Лев Кассиль: 'Дорогие мои мальчишки': проблема формирования личности в художественном произведении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лев Кассиль: 'Дорогие мои мальчишки': проблема формирования личности в художественном произведении

Введение

Сведения об авторе.

Л.А. Кассиль - один из лучших детских писателей нашей страны.Родился 27 июня (10 июля <#"justify">«Дорогие мои мальчишки»

Лев Кассиль посвятил «Дорогих моих мальчишек» памяти Аркадия Петровича Гайдара. Придуманная детским писателем игра, увлекшая мальчишек, романтическая обстановка их сборов, полезные дела, совершаемые в глубокой тайне, - все это откровенно напоминает события гайдаровской повести «Тимур и его команда». Однако гайдаровская тайна раскрывается целиком на реалистическом материале. Всё та же идея тайны детской игры, давно близкая Кассилю, усложняется очень интересной литературной сказкой, лишь внешне чем-то связанной с подлинными делами юных затонцев... Конечно, и тимуровцам был бы близок девиз синегорцев: «Отвага. Верность. Труд. Победа».

Через 15 лет после выхода «Дорогих моих мальчишек» в одном из писем (16 февраля 1959 г.) Лев Абрамович Кассиль, подчеркивая, что в сказке «есть своя философия, которая и отражена в основной тенденции повести в целом», признает, что фабульную интригу сказки ему «не удалось органически связать с основным повествованием», с делами подлинных героев повести.Но я не думаю, что литературная сказка, создающая фантастический план, кинематографически выразительна, но она превратилась в хорошо выполненный, но плохо прижившийся фон, на котором разворачиваются реальные события жизни подлинных героев повести.

Замечательная и всеми любимая повесть Льва Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки» поистине заслуживает особого внимания. Ее тема - реальные трудности жизни ремесленников, школьников маленького волжского городка в трудные годы войны, их соперничество... с юнгами острова Валаам, постепенно переросшее в крепкую дружбу. Их совместная борьба с врагом реальным, а не вымышленным. В этом одна из причин долгой популярности книги. Если герои первой кассилевской повести воспринимались некоторыми критиками как «забавные ходячие карикатуры», то в «Дорогих моих мальчишках» писатель работает не в графической, а, можно сказать, в живописной манере.

Художественный замысел, стиль повести проявляются уже в ее зачине. С первых строк писатель заинтересовывает читателя взаимосвязанными элементами повествования: задорной полемикой в адрес «скучных людей» и волшебной занимательностью, создаваемой введением излюбленного им мотива придуманной страны и сказочной лексики. Все это тщательно окутывается тайной: первая глава загадочно названа «Тайна страны Лазоревых Гор». Тайне суждено раскрыться нескоро. Однако авторские напоминания о ней держат заинтригованного читателя в напряженном ожидании на всем протяжении повести.

Капка Бутырев, Валерка и Тимка из городка Затонска на Волге затеяли ролевую игру. Их учитель Арсений Петрович Гай придумал для них волшебную страну Синегорию. Глупый и злой король Фанфарон захватил власть в стране Лазоревых Гор, и цветущий край пришел в упадок… Против тирана борются славные мастера - оружейник Изобар, изготовитель зеркал Амальгама, садовник Дрон Садовая Голова. Их девиз - «Отвага, Верность, Труд - Победа», и вместе они освобождают свою страну от злобного короля. Это в сказке… А в жизни ребят ждут более серьезные испытания - идет война, и вся страна встала на борьбу. Маленький волжский городок - не исключение: судоремонтный завод выполняет специальное задание для фронта, ребята-школьники восстанавливают старый баркас, чтобы сделать его учебным судном для будущих моряков из школы юнг, которую перевели в Затонск из-под Ленинграда. Сказочный девиз синегорских мастеров становится их жизненным девизом, игра превращается в серьезные, достойные дела, которые совершаются благодаря дружбе и взаимовыручке. И старый баркас, который ребята отремонтировали для учебных походов, становится почти боевым кораблем - это теперь «минный тральщик боевой волжской флотилии», носящий гордое название «Арсений Гай» - в честь учителя и друга, погибшего на фронте.

В повести (по моему мнению, очень удачно) используется художественный прием перебивания двух сюжетных планов: рассказывается о повседневных событиях в жизни затонских ребят, об их первоначальных неладах в общении с юнгами. Но есть еще и упоминания о какой-то Синегории. Некоторые странные поступки ребят и многочисленные авторские намеки создают таинственный подтекст. Тайна мальчишеских занятий раскрывается только спустя 10 глав после начала. В главе «Пионеры-синегорцы Рыбачьего Затона» выясняется история зарождения игры в синегорцев...Придумал ее вместе с ребятами их любимый старший друг и воспитатель Арсений Петрович Гай.

Педагогика как призвание

Вне всяких сомнений, Арсений Петрович Гай - очень талантливый педагог.

Складывается впечатление, что педагогика - дело всей жизни этого замечательного, доброго и по-настоящему увлечённого своей работой человека. Наверное, только Лев Кассиль мог так удачно и чётко создать образ педагога. Вероятно, во многом на мировоззрение молодого человека повлияли родители, особенно мать.

-Учитель не звание, а призвание <#"justify">Библиографический список

Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки»

Ивич А. «Воспитание поколений.» М., 1969. С.310-334;

«Жизнь и творчество Льва Кассиля»: сб. М., 1979

Николаев В. «Дорогами мечты и поиска: Творческий путь Льва Кассиля.» М., 1965

Похожие работы на - Лев Кассиль: 'Дорогие мои мальчишки': проблема формирования личности в художественном произведении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!