Мир детства в творчестве А. Платонова: учебно-методические аспекты изучения на уроках литературы в школе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мир детства в творчестве А. Платонова: учебно-методические аспекты изучения на уроках литературы в школе













Выпускная квалификационная работа

Мир детства в творчестве А. Платонова: учебно-методические аспекты изучения на уроках литературы в школе

Введение

платонов детство литературный

Андрей Платонович Платонов один из тех редких писателей, занимающих особое место в русской литературе XX столетия, которые сумели осознать и прочувствовать эпоху, всю трагичность ее, и изобразить в этом контексте нелегкую судьбу народа. Первое, что бросается в глаза даже при поверхностном прочтении Платонова - яркий, особенный, неповторимый стиль изложения. Именно этот язык письма Платонова заставляет и поныне гадать об авторской позиции относительно поставленных в творчестве Платонова вопросов.

Андрея Платонова еще современники называли самым сострадательным представителем советской литературы. Его любовь к униженным и оскорбленным, слабым и беспомощным особенно ярко проявилась в отношении темы детства.

Известно, что детство - одна из центральных, даже излюбленных тем творчества Платонова. Писатель считал детство не только и не столько начальным этапом жизни любого человека, но и более совершенной формой бытия человеческого. Он писал в 1920-ом году в своей статье «Знамёна грядущего» следующее: …Почему мы такие плохие и ничтожные, а наши дети - такие радостные и вольные…, «Дети - спасители вселенной» [4;245].

Неудивительно, что в период Великой Отечественно войны образы детей и сама тема детства присутствуют в произведениях Платонова от первого (Броня, 1942) и до последнего (Возвращение, 1946). Детство одна из наиболее важных характеристик творчества писателя, и не в качестве отдельных героев, а в целой системе персонажей. В плане философском, эстетическом и этическом эта тема одна из наиболее объемных.

В конце XX века в нашем обществе произошли глобальные перемены, коснувшиеся всех сфер жизни. В литературу вернулись такие имена, как М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, А.П. Платонов и др. Изучение их жизни и творчества стало неотъемлемой частью школьного курса литературы XX века, что потребовало необходимого методического обеспечения. Отсюда разработка методической системы изучения жизни и творчества А. Платонова нам видится своевременной и актуальной.

Тот факт, что творчество Платонова всегда являлось как бы реакцией на происходящие политические и культурные волнения в стране, и было, несомненно, создано на уникальном строительном историческом материале, делает его творчество более весомым и правдивым, чем даже труды некоторых историков. Именно благодаря Платонову мы сегодня в состоянии взглянуть глазами очевидца на проблематику детства, беспризорничества, сиротства и нищеты. Эти проблемы остаются актуальны и по сей день, и вряд ли перестанут таковыми являться. Именно поэтому тема курсовой работы актуальна и, несомненно, интересна.

Целью курсовой работы является изучение и анализ творчества Андрея Платонова с точки зрения темы детства.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи. Изучение социально-биографических предпосылок для развития темы детства в творчестве Платонова, выявление основных проблем, поднятых писателем, анализ образа ребенка в творчестве писателя, а также изучение особенностей стиля и языка Платонова при решении темы детства.

При написании курсовой работы использовалась база критических статей и биографических исследований таких авторов, как Л. Шубин, Л. Карасев, В. Вьюгин, А. Харитонов, и, конечно же, в первую очередь произведения писателя.

Тема детства, так волновавшая Андрея Платонова, особенно в период Великой Отечественной войны, вылилась в его творчестве в уникальную по своей широте, точности изображения и тонкой психологической подоплеке систему персонажей.

Невозможно понять Платонова без подробного анализа образа ребенка в его творчестве и соотношения этого образа с самим втором, ведь сам художественный стиль автора порой не позволяет с достоверностью определить его авторскую позицию.

Глава 1. Эстетическая модель детства в творчестве А.П. Платонова

.1 Социально-биографические предпосылки темы детства

Андрей Платонович Платонов родился в 1899-ом году в Ямской слободе, в пригороде Воронежа. Отец его работал слесарем в железнодорожных мастерских, мать вела домашнее хозяйство и воспитывала многодетное семейство. Андрей был старшим сыном, никто, однако, не подозревал в нем литературных наклонностей. Обучался в епархиальной школе при Смоленской церкви, затем - в четырехклассной городской школе. Андрей Платонов, будучи старшим сыном в многодетной семье вынужден рано начать трудится: уже с тринадцати лет он начинает зарабатывать. В 1914-ом году работает сначала рассыльным, далее, до 1917-го - литейщиком на заводе. Позже он поступит в Воронежский политехнический университет.

У выходцев из бедных семей всегда обостренное чувство справедливости. В Платонове-писателе и в Платонове-человеке это чувство всегда было главенствующим, руководящий. Сам переживший немало бед и горя, он прекрасно осознавал, как часто мир бывает несправедлив к людям.

Юность Платонова, созревание его литературного таланта выпали на тяжелые времена - гражданская война, революция. Именно из этого периода и выносит Платонов свою искрометную, невероятно нежную любовь к детям - таким беззащитным, таким чистым. Не удивительно, что именно в детях Платонов, на фоне всего этого бушующего земными страстями мира, увидел посланников добра и света, проводников в мир чистой, непоруганной красоты. Он с болью пишет: Я живу и маюсь, потому что жизнь сделала меня из ребенка взрослым. Эта тоска по прошедшему детству, которое пронеслось слишком стремительно, слишком тяжело - и морально, и физически - становится одной из постоянных тем его творчества.

Тяжелое детство, нужда, унижение - все это дало свои корни и привело Платонова в его творчестве к теме детства.

1.2 Детство в творчестве А. Платонова

Художественно-философское значение образа ребенка и детства подчеркивалось в трудах исследователей творчества Платонова неоднократно. Л. Карасев обусловил «детскость» как одну из самых важных доминант творчества писателя: Детское начало, являющееся на глубинном уровне стержневым у Платонова, проступает в сотнях деталей, эпизодов, оно содержится в них как подтекст, который при обычном чтении кажется эстетической странностью, а при чтении аналитическом становится оправданным и органичным, [31;263]. Дети - это время, созревающее в свежем теле [21;42]. Именно эта цитата позволяет определить отношение Платонова к детству, как к чему-то метафизическому.

В опубликованных теперь записных книжках Платонова есть заметки, указывающие, как правильно увидел Антокольский суть его рассказов о детстве.

«Важно и истинно - видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребёнок, и от этого уродства он частично излечивается в старости».

«В чём тайна детства? В ребёнке множество душ - он их легко вырывает воображением, и живёт один, но как с товарищами. Взрослый же одинок. А ребёнок легко и воробьём живет, и былинкой».

Проблема времени имеет для Платонова особое значение, ведь в центре внимания писателя стоят важнейшие вопросы человеческого бытия. Время является пространством существования жизни, и вследствие этого основные проблемы человеческого существования так или иначе соприкасаются с проблемой времени. Время постигается писателем как сила по отношению к человеку разрушительная, поэтому в произведениях Платонова так или иначе проявляется идея преодоления этого разрушительного времени. В таком контексте именно категория детства становится одной из наиболее важных, так как посредством нее автор воплощает свою идею о времени.

Зачастую образ ребенка и детства в художественном воплощении у Платонова объединяют с образом будущего. Это направление обозначено в ранней публицистике писателя: ...дитя - владыка человечества, ибо в жизни всегда господствует грядущая, ожидаемая, еще не рожденная чистая мысль, трепет которой мы чувствуем в груди, сила которой заставляет кипеть нашу грудь, - пишет Платонов в своей статье Душа мира[3;142]. Но позже вырисовывается новая идея, связанная с детством, - это идея единства времени, которое образует вечную жизнь: В ребенке сосредоточено все прошлое жизни, и в этом прошлом чуть очерчены контуры будущего, хрупкие фигуры еще не бывшего, но возможного. Ребенок является образом единства жизни и времени, он связывает прошлое, будущее, настоящее и даже различные ступени эволюции:

…а первые дни-годы жизни ребенок переживает давно пережитое: он бывает зверьком и быстрыми шагами проходит всю историю жизни, которая сошлась в нем. Ребенок и есть отпечаток всего прошлого. Только он миллионы веков проходит в дни и короткие годы. А искусственным воспитанием этот процесс роста усиливается, ускоряется, и ребенок быстро, насильственно поднимается до современного уровня человечества [11;231]

Ребенок в философско-художественном и идейном воплощении Платонова представляет собой не только продолжение жизни, но и символизирует собой вечность: Женщина и мужчина - два лица одного существа человека; ребенок же является их общей вечной надеждой [25;32]

1.3 Образы и символы детства в художественном сознании А. Платонова

Ребенку в видении Платонова свойственно особое, чистое эмоционально-духовное восприятие жизни, вследствие чего он способен понимать её глубинный смысл, недоступный взрослым.

Дети воспринимают не только факты, но жаждут понять суть происходящих событий в их онтологическом значении, познать жизнь и все перспективы. Разваливая типовую, устоявшуюся логику, дети способны познать «сокровенную тактику» самой жизни. Следует рассмотреть онтологическую линию детского суждения о мире, другой угол рассмотрения жизни, обозначить особую устремленность ребенка к постижению главного: Назар, чего я всегда ожидаю? <...> Отчего мне кажется такое важное, а потом ничего не бывает... отчего у меня сердце начинает болеть? <...> Назар, скажи мне что-нибудь главное - просит Айдым, единственный ребенок среди племени джан, стремящийся к познанию и жизни через познание. Платонов отлично подметил отличие детской скуки от скуки взрослого - заскучавший ребенок стремится узнать нечто новое, выяснить неожиданно заинтересовавший его вопрос, причем, дитя не будет думать о том, нужно ли ему это знать для практических целей, или нет - в нем торжествует великая тяга к познанию всего и вся. Именно так герой рассказа «Цветок на земле», ощутив скуку, старается выяснить у деда, что же является «самым главным». Очевидно, что и самого автора немало интересует этот вопрос. Тот же Афоня стремится увидеть в жизни что-то постоянное, вечное, например, его не устраивает подчеркнутая значимость обычного цветка, ведь цветок растет, изменяется, умирает: Это я сам знаю! - протяжно сказал Афоня. - А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растет, он не все!. Афоня жаждет видеть всю панораму жизни, хочет знать сразу и всё.

Жизнь воспринимается ребенком как единство, дитя устремлено ко всему постоянному, и даже за неизменными внешне формами жизни ребенок видит главное, вечное. Так, Егор, герой рассказа Железная старуха, обращаясь к насекомым с вопросом «Кто ты?» уверен: за внешней формой червяка или жука скрывается что-то более важное -а точнее, их экзистенциальная сущность. Этот же вопрос он адресует и матери, и себе, что дает основание полагать, будто ребенок старается постичь самое себя, познать кто он есть на самом деле - а ведь этот вопрос волнует многих всю жизнь, это один из важнейших вопросов бытия. Таким образом, не осознавая того, ребенок все же ощущает главную идею: и жука, и червяка, его, Егора, и мать, такие разные сущности и воплощения, объединяет одно - жизнь.

Дети тянутся к жизни и ее познанию не желая прерываться даже на сон. Сон, в их понимании - бесполезная и глупая вещь, ведь столько времени теряется напрасно:

Егор подождал, что будет теперь, и увидел, что уже наступает вечер. Желтый свет позднего солнца осветил старое осеннее дерево, и стало скучнее жить. Нужно было идти домой, ужинать, спать во тьме. Егор же спать не любил, он любил жить без перерыва, чтобы видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза, и звезды тогда горят на небе одни, без его участия [4;321]

Чувство онтологической связи со всем миром, содержащим в себе неделимую, вечную, непрерывную жизнь, является результатом иного, нежели у взрослых, осмысления координат жизни, выражает суждение ребенка о собственном существовании вне границ времени. Экзистенциональное мировосприятие ребенка характеризуется осознанием своей связи с миром, а также стремлением к объединению и гармонии со всей полнотой и разнообразием жизни. К примеру, герою рассказа «Корова» Васе, «казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним» [4;126].

Ребенку характерен особый взгляд на мир, который отрицает существование смерти как таковой, и верит, что никто и ничто в мире не может исчезнуть абсолютно. Антропоморфизм восприятия ребенком жизни также исполняется идеей существования вне времени. Вспомним рассказ «Никита», где главный герой ощущает прямую связь между миром людей и миром вещей.

Большую роль при прорисовывании образа ребенка в рассказах Платонова играет мотив разлуки, расставания. Это утрата переносится ребенком почти как смерть, как настоящий ужас. Для ребенка такое разрушение связи с близкими людьми действительно равносильно смерти. Вспомним рассказ Платонова Ещё мама, Артем переживает за оставшуюся в одиночестве мать: «Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!» Попытка уберечь мать от смерти осуществляется Артемом как восстановление единства: Ты дыши и терпи, тогда не помрешь. <...> Гляди, как я дышу, так и ты. Такое же безотчетное чувство страха характерно и для Сережи. [11;197]

Одной из центральных идей детских рассказов становится мысль о желании ребенка преодолеть смерть: в рассказе Цветок на земле это попытка главного героя разузнать у цветка, как нужно из смерти работать жизнь; в Железной старухе она проявляется в стремлении Егора превратиться в «железного старика», дабы осилить смерть, которая находит воплощение в образе «железной старухи»; в рассказе Корова мальчик Вася стремится сохранить всю память о животном, которое прослужило всю жизнь человеку; в Никите же мальчик убежден, что, если все трудом работать, все живые будут.

Особенно ярко воплотился мотив времени и детства в рассказе Платонова Цветок на земле. Главный герой Афоня хочет разбудить деда, вывести его из оцепенения, ведь мудрому деду наверняка известно «главное». Символично, что Афоня подметил, будто часы баюкают дедушку, это яркий образ времени, которое все стремительней уносит его в небытие: ... он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть.

Время, равнодушное, монотонное, будто подчиняет человека своей власти, погружает его в сон, лишает всей жизненной энергии к познанию, а значит, и экзистенциональной ценности его души. Не случайно дед Тит, покоряясь бездушному ходу природного времени, сам становится подобен природе: В бороде деда были хлебные крошки, и там же еще один комарик <...> Руки дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, а под кожей видны были толстые жилы. Равнодушие к жизни, усталость деда противопоставляются стремлению Афони к познанию жизни. Для ребенка характерно иное восприятие времени - как событийного, движение которого обусловлено стремлением познать жизнь во всем ее многообразии. Отсюда - ощущение времени как долгого и скучного, если оно не ведет к познанию. Для того, чтобы победить сонное оцепенение деда, Афоня останавливает маятник часов, что дает ему возможность узнать «самое главное»: понять значимость проблемы превращения смерти в жизнь. Афоня останавливает время, отделяющее человека от жизни: дедушка просыпается в тот момент, когда однообразное тиканье ходиков сменяется шумом жизни. Таким образом, остановка времени становится для Афони моментом экзистенциального прорыва, дающего возможность соединиться с жизнью и осознать ее сущность.

Философскую подоплеку без сомнения имеет также тот факт, что во многих рассказах Платонова детство зачастую взаимодействует со старостью. Играя на двух контрастах Платонов по прежнему верен своей идее бесконечности жизни. Так, например, дед Афони смотрит на него, как на цветок, растущий на земле: во внуке старик видит не только воплощение победы жизни над смертью, но и продолжение самого себя, осознает, что его потомки - это все та же часть его. В рассказе Июльская гроза фигурирует старик, который, встретив Антошку и Наташу, ощущает, что они точно призвали его к бессмертной далекой жизни вместе с собой.Бабушка Наташи тоже видит во внуках продолжение себя, самое себя: в характере Наташи отразилась природная доброта, причем, так, чтобы каждый, посмотрев на Наташу, вспомнил бы Ульяну Петровну после ее смерти. Чем же мне жить-то, кроме вас! - восклицает любящая бабушка. Именно любовь дает бабушке из рассказа Уля силы жить дальше: Старая бабушка говорила, что она бы уже умерла, ведь ей пришло время, да теперь не может умереть; как вспомнит Улю, так ее слабое сердце опять дышит и бьется, как молодое: оно дышит от любви к Уле, от жалости к ней и от радости. Старость и детство, расцвет жизни и ее увядание символизируют собой единство начала и конца, что в итоге дает ощущение вечности жизни, ее непрерывности не смотря на смерть, не смотря на время.

В рассказах Платонова образ ребенка несет в себе не только святую чистоту, вечный порыв к познанию. Дети выступают у Платонова как высшие существа, способные осязать и понимать истинную природу вещей не смотря алогичность их суждений, даже благодаря им. Они видят то главное, что недоступно нам, являют собой образ вечной, неколебимой ни смертью, ни разрушением, жизни. Дети - это смысл, ради которого живет каждый человек, это продолжение нас самих, святое и безгрешное.

Глава II. Художественное своеобразие детских рассказов А. Платонова

.1 Круговорот жизни в рассказе «Цветок на земле»

Главные герои - это старый дед Тит, которому без трех лет девяносто, и маленький его внук Афоня. Идет Великая Отечественная война, и отец Афони воюет, а мать в колхозе с утра до вечера работает. Афоня с дедом все одни.

Но дед старый, присматривать за внуком ему тяжело: деда клонит в сон. А вот Афоне не спится, ему все интересно узнать, понять, а спросить некого. Дед, как может, объясняет свою усталость жизнью. Но внуку этого мало: ему нужно общение.

Дед с внуком выходят из избы наружу «белый свет пытать». Дед останавливается у голубого цветка, «терпеливо росшего из мелкого чистого песка. Сначала Афоня не понимает особенности этого цветка. Ему нужно познать главное, а этот цветок, как ему кажется, все растет. Вот тут-то дед и пытается объяснить внуку вечный круговорот жизни. «Лесок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень и не дышит и не живет, он мертвый прах». Чудо происходит тогда, когда ребенок совершает открытие, что «цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь».

Как и во всех рассказах А. Платонова для детей, в рассказе «Цветок на земле» образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем; как пишет O.A. Кузьменко, «...имя героя рассказа «Цветок на земле» не безразлично к теме и идее рассказа. Афоня - эго Афанасий, имя этимологически восходящее к древнегреческому athanatos, что означает «бессмертный», «наделенный исполинской жизненной силой» [7;41].

Рассказ Л. Платонова носит характер притчи. Для писателя неважно, где и когда происходят события (он говорит только, что «отец его (Афонии) на войне, а мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме...»), как называется цветок (рассказ носит обобщенное название «Цветок на земле»), он не уделяет большого внимания и сюжету произведения. В центре рассказа - главный вопрос, который задает Афоня дедушке («Что есть самое главное на свете?»), и в ответе дедушки заключается большой философский смысл. В вопросе Афонии чувствуется стремление постичь жизнь, узнать «все», и в этом желании проявляется активность личности человека - быть на земле хозяином, творцом. По мнению А. Платонова, человек, живущий в мире природы, в мире растений, животных, птиц, несет ответственность перед ними. И человек, так же как все красивое, как безымянный цветок из рассказа А. Платонова, «из смерти работает жизнь». Boт в этом и заключено основное нравственное содержание рассказа, центральная мысль писателя: «Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу добрые лица и дышащие истым духом в белый свет».

Эта трогательная жизнеутверждающая история как нельзя лучше иллюстрирует позицию автора: смерти нет, а есть жизнь после жизни. Есть в рассказе и свойственная для А.Платонова недосказанность, или неоконченность, или тайна, которую каждый читатель - маленький и большой - откроет для себя сам.

2.2 Рассказ-притча «Неизведанный цветок»

Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом, которым заразился от собственного сына, спасенного им из лагерей.

Друзья, посещавшие его в последние годы, заставали его на диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с ними. По свидетельству жены писателя, именно в 1950 году больной Платонов написал сказку-быль «Неизвестный цветок». О ком эта притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей?

«Цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья.... Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости....» «Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в цветке - и в авторе! - застенчиво явление их в мир с извинением за свою непохожесть на других», - сказал критик В. Чалмаев, [37;251]. Кто-то из критиков называет произведение А. Платонова притчей, сам писатель определил жанр своей книги как сказка - быль: он совместил реальность с фантастикой, что так любят дети.

Начало сразу настраивает на сказку, правда в следующей же строке читатель сталкивается с неприятной реальностью: «Он рос один на пустыре, лежали старые серые камни, лишь один ветер гулял ... и сеял семена».

Чем дальше мы знакомимся с описанием жизни цветка, тем больше понимаем его силу духа в стремлении жить. Он трудился день и ночь, собирая росу и пыльцу для пропитания и дальнейшего роста.

Но вся беда была в том, что он был одинок. Ему не с кем было поделиться своими трудностями и своими победами.

Кульминационный момент - появление девочки Даши. Как могла девочка на пустыре почувствовать запах цветка? С любой ли девочкой произошло бы то же самое? Думается, что нет. Девочка тоже особенная, как цветок: у нее добрая и любящая душа. Даша целует письмо, которое она написала маме из пионерского лагеря. Легкий аромат напомнил ей рассказанную когда-то матерью сказку о маленькой розе доже заскучавшей по матери. Маленькая роза не умела плакать, «и только в благоухании проходила ее грусть»,[4;31].

Девочка вдруг почувствовала родственную душу и стала глазами отыскивать неизвестный цветок. В эту минуту девочка была не в сказке, а в реальной жизни, перенесенной из сказки. Она говорит с цветком, как с человеком.

Всю свою доброту, любовь, заботу она вкладывает в этот цветок.

А как тебя зовут? - спросила Даша.

Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Можно только догадываться, как Даша рассказывала про удивительный цветок своим друзьям, но только на другой день в гости к нему пришли все пионеры - они хотели сделать пустырь живым. И пустырь ожил. На следующий год здесь росла трава, цветы и порхали бабочки. Все это чудо произошло благодаря доброму сердцу девочки.

Глубокий смысл заложен автором в концовку. Цветок боролся за свою жизнь и выжил, дав к тому же жизнь другому цветку, уже более прекрасному. Безусловно, образ неизвестного цветка символичен. Каждый прочитавший сказку-быль должен задуматься о том, что лишь в вечной борьбе с трудностями, в противостоянии окружающему злу, в любви к жизни состоит истинное назначение человека.

.3 Мир метаморфоз в восприятии ребенка (рассказ «Никита»)

Истоки развития маленького человека, становление личности показывает нам Андрей Платонов в своих произведениях.

Действие в рассказе «Никита» происходит во время Великой Отечественной войны, в деревне. Никите всего пять лет «от роду», но мать называет его умным «теперь», так как отца нет, значит, Никита за него по хозяйству.

Несмотря на то, что на Никиту возложены обязанности старшего по дому, ему страшно оставаться одному. В одиночестве фантазии довлеют над реальностью. Некому объяснить суть происходящего, объяснить непонятное, таинственное, чего не способен понять ум ребенка. Очень часто маленьких героев Платонова окружают мудрые, добрые люди: родители, бабушки и дедушки. Благодаря им ребенок относится к окружающей действительности духовно осмысленно. Вот и сейчас все предметы, окружающие ребенка, разделятся для него на добрые и злые. Но он сам вложит в отношение к ним свои представления, свои чувства.

Раздавшийся из бочки гул заставил Никиту искать защиты от неизвестного маленького человечка с длинной бородой, и он находит её у солнышка. «Солнышко было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался. При солнышке всегда светло, все видно - и поэтому все понятно и по-доброму», [4;39] Вот таким образом происходит в душе ребенка только ему понятное соединение.

Несмотря на то, что в колодце была видна светлая вода, и в ней отражалось солнце, дна все равно не было видно, и Никита придумал, что там живут водяные люди, которые хотят выпить у него глаза, когда он спит.

Примечательно, что Никита сопротивляется злу, он дает отпор и маленьким колодезным человечкам, и вредному обитателю бочки. Он не держит на них зла, а наоборот, он как будто старается призвать их к тому, чтобы они делали добро и стали впоследствии хорошими. Малыш изо всех сил старается не бояться своих вымышленных видений, сопротивляется их возможным злонамеренным поступкам и даже действует добром на зло. К норкам змей он подкладывает кусочки хлеба. Но это уже не из-за собственного страха перед ними, а из-за боязни за свою мать, в защиту ее, потому что в какой-то момент ему показалось, что они могу навредить самому близкому человеку.

Никита во всех предметах, окружающих его, видит живое человеческое выражение: и в петухе, похожем на утонувшего худого пастуха с бородкой, и в цветке, у которого есть кишки с молоком, и сама их изба, «как прохожая старая тетка из дальней деревни» ругательница и сквернословница.

Согласно восприятию Никиты, умирая, человек не перестает существовать, а лишь воплощается во что-то другое: Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который был всегда ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце. Изучая старую баню, Никита представляет, что это бабушка: Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! <...> Ишь, живет себе, вон у нее голова есть - это не труба, а голова - и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек. В чужом петухе, зашедшем во двор, мальчик видит утонувшего в реке пастуха, а из-под земли слышатся ему голоса людей, живших во тьме. Ребенок отрицает смерть всем естеством - и это неудивительно, ведь он появился на свет именно для того, чтобы жить. А для вернувшегося с войны отца Никита становится самим смыслом жизни и даже орудием против смерти: А я-то помнил тебя, умирал и помнил, - говорит он сыну.

И все же полного отрицания смерти нельзя избежать. Ребенок видит смерть и чувствует, что она может прийти, но он уже знает ее, как разрушение, как боль, как уничтожение природы и жизни:

Оттуда, из-за реки шла страшная, долгая ночь; в ней можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятишками на улице около колодца, не наглядевшись на все, что Антошка видел из отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал с сестрой в зимнее время, будет стоять пустой. Ему жалко было сейчас смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в темных и теплых щелях, лопухов на дворе и старого плетня, которые, наверно, скучали по нем и ожидали его. И вот он живет среди них, чтобы они все были рады, и не хочет помереть, чтобы они опять не скучали ,[4;139]

Поражает удивительная способность А. Платонова к перевоплощению в ребенка. Задаешься вопросом: что это - память детства или способность ощущать ребенка в себе в зрелые годы? Думается, и то, и другое.

Главное, что писателю удалось передать глубокие переживания мальчика и заставить поверить в них читателя - такого жеребенка. А что может дать ребенку подобное видение окружающего мира? На этот вопрос отвечает отец Никиты: «Это ты хочешь сделать всех живыми, потому что у тебя доброе сердце, для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова оживет».

И еще одна концепция А. Платонова звучит апофеозом, если так можно выразиться, анализируя детский рассказ:«Давай все трудом работать, все живые будут». Гвоздь - человечек, которого выпрямил Никита, трудом сработан, поэтому он и добрый, а все остальные непрочные, «оттого и злые».

2.4 Познание неизведанного и таинственного в рассказе «Железная старуха». Образ пространства в произведении

С самого раннего возраста ребенок слышит сказки, которые ему читают взрослые. В них действуют добрые и злые герои, фантастические и вполне реальные. Как правило, все, что ребенок не понимает в жизни, он старается объяснить сказочными образами и наоборот, все сказочное и непонятное он соединяет с реальным.

Неудивителен тот факт, что часто взрослые, чтобы побыстрее утихомирить малыша, рассказывают ему о всевозможных ужасах, как это и происходит в рассказе «Железная старуха».

Если учесть, что многие произведения Платонова автобиографичны, то вполне можно предположить, что события «Железной старухи» реальны.

Начало рассказ очень напоминает нам вышеназванные произведения. Егор, как и многие герои Платонова, разговаривает с неодушевленными предметами, как с одушевленными. Можно предположить, что скорее всего это происходит от одиночества ребенка и его душевной организации: он нуждается в общении и стремится найти себе равных в этом мире. Его совсем не пугают маленькие существа. Егор видит в жуке и червяке людей с руками и ногами и даже чувствами настоящего человека: «Когда я к тебе попадусь, я тоже ничего не скажу!» - говорит мальчик жуку. Примечательно, что малыша не пугают все эти насекомые: он спокойно берет в руки скользкого червя, ложится с ним в кровать, подносит его к лицу, не чувствуя при этом никакого отвращения.

Дети не чувствуют усталости: им не терпится поскорее узнать о жизни как можно больше. Как с жуком, так и с червем Егор готов поменяться телами, чтобы узнать их состояние, их чувства. Удивительно, что Егор не мучает насекомых, показывая свое физическое превосходство, а напротив, относится к ним, как к равным.

Но на фоне гармонии вдруг появляется образ Железной старухи. Вторая часть рассказа как бы вносит дисгармонию в жизнь ребенка. Напуганный словами матери о некой Железной старухе, которая заберет его, если он не будет спать, он в первую очередь думает не о себе, а о маленьком беззащитном червячке. Он прячет его под подушку, стремясь тем самым защитить его.

Дом - образ замкнутого пространства «Дома мать дала Егору поужинать, потом велела ложиться спать и укрыла его на ночь одеялом с головой, чтобы он не боялся спать и не услышал страшных звуков. которые раздаются иногда среди ночи из полей, лесов и оврагов» Автор хочет донести до читателя, что любящие люди, особенно родители, стараются уберечь своих детей от опасности, проблем в этом мире. Однако все их попытки остаются тщетны: жизнь все равно каждого заставит пройти свой путь. Повествование начинается с «дома» и заканчивается «домом» Действительно, человеческая жизнь начинается с узкого пространства, с родительского дома, и заканчивается тоже узким пространством - перед смертью он будет нужен тоже только малому кругу людей, самым близким и дорогим.

Простор - образ открытого пространства - «мир» «Он надел штаны и ушел босой наружу…Ясные звезды светились в небе; их было так много. Что они казались близкими..», [4;241] Егор обращает свой взгляд на небо. Это не случайно. Небо в русской литературе является символом высокого, неопознанного. В решающие, переломные моменты своей жизни любимые герои авторов литературных произведений обращали свой взгляд к небу, ища там ответ на вопрос, в чем смысл жизни и кто в этой жизни «Я»( Вспомним Андрея Болконского на Аустерлицком поле) Платонов продолжает традиции русского классика: чтобы постичь смысл жизни, нужно выйти в мир, так как, живя в одних стенах, его не познаешь. Автор своего героя заставляет расширять рамки своего бытия, «выводит его в «мир», с целью познания этого самого мира. «Егор заметил, что и в самую тихую погоду клен качается помаленьку. будто он тянется куда-то, хочет поскорее вырасти или стронуться с места и уйти. Скучно наверно быть деревом: оно живет на одном месте

Порог- граница между домом и пространством. В данном тексте слово порог заменяет слово окно, которое отделяет героя от мира. «Он всмотрелся в сумрак. Окно, выходившее в просяное пол, светилось смутным светом ночи. Будто за окном была глубина неподвижной воды. Егор привстал на постели, думая о том, кто там идет один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу…Кто он такой? Пойду, до всего дознаюсь». «Окно - дальняя дорога». Образ дороги тоже традиционен. Дорога, длиною в жизнь.

Выход из замкнутого пространства в большой мир всегда предполагает преодоление некого барьера, не каждый может и хочет переступить этот барьер - многое зависит от самого человека. Егор мал, но желание постичь жизнь велико, это автор хорошо показал через организацию пространства.

2.5 Психологизм рассказа «Июльская гроза»

«Ребенок долго учится жить, - пишет А. Платонов в своих записных книжках, - он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже приучились жить, существовать. Наблюдать за духовным становлением ребенка, за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности составляет для нас радость». [2;145]

В шестом классе изучается рассказ А. Платонова «Июльская гроза» и сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца». Если образ ребенка в прозе XX века следует считать символичным, то как по-разному и вместе с тем схоже изображают внутренний мир детей эти два писателя.

Настя и Митраша в «Кладовой солнца» сироты, а Наташа и Антошка живут с родителями. Это немаловажный факт: дети у Пришвина отвечают друг за друга перед самими собой, а дети у Платонова, вернее только Наташа, так как Антошка совсем маленький, еще и перед отцом с матерью. И те и другие живут в деревне, на лоне природы. Но для Насти и Митраши природа, а именно: лес, болота - кормилица. У них нет страха перед ней, хотя все живое в лесу остро реагирует на ссору детей. Наташа и Антоша оказались перед стихией: надвигается гроза. Для Наташи её брат - это часть её самой. Она, как мать, оберегает и защищает малыша. Настя же отпускает упрямого Митрашу самостоятельно искать «палестинку». Это и привело к беде. Но природа сама приходит на помощь,

В этом и есть главная идея книги М. Пришвина: показать, как в жизнь входит Новый человек с чувством беззаветной любви к родной матери-земле. У Платонова показана сила девочки, противостоящей грозе, чтобы спасти брата. У А. Платонова дети более непредсказуемые. На самом деле ими движет не разум, а чувства.

Еще один аспект - стиль произведения, особенный платоновский слог, отличительный от сказки-были М. Пришвина. Некоторые фразы приходится перечитывать, так как они не сразу ложатся на слух. «Наташа попеременно несла брата на руках…, то ставила его на ножки, потому что брат был кормленый, тяжелый… и она умаривалась от него», «девочке теперь не так страшно было находиться под безлюдным солнцем», «старик пошел, уставившись в земляной сор и мелкую траву на дороге», «старик уже спал, снедаемый мухами и муравьями, ползавшими по его ко всему притерпевшемуся лицу», «в окно слабо постучали с улицы». Странные уточнения типа «вглядываясь в мусор на земле» заставляют читателя остановиться в чтении и представить то, о чем говорит автор. Этот процесс остановки как нельзя лучше развивает воображение маленького читателя, заставляет в мелких деталях представить прочитанное и задуматься о том, о чем задумался герой.

Оба произведения по праву замечательны. Но, на мой взгляд, М. Пришвина больше интересует событийность и описание, а книга А. Платонова глубоко психологична.

Если детство задолго до нас не раз уже было предметом внимания и изображения в мировом искусстве, то и на этот, Андрею Платонову, художнику значительному и взыскательному, удалось многое увидеть и раскрыть заново. И это новое согрето и любовью к детям, и уважением к их достоинству. Рядом с детьми живут в рассказах Платонова противопоставленные им и в то же время родственные детям старики и старухи. Сталкивая малых и старых, начало и конец существования, Платонов в нехитрых фабулах доходит до поэзии и своеобразного драматизма. Смысл его рассказов ясен и прост для любого читателя. Пробуя определить этот смысл на свой лад, я знаю, что так или иначе упрощу или искажу автора, но это грех всякого пересказа поэзии. Творчество же Платонова прежде всего поэтично, в нём всегда есть несравненный осадок, который не поддаётся рассудочному и деловому анализу, и этот осадок самое дорогое…». В «Июльской грозе» маленький, испуганный этой самой грозой Антошка думает: «…Можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятами около колодца, не наглядевшись на всё, что было у отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал с сестрой в зимнее время, будет стоять пустой. Ему было жалко сейчас их смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в тёмных и тёплых щелях, лопухов на их дворе и старого плетня, который уже был на свете - ему об этом говорил отец, - когда Антошки ещё вовсе не существовало; и этот плетень особенно озадачивал Антошку: он не мог понять, как могло что-нибудь быть прежде него самого, когда его не было, - что же эти предметы делали без него?». [3;241]

И Антошка, и его сестра Наташа, и остальные дети в произведениях Платонова живут рядом с грандиозными явлениями и событиями и рядом же с обыкновенными вещами и существами. Стараются понять себя и окружающее.

Глава III. Изучение творчества А. Платонова в процессе литературного образования

3.1 Специфика изучения рассказов о детях А. Платонова в школе

Знакомство с творчеством А. Платонова в средних классах имеет целью преодолеть поверхностное восприятие учащимися произведений данного художника в старших классах, приобщить их к языку прозы писателя, познакомить с героями его произведений и на основе этого дать первичное представление о сложности и многогранности писательского таланта, подготовить школьников к усвоению на более высоком уровне понятия «образ автора» на уроках литературы в старших классах.

В этой связи необходимо очертить круг теоретико-литературных понятий, которые являются исходными, определяющими в постижении понятия «образ автора» и в определенном смысле конструируют данную область, несут в себе ее основные свойства, знание которых открывает определенную перспективу движения в данном материале.

К таким составляющим, «доминантам» (А.Б. Есин), [12;162] формы и содержания произведений писателя, оперируя которыми мы сможем постичь образ автора, относятся следующие теоретико-литературные понятия: тема, идея, пафос, проблематика (идейно-нравственная, философская), образ литературного героя, образ-символ, сюжет, субъектно-речевая организация текста (повествователь, рассказчик), формы выражения авторского сознания (реплика, комментарии, несобственно-прямая речь), внесюжетные элементы (пейзаж, портрет, интерьер, заглавие); жанр, композиция, конфликт, язык произведения (канцелярит, тропы).

В произведениях А. Платонова преобладает идейно-нравственная и философская проблематики. «Проблематика идейно-нравственная имеет сильнейшую и очень устойчивую связь с психологизмом, т.к. этот тип содержания осваивает именно процесс постижения личностной истины, открывающейся в движении мыслей и переживаний» [27; 194]. Для платоновских героев характерен поиск гармонии с собой и миром, причем автор изображает чаще всего конфликт между «одухотворенным человеком» и «неодушевленным врагом» внутри героя. Разрешая конфликт, автор проводит героя через жизненные круги поисков гармонии и рисует рост одухотворенности в человеке. «У идейно-нравственной проблематики есть связь со сложной композицией, с разноречием, поскольку идейно-нравственная проблематика предполагает сложное соотнесение разных идей и впечатлений, разных точек зрения на мир» [31; 194].

Раскрывая образ автора, мы уделяем внимание субъектно-речевой и сюжетно-композиционной организации текста, т.к. их единство составляет собой эстетически законченную авторскую концепцию.

Платоновская композиция испытывает на себе влияние фольклора (работы В.Я. Проппа) [25;382], где герой подвергается испытаниям и композиция произведения строится, в основном, вокруг испытаний главного героя.

Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов (портрета, интерьера, пейзажа, заглавия произведения) как элементов авторской концепции находится под призмой нашего внимания.

Особое место в системе образов героев мы уделяем «сокровенному человеку» А. Платонова. Мы знакомим учащихся с личностными ценностями платоновского героя при изучении рассказа «Корова» на примере образа Васи Рубцова. Основная работа над образом «сокровенного человека» ведется в 7 классе при изучении рассказа «Юшка».

Курс литературы старших классов характеризуется тем, что изучаются в системе произведения русской классики XIX - XX вв. Задача данного курса заключается в утверждении богатства русской классической литературы, «бесконечного многообразия форм, напряжения и страстности непрекращающихся поисков», в раскрытии особенностей индивидуального писательского стиля.

На уроках литературы (а также на уроках внеклассного чтения) в 5-8 классах особое внимание уделялось анализу характеров и поступков действующих лиц, речевой организации текста, композиции, составлению индивидуальных и сравнительных характеристик персонажей, выявлению авторского отношения к ним, так как именно в этом полнее всего раскрывается идейная направленность произведений. При этом вопросы своеобразия творчества писателя рассматривались во взаимосвязи произведений, общности идей, сюжетов и героев.

В 11 классе в процессе практической деятельности, «при анализе конкретного литературного явления», происходит «закрепление существенных признаков понятия», а также его «дальнейшее развитие» и «обогащение его новыми признаками».

На этом этапе литературного образования старшеклассники в процессе изучения монографических тем усваивают значительное количество составляющих понятия «образ автора» (субъектно-речевая организация текста, сюжет, композиция, язык, идея и т.д.), наблюдают, каким образом переплетаются они в творчестве того или иного автора, и на основе этих наблюдений постигают своеобразие авторской концепции. А это, в свою очередь, совершенствует навыки анализа художественного произведения, способствует литературному развитию учащихся. Таким образом, формирование понятия об авторской концепции - важнейшая задача изучения литературы в старших классах. Эффективность ее решения зависит от выполнения ряда условий.

Формирование понятия об авторской концепции должно осуществляться в определенной системе:

репродукция знаний и представлений об особенностях творчества писателя, усвоенных на предыдущем этапе литературного образования (5-8 классы);

закрепление, углубление полученных знаний и представлений о составляющих авторской концепции в процессе практической деятельности (на основе переноса);

развитие понятия «образ автора» в процессе анализа художественного произведения;

обобщение знаний и представлений об авторской концепции в процессе самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Знакомство с особенностями авторской концепции должно происходить на всех этапах изучения монографической темы (вступительный этап; изучение биографии писателя; анализ творчества; этап синтеза).

При усвоении понятия «образ автора» должны использоваться разнообразные методы обучения (работа в малых группах; создание проблемных ситуаций; творческое задание; беседа; сравнение разных произведений одного автора; сравнение произведений разных авторов и др.)

В качестве средств активизации деятельности учащихся в процессе овладения понятием «образ автора» могут проводиться такие формы занятий, как урок-семинар, урок-исследование и др. Структура урока определяется как этапом изучения монографической темы, так и характером работы с составляющими понятия «образ автора».

Следует отметить также, что формирование представления об авторской концепции возможно при условии анализа учащимися ряда значительных произведений А. Платонова, что дает им необходимые сведения для выводов о своеобразии взглядов писателя, его мировосприятия.

Для анализа в 11 классе предлагаются произведения: «Река Потудань», «Котлован», «Возвращение».

3.1 Изучение детских рассказов А. Платонова в школе

Общее направление гуманизации образования и современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Процесс переоценки ценностей, происходящий сейчас в обществе, не мог не коснуться и литературы. В критике всё чаще и чаще подвергается сомнению не только художественная ценность тех или иных произведений, но даже существование советской литературы как таковой. Всем известна нашумевшая статья В. Ерофеева «Поминки по советской литературе» и полемика, развернувшаяся вокруг неё на страницах «Литературной газеты». Эта своеобразная ситуация накладывает отпечаток на изучение произведений В.В. Маяковского, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева. Приходится пересматривать программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить новые имена. Среди возвращающихся в литературу имён нет другого такого, которое вызвало бы больше эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий, чем имя Андрея Платонова. Он шагнул из далёких 20-30-х годов прямо в современную действительность и соединяет в своём личностном облике и творчестве многие тревожащие и вздыбливающие наше сознание начала. Сложность и неоднородность обрушившейся на учителя информации, мировоззренческой структуры произведений А. Платонова требуют сориентировать направления анализа, который учителю, конечно, придётся проводить, так как интерес старших школьников к творчеству писателя велик.

Логика и структура работы по изучению творчества А. Платонова диктуется общими программными задачами курса литературы в школе, возрастным принципом, уровнем доступности его произведений для понимания обучаемых.

В мечте есть сторона, которая выше действительности, - писал Л.Н. Толстой. - В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого.

О таком многотрудном счастье, соединяющем мечту и действительность, размышляет Андрей Платонов во всех своих произведениях. Однако, за редким исключением, эта фантастика навеяна многоцветьем и неисчерпаемостью неизвестного человеческой души, её необъятным великолепием. Знакомство юных читателей с Платоновым надо начинать со сказки в пятом классе.

Тематический план изучения творчества А.А. Платонова в школе

№Что изучает темаТеория литературыВиды работ по развитию речиСамостоятельное и внеклассное чтение5 класс1.Сказка "Волшебное кольцо".Сюжет, композиция, тема, идея художественного произведения. Законы сказки. Сказки: народная и литературная. Приемы поэтической речи в сказке.Составление сценария для инсценировки эпизода."Сухой хлеб"2.Рассказы: "Любовь к Родине, или путешествие воробья"; "Неизвестный цветок"; "Разноцветная бабочка"Характеристика литературного героя.Домашнее сочинение.6 класс3.Рассказ "Корова", "В прекрасном и яростном мире".Воссоздающий и творческий пересказ. Лексическая работа.7 класс4.Рассказ "Юшка".Портрет литературного героя.Рассуждение на нравственно-этическую тему."На заре туманной юности"9 класс5.Повесть "Джан".Жанровое своеобразие повести, психологизм. Мировоззрение писателя. Своеобразие языка Платонова.Дискусския. Работы над ОСК. Работа по карточкам. Сочинение "Подвиг человеческой души".По выбору учителя.10 класс6.Военные рассказы: "Одухотворенные люди".Понятие "философской прозы". Глубина платоновской метафоры. Трактовка художественного образа.Работа над изобразительными средствами языка. Сочинение: Истоки повседневного героизма защитников Севастополя (по рассказам Л.Н. Толстого и А.А. Платонова).11 класс7."Котлован".Мировоззрение писателя. Художественное своеобразие произведений А. Платонова. Проблема воплощения личности писателя в его произведениях.Диспуты. Рассуждения по заданной проблеме. Сочинение. Тема коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина", повести А. Платонова "Котлован"."Чевенгур". Рассказы: "Река Потудань", "Родина электричества", повесть "Сокровенный человек".

Обращение к сказке - это всегда праздник Мы еще не умеем читать, а завороженно слушаем сказки о добрых и злых героях, которые сказывали нам бабушки. Взрослели, а сказка по-прежнему привлекала буйством фантазии, добротой и мудростью, в ней мы постигали «науку вымысла», азбуку поэтических иносказаний. Сказку любят все дети, но надо распахнуть перед ними и мир литературных сказок, надо показать им, что этот жанр стал для литературы традиционным - ему отдали дань первые поэты России: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И. Ершов, а в прозе - В.И. Даль, Н.В. Гоголь, А.Ф. Вольтман, М.Е. Салтыков-Щедрин. И в XX веке, космическом, создаются сказки.

Незадолго до преждевременной смерти, в 1951 году, А Платонов выпустил сборник русских народных сказок в своем пересказе - «Волшебное кольцо» под редакцией М. Шолохова. Сборник получился оригинальным, близким к народу даже по интонации прочтения фольклорных сочинений об умной внучке, счастливом Семене, Иване Бесталанном и Елене премудрой, волшебном соколином перышке и красном молодце. Все семь сказок сборника сверкают, как «семь чудес света», проникнутые неистребимой верой народа в свое трудное счастье.

А. Платонов встречался со сказителями, слушал их, тщательно записывал. Он понимал ответственность за частицу живого существа народа, которую, говоря его словами, народ передоверил ему на время.

Писатель угадал и поэтически выразил тайну народа, людей», умеющих «искать и находить выход из губительного положения», весьма скептически относился к похищению и использованию «кем-то уготованного счастья» вместо того, «чтобы добыть его в труде, нужде и борьбе».

Сказка А. Платонова «Волшебное кольцо» - одна из тех, которая дает возможность увидеть разницу народной скажи и сказки, созданной писателем.

На уроках же внеклассного чтения в 5 классе закономерно обращение к рассказам, которые очень близки к сказкам, но помогут уже настроив юного читателя на непременные при встрече с Платоновым «высокие» размышления о жизни, силах, которые ею правят. И первые из них - это рассказ «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» и сказка-притча «Неизвестный цветок».

В программу 6 класса для чтения включен рассказ А. Платонова "Корова". Малый по объему, он может быть по праву отнесен к большой литературе по охвату философских, нравственных проблем, которые поднимает и решает писатель на страницах этого рассказа. Он - редкая драгоценность, и в отношении глубины искреннего чувства, владеющего автором, и в отношении литературного умения, доводящего до читателя чувство и мысль. Рассказ наполнен огромной сжатой реалистической силой, и фраза нигде не делает никаких «собственных красивых телодвижений» [15;243], но каждое слово автора служит конечному смыслу я назначению темы, неся на себе работу, а не игру.

Несмотря на кажущуюся простоту рассказ сложен для понимании тех философских, нравственных проблем, которые станут в центре обсуждения шестиклассников, поэтому целесообразно сочетать на уроках беседу с анализом эпизодов рассказа.

Учитель должен помочь донести до учащихся пафос творчества А. Платонова, его нежное отношение к людям, которое ему, в свою очередь, привила его первая школьная учительница, о которой он писал: «... отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что я через нее узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве и зверю, а не властвующего бога, чуждого буйной зеленой земле, отдаленной от неба бесконечностью»,[17;134].

Таблица помогает нам наглядно убедиться в том, что многие детские рассказы А.Платонова, несомненно, достойные внимания, не изучаются в школе.

3.3 Художественные особенности языка А.П. Платонова при решении темы детства

В основе школьного преподавания литературы лежат не только конкретные трактовки художественных произведений, выводы научного изучения литературного процесса, но и общие принципы анализа. Историзм в рассмотрении литературных явлений, определение социальной природы явлений искусства, раскрытие связи мировоззрения и художественного метода писателя, обнаружение единства формы и содержания художественного произведения - таковы общие принципы литературоведческого и школьного анализа.

Еще при жизни писателя его произведения получали противоречивые оценки (отзыв Сталина о рассказе «Усомнившийся Макар» и бедняцкой хронике «Впрок»; критические статьи Л. Авербаха, А. Фадеева, ответ А. М. Горького А. Платонову по поводу публикации романа «Чевенгур»).

После «второго рождения» А. Платонова, в годы оттепели, о нём заговорили как о «грустном», «молчаливом» писателе, наделённым загадочной мощью интуитивного, преданалитического мышления. И лишь после возвращения платоновской прозы и драматургии в 1986-1989 г.г., в свете участия гуманистической мысли А. Платонова в мировом диалоге культур, стало очевидно, что, вероятно, не было художника в 20-е - 40-е годы с таким трагическим социально-нравственным сознанием. «В наши дни Андрей Платонов...- пишет С. Семёнова, - переживает особую, не часто случающуюся с писателем даже посмертно ситуацию, когда кристаллизуется новый его облик (для нас, для искусства, для истории и будущего): от странного, обочинного, даже «юродиво» - вредного литературного явления - как критика определяла его при жизни, от замечательного, своеобычного мастера - на взгляд литературы последних тридцати лет - он поднимается в избраннейший и ответственный круг классиков. Восхождение? Да! Но сколь трудное и долгое и в каком колоссальном перепаде оценок!» [36,111]

Действительно, глубина его мысли, концентрация духовности в его творчестве поражают, но и создают определённые трудности восприятия. Глубокий писатель ждёт вдумчивого, серьёзного читателя. Как подготовить учащихся к восприятию сложной личности и слова писателя? Как донести до них смысл идей платоновского творчества? От решения этих вопросов зависит, какие роль и место займет А. Платонов в жизни учащихся, чему их научит.

Многие учителя-словесники говорят сейчас о необходимости методических разработок, где были бы намечены пути и подходы к пониманию творчества писателя, был бы дан необходимый инструментарий, помогающий преодолеть сложность восприятия языка А. Платонова, были бы освещены особенности языка и символики его произведений.

Обычно такие стилистические средства произведения художественной выразительности, как метонимия, олицетворение, метафора, рассматриваются в качестве элементов поэтики. Однако, применительно к целому ряду произведений Андрея Платонова ("Еще мама", "Никита", "На заре туманной юности", "Железная старуха") заявлять о стандартном употреблении этих приёмов в качестве стилистических никак нельзя. Исключительность их использования А. Платоновым заключается в том, что в рассказах, героями которых являются дети, данные приёмы стали органичной и естественной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метонимии, а метонимизации, не о метафоре, а метафоризации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции, а также ее разновидностях. В особенности наглядно данная стилистика выступает в рассказе "Никита". Способ восприятия мира и его познания через тот или иной эмоционально окрашенный и этически существенный образ является для героев произведений А. Платонова почти нормой.

Так, герой рассказа "Еще мама" "прокладывает" себе путь в большой мир людей своей родины, вооруженный одним единственным "орудием" - образом родной матери. Герой, метонимически и метафорически примеряя его ко всем неизвестным существам, вещам и явлениям окружающего мира, именно через этот образ расширяет главный герой свой внутренний мир. Так видит Платонов первую встречу человека с родиной, наверное, самый сложный и трудный путь самопознания и социализации человека.

Эти же приемы метафоризации и метонимизации претворены в рассказе "На заре туманной юности", героиня которого девочка-сирота Оля через образ родного любящего отца осмысливает и представляет себе людей.

Метафоричны в детских рассказах Платонова и портретные характеристики тех или иных персонажей. Как, например, «по-детски открытым ртом» дышит краснофлотец Цибулько, или же, «кротко и блаженно, как в младенчества» спит подполковник Мещерин в рассказе Челюсть дракона. Или вспомним, что у старика-партизана из повести Седьмой человек лысая голова, будто покрытая детским пухом. Таким образом прообразы детства так или иначе фигурируют в описаниях многих персонажей Платонова. В данных случаях преобладает в основном сравнение, но ведь именно сравнение вместе с метафорой и создают художественную базу метафоры как таковой.

Платонов часто старается показать взрослую жизнь человека именно через призму его детства, отсылая читателя, таким образом, к первостепенным и простым истинам, попутно наиболее ярко характеризуя своего персонажа. Портрет у Платонова - не просто скупое изображение внешних черт, но путь в мир души, способ лучше проникнуться чувствами и ощущениями героя.

Характерен для Платонова и мифологический подтекст, обращение к фольклору. Об этом писали многие исследователи публицистики и творчества Платонова, и неудивительно. Ведь легкий, проникновенный язык Платонова, незамысловатые сюжеты детских рассказов в сочетании с глубоким философским смыслом, обращение к фантастическому, зачастую, напоминают сказки, но более метафорические и порой даже более мудрые, чем мы видим это в фольклоре. Логический ряд образов Матери-Земли, Матери-Родины, Отца-защитника проходит через все детские произведения Платонова. Это есть ось, вокруг которой вращается мир человека, что взрослого, что маленького. Ярчайшие примеры олицетворения, но не как литературно-художественного приема, а как способа восприятия героем окружающей действительности со стороны автора, и как путь к осмыслению характера персонажа со стороны читателя, встречаются в рассказе «Железная старуха».

Архаическая метафора Родины-Матери задает всю образную структуру платоновской прозы. Метонимический образ смерти, который противопоставляется всему сущему, неотделим от понятия жизни и встречи с ним не удается избежать ни одному платоновскому герою. Поразителен, однако, образ ребенка, которого хоронит мать в рассказе «Броня». Она баюкает его. «Из-под одеяла забелело, почти засветилось лицо ребенка, украшенное вокруг локонами младенчества. Мы склонились к этому столь странному, сияющему лику ребенка и увидели, что глаза его тоже смотрят на нас, но взор его равнодушен; он был уже мертв и лицо его светилось от нежности обескровленной кожи». Раскрытые глаза здесь становятся символом неестественности произошедшего. С другой стороны, ребенок всем своим описанием походит на ангела. Смерть избавила его от труда становится взрослым и черствым, избавила от мук осмысления сложного и несправедливого окружающего мира.

Таким образом, сравнения, олицетворения, метафоры и метонимия характерны для Платонова при изображении практически всех образов детей. Они неотделимы от его особенного выразительного языка, и выступают уже не как приемы, а как нечто естественное, как часть сюжета и как часть мировосприятия ребенка.

Еще при жизни Платонова, даже при первых его публикациях, именно своеобразие платоновского языка, особого его стиля выражения и повествования стало предметов обсуждения литературной элиты того времени. И поныне продолжаются споры о тех или иных философских подтекстах, а уж великолепный язык писателя не раз и не два подвергался тщательному анализу известных исследователей. Огромный интерес к Платонову обусловлен тем, что этот писатель, будучи идейно противопоставлен правящему тогда режиму в наше время открыт для прочтения и изучения. Написаны десятки книг и монографий, диссертаций и статей, а тема животрепещущего, особенного, выбивающегося из русской литературы двадцатого столетия языка Платонова продолжает волновать филологов и литературоведов. Критики заявляли о своем непонимании «странного» языка платоновской прозы.

Интерес к изучению функций самых разнообразных тропов, а также, художественных приемов в творчестве Андрея Платонова заметно возрос. Что само по себе вполне закономерно, ведь именно образ является главной единицей художественного текста.

В решении темы детства роль троп, сравнений и метафор, применяемых Платоновым, неоспорима. Особенно ярко выразился необычайно богатый язык писателя в военных рассказах о детях.

В период Великой Отечественной войны тема детства присутствует в творчестве Платонова от первого рассказа «Броня» до последнего Возвращение. Детство в этих произведениях - характеристика не отдельных героев, а системы персонажей. Военные рассказы Платонова можно условно поделить на несколько групп. В первую очередь, это рассказы, в которых главные герои - взрослые, но окружающая их действительность воспринимается ими через призму собственного детства, и путь к лучшему понимаю сюжета ведет в детства данных персонажей. Вторая группа рассказов классифицируется как повествования о детях войны, об их страшной судьбе, которые сызмальства получают такой ужасный жизненный опыт, который не каждый взрослый в состоянии перенести, они познают жизнь при немцах…при смерти.

В первой группе рассказов Платонов ведет к осознанию читателем мысли, что детство - есть категория великая по своей созидательной силе. Именно в детстве формируются самые основные навыки выживания, зарождаются и активно развиваются жизненные позиции, в том числе - нравственность, мораль. Только в детстве можно научиться любить - сначала мать, потом цветок, потом и саму жизнь… А далее - Родину, Отечество, свой народ. Именно в детстве человек начинает осознавать себя крупицей целого живого организма, неотъемлемой и неповторимой - крупицей народа, крупицей самой природы. Такова естественная суть вещей, война же нарушает этот ход, война прерывает самое время.

Такова платоновская формула жизни, в прозе Платонова мы видим, что происходящее вокруг ребенка горе - противоестественно. Именно противопоставление, игра на контрастах позволяет понять, как хрупок и беззащитен мир ребенка, как изменчив его внутренний облик. Но автор верит, что дети - спасители вселенной, в них олицетворяет он будущего великого человека, который переосмыслит ошибки всех прошлых поколений и приведет мир к новой, спасительной жизни. Ведь только дети способны увидеть ослепительную простоту бытия, его смысл.

Безусловно, что для создания яркого, говорящего образа ребенка писателю необходимо прибегать к использованию художественно-изобразительных средств. В тексты Платонова они включаются так живо и естественно, будто задуманы самим сюжетом, а не для более красочного изображения героев. Наиболее часто при решении темы детства употребляет Платонов такие тропы, как олицетворение, эпитеты, метафорические эпитеты, сравнения и противопоставления. Например, очень ярко и трагично описывает герой рассказа Петрушка. Он сравнивается с пожилым, дряхлым человеком по его мироощущению. У Платонова читаем: «на его спокойном, морщинистом и словно бы уже уставшем от житейской заботы» лице особенно выделялись глаза, которые глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они один непорядок видели и осуждали человечество. Уже далее, видим, что автор пишет: говорил он не по своим летам, а как старик, но не было в его речи стариковской доброты. Ребенок, который не познал мудрости, но устал уже от жизни. Трагическая печать войны, которую уже не смыть. Затем Петрушке противопоставляются образы других детей, которые, не смотря на тяжелые переживания, остаются живыми, по-прежнему наивными детьми, в сердцах которых горит мечта и надежда.

Выражая моральное состояние героев, Платонов из рассказа в рассказ сравнивает их ощущения со страхом и болью, сопряженным с жизнью в опустошенном мире. Занемел от страха, дрогнула и приостановилось сердце Никиты [2;146],скучно Афоне жить на свете, сердце боялось, смотрел чуждо и робко [3;352].

Портрет - средство художественной выразительности, без которой вряд ли обходится хотя бы одно произведение Платонова. Описание, граничащее с олицетворением, перемежающееся постоянными метафорами и сравнениями, а также эпитетами, делают портретные зарисовки Платонова удивительно характеризующими, точными и живыми. Герои встают перед читателями в их неповторимом облике, и в нем же, в этом загадочном облике, и скрыт ключ к пониманию смыслового контекста произведений.

Обыгрывает автор и тему игры, создавая из самого образа игры целую метафору. Например, в рассказе Одухотворенные люди краснофлотец видит играющих детей, по Платонову детей, играющих в смерть. Метафора сама по себе великолепно обыгран и ситуативно, и имеет глубокий философско-художественный подтекст.

Великолепно обыгрывается автором и образ ребенка-цветка в ряде его рассказов, таких, как Неизвестный цветок, Никита, Цветок на земле. Данный образ подчеркивает хрупкость и красоту внутреннего мира ребенка. Однако, в рассказе Цветок на земле звучит мысль, что только столь хрупкое внешне, и сильное духом создание способно выжить на каменистой почве нашего темного мира.

Все это выражается великолепным, изящным, но и простым одновременно языком Платонова. Платоновский стиль изложения характеризуют зачастую как язык детства, апеллируя даже не к тематике его рассказов, а к форме, в которой Платонов выражает мысль. Среди критиков утвердилось мнение, что проза писателя носит характер языка так называемого темного сознания. На основе этого легко сделать вывод о том, что «тяжеловесные» выражения, которыми перенасыщены произведения Платонова, являются на самом деле следствием осознания его героями бытия, окружающего мира, познания глубинного философского смысла. Неповторимый стиль платоновского языка складывается из следующих его особенностей.

Во-первых, это нарушение лексической сочетаемости слов. Такой прием позволяет Платонову более живо, разговорно и выразительно изобразить свою художественную действительность, создается ощущение простоты и понятности. Образ, построенный на не сочетаемых, на первый взгляд, сочетаниях слов неожиданно более полно и красочно раскрывается при прочтении.

Характерно для Платонова и избыточное уточнение. Оно применяется, если автор хочет приковать внимание читателя к какой-нибудь важной детали, дающий ему (читателю) ключ к осознанию метафизического контекста произведения.

Повтор близких по смыслу слов оказывает усиливающее действие, подчеркивает остроту ощущения или переживания. У Платонова этот прием приобретает особенную стилистику.

Инверсионный порядок слов служит для качественно лучшего построения образа, делает речь автора более лиричной и плавной, более народной. Не секрет также, что излюбленным методом платоновского письма является совмещение различных стилей, которое создает у читателя ощущения трехмерности происходящего в рассказах

Из всего сказанного можно сделать вывод: создание такого языка является способом выражения авторской позиции. Об этом свидетельствует признание самого писателя: ...границы моего языка означают границы моего мира. Это подтверждает, что основное внимание в платоновских произведениях привлечено к человеку и процессам познания, восприятия мироощущения, что является одной из характерных особенностей художественного мира Платонова в целом.

Заключение

Известно, что детство - одна из центральных, даже, излюбленных, тем творчества Платонова. Писатель считал детство не только и не столько начальным этапом жизни любого человека, но и более совершенной формой бытия человеческого. Он писал в 1920-ом году в своей статье «Знамёна грядущего» следующее: …Почему мы такие плохие и ничтожные, а наши дети - такие радостные и вольные…, Дети - спасители вселенной [4;73].

Л. Карасев обусловил «детскость» как одну из самых важных доминант творчества писателя. Тема детства, так волновавшая Андрея Платонова, особенно, в период Великой Отечественной войны, вылилась в его творчестве в уникальную по своей широте, точности изображения и тонкой психологической подоплеке систему персонажей. Невозможно понять Платонова без подробного анализа образа ребенка в его творчестве и соотношения этого образа с самим втором, ведь сам художественный стиль автора порой не позволяет с достоверностью определить его авторскую позицию. Зачастую образ ребенка и детства в художественном воплощении у Платонова объединяют с образом будущего и времени.

В военной прозе Платонова детство получает эпитет «святого» и представляется читателю как нечто сакральное, неприкосновенное, святое. Это даже не столько особенный возраст, сколько особенная форма жизни. Лучшие герои Платонова отмечены печатью «святого детства».

Ребенку в видении Платонова свойственно особое, чистое эмоционально-духовное восприятие жизни, в следствие чего он способен понимать её глубинный смысл, недоступный взрослым. Дети воспринимают не только факты, но жаждут понять суть происходящих событий в их онтологическом значении, познать жизнь и все перспективы. Разваливая типовую, устоявшуюся логику, дети способны познать «сокровенную тактику» самой жизни.

В рассказах Платонова образ ребенка несет в себе не только святую чистоту, вечный порыв к познанию. Дети выступают у Платонова как высшие существа, способные осязать и понимать истинную природу вещей не смотря алогичность их суждений, даже благодаря им. Они видят то главное, что недоступно нам, являют собой образ вечной, неколебимой ни смертью, ни разрушением, жизни. Дети - это смысл, ради которого живет каждый человек, это продолжение нас самих, святое и безгрешное.

Платонов часто старается показать взрослую жизнь человека именно через призму его детства, отсылая читателя, таким образом, к первостепенным и простым истинам, попутно наиболее ярко характеризуя своего персонажа. Портрет у Платонова - не просто скупое изображение внешних черт, но путь в мир души, способ лучше проникнуться чувствами и ощущениями героя.

Характерен для Платонова и мифологический подтекст, обращение к фольклору. Его рассказы о детях зачастую напоминают сказки, но более глубокие в своем философском контексте.

При решении темы детства Платонов использует ряд художественно-изобразительных средств, которые позволяет ему с великим мастерством прописывать те, или иные образы детей в разных произведениях. В первую очередь, наиболее часто он обращается к метафоре, сравнениям, олицетворению и метонимии. Прекрасны его портретные зарисовки, которые по своей выразительности и яркости неповторимы.

При решении темы детства у Платонова появляется весьма специфичный стиль изложения, который критики сначала назовут «языком темного сознания», а затем устремятся его анализировать, так как именно этот язык, который, в силу ряда причин, на первый взгляд выбивается из общего хронологического ряда литературы двадцатого столетия, на самом же деле является лишь новой ее ступенью. Стилистические особенности языка Платонова позволили ему создать уникальную систему детских персонажей, которые живут и поныне глубоко внутри нас, то и дело напоминая о прекрасной простоте счастья и всего сущего на земле.

Список использованной литературы

  1. Айзерман Л.С. Верность идее и верность идеи // Литература в школе. 1992. № 1.
  2. А. Платонов - Знамена грядущего. Чутьё правды. М.1990.
  3. Андрей Платонов. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978
  4. Андрей Платонов - писатель и философ. Материалы дискуссии. Вопросы философии. 1989. №
  5. А.П. Платонов (1899-1951). Материалы к библиографии. Составитель Н.М. Митракова. Воронеж, 1969
  6. Бабинский М.Б. Система уроков по рассказам А. Платонова // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 10.
  7. Бродский И. Пик, с которого шагнуть некуда. Известия. 1989. 31 авг.
  8. Бочаров С.Г. Вещество существования. М.: Высшая школа, 1991.
  9. Введение в литературоведение, литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Черенец. М.: Высшая школа, 1999.
  10. Гаврилова С.П. Андрей Платонов и Павел Филонов. Литературная учёба. 1990. № 1.
  11. Дорофеев В. Повести и рассказы А.Платонова. М., 1965.
  12. Залыгин С. Сказки реалиста и реализм сказочника. Литературные заботы. М., 1972.
  13. Иванова Л.А. Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1973.
  14. История русской советской литературы. Под ред. проф. П. С. Выходцева. Изд. 3-е, дополненное, М., Высшая школа", 1979, с. 380
  15. Конючкова Л.Н. Рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире» (VI класс). Открытый урок по литературе. М.: Московский лицей, 1997.
  16. Корниенко Н.В. В мысли по России. Русская литература. 1985. № 1.
  17. Крамов И. В поисках сущности. //Новый мир, 1969, № 8, о. 236.
  18. Кретова А. И. А. Платонов в работе чад сборником сказок "Волшебное кольцо". // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970;
  19. Лосев В. В. Становление творческой индивидуальности А. Платонова. М. 1991
  20. Малыгина Н. М. Идейно-эстетические искания А. Платонова в начале 20-х годов ("Рассказ о многих интересных вещах) // Русская литература, 1977, № 4.
  21. Николенко О. Н. Человек и общество в прозе А. П. Платонова. Харьков, 1998 г.
  22. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Изд. 2-е. "Наука ,1969
  23. Пушкарев Л. Н. «Волшебное кольцо», "Русские сказки". // Современная этнография, 1951 .№2
  24. Русские советские писатели-прозаики, т. 7, ч. II, М.:Книга, 1972.
  25. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970, с. 467.
  26. Савельзон И. В. Структура художественного мира А. Платонова. М., 1992
  27. Сейрадян Н.П. Творчество Андрея Платонова 80-х годов/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван,. 1970.
  28. Скобелев В. О поэтике платоновской прозы. Подъём. 1981. № 9.
  29. Семёнова С. Мытарства идеала. Новый мир. 1988.
  30. Таран Д.Я. Художественный мир Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев: КГПИ им. А. М. Горького, 1973;
  31. Терентьева Н. Формула жизни. Цикл уроков по рассказам писателя // Литература. 1998. № 6.
  32. Философия Андрея Платонова. Преодоление трагедии. М., 1989.
  33. Фоменко Л. П. Творчество А. П. Платонова /1899-1951/. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев: КГПИ, 1969;
  34. Хамцев В. В. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2010.
  35. Чалмаев В. Утонувший колокол. Вопросы литературы. 1988. №3
  36. Чалмаев В. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. М.: Советский писатель, 1989.
  37. Шубин Л. Андрей Платонов. Вопросы литературы, 1967, № 6.
  38. Эндинова В. В. К творческой биографии А. Платонова. Вопросы Литературы, 1978, № 3.

Похожие работы на - Мир детства в творчестве А. Платонова: учебно-методические аспекты изучения на уроках литературы в школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!