Теория государства и права

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,71 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория государства и права

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»








Практикум №1

Дисциплина «Теория государства и права»


Выполнил: студентка гр. Устянская А.И. П-101-Д

Проверил: Алешин О.Н aleshinole@yandex.ru <mailto:aleshinole@yandex.ru>.






Санкт-Петербург

Содержание

Введение

. Социальная структура Древнего Египта

. Регулирование имущественных отношений в Древнем Китае

. Источники права государств Древней Месопотамии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, и определяющим ее фактором являлось практически безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. Главными объектами права собственности в Древнем Китае выступали земля и рабы. Особенности развития имущественных отношений менялись в соответствии с эпохами различных династий Древнего Китая. Первые источники права государств Древней Месопотамиихоть и были изложением действующих законов, однако стали основой для письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов.Такими действующими законодательными актами стали Законы царя Ур-Намму, Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны, Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значимый правовой документ Древней Месопотамии - Законы царя Хаммурапи.Цель работы - раскрыть особенности социальной структуры Древнего Египта, регулирование имущественных отношений в Древнем Китае и источники права государств Древней Месопотамии. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: Изучить социальную структуру Древнего Египта; Рассмотреть вопрос регулирования имущественных отношений в Древнем Китае; Выделить источники права государств Древней Месопотамии. Методы исследования, использованные в работе: метод теоретического анализа литературы, метод сравнительного анализа и обобщения в аспекте изучаемой проблемы.

древний правовой хаммурапи

1. Социальная структура Древнего Египта

Социальная структура Древнего Египта оформилась ко времени Среднего царства, а в период Нового царства произошло ее заметное усложнение. Данная структура схожа с египетской пирамидой: на вершине ее находится фараон, на ступени ниже располагается высшее чиновничество и жречество, военачальники, далее - номовая знать, среднее чиновничество и жречество,затем общинники, царские люди, рабы. Благосостояние представителей высшего зависело от положения в должностной иерархии. Господствующий класс расширялся за счет зажиточного крестьянства в зависимости от усложнения объема и функций государственной власти. Также функционировала система государственного перераспределения рабочей силы, в особенности царских людей. Древний Египет характеризовался крайней замедленностью эволюции социальной структуры, и определяющим ее фактором являлосьпрактически безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства.

К ним относились бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, которые были доведены до рабского состояния, «слуги царя», которые выполняли предписываемые им нормы работы под надзором царских надсмотрщиков. У них имелось небольшое личное имущество, и они получали достаточно скудное пропитание из царских складов. Эксплуатация «слуг царя», которые находились в отрыве от средств производства, выстраивалась на основании внеэкономического и экономического принуждения, поскольку земля, тягловый скот, инвентарь и прочие ресурсынаходились в собственности царя.

Границы, которые отделяют рабов от «слуг царя», были обозначены довольно нечетко. Рабы в Египте подвергались продаже, покупке, передаче по наследству, в дар, но иногда сажалисьна землю и наделялись имуществом, отдавая господам часть урожая. Еще одной формой возникновения рабской зависимости являлась самопродажа египтян за долги и превращение в рабов преступников. Для объединения Египта после переходного периода раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства были характерны успешные завоевательные войны египетских фараонов, развитие торговли с Сирией, Нубией, рост городов, расширение сельскохозяйственного производства. Это стало причиной, с одной стороны, роста царско-храмового хозяйства, с другой - укрепления позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, который был органически связан с первым. Для Среднего царства характерны и иные изменения, как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Более важную роль в государстве, вместе с номовой аристократией и жречеством, играют теперь нетитулованные чиновники. Из «слуг царя» начинают выделять так называемых неджес («маленькие»), а среди них «сильные неджес», чье появление связывалось со становлением частного землевладения, рынком и товарно-денежных отношений. Не зря в XVI-XV вв. до н.э. в Египте впервые появляется понятие «торговец», а в качестве мерила стоимости при отсутствии денег выступает серебро.

Неджес наряду с ремесленниками, будучи не очень прочно связанными с царско-храмовым хозяйством, начинают приобретать более высокий статус, чему способствовала продажа части своей продукции на рынке. Одновременно с развитием ремесла и товарно-денежных отношений вырастают города, в них возникают даже подобия цеховили различные объединения ремесленников по специальностям. Изменение правового положения состоятельных групп населения характеризуется и расширением понятия «дом», которое ранее обозначало родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и др. Теперь главой дома мог быть и неджес. «Сильныенеджес» совместно с низшими звеньями жрецов, мелких чиновников, зажиточных ремесленников в городах составляют средний слой, переходящийот мелких производителей к господствующему классу. Возрастает численность частных рабов, происходит усиление эксплуатации зависимых земледельцев - надельщиков, которые несутосновные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. По итогам победоносных войн Египет Нового царства представляет собой первую крупнейшую империю в древнем мире, что повлияло и на дальнейшее усложнение его социальной структуры. Происходит ослабление позиций номовой родовой аристократии. Яхмос разрешает остаться на местах тем правителям, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние господствующей верхушки теперь прямо зависит от занимаемого ими места в должностной иерархии, от того как близко они находятся к фараону и его двору.

Центр тяжести администрации и всей опоры фараона значительносмещается на нетитулованных выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и приближенных рабов. Дети сильных неджес могут обучаться в специальных школах, которыми руководили царские писцы, и по окончании курса получить какую-либо чиновничью должность. Вместе с неджес в то время возникает и особая категория египетского населения, которая обозначается термином «немху». Сюда входили земледельцы, которые имели свое хозяйство, воины, ремесленники, мелкие чиновники. Их могли повысить или понизить в социально-правовом статусе фараоновская администрация, зависимо от потребностей государства. Это было связано с функционированием в Среднем царстве по мере централизации системы государственного перераспределения рабочей силы. Такая система продолжила свое дальнейшее развитие в Новом царстве, в зависимости от дальнейшего роста многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и др. Особенность ее заключалась в следующем. В Египте периодически проводились переписи, которые учитывали население с целью определения налогов, формирования армии по возрастам: отроки, юноши, мужи, старики. Данные возрастные категории в какой-то мере имели связьс сословным делением населения, которые было непосредственно занято в египетском царском хозяйстве, на жрецов, чиновников, войско, мастеров и «простых людей». Особенность этого деления состояла в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп государство определяло в каждом конкретном случае учитывая его потребности в чиновниках, мастерах и др.

Это происходило при ежегодных смотрах, когда происходило формирование штатов какой-либо государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских. Мастера, чиновники противопоставлялись «простым людям», чье положение немногим отличалось от положения рабов, их только невозможно было покупать или продавать как рабов. Данная система распределения рабочей силы почти не затрагивала основную массу надельных земледельцев, с помощью которых содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Систематический учет и распределение на работу главного резерва рабочей силы в Древнем Египте являлись прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

. Регулирование имущественных отношений в Древнем Китае

Для конца рабовладельческого периода в истории Древнего Китая было характерно появление многочисленных сборников права. Виды собственности в Древнем Китае отличались эволюцией от общинных форм собственности к частной,главным образом на землю и рабов. Для Китая было характерно наличие крупной государственной собственности как на землю, так и на рабов. Формирование товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. Совершение торговых сделок сопровождалось заключением договора в письменной форме и уплатой денежной пошлины. С развитием ростовщичества получил распространение договор займа, оформлявшийся долговой распиской. Помимо этого были известны договоры дарения, личного найма, аренды земли и прочие. Можно сказать, что нормы частного права не получили самостоятельного развития в праве Древнего Китая, однако глагол «ю»означавший«иметь собственность»был известен в Китае еще с конца Чжоу (IV - III вв. до н.э.).

Верховная государственная собственность на землю существовала в Древнем Китае одновременно с общинным и частным землевладением крестьян. Землю в Древнем Китае продавали и покупали, дробили на мелкие участки или она концентрировалась в крупные наделы, однако какие бы превращения не претерпевало землепользование, частный или коллективный владелец имел право только на владениеземлей, которое никогда не переходило в полную частную собственность. Государство неизменно сохраняло свою руководящую роль в хозяйственной жизни. Социально-экономическая структура Китая исключала какие-либо правовые и политические гарантии, с помощью которых могли бы быть созданы условия для развития частной собственности в целом, и особенно на землю. Рост частной собственности, будучи кризисным для данной структуры, очень скоровел за собой реформы, которые восстанавливали экономический контроль государства. Несмотря на переход большей части общинной земли в частное владение, еще в I в. до н.э. община могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины было непременным условием для совершения поземельных сделок. В соответствии с источниками I в. н.э. договоры купли-продажи земли могли заключать женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску. Вместе с куплей-продажей распространение получил договор аренды земли. Также широко были распространены договоры найма людей, договоры ростовщического займа, и условия их регулировались обычным правом. С целью поощрять земледелие с древних времен существовало право каждого занять бесхозные или покинутые земли. После определенного срока такие земли записывались в кадастр как частные за теми, кто их обрабатывал.

В Древнем Китае нередко издавались законы, в той или иной мере отражавшие требования по защите мелкого крестьянского землевладения. Особенно четко это проявилось в I в. до н.э. при изменении государственной политики в отношении тех лиц, которые попали в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать за долги детей, которые не были выкуплены в течение 3-х лет и затем становились рабами, был распространен повсеместно. В I в. н.э. императором Уди был издан рескрипт,касающийся освобождения всех людей, которые были обращены ранее в государственных рабов и рабынь, «если прежние законы не предусматривали наказание за совершение ими преступлений». Также были освобождены в ряде областей Древнего Китая рабы, которые продавали себя из-за голода или были проданы насильно, и женщины, отданные в наложницы. Теперь запрещалось клеймение рабов, а к тем лицам, которые «силой чинили препятствия» освобождению рабов, предписывалось применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство». Таким образом, можно сделать вывод, что главными объектами права собственности в Древнем Китае выступали земля и рабы. Обобщим особенности имущественных отношений в соответствии с эпохами различных династий Древнего Китая. Земля: в период Инь - собственность сосредоточена в руках императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями; во времена Чжоу - землевладения превращаются в частную собственность; в период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств происходит совершение торговых сделок с землей, интенсивно формируется частнособственническое землевладение в результате перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Рабы: в период Инь рабов считают государственной собственностью. Хоть рабы и были во владении частных лиц, купля-продажа еще не существовала; во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали два вида рабов: частные и государственные; в период Цинь существовала широкая и свободная торговля рабами. Древнекитайским правом регламентировались разные виды договоров, в том числе: договор мены, договор купли-продажи, договор дарения, договор займа, договор аренды земли, договор личного найма. Одним из первых возник договор мены. Договор купли-продажи заключался в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широко распространен был договор дарения: земли, колесниц, рабов, оружия и иного имущества. Договор займа, который появился в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Данному договору сопутствовали отсрочка платежа, выдача письменных обязательств, внесение залога. Также появилось ростовщичество, долговое рабство, в V - Ш вв. до н. э. очень часто заключался договор аренды земли. Что касается владения имуществом замужней женщиной, то в Древнем Китае брак между детьми заключался по наставлению родителей. Муж и отец имели в семье полную власть. Поэтому замужняя женщина была в полной зависимости от власти мужа, и не могла иметь личного имущества. Она лишь имела право наследования, но это право было ограниченным.

3. Источники права государств Древней Месопотамии

В государствах Древней Месопотамии главным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, который был принят по воле правителя какого-либогосударства. Возникновение царских узаконений обусловливалось здесь особыми условиями становления многочисленных государств, которые возникали в результате войн, завоеваний, переворотов, когда формировались непрочные территориально-политические объединения, слабела или укреплялась власть определенного правителя -гегемона, определялось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировало и относительно раннее развитиетоварно-денежных отношений, а также внутренней и внешней торговли. Вавилон являлся одним из главных центров международной торговли Древнего мира.

Первые царские надписи нельзя считать законами или реформами в собственном смысле слова. Они заключали в себе сведения о действительных или мнимых победах правителей Древней Месопотамии, об их благодеяниях жителям своих стран, городам, храмам, богам. Безусловным атрибутом таких апологетических надписей являлось утверждение о том, что была восстановлена справедливости, царем защищались обездоленные: бедные, сироты, вдовы и т.д. Примером таких исторических документов служат так называемые «реформы» Уруингины, правителя царства Лагаша, которые относились к 2400 году до н.э. В них шла речь о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, произвольных поборов, побоев, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители. Основной целью Уруингины было оставить память о себе последующим поколениям как о последователе«старых порядков», «старых обычаев», на чем сказалось влияние общинной идеологии. Первые надписи хоть и были изложением действующих законов, однако стали основой для письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов. Такими действующими законодательными актами стали не полностью дошедшие до нас древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец Ш тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.), Средне ассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значимый правовой документ Древней Месопотамии - Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья. К примеру, Законы Ур-Намму начинаются с пролога, который содержит сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя«изгнавшего зло и раздоры, и борющегося за справедливость». Далее идет изложение законодательных нововведений, в особенности об установлении общей системы меры и веса (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр.) как гарантии новых справедливых порядков. По такой схеме - преамбула и повествование одействующих правовых положениях - строились и остальные законы.

Главной целью пышных прологов (особенно это характерно для Законов Хаммурапи), вещавших о справедливости, о великих заслугах царя, была необходимость обосновать обязательность и безоговорочность царских постановлений и,главным образом, законность самой царской власти. Несмотря на схожесть, совпадение ряда норм, все эти законы содержали и глубокие расхождения, поскольку в каждом правовом акте отражались реалии своего времени, особенности своего государства. Так, Средне ассирийские законы, которые появились на несколько столетий позже Законов Хаммурапи, были более архаичны по, содержанию, по фиксации строгих патриархальных порядков, жестоких наказаний за преступления и др. Уступали они Законам Хаммурапи и по правовой технике, по степени разработанности правовых институтов. По традиции в законодательстве Древней Месопотамии важное место занимали правонарушения, которые причиняли ущерб личности или имуществу человека, и влекли за собой наказания в виде возмещения этого ущерба. Сюда можно отнестикражу, нарушение собственнических прав господина на раба, нанесение телесных повреждений, колдовство, насилие над женщиной, измену жены и другое. Достаточно суровые наказания предписывали все законы за такие клевету, лжесвидетельство, поскольку это было связано с особым почитанием или даже обожествлением понятий «правдивость», «верность слову». Под влиянием развития товарного хозяйства, долговой кабалы, ростовщичества все большее значение стало придаваться договорам займа, договорам аренды земли, договорам купли-продажи, а также наследованию имущества. Характерной особенностью вышеуказанных правовых документов была их незавершенность.

Положения Законов Хаммурапи, к примеру, касались главным образом правового регулирования отношений, которые были увязаны с царско-храмовым хозяйством, однако в них не затрагивались многие важные области общественных отношений, отношений общин и царской власти. Вместе с тем расхождения Законов Хаммурапи с настоящей юридической практикой, с текстами договоров, которые были записаны на многочисленных глиняных табличках, говорят о том, что над обычаем работали, а не только воспроизводили его в законе. На право Месопотамии так же, как и на право других древневосточных государств, заметное влияние оказывала религия, религиозная идеология. Однако это влияние не было настолькосерьезным, как, например, в Индии, и саму религиозную идеологию отличал ряд специфических черт. Перечень грехов в вавилонской книге религиозных заклинаний «Шурпу» (XII в. до н.э.) и преступлений в Законах Хаммурапи в основном совпадали. Но в представлениях вавилонян понятие греха (намеренного или ненамеренного нарушения божьей воли) и преступления имели различия. Совершение греха было возможно и без вины: грешник мог не знать о том, какой грех он совершил, к примеру, в случае нарушения ритуальной чистоты. Преступление,однако, предполагало вину, правда, не всегда последовательно. Определенная приземленность религиозной идеологии, система ценностей Древней Месопотамии также отразились на источниках права. В древней месопотамских религиозных верованиях не были разработаны понятия «ад» или «рай» в загробной жизни, или понятие о посмертном воздаянии за добродетельный образ жизни.

Потусторонний мир в представлении жителей Древней Месопотамии, которое сложилосьеще в начале II тысячелетия до н.э. и поддерживалось тысячелетиями, являлся абсолютным злом, а все положительное связывалось только с земной жизнью. В шумерско-вавилонской иерархии ценностей главенствующее место неизменно отводилось не духовному совершенству, как, к примеру, в Индии, а имуществу, богатству (выше ставились только здоровье, долголетие, дети), так как не что иное, как материальное благосостояние открывало доступ к наслаждению, которое считалось уделом человека наряду со служением богам.Таким образом, для источников права Месопотамии, в том числе и для Законов Хаммурапи, была характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм права, формализм и, поэтому можно сказать, что они носили достаточно символический характер.

Заключение

В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с особенностями социальной структуры Древнего Египта, вопросом регулирования имущественных отношений в Древнем Китае, а также с источниками права государств Древней Месопотамии. По итогам работы можно сделать следующие выводы. Социальная структура Древнего Египта оформилась ко времени Среднего царства, а в период Нового царства произошло ее заметное усложнение. Данная структура схожа с египетской пирамидой: на вершине ее находится фараон, на ступени ниже располагается высшее чиновничество и жречество, военачальники, далее - номовая знать, среднее чиновничество и жречество, затем общинники, царские люди, рабы. В конце IV тысячелетия до н.э. особенно происходит усиление процессов социального расслоения древнеегипетского общества.

Для Среднего царства характерны изменения, как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Более важную роль в государстве, вместе с номовой аристократией и жречеством, играют теперь нетитулованные чиновники.По итогам победоносных войн Египет Нового царства представляет собой первую крупнейшую империю в древнем мире, что повлияло и на дальнейшее усложнение его социальной структуры. Происходит ослабление позиций номовой родовой аристократии.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае выступали земля и рабы. Особенности имущественных отношений в Древнем Китае менялись в соответствии с эпохами различных династий.Для конца рабовладельческого периода в истории Древнего Китая было характерно появление многочисленных сборников права. Виды собственности в Древнем Китае отличались эволюцией от общинных форм собственности к частной, главным образом на землю и рабов. В государствах Древней Месопотамии главным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, который был принят по воле правителя какого-либо государства. Такими действующими законодательными актами Законы царя Ур-Намму, Законы Липид-Иштара, Законы царя Билаламы, Среднеассирийские законы и самый значимый правовой документ Древней Месопотамии - Законы царя Хаммурапи. Для источников права Месопотамии, в том числе и для Законов Хаммурапи, была характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм права, формализм. Таким образом, можно сделать вывод, что цель контрольной работы достигнута через решение поставленных задач.


1.      Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф.
К. И. Батыра - М.: Юристъ, 2010 г. 456 с.

.        История государства и права зарубежных стран. Т. II,
«Юридическая литература». Под ред. проф. П. Н. Галанзы. - М.:
2009 г. 488 с.

.        Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2009. 480 с.

.        Основы государства и права. А.Б. Венгеров, И.Ф. Казьмин, А.В.
Миукевич и др. Под.ред. А.Д. Кашина. «Высшая школа», Москва,
2007. 336 с.

.        Чернеловский М.. Всеобщая история государства и права. - М.:
Юристъ, 2011. 576 с.

.        ЧерпелМ. История государства и права. - М.: 2008. 402 с.

Похожие работы на - Теория государства и права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!