостинично-ресторанного бизнеса с приданием ей статуса государственного образовательного учреждения при Правительстве Москвы, что обеспечило реальную возможность формирования на базе одного образовательного центра многоступенчатой системы непрерывного профессионального образования, включающей подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов туристской индустрии, стимулирования развития самых разнообразных видов деятельности, неотъемлемо с ней связанных и призванных ускорить рост ее эффективности.
Следующим документом, подводящим определенную линию под реформированием этого образовательного учреждения, является распоряжение Правительства Москвы от 24 марта 2004 года № 504-РП «О Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы», которым Академия переименована в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы». Функции учредителя Академии от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы возложены на Комитет по туризму города Москвы.
В 2009 год образовательное учреждение вступило под новым наименованием - распоряжением Правительства Москвы от 31.12.08 № 3190-РП Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы» переименована в Государственное образовательное учреждение города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма».
июля 2010 года распоряжением Правительства Москвы за номером №1390-РП ГОУ ВПО МГИИТ было присвоено имя известного ученого-исследователя Юрия Александровича Сенкевича и в дальнейшем Институт будет именоваться: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича".
Распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2011 года № 985-РП изменены тип и наименование института на Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича".
Факультет туризма и гостеприимства образован в 2009 году на базе факультета социально-культурного сервиса, экономики и управления МГИИТ. Факультет «Туризм и гостеприимство» создан для совершенствования качества подготовки современных специалистов в области туриндустрии. Ежегодно студенты факультета туризма и гостеприимства принимают участие во Всероссийских студенческих конференциях, предметных олимпиадах и конкурсах Министерства образования и науки РФ. Студенты регулярно участвуют в отраслевых международных специализированных туристских выставках «МИТТ», «Интур Маркет», «МИТФ» и др.
В состав факультета входят:
-кафедра туризма
-Кафедра гостиничного дела
-кафедра лингвистического обеспечения профессиональной деятельности <#"justify">Сегодня на 4 кафедрах факультета туризма и гостеприимства работают высококвалифицированные преподаватели, среди них доктора наук и кандидаты наук. Профессорско-преподавательский состав кафедр факультета является одним из самых сильных в отраслевых ВУЗах города, осуществляющих подготовку в данной сфере. Более 70 процентов преподавателей имеют ученые степени и звания, среди них, видные ученые, известные, в прошлом, специалисты - практики [2].
Для чтения предметов и организации дипломного проектирования руководством факультета туризма и гостеприимства активно привлекаются ведущие специалисты туристско-гостиничной отрасли Москвы, преподаватели из других профильных ВУЗов.
Содержание образовательных программ реализуемых факультетом определяется требованиями Государственных образовательных стандартов ВПО по направлениям подготовки. Факультет, для реализации учебных программ и научных проектов, располагает необходимой современной материальной базой: классы по организации обслуживания, оборудованные гостиничной мебелью и инвентарем, лингафонные кабинеты, компьютерные классы, аудио и видеотека на русском и иностранном языках, библиотечные фонды.
Проводимые лекции, семинарские занятия, круглые столы, конференции на факультете туризма и гостеприимства имеют, как правило, мультимедийное сопровождение. В процессе обучения активно используются современные образовательные технологии: мастер-классы и тренинги, выездные занятия, проводимые в гостиницах и турфирмах, деловые и ролевые игры.
Во время обучения большое внимание уделяется глубокому изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин по направлению деятельности, таких как: «Правовые аспекты туристской деятельности», «Страхование», «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Технология въездного (выездного, внутреннего) туризма», «Стандартизация и сертификация», дисциплины гостиничного и ресторанного циклов.
Обязательным для студентов факультета является углубленное изучение двух иностранных языков, из них: английский язык как обязательный, второй иностранный язык - по выбору студента.
Методика учебной и производственной практики бакалавриата по направлению подготовки «Туризм»:
Основными видами практики обучающихся в университете являются: учебная и производственная, включая преддипломную практику. Учебная практика даёт первичные сведения и познакомить студентов со спецификой деятельности по избранной специальности, а также подготовить к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она проводится, как правило, в начальный период обучения. Учебная практика может включать в себя несколько этапов:
- ознакомительная практика на туристских предприятиях (включающая осмотр предприятия, профессиональные беседы с участием специалистов-практиков и др.);
- практика в Учебно-тренинговой гостинице для получения первичных профессиональных навыков;
- зарубежная ознакомительная практика, проводимая с целью знакомства с зарубежным опытом управления и организации обслуживания;
учебная практика, проводимая в подразделениях института (филиала);
научно-исследовательская работа обучающегося.
Основными принципами проведения производственной практики обучающихся являются: интеграция теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности; приобретение профессиональных компетенций и навыков работы по избранному направлению подготовки (специальности, профиля). Преддипломная практика является разновидностью производственной практики, завершающей профессиональную подготовку обучающихся. Преддипломная практика проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения и предполагает сбор и проработку материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы по определенной теме.
Основными принципами проведения производственной практики обучающихся являются: интеграция теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности; приобретение профессиональных компетенций и навыков работы по избранному направлению подготовки (специальности, профиля).
В зависимости от способа организации практики делятся на выездные и стационарные.
Выездные практики связаны с необходимостью направления обучающихся и преподавателей к местам проведения практик вне территории расположения института (филиала).
Стационарные практики проводятся на предприятиях туризма и гостеприимства города Москвы и Подмосковья или в структурных подразделениях института (филиала).
Организация практики бакалавров по направлению подготовки «Туризм»
Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от института и от организации.
Практики должны проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки (специальности) обучающихся.
Местом проведения практики может быть предприятие, оказывающее различные услуги, связанные с приемом и обслуживанием туристов:
-фирмы туроператоры или турагенты;
-средства размещения (гостиницы, пансионаты, кемпинги, санатории и т.д.);
-предприятия общественного питания (рестораны, кафе, бары и др.), находящиеся в структуре гостиниц или городские;
-организации, реализующие авиа- и железнодорожные билеты, организующие автобусные перевозки;
-организации, осуществляющие экскурсионно-информационную деятельность;
-организации, осуществляющие рекламную, выставочную, информационную и др. деятельность;
-структурные подразделения института (филиала).
-Практики могут осуществляться:
-непрерывно (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения непрерывно всех видов практик, предусмотренных ОПОП);
-дискретно по видам практик (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения отдельно каждого вида практики, предусмотренного ОПОП);
-путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Для студентов, осваивающих основную образовательную программу среднего профессионального образования, производственные практики проводятся при освоении профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
При наличии на предприятии, в учреждении и организации вакантных должностей обучающиеся могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Допускается заключение с обучающимся, проходящим практику, гражданско-правового договора (договора подряда или оказания услуг) без его зачисления в штат предприятия, учреждения или организации.
На весь период прохождения практики на обучающихся распространяются правила охраны труда, а также внутренний трудовой распорядок, действующий на предприятии, в учреждении и организации. Несчастные случаи, произошедшие с обучающимися, проходящими практику на предприятии, в учреждении или организации, расследуются и учитываются в соответствии со статьёй 227 Трудового кодекса Российской Федерации.
Студенты заочной и очно-заочной форм обучения, совмещающие обучение с трудовой деятельностью на предприятиях, учреждениях и организациях, вправе проходить в этих организациях производственную практику в случаях, если их профессиональная деятельность соответствует целям практики.
Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки не менее одного года, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации может быть зачтена производственная практика.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении практики определяется статьями 91 и 92 Трудового кодекса Российской Федерации и составляет:
-для обучающихся в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю;
-для обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю;
-для обучающихся в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю.
При прохождении практик на предприятиях, в учреждениях и организациях, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам, обучающиеся перед началом и в период похождения практики проходят медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством РФ.
Отличительные моменты учебной и производственной практики в "Московском государственном институте индустрии туризма имени Ю.А. Cенкевича".
В период обучения студенты проходят практику в лучших гостиницах и ведущих туристических кампаниях города Москвы. Факультет имеет договорные отношения с организациями, работающими в туристском и гостиничном бизнесе. Среди них: гостиницы «Риц-Карлтон», «Красные Холмы», «Хилтон-Ленинградская» и «Мариотт», турфирмы «С 7 тур», «Санрайз тур», «Здравкурорт» и «Натали тур» и многие другие.
Выпускники факультета востребованы на московском и российском рынках труда, успешно работают в государственных и коммерческих структурах.
Отдел организации практики и трудоустройства помогает в обеспечении и координация прохождения студентами всех видов практик в соответствии с рабочими учебными планами и оказание помощи в трудоустройстве выпускникам института. Отдел предоставляет места для прохождения практики, оформляет договоры о проведении практики студентов (Приложение Б). Отдел оказывает содействие профессиональной адаптации, трудоустройству, профессиональному развитию и карьерному росту студентов и выпускников. Информация о вакансиях в сфере гостеприимства поступает в институт прежде всего от кадровых служб предприятий, с которыми осуществляется тесное сотрудничество по подготовке специалистов отрасли. В отделе можно получить консультацию по составлению резюме, электронного портфолио и др. Согласно учебным планам института все студенты проходят практику (учебную, производственную, преддипломную) на предприятиях туристского бизнеса. По ее организации и проведению институт сотрудничает более чем с 60 гостиницами и ресторанами и 80 туристическими компаниями Москвы. Возможна организация прохождения производственной практики на предприятиях туриндустрии г. Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Пскова и в других туристских центрах страны.
.2 Основы организации учебной и производственной практики бакалавров в ведущих ВУЗах Сибирского федерального округа
Университет был учрежден 19 августа 1950 г. как Новосибирский электротехнический институт. В 1992 г. он был переименован в Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
НГТУ переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Ф № 1786 от 25 мая 2011 г.
С 2015 года полное название университета -Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» [3. стр78].
В настоящий момент НГТУ является одним из крупнейших вузов региона: в университете обучается более 14 000 студентов; работает более 1 500 преподавателей; осуществляется подготовка по 84 направлениям (бакалавриат и магистратура) и 5 специальностям высшего профессионального образования - естественно-научным, техническим, экономическим и гуманитарным, а также по 8 специальностям и направлениям среднего профессионального образования. В составе университета 17факультетов и институтов <#"justify">Кафедра экономики сервиса создана в 2003 г.
В настоящее время осуществляется подготовка специалистов по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (ФГОС-2, завершается в 2015 г.) и по направлениям бакалавриата 100100.62 «Сервис» и 100400.62 «Туризм» (ФГОС-3).
На кафедре работает высококвалифицированный преподавательский коллектив, большинство преподавателей имеют ученые степени и звания.
К преподаванию базовых дисциплин регулярно привлекаются крупные специалисты-практики - руководители и ведущие сотрудники туристских фирм, гостиничных предприятий, ведущих организаций социально-культурной сферы.
Трудоустройство выпускников факультета бизнеса:
Выпускники факультета бизнеса работают экономистами, маркетологами, аудиторами, главными бухгалтерами, бизнес-аналитиками, финансистами, менеджерами различного уровня, специалистами по информационным технологиям, консультантами на промышленных предприятиях, в торговых организациях, в коммерческих банках, аудиторских и консалтинговых фирмах, в сфере услуг, а также открывают собственный бизнес.
Методика учебной и производственной практики бакалавриата по направлению подготовки «Туризм»:
Практика студентов НГТУ является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Учебная практика является важным этапом обучения и проводится после освоения студентом основных программ теоретического и практического обучения по специальности 100103 - Социально-культурный сервис и туризм». Данные методические указания разработаны в соответствии с Положением об организации практики студентов. (Утверждено проректором по учебной работе НГТУ, профессором Ю.А. Афанасьевым, 17 июля 2003 года).
Учебная практика организуется и проводится в организациях - местах возможной будущей работы специалиста, а также в учебных, научных и специализированных лабораториях и соответствующих подразделениях университета. Учебная практика, как часть основной образовательной программы является обязательным этапом обучения и проводится в VI семестре. Она используется студентами для закрепления в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных ими в процессе обучения. Студент в период прохождения учебной практики должен ознакомиться с деятельностью организации и собрать первичную информацию: различный информационный и статистический материал, выписки из служебной документации предприятия, инструктивных материалов, методических указаний, нормативных документов, должностных инструкций и других источников, действующих в настоящее время и регламентирующих работу предприятий социально-культурной сферы и туризма.
В период практики студент ведет дневник, в который он ежедневно заносит допустимую информацию по программе практики. Руководитель практики от университета указывает конкретное задание студенту на практику. В конце дневника за 2-3 дня до окончания практики руководитель практики от организации пишет краткий отзыв о выполнении студентом программы практики и ее прохождении. На заключительном этапе практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, оформить отчет по практике и представить его руководителю на проверку. В случае несоответствия отчета установленным данным Положением требованиям он возвращается на доработку. Итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно) реализуется с применением балльно-рейтинговой системы и выносится после защиты отчета по учебной практике, который может проходить как на отчетной конференции, так и на основе собеседования с руководителем практики.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебного процесса время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном в НГТУ.
Продолжительность учебной практики составляет 4 недели, рабочий день - полный.
Учебно-производственная практика организуется и проводится в организациях - местах возможной будущей работы специалиста, а также в учебных, научных и специализированных лабораториях и соответствующих подразделениях университета. Практика, как часть основной образовательной программы является обязательным этапом обучения, проводится в VIII семестре и используется студентами для закрепления в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных ими в процессе обучения. Студент в период прохождения учебной и производственной практики должен ознакомиться с деятельностью организации и собрать первичную информацию, позволяющую выявить проблемы, стоящие перед организацией, и разработать подходы к их решению: статистический материал, выписки из служебной документации предприятия, инструктивных материалов, методических указаний, нормативных документов, должностных инструкций и других источников, действующих в настоящее время и регламентирующих работу предприятий социально-культурной сферы и туризма.
Руководство учебной и производственной практики бакалавриата:
Не менее чем за 5 дней до начала прохождения практики проводится собрание, на котором студенты знакомятся с приказом о направлении на практику, проводится инструктаж по технике безопасности, а также вручаются направление для прохождения практики и Положение об организации учебной практики.
Студент находит место прохождения практики самостоятельно и в обязательном порядке за 20 дней до начала практики сообщает руководителю практики от кафедры следующие данные:
-полное название организации;
-фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя практики от предприятия;
-название подразделения (подразделений), где студент будет проходить практику.
Если студент не имеет возможности устроиться на практику самостоятельно, он должен не менее чем за 15 дней до начала практики в письменной форме сообщить об этом руководителю практики от кафедры и руководству соответствующего факультета. В этом случае кафедра и факультет окажут студенту посильную помощь в поиске места практики.
Руководителями практики от НГТУ назначаются преподаватели кафедры Экономики сервиса и утверждаются приказом по университету. Руководство практики осуществляется совместно преподавателем кафедры и специалистом предприятия, фирмы, организации.
Руководитель практики от университета:
-проводит необходимые подготовительные мероприятия: контроль издания приказа о направлении студентов на практику, подготовку необходимых документов для предприятия, в частности, письмо-направление со стороны университета или письмо-запрос на прохождение практики со стороны принимающей организации (для тех организаций, с которыми университет не имеет договоров на прохождение практики);
-устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу практики;
-совместно с руководителем (руководителями) практики от организации разрабатывает тематику индивидуальных заданий;
-принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
-несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
-осуществляет контроль за соблюдением содержания практики и ее сроков;
-оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий;
-оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
В качестве руководителя практики от организации выступают сотрудники кадровых служб, непосредственные руководители или работники подразделений, где студенты проходят практику. При этом необходимо учесть, что финансовые взаимоотношения по поводу руководства практикой между сотрудником организации и НГТУ, как правило, не оформляются. Поэтому руководство практикой студентов от предприятия осуществляется на общественных началах или за счет внутренних ресурсов предприятия.[7]
Предприятия, учреждения и организации, являющиеся базами практики:
-организуют и проводят практику студентов в соответствии с программой практики;
-представляют в соответствии с программой студентам места практики, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики;
-создают необходимые условия для получения студентами знаний по специальности в области сервиса;
-обеспечивают соблюдение согласованных с университетом календарных графиков прохождения практики;
-предоставляют студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой, нормативной и другой документацией;
-проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности;
-обеспечивают и контролируют соблюдение студентами- практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в организации, в том числе времени начала и окончания работы.
Руководитель практики студентов от предприятия, учреждения, организации, осуществляющий общее руководство практикой:
-подбирает опытных специалистов для проведения консультаций в отделе, подразделении;
-совместно с руководителем от кафедры Экономики сервиса организует и контролирует прохождение практики в соответствии с программой и утвержденными графиками;
-обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
-контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает руководству кафедры обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;
-осуществляет учет работы студентов-практикантов;
-организует совместно с руководителями практики от кафедры перемещение студентов по рабочим местам;
-отчитывается перед руководством организации за уровень проведения практики.
Отличительные моменты учебной и производственной практики в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ).
Для чтения спецкурсов приглашались также ведущие сотрудники туристских фирм, гостиниц, сервисных организаций, анимационных агентств, музеев. В результате была сформирована система подготовки высококвалифицированных кадров для сервисных предприятий г. Новосибирска и Сибирского региона [24].
За годы работы кафедры было налажено сотрудничество с ведущими туристскими фирмами г. Новосибирска («Акрис», «Олимпия-райзен Сибирь», «S7 TOUR», «Новая стихия»); гостиницами («Обь», «Новосибирск», «Сибирь»), организациями социально-культурной сферы, музеями г. Новосибирска и Новосибирской области, «Сибирской Ярмаркой», в которых студенты успешно проходят учебную, учебно-производственную и преддипломную практики. (Приложение В)
Выпускники делают успешную карьеру во многих сферах профессиональной деятельности: организационно-управленческой, туристско-экскурсионной, музейно-выставочной, научно-исследовательской.
Преподаватели стремятся активно участвовать в научной деятельности. За эти годы сложились основные научные направления кафедры:
-инновационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме
-формирование критериев качества услуги
-управление персоналом в гостиничном сервисе
-проблемы межкультурной коммуникации
-использование технологий культурного туризма для актуализации историко-культурного наследия
К научно-исследовательской работе привлекаются студенты, которые успешно участвуют в различных конкурсах и межвузовских олимпиадах по туризму и сервису, выступают с докладами на отечественных и международных конференциях и форумах.
Кафедра является организатором Межвузовского конкурса экскурсионных проектов и профессионального мастерства экскурсоводов, научно-исследовательских проектов: «Сибирский Дом», «Институт интересных идей».
На сайте университета была создана вкладка «Истории успеха выпускников <#"justify">Главной задачей факультета экономики и управления является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, бакалавров и магистров в области экономики, менеджмента, сервиса, туризма, педагогического образования для инновационного развития Томской области и Западно-Сибирского региона через эффективную организацию и высокое качество образовательного и научно-исследовательского процессов.
Деятельность факультета соответствует современным тенденциям развития высшего образования, которые обусловили необходимость интеграции образовательных программ Российской высшей школы в мировую образовательную систему.
Выпускники факультета востребованы в различных областях профессиональной деятельности: государственное и муниципальное управление, банковский сектор, страховые компании, финансово - кредитные организации, предприятия малого и среднего бизнеса, предприятия сервиса и туризма, гостиничный бизнес, индустрия моды и красоты, преподавательская деятельность в образовательных учреждениях.
Особенности процесса обучения на факультете экономики и управления ТГПУ.
Приоритетным направлением в деятельности факультета экономики и управления является повышение качества образования. Повышению качества образовательных программ, создаваемых на кафедрах факультета экономики и управления, а также уровня преподавательского мастерства способствует внедрение перспективных обучающих технологий, обеспечивающих выявление и развитие творческого потенциала студентов, организация стратегических партнерств с органами государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации, ведущими предприятиями регионов и отдельными значимыми бизнес-структурами [4].
Используя активные формы и современные методы преподавания, профессорско-преподавательский состав кафедр факультета формирует у студентов интерес к постижению будущей профессии, приобретению навыков самообразования, а также формированию способности к ведению научно-исследовательской деятельности. Преподаватели факультета осуществляют систематическую работу по освоению новых методов обучения, дистанционных технологий, разработке учебно-методических комплексов нового типа, активизации самостоятельной учебной и научной деятельности студентов.
В состав факультета входят:
-Кафедра экономической теории <#"justify">Программы профессиональной переподготовки
Факультет реализует программы профессиональной переподготовки на базе высшего профессионального образования по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения. Продолжительность курса обучения по программам профессиональной переподготовки - 1 год (510 часов) / 2 года (720 часов и выше).
По результатам итоговой государственной аттестации слушателю выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, удостоверяющий право профессиональной деятельности по освоенной программе.
-Программа переподготовки: Национальная экономика, код 080103.65 <#"justify">Программы повышения квалификации НГПУ:
Факультет реализует различные курсы повышения квалификации. Продолжительность обучения на курсах повышения квалификации - 72 часа. Форма обучения: очная (без отрыва от производства - 4 академических часа в день, 2 дня в неделю, 2 месяца), с отрывом от производства (6 академических часов в день, 2 недели)
По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.
-"Основы предпринимательской деятельности" <#"justify">Организация учебной и производственной практики для бакалавров в Томском государственном педагогическом университете:
Выбор места прохождения практики происходит на основании темы выпускной квалификационной работы, что позволит собрать необходимый материал для практической части. Методическое руководство производственной практикой осуществляется научным руководителем от кафедры [21]. Он оказывает помощь в организации прохождения практики, проводит консультации, контролирует ход прохождения практики и проверяет отчеты. Руководитель имеет право при отсутствии необходимых материалов изменять индивидуальную программу практики с учетом возможностей предприятия. Для руководства практикой на каждом предприятии назначается руководитель из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование. Руководитель утверждается приказом директора. Руководитель должен оказывать студентам помощь в сборе необходимых материалов, контролировать выполнение программы и ведение дневника, распределять студентов по подразделениям, проводить консультации и при необходимости организовывать консультации квалифицированных специалистов по отдельным разделам программы. В период прохождения практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка, действующим на данном предприятии. В случае нарушений на них могут взыскания вплоть до снятия с практики. Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв от руководителя или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются на практику вторично или отчисляются из университета. В первый день явки на предприятие студенты должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности [20]. Приступать к прохождению практики без инструктажа по технике безопасности запрещается. Возникающие в ходе практики вопросы решаются на месте с руководителями практики от предприятия и кафедры. Срок прохождения практики - 5 недель в 6 и 8 семестре [17]. Аттестация по итогам практик проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета (практическая часть ВКР) и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Задачи прохождения учебной и производственной практики для бакалавров:
-Закрепление знаний, полученных в процессе изучения дисциплин специализации;
-Овладение навыками информационно-творческой, социально-психологической, информационно-коммуникационной, информационно- управленческой, рекламно-информационной, информационно-аналитической, информационно-референтской, культурно-просветительской, организационно- рекламной, информационно-социологической, научно-исследовательской деятельности;
-Анализ деятельности туристского предприятия;
-Разработка проекта совершенствования деятельности туристского предприятия. Задачи практики конкретизируются в индивидуальном задании, которое составляется с учетом специализации студента и темы выпускной квалификационной работы (ВКР).
Тема ВКР согласуется с руководителем и утверждается выпускающей кафедрой. Собранный студентами на практике материал служит основой для выполнения выпускной квалификационной работы. Содержание материала зависит от особенностей производственной деятельности, специфики конкретного предприятия, темы выпускной работы. Практика осуществляется на основе договора между Университетом и предприятием. Если студент самостоятельно находит место практики, в этом случае по необходимости может быть оформлен договор или ходатайство на практику. Студент также может самостоятельно договориться с руководителями предприятия о прохождении практики, в этом случае он своевременно информирует кафедру о месте прохождения практики. При выборе предприятия студент может учитывать свои профессиональные интересы, рассматривая предприятие не только как базу для прохождения практики, но и как возможное место будущей работы [22].
Основной формой проведения данного вида практики является участие студентов в работе одного из туристских предприятий, выбранного в качестве объекта практики. Организация производственной практики позволяет в дальнейшем обеспечить трудоустройство выпускников. (Приложение Г)
Формирование новых экономических отношений в стране вызвало изменение рынка труда. Открываются новые виды бизнеса, появляются новые профессии. Во многих сферах профессиональной деятельности становится очень актуальной идея о непрерывном образовании в течение всей жизни. В этих условиях общество нуждается в профессионалах, имеющих качественное базовое педагогическое образование.
Выпускники Университета имеют навыки и возможности не только для ведения научной и преподавательской работы, но и смогут работать специалистами в образовательных и консалтинговых службах организаций и фирм, в проектных, внедренческих или сервисных бизнес-компаниях, в госструктуре. Областями трудоустройства выпускников будут являться государственные и международные институты, организации, фонды, образовательные центры, частные финансовые корпорации, банки, консалтинговые агентства, госпредприятия и пр.
В Университете большое внимание уделяется данному направлению деятельности. Для чего проводятся игровые и тренинговые занятия, ориентированные на готовность к гибкой смене профессий и активного трудоустройства, на формирование умения соотнести свои желания со способностями и с запросами социума, а также умение искать и определять возможности подготовиться к сделанному выбору и планировать свою профессиональную карьеру.
Также осуществляется психологическое сопровождение с учетом будущей профессиональной деятельности выпускников и в соответствии с профессиональной спецификой. Помимо знаний по вопросам самопрезентации и профориентации, полученных во время лекций, семинарских занятий, тренингов, организуются встречи с психологами-профконсультантами [13].
Организация временной занятости студентов в Томском государственном педагогическом университете:
Большое количество студентов ТГПУ имеют желание работать в свободное от учебы время. Информация об имеющихся вакансиях им предоставляется отделом содействия занятости, профкомом студентов и студенческим клубом университета. Профком студентов ТГПУ тесно сотрудничает с фирмами и агентствами, которые предоставляют базу вакансий для студентов как педагогических так и непедагогических профессий.
Студенты университета ежегодно участвуют в Чемпионате г. Томска по рафтингу и гребному слалому. Состоялся он на р. Ушайка!!! Ушайка каждый год становится местом первых весенних стартов у гребцов и рафтеров. Нынешние соревнования собрали 80 спортсменов из Томска и Новосибирска... Наверное многие знают, что Томские слаломисты из клуба "Одиссей" кроме гребного слалома более чем серьезно занимаются рафтингом. И недавно парни достигли высочайшей вершины в этом виде бурноводинга - завоевали золотые медали Чемпионата Мира - в слаломе, длинной гонке и комплексном зачете!
Путь к победе был очень непростым. В первый день соревнований Одиссеи завоевали две бронзы - в спринтах и параллельных спринтах. Это стало хорошим заделом на будущее, так как Томский конек - это слалом. У команды есть даже неофициальное звание "Короли слалома". И они подтвердили его, создав отрыв от ближайших преследователей на 24 секунды!!! Спортсмены понимают, что такое отрыв в 24 секунды на Чемпионате Мира...
В длинной гонке все также сложилось удачно для томичей. Из-за низкого уровня воды параллельный старт заменили на раздельный, что дало ребятам возможность сконцентрироваться и выложиться на максимум. В итоге - отрыв от второго места на 2 минуты, золото в гонке и золото в комплексном зачете.
Открытию университета предшествовала большая работа, проведенная Алтайским краевым комитетом партии.Первый секретарь крайкома КПСС Александр Васильевич Георгиевв своей служебной записке "Об организации Алтайского государственного университета" в Минвуз СССР 6 декабря 1972 года обосновал необходимость открытия в Алтайском крае нового высшего учебного заведения с многопрофильным обучением: регион остро нуждался в высококвалифицированных специалистах.
В 1972 году крайком КПСС и крайисполком обратились к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу с аргументированным письмом об открытии на Алтае университета. 27 декабря 1972 года секретариат ЦК КПСС рассмотрел его и признал создание Алтайского университета вполне обоснованным и своевременным. 31 декабря 1972 года бюро крайкома и крайисполком приняли постановление "Об организации Алтайского государственного университета", в котором определили практические меры по созданию вуза. 27 марта 1973 года Совет Министров СССР принял Постановление № 179 об открытии университета в Барнауле. 25 мая 1973 года соответствующее Постановление № 279 принял Совет Министров РСФСР. Во исполнение принятых решений министры высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР издали приказы №№ 274 и 229 об организации Алтайского государственного университета. В сентябре 1973 года в АГУ начался учебный процесс [3].
Приказом Минвуза РСФСР № 253 от 29 мая 1973 года была обозначена первоначальная структура университета. В соответствии с ней университет должен был иметь пять факультетов: историко-филологический, юридический, экономический, химико-биологический, физико-математический [23]. Обучение предусматривалось по 9 специальностям: истории, филологии, юриспруденции, экономике труда, планированию и организации промышленного производства, химии, биологии, физике, математике, экономической кибернетике. Открытие этих специальностей предполагалось поэтапно. В 1973 году началась подготовка историков, филологов, юристов, экономистов. В следующем году - химиков, биологов, математиков, физиков. В дальнейшем структура университета подверглась некоторым изменениям [19].
В 1973 году начали функционировать юридический и историко-филологический факультеты, ещё не утвержденные Минвузом РСФСР (приказ об их организации издан 2 января 1974 года).
мая по рекомендации краевого комитета КПСС министр высшего и среднего специального образования РСФСР назначил ректором Алтайского государственного университета кандидата исторических наук доцента Неверова В.И.
Международные связи Алтайского государственного университета:
В последнее время все больше иностранных студентов приезжают учиться в вузы Алтайского края. И этому есть несколько вполне объяснимых причин.
1.Экономическое сотрудничество, активно развиваемое в последнее время как правительствами России и стран СНГ, так и бизнес-структурами, порождает потребность в хорошо подготовленных кадрах, владеющих русским языком.
2.Высокий уровень образования, сохранившийся в крупных государственных вузах Алтайского края, делает Алтайский край популярным местом учебы для студентов соседних государств.
.Географическая близость Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Алтайского края и, как следствие, недорогие билеты и возможность студентам съездить домой на каникулы.
.Интерес к России как стране с яркой и самобытной культурой, чья судьба тесно переплетена с судьбами стран бывшего СССР.
.Обучение в Алтайском крае обходится значительно дешевле, чем в европейской части России или в Европе в целом. К примеру, $2500 на подготовительном факультете АлтГУ, $2000-3000 в год на программах бакалавриата и магистратуры.
.Абитуриенты из Казахстана, Киргизии и Таджикистана могут поступать в российские вузы на бюджетные (бесплатные) места.
Все вышеперечисленное делает Алтайский край привлекательным для иностранных студентов.
АлтГУ проводит международный студенческий форум-«Алтай Азия» <#"justify">Наука в Алтайском государственном университете:
Университетом проводятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в рамках 12 приоритетных направлений развития гуманитарного и естественно-научного профиля. Результаты исследований ученых университета широко известны как в России, так и за рубежом. Высокая конкурентоспособность и качество научных разработок подтверждаются традиционными победами в конкурсных мероприятиях различного уровня, в частности, в 2013-2014 гг.:
-на Международной выставке изобретений «INVENTIONS GENEVA» в Швейцарии - золотая медаль;
-на 11-й Международной выставке инноваций в Хорватии (Загреб, 5октября 2013 г.) - серебряная медаль;
-на 7-м Международном биотехнологическом форуме - выставке «Росбиотех-2013» - одна золотая и четыре серебряных медали;
-на международной выставке в Женеве - бронзовая медаль за разработку селективного способа очистки детонационного наноалмаза;
-на Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест» (Москва) представители университета вошли в тройку лучших.
Только Алтайский государственный университет имеет современные научные центры по приоритетным направлениям развития науки:
-Российско-американский противораковый центр;
-Алтайский центр прикладной биотехнологии;
-Научно-исследовательский институт биологической медицины;
-12 совместных научно-исследовательских лаборатории в рамках соглашения с академическими институтами РАН;
-Учебно-исследовательский комплекс «Первая ступень» (5 специализированных лабораторий для реализации инновационных программ бакалавриата и магистратуры).
Работает межфакультетское студенческое конструкторско-технологическое бюро «У.М.Н.И.К.», оснащенное современным измерительным, лабораторным, монтажным и презентационным оборудованием. Данное бюро работает в открытом формате, на его базе любой студент естественно-научных факультетов имеет возможность проводить свои исследования.
Географический факультет АлтГУ.
Географический факультет <#"justify">Основные структурные подразделения факультета:
- Кафедра природопользования и геоэкологии <#"justify">-физическая география;
-ландшафтоведение и ландшафтное планирование;
-рекреационная география и туризм;
-географические информационные системы.
Профессорско-преподавательский состав занимается исследованиями в области эволюционной географии, ландшафтоведения, рекреационной географии и туризма.
Совместно с другими кафедрами факультета на базе компьютерного класса (ГИС-Центра) с использованием современной компьютерной техники, новейшего программного обеспечения проводятся исследования в области создания геоинформационных систем.
Отличительные моменты учебной и производственной практики в Алтайском государственном университете:
Важное место в учебном процессе занимает студенческая учебная и производственная практика <#"justify">Выпускники факультета работают в системе охраны природы и природопользования, высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, проектных организациях, в сфере рекреационных услуг и туристического бизнеса, а так же в школах города и края.
Работа всего университетского коллектива направлена на решение важных социальных задач-оздоровление студентов и сотрудников АлтГУ средствами физкультуры и спорта и привитие потребности в активном образе жизни.
Основные мероприятия
-Спартакиада студентов АлтГУ;
-Спартакиада «Бодрость и здоровье» (для преподавателей и сотрудников АлтГУ);
-День спорта;
-Фестиваль пляжных видов спорта «Буревестник»;
-Участие в городских, краевых, окружных, российских и международных соревнованиях по туризму в составе сборных команд спортивных секций АлтГУ.
Университет организует туристические мероприятия различных уровней. Так, например с 24 по 27 июля 2014 г. на базе студенческого спортивно-оздоровительного обучающего лагеря Алтайского государственного университета «Озеро Красилово» проходил Городской туристический слет молодежных организаций Барнаула «Живи ярко!».
Организаторами мероприятия стали Комитет по делам молодежи администрации города Барнаула, Алтайский государственный университет, Лига студентов АлтГУ. Более ста молодых людей, представителей разных учебных заведений и общественных организаций откликнулись на призыв организаторов и в течение четырех дней работали на площадках слета!
Впервые на базе «Озеро Красилово» было проведено одно из знаковых и значимых городских мероприятий - Туристический слет молодежных организаций Барнаула. Стоит заметить, что подобные слеты проводились ранее по инициативе предыдущего руководителя комитета по делам молодежи города Барнаула, Ю.Н. Еремеева на озере Белое (Колывань), озере Уткуль (Троицкий район) в Горном Алтае. И вот, после длительного перерыва, была выбрана новая молодежная площадка, построенная молодежью и для молодежи, - лагерь Лиги студентов АлтГУ на берегу озера Красилово.
Как заметил Антон Анатольевич Целевич(помощник ректора, начальник управления по внеучебной и воспитательной работе АлтГУ), цель, которую ставят перед собой организаторы слета, - консолидация активной, целеустремленной молодежи Барнаула, налаживание эффективного взаимодействия студенческих организаций вузов города, а также иных молодежных организаций Барнаула - была достигнута на все сто процентов!
Туристический слет собрал самые активные молодежные общественные объединения Барнаула. Четыре дня «плечом к плечу» - от обустройства палаточного лагеря, туристических и спортивных состязаний до мозговых штурмов на благо молодежи города и края!
Взаимопомощь и слаженность понадобились участникам Слета для успешного участия в «Tourist Battle». Каждая команда боролась за право быть первыми как на этапах пешего и водного туризма, так и в общем зачете. За организацию взялись географический факультет университета и Ассоциация детского и молодежного туризма. По итогам нелегкого дня лучшие из лучших получили свои заслуженные награды, дипломы, медали, кубки.
Программа третьего дня состояла из двух частей. Первая была посвящена спортивным состязаниям и имела модное название «СПОРТСМЕН 80 lvl». Футбол, волейбол и перетягивание каната не оставили равнодушными даже самых неспортивных скептиков! Сила духа участников и стремление к лидерству сделали состязания почти профессиональными, а финальные схватки напряженными, но все же очень веселыми. Организаторами этапа выступили университет и Ассоциация студенческих спортивных клубов России.
Вторая половина дня была посвящена интеллектуальной работе. В рамках дискуссионной площадки «Перспективы развития молодежной политики Барнаула и Алтайского края» Кирилл Юрьевич Гусев(председатель клуба парламентских дебатов «Форум») иВладимир Викторович Гудков(председатель комитета по делам молодежи администрации Барнаула) рассказали о динамичном развитии молодежной политики в Барнауле, о планируемой долгосрочной программе 2015-2020 гг., о тех возможностях, которые открыты для молодежи в Барнауле и Алтайском крае.
В рамках дискуссионной площадки о большой значимости и широких возможностях молодежных общественных объединений рассказал Сергей Юрьевич Канарев - председатель Совета алтайской краевой общественной организации «Молодые журналисты Алтая», член Совета Общественной палаты Алтайского края.
Здесь же с приветственным словом и информацией об обеспечении общественного порядка и противодействии экстремизму выступил Андрей Николаевич Мулинцев - подполковник полиции, заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) Управления МВД России по городу Барнаулу.
По итогам дискуссии участникам было предложено озвучить, какие, на их взгляд, мероприятия, стратегические направления в сфере молодежной политики и объекты инфраструктуры еще необходимы г. Барнаулу.
Все поступившие предложения были зафиксированы и переданы председателю комитета по делам молодежи администрации Барнаула. По словам Владимира Викторовича, хорошие идеи будут включены в программу стратегического развития молодежной политики г. Барнаула на 2015-2020 гг. с условием их концептуального и принципиального соответствия программе и детальной дальнейшей проработки. Более того, между комитетом по делам молодежи администрации Барнаула и общественными организациями, представленными на слете, было заключено Соглашение о дальнейшем сотрудничестве [8].
Участников слета ожидала и развлекательная программа: спортивные соревнования «не в зачет», купание в теплом озере, молодежная дискотека и, конечно же, обязательный атрибут туристического слета - вечерний костер.
По итогам слета каждому участнику за успешное освоение программы городского туристического слета «Живи ярко!» был вручен сертификат. Победителям по видам спорта и туризма, консолидирующим блокам «Tourist Battle» и «СПОРТСМЕН 80 lvl», а также абсолютным победителям спортивно-туристической программы слета вручены дипломы. Благодарностями комитета по делам молодежи администрации города Барнаула были награждены соорганизаторы Слета от университета и Лиги студентов АлтГУ.
Организаторами мероприятия выступили Комитет по делам молодежи администрации города Барнаула, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», АКМОО «Лига студентов АлтГУ» при поддержке географического факультета АлтГУ, Ассоциации детского и молодежного туризма Алтайского края, Туристического клуба «Вертикаль» АГАУ, Барнаульского клуба альпинистов. Целью слета являлась консолидация активной, целеустремленной молодежи Барнаула, налаживание эффективного взаимодействия студенческих организаций вузов города, а также иных молодежных организаций Барнаула. Программа мероприятия включала в себя презентацию деятельности и наиболее важных проектов организаций-участников, туристические и спортивные состязания, дискуссионные площадки на тему перспектив развития молодежной политики города Барнаула и Алтайского края, творческие и оздоровительные мероприятия [10]. Руководителями программы слета стали:
Владимир Викторович Гудков - председатель комитета по делам молодежи администрации Барнаула, Антон Анатольевич Целевич - помощник ректора, начальник управления по внеучебной и воспитательной работе АлтГУ, председатель Лиги студентов АлтГУ;
направление «туризм»: Ирина Юрьевна Саютина - географический факультет АлтГУ, Антон Владимирович Сергеев - Ассоциация детского и молодежного туризма;
направление «спорт»: Дмитрий Владимирович Чекалин - директор СДЮШОР «Алтай», Максим Юрьевич Варавин - сопредседатель ОМОО «Ассоциация студенческих спортивных клубов» России;
дискуссионная площадка «Перспективы развития молодежной политики Барнаула и Алтайского края»: Кирилл Юрьевич Гусев - председатель клуба парламентских дебатов «Форум»;
круглый стол «Охрана общественного порядка»: Андрей Николаевич Мулинцев - подполковник полиции, заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) Управления МВД России по городу Барнаулу.
Туристический клуб Алтайского государственного университета
Туристический клуб был создан в университете в апреле 2011 года.
Клуб работает в структуре Управления воспитательной и внеучебной работы. Руководитель клуба -Андрей Викторович Дудник <#"justify">-организует и проводит сборы, походы, экспедиции, историко-культурные экскурсии и другие туристско-спортивные мероприятия на территории Алтайского края, России и за рубежом студентов и сотрудников университета;
-содействует повышению безопасности прохождения учебных полевых практик, спортивных маршрутов, походов;
-организует и проводит школы туристической подготовки всех уровней;
-организует маршруты экологической направленности по территории Алтайского края;
-проводит подготовку и аттестацию инструкторов и организаторов туризма;
-организует и проводит соревнования по технике туризма и туристическому многоборью;
-готовит команды к участию в соревнованиях по туристическому многоборью:
-разрабатывает образовательные программы, учебно-методические материалы по различным видам туризма;
-разрабатывает и внедряет в практику новые технические и тактические приемы, призванные повысить безопасность на маршрутах;
-изучает и обобщает отечественный и зарубежный опыт развития туризма и экскурсионной деятельности;
-участвует в информационных проектах по спортивному туризму.
2. Основы организации учебной и производственной практики для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» в «Алтайском государственном техническом университете»
.1 Основы организации учебной и производственной практики в Алтайском государственном техническом университете для студентов, обучающихся по направлению «Туризм»
Алтайский Государственный Технический Университет им. И.И. Ползунова, который входит в число крупнейших вузов России и является центром образования, науки и культуры Алтайского края, был образован на базе Запорожского машиностроительного института, эвакуированного в Барнаул в конце1941г.
Учебные занятия в университете начались23 февраля 1942 г, а в мае 1943выпустили первых 13 инженеров.
Первым директором технического вуза на Алтае стал Исаков Л.Г., который оставался на этом посту до 1952 г[11].
С декабря 1943 г. ВУЗ стал называться Алтайским машиностроительным институтом, а в августе 1947 г. он был преобразован в институт сельскохозяйственного машиностроения. В1944 г. у института появилось собственное студенческое общежитие, а также дом для преподавателей и помещения для лабораторий, кабинетов, библиотеки.
Первый год послевоенный отмечен в истории вуза образованием филиала вечернего факультета в г. Рубцовске, организатором и первым руководителем которого был профессор Животовский Т.А..
В 1945−46 гг. у вуза было два факультета: автотракторный и механико-технологический, на которых обучалось 447 студентов; на 12 кафедрах работали 47 штатных преподавателей. Огромное внимание уделялось методической работе: проводились открытые лекции, конференции преподавателей, методические семинары, выпускались учебные пособия для студентов, разрабатывались частные методики преподавания, студенты активно участвовали во внеаудиторной работе. Преподаватели и студенты сами конструировали необходимые для учебы приборы. Руководство института организовывало связи с предприятиями города и края; на базе вуза проводились научно-технические конференции и сессии [14].
Регулярно выпускался боевой листок, а также институтская стенгазета, студенты посещали хоровой, хореографический и драматический кружки. В спортивных секциях занималось более половины студентов. При вузе работал магазин, были сапожная и пошивочная мастерские. Подсобное хозяйство института состояло из 100 га земельных угодий и водного участка для рыболовства. Обеспечивая себя продовольствием, институт в то же время поставлял государству зерно, молоко, мясо, шерсть. Студентам, сотрудникам и преподавателям предоставлялись земельные участки под огороды. Практически все, получали путевку в санаторий или дом отдыха. Малообеспеченным студентам оказывалась материальная помощь. Дети работников института и студентов имели возможность отдыхать летом в пионерских лагерях.
Период с 1947 г. по 1959 г. стал важным этапом в летописи института. За это время окрепла его материально-техническая база, сложился коллектив преподавателей и сотрудников, увеличилось число выпускаемых специалистов: ежегодно дипломы инженеров получали 110−130 выпускников. С весны1952 г. по 1960 г. директором (ректором) вуза работал доцент К.Д. Шабанов.
мая 1959 г., согласно правительственному решению, на базе АИСХМ был учрежден политехнический институт. В этом же году появился вечерний факультет в г. Бийске, позже реорганизованный в филиал Алтайского политехнического института.4 мая 1961 г. институту было присвоено имя талантливого русского изобретателя И.И. Ползунова. К тому времени на всех отделениях института училось уже более 2 тыс. студентов. Статус «политехнический» стал мощным стимулом для развития вуза.
Летом1959 г. началось строительство учебно-производственного корпуса и двух новых общежитий, а осенью - главного учебного корпуса АлтПИ. В1960−1966 гг. строились новые учебные корпуса, студенческие общежития; улучшилось техническое снабжение лабораторий, мастерских и учебных кабинетов. Институт начал работать по-новому; состав научно-педагогических кадров вырос количественно и качественно, многие специальности начали массовый выпуск инженеров. С появлением политехнического института инженерные профессии в Барнауле и на Алтае стали очень престижными.
Только благодаря актовому залу и просторным аудиториям АлтПИ, в которых проходили фестивали, молодежные диспуты, капустники, дни поэзии, танцевальные вечера, институт стал центром молодежной культуры города.
С историей вуза тесно связано имя профессора В.Г. Радченко, лауреата Ленинской премии, бывшего главного инженера Барнаульского котельного завода, назначенного ректором в1960 г. В течение 27 лет он руководил вузом, вкладывая в дело образования весь свой талант организатора, обширные знания и опыт.
К середине80-хгодов на трех факультетах - дневном, вечернем и заочном - в Барнауле, Бийске и Рубцовске по27специальностям обучалось более12 тысяч студентов. Существовало подготовительное отделение и специальные курсы. На 68 кафедрах было занято почти800 преподавателей, в том числе 20 профессоров, докторов наук, и 450 доцентов, кандидатов наук.
В 1987г. ректором института на конкурсной основе был избран выпускник Томского политехнического вуза В.В.Евстигнеев, доктор физико-математических наук, профессор, ныне заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии высшей школы и Международной академии информации.
В декабре 1992 г. приказом Госкомитета по высшему образованию политехнический институт был переименован в Алтайский государственный технический университет.
В2007ректором АлтГТУ был избран Лев Александрович Коршунов кандидат экономических наук, доцент.
февраля 2012 г. в должность ректора АлтГТУ вступил Олег Иванович Хомутов д.т.н., профессор.
марта 2013 г. на конференции трудового коллектива большинством голосов на пост ректора АлтГТУ был избран профессор д.т.н., Александр Андреевич Ситников.
Гуманитарный факультет является одним из ведущих подразделений АлтГТУ, здесь работает свыше 200 преподавателей и сотрудников, очно обучаются около 500 студентов. В состав Гуманитарного факультета входит 9 кафедр, как выпускающих, так и общеобразовательных, реализующих блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Выпускающие кафедры:
-«Регионология»
-«Реклама и связи с общественностью»
-«Сервис и туризм»
-«Философия и социология»
Общеобразовательные кафедры:
-«Английский язык»
-«История Отечества»
-«Культура и коммуникативные технологии»
-«Немецкий и французский языки»
-«Правоведение и политология»
Помимо этого в структуру факультета входят:
-Центр культуры
-Социологическая лаборатория
-Центр гендерных исследований и гендерного образования
-Центр технических средств обучения иностранным языкам.
Гуманитарный факультет АлтГТУ выпускает специалистов и бакалавров по целому ряду направлений подготовки, востребованных на рынке труда. На факультете также осуществляется подготовка магистров по направлению «Туризм». Наиболее талантливые выпускники, желающие заниматься наукой, имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре. Преподавателями и аспирантами Гуманитарного факультета постоянно ведется активная научно-исследовательская работа.
Международная деятельность Гуманитарного факультета направлена на сотрудничество с зарубежными вузами в рамках образовательных и научных программ, а также на участие в международных конкурсах грантов и научных конференциях. Осуществляется сотрудничество с университетами и колледжами Польши, США, Франции, Германии, Бельгии, Китая, Монголии, Казахстана. Ведется активная работа с иностранными студентами. В рамках договоров о сотрудничестве студенты и преподаватели имеют возможность проходить стажировки в различных зарубежных вузах. Факультет неоднократно участвовал в грантах программы ТEMPUS, одной из самых известных международных программ.
Международные научно-образовательные проекты
-TEMPUS - «Магистерская программа для Сибирских вузов»
-TEMPUS - «Сеть ресурсных центров по туризму в России»
-TEMPUS - «Special Training for New Market Oriented Institutions»
-ERASMUS MUNDUS-Программа, направленная на повышение качества высшего европейского образования и европейского международного сотрудничества и международных связей.
Среди выпускников Гуманитарного факультета много высоко востребованных, успешных специалистов, работающих в различных отраслях экономики, как в Алтайском крае, так и в целом по России и за ее пределами [16].
Факультет тесно сотрудничает с университетами Германии, Великобритании, Франции, Испании, Китая и активно участвует в международных программах, в том числе и по обмену преподавателями и студентами. В АлтГТУ создан Центр, координирующий работу, связанную с реализацией международной образовательной программы «TEMPUS».Благодаря участию нашего факультета в работе данной программы, преподаватели и магистранты направления «Туризм» имели возможность стажироваться за рубежом, а также участвовать в работе семинаров и мастер-классов с зарубежными партнерами в режиме онлайн.
Студенты направления «Зарубежное регионоведение» имеют возможность совершенствовать китайский язык посредством стажировок в вузах КНР.В рамках вузовских и внутрифакультетских факультативных программ студенты всех направлений факультета могут дополнительно изучать испанский, китайский и французский языки.
Во время учебы студенты имеют возможность постоянного общения с практикующими специалистами в области рекламы, социальной работы, международных отношений, специалистами в сфере сервиса и туристских услуг. Студенты нашего факультета отличаются высокой культурой, хорошими показателями в учебе, активностью в научно-исследовательской сфере, открыты познанию нового, доброжелательны, как и положено гуманитариям, коммуникабельны и мобильны.
Методика учебной и производственной практики бакалавриата по направлению подготовки «Туризм»:
Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО). Практика
представляет одну из форм учебного процесса по направлению подготовки (100400.62) "Туризм".
Практика проводится на передовых предприятиях, в учреждениях и организациях туристской сферы любых организационно-правовых форм (далее организациях) согласно приказу по университету, выпущенному не позднее, чем за неделю до начала практики.
Объемы практики обусловлены государственными образовательными
стандартами по соответствующим направлениям подготовки ВПО. Цели и задачи практики определяются ГОС ВПО и примерными программами практики, рекомендуемыми соответствующими УМО. Основным нормативным и учебно-методическим документом по организации и проведению практики является программа практики.
Цель практики - проверить усвоение студентами теоретических знаний, полученных в процессе учебы; помочь студентам глубже осознать проблемы, связанные с практикой туристкой деятельности; овладеть технологиями и методами туристской работы.
Виды практики
Основными видами практики студентов являются учебная и производственная практики. Каждый вид практики имеет свои задачи и место в курсе профессиональной подготовки выпускника, а также разные формы оценки деятельности студентов.
Учебная практика может включать в себя несколько этапов. Например, ознакомительная практика в организациях, практика по компьютеризации, по получению первичных профессиональных умений в учебных мастерских, лабораториях университета и т.п. Перечень учебных практик определяется вузом.
К производственной практике относятся: практика по профилю специальности, научно-исследовательская практики.
Организация практики для студентов бакалавриата
Цель учебной практики - проведение практики на рабочих местах предприятия (учреждения, организации) или иного объекта туристской индустрии; предоставление студенту работы (или возможность работы в качестве дублера) на основных должностях работников туристской индустрии на предприятиях (учреждениях, организациях) и иных объектах туристской деятельности по профилю получаемого студентом образования, подготовка студента к выполнению отчета по учебной практике.
В том числе:
Для студентов 1 курса:
-дать общие представления о предприятии (учреждении), его сфере действия, управленческих и иных связях, характере взаимодействия с потребителем услуг, соотнесенных с общими целями ООП ВПО, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере туризма, а так же опыта самостоятельной профессиональной деятельности;
- овладеть навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в производственных, бытовых условиях и в чрезвычайных ситуациях, навыками оказания первой медицинской помощи;
- овладеть навыками анализа и составления договорной документации;
- овладеть основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере.
Для студентов 2 курса:
-- овладеть основами туроперейтинга и механизмами построения взаимоотношений между туроператорами и контрагентами туристской деятельности, оперативной информацией о текущем состоянии отдельных участников туристской деятельности в России и за рубежом;
-- основами разработки и реализации производственных программ и стратегий в туризме;
-- овладеть основами создания новых туристских продуктов и услуг с использованием современных технологий и методов проектирования;
-- основами разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации туристского продукта, мониторинга туристской индустрии;
-- овладеть основными приемами эффективных продаж туристского продукта;
-- основами оценки удовлетворенности потребителей услугами туристской индустрии, соответствия стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации;
- овладеть основами формирования и продвижения туристских продуктов и услуг, соответствующих запросам потребителей.
Основными задачами практики для студентов бакалавриата 1 курса являются:
-закрепление и углубление знаний, полученных в процессе первого года обучения;
-знакомство с предприятиями туристской сферы, их технологическими, организационными и функциональными процессами;
-изучение и анализ практического опыта конкретной организации в развитии туристских услуг;
-овладение профессиональной терминологией основ туризма;
-закрепление и углубление теоретических знаний по организационным основам туристской индустрии, структуре туристской отрасли, особенностям правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности ;
-освоить офисные технологии и специальное программное обеспечение туристской деятельности, интернет технологии;