уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. Предпринимает попытку издания журнала "Сириус", в трех вышедших номерах которого печатается под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Посылает корреспонденции в журнал "Весы", газеты "Русь" и "Раннее утро". В Париже, и тоже в издании автора, вышел второй сборник стихов Гумилева - "Романтические стихи" (1908), посвященный А.А. Горенко.
С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева.В. Брюсов, похваливший - авансом - первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи "красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме". Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете "Речь" (позже начинает печатать в этом издании также стихи и рассказы).
Осенью совершает свою первую поездку на Восток - в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В 1909 принимает деятельное участие в организации нового издания - журнала "Аполлон", в котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал стихи и переводы и вел постоянную рубрику "Письма о русской поэзии".
Собранные в отдельную книгу (Пг., 1923) рецензии Гумилева дают яркое представление о литературном процессе 1910-х годов. В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу - "Жемчуга".
апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошел в 1914 году). Осенью 1911 создается "Цех поэтов", манифестировавший свою автономию от символизма и создание собственной эстетической программы (статья Гумилева "Наследие символизма и акмеизм", напечатанная в 1913 в "Аполлоне"). Первым акмеистическим произведением считали в Цехе поэтов поэму Гумилева "Блудный сын" (1911), вошедшую в его сборник "Чужое небо" (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация "мастера", "синдика" (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов.
Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из "Африканского дневника" публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).
В начале Первой мировой войны Н. Гумилев, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В "Биржевых ведомостях" в 1915 публикуются его "Записки кавалериста".
В конце 1915 выходит сборник "Колчан", в журналах печатаются его драматургические произведения - "Дитя Аллаха" (в "Аполлоне") и "Гондла" (в "Русской мысли"). Патриотический порыв и упоенность опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: "Искусство для меня дороже и войны, и Африки".
Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны 1918. К этому периоду относится цикл его любовных стихов, составивший вышедшую посмертно книжку "Кенией звезде" (Берлин, 1923).
В 1918 по возвращении в Россию Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства "Всемирная литература" эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов "Костер" (1918), "Фарфоровый павильон" (1918) и другие. В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, - лучшая из всех, им созданных, - "Огненный столп".
августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о т. н. "таганцевском заговоре" и 24 августа приговорен к расстрелу.
Имя его было одним из самых одиозных в истории официальной русской литературы на протяжении всего советского периода.
Николай Степанович Гумилёв - русский поэт Серебряного века <https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_поэты_Серебряного_века>, создатель школы акмеизма <https://ru.wikipedia.org/wiki/Акмеизм>, переводчик <https://ru.wikipedia.org/wiki/Переводчик>, литературный критик.
2. Место поэта в лирике Серебряного века
Николай Степанович является основателем акмеизма к тому же совместно с Городецким основал "Цех поэтов".
Акмеизм - литературное течение, противостоящее символизму. Особенности акмеизма заключаются в следующем:
ñСамоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
ñПредназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.
ñСтремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
ñЯсность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
ñИдеализация чувств первозданного человека (Адама).
ñОтчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
ñИзображение предметного мира, земной красоты.
3. Основные темы, мотивы лирики
Мотивы и образы лирики Н.С. Гумилева разнообразны. Основными темами лирики поэта можно назвать любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и "географические" стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.
Главная героиня любовной лирики поэта может принимать различные облики: и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте - Беатриче, и Маргариты из "Фауста" Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой ("Из логова змиева", "Она", "Укротитель зверей" и др.).
Лирике поэта Серебряного века присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные "музой дальних странствий". Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо" и др. Николай Степанович ввел в русскую поэзию африканскую экзотическую тему. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок.
4. Лирический герой
Лирический герой поэта отличается особой энергией. Для этого героя нет пропасти между действительностью и мечтой: он утверждает приоритет дерзких грез, вольной фантазии. Лирический герой - романтик: его обуревает жажда познания жизни, мечта о неизведанных краях, страсть к путешествиям и приключениям.
По мере того как поэт постигает жизнь во всех ее проявлениях и противоречиях (у Гумилева непростая судьба), меняется во многом и характер лирического героя его произведений. Лирический герой приходит к теме поиска истин, душа героя мечется между романтическими устремлениями к "несуществующим, но золотым полям" и тяготением к чувственным радостям мира. Это противоречие не может быть разрешено никогда. Герой поэта меняется, ищет и в процессе поиска растет духовно. Он размышляет о серьезнейших вопросах бытия, его раздумья направлены либо внутрь себя, либо ввысь - через обращение к Богу. Именно постижение человеческого бытия составляет в конечном итоге суть исканий лирического героя. В свою очередь, поэт не перестаёт сверять свои убеждения с Господом:
"Если, Господи, это так,
Если правильно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знак,
Что я волю понял Твою. "
Стихотворение "Храм Твой, Господи, в небесах."
Романтическая мужественность в сочетании с четкостью взгляда и упругость ритма заметно выделяли Николая Степановича в современной ему поэзии как художника силы, воли и надежды. Мир основателя акмеизма был ареной борьбы и риска, постоянного напряжения сил, на грани между жизнью и смертью. Отсюда воплощенный в его лирическом герое культ риска, отваги, личной мужественности и бесстрашия.
5. Поэтический мир
Поэзия Гумилева разнообразна. В его стихах нашли отражение и любовь, и путешествия, и война, и экзотика. Только политика осталась в стороне. Поэта волновал мир окружения человека. Он создал теорию акмеизма, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам акмеистом не стал.
Восток и Африка больше всего были мечтой поэта. Николай Степанович в своих стихотворениях об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом исследователем. Так, например, в поэме "Мик" утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.
Лирика русского поэта Николая Гумилева - одно из самых сильных и своеобразных явлений в нашей литературе. В живом, динамичном и экзотически ярком мире его стихотворений отразилась духовная жизнь поколения, жившего в сложную и противоречивую эпоху - от революции 1905 года, через мировую войну и до "Великого Октября". Имеющая яркую романтическую окраску, поэзия Гумилева восхищает и манит страстной любовью автора к жизни, любовью к нашей "сильной, веселой и злой планете". Поэтический мир его произведений на редкость живописен, полон сильных страстей, волевых порывов, жизнелюбия.
Стихотворения Гумилева отличаются необычайной мощью, притом такой, которая смещает все привычные представления и внутри каждого стихотворения. К примеру, в стихотворении "Заблудившийся трамвай" меняются повседневные категории пространства и времени:
"И, промелькнув у оконной рамы,
Бросив нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, - конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад."
6. Особенности ритма, лексики
Хотя размеры стихотворений Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапест.
На поэтику Гумилева оказал влияние Андрей Белый. Его влияние сказалось в подходе Николая Степановича к ритмике:
"Неведомых материков
Мучительные очертанья."
Стихотворение Н.С. Гумилева "Ледокол".
Следует отметить, что уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно "гумилевские") черты, которые изменяясь и совершенствуясь, прошли через все его сборники и составили в конечном итоге неповторимый облик его поэтики:
ñРомантический дух большинства его произведений, обусловивший выбор определенной системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками, героев, одухотворенных идеями дерзкими, но в основе своей - благородными, охваченными неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующими победу над внешним миром.
ñВторой характерной особенностью поэзии Гумилева является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. В стихотворении "Поэту" Гумилев выразил свое отношение к поэтической форме и требования к ремеслу стихотворца.
II Практическая часть.
Стихотворение Николая Степановича Гумилева "Жираф" является визитной карточкой поэта. особенно ярко звучит африканская экзотическая тема, которую ввел в русскую литературу поэт. Помимо всего, "Жираф" - мое любимое стихотворение поэта Серебряного века, поэтому для анализа я взяла именно это творение Гумилева.
1) Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
) И руки особенно тонки, колени обняв.
) Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
) Изысканный бродит жираф.
) Ему грациозная стройность и нега дана,
) И шкуру его украшает волшебный узор,
) С которым равняться осмелится только луна,
) Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
) Вдали он подобен цветным парусам корабля,
) Я знаю, что много чудесного видит земля,
) Когда на закате он прячется в мраморный грот.
) Я знаю веселые сказки таинственных стран
) Про черную деву, про страсть молодого вождя,
) Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
) Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
) И как я тебе расскажу про тропический сад,
) Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
) Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад
) Изысканный бродит жираф.
Анализ ритма:
1. Нумерация строк стихотворения: в стихотворении 20 строк.
. Количество слогов в строках: в 4-й и 20 строках 8 слогов, в 7-й и 15-й строках 15 слогов, в остальных строках 14 слогов.
. Составив схему ритма, можно прийти к выводу, что стихотворение Н.С. Гумилева "Жираф" написано 5-и стопным амфибрахием.
. Строфа в данном стихотворении - катрен.
. Рифма женская, парная, перекрестная во всех строфах. В I и V строфах всех строк рифма закрытая. В 5-й, 7-й, 9-й, 11-й 14-й, 16-й строчках рифма открытая, в остальных - закрытая.
. Внутренние рифмы: в I строфе повторяются слова "ОСОБЕННО", "ДАЛЕКО", в V - слово "ПРО", 3-я+4-я строчки повторяются с19-й и 20-й строчками. 11-я и 13-я строки начинаются со слов "Я ЗНАЮ" (анафора).
. Больше всего концевых пауз в I строфе (9). Это придает стихотворению грустное начало, лирический герой пытается отвлечь девушку от грустных мыслей рассказом о жирафе.7 концевых пауз в V строфе придают некую торжественность в 11-й и 12-й строках и наталкивается на непонимание, что отражено в последних двух строчках.
Анализ литературных средств (троп):
1. С помощью эпитетов Николай Степанович передаёт настроение девушки ("грустен твой взгляд"), описывает жирафа ("изысканный бродит жираф", "Грациозная стройность", "мраморный грот"), рассказывает о сказочной Африке ("веселые сказки", "таинственных стран", "стройные пальмы, "немыслимых трав").
гумилев серебряный век акмеизм
2. С помощью сравнения (". Вдали он подобен цветным парусам корабля/ И бег его плавен, как радостный птичий полет. ") автор создает образ грациозного жирафа.
. С помощью метафоры ("вдыхала болотный туман") Гумилев показывает пессимистический настрой девушки.
. Использование кольцевой композиции (стихотворение начинается и заканчивается одними и теми же словами "Послушай: далеко, далеко, на озере Чад/Изысканный бродит жираф) придаёт стихотворению сказочность, таинственность, борьбу лирического героя, который не оставляет попыток утешить грустную девушку.
Анализ образов:
Я считаю, что в стихотворении четыре художественных образа: грустной девушки, жирафа, Африки и лирического героя.
С самых первых строк стихотворения мы наблюдаем грустную девушку, обнявшую свои колени, которую лирический пытается утешить. Образ и настроение девушки передается с помощью эпитетов ("грустен взгляд", "руки особенно тонки") и метафоры (вдыхала болотный туман"). В начале стихотворения девушка просто сидела, то в конце стихотворения она уже плакала. Она не вдохновилась рассказам лирического героя о жирафе, таинственных странах, она "верить не хочет во что-нибудь, кроме дождя". Слезы, дождь, болотный туман, замкнутость - вот, что ожидает девушку.
Образ лирического героя передается в его словах: с невероятным воодушевлением рассказывает о грациозном жирафе, об Африке. Здесь автор стихотворения выражает свое мнение, поскольку Африка была мечтой самого поэта. Лирический герой мечтательный и романтичный, готовый снова и снова рассказывать об озере Чад, сказочном жирафе, лишь бы девушка перестала грустить и плакать.
Образ жирафа является главным. Лирический герой не описывает внешний вид жирафа, можно только предположить цвет его шкуры. С помощью эпитета "грациозная стройность", сравнений". Вдали он подобен цветным парусам корабля/ И бег его плавен, как радостный птичий полет." автор демонстрирует великолепие жирафа. Прекрасен не только сам жираф, но и всё вокруг него: "тропический сад", "стройные пальмы", "запах немыслимых стран".
Образ Африки является воплощением воспоминаний автора о своем путешествии в Африку. Автор настолько ярко описывает жирафа, Африку, что читатель будто оказывается там, у озера Чад и любуется красотой и грациозностью жирафа. В "Жирафе" Николай Степанович показывает красоту Африки, которая его когда-то покорила. Но, к сожалению, рассказ лирического героя не впечатлил девушку - она расплакалась.
Стихотворение "Жираф" является воплощением таланта поэта Серебряного века Николая Гумилева. Это стихотворение не только об экзотической красоте Африки, но и о том, какие разные бывают люди. Кто-то живет мечтами, а кто-то глубоко погружен в свою печаль, кого-то грациозный жираф вдохновляет, кого-то доводит до слез.
"Жираф" - новаторское стихотворение. Новаторство автора в области сюжета, образа, приема, тропов, позволило создать необычайное по содержанию, изяществу, красоте стихотворение Серебряного века.