Исследование эффективности нападающих действий игрока первого тепма в командах волейболистов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    181,65 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование эффективности нападающих действий игрока первого тепма в командах волейболистов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Волейбол как игровой вид спорта

.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта

.2 Тенденции развития классического волейбола на современном этапе

Глава 2. Особенности игрового процесса нападающих первого темпа в волейболе

.1 Особенности игровой подготовки нападающих первого темпа в волейболе

.2 Совершенствование физической подготовки волейболистов

Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности нападающих действий игрока первого темпа в командах волейболистов

.1 Способы исследования эффективности нападающих действий игрока первого темпа в командах волейболистов

.2 Анализ и интерпретация результатов

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном волейболе имеется ряд проблем, которые требуют разрешения с применением всех доступных средств. Тенденции развития современного спорта таковы, что «выживаемость» вида спорта напрямую зависит от конкурентоспособности, в том числе и на телевидении. Малое внимание к самой игре с его стороны было связано не с угасанием интереса, а с отсутствием возможности прямой трансляции матчей в силу непредсказуемости их окончания по времени. Это, прежде всего, вынудило руководство Международной федерации волейбола пойти на коренные преобразования в правилах, суть которых, в свою очередь, состоит в том, что результативной становится каждая подача.

Волейбол является одним из популярнейших видов спорта. Создание этой удивительной командной игры принадлежит учителю физической культуры Уильяму Моргану. Он натянул теннисную сетку на двух метровой высоте и начал перебрасывать мяч через нее. С развитием культуры спорта игра совершенствуется, появляются все новые и новые правила игры. Изменяется не только техника, но и непосредственно сама игра.

Благодаря подготовительным и подводящим упражнениям развиваются специальные физические качества и координационные способности, которые, в свою очередь, необходимы для освоения техникой и тактикой волейбола. Аналогичные упражнения содержат структурные элементы технических приемов волейбола и действия, характерные для волейболиста в игре [24, c. 156].

При применении особой подготовки во время тренировки изучение технических приемов волейбола происходит значительно успешнее. Вначале обучение проводят в условиях, которые облегчают освоение технических приемов и исключают лишние движения, которые, в свою очередь, присущи обычно начальным стадиям становления двигательных навыков. Этого можно добиться с помощью подводящих упражнений. Тут же применяют упражнения по технике, цель которых состоит в закреплении основ двигательных навыков.

По мере того как волейболисты осваивают технический прием, условия выполнений приемов понемногу изменяют так, что в процессе изучения техники у учащихся формируются тактические умения, которые, в свою очередь, связаны с применением технического приема в игре.

Обращение к специальной литературе выявило, что вопросы методики совершенствования и обучения нападающего удара рассмотрены довольно полно. Это, прежде всего, исследования А.В. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н. Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и иных. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования нападающего удара во многом адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их физическим и техническим особенностям.

Объект: игроки первого темпа.

Предмет: особенности нападающих действий игроков первого темпа.

Цель: Рассмотреть особенности нападающих действий игрока первого темпа в командах волейболистов.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. рассмотреть характеристику волейбола как игрового вида спорта;

2.      проанализировать тенденции развития классического волейбола на современном этапе;

.        определить особенности в игровой подготовке игроков первого темпа;

.        изучить возможности совершенствования физических возможностей волейболистов;

.        провести эмпирическое исследование эффективности нападающих действий игрока первого темпа в командах волейболистов.

Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение, наблюдение.

Гипотеза - предполагалось, что разработанный комплекс специальных упражнений для совершенствования прямого нападающего удара позволит повысить эффективность не только нападения, но и игры команды в целом.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная методика повысила результативность нападающего удара.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Волейбол как игровой вид спорта

 

.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта


В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения игре.

Выделяют следующие этапы:

а) формирование предпосылок для ознакомления, изучения разучиваемого приема,

б) разучивание приема в упрощенных условиях,

в) разучивание приема в усложненных условиях,

г) закрепление приема в игре.

Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк. Он говорит о том, что для первоначальной стабилизации навыков необходимо применять способ стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа - способ повторно-переменного упражнения.

В работах Ю.Д. Железняка приводится последовательность обучения приемам игры, которая, в свою очередь, разделяется на пять стадий. Необходимо учесть специфику волейбола.

Для чего, прежде чем приступить к обучению игроков новому техническому приему, нужно развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях именно для этого приема, а кроме того укрепить и создать у них правильное представление, применяя объяснение тренера, показ техники и иные способы [13].

Как отмечал М.Д. Ашибоков, сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и способы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. Необходимо учесть, что индивидуальные особенности развития каждого обучаемого редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых, в свою очередь, написано в руководствах. В соответствии с этим нужно говорить о необходимости учесть индивидуальные особенности развития и подготовленности волейболистов. Из этого следует, что основной задачей процесса совершенствования технического мастерства является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей спортсменов [7].

О необходимости учета индивидуальных особенностей игроков при совершенствовании техники отмечается и в работах иных специалистов по волейболу. На разных этапах технической подготовки волейболистов есть собственные особенности, которые, в свою очередь, нужно учесть. В настоящее время в наибольшей степени известные и получившие распространение модели тренировок представляют из себя схему динамики объема и интенсивности нагрузок в годичном цикле тренировки, которым придается теоретический статус.

Как отмечал В.К. Бальсевич, в особенности разителен эффект от применения отличий в ощущениях, возникающих во время выполнения упражнения в обычных и облегченных условиях либо выполнение упражнения в более тяжелых условиях. А.А Артамонова считает, что ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимо вне регулярной опоры на четкие чувства, восприятия, наглядные представления.

И хотя первостепенную роль в совершении принципа наглядности играют непосредственно контакты с действительностью, вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность. Иногда она оказывается не менее, а даже более доходчивой, чем прямое восприятие. Речь идет, в частности, о пояснении деталей и механизмов движений, с трудом поддающихся непосредственному наблюдению либо вообще скрытых от него [4,8].

Несколько иной путь развития скоростно-силовых способностей предлагает И.С. Барчуков. Суть его состоит в том, чтобы во время развития силы всех скелетных мышц человека применять ортогенетически и филогенетически сложившиеся в организме реакции мышечной системы на естественное поле тяжести, обусловленное регулярным действием сил гравитации. Силы всех мышечных групп и условия их сокращения также различны, они находятся в строгом соответствии с массой приводимых ими в движение биозвеньев [11].

Данный метод основан на применении отягощений для создания дополнительного сопротивления сокращению работающих мышц. Тем не менее, масса каждого отягощения, которое использует спортсмен, естественным образом распределяется между соответствующими мышечными группами. Это означает, что на каждую мышечную группу приходится ровно такой процент отягощения, какой она чаще всего испытывает при естественной гравитации, поддерживая в равновесии ту либо иную процентную часть массы всего тела. В этом случае отягощение не вызывает нарушений в координационной структуре движений.

В работах Р.А. Абзалова, Л.А. Агинако, И.С. БАрчукова рекомендуется применение целевых программ обучения и совершенствования техники ударных движений расчлененным и целостным методом, построенных по результатам биомеханических исследований, которые, в свою очередь, создатели считают основой методики обучения и совершенствования техники ударных движений.

Для формирования навыков ударных движений очень большое значение имеют антропометрические данные (прежде всего ростовые). Главным моментом подобных программ являются разного рода коррекции в ходе исполнения движений, периодические информационные сообщения и сенсорные стимулы, а кроме того применение технических средств обучения [1, 2, 10].

Е.П. Ильин предлагает развивать принцип вторичных ударов, состоящий в выполнении одной заданной программы вторичными управлениями и коррекциями с возможностью подключить сознание в скоротечный процесс путем развертки данного процесса во времени [28].

Таким образом, по публикациям можно составить общее представление о методических подходах в обучении, применяемых средствах и методах, перспективных направлениях обучения. На сегодняшний момент, остро ощущается нехватка методических рекомендаций, из чего вытекает необходимость в разработке новых технических средств обучения.

Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а помимо того в профессиональном спорте.

Крайне большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и разнообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет из себя захватывающее зрелище, а помимо того делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне. [21; 51]

Отличительные особенности волейбола, обусловлены спецификой присущих им игровых и соревновательных действий.

Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил из-за присущих только волейболу соревновательных действий - приемов игры (техники). [5; 32]

Обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя.

Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита - нападение», который, в свою очередь, включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. [15; 45]

Основная особенность спортивных игр состоит в крайне большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности стабильности, навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).

В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов, и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности для достижения победы над соперником [12, 49]

Для волейбола особенностью является ступенчатый характер достижения спортивного результата. В играх это своеобразная первая ступень - «технико-физическая», нужна еще организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных.

Нужно установление объективных (количественно выраженных) показателей, на основании которых, в свою очередь, можно было бы успешно планировать процесс спортивной подготовки и осуществлять контроль над ним.

В число объективных показателей в спортивных играх входят:

·  элементный набор приемов игры (аспект техники);

·        способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для более конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект тактики);

·        специальные качества и способности, от которых, в свою очередь, зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена;

·        чувственно-двигательный контроль и др.

Очень важно все это выразить в численных величинах [30, 36].

Наличие аналогичных сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т.д.

Поэтому в процессе спортивной подготовки детей необходимо разносторонне влиять на физическое развитие школьников и обучать их жизненно необходимым двигательным умениями и навыкам.

1.2 Тенденции развития классического волейбола на современном этапе


Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). В 1895 году [5] в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название - «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6×15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5-68,5 см (25-27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.

В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915-1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке - шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11×22 м без смены позиций игроками во время матча.

После окончания Второй мировой войны (1939-1945) стали расширяться международные контакты. 18-20 апреля 1947 года в Париже состоялся первый конгресс Международной федерации волейбола (FIVB) с участием представителей 14 стран: Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, США, Уругвая, Франции, Чехословакии и Югославии, которые и стали первыми официальными членами FIVB. В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужских команд. В 1951 году на конгрессе в Марселе FIVB утвердила официальные международные правила, а в её составе были образованы арбитражная комиссия и комиссия по разработке и совершенствованию правил игры. Были разрешены замены игроков и тайм-ауты в партиях, матчи как мужских, так и женских команд стали проводиться в 5 партий.

Первым президентом FIVB был избран французский архитектор Поль Либо, впоследствии неоднократно переизбиравшийся на этот пост до 1984 года. В 1957 году на 53-й сессии Международного олимпийского комитета волейбол был объявлен олимпийским видом спорта; на 58-й сессии принято решение о проведении волейбольных соревнований среди мужских и женских сборных на Играх XVIII Олимпиады в Токио. После токийской Олимпиады было внесено существенное изменение в правила игры - блокирующим разрешили переносить руки над сеткой на сторону соперника и повторно касаться мяча после блокирования. В 1970 году введены антенны на краях сетки, в 1974 году появились судейские жёлтая и красная карточки.

В международных соревнованиях 1960-1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии. У женщин вплоть до московской Олимпиады-1980 наиболее значимым выглядело соперничество советской и японской школ - сборные СССР и Японии разыгрывали друг с другом золотые медали на первых четырёх олимпийских турнирах и одержали в них по две победы. Определённых успехов также добились сборные Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии, Северной и Южной Кореи. В 1978 году привычную расстановку сил в женском волейболе нарушила сборная Кубы, неожиданно при огромном преимуществе над соперниками выигравшая проводившийся в Советском Союзе чемпионат мира.

В 1984 году Поля Либо сменил на посту президента FIVB доктор Рубен Акоста, адвокат из Мексики. По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований и «телегеничности» волейбола, связанной с сокращением продолжительности матчей. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся XXI конгресс FIVB, где были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: она стала играться по системе «ралли-пойнт», или «тай-брейк» («розыгрыш - очко»), в 1990-е годы также устанавливался «потолок» в 17 очков для первых четырёх партий (то есть они могли заканчиваться при преимуществе соперников в 1 очко со счётом 17:16). Проводился эксперимент с ограничением волейбольных партий по времени [8], однако в октябре 1998 года на конгрессе FIVB в Токио было принято ещё более революционное решение - играть по системе «ралли-пойнт» каждую партию: первые четыре до 25 очков, пятую - до 15. В 1996 году разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой, в 1997 году FIVB предложила национальным сборным включать в свои составы игрока либеро.

В этот период продолжали совершенствоваться техника и тактика игры. В начале 1980-х появилась подача в прыжке и почти перестала применяться боковая подача, увеличилась частота нападающих ударов с задней линии, произошли изменения в способах приёма мяча - прежде непопулярный приём снизу стал господствующим, а приём сверху с падением почти исчез. Сузились игровые функции волейболистов: например, если раньше в приёме были задействованы все шесть игроков, то с 1980-х годов выполнение этого элемента стало обязанностью двух доигровщиков.

Игра стала более силовой и быстрой. Волейбол увеличил требования к росту и атлетической подготовке спортсменов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов всё изменилось. В командах высокого класса ниже 195-200 см обычно только связующий и либеро. В число сильнейших добавились новые команды - Бразилия, США, Куба, Италия, Нидерланды, Югославия.

С 1990 года стала разыгрываться Мировая лига - ежегодное коммерческое соревнование, призванное увеличить популярность волейбола во всём мире. С 1993 года проводится аналогичное соревнование у женщин - Гран-при. Со второй половины 1980-х годов в Италии создаётся первая по-настоящему профессиональная лига, организация которой становится примером для национальных чемпионатов других стран.

В 1985 году в Холиоке открыт волейбольный Зал славы, в который заносятся имена наиболее выдающихся игроков, тренеров, команд, организаторов, судей.

Современное состояние

год. Матч между сборными Сербии и Болгарии

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола [9], игра является одним из самых популярных видов спорта на Земле. Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Польши, среди женщин - сборная США.

В 2008-2012 годах в должности президента Международной федерации волейбола работал китаец Вэй Цзичжун, 21 сентября 2012 года на XXXIII Конгрессе FIVB в Анахайме (Калифорния) новым президентом организации выбран бразилец Ари Граса [10].

Руководство FIVB продолжает вести работу над усовершенствованием волейбольных правил. Некоторые изменения по толкованию ошибок «касание сетки» и «заступ» на игровую половину противника, уточнению определения блокирования, расширению заявки команды на официальные международные турниры до 14 игроков, 2 из которых либеро, были утверждены в 2009 году на XXXI конгрессе FIVB в Дубае [11] [12] [13]. В том же году на клубном чемпионате мира в Дохе (этот турнир был возрождён после 17-летнего перерыва) была опробована так называемая «золотая формула», согласно которой принимающая команда свою первую атаку должна проводить строго с задней линии. На практике это нововведение, которое по замыслу должно способствовать выравниванию возможностей соперников и позволить мячу дольше находиться в воздухе, не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к уменьшению зрелищности игры, за что было подвергнуто критике со стороны многих игроков, тренеров, специалистов и любителей волейбола [14] и больше не применялось.

По новой редакции правил, вступившей в действие в 2013 году, наказание игрока жёлтой карточкой не сопровождается проигрышем очка. В апреле 2013 года было принято решение отложить реализацию правила, ужесточающего требования к приёму подачи сверху [15] и вместе с тем предложено рассмотреть вопрос о сокращении продолжительности партии с 25 до 21 выигранного очка и уменьшении пауз между розыгрышами мяча [16]. В том же году последнее нововведение было опробовано в турнирах Евролиги, чемпионате мира среди мужских старших молодёжных команд, чемпионатах Бразилии, но дальнейшего распространения не получило. Также с 2013 года на международных соревнованиях под эгидой FIVB и CEV активно применяется система видеопросмотров [17].

ноября 2014 года на XXXIV конгрессе FIVB, состоявшемся в Кальяри, было отменено принятое в 2009 году правило, допускавшее касание сетки, если оно не создавало помеху для игры соперника. Как и прежде, любое касание игроком сетки будет считаться ошибкой. Кроме того для международных соревнований конгресс принял решение об уменьшении размера свободной зоны от лицевых линий с 8 до 6,5 м, внесении в заявку на матчи всех 14 допущенных к турниру игроков и возможности уменьшения по предложению спонсоров и телевидения тренерских и/или технических тайм-аутов [18] [19].

Традиционный волейбол, которому более 100 лет, в последнее время получил название классического волейбола. Это вызвано тем, что во время развития волейбола выделился пляжный волейбол, который, в свою очередь, стал олимпийским видом спорта.

В классическом волейболе за последние несколько лет произошли существенные преобразования, связанные как с естественным процессом его развития, так и со значительными преобразованиями в правилах соревнований. Все это привело к необходимости внесения коррективов в содержание тренировочной и соревновательной деятельности ведущих волейболистов мира и отечественных спортсменов [17, 22].

Значительные преобразования произошли в технической подготовленности высококвалифицированных волейболистов в сравнении с прошлыми этапами развития волейбола.

Современный волейбол характеризуется существенным усилением подачи. Применение силовой подачи в прыжке усложняет прием мяча игроками команды-соперницы и затрудняет организацию ими атакующих действий. Силовая подача в прыжке на сегодняшний день - в наибольшей степени распространенная из всех разновидностей данного приема игры. Одновременно наблюдения иллюстрируют, что игроки ведущих команд мира (Югославии, России, Бразилии, Италии) тактически сочетают силовую подачу в прыжке с "укороченными" подачами, когда мяч направляется близко к сетке.

Проявляется тенденция к учащению случаев приема подачи сверху. Это объясняется тем, что арбитры матчей не стали предъявлять крайне жестких требований к выполнению приема мяча, посланного подачей. Наблюдения выявили, что прием сверху чаще используется при планирующей подаче соперника либо при слабом "накате". Прием сверху начал чаще применяться также во время игры в защите. На сегодняшний день арбитры встречи почти не фиксируют ошибок во время игры в защите, помогая игрокам отражать мячи какой угодно частью тела [38, 44].

В технике разных видов нападающих ударов существенных преобразований нет. В современном волейболе, как и до этого, в наибольшей степени распространенными являются нападающие удары в прыжке, удары с переводом и обманные удары, причем их соотношение значительно не изменилось.

Анализ технико-тактических действий (ТТД) волейболистов ведущих команд в нападении показал, что подавляющее большинство атак после хорошего приема подачи совершается с быстрых вторых передач. Данная тенденция характерна для ТТД в нападении из всех зон площадки. Прослеживается сокращение числа комбинаций в зоне 3 с применением нападающих второго темпа.

Последние преобразования в правилах соревнований нацелены на то, чтобы активизировать эффективность действий волейболистов в защите. Разрешение играть в защите любыми частями тела, уменьшение требований правил игры и судейства к техническим действиям в защите, введение нового игрового амплуа волейболистов - "либеро" (свободного защитника, играющего лишь на задней линии) благоприятствовали увеличению эффективности защитных действий.

Организация защитных действий крайне трудный процесс, требующий слаженных действий игроков, принимающих участие в блокировании игроков, принимающих мяч от атакующих ударов и на страховке. Об эффективности защитных действий опосредованно можно судить по числу доигровок (ситуаций, когда во время отражения атаки мяч остался на стороне защищающейся команды, и она способна организовывать атакующие действия): чем их больше, тем эффективнее была защита. Волейбол на современном этапе характеризуется существенным повышением количества доигровок [18, 26].

Главной составной частью защитных действий является блокирование.

Еще не определены особые комплексы средств и методы тренировки, нацеленные на совершенствование скоростно-силовых качеств волейболистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов разного возраста и квалификации. Возможность решения этих задач видится в специализации и индивидуализации методов и средств подготовки, оптимизации соотношения частных объемов технической и физической подготовки на базе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности юных волейболистов, что обуславливает необходимость и актуальность проведения исследования.

Анализ состояния технической, физической подготовленности и соревновательной деятельности волейболистов позволил выявить уровни, характеризующие различия между игроками.

Выявлены главные факторы определяющие эффективность соревновательной деятельности волейболистов:

достаточно низкий уровень скоростно-силовых качеств

разный уровень технической подготовленности

достаточно низкая реализация соревновательной деятельности

Одним из самых важных качеств является быстрота - умение выполнять движения в минимальный для этого условия отрезок времени. В спортивной практике выделяют особую и общую быстроту. Общая быстрота - это умение моментально реагировать на разные раздражители с достаточной скоростью. Особая быстрота - это умение выполнять с крайне большой скоростью соревновательные действия, части и элементы движений [13, c. 67].

Скоростные умения спортсмена проявляются в трех главных формах: в латентном времени двигательной реакции, в скорости одиночного движения, в частоте движений. Сочетание этих трех форм и определяет все случаи проявления быстроты.

По словам специалистов, скоростные умения в достаточно большей степени являются врожденными и меньше всего подвергаются преобразованиям во время тренировки. Установлено, что добиться увеличения скорости можно не только лишь применением особых средств и методов, нацеленных на развитие собственно-скоростных способностей, но и косвенным путем, развивая силовые качества, скоростно-силовые умения, улучшая технику движений и т. д.

Методика воспитания скоростных способностей - это в первую очередь выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что помогает спортсмену сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений. Упражнения на скорость надо прекращать при первых признаках утомления.

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств можно разбить на три группы:

. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения спиной, боком, перемещения с преобразованием направления, разного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (жилет, пояс, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести разного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и особые упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (снег, вода, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т.д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки нацелена на решение главной задачи - развитие быстроты движений и силы некоторой группы мышц. Решение этой задачи совершается по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому [20, c. 79].

Скоростное направление предусматривает применение упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях.

К этому же направлению можно отнести методы, нацеленные на развитие быстроты двигательной реакции (сложной и простой): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения разных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Для классического волейбола на современном этапе характерны следующие тенденции, которые нужно учесть при проведении и планировании соревновательно-тренировочной деятельности высококвалифицированных волейболистов:

) усложнение подачи, которая из технического элемента, обеспечивающего введение мяча в игру, превратилась в эффективное атакующее средство. Ведущие игроки мира имеют в своем арсенале 2-3 вида подач, которыми владеют в совершенстве. На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие виды подач: силовая подача в прыжке, планирующая силовая подача в прыжке, планирующая укороченная подача в прыжке, "накат" (укороченная подача);

) ведущие команды мира применяют диагонального игрока для приема силовой подачи (при максимальной мере риска) и игроков первого темпа для приема укороченной подачи. Комбинация разных видов подач предъявляет увеличенные требования к технической и физической подготовленности игроков, участвующих в приеме;

) усложнение подачи привело к повышению доли атак в противодействии групповому блоку после плохого приема. Игроки, атакующие из зоны 2, из глубины площадки и, в особенности, из зоны 4, вынуждены атаковать с достаточно высоких (не всегда удобных) вторых передач. ТТД ведущих команд мира в нападении после хорошего и идеального приема характеризуются равномерным использованием всех зон. Современный волейбол отличается повышением доли атак из глубины площадки (зона 1 и зона 6);

) преобразования в правилах соревнований позволяют командам более активно противостоять нападению соперника. Активизация защитных ТТД в современном волейболе сопровождается более частым применением тройного и двойного блокирований. Введение игрового амплуа "либеро" также благоприятствует более эффективной игре команд в защите;

) классический волейбол на современном этапе собственного развития характеризуется усилением различий в направленности соревновательной деятельности представителей разных игровых амплуа;

) анализ соревновательной деятельности ведущих команд мира говорит о возникновении потребности в универсально подготовленных о высококвалифицированных волейболистах.

Это в особенности важно во время подготовки резерва, когда принцип универсализации является ведущим [46, 50].

Таким образом, на сегодняшний день у защищающейся команды появилось значительно больше возможностей для проведения эффективных ТТД. Это связано с уменьшением при судействе требований к технике выполнения защитных действий.

В соответствии с этим зрелищность волейбола намного выросла. Число доигровок в играх сборных команд больше, чем в играх чемпионата России. Проведенные наблюдения выявили, что сборные команды лучше организуют защитные действия, что говорит о более высоком уровне мастерства игроков этих команд.

волейбол физический игровой нападающий

Глава 2. Особенности игрового процесса нападающих первого темпа в волейболе

 

.1 Особенности игровой подготовки нападающих первого темпа в волейболе


В современном волейболе различают нападающих первого и второго темпа и связующих игроков - по характеру проявления индивидуальных качественных способностей (рост, быстрота, прыгучесть, тактическое мышление) и роли в организации атакующих действий.

Нападающий первого темпа - это игрок, который обладает надежными действиями в атаке и на блоке и хорошо играет с низких передач. Нападающий второго темпа - это универсально подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации атакующих и защитных действий. Разделение нападающих «по темпу» условно, в принципе нападающие должны хорошо уметь выполнять атакующие удары в тактических комбинациях в нападении на любом месте.

Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач мяча в различных игровых ситуациях. Учитывая, что данная игровая функция предполагает практическую реализацию тактического замысла в игре, к связующим игрокам предъявляются исключительно высокие требования как к организаторам игровых действий. Это, как правило, спокойные и рассудительные игроки, блестяще понимающие игру и мгновенно ориентирующиеся в ее сложных ситуациях.

С целью равномерного распределения сил в команде ее комплектуют по определенному принципу. При этом учитывается не только стартовый, но и запасной составы. Наиболее оправданными признаются принципы 4+2 (четыре нападающих и два связующих) и 5+1 (пять нападающих и один связующий). Реже используется принцип 3+3 (три нападающих и три связующих), при котором игроки разных функций располагаются через зону

Нападающий удар выполняется игроком в прыжке после разбега и заключается в перебрасывании мяча одной рукой выше края сетки на сторону команды соперника. Все действия (усилия) волейболиста в этот момент сконцентрированы на достижение следующих целей: нахождение оптимальной точки для толчка, оценке направления полета мяча и совершение максимально высокого прыжка.

В зависимости от развития атаки, от действий команды и, в целом, игровой обстановки существуют различные методы выполнения нападающего удара. На практике широко распространено подразделение на такие основные группы: нападающие удары «в ходе» разбега и нападающие удары «с поворотом», при которых, в свою очередь, траектория полета мяча после удара находится под углом к направлению разбега игрока. Помимо того, выделяют обманные и боковые удары, удары «с переводом».

Амплуа нападающих в волейболе:

Центральный блокирующий - игрок первого темпа.

Нападает, зачастую, из 3-й зоны с коротких и скоростных передач. В команде центральные нападающие чаще всего являются самыми высокими игроками.

Доигровщик - нападающий второго темпа.

Атакует с передней линии со 2-го либо с 4-го номера, с задней - пайп.

Диагональный

Нападает главным образом с задней линии с 1-го номера. В приёме подачи <#"888685.files/image001.jpg">

Рис. 1. Антропометрические точки для определения произвольных сегментов тела

Плечевая - 2

Верхнегрудинная - 3

Лучевая - 4

Лобковая - 5

Передняя подвздошно-остистая - 6

Вертельная - 7

Шиловидная - 8

Пальцевая - 9

Верхнеберцовая - 10

Нижнеберцовая - 11

конечная - 12

Сегменты определяются точками: тела - от 1 до пола, туловища - 3-5, корпуса - 1-5, кисти - 8-9, стопы - 11-12, руки - 2-9, плеча - 2-4, предплечья - 4- 8, ноги - от середины между 5 и 10 до пола, бедра - середина 5- 6 и 10, голени - 10- 11, высота стопы - от 11 до пола [47].

Во время выбора средств и определения нагрузки нужно учесть морфологическое соотношение сегментов тела каждого волейболиста. Те из них, кто относятся к первой группе, должны больше выполнять упражнений скоростного характера на разгибатели корпуса, скоростно-силового - на разгибатели бедер и силового - на стопы и голени.

Относящиеся ко второй группе больше выполняют упражнений скоростно-силового характера, на разгибатели корпуса, бедер - скоростного, голеней и стоп - силового.

Спортсмены из третьей группы обязаны выполнять больше упражнений скоростно-силового характера на разгибатели бедер и корпуса, а на стопы и голени - скоростного, из четвертой - упражнения скоростного характера на разгибатели корпуса и голеней-стоп, а скоростно-силового - на разгибатели бедер [33, 39].

Приводим упражнения

Стоя на гимнастической стенке лицом к ней, держась за рейку на уровне пояса, глубокое приседание на одной ноге, другую опуская вниз, и быстрое возвращение в исходное положение. То же на другой ноге. То же с отягощением (пояс, куртка).

Прыжки из глубокого приседа, касаясь подвешенного предмета, установленной планки (высота индивидуально для каждого обучающегося): со взмахом рук, с отягощением на теле, с волейбольным мячом в руках и выполнением нападающего удара в прыжке (в сетку-ловушку, через волейбольную сетку).

Прыжок «в глубину» - с гимнастической стенки (высота понемногу увеличивается с 50 до 200 см) на мягкую опору. Спрыгивание с высоты 30 - 80 см с дальнейшим прыжком вверх и выполнением броска набивного мяча (1 кг) за счет головы двумя руками с сильным заканчивающим движением кистями рук. То же с волейбольным мячом - нападающий удар (как в упражнении 2).

Прыжки по лестнице вверх на одной и двух ногах, на двух ногах из достаточно глубокого приседа.

Взбегание по лестнице вверх.

Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, вновь прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и вновь в прыжке бросить мяч и т.д. (выполняют ритмично, в отсутствие лишних доскоков). То же, но в отсутствие касания мячом стены, то же, но прыжки на одной ноге.

Прыжки (10-12) через препятствия (высота 60-70 см) из глубокого приседа.

Рывок штанги (мешок с песком), вес до 50% максимального.

Прыжки с места вверх из полуприседа с отягощением. Коснуться головой подвешенного предмета на индивидуально максимальной высоте.

Прыжки толчком двух ног из полуприседа, правая (левая) нога впереди, на плечах отягощение. То же, в процессе прыжка сменить положение ног.

Приседание с отягощением на плечах. Присед глубокий.

Лежа на спине, прямые ноги подняты вверх-вперед. На стопы партнер набрасывает набивной мяч. Носками стоп быстро отбить мяч вперед-вверх.

Прыжки на обеих ногах, на плечах отягощение 5-6 кг. Ноги в коленных суставах сгибаются незначительно.

Силовая тренировка на тренажерах в форме круговой тренировки (6 - 8 станций) [35].

В отдельную категорию выделяются упражнения для совершенствования физических качеств применительно к приемам игры: приему, подаче, передаче, атакующему удару, блокированию. Систематическое применение таких упражнений содействует совершенствованию технического мастерства волейболистов.

Упражнения для преимущественного развития и совершенствования быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей), гибкости надо сочетать с упражнениями для совершенствования качеств под более конкретные приемы игры. Очень важное место в физической подготовке волейболистов занимают подвижные эстафеты и игры.

Они действенны не только в работе с юными волейболистами, но и в тренировке квалифицированных спортсменов. Подвижные игры отбираются и группируются по их направленности на развитие быстроты реакции и перемещения, быстроты ответных действий и ловкости, скоростно-силовых качеств. В методической литературе содержится очень большое число различных игр для создания тренировочных комплексов.

Специальное значение придается эстафетам с элементами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр, специальных заданий, нацеленных на развитие ориентировки, ловкости, способности управлять собственным телом в необычных условиях опорного и особенно безопорного положения. В эстафетах преодолевается полоса препятствий и выполняются отдельные задания: перемещения различными способами, прыжки на одной и на обеих ногах, также в необычных положениях, повороты на 360° в процессе движения, остановки и рывки с места и т.п [42].

Нужно разнообразить не только условия прохождения дистанции, но и стартовые положения. Такими положениями могут быть: стойки волейболистов, сидя на полу, лицом и спиной в направлении движения, лежа лицом вверх либо вниз, головой либо ногами к стартовой линии и т.п.

К примеру:

Игрок, стоящий впереди колонны (команды), держит в руках набивной мяч. По сигналу он выполняет кувырок вперед согнувшись, добегает до сетки, двумя руками перебрасывает мяч через сетку, а сам пробегает под ней, ловит мяч и бежит к препятствию, бросает мяч вверх, а сам перепрыгивает через препятствие и ловит мяч. То же самое надо проделать на обратном пути и после кувырка мяч передать второму игроку, который продолжает игру.

Расположение такое же, как в упражнении 1. Игрок, стоящий впереди с набивным мячом, бежит к сетке, бросает его через сетку, сам пробегает под ней и ловит мяч, потом бросает его через сетку, стоя спиной к ней, перемещается под сеткой, ловит мяч и вновь бросает через сетку, пробежав под ней, ловит и, добежав до отметки, выполняет поворот на 360° и бежит к конечной линии. На обратном пути надо выполнить поворот на 360°, перебросить мяч через сетку, пробежать под ней, поймать мяч и у линии старта передать его следующему игроку [43].

Тренер, проявляя творческую инициативу и учитывая конкретные задачи и условия проведения занятий, может разнообразить эстафеты и составлять новые варианты.

Особенности физической подготовки с учетом игровых функций

Содержание физической подготовки, как общей, так и специальной, определяется также функциями связующего, нападающего и «либеро» в игре.

Связующие. В физической подготовке связующих доминируют подготовительные упражнения трех видов:

) благоприятствующие более качественному и быстрому освоению навыком передачи мяча сверху двумя руками;

) совершенствующие навыки быстрого перемещения, остановки и изменения направления;

) развивающие быстроту ответных действий, быстроту ориентировки и т.д.

Наряду с такими упражнениями нужно включать в занятия комбинированные упражнения (перемещения в сочетании с ловлей и бросками набивного мяча, в ответ на сигналы и т.п.). Эти упражнения выполняют индивидуально и в группах (в тройках, парах, два партнера и больше «работают» на одного и т.п.).

Нападающие. Для нападающих используют подготовительные упражнения, связанные с нападающими ударами и блокированием. Это упражнения для развития прыгучести, прыжковой выносливости, скорости одиночного движения, быстроты реакции на движущийся объект, укрепления органов, подвергающихся наибольшей нагрузке (коленные, голеностопные, плечевые суставы и т.д.).

Либеро. На фоне хорошей общей физической подготовки преимущественное значение имеют упражнения для совершенствования скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, игровой выносливости в защитных действиях. На базе типовых упражнений можно разработать немало других. Важно, чтобы в тренировке волейболистов они использовались систематически [48].

Особенности подготовки высокорослых волейболистов. В работе с высокорослыми волейболистами необходимо учесть определенное отставание в двигательном развитии у некоторой части из них, в особенности волейболисток.

Очень важное место в их подготовке обязаны занимать упражнения для развития быстроты перемещения, прыгучести, скоростно-силовых качеств, координационных способностей (ловкости). Это важно для правильного освоения рациональной тактикой и техникой игры и совершенствования игровой практики.

В последние годы высокорослым волейболистам в команде все чаще поручают функцию связующего игрока. Это предъявляет большие требования к их физической подготовке.

Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности нападающих действий игрока первого темпа в командах волейболистов

 

.1 Методы исследования эффективности нападающих действий игрока первого темпа в командах волейболистов


Для решения поставленных задач были применены следующие способы:

·  теоретический анализ и обобщение литературных источников по данной проблеме;

·        педагогические наблюдения;

·  тестирование;

·  педагогический эксперимент;

·  способы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников проводился для выявления современного состояния вопроса по исследуемой теме, для обоснования актуальности темы, определения задач и выявления путей их решения.

Педагогические наблюдения проводились для оценки эффективности разработанной методики в совершенствовании прямого нападающего удара.

Тестирование. Для оценки динамики показателей физической и технической подготовленности волейболистов применялись особые тесты.

Тестирование проводилось в два этапа: в самом начале и в конце эксперимента. Тестирование проводилось в то и одно же время, как в самом начале, так и в конце эксперимента. Перед тестированием проводится стандартная разминка на протяжении 20 минут.

В исследования были предложены тесты, характеризующие уровень физической подготовленности волейболистов:

Способы математической статистики применялись для выявления объективных закономерностей во время обработка полученных данных по ходу эксперимента данных и определении их характера и значений.

Педагогический эксперимент проводился на протяжении полугода. В эксперименте принимали участие девушки, имеющие 1 разряд по волейболу.

Работа была проведена в три этапа.

На первом этапе проводилось изучение и анализ литературных источников, определяются методика и направление исследования.

На втором этапе было проведено предварительное тестирование. Экспериментальная группа приступила к работе по нашей методике.

На третьем этапе было проведено итоговое тестирование, целью которого, в свою очередь, являлось определение эффективности методики, велась обработка данных при помощи методов математической статистики, полученных во время педагогического эксперимента.

Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но главная направленность тренировок для волейболистов такова, для того чтобы за счет разных упражнений и методических приемов выработать у игроков надежность, помехоустойчивость и разносторонность технических действий во время соревнований.

Данного совершенства можно добиться лишь многократным повторением упражнений, создавая некоторые сложности (сбивающие факторы) во время выполнения нападающих ударов (дополнительная физическая нагрузка, нестандартное выполнение заданий, психическая нагрузка). Какое угодно упражнение обязано выполняться с полной отдачей, добиться данного можно лишь применяя элемент соревновательности.

Каждое упражнение построено следующим образом:

·  Главная задача упражнения;

·        последовательность игровых действий;

·        тренерские инструкции;

·        Потенциальные варианты.

Комплекс упражнений для совершенствования техники нападающего удара

Упражнение №1.

Упражнение 1. На одной площадке в любом месте устанавливается корзина с мячами. На другой площадке у сетки стоят два связующих игрока в 3 и 2-й зонах. А остальные в зонах стоят нападающие игроки, по зонам, которые, в свою очередь, являются для них главными. По очереди с различных передач игроки выполняют нападающий удар по корзине. Через определенное время тренер меняет местоположение корзины.

Рисунок 2. Схема 1

Упражнение №2

Игроки с мячами стоят на лицевой линии волейбольной площадки. На противоположной стороне в приеме в 1, 5 и 6 зонах стоят по одному игроку. В 3 зоне под сеткой со стороны принимающих стоит связующий игрок и тут же, в 3 зоне на линии нападения несколько игроков первого темпа. Выполняется подача, прием мяча с доводкой в 3 зону и игроки по очереди выполняют нападающий удар «взлет» и «метр» в любую, помимо 6 зоны

Рисунок 3 Схема 2

Упражнение №3

На одной стороне волейбольной площадки в 4, 3 и 2 зонах в отсутствие мячей стоят нападающие игроки. В 3 зоне у сетки стоит связующий игрок. В 6 зоне с корзиной с мячами стоит тренер. Связующий игрок жестами иллюстрирует, какую комбинацию будет играть первая тройка нападающих игроков, после чего тренер с своего набрасывания вводит мяч в игру.

Рисунок 4 Схема 3

Упражнение 4

Имитация нападающего удара в зонах 4, 3, 2, следя за согласованностью движений всех частей тела, местом толчка и приземления.

Упражнение 5

Прыжок вверх толчком обеих ног с разбега (1-3 шага). Выполняя упражнение, следует обращать внимание на постановку ног, темп и ритм разбега, движение рук.

Упражнение 6

Волейболисты располагаются парами лицом друг к другу, на расстоянии 8-9 метров.

Игрок подбрасывает мяч немного впереди себя и совершает удар о пол. Партнер ловит мяч и совершает то же самое. Необходимо добиваться, чтобы перед ударом вверх волейболисты поднимали обе руки, удар по мячу выполняли перед собой прямой рукой на максимально возможной высоте.

Упражнение 7

Игрок 1 с мячом располагается на расстоянии 2-3 метров от игрока 2. Игрок 1 подбрасывает мяч вверх. Игрок 2 разбегается, прыгает и совершает нападающий удар. Разбег для нападающего удара должен быть равен 2-3 шагам. Игрок 1 подбрасывающий мяч, должен находиться со стороны сильнейшей руки игрока 2. Вначале упражнение выполняется без сетки, затем через низко натянутую и сетку нормальной высоты.

Упражнение 8

Нападающий удар по подвешенному мячу. Создаются упрощенные условия для совмещения отдельных частей нападающего удара в единое целое: разбег, прыжок, ударное движение и приземление.

Упражнение 9

задача: контроль за мячом, универсальная подготовка; последовательность: тренер направляет мяч игроку зоны №6, который его принимает на связующего в зону №3, связующий пасует игроку зоны №4, игрок зоны №4 атакует по заданному направлению;инструкции: смена игроков по указанию тренера.

Упражнение 10

контроль за мячом;

последовательность: нападающие удары по цели. На площадке раскладываются круги (диаметром 2м) разного цвета (красный, синий, зеленый и т.д.). Каждый игрок выполняет удар из любой зоны в круг только заданного ему цвета;

инструкции: нападающие удары выполнять по 10-12 раз. Задание можно изменять. Например, менять расположение кругов на площадке, игрок получает задание направлять удары поочередно в круги двух разных цветов. Игрок заранее не знает в круг какого цвета он должен выполнить удар, а получает это задание только в момент прыжка.

Но связующий игрок выполняет передачи лишь игрокам первого темпа, а два остальных нападающих выполняют имитации соответственно задуманной комбинации. Так что оканчивает действие всегда игрок 3 зоны в какое угодно место противоположной площадки, помимо 6 зоны (она всегда закрывается блоком игроком первого темпа команды соперника).

3.2 Анализ и интерпретация результатов


Динамика показателей результатов технической подготовленности во время педагогического эксперимента

Рис. 5. Преобразование показателей в тесте «Нападающий удар из зоны №3 в зоны №5 и 1»

Прирост уровня развития исследуемого качества составил: 4,8

Обработка результатов эксперимента при помощи математической статистики выявила, что были выявлены статистически достоверные результаты (р<0,05).

Рис. 6. Преобразование показателей в тесте « Нападающий удар из зоны №3 в зоны №4 и 2»

В сравнительном анализе данных было выявлено, что в тесте «Нападающий удар из зоны №3 в зоны №4 и 2» прирост уровня развития исследуемого качества составил - 4,7. Обработка результатов эксперимента при помощи математической статистики выявила, что в экспериментальной группе были выявлены статистически достоверные результаты (р<0,05).

По показателям итогового тестирования статистически достоверные различия зафиксированы во всех контрольных тестах и во всех зонах. Все показатели достоверности по результатам итогового тестирования ниже 5% уровня значимости.

Прыжок в длину с места

Во время исследования уровня развития скоростно-силовых качеств с помощью прыжка вверх с места на начальном этапе значительных различий у испытуемых различных групп не выявлено. Данный показатель составил: 21 ± 0,3см.

Рисунок 7. Воздействие комплекса особых физических упражнений на динамику развития прыгучести (n=10)

Анализ динамики прыжка вверх во время эксперимента позволил определить различия. Самый интенсивный прирост результатов был отмечен у волейболистов, в силу того, что был применен специальный комплекс физических упражнений, нацеленный на развитие скоростно-силовых качеств. Результат прыжка вверх в марте и ноябре 2015 года составил 25 ± 0,3.

ВЫВОДЫ


Сложный характер соревновательной игровой деятельности в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени.

Основным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, которые, в свою очередь, давали бы возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.

Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

В процессе подготовительных и подводящих упражнений развиваются специальные физические способности аналогичные прыгучести, такие как быстрота перемещений, сила кистей и их подвижность, которые, в свою очередь, направлены на освоение структуры техническим приемом.

Волейбол предъявляет довольно высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия.

Согласно с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, крайне большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях.

Волейбол является в наибольшей степени доступным, из этого следует, что, массовым средством физического укрепления и развития здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны.

Самым зрелищным моментом какого угодно волейбольного матча является атака. Именно во время атакующих действий команды получают 50-70% результативных очков.

Вся команда старается сформировать момент для удачного исполнения данного эффектного элемента. Игрок, владея техникой исполнения подобных ударов, способен придать ускорение мячу до 130 км/ч!

Успех в поединке способен принести лишь оптимальное решение тактической задачи, которую, в свою очередь, поставил противник либо же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист должен эффективно действовать в нападении и защите и для чего нужно совершенствовать способность тактически правильно действовать в самой важной для исхода игры игровой ситуации.

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: прыжок, разбег, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Подобное деление техники нападающего удара на микрофазы и фазы соответствует смысловой структуре данного действия и помогает полнее описать особенности отдельных движений.

Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в достаточно большом числе взрывных ударных движений при продолжительном, быстром и практически непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет достаточно высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (преобразования правил, комплектование команд достаточно высокорослыми игроками; увеличение атакующего потенциала из-за быстрых перемещений и скорости выполнения технических приемов с применением всей длины сетки).

В смысловой структуры нападающего удара выделяются три метода разбега методе техники: скоростной, универсальный и коррекционный . Первый метод разбега используется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит определенное замедление (или ускорение в ходе разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих метода.

Систематическое развитие физических качеств содействует успешному освоению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


На основании проведённых исследований и полученных результатов разработан и предлагается ряд рекомендаций по организации и проведению учебно-тренировочного процесса, реализация которых, в свою очередь, благоприятствует увеличению технического мастерства занимающихся, сокращает сроки обучения и улучшает эффективность соревновательной деятельности:

Для совершенствования техники прямого нападающего удара нужно применять особые упражнения в технической подготовке волейболистов.

Упражнение 1.

Последовательность: защитник принимает удар со стороны противника, пасующий направляет ему же мяч на удар, бывший защитник выходит к сетке и атакует;

Инструкции: смена позиций игроков потенциальна после каждого касания либо по команде тренера.

Упражнение 2

Контроль за мячом;

Последовательность: тренер, находясь на задней линии вводит мяч в игру, направляя его связующему на своей стороне, обе команды организуют первую атаку лишь из зоны, а последующий розыгрыш продолжается по ситуации.

Упражнение 3

Задача: удар - индивидуальный блок;

Последовательность: связующий находится на одной из площадок, тренер вводит мяч на ту площадку где находится связующий, команда разыгрывает мяч, и ее нападающие зоны атакуют на одиночном блоке другой команды. Связующий переходит под сеткой с одной площадки на другую.

Инструкции: смена позиций способен происходить, как в игре либо по указанию тренера.

Упражнение 4

Контроль за мячом;

Последовательность: нападающие удары по цели. На площадке раскладываются круги (диаметром 2 м) различного цвета (синий, красный, зеленый и т.д.). Каждый игрок выполняет удар из какой угодно зоны в круг лишь заданного ему цвета;

Инструкции: нападающие удары выполнять по 10-12 раз. Задание можно изменять. К примеру, менять расположение кругов на площадке, игрок получает задание направлять удары поочередно в круги двух различных цветов. Игрок заранее не знает в круг какого цвета он обязан выполнить удар, а получает это задание лишь в момент прыжка.

Упражнение 5

Контроль за мячом;

Последовательность: нападающий не знает, какая зона будет закрыта блоком. Нападающий получает задание - выполнить удар мимо блока в любую зону. Таки образом, у нападающего вырабатывается способность быстро оценивать действия блокирующих и выполнять удары мимо блока (10-12 раз);

Инструкции: выполнять 10-12 раз и менять нападающих с блокирующими игроками.

Во время разработки содержания учебных занятий нужно применять средства оперативного контроля качества усвоения пройденного материала.

Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему характеру для всех способов атакующих ударов.

Подводящие упражнения:

1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлет вертикальный; то же после перемещений и остановки; то же с поворотом на 90, 180, 360; прыжок вверх толчком двумя ногами с разбегу. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней.

2. Освоение ритмом разбега: шаги по разметке, при помощи звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).

Освоение удара кистью по мячу: удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате.

Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.

Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке: с места и с разбегу.

Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе.

Освоение удара по летящему мячу. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера.

Нападающие удары - это наиболее эффективный метод атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

Главный метод нападающего удара - прямой нападающий удар «в ходе», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Система упражнений скоростно-силовой подготовки нацелена на решение главной задачи - развитие быстроты движений и силы некоторой группы мышц. Решение этой задачи совершается по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому [20, c. 79].

Скоростное направление предусматривает применение упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, нацеленные на развитие быстроты двигательной реакции (сложной и простой): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения разных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения в то же время с развитием силы некоторой группы мышц и подразумевает применение упражнений третьей и второй группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Выполняя упражнения, надо придерживаться следующих методических рекомендаций:

рисунок, техника, ритм во время выполнения упражнений не обязаны нарушаться;

добиваться нацеленного влияния на некоторые группы мышц, «обслуживающие» кисть, плечевой, голеностопный, тазобедренный и коленный суставы, мышцы спины, брюшного пресса и т. д.;

вес отягощения не обязаны нарушать структуру движения (пояс, жилет - 0,25-0,5% от веса спортсмена). Самым важным фактором увеличения нагрузки является повышение отягощения на 2-3% в каждом микроцикле;

каждая серия скоростно-силовых упражнений с отягощением обязана завершаться выполнением данного же упражнения в отсутствие отягощения (2-3 раза) или ускорением и прыжками.

Нападающий удар является главным тактическим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны атаки, расположения блока и защитников соперника, пытается выбрать самый рациональный (для более конкретной обстановки) метод удара. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов ведет к проигрышу очка либо подачи.

Шире применять в учебном процессе технические средства обучения и тренажёрные устройства, предназначенные как для волейбола, так и для иных видов спорта. Занятия с применением тренажёрных устройств благоприятствуют усвоению очень большего объема и лучшему восприятию учебного материала, увеличивают моторную плотность занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.   Абзалов Р.А. Физическое образование либо образование по физической культуре? // Теория и практика физической культуры. 2002. №3. С. 25, 26.

2.      Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2008 (№23).

.        Артамонова А.А. Культурологический подход к разработке проблем теории спорта [Текст] / А.А. Артамонова, Ф.И. Собянин, Т.А. Миронова // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни: материалы VІ Всероссийской научной конференции. - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - С. 37-41. (авт. вкл. 0,2 п.л.).

.        Артамонова А.А. Оценка физической подготовленности волейболисток [Текст] / А.А. Артамонова // Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ижевск: Издат. Дом «Удмуртский университет», 2009. - С. 382-384. (0,2 п.л.).

.        Артамонова А.А. Российский спорт в свете итогов летней Олимпиады в Пекине и его перспективы [Текст] / А.А. Артамонова, Ф.И. Собянин // Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ижевск: Издат. Дом «Удмуртский университет», 2009. - С. 65-67. (авт. вкл. 0,1 п.л.).

.        Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. - 2010. - № 1. - С. 32 - 39.

.        Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1 (20). - С. 290-293.

.        Бальсевич В.К. Организация постоянного контроля за двигательной функцией организма спортсмена // Теория и практика физической культуры, 2004, №5, с. 32.

.        Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.

.        Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Теория, Методология, практика. Под редакцией Маликова Н.Н. М.: Академия, 2006. - 528 с.

11.    Барчуков И.С.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011 <http://2dip.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/135876/> - 259 с.

.        Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта на сегодняшний день развития России // Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 50-56.

.        Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. - 2007 (№13).

.        Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.

.        Беляев, А.В. Эффективное применение интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. : ФИС, 2004. - №4. - С. 26.

.        Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 170 с.

.        Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. М.: Физкультура и спорт, 2000. - 232 с.

.        Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. - 288 с.

.        Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. - 464 с.

.        Дегтярев И.П. Физическое развитие / И.П. Дегтярев. - Киев.: Профи, 2005 - С.23-48.

.        Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 384 с.

.        Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 384 с.

.        Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 2008. - 422 с.

.        Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивной совершенствование. М.: Академия, 2005. - 384 с.

.        Иванов И.И. Волейбол. - М.: Наука, 2004. - 200 с.

.        Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3).

.        Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 2000. - 223 с.

.        Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. - 223 с.

.        Каменев, В.В. Обучение волейболу / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2007. - №1. - С. 20-22.

.        Лубышева Л.И., Филимонова С.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, 2004, №2, с. 2-6.

.        Максименко A.M. Основы методики и теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. - 323 с.

.        Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу: Из опыта работы / А.П. Андреев. - Биробиджана: ОблИУУ, 2007. - 24 с.

.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество. М.: Академия, 2004. - 456 с.

.        Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций // Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003, - 258 с.

.        Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. - 221 с.

.        Озолин Н.А. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М.: Астрель, 2010. - 864 с.

.        Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: Учебное пособие / В.Н. Платонов. - М: «Советский спорт», 2005.-820 с.

.        Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. - Москва, 2005. - 287 с.

.        Сорокина, В.М. Волейбол для здоровья: Учеб. пособие / В.М.Сорокина, Д. Ю. Сорокин Волгоград, волггту, 2007. - 60 с.

.        Спортивные игры. Под редакцией Ковалева В.Д., Голомазова В.А. и др. М.: Физкультура и спорт, 2002. - 304 с.

.        Спортивные игры: тактика, техника, методика обучения. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М.: Академия, 2007. - 520 с.

.        Суханов, А.В. Системно-структурный подход во время анализа типичных вариантов нападающих ударов / А.В. Суханов, О.П. Топышев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №11. - С. 59.

.        Суханов, А.В. Структура нападающих ударов в волейболе, использоваемых в условиях противодействия методика и соперника их совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Суханов. - Москва,2007. - 24 с.

.        Тайр, Хрейс Типичные построения командных тактических действий нападения в волейболе / Хрейс Тайр // Сб. ст. III межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2007. - С. 154-158.

.        Тайр, Хрейс Типичные построения командных тактических действий нападения в волейболе / Хрейс Тайр // Сб. ст. III межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2007. - С. 154-158.

.        Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 186 с.

.        Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. - Минск : МЕТ, 2007. - 329 с.

.        Холодов Ж.К.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012 <http://2dip.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/14103/>. - 347с.

.        Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учеб. пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.

.        Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. - Новосибирск, СО РАМН, 2003. - 164 с.

Похожие работы на - Исследование эффективности нападающих действий игрока первого тепма в командах волейболистов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!