Методика формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский
государственный педагогический университет»
Институт
физической культуры и спорта
Кафедра
теории и практики физического воспитания
Методика
формирования специальной физической подготовленности спортсменов-лаптистов на
этапе углубленной спортивной специализации
Семенова Наталья Петровна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
ст. преподаватель Т. Д. Владова
Допущена к защите зав. кафедрой ТиПФВ
д.п.н., профессор____________С. С. Коровин
Оренбург -
2011
Содержание
Введение
ГЛАВА I.
Теоретические аспекты специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов
на этапе углубленной спортивной специализации
.1 Специфические особенности
спортивной тренировки спортсменов-лаптистов
.2 Дидактическое обеспечение
учебно-тренировочного процесса лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации
.3 Особенности специально-физической
подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации
Глава II.
Обоснование эффективности методики формирования специальной физической
подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации
.1 Организация и методы исследования
.2 Содержание методики специальной
физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации
.3 Результаты проведения
эксперимента и их обсуждение
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в
научной и научно-методической литературе по лапте нет обоснованной системы
взглядов, регламентирующих процесс специальной физической подготовки
спортсменов-лаптистов относительно этапов спортивной подготовки. В частности
нет четких обоснованных рекомендаций по специальной физической подготовки
спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.
В систему специальной физической подготовки
лаптистов выделяют различные ее составляющие: координационные способности,
быстроту, скоростно-силовые способности, специальную выносливость. Однако,
наиболее важными компонентами физической подготовки лаптистов являются -
скоростно-силовые и координационные способности, а так же специальная
выносливость. Еще не достаточно определены специальные комплексы средств и
методов тренировки в этом направлении так, чтобы все способности сочетались с
технико-тактическими элементами, а не только в собственном выражении (21; 30).
Физическая подготовка лаптистов состоит из общей
и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь. В подготовительный
период велики объемы общефизической работы. В соревновательный период
возрастает объем специализированной работы. В рамках специальной физической
подготовке уделяется много времени воспитанию скоростно-силовых и
координационных способностей лаптистов.
Скоростно-силовые способности характеризуются
возможностью проявления спортсменом-лаптистом предельных или околопредельных
усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды
движений. При этом важна и четкая скоординированность действий спортсмена при
выполнении технико-тактических элементов входе игры.
В этой связи, разработка специальной методики
формирования специально-физической подготовленности лаптистов является
достаточно актуальным.
Цель исследования: разработать и
экспериментально обосновать содержание методики формирования специальной
физической подготовленности лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации.
Объект исследования: физическая подготовка
лаптистов.
Предмет исследования: специальная физическая
подготовка лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.
Основными задачами научного исследования
явились:
1. Выявить особенности специальной физической
подготовки лаптистов в научной и научно-методической литературе.
2. Выявить дидактическое обеспечение
специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов.
3. Разработать содержательное обеспечение
методики формирования специальной физической подготовленности лаптистов на этапе
углубленной спортивной специализации.
. Экспериментально обосновать
эффективность содержательного обеспечения методики формирования специальной
физической подготовленности лаптистов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что
процесс специальной физической подготовки лаптистов будет улучшен при условии
разработанности специального дидактического обеспечения и содержания методики,
включающей: специально-подготовительные упражнения с максимальной и
субмаксимальной мощностями; специальные физические упражнения с
технико-тактическими элементами; специальные физические упражнения с
собственным весом тела: собственные скоростно-силовые упражнения; игровые
задания с элементами скоростно-силовой подготовки; упражнения на статическую
выносливость.
Методологической основой исследования явились
научные труды по спортивной подготовке А. Г. Фурмонова, В. Н. Платонова, Ю. Д.
Железняка; по физической и технико-тактической подготовке спортсменов лаптистов
И. О. Аголлустянова, А. В. Бердинского, В. С. Фролова, А. В. Бутовского, Н. Н.
Черемухина.
База исследования: ДЮСШ №1 Первомайского района
Оренбургской области.
Практическая значимость исследования.
Разработанное содержание может использоваться в практике детских юношеских
спортивных школ, в школах олимпийского резерва, в секциях по лапте.
ГЛАВА I.
Теоретические аспекты специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов
на этапе углубленной спортивной специализации
1.1 Специфические особенности спортивной
тренировки спортсменов-лаптистов
По своей распространённости лапта занимает
ведущее положение на Всероссийской спортивной арене. Игра в лапту стала не
только чисто спортивной, но и происходит развитие лапты как игры ради отдыха,
игра в лапту стала средством организации досуга, поддержания здоровья и
восстановления работоспособности. Лапта - одна из наиболее распространенных игр
в России. Массовый, подлинно народный характер лапты объясняется его высокой
эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и
несложности оборудования. Особым достоинством лапты как средства физического
воспитания является его специфическое качество - слаженность коллективных
действий, а так же взаимосвязь между физической подготовленностью игрока и
качеством технико-тактических действий. В свою очередь, под тренированностью в
спорте вообще и в лапте в частности следует понимать высокий уровень развития
специальных двигательных способностей, проявляющихся в совершенном владении
спортивной техникой и тактикой при наличии отличных показателей функционального
состояния всех систем человеческого организма. Иными словами, спортивная
тренировка объединяет две стороны единого процесса, одной из которых является
совершенствование двигательных способностей человека, а другой - улучшение его
функциональных возможностей (34, 35).
К повышению двигательных способностей принято
относить совершенствование двигательных навыков и необходимых для их успешного
выполнения физических качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости. К
повышению функциональных возможностей - улучшение деятельности внутренних
органов и систем человеческого организма.
В действительности в процессе тренировки обе эти стороны представляют собой
неразрывное целое (33, с. 12).
Однако, следует отметить, что в начале обучения
двигательным действиям в лапте процесс тренировки выражен слабо, так как при
освоении новых движений их выполнение осуществляется в замедленном темпе, без
интенсивной физической нагрузки. По мере же овладения двигательными навыками
наступает процесс тренинга, характеризующийся развитием физических качеств в
единстве с совершенствованием спортивной техники и тактики на фоне
высокоинтенсивных физических (работа большой мощности) и волевых напряжений
(32, с. 15).
Решение задач формирования взаимосвязей между
значимыми компонентами тренировки в спортивных играх не должно замыкаться на
многократном выполнении соревновательного упражнения. Задачами комплексной
подготовки являются: во-первых, осуществление связи между компонентами
подготовки: физической и технической, технической и тактической, технико-физической
и тактической; во-вторых, достижение стабильной надежности игровых навыков в
сложных условиях соревнований; в-третьих, реализация эффекта всех видов
подготовки в единстве игровых действий (32, 33).
Ведущими средствами здесь служат упражнения на
"стыке" двух видов подготовки, направленные на установление
взаимосвязи между ними, а также учебные, контрольные и календарные игры с
системой заданий. Высшей формой интегральной подготовки являются спортивные
соревнования. Взаимосвязь видов подготовки, их интеграция, осуществляется
следующим образом. Первоначально решаются специфические задачи каждого вида
подготовки в отдельности. Затем решаются вопросы взаимосвязи: содействие
решению задач одного вида подготовки, средствами другого вида. Это происходит в
такой последовательности: физическая и техническая, физическая и тактическая,
техническая и тактическая, все три вида подготовки вместе, посредством игровых
фрагментов, учебных и контрольных игр, соревнований. Например, если у лаптиста
не будет сформирован должный уровень скоростно-силовых способностей, но
отработана биомеханика техники - то все равно качество технико-тактических
действий будет низким за счет не хватки мощности движений. И наоборот, высокий
уровень специально-физической подготовленности, при слабой технической
подготовке, так же не позволит достичь эффективности техники.
Все компоненты спортивной тренировки
спортсменов-лаптистов тесно взаимосвязаны и составляют единое целое, их
выделение служит для более эффективного управления тренировочным процессом. В
целом содержание спортивной тренировки лаптистов определяется следующими
факторами: местом, которое она занимает как подсистема в системе подготовки
спортсменов; закономерностями, присущими самой тренировке; особенностями
контингента спортсменов (возраст, пол, уровень подготовленности); этапом
многолетней подготовки, определением в нем наиболее эффективных и адекватных
возрасту средств и методов.
На протяжении последних лет широкое распространение и научное обоснование в
спортивной лапте получает метод моделирования различных сторон мастерства,
средств и методов тренировки. Эмоциональное состояние лаптистов очень влияет на
их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает
лаптисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий
эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к
победе над более сильным соперником. Волевые качества лаптистов проявляются в
преодолении трудностей обусловленными особенностями игры. Однако данные аспекты
весьма поверхностны без целенаправленной установки специфических рефлекторных
взаимосвязей в проявлении устойчивости к мышечной работе большой интенсивности
(26; 28)
В свою очередь, высокий уровень специальной
физической и технико-тактической подготовленности лаптистов может лимитировать
и психологические факторы снижения качества техники (7; 8; 22).
Выполнение большинства приемов игры в лапте
связаны со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм
движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых
действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в
различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра
в лапту связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита
времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования,
точность и своевременность восприятий и ответных движений при мышечной работы
максимальной и субмаксимальной мощности (что при ударных действиях, что при
защитных) (7, с. 15).
Эффективность технико-тактических действий в
лапте в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением
лаптистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости,
распределения и переключения внимания. Спортсмену-лаптисту приходится
одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его
внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за
полетом мяча с подачи, затем ломит его, одновременно распределяя свое внимание
- определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои
игроки и игроки команды соперников. Данные аспекты связаны с развитостью
психических процессов спортсменов и с качеством проявления психомоторных
процессов, что тренируется и закрепляется в непосредственных
технико-тактических действиях во взаимосвязи со специальными физическими
упражнениями (25, с. 23).
Основным содержанием деятельности сторон в
соревнованиях по лапте является конкурентная борьба, реализуемая в конфликтных
ситуациях от момента ее возникновения до разрешения. При этом необходимо
разгадать планы соперника и маскировать собственные действия и намерения. Все
это предъявляет и высокие требования к специально-физической подготовки
лаптистов. Все это также это обуславливает необходимость формирования
координированности в действиях лаптиста и его скоростно-силовой
подготовленности (33;34).
Правильное и своевременное выполнение
технического приема тесно связано с высокоразвитой способностью точно оценивать
расстояние между движущимися игроками и мячом. От своевременного и точного
определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу, точность
направления и траектория передачи. При этом не стоит забывать, что столь сложно
координированные действия осуществляются в условиях максимальной и
субмаксимальной мощности (т.е. в условиях скоростно-силовой работы) (21, с.
15).
При выполнении технических приемов нужна точная
дифференцировка мышечных ощущений. Точность и правильность выполнения верхних
передач на первых этапах обучения требует большого терпения и тренированности.
Необходимо включать в специальную физическую подготовку сложные по координации
виды упражнений, различные акробатические и гимнастические упражнения,
различные вращательные движения, всевозможные ускорения с мгновенной остановкой,
упражнения на равновесие. Специальные физические упражнения способствуют
формированию восприятия, развитию внимания и ощущений, в результате чего у
лаптистов появляется высокоразвитое, специализированное комплексное качество. К
ним можно отнести "чувство мяча", "чувство площадки",
"чувство сетки", "чувство вpeмeни". В основе этого качества
лежит точная дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы.
Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные и
слуховые ощущения.
Таким образом, соревновательные действия
лаптистов напрямую связаны со степенью проявления ими координационных и
скоростно-силовых способностей, а так же специальных видов выносливости.
1.2 Дидактическое обеспечение
учебно-тренировочного процесса лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации
Рассматривая систему дидактического обеспечения
учебно-тренировочного процесса спортсменов-лаптистов нельзя не затронуть
основные принципы, средства, методы и формы организации учебно-тренировочного
процесса. Именно из за качественного подбора данных категорий можно разработать
адекватную методику или ее научно-методическое обеспечение по целенаправленному
формированию не только технико-тактических действий спортсменов-лаптистов, но и
развитию их специальных физических качеств (преимущественно скоростно-силовых и
координационных) (12, с. 44).
В целом в учебно-тренировочном процессе
лаптистов дидактическую основу составляют практически все традиционные принципы
физической культуры: общесоциальные, общеметодические, специфические. Тем не
менее можно выделить и предпочтение в избрании того или иного принципа в
учебно-тренировочном процессе лаптистов.
Из общесоциальных - всесторонности, отражающий
потребность социума в личности (личности-спортсмена), развитой всесторонне в
отношении становления телесно-душевно-духовных возможностей. Его реализация
связана со следующими условиями (требованиями):
обеспечение единства и комплексности обучающих,
воспитательных и развивающих воздействий в становлении сущностных компонентов
базовой культуры личности (нравственной, эстетической, трудовой, физической,
гражданской, интеллектуальной) (12; 13).
обеспечение единства общих и специальных
педагогических воздействий в отношении становления двигательной подготовленности
личности.
Из общеметодических принципов физической
культуры практически все имеют целесообразность своего использования:
сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности,
возрастной адекватности.
Тем не менее, в особую категорию входят
следующие принципы.
Принцип наглядности предполагающий создание у
занимающихся наглядных представлений в виде психического образа изучаемого
содержания, при реализации следующих педагогических требований:
формирование возможно более точного зрительного
и мысленного образа изучаемого материала, что достигается за счет: привлечения
имеющегося у занимающихся двигательного и теоретического опыта; комплексным
использованием средств зрительной наглядности; максимальной конкретизации
наглядного материала (демонстрация именно того действия в лапте, которое
следует освоить);
Принцип доступности в системе учебно-тренировочного
процесса лаптистов отражает необходимость обеспечения целенаправленности от
процесса освоения технико-тактических действий в избранном виде спорта;
стимуляции физкультурно-спортивной деятельности при одновременном достижении
постепенно развивающего эффекта (от известного к неизвестному, от простого к
сложному).
Система специальных принципов в
учебно-тренирвочном процессе лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации должна быть представлена в полном содержании, а именно: принципом
углубленной специализации, направленности к высшим достижениям, единства общей
и специальной физической подготовки, волнообразности и цикличности. Т.е. те
компоненты, которые непосредственно формируют прочную идейную основу в
отношении реализации учебно-тренировочного процесса.
Из всего разнообразия традиционных средств
физической культуры наиболее приоритетными в системе формирования специальной
физической подготовленности спортсменов лаптистов на этапе углубленной
спортивной специализации стали: специально-подготовительные упражнения
(подводящие, развивающие), тренировочные формы соревновательных упражнений,
гигиенические факторы, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной
деятельности. При разработке содержательного обеспечения специальной физической
подготовки спортсменов-лаптистов ведущими средствами все же стали:
специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных
упражнений.
Специально-подготовительные упражнения включают
элементы соревновательных действий, а также движения и действия, существенно
сходные с ними по форме и характеру проявленных способностей. Таким образом,
они могут иметь самостоятельное значение либо являются содержанием какого-либо
вида спорта (например, в первом случае точность движений может быть сформирована
на кинематометре; во втором - за счет многократных бросков мяча в корзину в
баскетболе).
Как правило, специально-подготовительные
упражнения имеют достаточно узкоспециализированный характер воспитания
специфических компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков,
специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и
личностных качеств и черт, обусловленных требованиями (задачами) физического
образования и спортивной тренировки (19, с. 45).
В этой связи, в зависимости от преимущественной
направленности, специально-подготовительные упражнения подразделяют:
на подводящие, способствующие освоению техники
двигательных движений и действий;
на развивающие (подготовительные),
обеспечивающие направленное воздействие на становление физических и личностных
свойств и качеств (способностей).
Тренировочные формы соревновательных упражнений
обеспечивали взаимосвязь технико-тактических действий лаптистов с специальными
физическими упражнениями (4, с. 21).
Из всего многообразия методов физической
культуры при разработке содержательного обеспечения специальной физической
подготовки спортсменов-лаптистов на этапе углубленной специализации мы отдавали
предпочтение следующим методам: избирательного, комплексного и сопряженного
воздействия (группа методов преимущественной направленности на воспитание
физических качеств); метод целостного упражнения (группа методов
преимущественной направленности на формирование двигательных умений и навыков);
соревновательный и игровой методы.
Методы избирательного воздействия направлены
преимущественно на воспитание какого-либо физического качества и могут иметь
нагрузку как непрерывного, так и интервального характера. Суть непрерывного
характера нагрузки заключается в выполнении определенной тренировочной работы однократно,
без перерыва (отдыха); интервальный характер нагрузки определяется
регламентированными интервалами отдыха.
Комплексность в воспитании двигательных
(физических) качеств достигается за счет использования в практике физического
образования и спортивной подготовки метода «круговой тренировки». К числу
важных характеристик метода относятся:
основное назначение: воспитание общей
выносливости и ее специальных компонентов; становление общей и специальной
физической подготовленности (в различных видах спорта и спортивной
специализации) различного контингента занимающихся;
используемые упражнения: общеподготовительные,
специально-подготовительные и соревновательные (в связи с дидактической задачей
и доминирующей направленностью подготовительного процесса); характер упражнений
- циклические и ациклические;
основное содержание метода: повторное выполнение
упражнений специально составленного комплекса на каждой из «станций»,
расположенных «по кругу»; при этом основными требованиями к содержанию и
организации метода «круговой тренировки» являются: регламентация нагрузки и
отдыха на каждой «станции» (в связи с подготовленностью каждого участника);
периодическая смена тренировочных заданий (содержания) и порядка их исполнения
(порядок прохождения «станций»); использование хорошо освоенных и разнообразных
физических упражнений (19; 24).
объем и интенсивность упражнения: в зависимости
от подготовленности - 60,0-90,0% от максимально возможного; ЧСС при этом на
уровне 160-170 уд. в минуту; продолжительность работы на одном «круге» - от 2-х
минут; число повторений - более 10 раз; количество серий («кругов») - более
3-х; отдых - ординарный;
место включения - в структуре микроцикла - до
3-х раз в процессе подготовительного периода и его специально-подготовительного
этапа.
Метод сопряженного упражнения выражает главную
его методическую особенность - единство физической и технической подготовки
(27). Таким образом, настоящий метод обеспечивает возможность одновременного
решения задач воспитания физических качеств (их специальных компонентов -
способностей) и формирования специальных (важных в соревновательной
деятельности) двигательных умений и навыков. Реализация метода предусматривает,
как правило, использование специально-подготовительных и соревновательных
упражнений, способствующих достижению сопряженного эффекта на всех этапах
физического воспитания и образования; периодах спортивной подготовки;
используется главным образом в процессе совершенствования техники двигательных
действий (10, с.13).
Основное назначение метода целостного
разучивания - формирование модельной техники упражнения на основе получения
полной информации о структуре двигательного действия, соотношении
пространственно-временных и динамических характеристик, темповом и ритмовом
«рисунке» (именно это и составляет основную ценность метода).
Метод организации и реализации двигательной
деятельности в форме подвижных игр и игровых заданий носит название игрового.
При этом подвижными называются игры, основное содержание которых составляют
физические упражнения, и регламентация двигательной деятельности осуществляется
посредством содержания, условий и правил.
Соревновательный метод обеспечивал конкуретное
сопоставление сил партнеров, за счет чего достигались максимальные величины
проявления специальных физических способностей у спортсменов-лаптистов.
Ведущее место в системе дидактического
обеспечения специальной физической подготовки спортсменов-лаптистов на этапе
углубленной спортивной специализации заняли следующие формы: внеклассные
(самостоятельные занятия); внешкольные (занятия в ДЮСШ) в детских
оздоровительных лагерях, квалифицированные соревнования. Мы допускаем и более
широкое использование внеклассных форм (секции) и классно-урочных форм в
системе специальной физической подготовки лаптисто, но только после апробации
содержания среди спортсменов-лаптистов.
Таким образом, представленное дидактическое
обеспечение специальной физической подготовки лаптистов базируется на научных,
уже апробированных подходах и создает методическое поле для авторской
разработки содержания.
.3 Особенности специально-физической
подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации
Ряд специфических закономерностей в спортивной
тренировке лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации можно
выявить при анализе решаемых задач и особенностей планирования и организации
учебно-тренировочной работы.
Основные задачи, стоящие перед группой лаптистов
на этапе углубленной спортивной специализации (32; 33):
дальнейшее повышение уровня всесторонней
физической подготовленности, развитие необходимых качеств: быстроты,
координационных способностей, скоростно-силовых качеств.
выполнение нормативов по общей и специальной
физической подготовке;
усвоение основных теоретических сведений в
соответствии с требованиями программы;
дальнейшее изучение и совершенствование техники
и тактики игры;
выполнение норм спортивного разряда;
приобретение опыта участия в районных и
городских соревнованиях и совершенствование тактических навыков;
приобретение знаний и навыков практического
судейства соревнований;
приобретение инструкторских навыков в
организации и проведении учебно-тренировочных занятий, получение звания
тренера-общественника по лапте; - приобретение знаний и навыков практического
судейства соревнований, получение звания судьи по спорту.
Планирование учебно-тренировочной работы в
группах углубленной спортивной специализации по спортивной лапте
предусматривает организацию и проведение систематической многолетней и
круглогодичной плановой учебно-тренировочной и воспитательной работы (27; 34)
С группами новичков проводится 3 занятия в
неделю по 2 часа; с группами III спортивного разряда-3 занятия по 3 часа; с
группами II спортивного разряда-3- 4 занятия по 3 часа; с группами I
разряда-4-5 занятий по 3 часа. На этапе углубленной спортивной специализации по
лапте, как правило игроки в высококвалифицированных командах имеют уже по III
спортивному разряду. Из этого и будем осуществлять дальнейший
научно-методический поиск.
При разработке годовых планов
учебно-тренировочных занятий для групп углубленной спортивной специализации по
спортивной лапте необходимо уделить внимание следующим основным положениям:
непрерывности и круглогодичности организации
процесса тренировки;
четкому определению задач и содержания
учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного
года;
определению для каждой группы средств и методов
физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии
со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их
спортивного мастерства;
определению содержания и средств
морально-волевой и психологической подготовки занимающихся;
организации воспитательной работы;
организации врачебного и педагогического
контроля;
определению для каждой группы плана участия в
календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд;
определению уровня тренировочных и
соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их
спортивной квалификации.
При этом, в данной систематике особым образом
планируется работа скоростно-силового характера и координационные элементы
взаимодействия между членами команды (20; 22; 28).
В свою очередь, современная практика работы по
лапте в большинстве физкультурных организаций страны и построения годовых
календарных планов спортивных соревнований, в которых четко определены 2
спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразности деления года на
2 цикла (осенне-зимний, весеннее-летний), каждый из которых, в свою очередь,
делится на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
В соревновательный период в спортивной лапте,
наряду с повышением специализированной работы в совершенствовании
технико-тактических элементов, увеличивается объем и на работу
скоростно-силового и координационного характера, при чем в сочетании с техническими
элементами.
Цикличное построение периодов тренировки может
выглядеть следующим образом.
Примерная продолжительность периодов:
подготовительный период-с 1 октября по 15
декабря;
соревновательный период-с 15 декабря по 15
марта;
·
переходный
период-с 15 марта по 15 апреля.
Примерная продолжительность периодов
весенне-летнего цикла:
подготовительный период-с 15 апреля по 15 июня;
соревновательный период-с 15 июня по 30 августа;
переходный период - с 1 по 30 сентября.
В каждом годовом цикле необходимо достичь
наивысшего уровня спортивной подготовленности, которая обуславливается не
только сформированностью технико-тактических умений и навыков, но и уровнем
развития специализированных физических качеств лаптистов, а именно его
координационных и скоростно-силовых способностей.
Лапта предъявляет высокие требования к
функциональным возможностям спортсменов. Игра в лапту включает внезапные и
быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим лаптист
должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке,
большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в
определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств
содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями.
В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена
на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости.
В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их
совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня
овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется
силовой подготовке и специальной выносливости. Т.е. во всех случаях важны
скоростно-силовые и координационные способности спортсменов (32; 33).
В целом физическая подготовка лаптистов состоит
из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь. В
подготовительный период велики объемы общефизической работы. В соревновательный
период возрастает объем специализированной работы. В рамках специальной
физической подготовке уделяется много времени воспитанию скоростно-силовых
способностей спортсменов.
Скоростно-силовая подготовка лаптистов.
Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком
предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при
сохранении оптимальной амплитуды движений. В.В.Кузнецов выделяет следующие
методы силовой подготовки:
. Общая силовая подготовка, методы
кратковременных усилий, "до отказа", повторный, интервальный,
круговой.
. Разносторонняя целенаправленная силовая
подготовка
. Специальная силовая подготовка синтетического
и аналитического воздействия.
У Ю.В. Верхошанского методы развития специальной
силы систематизированы по четырем пунктам: развитие абсолютной, быстрой,
взрывной и реактивной способности, силовой выносливости.
В.М. Зациорский выделяет следующие методы
создания максимальных силовых напряжений: повторные, максимальные и
динамические усилия. Тренировочный эффект, по его мнению, достигается величиной
отягощения.
Как отмечают В.В. Кузнецов при развитии силовых
качеств, необходимых для проявления скоростно-силовых способностей важно
ориентироваться на следующие положения (25, с.15):
· эффективность отдельных силовых
упражнений (кумулятивный тренировочный эффект) определяется по состоянию
прироста силы соответствующих мышечных групп;
· совершенствование силовых качеств
осуществляется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с
общеподготовительного на специально - подготовительные и соревновательные
упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых воздействий с различным
тренировочным эффектом;
· тренировочные силовые воздействия
должны быть оптимальными, так как объемные и длительные силовые нагрузки
существенно снижают быстроту движений и способность к проявлению взрывных
усилий.
Возможность решения этих задач видится в
индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации
соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета
возрастных особенностей состояния и подготовленности юных лаптистов, что
обуславливает актуальность и необходимость проведения исследования (38, с. 31).
Под комплексной тренировкой лаптистов можно
понимать совокупность избираемых средств, методов, способов и приемов,
позволяющих комплексно воспитывать несколько двигательных качеств одновременно
или формировать двигательные умения и навыки посредством положительного
переноса одного на другого, при этом в оперативном режиме, способствуя более
благоприятному освоению двух и более разновидностей техники. Интегральная
тренировка есть слияние традиционных способов учебно-тренировочной работы, за
счет чего повышается объем и интенсивность нагрузки (32; 33).
Проблемное поле в использовании комплексной
тренировки в учебно-тренировочном процессе лаптистов складывается из следующих
положений:
. Влияние интегральной подготовки на повышение
интереса и знаний спортсменов, а также возникновение связей между умениями и
интересом, навыками и знаниями, интересом и знаниями.
. Соотношение избираемых традиционных методов и
средств с интегративными, комплексными методиками. Нельзя сказать однозначно,
что традиционные методики тренировки в лапте не так уж плохи. Интегративные
методы позволяют развить больший двигательный и технико-тактический потенциал спортсмена-лаптиста
.
. Методики позволяющие обеспечить контроль за
технической подготовленностью, характером интересов и уровнем знаний, способны
оказывать не только информативную помощь тренеру по лапте, но и могут служить
эффективным средством самоконтроля спортсменам.
. При комплексной тренировке возникает
необходимость группового оценивания действий спортсменов, вернее в групповом
тесте оценить действие отдельного обучаемого.
. В учебно-тренировочном процессе лаптистов
имеет место необходимость разработки и применения таких интегральных
упражнений, которые бы содействовали не только улучшению технико-тактической
подготовленности обучаемых, но и оказывали бы комплексное влияние на воспитание
физических способностей.
Используя тренировку при комплексном воспитании
скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов предполагает
реализацию ряда методических приемов (33, с. 24):
. Сочетание с технико-тактической подготовкой.
.Проявление напряжения мышц большой мощности и
координированности в действиях.
. Нестандартность применяемых комбинаций.
. Зеркально отражение действия партнера.
. Упражнения повышенной координационной
сложности с изменением исходных и конечных положений, с добавлением новых
элементов.
. Минимизация информации о движении (выполнение
упражнения с закрытыми глазами, сужение информативности указаний).
. Сопряженность прыжковых и ударных упражнений с
упражнениями на ориентацию в пространстве.
. Повышение квазипространственной (слухоречевой)
информации за счет кодирования в визуальные знаки, или перемещениями партнеров.
. Развитие максимальной мощности с упражнениями
на координацию.
. Элементы симультативного (мгновенного)
реагирования на быстро изменяющиеся условия спортивной ситуации (действия
против обманных действий двух и более игроков-противников).
Основными педагогическими требованиями к
реализации комплексной тренировки в комплексном воспитании скоростно-силовых
способностей лаптистов являются:
. Вариативность избираемых действий.
. Обеспечение комплексности в ориентировочной
основе командных и индивидуальных действиях.
. Обеспечение возрастной адекватности
тренирующих воздействий и их соответствие технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся.
. Использование как динамических
скоростно-силовых упражнений, так и статических.
. Обеспечение принципа наглядности и доступности
в изучении сложнокоординационных технико-тактических действий лаптиста .
. Ориентация на сильные двигательные стороны
занимающихся (скоростно-силовые параметры движений или силовые особенности
двигательных действий).
Глава II.
Обоснование эффективности методики формирования специальной физической
подготовленности спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации
.1 Организация и методы исследования
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась
в проверке эффективности разработанного содержательного обеспечения процесса
воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом
комплексной тренировки на этапе углубленной спортивной специализации.
Основными задачами экспериментальной части
исследования являлись:
. Организация опытно-экспериментальной работы
исследования.
2.Подборка диагностического инструментария в
оценке сформированности скоростно-силовых способностей лаптистов.
3. Проведение педагогического (констатирующего и
формирующего) эксперимента.
. Математическая обработка результатов
исследования и их анализ.
. Выявление факторов позитивных сдвигов в
опытной группе.
Для проведения эксперимента нами были
сформированы две группы - опытная (n
1= 12) и контрольная (n
2= 12). Каждая группа была сформирована по результатам констатирующего
педагогического эксперимента и были идентичными друг другу по уровню
подготовленности спортсменов.
Сроки проведения эксперимента: декабрь 2010 -
февраль 2011 г.
Для лаптистов опытной группы использовалось
специальное содержательное обеспечение процесса воспитания скоростно-силовых и
координационных способностей. В содержательном обеспечении использовались
упражнения на воспитание данных способностей сопряженных с технико-тактическими
элементами; так же специальные физические упражнения для воспитания силовых
качеств (включая изометрические упражнения)
В свою очередь для лаптистов контрольной группы
процесс специальной физической подготовки, носил традиционный характер для
этапа углубленной спортивной специализации. Содержание по воспитанию
скоростно-силовых и координационных способностей спортсменов носил
дифференцированный характер и был строго избирателен в своей реализации. Т.е.
большинство педагогических воздействий по воспитанию специальных физических
качеств лаптистов проходил систематично, но по разделениям без использования
комплексного и интегрального методов.
Таким образом, в опытной группе использовалось
специфическое содержание процесса воспитания скоростно-силовых и координационных
способностей спортсменов-лаптистов, разработанного на основе традиционных
подходов и методов физической культуры и спорта, однако в рамках комплексного,
интегрального воздействия на занимающихся. Тогда как, у контрольной группы
процесс воспитания специальных физических качеств был строго регламентирован и
носил избирательный характер.
Методы теоретического анализа и обобщения.
Анализ литературных источников, беседы, и педагогическое наблюдение, метод
экспертной оценки составили основу для обоснования теоретических авторских
позиций по научному исследованию.
Изучение и анализ отечественной
научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволил
определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи исследования;
разработать и обосновать содержательное обеспечение специальной физической
подготовленности спортсменов-лаптистов. На основе сопоставления и
теоретического анализа различных традиционных методик, а так же на основе
использования комплексного и интегрального методов основными разделами
содержательного обеспечения специально-физической подготовки лаптистов стали:
комплексное воспитание способностей лаптистов во взаимосвязи с
технико-тактическими элементами; специально-физические упражнения для воспитания
скоростно-силовых способностей спортсмена. При этом в основу содержательного
обеспечения вошли различные интегральные способы объединения упражнений
(например, челночный бег с отягощениями, силовое жонглирование,
технико-тактические элементы в сочетании со скоростно-силовой работой и
упражнениями на координацию и др.)
В беседах с ведущими тренерами Оренбургской
области обсуждались общие и частные аспекты проблемы комплексного воспитания
скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на этапе углубленной
спортивной специализации. В ходе педагогического наблюдения были выявлены ряд
общих технологических особенностей проведения спортивной тренировки лаптистов.
Методы педагогического тестирования. Главная
направленность обозначенной группы методов - выявление и оценка
сформированности скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов на
этапе углубленной спортивной специализации.
Для оценки скоростно-силовых способностей
лаптистов использовались так же тесты:
прыжок в длину с места (м);
бег на 60 м. с отягощением (сек; отягощение
набивной мяч весом - 5 кг.);
Для оценки статической выносливости - «сед
углом», удержание (мин, сек).
Для оценки координационных способностей -
челночный бег (сек, 6х9).
Методы педагогического эксперимента. Суть
констатирующего педагогического эксперимента заключалось в определении исходных
данных сформированности скоростно-силовых и координационных способностей
лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации и на основе исходных
показателей сформировать две экспериментальные группы (опытную и контрольную).
Суть формирующего педагогического эксперимента
заключалась в проверке эффективности разработанного содержательного обеспечения
специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации. В ходе педагогического эксперимента фиксировались и
анализировались динамика результатов опытно-экспериментальной работы, что и
позволило сделать ряд выводов по проблеме исследования.
Методы математической статистики. Полученные
результаты обрабатывались методами математической статистики. Вычислялись
следующие величины: М(Х) - среднее арифметическое; m - ошибка среднего
арифметического; σ - среднее
квадратическое отклонение; P и t - показатели достоверности различий.
.2 Содержание методики специальной физической
подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации
Общая модель содержания тренировочных занятий
специальной физической подготовки спортсменов - лаптистов в сочетании с
техническими элементами на этапе углубленной спортивной специализации показана
в таблице 1.
Разрабатывая содержание методики специальной
физической подготовки лаптистов мы более тщательным образом затронули раздел
специализированных упражнений во взаимосвязи с техническими элементами и
определили следующее содержание.
. Удар битой с подачи партнера, со сменой
атакующих действий и упражнениями на ускорение между подходами.
Таблица 1
Примерное содержание учебно-тренирвочного и
классно-урочного занятий по специальной физической подготовке в сочетании с технико-тактическими
элементами спортсменов - лаптистов
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЯ
|
Дозировка
|
Организационно-методические
указания
|
1.
Подготовительная часть Построение, перекличка, ознакомление с самочувствием и
состоянием здоровья занимающихся.
|
15-20
мин 5 мин
|
20
мин для учебно-тренировочного процесса. Обратить внимание на внешние
признаки, форму, посещаемость
|
Общая
разминка: а) медленный бег б) растягивание
|
5-10
мин 5 мин 2-3 мин
|
Акцентировать
внимание на дыхание и на полную амплитуду движения
|
2.
Основная часть а) Перемещения с набивными мячами вдоль веревки, натянутой под
углом к полу. Вначале - высота роста спортсмена, в конце - намного ниже.
Занимающийся шагает с выпадом "змейкой", с набивным мячом в руках,
опускаясь все ниже и ниже, "ныряя" под веревку то слева, то справа.
|
40-60
мин 5 мин
|
60
мин для учебно-тренирвочного процесса. С каждым шагом центр тяжести
перемещается на опорную ногу.
|
до
100 раз
|
Обратить
внимание на ритм
|
в)
Работа с поролоновыми и набивными мячами у стенки. Передачи снизу и сверху.
|
10-15
мин
|
Мячи
разные по размеру и весу.
|
г).
Напрыгивания на разновысокие тумбы (комбинировать по высоте) и спрыгивания с
них.
|
до
100 раз
|
Обратить
внимание на темпово-ритмовые характеристики движений
|
д).
Прыжки через разновысокие барьеры (2-4 штуки) с последующим передвижением в
полуприседе под сеткой, натянутой параллельно полу на высоте 150-180 см.
|
5-10
мин
|
Можно
с отягощением в руках. Метод: повторно-серийный
|
ж)
Отработка подач мяча . Ударом по центру подброшенного мяча стараться послать
его как можно дальше к кромке игрового поля.
|
10-15
мин
|
Используется
для освоения элементарной подачи
|
3.
Заключительная часть. Упражнения на восстановление дыхания, растягивания.
|
5-10
мин
|
Обратить
внимание на функциональные показатели (ЧСС, артериальное давление)
|
Дозировка: 30-40 раз.
Организационно-методические указания: 1-ый -
нападающий, 2-ой- подкидывающий, 3ий - принимающий; можно использовать
упражнение по группам в пять-восемь человек с организацией круговой смены (т.е.
фактически поточно).
. Прием подач от двух и более подающих игроков
поочередно с поочередной сменой задания.
Дозировка: 40-50 раз.
Организационно-методические указания: нападающие
удары выполняются поочередно, но с минимальным промежутком времени, при этом
возможна оперативная смена ролей.
. Жонглирование мячиками для лапты с
упражнениями на приседания между подходами.
Дозировка: 2-3 мин..
Организационно-методические указания: количество
приседаний с каждым циклом может уменьшаться или наоборот увеличиваться; данное
упражнение позволяет формировать тонкую нервно-мышечную взаимосвязь,
способствующей интегральному и сопряженному проявлению скоростно-силовых и
координационных способностей.
. Ловля мяча в тройках.
Дозирова: по 50-60 раз.
Организационно-методические указания: количество
игроков может варьироваться; указывается способ передачи; акцентировать
внимание на внезапность передачи.
. Игра «Пятнашки».
Дозировка: 5-10 мин.
Организационно-методические указания: игроки
делятся на две команды. Одна команда становится ведущей и пытается выбить всех
игроков противоположной команды. При этом способ устранения противника - только
касанием переданного партнером мяча при выполнении не более трех шагов. Далее
смена. Выигрывает та команда, которая вывила из игры наибольшее количество
партнеров.
. Передачи по «квадрату» с элементами физической
нагрузки.
Дозировка: 45-50 раз.
Организационно-методические указания:
подбирается скоростно-силовая физическая нагрузка (выпрыгивание вверх;
выпрыгивание вверх с поворотом на 360 градусов и др.); акцентировать внимание
на согласованность действий партнеров, на своевременный уход партнера и
выполнение им физического упражнения, передачи выполняются поточно без
какой-либо очередности, по сигналу все останавливаются и выполняют упражнения со
скоростно-силовой нагрузкой.
. Групповые упражнения на подачу и прием мяча.
Дозировка: 3-5 мин.
Организационно-методические указания: в 2-3
подхода; цель - как можно больше снизить уровень выдаваемой информации для
противника, используя финты и ациклические коллективные действия для реализации
бросков; фронтальным способом одновременным групповым метанием одной команды и
одновременной ловлей мячей другой командой.
. Передачи по цепочки с поочердными поворотами и
использованием скоростно-силовых упражнений после сигнала.
Дозировка: по 25-35 раз.
Организационно-методические указания: на одной
линии располагаются по 4-6 игроков, передачи выполняются по линии с
поочередными поворатами партнеров лицом к сзадистоящему; по сигналу все
останавливаются и начинают выполнять специальные физические упражнения:
отжимания на скорость по 10-15 раз; выпрыгивания с полного приседа по 10-15
раз.
. Розыгрыш подач со специальными физическими
упражнениями между подходами.
Дозировка: 6-8 мин.
Организационно-методические указания: по 6-12
подач в строгом соответствии с составом избранно-соревновательных действий в
лапте с акцентирование внимание на согласованность коллективных действий; между
подходами используют в первом случае:
нагрузку скоростно-силового характера; интервал
отдыха между подходами жесткий, так чтобы ЧСС восстанавливалось на 30-45 %; сам
цикл - 2-3 подхода;
статические равновесия.
Так же нами использовались специальные
физические упражнения с собственным весом тела для развития координации и
силовой выносливости.
. Стойка на одной, согнув в сторону другую,
стопа на опорной ноге, руки ладонями вместе вверх.
Дозировка: 20-30 сек.
Организационно-методические указания: спина
прямая, руки прямы; удержание стойки осуществляется за счет напряжения стопы
опорной ноги, колен, тазобедренных суставов и ягодиц.
. Сед на пятках скрестно в упоре на руках,
балансировка на руках согнувшись, и.п.
Дозировка: 10-15 сек.
Организационно-методические указания: как можно
дольше удержать тело; дыхание задержать; взгляд вперед-вверх, ноги подтянуть
туловищу как можно ближе.
. «Крокодил»: из упора лежа, руки согнуты,
продвижение тела вперед-назад силой.
Дозировка: 15-20 сек.
Организационно-методические указания:
позвоночник прямой; все движения за счет стоп и рук, дыхание задержать или
выполнять упражнение на выдохе.
. Стойка на руках: согнув ноги, ноги прямые,
стопы вместе колени в стороны.
Дозировка: по 10-15 сек.
Организационно-методические указания: руки
прямые, спина прямая; дыхание либо задержать, либо выполнять на выдохе, после
выполнения лечь расслабиться.
. Сед на ягодицах, ноги согнуты, с захватом
правой (левой) стопы, подведение стопы: к голове, за голову; удержание.
Дозировка: по 8-10 раз по 15-20 сек.
Организационно-методические указания: со сменой
положения ног; стараться спину держать прямо; выполнение на выдохе с задержкой,
и.п. - вдох.
. Стойка на коленях, прогнуться кисти рук на
стопы ног, удержание.
Дозировка: 7-9 раз по 15-20 сек.
Организационно-методические указания: стараться
удержать равновесие, для облегчения кисти рук положите на стопы ног и
обопритесь.; тело должно быть напряженно в момент удержания.
. «Лодочка»: сед согнувшись руки вперед,
удержание позы.
Дозировка: 20-30 сек.
Организационно-методические указания: в 2-3
подхода, руки, ноги прямые, смотреть прямо перед собой; отдых между подходами
до 1 мин; дыхание во время выполнения задержать, после лечь расслабиться.
Специально-физические упражнения для воспитания
скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов.
. Разбег с мячом, бросок мяча вверх, кувырок, ловля
мяча.
Дозировка: 15- 20 раз
. Перехваты баскетбольного (гандбольного) мячей
вокруг оси тела со сменой направления движения мяча.
Дозировка: 18-20 раз.
Организационно-методические указания: спина
прямая, упражнение выполняется на специальных резиновых ковриках; перехваты
осуществлять как можно быстрее.
. Челночный бег с набивным мячом.
Дозировка: 3×9.
Организационно-методические указания:
осуществлять можно методом соревнования, т.е провести эстафету 2-3 раза или
поточным способам несколькими группами, вес мяча - 5 кг.
. Выпрыгивания вверх с полного приседа с
поворотами на 360 °
Дозировка: 15-20 раз.
Организационно-методические указания: как можно
выше выпрыгивать, стараться приземлиться после прыжка на то же место и на обе
ноги одновременно.
. Прыжки вверх из положения приседа или
полуприседа.
Дозировка: 12-15 раз
Организационно-методические указания: угол между
бедром и голенью перед прыжком - 130-140о;. выпрыгивать как можно выше, голову
стараться держать прямо; в 2-3 подхода, отдых между подходами 2 мин.
. Запрыгивание на тумбу высотой.
Дозировка: 15-20 раз
Организационно-методические указания: высота
тумбы 80-100 см.; вариации: со свободным замахом рук, с самозахватом за голову
и др.
. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием
правой (левой) с шагом из стойки.
Дозировка: 30-40 раз.
Организационно-методические указания: стараться
как можно выше выпрыгнуть; в два подхода; акцентировать внимание на работу
стопы и голени.
. Прыжки вверх «ножницами».
Дозировка: 25-30 раз.
Организационно-методические указания: сильное
сгибание и разгибание в голеностопных суставах и скрестная смена положения ног
в воздухе с приземлением на маховую; в два-три подхода, отдых между подходами
три минуты.
. Из стойки шаг правой (левой)- присед - прыжок.
Дозировка: 15-20 раз.
Организационно-методические указания: спину
стараться держать прямо; рабочие усилие от тазобедренного и голеностопного
суставов.
. Прыжки вверх со сгибанием туловища.
Дозировка: 7-9 раз.
Организационно-методические указания: кистями
рук коснуться стоп; в 2-3 подхода; ноги стараться выпрямить.
. Разновидности бега: с высоким подниманием
бедра, с захлестыванием голени.
Дозировка: по 15-20 м.
Организационно-методические указания: 3-4
подхода; в первом случае как можно выше поднимать колено, во втором- касаться
стопами ягодиц.
. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног
из глубокого приседа . Дозировка: 5-7 раз.
Организационно-методические указания: 2-3
подхода; вариации: прыжок лицом к барьеру; прыжок -боком с приседа; с разбега и
со сгибанием туловищ - ноги вперед (коснуться стоп).
. Приставные шаги боком с имитацией блока.
Дозировка: 20-30 раз.
Организационно-методические указания: имитация
производится в момент приставления ноги из опорного положения на обоих; как
можно выше выпрыгнуть; вариации: через 2-3 шага; со сменой направления движения
по прямой, по кривой траектории и др..
. Выпрыгивания вверх с разбега.
Дозировка: 10-15 раз.
Организационно-методические указания: как можно
выше выпрыгнуть; в 2-3- подхода, отдых между подходами 1-1,5 мин; поточным
способом.
. Ускорения.
Дозировка: 2-3 мин.
Организационно-методические указания: работа в
субмаксимальной мощности; в 3-4 подхода, отдых между подходами 1 мин.
. Ускорения с отягощением.
Дозировка: 15-20 м.
Организационно-методические указания: с
гантелей, с диском от штанги - 10-15 кг.(для юношей); 2-3 подхода с отдыхом
между подходами 1,5 мин; способ выполнения поточный с замкнутой передачей
снарядов.
Методические аспекты прыжковой подготовки.этап.
Прыжковая тренировка комбинируется с основной в каждой тренировке.
Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2-3
серии); отдых между сериями -1-2 мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин.
Упражнения выполняются с набивными мячами (3-5 кг).этап. Прыжковая тренировка
комбинируется с основной последовательно через день. Два раза в семидневном
микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая
выносливость.
Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2
серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин.
Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков
в серии (4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 120 - 130
уд/мин.
Интервал между упражнениями на прыгучесть - 2-3
мин, на прыжковую выносливость - 3-5 мин.этап. Прыжковая тренировка
комбинируется с основной с избирательным воздействием на развитие тех или иных
групп мышц и сочетанием с координационными упражнениями.
Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии
(3-4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин.
Интервал между упражнениями - 2-3 мин.
Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется
прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений.
Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков
в серии (4-5 серий); во время отдыха между сериями - снижение пульса до уровня
130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 4-5 мин.
Научно-методические аспекты изометрических
упражнений в воспитании статической силы и вестибулярной устойчивости
лаптистов. Строго регламентированный комплекс изометрических упражнений для
воспитания силы и вестибулярной устойчивости: в комплексы в течение 1-2 недель
включались по 10-15 упражнений, 5 на вестибулярную устойчивость, 10 - на
развитие. Продолжительность микроцикла: 5 недель по 3 занятия в каждой и 4
недели по 4 занятия; продолжительность упражнений в среднем 15-30 сек. С
максимальным напряжением мышц и с максимально длительным удержанием позы. Время
выполнения серии упражнений в тренировочном занятии от 12-18 мин. Предельная
величина усилий: время отдыха между упражнениями внутри серии - до 1 мин, между
сериями - 30-40 с, между занятиями: от 24 ч до 2 дней после максимальных
нагрузок.
Научно-методические особенности воспитания
максимальной силы лаптистов. В процессе целенаправленной подготовки развивается
максимальная сила. Процесс этот можно разделить на 3 этапа: начальной
стабилизации (1-я неделя - 2-3 занятия, активного развития (2-3-я недели - 4-12
занятий) и второй относительной стабилизации. Эти этапы следует учитывать при
оценке темпов роста силовых возможностей спортсменов и оценке сравнительной
эффективности используемых методов силовой подготовки лаптистов.
Педагогические условия процесса
воспитания скоростно-силовых и координационных способностей лаптистов методом
интегральной тренировки.
1. Весь процесс учебно-тренировочной работы
должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в лапту, развития
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых
черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение
высокого спортивного мастерства.
. Дифференцированная направленность в воспитании
специальных физических способностей (а именно скоростно-силовых) лаптистов
должна основываться на интегративном сочетании упражнений большой мощности с
акцентированием внимания на технико-тактическую сложность выполнения элемента.
. Четкая организация и использование групповой
формы занятий, соблюдение порядка при выполнении упражнений позволяют добиться
целенаправленности и комплексности в процессе воспитания скоростно-силовых и
координационных способностей лаптистов методом интегральной тренировки на этапе
углубленной спортивной специализации.
. Теоретический материал следует преподносить в
популярной и доступной форме в виде кратких бесед (10- 12 мин.) с демонстрацией
наглядных пособий и учебных кинофильмов.
. При воспитании скоростно-силовых способностей
лаптистов необходимо обеспечить его сопряженность с процессом
технико-тактической и общей физической подготовки, только в этом случае мы
добьемся эффективных результатов.
. Занятия, целиком посвященные общей и
специальной физической поготовке, должны проводиться во все периоды
учебно-тренировочного процесса, в особенности в подготовительном и переходном
периодах.
. Чтобы добиться технического мастерства,
необходимо учебно-тренировочные занятия с мячом регулярно сочетать с занятиями
другими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, гимнастикой и особенно
акробатикой. В сериях отработки технических элементов лаптуистами необходимо
использовать дополнительные блоки из скоростно-силовых упражнений.
. Проверку по специальной физической подготовке
и элементам техники целесообразно проводить в начале и конце года. При
проведении занятий с женскими группами необходимо учитывать
анатомо-физиологические особенности женского организма. Следует обратить
внимание на то, что женщины несколько медленнее осваивают некоторые приемы
техники игры и не всегда способны выполнять работу большой мощности в сочетании
с координационными упражнениями. В этом случае следует упростить
интегративность воздействий в их специальной физической подготовки.
.3 Результаты проведения эксперимента и их
обсуждение
Итогами формирующего педагогического
эксперимента была показана следующая динамика сформированности
скоростно-силовых способностей лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации (таблица 1).
По началу эксперимента нет статистически
достоверных различий в оценке скоростно-силовых способностей у лаптистов
опытной и экспериментальной групп. Практически идентичные результаты в тестах:
ускорение - 60 м. с набивным мячом; в прыжках в длину с места; на удержание
угла в седе; челночный бег.
Таблица 1
Динамика показателей сформированности
скоростно-силовых способностей лаптистов опытной и контрольной групп в
формирующем педагогическом эксперименте
Этап
эксперимента
|
Группа
|
Оценка
специальных физических способностей лаптистов
|
|
|
|
Челночный
бег (6х9, в сек)
|
Бег
60 м. с набивным мячом (сек; вес мяча - 5 кг.)
|
Прыжок
с места (м)
|
Сед
углом (мин)
|
Начало
|
О
|
М
± m
|
15,3
± 0,45
|
4,
5 ± 0,67
|
3,9
± 0,44
|
1,
2 ± 0, 26
|
|
К
|
М
± m
|
15,5
± 0,61
|
4,
2 ± 0,88
|
3,
8 ± 0,34
|
1,
1 ± 0,31
|
|
Р
(%)
|
>
0,05
|
>
0,05
|
>
0.05
|
>
0,05
|
Окончание
|
О
|
М
± m
|
13,0
± 0,21
|
7,
1 ± 0,42
|
5,
3 ± 0,36
|
1,
8± 0,32
|
|
К
|
М
± m
|
14,5
± 0,84
|
5,
6 ± 0,68
|
4,
2 ± 0,21
|
1,3
± 0,89
|
|
Р
(%)
|
<
0,05
|
<
0,05
|
<
0,05
|
<
0,05
|
Примечание: показатель P
< 0,05, при t > 2,23;
О - опытная группа, К - контрольная группа.
По итогам формирующего эксперимента мы наблюдаем
значительные расхождения в результатах. По всем вышеозначенным тестам
результаты стали лучше у лаптистов опытной группы (по отношению к результатам
контрольной группы).
При чем в процентном соотношении результаты в
оценке скоростно-силовых у опытной группы, по отношению к результатам
контрольной, стали лучше в следующей пропорции:
в беге на 60 м с набивным мячом на 8 % при
статистически достоверных различиях;
в прыжке с места на 20 %.
В оценке статической выносливости (удержание
угла в седее) - результаты опытной группы так же были лучше чем у контрольной
на 28 %.
В оценке координационных способностей (челночный
бег) результаты опытной группы были лучше на 10 %, при статистически
достоверных различиях ((Р< 0,05).
Основными факторами позитивных сдвигов в оценке
скоростно-силовых и координационных способностей у лаптистов опытной группы
являются:
. Сопряженность технико-тактических действий с
элементами специализированной физической подготовки.
. Нестандартность в применяемых комбинациях,
использование упражнений повышенной мощности.
. Сопряженность прыжковых и ударных упражнений с
упражнениями на ориентацию в пространстве.
. Обеспечение возрастной адекватности
тренирующих воздействий и их соответствие технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся.
. Использование специальных физических
упражнений с собственным весом тела на развитие силы.
. Вариативность в использовании базовых
комбинаций защиты и нападения (приемы, контрприемы) сопряжено со
скоростно-силовыми упражнениями.
Выводы
1. Современные условия игры в лапту требуют
повышения скоростно-силовой сложности выполнения технических приемов
(предельные и околопредельные усилия в кратчайший промежуток времени, при
сохранении оптимальной амплитуды движений). Необходимость внедрения в
учебно-тренировочный процесс лаптистов избирательного метода обусловлено
потребностью целенаправленного и комплексного воспитания скоростно-силовых
способностей, координационных способностей лаптистов и специальных видов его
выносливости. Основными направлениями специальной физической подготовки
лаптистов являются: общая силовая подготовка, методы кратковременных усилий,
"до отказа", повторный, интервальный, круговой методы; избирательная
скоростно-силовая подготовка; специальная силовая подготовка (включая
статические упражнения для развития мышц), координационные упражнения,
статические упражнения на выносливость.
. В целом в учебно-тренировочном процессе
лаптистов дидактическую основу составляют практически все традиционные принципы
физической культуры: общесоциальные, общеметодические, специфические. Тем не
менее, мы определили более приоритетные. Из принципов использовались
преимущественно принцип всесторонности, наглядности, доступности, все
специфические принципы. Из всего разнообразия традиционных средств физической
культуры наиболее приоритетными в системе формирования специальной физической
подготовленности спортсменов лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации стали: специально-подготовительные упражнения (подводящие,
развивающие), тренировочные формы соревновательных упражнений, гигиенические
факторы, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности. Из всего
многообразия методов мы отдали предпочтение следующим методам: избирательного,
комплексного и сопряженного воздействия (группа методов преимущественной
направленности на воспитание физических качеств); методу целостного упражнения
(группа методов преимущественной направленности на формирование двигательных
умений и навыков); соревновательному и игровому методы. Ведущее место в системе
дидактического обеспечения специальной физической подготовки
спортсменов-лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации заняли
следующие формы: внеклассные (самостоятельные занятия); внешкольные (занятия в
ДЮСШ) в детских оздоровительных лагерях, квалифицированные соревнования.
. Эффективность процесса воспитания
скоростно-силовых, координационных способностей лаптистов и специальной их
выносливости достигается методом комплексной тренировки на этапе углубленной
спортивной специализации; во многом будет зависеть от разработанности
содержательного обеспечения, включающего: специально-подготовительные
упражнения с максимальной и субмаксимальной мощностями; специальные физические
упражнения с технико-тактическими элементами; специальные физические упражнения
с собственным весом тела: собственные скоростно-силовые упражнения; игровые
задания с элементами скоростно-силовой работы, координационные упражнения,
статические упражнения, упражнения в балансировки (для повышения
специализированных восприятий).
3. Методическими особенностями специальной
физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации
являются: комплексное и сопряженное воспитание данных способностей с другими
физическими качествами лаптистов; моделирование параметров движений
(пространственных, временных, силовых); вариативность, комплексность и
систематичность избираемых приемов.
. В результате анализа проведенного
эксперимента, полученные данные, позволяют утверждать, что применяемое
содержание разработанной методики способствует формированию специальной
физической подготовленности у лаптистов на этапе углубленной спортивной
специализации. Итогами формирующего педагогического эксперимента была показана
следующая эффективность в сформированности специальной физической
подготовленности лаптистов опытной группы по отношению к контрольной, а именно:
в оценке скоростно-силовых у опытной группы результаты были лучше в беге на 60
м с набивным мячом на 8 %, в прыжке с места на 20 %; в оценке статической
выносливости (удержание угла в седее) - результаты опытной группы так же были
лучше чем у контрольной на 28 %; в челночном беге на 10 % при статистически
достоверных различиях ((Р< 0,05).
лаптист
физический подготовка спортивный
Список использованной литературы
1. Абубакиров,
И.К. <#"889045.files/image001.gif">
а)
б)
Рис. 1. Нападающий удар с подачи партнера, со
сменой атакующих действий и упражнениями на ускорение между подходами: а)
действия нападающего; б) действия защитника (далее ускорение и прием третьим
игроком)