Доминанта и акцент в архитектурном творчестве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    472,91 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Доминанта и акцент в архитектурном творчестве

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Институт архитектуры и дизайна

Кафедра Архитектуры и дизайна




Реферат

Доминанта и акцент в архитектурном творчестве

по дисциплине: Теория и методология архитектурно-дизайнерского проектирования


Выполнил: студент группы ДАС-51 У.А. Танзыкова

Преподаватель: доцент каф. АрхДи Т.М. Поползина







Барнаул 2016

Содержание

Введение

.Теоретические аспекты понятий «архитектурная доминанта» и «архитектурный акцент

.1 Систематизация терминов идентичных термину "архитектурная доминанта

.2 Понятие термина «акцент» в архитектуре

.Коммуникативная значимость объекта в городской среде

.Системная модель понятия «архитектурная доминанта

.Группы качеств архитектурных доминант

.2 Внутренние архитектурно-художественное качества доминанты

.3 Качества взаимодействия объекта с окружением

.Классификация архитектурных доминант по типу доминирования

Вывод

Введение

Архитектурный облик города - это своеобразный портрет, повествующий о событиях и людях, это книга о том, как развивался и рос город, как формировалась его идентичность. Каждый город имеет неповторимый внешний вид, возникая и развиваясь в своеобразных природных условиях и в разные исторические времена. Архитектурный облик городов отражает экономические и эстетико-культурные взгляды общества, находящегося на определенной ступени развития. Люди в первую очередь обозревают облик (лик, лицо, силуэт) архитектурных объектов, уличное пространство. Глаз останавливается на значимых и знаковых сооружениях, которыми являются как культурные, так и социальные объекты. Но если обратить внимание, куда направлен фотообъектив любого туриста, то можно определить степень интереса к разным архитектурным сооружениям, к одним более заметное, к другим - менее. Объяснений этому множество, но главное состоит в признании исторической и культурной ценности того или иного объекта.

Обратимся к теоретическим аспектам понятий «архитектурная доминанта» и «архитектурный акцент». Выявим взаимосвязь между терминами синонимичными по смыслу термину доминанта и их коммуникативной значимости в городской среде. Рассмотрим системную модель понятия «архитектурная доминанта» и «архитектурный акцент». Структурируем архитектурные доминанты по типу доминирования, и сформулируем группы качеств доминирующих объектов.

доминанта акцент архитектурный город

1.Теоретические аспекты понятий «архитектурная доминанта» и «архитектурный акцент»

Деятельность архитектора подразумевает разно - уровневую работу в диапазоне от проектирования малых архитектурных форм до формирования пространственной композиции городов. Однако наиболее крупным объектом проектирования является ансамбль. Поэтому архитектурные ансамбли заслуженно считаются наивысшей точкой развития мастерства архитектора, вершиной его деятельности, требующей максимальных знаний в области гармонизации пространства. В архитектуре различных стран можно найти примеры ансамблевой организации практически всех уровней городской среды, причем приемы создания ансамблей зачастую неповторимы. При этом архитектурные ансамбли обладают набором постоянных величин, одной из которых является архитектурная доминанта.

На вопрос «что такое архитектурная доминанта?» каждый архитектор сможет дать более или менее полный ответ, основанный на его личном практическом или теоретическом опыте. Хотя стоит заметить, что люди других профессий, не обладая специальными знаниями, также смогут ответить на него.

.1 Систематизация терминов идентичных термину "архитектурная доминанта"

Выявленные термины объединим в группы. Опираясь на их смысловое значение можно выделить шесть основных групп.

В первую группу объединены самые употребляемые термины: «доминанта», «высотная доминанта» и «центральная доминанта». Эти термины имеют следующее значение: высокие объекты с ярко выраженной вертикальной направленностью, формирующие силуэт города и являющиеся главными объектами в окружающем их пространстве, зрительные ориентиры, которые направляют внимание наблюдателя на главный структурный элемент города, а также иллюзорно увеличивают или уменьшают глубинность городского пространства.

Во вторую группу объединены следующие термины: «главное здание», «маяк», «цель», «ориентир». В данном случае они обозначают «уникальные и специфические элементы города (здания, сооружения, малые архитектурные формы), способствующие ориентированию человека в пространстве, а также объекты, которые концентрирует на себе внимание зрителя.

В третью группу собраны такие термины как «зрительный акцент» и «архитектурный акцент» они имеют следующие значения: архитектурные объект или группа объектов, которые являются главным элементом ансамбля и формируют выразительность его образа, а также объекты, ярко выделяющиеся из городской среды.

Четвертую группу представляют следующие термины: «высотное здание» и «архитектурная вертикаль». Эти термины употреблены в значении архитектурных объектов, задающий архитектурный масштаб всем городским постройкам и формирующих силуэт города.

Следующая, пятая группа представлена одним термином - «важные городские объекты». Он обозначает здания и сооружения, формирующие художественное своеобразие города.

В шестой группе представлен термин «смысловой центр композиции». Употребляется он в значении объект архитектуры (собор, площадь) или группа объектов, задающих масштабность и направление развития всего комплекса. Как правило, объект зрительно определяется как главный.

.2 Понятие термина «акцент» в архитектуре

Доминанта, как правило, является несущим ядром (массивом, плоскостью) композиции, акцент же - средством ориентации внимания и закрепления смыслового композиционного центра.

В любой композиции должен быть господствующий элемент, приковывающий взгляд в наибольшей степени. Два или более равноценных элемента рассеивают внимание и разрушают впечатление единства композиции. Акцент призван создавать впечатление единства.

Выбор акцента всегда зависит от замысла композиции, от ее стиля <#"888751.files/image001.jpg">

Рис.1. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург

Рис.2 .Художественная галерея Рис 3. “Жёлтый кокон”, ГонконгDesign Center

2.Коммуникативная значимость объекта в городской среде

Рис. 4. Шкала коммуникативной значимости объекта в городской среде.

Эта шкала (рис.4) выражает взаимосвязь между терминами, характеризующими архитектурные доминанты, и их коммуникативными характеристиками в городской среде. То есть шкала раскрывает визуальную значимость объекта относительно употребляемого термина. Под визуальной значимостью понимается сила визуально- психологического воздействия архитектурного сооружения на человека, его способность притягивать внимание. На данной шкале термины расположены в соответствии с увеличением их коммуникативных возможностей в следующем порядке: акцент, смысловой центр композиции, важный городской объект, высотное здание, ориентир. Поскольку коммуникативные возможности доминанты охватывают весь представленный диапазон визуального влияния, можно сказать, что доминанта объединяет в себе все остальные термины, суммируя в себе все их свойства и характеристики. Таким образом, термины представляют широкий диапазон визуальной значимости. Они расположены в порядке возрастания - от локального элемента среды, действующего на зрителя в рамках близкого восприятия, до объекта- ориентира городского значения, формирующего силуэт всего города.

3.Системная модель понятия «архитектурная доминанта»

На основе терминов рассмотрим системную модель понятия «архитектурная доминанта» (рис.5). Терминологию можно разделить на некоторые направления. Понятие «архитектурная доминанта» включает в себя три основных характеристики доминирования: визуально-психологическое, архитектурно-художественное и социально-функциональное. Им соответствуют следующие термины: ориентир, акцент и важный городской объект. Смысловыми связями между выявленными характеристиками выступают смысл, пространство и образ.

Рис. 5. Системная модель понятия «архитектурная доминанта»         Рис.6. Разделение качеств архитектурных доминант на группы

4. Группы качеств архитектурных доминант

Выделим группы качеств архитектурных доминант, которые в той или иной степени влияют на процесс доминирования (рис.6). Первая группа включает в себя внутренние физические качества объекта: пропорции, цвет и фактура (материал). Во вторую группу можно отнести внутренние архитектурно-художественное качества - композицию объекта и стиль. И, наконец, в третью группу объединены качества взаимодействия объекта с окружением: масштаб, средовой контекст и восприятие.

Обратимся к основным терминам раздела.

.1 Внутренние физические качества объекта

Пропорции в архитектуре - соразмерность элементов, система отношений частей сооружения между собой и с целым, придающие произведению архитектуры гармоничную целостность и художественную завершенность.(рис.7)

Цвет в архитектуре - одно из средств архитектурной выразительности. Композиционные задачи в области цвета при возведении зданий, сооружений и архитектурных комплексов решаются путем использования собственного цвета строительных или отделочных материалов, окрашиванием поверхностей в процессе возведения зданий и сооружений, либо при изготовлении отдельных конструктивных элементов в заводских условиях. (рис.8)


Рис.7. Пропорции в архитектуре Рис.8. Цвет и фактура в архитектуре     

.2 Внутренние архитектурно-художественное качества доминанты

Архитектурная композиция- это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систему, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям.

Стиль - художественно-пластическая однородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Характерный признак стиля - его сравнительное постоянство.

.3 Качества взаимодействия объекта с окружением

Масштаб архитектурный - крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. (рис.9)

Средовой контекст-окружение художественного произведения (здания). (рис.10)

Результат восприятия в архитектуре - образ архитектурных сооружений, их форм, размеров, пропорций. Объективные законы восприятия позволяют архитектору при рассмотрении проекта ансамбля (здания, интерьера) представить его воплощенным в натуре.

Рис.9. Архитектурный масштаб

 

Рис.10. Средовой контекст

5.Классификация архитектурных доминант по типу доминирования

Доминирующие объекты делятся по типу доминирования. Можно выделить четыре типа доминирующих объектов.

Первый тип: высотная доминанта - объект архитектуры доминирует за счет высотного преимущества над объектами окружающей застройки. Примером такого доминирования можно назвать Храм-на-Крови, поскольку высотные характеристики выделяет его в пространстве. (рис.11)

Рис. 11. Храм- на- Крови. Город Екатеринбург

Второй тип: стилистическая доминанта - процесс доминирования осуществляется за счет стилевого контраста между объектом и окружающей застройкой. В качестве примера можно привести Танцующий дом (Прага, Чехия, архитектор Фрэнк Гери) (рис.12) и Небоскреб Gherkin building, или Огурец (Лондон, Великобритания, архитектор Норман Фостер). (рис.13)


Рис.13. Небоскреб Gherkin building, или Огурец (Лондон, Великобритания,архитектор Норман Фостер)

Третий тип: пространственная доминанта - доминирование возникает в связи со сложной пространственной организацией объекта, которая привлекает внимание зрителя. Примером этого доминирования может служить Отель-казино Grand Lisboa (Макао, Китай, архитекторы Деннис Лау и Сун Мен) (рис14) и Концертный зал имени Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США, архитектор Фрэнк Гери). (рис15)

Рис.14. Отель-казино Grand Lisboa (Макао, Китай, архитекторы Деннис Лау и Сун Мен)

Рис.15. Концертный зал имени Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США, архитектор Фрэнк Гери)

Четвертый тип: смысловые доминанты - объекты, доминирующие за счет своих социально-функциональных качеств. То есть объект используется в качестве ориентира на уровне сознания, выходя за рамки визуальных коммуникаций. Стоит заметить, что доминирующая функция объектов этого типа не объективна, поскольку находится в плоскости семиотической значимости для определенной группы людей.


Вывод

Таким образом, все ранее перечисленные качества, уровни, характеристики и типы объектов позволяют сформировать наиболее полное представление об архитектурной доминанте и акценте в архитектуре. Такие знания развивают теорию гармонизации архитектурно-пространственной среды города, позволяя архитектору более грамотно оперировать терминами «архитектурная доминанта» и «архитектурный акцент». Изложенная теоретическая база помогает анализировать городские пространства и проектировать доминирующие объекты, с яркими акцентами, сознательно закладывать в них наиболее благоприятные для восприятия качества.

Похожие работы на - Доминанта и акцент в архитектурном творчестве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!