Проект парциальной образовательной программы развития патриотических чувств к малой родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы родного края

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,25 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект парциальной образовательной программы развития патриотических чувств к малой родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы родного края

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

Оренбургский государственный педагогический университет

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»



ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на первую квалификационную категорию

Проект парциальной образовательной программы развития патриотических чувств к малой родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы родного края











Оренбург 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

.1 Актуальность парциальной образовательной программы

.2 Цель и задачи парциальной образовательной программы

.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

.4 Возрастные характеристики развития детей

.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

.6 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

2. Содержательный раздел

.1 Тематическое планирование образовательной деятельности

.2 Содержание парциальной образовательной программы

3. Организационный раздел

.1 Кадровое обеспечение

.2 Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

.3 Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

.4 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды

4. Дополнительный раздел

.1 Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы

Список использованной литературы

Приложение

1. Целевой раздел

1.1Актуальность парциальной образовательной программы

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв.

В наш век новейших технологий, великих открытий, за решением глобальных мировых мы иногда забываем о самом главном, о том, что наши дети не всегда знают и не умеют ценить все то, что завещали нам наши предки. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем через изучение природных особенностей формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины.

В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно, относиться к природе и животному миру, населяющему его.

История Оренбургского края, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.

Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Сорочинский район. Наш район характеризуется континентальным климатом, преобладающий ландшафт района - степи, но есть леса, и даже сосновый бор, водохранилище.

Актуальность программы обусловлена тем, что одним из ведущих факторов социально-коммуникативного развития детей является их ознакомление с природой родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее, будут знания детей о природе родного края, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашему региону.

Патриотизм - любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с дошкольного возраста, в это время формируются личностные качества будущего патриота. Сведения о родном крае очень близки детям и вызывают познавательный интерес.

1.2 Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к малой Родине в процессе изучения природы родного края.

Задачи:

- формировать представления о малой Родине;

формировать нравственные качества личности;

развивать умения и навыки взаимодействия с окружающим миром, природой;

расширить представление о лекарственных растениях родного края;

расширять представление детей о культуре родного края;

воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

·Содействие и сотрудничество детей и взрослых.

Данный принцип способствует полноценному участию ребенка в образовательном процессе.

·Приобщение детей к социокультурным нормам.

Принцип предполагает формирование у детей экологических знаний и развитие чувства патриотизма.

·Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

·Возрастная адекватность дошкольного образования.

Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития и подготовленности детей.

·Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Данный принцип позволяет вовлечь детей в посильную поисковую, практическую деятельность.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и осуществляется в соответствии с личностно-ориентированным и системно-деятельностным подходами.

. Системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности - удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. «Сознание есть деятельность» (Леонтьев А.Н.) В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей.

. Культурно-исторический подход подчеркивает, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества, носителями которой для ребенка являются взрослые (социальный план). Культурно-исторический подход к проблеме развития дошкольника основывается на положениях о ведущей деятельности, зоне ближайшего развития, реактивно-спонтанном типе обучения, социальной ситуации развития, неравномерности развития высших психических функций и систем (внимание, восприятие, память, воображение) (Л.С. Выготский).

1.4 Возрастные характеристики развития детей

Дети 5-6 лет способны управлять своим поведением, и формирование у них основных нравственных качеств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. Задачей системного духовно-нравственного воспитания является сохранение и развитие творческого индивидуального потенциала ребенка, воспитание гордости за свою семью, город, страну, интереса к истокам народной православной культуры.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.


1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

- сформированы нравственные качества личности: социальная активность, гуманистическое отношение к природе родного края;

- проявляет устойчивый интерес к природным объектам своего района;

обладает начальными знаниями о природном мире, в котором живет;

имеет представление о лекарственных растениях родного края;

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность, отражая в своём творчестве элементы природы Оренбургского края;

- сформировано чувство любви и гордости к малой Родине.

1.6 Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

Наблюдение процесса приобщения детей дошкольного возраста к познанию истории родного края через изучения её природных объектов, заполнение Карты наблюдения (в начале и в конце реализации Программы)

Организация итогового мероприятия в форме КВН, наблюдение за уровнем познавательной активности и формирования ценностных ориентиров в процессе разных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Результаты освоения программы изучаются и анализируются:

-в наблюдениях за деятельностью детей в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности;

-в играх и упражнения, специально организованных для изучения уровня освоения детьми содержания программы;

-в интервьюировании детей, позволяющем изучить качество реализации детских интересов;

-в досугах и праздниках с участием родителей детей, позволяющих получить оценку близких ребенка.

-оформление фотоальбома «Сорочинское водохранилище»;

-викторина «Красная книга Оренбуржья»;

-акция «Живи родник» с участием родителей;

-выставка совместного творчества детей и родителей «Мы верные друзья природы».


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности

№Модуль/ТемаОбъём ОД (в мин.)Способы реализацииВиды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активностиМодуль 1 «Мир растений родного Оренбуржья» 300 мин.1.1«Лес полный чудес»75 мин.Групповая, подгрупповая.Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, игровая.1.2«Бузулукский бор»100мин.Групповая, подгрупповая, индивидуальнаяКоммуникативная, игровая, изобразительная.1.3«Сказки бабушки Агафьи» (лекарственные растения Оренбургской области)125мин.Групповая, подгрупповая, индивидуальнаяКоммуникативная, восприятие художественной литературы, экскурсия.Модуль 2 «Водный мир Оренбуржья» 300 мин.2.1«Сорочинское водохранилище - объект федерального значения»75 мин.Групповая, подгрупповая, индивидуальная.Коммуникативная, музыкальная, игровая, изобразительная.2.2«Путешествие по рекам Оренбуржья (Урал, Сакмара, Илек)»125 мин.Групповая, подгрупповая, индивидуальная.Коммуникативная, игровая, изобразительная.2.3«Соленое озеро в Оренбуржье»100 мин.Групповая, подгрупповая.Коммуникативная, игровая, музыкальная, экскурсия, изобразительная.Модуль 3 «Мир животных родного Оренбуржья» 300 мин.3.1«О тех, кто умеет летать»75 мин.Групповая, подгрупповая.Коммуникативная, игровая, конструирование.3.2«Красная книга Оренбургской области»125 мин.Групповая, подгрупповая, индивидуальная.Коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, изобразительная.3.3«Маленький олень - гордость Бузулукского бора»100 мин.Групповая, подгрупповая.Коммуникативная, восприятие художественной литературы.3.4.КВН. Итоговое мероприятие

2.2 Содержание парциальной образовательной программы

Модуль 1. «Мир растений родного Оренбуржья»

Тема 1.1: «Лес полный чудес»

Лес как национальное богатство. Лес - лиственный, хвойный, смешанный. Взаимосвязь обитателей леса. Бережное отношение к природе. Загрязнение лесных массивов, как современная экологическая проблема. Роль Сорочинского лесничества в сохранении хвойного леса.

Формы, способы, методы

- групповая деятельность: просмотр презентации «Лес полный чудес» ;

подгрупповая деятельность: дидактическая игра «С какой ветки детки?»;

методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога об истории возникновения города Сорочинска;

метод наглядности: карта Оренбургской области и Сорочинского района, презентация «Лес полный чудес»;

игровой метод: дидактическая игра;

Средства образования и развития

- музыкальный ряд: прослушивание гимна Оренбургской области и г. Сорочинска

зрительный ряд: карта Оренбургской области, карта Сорочинского района, символика Оренбургской области и Сорочинского района, презентация.

литературный ряд: чтение стихотворений В. Степанов «Что мы Родиной зовём?», Г. Грибанова «Отечества нам сладок дым!»,

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Взаимодействие с взрослыми: беседа, индивидуальная помощь, поддержка детской инициативы.

Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественное творчество.

Продукт: акция «Живи родник»

Тема 1.2: «Бузулукский бор»

Содержание темы

Месторасположение бора. История создания Бузулукского бора. Яркие представители растительного и животного мира Бузулукского бора. Современные экологические проблемы. Перспективы в сохранении лесных богатств Бузулукского бора. Бережное отношение к природе.

Формы, способы, методы

Презентация о городе Бузулуке, Бузулукском боре.

Сахимова 3.Г. «Хрестоматия для дошкольников», загадки о животных и птицах;

- подгрупповая деятельность: дидактическая игра « Бузулукский бор»);

индивидуальная деятельность детей: рисование.

метод включения детей в содержание образовательной деятельности:

рассказ, беседа-исследование «История векового дуба»; Методы поддержки инициативы: поощрение, обсуждение;

Метод наглядности: виртуальная экскурсия, иллюстрации;

Игровой метод: дидактическая игра «Что можно и что нельзя делать в бору» (правила поведения в бору)

Средства образования и развития

Зрительный ряд: виртуальная экскурсия, иллюстрации по теме, альбом «Бузулукский бор».

Литературный ряд: произведения местных поэтов

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Характер взаимодействия взрослых и детей: рассматривание альбома «Бузулукский бор», виртуальная экскурсия.

Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная дидактическая игра («Что можно и что нельзя делать в бору» (правила поведения в бору), рисование.

Виды деятельности детей: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, художественная.

Продукт: выставка поделок из природного материала Бузулукского бора.

Тема 1.3 «Сказки бабушки Агафьи» (лекарственные растения)

Содержание темы

Польза лекарственных трав Сорочинского района. Многообразие и значение растений-лекарей в жизни человека. Правила сбора мать-и-мачехи и подорожника. Места сбора лекарственных растений, их охрана на территории Оренбургской области. Польза растений для нашего организма.

Формы, способы, методы

- групповая деятельность: беседа, чтение познавательной литературы о лекарственных растениях родного края;

подгрупповая деятельность: экскурсия в краеведческий музей, оформление альбома «Наши помощники - лекарственные растения»;

индивидуальная деятельность: сотворчество с родителями «Экологическая сказка о лекарственных растениях»;

метод включения детей в содержание образовательной деятельности: целеполагание, деятельностный подход в ходе сравнительного анализа.

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: В. Лаптев «Расцвели Оренбургские степи»

Зрительный ряд: иллюстрации по теме «Лекарственные растения родного Оренбуржья», виртуальная экскурсия. Живые экземпляры лекарственных растений.

Литературный ряд: Красная книга растений области.

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Характер взаимодействия со взрослыми: целевая прогулка в ближайший парк.

Характер взаимодействия детей с другими детьми: оформление альбома.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Продукт: альбом «Я здоровым быть хочу. Сам себе я помогу».

образовательный патриотический нравственный дошкольный

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

.1 Кадровое обеспечение программы

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от педагога, который является носителем ценностей, старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к родному городу, краю, Отечеству. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, края со всей страной. С детьми старшего дошкольного возраста уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Координатор программы - заместитель заведующей по методической работе, курирует работу по реализации программы. Проектирует и обеспечивает оборудованием развивающие центры. Организует взаимодействие с родителями в процессе реализации программы.

Соисполнители программы:

§Музыкальный руководитель - организация праздников, утренников.

§Педагогический коллектив дошкольной организации - организует экскурсию в краеведческий музей города Сорочинска, оформляет фотоальбом «Сорочинское водохранилище».

§Родители - принимают участие в акции «Живи родник», составляют со своим ребенком сказки о лекарственных растениях, участвуют в выставке совместного творчества детей и родителей «Мы верные друзья природы».

.2 Научно-методическое обеспечение программы

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155

Основные образовательные программы:

·«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-336 с.

·Основная общеобразовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1»

Методические пособия:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Книга для воспитателей детского сада / Н.В. Алешина -М.:, Сфера, 2009. - 127 с.
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание): Книга для воспитателей детского сада / Н.В. Алешина - М.:, Сфера, 2011 - 132 с.
  3. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В., Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова - М.: АРКТИ, 2003 - 132 с.
  4. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова - Волгоград: Учитель, 2013 - 67 с.

.3 Материально-техническое обеспечение программы

. Видео фильм о Сорочинском водохранилище

. Слайды «Лекарственные растения»

. Учебные пособия «Дикие животные», «Растения леса»

. Макет «Скотный двор»

. Дидактические игры «Что где растет?», «Животные», «Растения», «Красная книга»

. Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю дошкольников».

.4 Время и сроки реализации программы

год, занятия проводятся 1 раз в неделю во 2-й половине дня, занятие длится 25 минут, материал распределён на 15 часов в год.

.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Среда группы:

Фонд различных материалов:

Иллюстративный материал;

-Карта Оренбургской области;

-Природный материал;

-Глобус;

-Национальные костюмы;

-Различные пособия, демонстрационный материал по тематике мини - музея;

Уголок развивающих игр:

-Альбомы («Домашние животные», «Дикие животные», «Растения леса»);

-Картотека народных игр;

Уголок юного читателя:

-Серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты, подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;

Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества»;

Родительский уголок:

-Консультационный материал для педагогов и родителей («История нашего края»);

Среда детского сада:

- Мини - музей русской избы с утварью, с экспонатами русской народной одежды;

Среда за пределами детского сада:

- экскурсия в краеведческий музей.


4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Уважаемые родители!

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

С чего же начать ознакомление малыша с природой? Спросите вы. Это самое простое и доступное, это все что нас окружает: растения, животные, солнце, небо, вода, камень, попавшийся под ноги да все что угодно, в конце концов, мы сами. Однажды отправившись куда - то с ребенком. Просто остановитесь и осмотритесь вокруг. Сколько всего вас окружает интересного. Это и стоящее рядом дерево и мягкая зеленая трава, пролетевшее насекомое, парящая высоко в поднебесье птица, кошка перебегающая улицу. Поднимите свой взор и ему откроется прекрасное голубое небо, а может оно и не голубое а украшено редкими облачками, из которых того и гляди закапает звонкий дождик. Оглянувшись вокруг, вы увидите массу объектов для обсуждения. Возможно, кто-то спросит: «Как я объясню крохе все происходящее вокруг, я и сам не знаю, как называется рядом стоящее дерево?» Здесь все проще, чем вы думаете. Сейчас есть масса источников, в которых вы можете найти интересующую вас информацию. А ребенку, который может быть привлечен к поиску этой информации с вами, она запомнится гораздо лучше. Иногда мы даже не представляем, как мы можем обогатить знания своего ребенка. Например, можно просто разглядеть цветочек и выделить части растения (цветок, стебель, листья, корень). Или просто поймайте на варежку, пролетающую мимо снежинку, рассмотрите ее, полюбуйтесь ее неповторимой красотой, подуйте, она растает, поймайте новую и, разглядывая ее, спросите, знает ли ваш ребенок, что из вот таких вот маленьких снежинок получаются огромные сугробы. Или поэкспериментируйте с ребенком. Вспомните, какая бывает вода. Попробуйте ее заморозить, покрасить, вскипятить и половить крышкой «улетающую» воду, превратившуюся в пар. Можно поставить веточку в воду и завести дневник для наблюдений, в котором схематично станете совместно с ребенком отмечать происходящие с ней изменения. Обращайте внимание на то, что вода в стаканчике исчезает, почки набухают, раскрываются и появляются листочки. Обратите внимание на размер листиков, цвет, форму.

Помочь в ознакомлении с природой вам могут простые экологические игры.

«Угадай растение»

Вы можете выбрать любое комнатное растение и рассказать ребенку о нем, не называя его. По вашему рассказу ребенок должен отгадать растение и назвать его.

«Птицы, звери»

Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Потом вы можете поменяться ролями. (Аналогично проводятся игры с понятием «звери»).

«Кто где живёт»

Игра может состоять из вопросов и ответов. Взрослый спрашивает: «Кто живет в гнезде? В реке? В дупле? В берлоге? В норе?» или же наоборот. Родитель называет животное: «Где живет лиса? Где медведь? Где рыба? И т.д.»

«Овощ или фрукт?»

Вариант 1.

Взрослый предлагает ребенку назвать овощи и уточняет, поясняет, почему овощи называются овощами (они растут на земле). Затем то же повторяется и с фруктами (фрукты растут на деревьях).

Вариант 2.

Взрослый просит ребенка назвать фрукты или овощи желтого цвета, зеленого, красного. Здесь ребенок не только запоминает и название плодов и цвет. (Аналогично можно провести игру, ориентируясь на форму).

Мир окружающий нас прекрасен и удивителен. Стоит лишь на минуту остановиться и посмотреть вокруг.

Рекомендации для родителей.

С самого раннего возраста детям интересно всё, в ваших силах направлять его внимание на более позитивные вещи. Помогите ребёнку рассмотреть всю красоту природы. Воспитывайте в нём заботливое отношение ко всему живому. Ребёнок станет ещё более наблюдательным по отношению к растениям, деревьям, животным. Это необходимо для развития гуманности, сочувствия.

Например: на улице маленький котёнок, брошенный, надо дать ребёнку полюбоваться котёнком и принять меры по его спасению, так как котёнок маленький и может погибнуть, если ему не помочь. Воспитывать можно и через сказки и стихи.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

«Какая хозяйка жестокая и злая, бросила зайку. Зайчик беззащитный, маленький».

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все ровно его не брошу,

Потому что он хороший.

«Мишке надо лапку пришить. Молодец мальчик или девочка, что мишку не бросили».

Можно с малышом побеседовать о предательстве. Почему на улице так много бездомных кошек и собак. Такие беседы, чтение должны быть и про животных и птиц. Воспитывайте бережное отношение к растениям. Ведь малыш понимает, что цветы очень красивые, но не осознаёт, что нежелательно их рвать. Поэтому надо ежедневно беседовать с ним, воспитывать: «Одуванчики красивые, но если мы будем их рвать, то их скоро не станет и будет некрасиво. Земля будет пустая без цветов и растений».

Любовь к живому необходимо прививать через трудовую деятельность. Например: «Поменяй воду у попугая», «Проверь, земля сухая или нет у цветка в горшочке».

Сейчас много видеоматериала и про животных, и про растительный мир. Поэтому можно небольшими фрагментами показывать и рассказывать чем питаются животные и птицы летом, зимой. Кто зимой спит, а кто нет. Показывать книги с красочными и яркими иллюстрациями. Читайте детям больше стихов, загадок про растительный и животный мир. Очень важно, чтобы взрослые эмоционально относились к природе. Ведь именно мы являемся примером для подражания детям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Приказ от 17 октября 2013 г. №1155.

. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика - Синтез, 2010.

. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Книга для воспитателей детского сада / Н.В. Алешина - М.: Сфера, 2009. - 127 с.

. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание): Книга для воспитателей детского сада / Н.В. Алешина - М.:, Сфера, 2011 - 132с.

. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В., Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова - М.: АРКТИ, 2003 - 132 с.

. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова - Волгоград: Учитель, 2013 - 67с.

. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 282 с.

. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников/ Л.Г. Горькова., Л.А. Обухова - М., Педагогическое общество России, 2005. - стр. 112.

. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Сфера, 2011. - стр. 98.

.Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно - патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

11.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская - М: Сфера, 2010. - 192 с.

12.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. - Н.Г. Комарова, Л.Ф. Грибова, М.: ТЦ Сфера, 2012. - 124 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ ппЦелевые ориентирыКритерии оценкиКачество проявляетсячасторедкоНе проявляется1Проявляет устойчивый интерес к природным объектам своего района.Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе знакомства с природой родного края. Стремится установить связи и зависимости в окружающем мире.2Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором живёт.Имеет представление о животном и растительном мире своего района, знает памятники природы Сорочинского района.3Имеет представление о лекарственных растениях родного края.Знает названия нескольких лекарственных растений и их назначение.4Сформировано чувство любви и гордости к малой Родине с её далёким прошлым.Проявляет патриотические чувства к истории своего края, гордится подвигами героев-сорочан.5Сформированы нравственные качества личности: социальная активность, гуманистическое отношение к человеку.Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих.6Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность, отражая в своем творчестве элементы природы Оренбургского края.Проявляет самостоятельность и участвует в различных мероприятиях о природе родного края.

Похожие работы на - Проект парциальной образовательной программы развития патриотических чувств к малой родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы родного края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!