Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    271,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры и спорта

Кафедра теории и практики физического воспитания






Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации


Семенова Наталья Петровна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

ст. преподаватель Т. Д. Владова

Допущена к защите зав. кафедрой ТиПФВ

д.п.н., профессор____________С. С. Коровин


Оренбург - 2011

Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

.1 Специфические особенности спортивной тренировки спортсменов-лаптистов

.2 Дидактическое обеспечение учебно-тренировочного процесса лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

.3 Особенности специально-физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

Глава II. Обоснование эффективности методики формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

.1 Организация и методы исследования

.2 Содержание методики специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

.3 Результаты проведения эксперимента и их обсуждение

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в научной и научно-методической литературе по лапте нет обоснованной системы взглядов, регламентирующих процесс специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов относительно этапов спортивной подготовки. В частности нет четких обоснованных рекомендаций по специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

В систему специальной физической подготовки лаптистов выделяют различные ее составляющие: координационные способности, быстроту, скоростно-силовые способности, специальную выносливость. Однако, наиболее важными компонентами физической подготовки лаптистов являются - скоростно-силовые и координационные способности, а так же специальная выносливость. Еще не достаточно определены специальные комплексы средств и методов тренировки в этом направлении так, чтобы все способности сочетались с технико-тактическими элементами, а не только в собственном выражении (21; 30).

Физическая подготовка лаптистов состоит из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь. В подготовительный период велики объемы общефизической работы. В соревновательный период возрастает объем специализированной работы. В рамках специальной физической подготовке уделяется много времени воспитанию скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов.

Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления спортсменом-лаптистом предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений. При этом важна и четкая скоординированность действий спортсмена при выполнении технико-тактических элементов входе игры.

В этой связи, разработка специальной методики формирования специально-физической подготовленности лаптистов является достаточно актуальным.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать содержание методики формирования специальной физической подготовленности лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Объект исследования: физическая подготовка лаптистов.

Предмет исследования: специальная физическая подготовка лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Основными задачами научного исследования явились:

1.  Выявить особенности специальной физической подготовки лаптистов в научной и научно-методической литературе.

2.  Выявить дидактическое обеспечение специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов.

3.      Разработать содержательное обеспечение методики формирования специальной физической подготовленности лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

.        Экспериментально обосновать эффективность содержательного обеспечения методики формирования специальной физической подготовленности лаптистов.

Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс специальной физической подготовки лаптистов будет улучшен при условии разработанности специального дидактического обеспечения и содержания методики, включающей: специально-подготовительные упражнения с максимальной и субмаксимальной мощностями; специальные физические упражнения с технико-тактическими элементами; специальные физические упражнения с собственным весом тела: собственные скоростно-силовые упражнения; игровые задания с элементами скоростно-силовой подготовки; упражнения на статическую выносливость.

Методологической основой исследования явились научные труды по спортивной подготовке А. Г. Фурмонова, В. Н. Платонова, Ю. Д. Железняка; по физической и технико-тактической подготовке спортсменов лаптистов И. О. Аголлустянова, А. В. Бердинского, В. С. Фролова, А. В. Бутовского, Н. Н. Черемухина.

База исследования: ДЮСШ №1 Первомайского района Оренбургской области.

Практическая значимость исследования. Разработанное содержание может использоваться в практике детских юношеских спортивных школ, в школах олимпийского резерва, в секциях по лапте.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

1.1    Специфические особенности спортивной тренировки спортсменов-лаптистов

По своей распространённости лапта занимает ведущее положение на Всероссийской спортивной арене. Игра в лапту стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие лапты как игры ради отдыха, игра в лапту стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности. Лапта - одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер лапты объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством лапты как средства физического воспитания является его специфическое качество - слаженность коллективных действий, а так же взаимосвязь между физической подготовленностью игрока и качеством технико-тактических действий. В свою очередь, под тренированностью в спорте вообще и в лапте в частности следует понимать высокий уровень развития специальных двигательных способностей, проявляющихся в совершенном владении спортивной техникой и тактикой при наличии отличных показателей функционального состояния всех систем человеческого организма. Иными словами, спортивная тренировка объединяет две стороны единого процесса, одной из которых является совершенствование двигательных способностей человека, а другой - улучшение его функциональных возможностей (34, 35).

К повышению двигательных способностей принято относить совершенствование двигательных навыков и необходимых для их успешного выполнения физических качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости. К повышению функциональных возможностей - улучшение деятельности внутренних органов и систем человеческого организма.
В действительности в процессе тренировки обе эти стороны представляют собой неразрывное целое (33, с. 12).

Однако, следует отметить, что в начале обучения двигательным действиям в лапте процесс тренировки выражен слабо, так как при освоении новых движений их выполнение осуществляется в замедленном темпе, без интенсивной физической нагрузки. По мере же овладения двигательными навыками наступает процесс тренинга, характеризующийся развитием физических качеств в единстве с совершенствованием спортивной техники и тактики на фоне высокоинтенсивных физических (работа большой мощности) и волевых напряжений (32, с. 15).

Решение задач формирования взаимосвязей между значимыми компонентами тренировки в спортивных играх не должно замыкаться на многократном выполнении соревновательного упражнения. Задачами комплексной подготовки являются: во-первых, осуществление связи между компонентами подготовки: физической и технической, технической и тактической, технико-физической и тактической; во-вторых, достижение стабильной надежности игровых навыков в сложных условиях соревнований; в-третьих, реализация эффекта всех видов подготовки в единстве игровых действий (32, 33).

Ведущими средствами здесь служат упражнения на "стыке" двух видов подготовки, направленные на установление взаимосвязи между ними, а также учебные, контрольные и календарные игры с системой заданий. Высшей формой интегральной подготовки являются спортивные соревнования. Взаимосвязь видов подготовки, их интеграция, осуществляется следующим образом. Первоначально решаются специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности. Затем решаются вопросы взаимосвязи: содействие решению задач одного вида подготовки, средствами другого вида. Это происходит в такой последовательности: физическая и техническая, физическая и тактическая, техническая и тактическая, все три вида подготовки вместе, посредством игровых фрагментов, учебных и контрольных игр, соревнований. Например, если у лаптиста не будет сформирован должный уровень скоростно-силовых способностей, но отработана биомеханика техники - то все равно качество технико-тактических действий будет низким за счет не хватки мощности движений. И наоборот, высокий уровень специально-физической подготовленности, при слабой технической подготовке, так же не позволит достичь эффективности техники.

Все компоненты спортивной тренировки спортсменов-лаптистов тесно взаимосвязаны и составляют единое целое, их выделение служит для более эффективного управления тренировочным процессом. В целом содержание спортивной тренировки лаптистов определяется следующими факторами: местом, которое она занимает как подсистема в системе подготовки спортсменов; закономерностями, присущими самой тренировке; особенностями контингента спортсменов (возраст, пол, уровень подготовленности); этапом многолетней подготовки, определением в нем наиболее эффективных и адекватных возрасту средств и методов.
 На протяжении последних лет широкое распространение и научное обоснование в спортивной лапте получает метод моделирования различных сторон мастерства, средств и методов тренировки. Эмоциональное состояние лаптистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает лаптисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества лаптистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры. Однако данные аспекты весьма поверхностны без целенаправленной установки специфических рефлекторных взаимосвязей в проявлении устойчивости к мышечной работе большой интенсивности (26; 28)

В свою очередь, высокий уровень специальной физической и технико-тактической подготовленности лаптистов может лимитировать и психологические факторы снижения качества техники (7; 8; 22).

Выполнение большинства приемов игры в лапте связаны со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра в лапту связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений при мышечной работы максимальной и субмаксимальной мощности (что при ударных действиях, что при защитных) (7, с. 15).

Эффективность технико-тактических действий в лапте в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением лаптистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Спортсмену-лаптисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем ломит его, одновременно распределяя свое внимание - определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников. Данные аспекты связаны с развитостью психических процессов спортсменов и с качеством проявления психомоторных процессов, что тренируется и закрепляется в непосредственных технико-тактических действиях во взаимосвязи со специальными физическими упражнениями (25, с. 23).

Основным содержанием деятельности сторон в соревнованиях по лапте является конкурентная борьба, реализуемая в конфликтных ситуациях от момента ее возникновения до разрешения. При этом необходимо разгадать планы соперника и маскировать собственные действия и намерения. Все это предъявляет и высокие требования к специально-физической подготовки лаптистов. Все это также это обуславливает необходимость формирования координированности в действиях лаптиста и его скоростно-силовой подготовленности (33;34).

Правильное и своевременное выполнение технического приема тесно связано с высокоразвитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу, точность направления и траектория передачи. При этом не стоит забывать, что столь сложно координированные действия осуществляются в условиях максимальной и субмаксимальной мощности (т.е. в условиях скоростно-силовой работы) (21, с. 15).

При выполнении технических приемов нужна точная дифференцировка мышечных ощущений. Точность и правильность выполнения верхних передач на первых этапах обучения требует большого терпения и тренированности. Необходимо включать в специальную физическую подготовку сложные по координации виды упражнений, различные акробатические и гимнастические упражнения, различные вращательные движения, всевозможные ускорения с мгновенной остановкой, упражнения на равновесие. Специальные физические упражнения способствуют формированию восприятия, развитию внимания и ощущений, в результате чего у лаптистов появляется высокоразвитое, специализированное комплексное качество. К ним можно отнести "чувство мяча", "чувство площадки", "чувство сетки", "чувство вpeмeни". В основе этого качества лежит точная дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения.

Таким образом, соревновательные действия лаптистов напрямую связаны со степенью проявления ими координационных и скоростно-силовых способностей, а так же специальных видов выносливости.

1.2    Дидактическое обеспечение учебно-тренировочного процесса лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

Рассматривая систему дидактического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов-лаптистов нельзя не затронуть основные принципы, средства, методы и формы организации учебно-тренировочного процесса. Именно из за качественного подбора данных категорий можно разработать адекватную методику или ее научно-методическое обеспечение по целенаправленному формированию не только технико-тактических действий спортсменов-лаптистов, но и развитию их специальных физических качеств (преимущественно скоростно-силовых и координационных) (12, с. 44).

В целом в учебно-тренировочном процессе лаптистов дидактическую основу составляют практически все традиционные принципы физической культуры: общесоциальные, общеметодические, специфические. Тем не менее можно выделить и предпочтение в избрании того или иного принципа в учебно-тренировочном процессе лаптистов.

Из общесоциальных - всесторонности, отражающий потребность социума в личности (личности-спортсмена), развитой всесторонне в отношении становления телесно-душевно-духовных возможностей. Его реализация связана со следующими условиями (требованиями):

обеспечение единства и комплексности обучающих, воспитательных и развивающих воздействий в становлении сущностных компонентов базовой культуры личности (нравственной, эстетической, трудовой, физической, гражданской, интеллектуальной) (12; 13).

обеспечение единства общих и специальных педагогических воздействий в отношении становления двигательной подготовленности личности.

Из общеметодических принципов физической культуры практически все имеют целесообразность своего использования: сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности, возрастной адекватности.

Тем не менее, в особую категорию входят следующие принципы.

Принцип наглядности предполагающий создание у занимающихся наглядных представлений в виде психического образа изучаемого содержания, при реализации следующих педагогических требований:

формирование возможно более точного зрительного и мысленного образа изучаемого материала, что достигается за счет: привлечения имеющегося у занимающихся двигательного и теоретического опыта; комплексным использованием средств зрительной наглядности; максимальной конкретизации наглядного материала (демонстрация именно того действия в лапте, которое следует освоить);

Принцип доступности в системе учебно-тренировочного процесса лаптистов отражает необходимость обеспечения целенаправленности от процесса освоения технико-тактических действий в избранном виде спорта; стимуляции физкультурно-спортивной деятельности при одновременном достижении постепенно развивающего эффекта (от известного к неизвестному, от простого к сложному).

Система специальных принципов в учебно-тренирвочном процессе лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации должна быть представлена в полном содержании, а именно: принципом углубленной специализации, направленности к высшим достижениям, единства общей и специальной физической подготовки, волнообразности и цикличности. Т.е. те компоненты, которые непосредственно формируют прочную идейную основу в отношении реализации учебно-тренировочного процесса.

Из всего разнообразия традиционных средств физической культуры наиболее приоритетными в системе формирования специальной физической подготовленности спортсменов лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации стали: специально-подготовительные упражнения (подводящие, развивающие), тренировочные формы соревновательных упражнений, гигиенические факторы, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности. При разработке содержательного обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов ведущими средствами все же стали: специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявленных способностей. Таким образом, они могут иметь самостоятельное значение либо являются содержанием какого-либо вида спорта (например, в первом случае точность движений может быть сформирована на кинематометре; во втором - за счет многократных бросков мяча в корзину в баскетболе).

Как правило, специально-подготовительные упражнения имеют достаточно узкоспециализированный характер воспитания специфических компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и личностных качеств и черт, обусловленных требованиями (задачами) физического образования и спортивной тренировки (19, с. 45).

В этой связи, в зависимости от преимущественной направленности, специально-подготовительные упражнения подразделяют:

на подводящие, способствующие освоению техники двигательных движений и действий;

на развивающие (подготовительные), обеспечивающие направленное воздействие на становление физических и личностных свойств и качеств (способностей).

Тренировочные формы соревновательных упражнений обеспечивали взаимосвязь технико-тактических действий лаптистов с специальными физическими упражнениями (4, с. 21).

Из всего многообразия методов физической культуры при разработке содержательного обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной специализации мы отдавали предпочтение следующим методам: избирательного, комплексного и сопряженного воздействия (группа методов преимущественной направленности на воспитание физических качеств); метод целостного упражнения (группа методов преимущественной направленности на формирование двигательных умений и навыков); соревновательный и игровой методы.

Методы избирательного воздействия направлены преимущественно на воспитание какого-либо физического качества и могут иметь нагрузку как непрерывного, так и интервального характера. Суть непрерывного характера нагрузки заключается в выполнении определенной тренировочной работы однократно, без перерыва (отдыха); интервальный характер нагрузки определяется регламентированными интервалами отдыха.

Комплексность в воспитании двигательных (физических) качеств достигается за счет использования в практике физического образования и спортивной подготовки метода «круговой тренировки». К числу важных характеристик метода относятся:

основное назначение: воспитание общей выносливости и ее специальных компонентов; становление общей и специальной физической подготовленности (в различных видах спорта и спортивной специализации) различного контингента занимающихся;

используемые упражнения: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные (в связи с дидактической задачей и доминирующей направленностью подготовительного процесса); характер упражнений - циклические и ациклические;

основное содержание метода: повторное выполнение упражнений специально составленного комплекса на каждой из «станций», расположенных «по кругу»; при этом основными требованиями к содержанию и организации метода «круговой тренировки» являются: регламентация нагрузки и отдыха на каждой «станции» (в связи с подготовленностью каждого участника); периодическая смена тренировочных заданий (содержания) и порядка их исполнения (порядок прохождения «станций»); использование хорошо освоенных и разнообразных физических упражнений (19; 24).

объем и интенсивность упражнения: в зависимости от подготовленности - 60,0-90,0% от максимально возможного; ЧСС при этом на уровне 160-170 уд. в минуту; продолжительность работы на одном «круге» - от 2-х минут; число повторений - более 10 раз; количество серий («кругов») - более 3-х; отдых - ординарный;

место включения - в структуре микроцикла - до 3-х раз в процессе подготовительного периода и его специально-подготовительного этапа.

Метод сопряженного упражнения выражает главную его методическую особенность - единство физической и технической подготовки (27). Таким образом, настоящий метод обеспечивает возможность одновременного решения задач воспитания физических качеств (их специальных компонентов - способностей) и формирования специальных (важных в соревновательной деятельности) двигательных умений и навыков. Реализация метода предусматривает, как правило, использование специально-подготовительных и соревновательных упражнений, способствующих достижению сопряженного эффекта на всех этапах физического воспитания и образования; периодах спортивной подготовки; используется главным образом в процессе совершенствования техники двигательных действий (10, с.13).

Основное назначение метода целостного разучивания - формирование модельной техники упражнения на основе получения полной информации о структуре двигательного действия, соотношении пространственно-временных и динамических характеристик, темповом и ритмовом «рисунке» (именно это и составляет основную ценность метода).

Метод организации и реализации двигательной деятельности в форме подвижных игр и игровых заданий носит название игрового. При этом подвижными называются игры, основное содержание которых составляют физические упражнения, и регламентация двигательной деятельности осуществляется посредством содержания, условий и правил.

Соревновательный метод обеспечивал конкуретное сопоставление сил партнеров, за счет чего достигались максимальные величины проявления специальных физических способностей у спортсменов-лаптистов.

Ведущее место в системе дидактического обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации заняли следующие формы: внеклассные (самостоятельные занятия); внешкольные (занятия в ДЮСШ) в детских оздоровительных лагерях, квалифицированные соревнования. Мы допускаем и более широкое использование внеклассных форм (секции) и классно-урочных форм в системе специальной физической подготовки лаптисто, но только после апробации содержания среди спортсменов-лаптистов.

Таким образом, представленное дидактическое обеспечение специальной физической подготовки лаптистов базируется на научных, уже апробированных подходах и создает методическое поле для авторской разработки содержания.

.3      Особенности специально-физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

Ряд специфических закономерностей в спортивной тренировке лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации можно выявить при анализе решаемых задач и особенностей планирования и организации учебно-тренировочной работы.

Основные задачи, стоящие перед группой лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации (32; 33):

дальнейшее повышение уровня всесторонней физической подготовленности, развитие необходимых качеств: быстроты, координационных способностей, скоростно-силовых качеств.

выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;

усвоение основных теоретических сведений в соответствии с требованиями программы;

дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики игры;

выполнение норм спортивного разряда;

приобретение опыта участия в районных и городских соревнованиях и совершенствование тактических навыков;

приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований;

приобретение инструкторских навыков в организации и проведении учебно-тренировочных занятий, получение звания тренера-общественника по лапте; - приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований, получение звания судьи по спорту.

Планирование учебно-тренировочной работы в группах углубленной спортивной специализации по спортивной лапте предусматривает организацию и проведение систематической многолетней и круглогодичной плановой учебно-тренировочной и воспитательной работы (27; 34)

С группами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами III спортивного разряда-3 занятия по 3 часа; с группами II спортивного разряда-3- 4 занятия по 3 часа; с группами I разряда-4-5 занятий по 3 часа. На этапе углубленной спортивной специализации по лапте, как правило игроки в высококвалифицированных командах имеют уже по III спортивному разряду. Из этого и будем осуществлять дальнейший научно-методический поиск.

При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий для групп углубленной спортивной специализации по спортивной лапте необходимо уделить внимание следующим основным положениям:

непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки;

четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года;

определению для каждой группы средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства;

определению содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся;

организации воспитательной работы;

организации врачебного и педагогического контроля;

определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд;

определению уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.

При этом, в данной систематике особым образом планируется работа скоростно-силового характера и координационные элементы взаимодействия между членами команды (20; 22; 28).

В свою очередь, современная практика работы по лапте в большинстве физкультурных организаций страны и построения годовых календарных планов спортивных соревнований, в которых четко определены 2 спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразности деления года на 2 цикла (осенне-зимний, весеннее-летний), каждый из которых, в свою очередь, делится на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

В соревновательный период в спортивной лапте, наряду с повышением специализированной работы в совершенствовании технико-тактических элементов, увеличивается объем и на работу скоростно-силового и координационного характера, при чем в сочетании с техническими элементами.

Цикличное построение периодов тренировки может выглядеть следующим образом.

Примерная продолжительность периодов:

подготовительный период-с 1 октября по 15 декабря;

соревновательный период-с 15 декабря по 15 марта;

·   переходный период-с 15 марта по 15 апреля.

Примерная продолжительность периодов весенне-летнего цикла:

подготовительный период-с 15 апреля по 15 июня;

соревновательный период-с 15 июня по 30 августа;

переходный период - с 1 по 30 сентября.

В каждом годовом цикле необходимо достичь наивысшего уровня спортивной подготовленности, которая обуславливается не только сформированностью технико-тактических умений и навыков, но и уровнем развития специализированных физических качеств лаптистов, а именно его координационных и скоростно-силовых способностей.

Лапта предъявляет высокие требования к функциональным возможностям спортсменов. Игра в лапту включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим лаптист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости. Т.е. во всех случаях важны скоростно-силовые и координационные способности спортсменов (32; 33).

В целом физическая подготовка лаптистов состоит из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь. В подготовительный период велики объемы общефизической работы. В соревновательный период возрастает объем специализированной работы. В рамках специальной физической подготовке уделяется много времени воспитанию скоростно-силовых способностей спортсменов.

Скоростно-силовая подготовка лаптистов. Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений. В.В.Кузнецов выделяет следующие методы силовой подготовки:

. Общая силовая подготовка, методы кратковременных усилий, "до отказа", повторный, интервальный, круговой.

. Разносторонняя целенаправленная силовая подготовка

. Специальная силовая подготовка синтетического и аналитического воздействия.

У Ю.В. Верхошанского методы развития специальной силы систематизированы по четырем пунктам: развитие абсолютной, быстрой, взрывной и реактивной способности, силовой выносливости.

В.М. Зациорский выделяет следующие методы создания максимальных силовых напряжений: повторные, максимальные и динамические усилия. Тренировочный эффект, по его мнению, достигается величиной отягощения.

Как отмечают В.В. Кузнецов при развитии силовых качеств, необходимых для проявления скоростно-силовых способностей важно ориентироваться на следующие положения (25, с.15):

·        эффективность отдельных силовых упражнений (кумулятивный тренировочный эффект) определяется по состоянию прироста силы соответствующих мышечных групп;

·              совершенствование силовых качеств осуществляется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с общеподготовительного на специально - подготовительные и соревновательные упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых воздействий с различным тренировочным эффектом;

·              тренировочные силовые воздействия должны быть оптимальными, так как объемные и длительные силовые нагрузки существенно снижают быстроту движений и способность к проявлению взрывных усилий.

Возможность решения этих задач видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности юных лаптистов, что обуславливает актуальность и необходимость проведения исследования (38, с. 31).

Под комплексной тренировкой лаптистов можно понимать совокупность избираемых средств, методов, способов и приемов, позволяющих комплексно воспитывать несколько двигательных качеств одновременно или формировать двигательные умения и навыки посредством положительного переноса одного на другого, при этом в оперативном режиме, способствуя более благоприятному освоению двух и более разновидностей техники. Интегральная тренировка есть слияние традиционных способов учебно-тренировочной работы, за счет чего повышается объем и интенсивность нагрузки (32; 33).

Проблемное поле в использовании комплексной тренировки в учебно-тренировочном процессе лаптистов складывается из следующих положений:

. Влияние интегральной подготовки на повышение интереса и знаний спортсменов, а также возникновение связей между умениями и интересом, навыками и знаниями, интересом и знаниями.

. Соотношение избираемых традиционных методов и средств с интегративными, комплексными методиками. Нельзя сказать однозначно, что традиционные методики тренировки в лапте не так уж плохи. Интегративные методы позволяют развить больший двигательный и технико-тактический потенциал спортсмена-лаптиста .

. Методики позволяющие обеспечить контроль за технической подготовленностью, характером интересов и уровнем знаний, способны оказывать не только информативную помощь тренеру по лапте, но и могут служить эффективным средством самоконтроля спортсменам.

. При комплексной тренировке возникает необходимость группового оценивания действий спортсменов, вернее в групповом тесте оценить действие отдельного обучаемого.

. В учебно-тренировочном процессе лаптистов имеет место необходимость разработки и применения таких интегральных упражнений, которые бы содействовали не только улучшению технико-тактической подготовленности обучаемых, но и оказывали бы комплексное влияние на воспитание физических способностей.

Используя тренировку при комплексном воспитании скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов предполагает реализацию ряда методических приемов (33, с. 24):

. Сочетание с технико-тактической подготовкой.

.Проявление напряжения мышц большой мощности и координированности в действиях.

. Нестандартность применяемых комбинаций.

. Зеркально отражение действия партнера.

. Упражнения повышенной координационной сложности с изменением исходных и конечных положений, с добавлением новых элементов.

. Минимизация информации о движении (выполнение упражнения с закрытыми глазами, сужение информативности указаний).

. Сопряженность прыжковых и ударных упражнений с упражнениями на ориентацию в пространстве.

. Повышение квазипространственной (слухоречевой) информации за счет кодирования в визуальные знаки, или перемещениями партнеров.

. Развитие максимальной мощности с упражнениями на координацию.

. Элементы симультативного (мгновенного) реагирования на быстро изменяющиеся условия спортивной ситуации (действия против обманных действий двух и более игроков-противников).

Основными педагогическими требованиями к реализации комплексной тренировки в комплексном воспитании скоростно-силовых способностей лаптистов являются:

. Вариативность избираемых действий.

. Обеспечение комплексности в ориентировочной основе командных и индивидуальных действиях.

. Обеспечение возрастной адекватности тренирующих воздействий и их соответствие технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

. Использование как динамических скоростно-силовых упражнений, так и статических.

. Обеспечение принципа наглядности и доступности в изучении сложнокоординационных технико-тактических действий лаптиста .

. Ориентация на сильные двигательные стороны занимающихся (скоростно-силовые параметры движений или силовые особенности двигательных действий).

Глава II. Обоснование эффективности методики формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

.1 Организация и методы исследования

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности разработанного содержательного обеспечения процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом комплексной тренировки на этапе углубленной спортивной специализации.

Основными задачами экспериментальной части исследования являлись:

. Организация опытно-экспериментальной работы исследования.

2.Подборка диагностического инструментария в оценке сформированности скоростно-силовых способностей лаптистов.

3. Проведение педагогического (констатирующего и формирующего) эксперимента.

. Математическая обработка результатов исследования и их анализ.

. Выявление факторов позитивных сдвигов в опытной группе.

Для проведения эксперимента нами были сформированы две группы - опытная (n 1= 12) и контрольная (n 2= 12). Каждая группа была сформирована по результатам констатирующего педагогического эксперимента и были идентичными друг другу по уровню подготовленности спортсменов.

Сроки проведения эксперимента: декабрь 2010 - февраль 2011 г.

Для лаптистов опытной группы использовалось специальное содержательное обеспечение процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей. В содержательном обеспечении использовались упражнения на воспитание данных способностей сопряженных с технико-тактическими элементами; так же специальные физические упражнения для воспитания силовых качеств (включая изометрические упражнения)

В свою очередь для лаптистов контрольной группы процесс специальной физической подготовки, носил традиционный характер для этапа углубленной спортивной специализации. Содержание по воспитанию скоростно-силовых и координационных способностей спортсменов носил дифференцированный характер и был строго избирателен в своей реализации. Т.е. большинство педагогических воздействий по воспитанию специальных физических качеств лаптистов проходил систематично, но по разделениям без использования комплексного и интегрального методов.

Таким образом, в опытной группе использовалось специфическое содержание процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей спортсменов-лаптистов, разработанного на основе традиционных подходов и методов физической культуры и спорта, однако в рамках комплексного, интегрального воздействия на занимающихся. Тогда как, у контрольной группы процесс воспитания специальных физических качеств был строго регламентирован и носил избирательный характер.

Методы теоретического анализа и обобщения. Анализ литературных источников, беседы, и педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки составили основу для обоснования теоретических авторских позиций по научному исследованию.

Изучение и анализ отечественной научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи исследования; разработать и обосновать содержательное обеспечение специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов. На основе сопоставления и теоретического анализа различных традиционных методик, а так же на основе использования комплексного и интегрального методов основными разделами содержательного обеспечения специально-физической подготовки лаптистов стали: комплексное воспитание способностей лаптистов во взаимосвязи с технико-тактическими элементами; специально-физические упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей спортсмена. При этом в основу содержательного обеспечения вошли различные интегральные способы объединения упражнений (например, челночный бег с отягощениями, силовое жонглирование, технико-тактические элементы в сочетании со скоростно-силовой работой и упражнениями на координацию и др.)

В беседах с ведущими тренерами Оренбургской области обсуждались общие и частные аспекты проблемы комплексного воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации. В ходе педагогического наблюдения были выявлены ряд общих технологических особенностей проведения спортивной тренировки лаптистов.

Методы педагогического тестирования. Главная направленность обозначенной группы методов - выявление и оценка сформированности скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Для оценки скоростно-силовых способностей лаптистов использовались так же тесты:

прыжок в длину с места (м);

бег на 60 м. с отягощением (сек; отягощение набивной мяч весом - 5 кг.);

Для оценки статической выносливости - «сед углом», удержание (мин, сек).

Для оценки координационных способностей - челночный бег (сек, 6х9).

Методы педагогического эксперимента. Суть констатирующего педагогического эксперимента заключалось в определении исходных данных сформированности скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации и на основе исходных показателей сформировать две экспериментальные группы (опытную и контрольную).

Суть формирующего педагогического эксперимента заключалась в проверке эффективности разработанного содержательного обеспечения специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации. В ходе педагогического эксперимента фиксировались и анализировались динамика результатов опытно-экспериментальной работы, что и позволило сделать ряд выводов по проблеме исследования.

Методы математической статистики. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Вычислялись следующие величины: М(Х) - среднее арифметическое; m - ошибка среднего арифметического; σ - среднее квадратическое отклонение; P и t - показатели достоверности различий.

.2 Содержание методики специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

Общая модель содержания тренировочных занятий специальной физической подготовки спортсменов - лаптистов в сочетании с техническими элементами на этапе углубленной спортивной специализации показана в таблице 1.

Разрабатывая содержание методики специальной физической подготовки лаптистов мы более тщательным образом затронули раздел специализированных упражнений во взаимосвязи с техническими элементами и определили следующее содержание.

.        Удар битой с подачи партнера, со сменой атакующих действий и упражнениями на ускорение между подходами.

Таблица 1

Примерное содержание учебно-тренирвочного и классно-урочного занятий по специальной физической подготовке в сочетании с технико-тактическими элементами спортсменов - лаптистов

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Дозировка

Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть Построение, перекличка, ознакомление с самочувствием и состоянием здоровья занимающихся.

15-20 мин 5 мин

20 мин для учебно-тренировочного процесса. Обратить внимание на внешние признаки, форму, посещаемость

Общая разминка: а) медленный бег б) растягивание

5-10 мин 5 мин 2-3 мин

 Акцентировать внимание на дыхание и на полную амплитуду движения

2. Основная часть а) Перемещения с набивными мячами вдоль веревки, натянутой под углом к полу. Вначале - высота роста спортсмена, в конце - намного ниже. Занимающийся шагает с выпадом "змейкой", с набивным мячом в руках, опускаясь все ниже и ниже, "ныряя" под веревку то слева, то справа.

40-60 мин 5 мин

60 мин для учебно-тренирвочного процесса. С каждым шагом центр тяжести перемещается на опорную ногу.

до 100 раз

Обратить внимание на ритм

в) Работа с поролоновыми и набивными мячами у стенки. Передачи снизу и сверху.

10-15 мин

Мячи разные по размеру и весу.

г). Напрыгивания на разновысокие тумбы (комбинировать по высоте) и спрыгивания с них.

до 100 раз

Обратить внимание на темпово-ритмовые характеристики движений

д). Прыжки через разновысокие барьеры (2-4 штуки) с последующим передвижением в полуприседе под сеткой, натянутой параллельно полу на высоте 150-180 см.

5-10 мин

Можно с отягощением в руках. Метод: повторно-серийный

ж) Отработка подач мяча . Ударом по центру подброшенного мяча стараться послать его как можно дальше к кромке игрового поля.

10-15 мин

Используется для освоения элементарной подачи

3. Заключительная часть. Упражнения на восстановление дыхания, растягивания.

5-10 мин

Обратить внимание на функциональные показатели (ЧСС, артериальное давление)


Дозировка: 30-40 раз.

Организационно-методические указания: 1-ый - нападающий, 2-ой- подкидывающий, 3ий - принимающий; можно использовать упражнение по группам в пять-восемь человек с организацией круговой смены (т.е. фактически поточно).

. Прием подач от двух и более подающих игроков поочередно с поочередной сменой задания.

Дозировка: 40-50 раз.

Организационно-методические указания: нападающие удары выполняются поочередно, но с минимальным промежутком времени, при этом возможна оперативная смена ролей.

. Жонглирование мячиками для лапты с упражнениями на приседания между подходами.

Дозировка: 2-3 мин..

Организационно-методические указания: количество приседаний с каждым циклом может уменьшаться или наоборот увеличиваться; данное упражнение позволяет формировать тонкую нервно-мышечную взаимосвязь, способствующей интегральному и сопряженному проявлению скоростно-силовых и координационных способностей.

. Ловля мяча в тройках.

Дозирова: по 50-60 раз.

Организационно-методические указания: количество игроков может варьироваться; указывается способ передачи; акцентировать внимание на внезапность передачи.

. Игра «Пятнашки».

Дозировка: 5-10 мин.

Организационно-методические указания: игроки делятся на две команды. Одна команда становится ведущей и пытается выбить всех игроков противоположной команды. При этом способ устранения противника - только касанием переданного партнером мяча при выполнении не более трех шагов. Далее смена. Выигрывает та команда, которая вывила из игры наибольшее количество партнеров.

. Передачи по «квадрату» с элементами физической нагрузки.

Дозировка: 45-50 раз.

Организационно-методические указания: подбирается скоростно-силовая физическая нагрузка (выпрыгивание вверх; выпрыгивание вверх с поворотом на 360 градусов и др.); акцентировать внимание на согласованность действий партнеров, на своевременный уход партнера и выполнение им физического упражнения, передачи выполняются поточно без какой-либо очередности, по сигналу все останавливаются и выполняют упражнения со скоростно-силовой нагрузкой.

. Групповые упражнения на подачу и прием мяча.

Дозировка: 3-5 мин.

Организационно-методические указания: в 2-3 подхода; цель - как можно больше снизить уровень выдаваемой информации для противника, используя финты и ациклические коллективные действия для реализации бросков; фронтальным способом одновременным групповым метанием одной команды и одновременной ловлей мячей другой командой.

. Передачи по цепочки с поочердными поворотами и использованием скоростно-силовых упражнений после сигнала.

Дозировка: по 25-35 раз.

Организационно-методические указания: на одной линии располагаются по 4-6 игроков, передачи выполняются по линии с поочередными поворатами партнеров лицом к сзадистоящему; по сигналу все останавливаются и начинают выполнять специальные физические упражнения: отжимания на скорость по 10-15 раз; выпрыгивания с полного приседа по 10-15 раз.

. Розыгрыш подач со специальными физическими упражнениями между подходами.

Дозировка: 6-8 мин.

Организационно-методические указания: по 6-12 подач в строгом соответствии с составом избранно-соревновательных действий в лапте с акцентирование внимание на согласованность коллективных действий; между подходами используют в первом случае:

нагрузку скоростно-силового характера; интервал отдыха между подходами жесткий, так чтобы ЧСС восстанавливалось на 30-45 %; сам цикл - 2-3 подхода;

статические равновесия.

Так же нами использовались специальные физические упражнения с собственным весом тела для развития координации и силовой выносливости.

. Стойка на одной, согнув в сторону другую, стопа на опорной ноге, руки ладонями вместе вверх.

Дозировка: 20-30 сек.

Организационно-методические указания: спина прямая, руки прямы; удержание стойки осуществляется за счет напряжения стопы опорной ноги, колен, тазобедренных суставов и ягодиц.

. Сед на пятках скрестно в упоре на руках, балансировка на руках согнувшись, и.п.

Дозировка: 10-15 сек.

Организационно-методические указания: как можно дольше удержать тело; дыхание задержать; взгляд вперед-вверх, ноги подтянуть туловищу как можно ближе.

. «Крокодил»: из упора лежа, руки согнуты, продвижение тела вперед-назад силой.

Дозировка: 15-20 сек.

Организационно-методические указания: позвоночник прямой; все движения за счет стоп и рук, дыхание задержать или выполнять упражнение на выдохе.

. Стойка на руках: согнув ноги, ноги прямые, стопы вместе колени в стороны.

Дозировка: по 10-15 сек.

Организационно-методические указания: руки прямые, спина прямая; дыхание либо задержать, либо выполнять на выдохе, после выполнения лечь расслабиться.

. Сед на ягодицах, ноги согнуты, с захватом правой (левой) стопы, подведение стопы: к голове, за голову; удержание.

Дозировка: по 8-10 раз по 15-20 сек.

Организационно-методические указания: со сменой положения ног; стараться спину держать прямо; выполнение на выдохе с задержкой, и.п. - вдох.

. Стойка на коленях, прогнуться кисти рук на стопы ног, удержание.

Дозировка: 7-9 раз по 15-20 сек.

Организационно-методические указания: стараться удержать равновесие, для облегчения кисти рук положите на стопы ног и обопритесь.; тело должно быть напряженно в момент удержания.

. «Лодочка»: сед согнувшись руки вперед, удержание позы.

Дозировка: 20-30 сек.

Организационно-методические указания: в 2-3 подхода, руки, ноги прямые, смотреть прямо перед собой; отдых между подходами до 1 мин; дыхание во время выполнения задержать, после лечь расслабиться.

Специально-физические упражнения для воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов.

. Разбег с мячом, бросок мяча вверх, кувырок, ловля мяча.

Дозировка: 15- 20 раз

. Перехваты баскетбольного (гандбольного) мячей вокруг оси тела со сменой направления движения мяча.

Дозировка: 18-20 раз.

Организационно-методические указания: спина прямая, упражнение выполняется на специальных резиновых ковриках; перехваты осуществлять как можно быстрее.

. Челночный бег с набивным мячом.

Дозировка: 3×9.

Организационно-методические указания: осуществлять можно методом соревнования, т.е провести эстафету 2-3 раза или поточным способам несколькими группами, вес мяча - 5 кг.

. Выпрыгивания вверх с полного приседа с поворотами на 360 °

Дозировка: 15-20 раз.

Организационно-методические указания: как можно выше выпрыгивать, стараться приземлиться после прыжка на то же место и на обе ноги одновременно.

. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа.

Дозировка: 12-15 раз

Организационно-методические указания: угол между бедром и голенью перед прыжком - 130-140о;. выпрыгивать как можно выше, голову стараться держать прямо; в 2-3 подхода, отдых между подходами 2 мин.

. Запрыгивание на тумбу высотой.

Дозировка: 15-20 раз

Организационно-методические указания: высота тумбы 80-100 см.; вариации: со свободным замахом рук, с самозахватом за голову и др.

. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием правой (левой) с шагом из стойки.

Дозировка: 30-40 раз.

Организационно-методические указания: стараться как можно выше выпрыгнуть; в два подхода; акцентировать внимание на работу стопы и голени.

. Прыжки вверх «ножницами».

Дозировка: 25-30 раз.

Организационно-методические указания: сильное сгибание и разгибание в голеностопных суставах и скрестная смена положения ног в воздухе с приземлением на маховую; в два-три подхода, отдых между подходами три минуты.

. Из стойки шаг правой (левой)- присед - прыжок.

Дозировка: 15-20 раз.

Организационно-методические указания: спину стараться держать прямо; рабочие усилие от тазобедренного и голеностопного суставов.

. Прыжки вверх со сгибанием туловища.

Дозировка: 7-9 раз.

Организационно-методические указания: кистями рук коснуться стоп; в 2-3 подхода; ноги стараться выпрямить.

. Разновидности бега: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени.

Дозировка: по 15-20 м.

Организационно-методические указания: 3-4 подхода; в первом случае как можно выше поднимать колено, во втором- касаться стопами ягодиц.

. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа . Дозировка: 5-7 раз.

Организационно-методические указания: 2-3 подхода; вариации: прыжок лицом к барьеру; прыжок -боком с приседа; с разбега и со сгибанием туловищ - ноги вперед (коснуться стоп).

. Приставные шаги боком с имитацией блока.

Дозировка: 20-30 раз.

Организационно-методические указания: имитация производится в момент приставления ноги из опорного положения на обоих; как можно выше выпрыгнуть; вариации: через 2-3 шага; со сменой направления движения по прямой, по кривой траектории и др..

. Выпрыгивания вверх с разбега.

Дозировка: 10-15 раз.

Организационно-методические указания: как можно выше выпрыгнуть; в 2-3- подхода, отдых между подходами 1-1,5 мин; поточным способом.

. Ускорения.

Дозировка: 2-3 мин.

Организационно-методические указания: работа в субмаксимальной мощности; в 3-4 подхода, отдых между подходами 1 мин.

. Ускорения с отягощением.

Дозировка: 15-20 м.

Организационно-методические указания: с гантелей, с диском от штанги - 10-15 кг.(для юношей); 2-3 подхода с отдыхом между подходами 1,5 мин; способ выполнения поточный с замкнутой передачей снарядов.

Методические аспекты прыжковой подготовки.этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной в каждой тренировке.

Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2-3 серии); отдых между сериями -1-2 мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Упражнения выполняются с набивными мячами (3-5 кг).этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной последовательно через день. Два раза в семидневном микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая выносливость.

Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин.

Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков в серии (4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 120 - 130 уд/мин.

Интервал между упражнениями на прыгучесть - 2-3 мин, на прыжковую выносливость - 3-5 мин.этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной с избирательным воздействием на развитие тех или иных групп мышц и сочетанием с координационными упражнениями.

Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии (3-4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин.

Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений.

Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков в серии (4-5 серий); во время отдыха между сериями - снижение пульса до уровня 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 4-5 мин.

Научно-методические аспекты изометрических упражнений в воспитании статической силы и вестибулярной устойчивости лаптистов. Строго регламентированный комплекс изометрических упражнений для воспитания силы и вестибулярной устойчивости: в комплексы в течение 1-2 недель включались по 10-15 упражнений, 5 на вестибулярную устойчивость, 10 - на развитие. Продолжительность микроцикла: 5 недель по 3 занятия в каждой и 4 недели по 4 занятия; продолжительность упражнений в среднем 15-30 сек. С максимальным напряжением мышц и с максимально длительным удержанием позы. Время выполнения серии упражнений в тренировочном занятии от 12-18 мин. Предельная величина усилий: время отдыха между упражнениями внутри серии - до 1 мин, между сериями - 30-40 с, между занятиями: от 24 ч до 2 дней после максимальных нагрузок.

Научно-методические особенности воспитания максимальной силы лаптистов. В процессе целенаправленной подготовки развивается максимальная сила. Процесс этот можно разделить на 3 этапа: начальной стабилизации (1-я неделя - 2-3 занятия, активного развития (2-3-я недели - 4-12 занятий) и второй относительной стабилизации. Эти этапы следует учитывать при оценке темпов роста силовых возможностей спортсменов и оценке сравнительной эффективности используемых методов силовой подготовки лаптистов.

Педагогические условия процесса воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом интегральной тренировки.

1. Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в лапту, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.

. Дифференцированная направленность в воспитании специальных физических способностей (а именно скоростно-силовых) лаптистов должна основываться на интегративном сочетании упражнений большой мощности с акцентированием внимания на технико-тактическую сложность выполнения элемента.

. Четкая организация и использование групповой формы занятий, соблюдение порядка при выполнении упражнений позволяют добиться целенаправленности и комплексности в процессе воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом интегральной тренировки на этапе углубленной спортивной специализации.

. Теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде кратких бесед (10- 12 мин.) с демонстрацией наглядных пособий и учебных кинофильмов.

. При воспитании скоростно-силовых способностей лаптистов необходимо обеспечить его сопряженность с процессом технико-тактической и общей физической подготовки, только в этом случае мы добьемся эффективных результатов.

. Занятия, целиком посвященные общей и специальной физической поготовке, должны проводиться во все периоды учебно-тренировочного процесса, в особенности в подготовительном и переходном периодах.

. Чтобы добиться технического мастерства, необходимо учебно-тренировочные занятия с мячом регулярно сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, гимнастикой и особенно акробатикой. В сериях отработки технических элементов лаптуистами необходимо использовать дополнительные блоки из скоростно-силовых упражнений.

. Проверку по специальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить в начале и конце года. При проведении занятий с женскими группами необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности женского организма. Следует обратить внимание на то, что женщины несколько медленнее осваивают некоторые приемы техники игры и не всегда способны выполнять работу большой мощности в сочетании с координационными упражнениями. В этом случае следует упростить интегративность воздействий в их специальной физической подготовки.

.3 Результаты проведения эксперимента и их обсуждение

Итогами формирующего педагогического эксперимента была показана следующая динамика сформированности скоростно-силовых способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации (таблица 1).

По началу эксперимента нет статистически достоверных различий в оценке скоростно-силовых способностей у лаптистов опытной и экспериментальной групп. Практически идентичные результаты в тестах: ускорение - 60 м. с набивным мячом; в прыжках в длину с места; на удержание угла в седе; челночный бег.

Таблица 1

Динамика показателей сформированности скоростно-силовых способностей лаптистов опытной и контрольной групп в формирующем педагогическом эксперименте

Этап эксперимента

Группа

Оценка специальных физических способностей лаптистов




Челночный бег (6х9, в сек)

Бег 60 м. с набивным мячом (сек; вес мяча - 5 кг.)

Прыжок с места (м)

Сед углом (мин)

Начало

О

М ± m

15,3 ± 0,45

4, 5 ± 0,67

3,9 ± 0,44

1, 2 ± 0, 26


К

М ± m

15,5 ± 0,61

4, 2 ± 0,88

3, 8 ± 0,34

1, 1 ± 0,31


Р (%)

> 0,05

> 0,05

> 0.05

> 0,05

Окончание

О

М ± m

13,0 ± 0,21

7, 1 ± 0,42

5, 3 ± 0,36

1, 8± 0,32


К

М ± m

14,5 ± 0,84

5, 6 ± 0,68

4, 2 ± 0,21

1,3 ± 0,89


Р (%)

< 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05


Примечание: показатель P < 0,05, при t > 2,23; О - опытная группа, К - контрольная группа.

По итогам формирующего эксперимента мы наблюдаем значительные расхождения в результатах. По всем вышеозначенным тестам результаты стали лучше у лаптистов опытной группы (по отношению к результатам контрольной группы).

При чем в процентном соотношении результаты в оценке скоростно-силовых у опытной группы, по отношению к результатам контрольной, стали лучше в следующей пропорции:

в беге на 60 м с набивным мячом на 8 % при статистически достоверных различиях;

в прыжке с места на 20 %.

В оценке статической выносливости (удержание угла в седее) - результаты опытной группы так же были лучше чем у контрольной на 28 %.

В оценке координационных способностей (челночный бег) результаты опытной группы были лучше на 10 %, при статистически достоверных различиях ((Р< 0,05).

Основными факторами позитивных сдвигов в оценке скоростно-силовых и координационных способностей у лаптистов опытной группы являются:

. Сопряженность технико-тактических действий с элементами специализированной физической подготовки.

. Нестандартность в применяемых комбинациях, использование упражнений повышенной мощности.

. Сопряженность прыжковых и ударных упражнений с упражнениями на ориентацию в пространстве.

. Обеспечение возрастной адекватности тренирующих воздействий и их соответствие технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

. Использование специальных физических упражнений с собственным весом тела на развитие силы.

. Вариативность в использовании базовых комбинаций защиты и нападения (приемы, контрприемы) сопряжено со скоростно-силовыми упражнениями.

Выводы

1. Современные условия игры в лапту требуют повышения скоростно-силовой сложности выполнения технических приемов (предельные и околопредельные усилия в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений). Необходимость внедрения в учебно-тренировочный процесс лаптистов избирательного метода обусловлено потребностью целенаправленного и комплексного воспитания скоростно-силовых способностей, координационных способностей лаптистов и специальных видов его выносливости. Основными направлениями специальной физической подготовки лаптистов являются: общая силовая подготовка, методы кратковременных усилий, "до отказа", повторный, интервальный, круговой методы; избирательная скоростно-силовая подготовка; специальная силовая подготовка (включая статические упражнения для развития мышц), координационные упражнения, статические упражнения на выносливость.

.   В целом в учебно-тренировочном процессе лаптистов дидактическую основу составляют практически все традиционные принципы физической культуры: общесоциальные, общеметодические, специфические. Тем не менее, мы определили более приоритетные. Из принципов использовались преимущественно принцип всесторонности, наглядности, доступности, все специфические принципы. Из всего разнообразия традиционных средств физической культуры наиболее приоритетными в системе формирования специальной физической подготовленности спортсменов лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации стали: специально-подготовительные упражнения (подводящие, развивающие), тренировочные формы соревновательных упражнений, гигиенические факторы, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности. Из всего многообразия методов мы отдали предпочтение следующим методам: избирательного, комплексного и сопряженного воздействия (группа методов преимущественной направленности на воспитание физических качеств); методу целостного упражнения (группа методов преимущественной направленности на формирование двигательных умений и навыков); соревновательному и игровому методы. Ведущее место в системе дидактического обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации заняли следующие формы: внеклассные (самостоятельные занятия); внешкольные (занятия в ДЮСШ) в детских оздоровительных лагерях, квалифицированные соревнования.

.   Эффективность процесса воспитания скоростно-силовых, координационных способностей лаптистов и специальной их выносливости достигается методом комплексной тренировки на этапе углубленной спортивной специализации; во многом будет зависеть от разработанности содержательного обеспечения, включающего: специально-подготовительные упражнения с максимальной и субмаксимальной мощностями; специальные физические упражнения с технико-тактическими элементами; специальные физические упражнения с собственным весом тела: собственные скоростно-силовые упражнения; игровые задания с элементами скоростно-силовой работы, координационные упражнения, статические упражнения, упражнения в балансировки (для повышения специализированных восприятий).

3. Методическими особенностями специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации являются: комплексное и сопряженное воспитание данных способностей с другими физическими качествами лаптистов; моделирование параметров движений (пространственных, временных, силовых); вариативность, комплексность и систематичность избираемых приемов.

. В результате анализа проведенного эксперимента, полученные данные, позволяют утверждать, что применяемое содержание разработанной методики способствует формированию специальной физической подготовленности у лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации. Итогами формирующего педагогического эксперимента была показана следующая эффективность в сформированности специальной физической подготовленности лаптистов опытной группы по отношению к контрольной, а именно: в оценке скоростно-силовых у опытной группы результаты были лучше в беге на 60 м с набивным мячом на 8 %, в прыжке с места на 20 %; в оценке статической выносливости (удержание угла в седее) - результаты опытной группы так же были лучше чем у контрольной на 28 %; в челночном беге на 10 % при статистически достоверных различиях ((Р< 0,05).

лаптист физический подготовка спортивный

Список использованной литературы

1.      Абубакиров, И.К. <#"889045.files/image001.gif">

а)

б)

Рис. 1. Нападающий удар с подачи партнера, со сменой атакующих действий и упражнениями на ускорение между подходами: а) действия нападающего; б) действия защитника (далее ускорение и прием третьим игроком)

Похожие работы на - Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!