Исследование потребительских свойств косметических средств по уходу за кожей после бритья, реализуемых в магазине 'Магнит Косметик', г. Пятигорск

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    388,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование потребительских свойств косметических средств по уходу за кожей после бритья, реализуемых в магазине 'Магнит Косметик', г. Пятигорск

Реферат

Пояснительная записка содержит 84 стр., 6 табл., 13 рис., 38 источник литературы, 2 приложения, 15 листов раздаточного материала.

Тема работы: "Исследование потребительских свойств косметических средств по уходу за кожей после бритья, реализуемых в магазине "Магнит Косметик", г. Пятигорск"

Ключевые слова: потребительские свойства, косметика, классификация, ассортимент, технология производства, экспертиза качества, показатели качества, маркетинговые исследования, потребительские предпочтения, рынок.

В данной дипломной работе рассмотрен анализ рынка косметических товаров, дана товароведная характеристика. Дана потребительская оценка: функциональных показателей качества и показателей надёжности в потреблении изделий, оценка эргономических и эстетических показателей качества. Проведены маркетинговые исследования потребительских предпочтений.

Перечень обозначений и сокращений

НД - Нормативная документация

ГОСТ - Государственный стандарт

ТУ - Технические условия

Содержание

Термины и определения

Введение

. Аналитический обзор литературы

.1 Состояние и перспективы развития рынка косметических товаров

.2 Товароведная характеристика

.2.1 Классификация и ассортимент средств по уходу за кожей

.2.2 Группы средств ухода за кожей

.2.3 Требования, предъявляемые к качеству косметических товаров

.3 Потребительские свойства косметических товаров

.4 Факторы, формирующие ассортимент, качество и конкурентоспособность косметических товаров

2. Экспериментальный раздел

2.1 Цели и задачи исследования

.2 Объекты исследований

.3 Методы исследований

2.4 Результаты экспериментальных исследований

2.4.1 Идентификация маркировки объектов исследования

.4.2 Органолептические и физико-химические показатели качества

.4.3 Оценка потребительских свойств

. Организационно-управленческий раздел

.1 Характеристика предприятия

.2 Определение конкурентоспособности предприятия

.3 Маркетинговые исследования потребительских предпочтений

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

Термины и определения

Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Ассортиментный перечень товаров - часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

Вспомогательные средства: средства, используемые для непосредственного нанесения (удаления) ПК изделий и предназначенные обеспечить максимально ожидаемый эффект от их применения.

Дефект - невыполнения заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности

Дата изготовления - дата, проставляемая изготовителем и фиксирующая начало соответствия ПК изделий установленным требованиям.

Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Корпус - все доступные металлические части, оси ручек, кнопок, рукояток и аналогичных элементов и металлическая фольга, соприкасающаяся с доступными поверхностями изоляционного материала; понятие "корпус" не относится к недоступным металлическим частям.

Маркировка - текст, условные обозначения, рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара, или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителе, количественных и качественных характеристиках товара.

Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности.

Оценка качества - совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их действительных значений и сопоставлению с базовыми.

Парфюмерно-косметическое изделие: препарат или средство, предназначенное для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы) с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида и/или коррекции запаха тела, и/или их защиты или сохранения в хорошем состоянии.

Потребительские свойства - совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.

Срок годности: период, по истечении которого ПК изделие становится непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливает изготовитель ПК изделия, который обязан гарантировать соответствие изделия требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя и сохранность потребительских свойств при соблюдении условий хранения.

Товарный знак - обозначение, позволяющее определять принадлежность ПК изделия тому или другому юридическому или физическому лицу.

Экспертиза - это исследование и разрешение при помощи сведущих лиц (экспертов) какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.

Этикетка: красочная или описательная характеристика изделия и его изготовителя, напечатанная на единице потребительской тары, а также на ярлыке, открытке, листе-вкладыше, прилагаемым или прикрепляемым к каждой единице товара.

Введение

Трудно представить себе жизнь современного человека без использования косметических товаров. Косметические средства не имеют пола и возраста, ими пользуются и новорожденные дети, и пенсионеры, и мужчины, и женщины и все-все слои общества. Ассортимент косметических средств широк и разнообразен. Разнообразны также и производители косметических средств.

В настоящее время в России более 120 компаний занимаются производством косметических товаров. Среди них и давно известные, и много новых, но уже зарекомендовавших себя, постоянно расширяющих ассортимент. К косметическим предприятиям России относятся: АО "Свобода" (Москва), "Рассвет" (Москва), "Новая Заря" (Москва), концерн "Калина" (Екатеринбург), "Северное сияние" (Санкт-Петербург), "Невская косметика" (Санкт-Петербург), "Грим" (Санкт-Петербург), "Сувенир" (Краснодар), "Линда" (Москва), "Гармония Плюс" (Москва), "Грин Мама" (Москва) [35].

Но, тем не менее, большое количество косметических товаров импортируется в Россию из других стран. Вытеснение с рынка отечественных товаров этого вида импортными было вызвано низкой конкурентоспособностью отдельных российских товаров, несовершенным дизайном упаковки, недостатком товарной информации, а иногда и низкими потребительскими свойствами.

Насыщение российского рынка импортными товарами вынудило отечественных изготовителей повысить конкурентоспособность своей продукции. Новые научно-исследовательские мероприятия, освоение передовых технологий, художественное оформление, рекламные мероприятия современный подход к товарной информации и другие исследования способствовали возрождению отечественной косметической промышленности, повышению спроса на российские товары.

Практически на всех косметических предприятиях имеются достаточно профессиональные отделы маркетинга. Каждый из них использует свою стратегию и тактику поведения на рынке. Наибольшую активность на рынке проявляют ПКФ "Невская косметика" и концерн "Калина". Ими осуществляется разумная рекламная и маркетинговая политика. В то же время достаточно широко используются малозатратные и достаточно эффективные средства паблик рилейшн. Чаще всего деятельность фабрик освещается в центральной и региональной прессе, потому что при сравнительно небольших затратах здесь можно дать достаточно большой объем информации как о самом производителе, так и о его продукции, охватив при этом значительную часть целевой аудитории. Кроме средств паблик рилейшн, наши производители как основное средство продвижения своей продукции используют мерчендайзинг в розничной сети, предусматривающий правильную выкладку товаров [34].

Но, несмотря на все усилия отечественных производителей в настоящее время около 60% косметических товаров импортируется. Косметические товары, завозимые в Россию, не всегда соответствует всем основным показателям качества, поэтому тема этой дипломной работы достаточно актуальна.

1. Аналитический обзор литературы

.1 Состояние и перспективы развития рынка косметических товаров

Косметические товары известны со времён Древнего Египта. В раскопках найдены щипчики для удаления волос, наборы для татуировки.

В России производство косметических товаров началось в первой половине 19 века. Наиболее крупные предприятия принадлежали иностранному капиталу и работали на привозном сырье. Ручной труд, примитивное оборудование, отсутствие собственной сырьевой базы ограничивали выпуск косметических товаров, которые являлись в царской России предметом роскоши.

После Октябрьского переворота косметическая промышленность начала быстро развиваться. Старые фабрики были реконструированы и превратились в современные, оснащённые передовой техникой предприятия. Крупнейшими стали фабрики "Новая заря" и "Свобода".

В настоящее время в России более 120 компаний занимаются производством косметических товаров. Среди них и давно известные, и много новых, но уже зарекомендовавших себя, постоянно расширяющих ассортимент. К косметическим предприятиям России относятся: АО "Свобода" (Москва), "Рассвет" (Москва), "Новая Заря" (Москва), концерн "Калина" (Екатеринбург), "Северное сияние" (Санкт-Петербург), "Невская косметика" (Санкт-Петербург), "Грим" (Санкт-Петербург), "Сувенир" (Краснодар), "Линда" (Москва), "Гармония Плюс" (Москва), "Грин Мама" (Москва).

Кроме того, большое количество товаров импортируется из зарубежных стран. Косметические товары за рубежом производят около 3 тысяч фирм. Но более 50% сконцентрировано в руках 10 крупных фирм, продукция которых широко представлена на российском рынке. К ним относятся "Проктер энд Гембел" (США), "Ревлон" (Англия), "Флорена" (Германия), "Лонда" (Германия), "Велла" (Германия), "Люмене" (Финляндия), "Орифлейм" (Швеция), "Лореаль" (Франция) [35].

США выпускает треть всего мирового объёма косметических товаров. В структуре ассортимента косметических изделий декоративная косметика занимает наибольший удельный вес.

Как ожидается, в течение последующих пяти лет темпы роста в мировой индустрии косметических средств будут сохраняться на относительно стабильном уровне - 1,8% в год. Объемы продаж к 2010 г. возрастут до 133,6 млрд. долл. по сравнению с 122,2 млрд. долл. в 2005 г., прежде всего за счет роста на рынках средств по уходу за кожей и декоративной косметики. Предполагается, что наиболее высокие темпы роста продемонстрируют государства Северной и Южной Америки, особенно США, где потребители продолжают отдавать свои предпочтения качественным и недорогим товарам. В Японии будут отмечены самые низкие темпы роста, поскольку экономические проблемы в стране будут способствовать снижению уровня потребительских расходов.

В 2008-2010 гг. темпы роста розничных продаж косметических средств превысят соответствующие темпы роста других категорий товаров данного рынка. Если среднегодовые темпы роста розничных продаж декоративной косметики, средств по уходу за волосами составят 4,6%, то соответствующие показатели для косметических средств по уходу за кожей достигнут 8,7% в год. Определяющее влияние на это будут оказывать рынки США и Японии. Ожидается, что показатели роста всех категорий косметических средств в 2008-2010 гг. будут самыми высокими. Это объясняется возрастающим интересом потребителей к данным видам косметических товаров в областях декоративной косметики, средств по уходу за кожей и волосами [34].

Таким образом, на рынке косметических товаров сохраняется жесткая конкуренция, причем ее движущей силой выступают новинки. Наибольшим потенциалом роста рынка средств по уходу за кожей обладает Азиатский Тихоокеанский регион. Это связано с тем, что Южная Корея, Гонконг и Сингапур создали сильные современные рынки косметической продукции. Развивающиеся рынки таких государств, как Китай, Вьетнам и Филиппины по своим показателям начинают к ним приближаться, поскольку неотъемлемой частью образа жизни потребителей в этих странах стал уход за своей кожей с использованием трех и более средств. Положение на рынке декоративной косметики будет характеризоваться устойчивым ростом. Разработка новых линий косметики, обладающей также и функциями средств по уходу, станет стимулом роста продаж на данном сегменте рынка. Ключевой тенденцией станет создание продукции с улучшенными свойствами. Дальнейший рост в области декоративной косметики класса "люкс" до 2010 г. будет сохраняться на высоком уровне, со средним значением 5,4% в год. В разных странах будет наблюдаться стабильный рост. Причем в Италии показатели средних ежегодных темпов роста будут наиболее значительными (6%), а в Великобритании - наименьшими (3,6%). Темпы продаж средств для ванны и душа останутся на прежнем уровне (0,1%), поэтому производителям такой продукции придется вкладывать средства в разработку новых товаров [35].

Активность российского косметического рынка с 2005 г. постоянно растет: увеличиваются его обороты и число оптовых и розничных фирм, занимающихся косметической продукцией. Но самое важное то, что растет число отечественных производителей косметической продукции, а это влечет за собой не только значительное наполнение этого рынка отечественной продукцией, но и заметное повышение качества, увеличение ассортимента в основных товарных группах. Многие эксперты связывают такую тенденцию с кризисом августа 1998 г., когда объем импорта парфюмерно-косметических товаров и туалетных средств уменьшился почти вдвое. По данным таможенной статистики, объем ввоза этих товаров в 1998 г. уменьшился в 1,4 раза по сравнению с 1997 г. и составил 436,22 млн. долл. В течение 1998 г. квартальные объемы поставок парфюмерно-косметической продукции постоянно сокращались. Максимальный объем импорта был отмечен в феврале 1998 г. и составил 61,16 млн. долл., а минимальный - в октябре, который составил 11,37 млн. долл.

На сегодняшний день в России насчитывается более 120 крупных предприятий - производителей косметической продукции. Объемы производства многих из них только за прошлый год увеличились на 20-25%. При этом количество представляемых новинок ежемесячно расширяет ассортимент имеющихся товарных групп примерно в 1,2 раза. Соревнование с западными производителями ведется на уровне различных подходов, реализующихся в рамках тактических задач рекламной деятельности. Одним из таких тактических подходов является увеличение ассортимента парфюмерных и косметических товаров отечественных производителей. Широкий ассортимент объясняется желанием производителей повысить вероятность покупки своих товаров и облегчить работу с оптовыми фирмами. Последнее определяется тем, что оптовик хочет иметь исчерпывающий ассортимент, и, чем больше товара соответствующего качества и количества он найдет на одном предприятии, тем лучше для этого производителя.

Таким образом, ожидается, в течение последующих пяти лет темпы роста отечественных косметических товаров возрастут в 4 раза и, возможно через несколько лет соотношение отечественных и импортных косметических товаров будет равняться 60% к 40% в пользу отечественных косметических товаров [34].

.2 Товароведная характеристика

.2.1 Классификация и ассортимент средств по уходу за кожей

По назначению косметические товары <#"888875.files/image001.jpg">

Рисунок 1- Многоугольник конкурентоспособности

.3 Маркетинговые исследования потребительских предпочтений

Маркетинговые исследования - систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга [35].

Для изучения мнений и пожеланий покупателей рационально использовать анкетирование, как один из инструментов маркетингового исследования. Нами была разработана анкета, представленная в приложении Б.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты. Распределение респондентов пропорционально половозрастной структуре представлено в таблице 7

Таблица 7 - Распределение респондентов пропорционально половозрастной структуре



Возраст, лет



5-18

19-29

30-39

40-49

50 и старше

Итог

Выборочная совокупность

Доля мужчин, %

3,6

10,9

7,3

10,0

11,8

43,6


Доля женщин, %

4,6

11,8

8,2

12,7

19,1

56,4

Выборочная совокупность

Доля мужчин, %

3,0

9,0

6,0

8,0

10,0

44


Доля женщин, %

4,0

10,0

7,0

10,0

17,0

56,0

Примечание: Выборочная совокупность, как и генеральная, в сумме мужчин и женщин в итоге составляют 100%. Сумма по строкам генеральной совокупности у мужчин и женщин не может сходиться, так как не учтена группа респондентов в возрасте от 0 до 15 лет.

Из таблицы 6 видно, что данные выборочной совокупности почти полностью отражают данные генеральной совокупности. Так, доля мужчин "от 15 до 18 лет" по выборочной совокупности составляет 3,6%, по генеральной - 3,0%. Значения близки, что подтверждает достоверность результатов проведенного исследования и дает возможность применить полученные данные ко всему населению г. Пятигорска.

В анкетировании принимали участие 314 человек в возрасте 15 лет и старше. Объем выборки, соответствующей генеральной совокупности населения г. Пятигорска, составил 304 человека. (Объем выборки был сокращен на 10 человек для приближения к генеральной совокупности.) Этого достаточно для получения наглядной картины рынка косметических товаров и его потенциальных покупателей.

Респонденты были представлены в различных возрастных категориях, респонденты моложе 15 лет не были включены в маркетинговые исследования, так как в этом возрасте, как правило, все косметические товары им приобретают родители. Возраст 15-18 лет уже считается трудоспособным, и подростки могут сами принимать решение о покупке тех или иных косметических товаров. Эта целевая группа необходима также для изучения подростковых проблем с кожей, а также отношения подростков к потребительским свойствам применяемых косметических товаров.

Опросы потребителей проводились в специализированных магазинах ("Солнечный", "Вершина", "МагнитКосметик" и др.); аптеках, где в достаточном ассортименте представлены косметические средства по уходу за кожей разных торговых марок.

Распределение респондентов по роду занятий и уровню дохода приводится на рисунке 2 (а, б).

Рисунок 2 - Социальная структура выборочной совокупности респондентов

Определим долю потенциальных пользователей косметических средств по уходу за кожей (рис.2). Нами установлено, что косметическими средствами по уходу за кожей не пользуются 16,8% людей, это в основном мужчины (9,5%). Но большинство людей предпочитают пользоваться косметическими средствами по уходу за кожей (83,2%).

Далее потенциальных пользователей разобьем по полу, возрасту и семейному положению (рис. 3 а, б).

Рисунок 3 - Структура потребителей косметических средств

Из рисунка 3 следует, что косметическими средствами по уходу за кожей пользуются чаще замужние женщины (26,7%) и женатые мужчины (18,5%). Это характеризуется их желанием чувствовать себя уверенно и сохранить натуральную красоту. Наибольшую долю пользователей занимают люди 50 лет и старше (23%), 19-29 лет (20,4%) и 40-49 лет (20,1%), наименьшую - до 18 лет (7,2%) и 30-39 лет (12,5%).

На следующем этапе были выявлены предпочтения мужчин и женщин в предложенном перечне косметических средств. Исследования показали (рис. 4а), что у женщин наибольшая доля в ассортименте приходится на крем для рук (90,7%) и крем для лица (88%), средняя - на крем для ног (53,3%), скраб-крем (48,7%). У мужчин (рис. 3б) наибольшую долю занимают крема для бритья и после бритья (87,4%), а затем распределение позиций практически одинаково: крем для рук - 52,4%, крем для лица - 41,7%. Дополнительно к предложенному списку косметических средств были названы: крем для глаз и век (0,7%) и пена для бритья (0,9%). Можно сделать вывод, что в целом наибольшим спросом пользуются крема для рук и лица.

Рисунок 4 - Структура предпочтений косметических средств

Далее было рассмотрено соотношение косметических средств импортных и отечественных торговых марок (ТМ). Полученные данные приведены на рисунок 5 (а, б). Из диаграммы видно, что наибольшую долю занимают импортные ТМ (62,4%), 10,7% потребителей выбирают оптимальный вариант, т.е. предпочитают пользоваться косметическими средствами как импортных, так и отечественных ТМ. В целом различий в предпочтениях нет, за исключением лиц старше 50 лет (15,0%), они пользуются косметическими средствами отечественных ТМ. Так как раньше ассортимент косметических товаров был невелик и на марку не обращали внимание, покупали скорее по привычке или доступности по цене.

Информацию об уровне известности, которую получили в ходе опросов потенциальных покупателей о знакомых им импортных ТМ косметических средств по уходу за кожей, рассматривали с двух позиций (рис. 6).

В результате спонтанного ответа на вопрос анкеты об известности импортных ТМ косметических средств (познавательной реакции потребителей) самыми известными марками являлись: Avon - 57,8% и Nivea - 51,9%. Затем располагаются такие марки, как LўОreal (22,7%), Lumene (18,9%), Mary Kay (17,3%) и др.

Рисунок 5 - Соотношение косметических средств импортных и отечественных ТМ

Рисунок 6 - Рейтинг популярности импортных ТМ

Для определения уровня "известности с поддержкой" потребителям было предложено отметить все известные им марки из предложенного списка. Марки Avon (93%) и Nivea (91,9%), занимающие первые места при определении "спонтанной известности", повторились и в тесте на определение "известности с поддержкой". Показатель известности относительно невысок у таких достаточно распространенных марок, как Pani Walewska (22,2%), Yves Roche (26,5%), Mary Kay (23,8%). Марки, которые при определении "спонтанной известности" получили наименьший процент, при определении "известности с поддержкой" также получили самые низкие показатели: Avene (1,6% спонтанная известность - 11,4% известность с поддержкой), La Roche-Posay (0-5,4%), Ducray (1,1-6%). Видимо, в силу того что они довольно дорогие, продаются только в аптеках и совсем не рекламируемы. Марки: LўОreal, Garnier, Lumene, Cliven, Vichy, Florena, Eveline имеют более высокий процент "известности с поддержкой", чем "спонтанной известности". Во многом это объясняется тем, что эти марки уже давно присутствуют на рынке и легко вспоминаемы (при наличии их в списке), но в последнее время уступили позиции другим, более активно рекламируемым маркам.

Затем установили осведомленность потребителей о ТМ косметических средств и величину спроса на них. Построена зависимость между осведомленностью потребителей о ТМ косметических средств и спросом на них (рис. 7).

Для того чтобы можно было количественно оценить, какая доля потребителей будет покупать определенную марку при различных уровнях осведомленности, на рисунке 7 провели линию тренда (кривая полиномиальная в 5-й степени).

Рисунок 7 - График зависимости между осведомленностью ТМ и спросом на нее

Далее респондентам было предложено оценить важность каждого из 12 потребительских показателей по следующим параметрам: очень важно (4 балла), относительно важно (3 балла), неважно (2 балла) и абсолютно неважно (1 балл).

Усредненные данные, представленные на лепестковой диаграмме (рис. 8), показывают, что очень важными потребители считают показатели, определяемые составом: эффективность - 3,9 балла, польза - 3,9 балла, качество товара - 3,8 балла, безопасность - 3,6 балла. Относительно важными для них являются следующие показатели: натуральность - 3,4 балла, состав - 3,3 балла, одним из наиболее важных факторов, определяющих спрос, является цена, потребители оценили ее также относительно важной (3,3 балла). Степень значимости рекламы косметических средств в целом оценена потребителями ниже всех остальных показателей (хотя зачастую именно она подталкивает нас к совершению импульсивных покупок) - 2,1 балла. Столь низкую оценку можно объяснить общим негативным отношением населения к рекламе, зачастую недобросовестной, навязчивой и агрессивной, в средствах массовой информации. Эксплутационные показатели, такие как удобство пользования и внешний вид, упаковка, оценены невысоко (3 балла, 2,5 балла соответственно).

Известность торговой марки потребители считают недостаточно важным показателем - 2,8 балла. Новизна товара (2,2 балла) также является не особо важным показателем для современных потребителей.

Рисунок 8 - Значимость потребительских показателей косметических средств

Были установлены наиболее популярные места приобретения косметических средств. Из диаграммы видно, что большинство потребителей приобретают косметические средства в специализированных магазинах (58,9%). Значительная часть населения приобретает косметические средства по каталогам у торговых агентов (50,8%), в супермаркетах - 26,5%, в аптеках незначительная часть населения - 15,1%. Некоторые приобретают косметические средства в киосках (5,4%), а кому-то их просто дарят (1,6%).

Ответы на вопрос, чем вы руководствуетесь при выборе косметических средств, представлены на рисунке 9. Большинство потребителей при приобретении косметических средств руководствуются собственными знаниями (58,9%). Так как косметические средства в настоящее время имеют достаточно широкий спектр действия, различные способы применения, то продажа косметических товаров должна сопровождаться консультациями. Продавцам-консультантам также доверяет значительное количество потребителей (43,8%).

Рисунок 9 - Уровень доверия советам при выборе косметических средств

Данные о частоте приобретения косметических средств показывают (рис. 10), что в основном все респонденты покупают косметические средства один раз в три месяца (39,5%). На открытую часть вопроса, почему вы приобретаете косметические средства именно в такой период, респонденты отвечали следующим образом: 31% ответили, что им хватает купленных косметических средств на это время; 8,2% ответили, что они приобретают косметические средства по мере надобности; 5% говорит, что у них не хватает средств покупать косметические средства чаще; 3,3% ответили, что они хотят выглядеть лучше.

Рисунок 10 - Частота приобретения косметических средств

Рассмотрим данные, полученные при изучении отношения людей к своей коже. Данные о частоте ухаживания за кожей лица и рук представлены на рисунке 11 (а, б). Из диаграммы видно, что 35,2 % женщин ухаживает за кожей лица и 31,9% - за кожей рук каждый день. Мужчины же в большинстве предпочитают ухаживать за кожей лица (13,5%) и рук (22,7%) по необходимости.

Также значительное число мужчин ухаживает за кожей лица (12,9%) каждый день. Полученные данные можно применить к оценке величины спроса на соответствующие наименования косметических средств, т.е. крема для лица и крема для рук.

Рисунок 11 - Частота ухода за кожей лица и рук

Ответы на вопросы, касающиеся проблем с кожей, проанализированы с учетом возраста респондентов (рис. 12).

Рисунок 12 - Наличие проблем с кожей

Из рисунка 12 видно, что лиц, считающих, что у них есть проблемы с кожей, больше. Также хорошо заметно, что в основном проблемы с кожей у молодежи (19-29 лет) - 17,8% и у лиц 40-49 лет - 17,3%. Средняя возрастная категория (30-39 лет) разделилась, часть лиц этой группы имеют проблемы с кожей (7,6%) и у чуть большей части нет проблем с кожей (8,6%).

Выяснить, какие же проблемы с кожей у каждой возрастной группы, помогут следующие данные, полученные в результате опроса лиц, у которых такие проблемы есть. Из рисунка 13 (а) видно, что у лиц до 18 лет основная проблема с кожей - угри, воспаления (9,8%). У большинства лиц 19-29 лет (рис. 13, б) на первое место также выходят угри, воспаления (15,2%) и расширенные поры (13,4%). Также имеют место такие проблемы, как чувствительность к контакту с окружающей средой (9,8%), сухость кожи (9,8%), раздражения на лице (9,0%). У средней возрастной группы (рис.13, в) на первом месте - сухость кожи (5,4%) и раздражения на лице (5,4%). У возрастной группы 40-49 лет (рис. 13, г) проявляются признаки старения (14,3%), а также сухость кожи (14,3%). Лица старше 50 лет также считают, что у них появляются признаки старения (10,7%), все чаще сталкиваются с проблемами тургора (обвисшей кожи) - 2,7%.


Рисунок 13 - Выяснение основных проблем кожи

Исследования показали, что большинство населения (77,7%), независимо от уровня дохода, решает проблемы с кожей с помощью кремов различного спектра действия. 26,8% пытаются решить проблемы с кожей с помощью народных средств (маски, отвары, настои). Лишь 12,5% заказывают в аптеке специальные фармацевтические средства, всего 6,3% прибегают к помощи БАД.

Полученные данные могут быть использованы для совершенствования и обновления ассортимента косметических средств по уходу за кожей.

Обобщенные результаты проведенного маркетингового социологического исследования представляют большой практический интерес для торговых структур и производителей косметических средств, а также позволяют составить весьма наглядный портрет потребителя косметических средств.

Таким образом, исследование рынка косметических средств г. Пятигорска и потребительских предпочтений населения позволили сделать следующие основные выводы:

. Основными потребителями косметических средств являются женщины, причем наибольшая их часть замужем.

. Рынок косметических средств для ухода за кожей достаточно насыщен, но наибольшим спросом у потребителей пользуются крема для рук и лица, у мужчин большим спросом пользуются крема для бритья и после бритья.

. Отмечена тенденция предпочтения импортных торговых марок. Выделены наиболее популярные торговые марки Avon, Nivea. В пятерку самых популярных импортных кремов также вошли кремы фирм Loreal, Lumene, Florena, Cliven, Garnier и Vichy.

. Наиболее важными показателями для потребителей являются польза косметического средства, его эффективность и безопасность, а также качество косметического средства.

. Выявлено, что покупки косметических средств потребители совершают один раз в три месяца, что свидетельствует о средней величине спроса на них.

Выводы и предложения

Мужская кожа нуждается в уходе не меньше, чем женская, - этот факт никто не оспаривает. У нее (кожи сильного пола) есть свои особенные проблемы. Очевидно, что помочь успешно решить их может только специальная косметика, разработанная с учетом сугубо мужских особенностей. Многие компании - производители косметических препаратов выпускают специальные серии по уходу за мужской кожей, в состав которых входят не только привычные для всех средства для ежедневного бритья, но также и средства дополнительного ухода: кремы и эмульсии, созданные специально для мужчин.

Средства для бритья, ухода за кожей лица до и после бритья представлены: кремами для бритья, которые по составу близки к гелям и пенкам и упаковываются в тубы или в аэрозольные емкости; лосьонами после бритья, которые в отличие от лосьонов до бритья содержат меньше спирта <http://www.znaytovar.ru/new69.html>, но в составе имеют ароматические масла и увлажнители; бальзамами, кремами и желе после бритья, предназначенными для смягчения, увлажнения, освежения, дезинфекции и снятия раздражения кожи.

Основной целью выполнения дипломной работы является исследование потребительских свойств косметических средств по уходу за кожей после бритья.

Для выполнения экспериментальной части, в качестве объекта исследования были выбраны образцы средств по уходу за кожей после бритья, реализуемые в магазине "Магнит-Косметик" г. Пятигорска.

Образец №1 - Крем после бритья торговой марки ARKO освежающий. Производитель: Турция, Стамбул. Импортер в РФ ООО "Эста" г. Москва, ООО "ХимТрансГрупп" г. Санкт-Петербург. Номинальной массой 50 гр., стоимостью 31 руб. 90 коп, упакованный в полимерную тубу с винтовой крышкой.

Образец №2 - Лосьон после бритья торговой марки MENNEN Энергия стихии снежная лавина. Производитель: Польша. Импортер в РФ ЗАО "Колгейт-Палмолив г. Москва. Объемом 100 мл, стоимостью 223 руб. 90 коп, упакованный в стеклянный флакон с винтовой крышкой из полимерного материала.

Представленные образцы прошли идентификацию маркировочных данных. В образце №2 на упаковке не предоставлена информация о сертификации. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51391-99 Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования, информация о сертификации должна представляться изготовителем (продавцом) в соответствии с правилами сертификации парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены полости рта, зарегистрированными в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации. Также на упаковках образцов нет обозначения нормативного документа. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51391-99 Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования, для зарубежных ПК изделий допускается обозначение нормативного или технического документа не наносить.

Результаты исследований органолептических и физико-химических показателей свидетельствуют о пригодности данных объектов исследований к эксплуатации. Органолептические показатели соответствуют требованиям ГОСТ. Водородный показатель был исследован с применением полосок индикаторной бумаги, путем обмакивания в исследуемый раствор и быстрого сравнения окраски полоски с эталонной шкалой. Показатель по двум образцам не выходит за нормы стандарта.

Потребительская оценка складывается из факторов, относящихся к потребительским свойствам и их показателям исследуемых объектов. Основными свойствами при потребительской оценке товаров являются: назначение, надежность, эргономические свойства, эстетические свойства, экологические и безопасность. По приведенным выше описаниям исследуемых образцов, можно утверждать о соответствующей фактической характеристике образцов требованиям потребительской оценке. Данные образцы обладают основными свойствами, такими как назначение, надежность, эргономичность, а также эстетическими, экологическими и показателями безопасности.

Специализацией ООО "МагнитКосметик" является осуществление розничной продажи непродовольственных товаров. Необходимость специализации розничного торгового предприятия - следствие постоянного изменения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В супермаркете имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется больше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп.

Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ показало, что 1 место по предпочтениям покупателей занимает Супермаркет "Вершина".

Из анализа данных можно определить, что выше указанный магазин "Магнит Косметик" посещают люди со средним доходом и ниже прожиточного минимума. Главной целью является приобретение товаров по низким ценам и не всегда высокого качества. Их посещают люди со средним достатком, которым важен не только ассортимент товаров, но и парковка, обслуживание, интерьер магазинов, 3 место по посещаемости покупателей занял супермаркет "Солнечный". Его посещают люди имеющие достаток выше среднего, которых устраивает не только ассортимент, цены, но и виды расчетов.

Для изучения мнений и пожеланий покупателей рационально использовать анкетирование, как один из инструментов маркетингового исследования.

Данные выборочной совокупности почти полностью отражают данные генеральной совокупности. Так, доля мужчин "от 15 до 18 лет" по выборочной совокупности составляет 3,6%, по генеральной - 3,0%. Значения близки, что подтверждает достоверность результатов проведенного исследования и дает возможность применить полученные данные ко всему населению г. Пятигорска.

Опросы потребителей проводились в специализированных магазинах ("Солнечный", "Вершина", "МагнитКосметик" и др.); аптеках, где в достаточном ассортименте представлены косметические средства по уходу за кожей разных торговых марок.

Полученные данные могут быть использованы для совершенствования и обновления ассортимента косметических средств по уходу за кожей.

Обобщенные результаты проведенного маркетингового социологического исследования представляют большой практический интерес для торговых структур и производителей косметических средств, а также позволяют составить весьма наглядный портрет потребителя косметических средств.

Таким образом, исследование рынка косметических средств г. Пятигорска и потребительских предпочтений населения позволили сделать следующие основные выводы:

Основными потребителями косметических средств являются женщины, причем наибольшая их часть замужем. Рынок косметических средств для ухода за кожей достаточно насыщен, но наибольшим спросом у потребителей пользуются крема для рук и лица, у мужчин большим спросом пользуются крема для бритья и после бритья.

Отмечена тенденция предпочтения импортных торговых марок. Выделены наиболее популярные торговые марки Avon, Nivea. В пятерку самых популярных импортных кремов также вошли кремы фирм Loreal, Lumene, Florena, Cliven, Garnier и Vichy.

Наиболее важными показателями для потребителей являются польза косметического средства, его эффективность и безопасность, а также качество косметического средства.

Выявлено, что покупки косметических средств потребители совершают один раз в три месяца, что свидетельствует о средней величине спроса на них.

По итогам работы, можно внести некоторые предложения: сеть магазинов Магнит, достаточно распространена и известна на всей территории России, в основном, продажей продуктов питания, поэтому предпочтительнее развить сеть и в области непродовольственных товаров (косметики, бытовой химии и др. товаров), так как маркетинговые исследования показали, что большинство потребителей предпочитают осуществлять покупку в данных магазинах, в связи со сниженной ценовой категорией на различные товары.

Список использованной литературы

1.      ГОСТ Р 53427-2009 - Продукция парфюмерно-косметическая в аэрозольной упаковке. Общие технические условия.

2.      ГОСТ Р 51391-99 Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования

.        ГОСТ Р 52621-2006 Изделия парфюмерно-косметические. Колориметрические методы определения массовых долей ртути, свинца, мышьяка, кадмия

.        ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

.        ГОСТ 28303-89 Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

.        ГОСТ 29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний

.        ГОСТ 29188.2-91 Изделия косметические. Метод определения водородного показателя рН

.        ГОСТ 3636-79 Растворы водно-спиртовые. Методы определения концентрации этилового спирта.

.        ГОСТ Р 51579-2000 Изделия косметические жидкие. Общие технические условия.

.        Аванесов А.Ю., Клочко А.Н. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. - М.: Дело, 2005.

.        Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. М.: Бератор - Пресс, 2005.

.        Анурин В., Муромкина Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство "Питер", 2004. - 270 с.

.        Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001.- 207 с.

.        Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 2000. - 286 с.

.        Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. - М.: Инфра - М, 2006.

.        Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1995. - 255 с.

.        Ильенкова С.Д. Управление качеством: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2000.

.        Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие.- М.: Высшее образование, 2007.- 390 с.

19.    Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы специальности 080401.65 "Товароведение и экспертиза товаров. / Гаврилова О.В., Калашнова Т.В.- Ставрополь: СКФУ, 2012. - 23 с.

.        Невернова А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник. - М.: ИРПО; Изд. центр "Академия", 2000.- 464 с.

21.    Невернова А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. - М.: МЦФР, 2006. - 848 с.

.        Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Часть 2: Оптовая торговля. - М.: Дело, 2004.

.        Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005.- 448 с.

.        Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2002. - 580 с.

.        Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник.- М.:ИНФРА-М, 2005. -248 с.

.        Сыцко В.Е., Миклушов МН., Турилкина Г.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие. - Мн.: Высшая школа, 2000.- 633с.

.        Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасеенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. - М.:

.        Издательский Дом "Дашков и К", 2000. - 620 с.

.        Удалова Л.П. Управление качеством: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2003. - 221 с.

.        Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. - 540 с.

.        Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Учебное пособие. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. - 672 с.

.        Шепелев А. Ф., Печенежская И. А., Ивахненко Т. Е. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2001. - 144 с.

33.    www.kedem.ru <http://kedem.ru/tableware/20091111-elposuda/>

.        www.marketopedia.ru <http://marketopedia.ru/93-marketingovoe-issledovanie.html>

.        www.marketcenter.ru <http://www.marketcenter.ru>

.        www.expert.ru <http://www.expert.ru>

.        www.gostexpert.ru <http://www.gostexpert.ru>

.        www.KEFA.ru <http://www.KEFA.ru>

Приложения

Приложение А

Таблица А-1 - Математическая обработка экспериментальных исследований косметических средств по уходу за кожей после бритья

крем











Опыт 1

5,00


-0,800

0,640000







Опыт 2

6,00


0,200

0,040000







Опыт 3

6,00

5,80

0,200

0,040000

0,447

0,200

0,426

3,448

7,71

29,00

Опыт 4

6,00


0,200

0,040000







Опыт 5

6,00


0,200

0,040000


















лосьон











Опыт 1

6,50


-0,100

0,010000







Опыт 2

6,00


-0,600

0,360000







Опыт 3

7,00

6,60

0,400

0,160000

0,418

0,187

0,399

2,835

6,34

35,28

Опыт 4

6,50


-0,100

0,010000







Опыт 5

7,00


0,400

0,160000








Приложение Б

Анкета

Уважаемые потребители!

Группа исследователей изучает рынок косметических товаров в г. Кемерово.  Отвечая на предложенные вопросы, не торопитесь и прочтите вначале все возможные варианты ответов. Выбрав тот или те из них, которые совпадают с Вашим мнением, обведите его или их код. Если ни один из вариантов не отражает Вашего мнения, напишите собственный ответ на свободной строке. Заранее благодарим Вас за полные и искренние ответы!

. Пользуетесь ли Вы косметическими средствами по уходу за кожей?  1. Да.

. Нет (перейдите к вопросу 16).

. Какими косметическими средствами по уходу за кожей Вы пользуетесь?

 

1. Крем для ухода за кожей лица.

 

 

 

 

 

 

6. Скраб-крем.

 

2. Крем для рук.

 

 

 

 

 

 

7. Пилинг-крем.

 

3. Крем для тела.

 

 

 

 

 

 

8. Молочко для тела.

 

4. Крем для ног.

 

 

 

 

 

 

9. Гель для умывания.

 

5. Крем для бритья и после бритья.

 

 

 

 

 

10. Гель для тела.


. Ваш вариант.

. Косметическими средствами какой торговой марки Вы предпочитаете пользоваться?

. Импортной.

. Отечественной (перейдите к вопросу 16).

. Какие импортные торговые марки косметических средств по уходу за кожей Вы знаете?

_____________________________________________________________

. Укажите, пожалуйста, насколько важны для Вас эти показатели при покупке косметических средств по уходу за кожей?

Показатель

Очень важно

Относительно важно

Неважно

Абсолютно неважно

1) Эффективность

 

 

 

 

2) Безопасность

 

 

 

 

3) Натуральность

 

 

 

 

4) Удобство пользования

 

 

 

 

5) Новизна

 

 

 

 

6) Торговая марка

 

 

 

 

7) Цена

 

 

 

 

8) Качество товара

 

 

 

 

9) Реклама

 

 

 

 

10) Внешний вид, упаковка

 

 

 

 

11) Состав

 

 

 

 

12) Польза

 

 

 

 


. Где Вы приобретаете косметические средства по уходу за кожей чаще всего?

 1. В супермаркете (универмаге).

 

 

 

 

 

 

3. В киоске.

 2. В специализированном магазине.

 

 

 

 

 

 

4. В аптеке.


. Заказываете по каталогу у торговых агентов.

. Ваш вариант

. Чем Вы руководствуетесь при выборе косметических средств?

 1. Собственными знаниями.

 

 

 

 

 

 

4. Советами косметолога.

 2. Советами соседки.

 

 

 

 

 

 

5. Советами торгового агента.


. Советами продавца-консультанта. 6. Ваш вариант

. Как часто Вы приобретаете косметические средства по уходу за кожей и почему?  1. Один раз в полгода, так как

. Один раз в три месяца, так как

. Один раз в месяц, так как

. Один раз в неделю, так как.

. Реже

. Чаще

. Косметические средства по уходу за кожей каких торговых марок Вам знакомы?

 1. Avon.

 

 

 

 

 

6. Vichy.

 

 

 

 

 

 

11. Florena.

 2. Lumene.

 

 

 

 

 

7. Cliven.

 

 

 

 

 

 

12. Nivea.

 3. Pani Walewska.

 

 

 

 

 

8. LўОreal.

 

 

 

 

 

 

13. Ducray.

 4. Avene.

 

 

 

 

 

9. La Roche-Posay.

 

 

 

 

 

 

14. Mary Kay.

 5. Yves Rocher.

 

 

 

 

 

10. Eveline.

 

 

 

 

 

 

15) Garnier.


. Косметические средства по уходу за кожей каких импортных торговых марок Вы предпочитаете?

 1. Avon.     6. Vichy.      11. Florena.














 2. Lumene.

 

 

 

 

 

7. Cliven.

 

 

 

 

 

 

12. Nivea.

 3. Pani Walewska.

 

 

 

 

 

8. LўОreal.

 

 

 

 

 

 

13. Ducray.

 4. Avene.

 

 

 

 

 

9. La Roche-Posay.

 

 

 

 

 

 

14. Mary Kay.

 5. Yves Rocher.

 

 

 

 

 

10. Eveline.

 

 

 

 

 

 

15) Garnier.


. Ваш вариант _________________________________________.

. Как часто Вы ухаживаете за кожей лица?

 1. Каждый день.

 

 

 

 

 

 

 

3. 2-3 раза в месяц.

 2. 2-3 раза в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

4. По необходимости.


. Как часто Вы ухаживаете за кожей рук?

 1. Каждый день

 

 

 

 

 

 

 

3. 2-3 раза в месяц

 2. 2-3 раза в неделю

 

 

 

 

 

 

 

4. По необходимости


13. Есть ли у Вас проблемы с кожей? 1. Да. 2. Нет (перейдите к вопросу 16).

. Какие?

 1. Цвет лица тусклый, нездоровый.

 

 

 

 

 

 

4. Сухость кожи.

 2. Расширенные поры.

 

 

 

 

 

 

5. Признаки старения.

 3. Пигментные пятна.

 

 

 

 

 

 

6. Угри, воспаления.

 7. Склонность к аллергическим реакциям.

 

 

 

 

 

 

8. Раздражения на лице (коже).


. Чувствительность к контакту с окружающей средой (перепад температур, ветер).

. Проблемы тургора (обвисшая, недостаточно подтянутая кожа).

. Ваш вариант

____________________________________________________.

. С помощью каких средств Вы решаете проблемы с кожей? 1. Крема, какой торговой марки__________________________________. 2. БАД, какой торговой марки

. Фармацевтические средства, какие

. Народные средства, какие

. Ваш вариант

. Ваш пол:

. Женский.

. Мужской.

. Состоите ли Вы в браке:

. Да.

. Нет.

. Ваш возраст:

 1. До 18 лет.

 

 

 

 

 

 

3. 30-39 лет.

 2. 19-29 лет.

 

 

 

 

 

 


5. 50 лет и старше.

. Ваше социальное положение (род занятий):

 1. Рабочая (-ий).

 

 

 

 

 

 

5. Домохозяйка.

 2. Предприниматель.

 

 

 

 

 

 

6. На пенсии.

 3. Служащая (-ий).

 

 

 

 

 

 

7. На пенсии и работаю.


. Учащаяся (-йся).

. Ваш вариант __________________________________.

. Оцените Ваш уровень дохода:

 1. До 1000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

3. 3001-5000 руб.

 2. 1001-3000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

4. 5001-7000 руб.


. Свыше 7001 руб.

Спасибо за участие в нашем опросе!

Похожие работы на - Исследование потребительских свойств косметических средств по уходу за кожей после бритья, реализуемых в магазине 'Магнит Косметик', г. Пятигорск

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!