Внешнеторговые операции воздушного транспорта: особенности, проблемы и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеторговые операции воздушного транспорта: особенности, проблемы и перспективы развития

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего образования

"Санкт-Петербургский государственный экономический университет"

Факультет Торгового и Таможенного дела

Кафедра торгового дела и товароведения






Курсовая работа по дисциплине:

"Организация и техника внешнеторговых операций"

Внешнеторговые операции воздушного транспорта: особенности, проблемы и перспективы развития










Санкт-Петербург

Содержание

Введение

1. История и правовое регулирование международной авиации

2. Мировой воздушный транспорт

3. Внешнеторговые операции воздушного транспорта

Заключение

Список литературы

 


Введение


Ни для кого не секрет, что авиация в наше время играет большую роль в жизни людей и в деятельности организаций. Данная отрасль начала свое существование более ста лет назад, и в связи с огромным потенциалом, который постепенно сформировывал спрос, мы наблюдаем развитие рынка из года в год и в наше время не можем представить, как происходили бы процессы и операции, а именно процессы транспортировки без воздушного транспорта. В данном секторе ежегодно производится более 34 млрд рейсов, перевозится более 3,5 млрд пассажиров и более 50 млн тонн грузов, задействованы тысячи международных аэропортов, находящихся не только в столичных городах, но и в деловых и в административных центрах различных стран. Авиация стала неотъемлемой частью мировой экономики и активно участвует в мировой торговле. Я выделил ряд факторов, которые способствуют этому: скорость доставки (экономия времени);

         комфортабельность;

         выбор удобного маршрута;

         регулярность;

         сохранность;

         дальность осуществления.

Воздушный транспорт активно конкурирует в транспортной инфраструктуре, охватывая все континенты. Международные воздушные линии непрерывно растут, превысив уже 10 млн км, и наиболее активные линии действуют между Северной Америкой, Европой и Юго-Восточной Азией. Для того, чтобы разобраться в особенностях, проблемах и перспективах развития авиации, для начала необходимо обратиться к истории возникновения этого рынка, так как те или иные события, в течение его существования, играют немаловажную роль в наше время во внешнеторговых операциях.

1. История и правовое регулирование международной авиации


История авиации началась в 1903 году. Американцы братья Райт были первые, кто осуществил полет на самолете, и это был первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем. Воздушное судно имело название - "Flayer - 1 ". Братья стали основоположниками в самолетостроении.

Как только были сделаны первые шаги в этой области, различные страны стали модифицировать и создавать самолеты. Воздушные судна для военных действий - разведка, фотография вражеской местности, перевозка оружия, а также самолеты гражданской авиации. С 1909 года стали создаваться авиакомпании, и в 1914 году, американская компания St. Petersburg Tampa Airboat Line впервые в мире создала расписание полетов из города Saint Petersburg в город Tampa (оба города находятся в штате Флорида на противоположных берегах залива). Расстояние полета было 29 км, и занимало 23 минуты - это на 11 часов меньше, чем транспортировка между этими городами железнодорожным транспортом. Мир стал ощущать преимущества воздушного транспорта.

В 1919 году создана первая международная пассажирская авиалиния между Парижем (Франция) и Брюсселем (Бельгия). Ее создала компания Lignes Airiennes Farman. Полет занимал 2 часа 50 минут. В наше время данный перелет занимает всего 50 минут. В связи с тем, что это были международные перелеты, в Брюсселе впервые в мире введена практика таможенного досмотра авиапассажиров, впервые авиапассажирам начали предлагать напитки и холодные закуски, Лига Наций (предтеча ООН) впервые в мире регулировала систему международных перелетов и правила регистрации летательных аппаратов.

Количество новых авиакомпаний увеличивалось с каждым годом, количество международных авиалиний росло, конкуренция становилась на высокий уровень. Все эти факторы способствовали созданию объединений и созданию рычага управления. В 1944 году была организована Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО - от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization) - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности. Основные цели организации:

         конструирование и эксплуатация воздушных судов;

         конструирование и развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств;

         обеспечение безопасности в развитии авиации;

         регулирование конкуренции и предотвращение экономических потерь.

Учреждение основано на положениях Чикагской конвенции, подписанной в 1944 году. На данный момент в состав ИКАО входят 192 страны, в том числе и Россия. СССР вступило в организацию не сразу, так как находилась с Договаривающимися странами в состоянии войны и вступила только 14 ноября 1970 года. Русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации. Официальными языками ИКАО являются:

         Английский

         Французский

         Испанский

         Русский

Высшим органом ИКАО является Ассамблея. Ассамблея по назначению конвенции созывается один раз в три года, но за последние 10 лет встреча представителей Договаривающихся стран один раз в год стало нормальной практикой. Основные функции Ассамблеи заключаются в направлении деятельности ИКАО в области международной аэонавигации:

         назначение Совета ИКАО;

         регулирование взносов стран ( взносы Договаривающихся стран в бюджет организации);

         утверждение бюджета ИКАО;

         Рассмотрение и одобрение предложений в Чикагскую конвенцию.

Следующим органом назначен Совет - исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Основные функции Совета:

-        составление ежегодных отчетов Ассамблее;

-        выполнение указаний Ассамблеи;

         распоряжение финансами организации;

         избрание Генерального секретаря;

         регистрация международных авиационных соглашений;

         назначение Авиатранспортного комитета;

         сообщение Ассамблее о нарушениях положений Конвенции.

Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале, но также созданы региональные центры в различных частях мира:

         Париж ( Европейский регион)

         Лима (ЮАР)

         Мехико (Северная Америка и Карибский бассейн)

         Бангкок (Тихий океан и Азия)

         Каир (Ближний Восток)

         Дакар ( Остальная Африка)

ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов для регулирования авиаперевозок. Например аэропорт Лос-Анджелеса - KLAX, Москва (Шереметьево) - UUEE, Малайзия - AGKG и тд. Данные коды обозначают не только периметр аэропорта, но и воздушную зону определенной территории. Их используют только экипаж и работники авиакомпаний.

В 1945 году в Гаване (Куба) сформирована Международная Ассоциация Авиатранспорта ( от англ. IATA - International Air Transport Association ) - торговая ассоциация мировых авиакомпаний, представляющих около 260 организаций или 83% от общего воздушного движения. Разница ИАТА между ИКАО состоит в том, что первая организация - это совокупность авиакомпаний, число которых на данный момент составляет 260, без Трансаэро, которое признано банкротом, а ИКАО регулирует страны, которые подписали Чикагскую конвенцию. Для того чтобы авиакомпания была участником ИАТА, ей необходимо быть зарегестрированной в Договаривающимся государстве, т е состоять в организации ИКАО. Основные функции ассоциации:

         регулирование коммерческой деятельности;

         регулирование цен на авиабилеты и перевозки грузов;

         внедрение современных технологий;

         разрабатка правил перевозок;

         обучение персонала и экипажа.

Ассоциация проводит активную работу по снижению рисков угонов и хищению воздушных судов, а также аэронавигационной техники и различными комплектующими. Активно проводят консультации представительств авиакомпаний по различным вопросам. Следят за медициной в не полетов и на бортах самолетов. Проводят работы по борьбе с мошенничеством в перевозочных документах. Я выписал наиболее важные функции и вопросы, которые решаются данной организацией.

С развитием рынка авиаперевозок их экономическая результативность в значительной степени стала зависеть от деятельности агентов по продажам перевозок, в качестве которых авиакомпании привлекали в работе с пассажирами туристические агентства, в работе с грузовладельцами - транспортно-экспедиторские компании. Став неотъемлемой частью перевозочного процесса, посредники по продажам осуществляли свою деятельность с различным уровнем качества. Поэтому ИАТА была разработана агентская программа (Agency program) аккредитации агента ИАТА, пройдя соответствующие процедуры которой и отвечая определенным требованиям (длительность деятельности, величина продаж, количество обученного персонала с дипломами ИАТА и др.), аккредитанты получают статус агента ИАТА, заключают с ней договор, предоставляющий им право иметь в своем распоряжении бланки перевозочных документов любой авиакомпании-члена ИАТА и продавать ее сервис. Аккредитация подтверждается соответствующим сертификатом, агенту присваивается идентификационный номер ИАТА, который может быть внесен в специальные графы авиаперевозочных документов.

Штаб - квартира находится в Монреале (Канада) в том же месте где главная ассамблея учреждения ИКАО. По мимо главной штаб-квартиры, организация имеет множество офисов практически во всех странах мира, в том числе и в России в Москве.

В данной организации также есть свои обозначающие трехзначные коды, для обозначения аэропортов:

Пулково (Санкт-Петербург) - LED

Москва (Домодедово) - DME

Лос-Анджелес (Калифорния) - LAX

ИАТА не входит в структуру ИКАО, но эти две ассоциации являются взаимодополняющими рычагами управления международной авиации. По мимо этих двух организаций, существуют еще более мелкие, которые узконаправлены на определенные сферы:

ИКАА - международная неправительственная организация.

ААКК - международная неправительственная организация.

SITA - мировой лидер в области информационных и телекоммуникационных систем для авиатранспортной отрасли.

ИФАЛПА - профсоюзная международная неправительственная организация.

Для более ясной картины, представляю иерархию регулирующих данный рынок организаций:


2. Мировой воздушный транспорт


В первой половине 20ого века, воздушные перевозки осуществлялись частными перевозчиками и после Второй мировой войны с созданием вместительных крупных авиалайнеров стали организовываться крупные и средние авиакомпании. С развитием рыночной экономики, конкуренция выходила на новый уровень и привела к появлению национальных перевозчиков, которые были способны отвечать ее высоким требованиям.

Международные перевозки в наше время осуществляются крупными национальными авиакомпаниями, например: Air France, Delta Air Lines, American Airlines, SAS Airline Systems, US Air, Japan Airlines, British Airways, Dutch Airliners, Singapore Airlines, Qantas, Air Canada, Emirates, Air Lingus, Аэрофлот и тд.

Наиболее крупные авиакомпании по наличию воздушных судов:

.        American Airlines (США) - 964 самолета

.        Delta Air Lines (США) - 789 самолетов

.        United Airlines (США) - 718 самолетов

.        China Southern Airlines (Китай) - 500 самолетов

.        Southwest Airlines (США) - 684 самолета

.        Ryanair (Ирландия) - 302 самолетов

.        SkyWest Airlines (США) - 289 самолетов

.        Lufthansa (Германия) - 283 самолета

.        British Airways (Великобритания) - 277 самолетов

.        Air France (Франция) - 256 самолетов

Из статистики видно, что лидирующие позиции по размеру флота занимает США. Развитость экономики и высокий уровень доходов на душу населения позволяют иметь США наиболее благоприятные условия для развития воздушного транспорта и ведения авиатранспортного бизнеса. Поэтому все авиакомпании США находятся в частной собственности. Во всех остальных странах, где после окончания Второй мировой войны стали развиваться рыночные отношения, авиакомпании создавались с государственной или смешанной формой собственности, которые обеспечивали удовлетворение общественных потребностей в деятельности воздушного транспорта на основе крупномасштабных долгосрочных инвестиций в создание авиатранспортной инфраструктуры. Потребность в таких формах собственности была обусловлена также и тем, что в этих странах не имелось больших накоплений частного предпринимательства и отсутствовал высокий уровень рентабельности воздушных перевозок. Поэтому государственные органы традиционно проводили протекционистскую политику, стремясь ограничить конкуренцию со стороны американских авиакомпаний и защитить интересы национальных авиакомпаний. В европейских государствах с развитием их национальных экономик усилились приватизационные процессы. В настоящее время основная часть национальных авиакомпаний государств Западной Европы контролируется частным бизнесом (например, British Airways, Air Lingus, Air France, KLM Royal Dutch Airliners, Lufthansa).

В странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Среднего Востока авиакомпании представляют собой предприятия со смешанной формой собственности, контролируемой преимущественно частным капиталом (например, Korean Air, Singapore Airlines, Cathay Pacific, Air India, Pakistan International Airlines и др.). На территории Восточно-Европейских стран авиакомпании в основном находятся в смешанной собственности, контролируемой государством. Здесь также развиваются приватизационные процессы. В России порядка 60 % авиакомпаний контролируются корпоративным капиталом, в том числе частным (например, Аэрофлот, ВИМ - Авиа). На территории стран Ближнего Востока и Африки национальные авиакомпании имеют смешанную форму собственности под государственным контролем, в том числе и объединенные в многонациональные консорциумы (например, Air Africa, Sodetraf).

В международном авиационном парке доминируют самолеты американских фирм:

         Boeing (B-727, 737, 747, 757, 767, 777)

         McDonnell Douglas (DC - 8, 9, 10, MD - 11, 80)

         Lockheed (L1011 Tristar)

         Bombardier (Канада) (CRJ 700, CRJ 900)

         Embraer (Бразилия)

         Airbus Industries (Европа) ( A - 300, 320, 321, 340, 350, 380)

         Fokker (Европа) (F100)

         Falcon (Европа) (2000EX)

В основном авиакомпании приобретают воздушные суда по лизингу, так как их стоимость варьируется от 70 до 300 млн долларов. В США находится более 70 % самолетного парка мира, что позволяет им контролировать большую часть мировых перевозок. В связи с большими затратами на эксплуатацию воздушных судов, многие авиакомпании признаны банкротами, например в США - United Airlines, Pan American, US Airways и целого ряда средних и мелких авиакомпаний различных континентов. международный авиация внешнеторговый транспорт

В этих условиях авиакомпании с традиционным обслуживанием (стандартным набором и качеством услуг - питанием на борту, стыковкой маршрутов, интерлайн, гостиничным обслуживанием и др.) проводят структурные преобразования, в ходе которых сформировались следующие тенденции, приводящие к монополизации авиатранспортного производства:

слияние авиакомпаний или создание холдинговых структур, где отдельные производственные отрасли выступают как самостоятельные (дочерние) компании. Отношения между компанией-учредителем и отдельными (дочерними) компаниями выстраиваются на принципах менеджмент-холдин­га, финансового холдинга или их сочетания;

приватизация авиакомпаний на основе акционирования и открытой продажи акций, продажи предприятий на аукционах, коммерческих и некоммерческих конкурсах (инвестиционных торгах). Например, покупка французским национальным перевозчиком (Air France) оказавшегося на грани банкротства голландского национального перевозчика (KLM) и образование в 2004 г. крупнейшей в Европе авиакомпании "Air France-KLM";

         отказ от раздельной эксплуатации линий, при которой каждая компания самостоятельно несет расходы по эксплуатации своих самолетов на линии и полностью получает все доходы, и переход на создание линий совместной эксплуатации, где авиакомпании на основе объединения своих технических возможностей распределяют между собой все расходы и доходы в соответствии с долей участия в общей работе или достигнутой договоренностью (соглашением о пуле);

-        создание альянсов региональных перевозчиков, таких как "Крылья" (Wing)-KLM (Нидерланды), Northwest Airlines (США), межконтинентальных перевозчиков (например, "Небесная команда" (Sky team) - Air France, Delta Air Lines, Aеrоmexico, Continental Airlines, Korean Air, Northwest Airlines, KLM, Alitalia, CSA Czech) для оптимизации использования воздушных судов и их провозных емкостей;

         появление глобальных альянсов перевозчиков (например, "Звездный альянс" (Star Alliance) - Lufthansa, SAS, Warig (Бразилия), Singapore Airlines, Air New Zealand, Mexicana, British Midland, Annett (Австрия); альянс "Единый мир" (One world) - American Airlines, British Airways, Qantas, LAN Chili, Iberia, Cathay Pacific), позволяющих контролировать международные рынки авиаперевозок на основе единой стратегии их обслуживания;

         диверсификация производства, связываемая с формированием дополнительных источников доходов на основе расширения побочных видов корпоративной деятельности (создание гостиничных комплексов, туристических фирм, организация комплексного обслуживания, нетрадиционных услуг), появлением межнациональных смешанных воздушно-транспортных и гостинично-туристических корпораций (например, английская Thomson Holidays, немецкая Turistik Union International, датская HINT (Holland International) и др.).

Также мерой для того, чтобы не попасть под монопольное давление традиционных перевозчиков, стало создание дискаунтеров или лоу-кост-авиакомпаний - авиакомпании, которые предлагают крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Используемый ими принцип ориентирован на всемерное снижение себестоимости полетов и перевозочных тарифов на основе непредоставления пассажирам ряда привычных услуг и отказа от некоторых традиционных подходов в эксплуатации воздушных линий:

-        Не предоставляются бесплатное питание и другие услуги на борту. Напитки, еду и легкие закуски пассажиры могут приобрести за отдельный счет;

-        Продажа билетов осуществляется через интернет, что позволяет сократить издержки на содержание менеджеров, офисов продаж, выпуск бумажных бланков. Это ведет к минимизации обслуживания персонала;

         Создание большего количества пассажиромест за счет сокращения шага установки кресел на воздушных суднах;

         Полностью отсутствует транзит пассажиров и багажа. Не принимаются к перевозке транзитные билеты;

         Продажа билетов начинается с момента открытия рейса для бронирования, производится по самым низким ценам, а затем цены повышаются по мере приближения даты рейса;

         По возможности используются второстепенные аэропорты, в которых сборы за взлет и посадку на много меньше, чем в традиционных;

         Сокращается время стоянок самолетов, отсутствуют ночные стоянки;

         Используются однотипные воздушные суда, что дает минимизировать затраты на обслуживание средства и запчасти.

Лоу-кост-компании обеспечивают высокий пассажирский трафик своих судов, что дает им быструю окупаемость, и при этом цены в разы меньше, чем у традиционных перевозчиков. Это позволяет им иметь высокую конкурентоспособность, в том числе и к другим видам транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской). Примерами таких компаний являются: Flying Finn (Финляндия), Norwegian Air Shuttle (Норвегия), Westjet, Tango (Канада), IndiGo Airlines (Индия) и тд.

Низкотарифность авиаперевозок дает возможность авиакомпаниям дискаунтерам не только привлекать пассажиров от традиционных авиаперевозчиков и других видов транспорта. Низкотарифность позволяет им генерировать значительный пассажиропоток из числа жителей планеты с ограниченными финансовыми средствами или желающих большего числа поездок без увеличения выплачиваемых за них сумм.

Для снижения издержек и создания более выгодного предложения для клиентов крупные авиакомпании создали альянсы. Авиационный альянс - партнёрское объединение авиакомпаний, позволяющее достичь более высокого уровня международного сотрудничества в коммерческих авиаперевозках. При этом каждая авиакомпания сохраняет юридическую самостоятельность, но должна соблюдать общие правила по эксплуатации маршрутов, выполнения расписания рейсов, программы поощрения часто летающих пассажиров, продажи билетов. Одним словом, несколько авиакомпаний обслуживают одну авиакомпанию, по так называемому код-шэрингу. В наше время существуют три наиболее крупных альянса:

-        Star Alliance (с 1997 года, перевозит около 500 млн. пассажиров)

-        Sky Team ( с 2000 года, перевозит около 462 млн. пассажиров)

-        One World ( с 1999 года, примерно 330 млн. пассажиров)

Часто, находясь в аэропорту, мы слышим по громкой связи: "Начинается посадка на рейс авиакомпании Аэрофлот №034 - авиакомпании AL Italia №2335 и авиакомпании KLM №4415 в Москву и тд". Таким образом, по авиалинии Санкт-Петербург - Москва присутствует сразу несколько авиакомпаний, причем не только российские, но и зарубежные. Данные компании объединены в альянс "Sky Team", что дает возможность для совместной эксплуатации конкретной авиалинии. В чем преимущество альянса для определенных авиакомпаний? Во-первых, это возможность продавать билеты пассажирам на то направление, где данная авиакомпания не летает, но летают компании-партнеры по альянсу, при этом получает часть выручки от продажи билетов компании, принадлежащей определенное количество кресел в самолете. И чем больше партнеров, тем больше возможностей у авиакомпании присутствовать во всем мире. Во-вторых, находясь в альянсе, компании добиваются значительного сокращения издержек, а именно за счет экономии на офисах продаж, персонала, компьютерных системах продаж билетов (те пассажир покупает билет на маршрут с несколькими пересадками в рамках одного альянса на несколько авиакомпаний в одном офисе, в одной компьютерной системе продаж, при этом получает некие бонусы, скидки и тд. Но и существуют определенные проблемы, связанные с альянсами. Стать членом альянса не так уж и просто, например израильская авиакомпания EL AL получает отказ по так называемым политическим причинам. Особенно, если в альянсе есть представители ближневосточных или арабских перевозчиков.

Основные преимущества для пассажиров:

         Оформление багажа происходит один раз до конечного пункта назначения;

-        Если возникнут проблемы с потерей или задержкой багажа, то используется единая система поиска альянса;

-        Клиентам предлагается пользоваться одним единым проездным билетом при совершении многократных полетов в течение какого-либо времени;

-        Авиакомпании, входящие в какой-либо альянс, используют единый стандарт качества;

-        Авиакомпании-члены альянсов используют совместные терминалы в аэропорту;

-        Пассажиры имеют возможность копить мили за совершение авиаперелетов. Существует множество акций и программ лояльности за использование авиакомпаний, входящих в альянсы.

В целом, авиакомпаниям выгодно вступать в альянсы. Таким образом они объединяют ресурсы, оптимизируют маршрутную сеть, получают контроль над ценообразованием и над количеством посадочных мест.

В связи с развитием интернета сформировался спрос на доставку товаров по всему миру. Участие воздушного транспорта в этом играет большую роль из-за дальности и скорости доставки. В развитых странах сегодня присутствует более 200 грузовых авиакомпаний, специализированных на перевозках грузов как внутри стран, так и на международном рынке. Примеры самых крупных организаций: Air France, DHL Worldwide Express, British Airways World Cargo, United Parcel Service (UPS), Cargolux (CV), Federal Express (FedEx). Есть различные варианты перевозок, в зависимости от авиакомпаний, предоставляющих данную услугу. Существуют авиакомпании, специализирующиеся только на транспортировке грузов, например, российские авиакомпании Волга-днепр или AirBridge Cargo, есть компании которые комбинируют, т.е. перевозят и пассажиров и груз, такие компании как Россия (Аэрофлот), Air France, Turkish Airlines. Также в мире существуют много транспортных компаний, которые занимаются транспортировкой грузов различными видами транспорта и имеют в своих активах свои собственные самолеты, например компания FedEx, UPS, DHL и тд.

Объемы грузоперевозок в мире превышают 60 млрд. долларов, при чем 70 % приходится на авиакомпании в США, западно-европейские - 10 %, азиатские - 12 % (данные Ассоциации грузовых авиакомпаний (АГАК)).

На мировом рынке грузовых самолетов основную долю занимают русские и американские суда:

         Boeing - 747,737 - 200, 757, 707, 767

         DC - 8, 10, 20, 30

         ИЛ - 76ТД, 96 - 400Т

         АН - 124 -100 "Руслан", АН -225 "Мрия", 22, 12

Мировой банк оценивает наиболее выгодное использование грузовых авиаперевозок при расстоянии от тысячи километров с ценой груза более 10 долларов за фунт массы на условиях доставки ФОБ. В среднем цена килограмма массы груза около 25 долларов. Основные преимущества междунарожной грузовой авиаперевозки по сравнению с использованием другого вида транспорта и по-мимо тех, что я указывал раньше:

         низкая величина страхового взноса.

         низкие расходы на тару и упаковку.

При перевозке на большое расстояние грузовладелец уменьшает инвентаризационные и складские расходы предприятий, сокращает период оборачиваемости вложенных средств. Поэтому преимущества в скорости и качестве воздушной доставки видны на лицо, особенно в перевозках скоропортящихся и ценных грузов на дальние расстояния.

Международные авиатарифы представляют собой внешнеторговые цены на воздушную доставку грузов, формируются под действием факторов, связанных с расходами авиакомпаний по эксплуатации воздушных линий, разумностью прибыли от предоставляемых на них услуг, возникающими тенденциями на континентальных, межконтинентальных и региональных рынках авиаперевозок.

Авиатарифы формируются постоянно действующими комитетами ИАТА, рассматриваются зональными конференциями членов ИАТА, и после принятия по итогам обсуждения и согласования официально публикуются, как рекомендуемые в периодическом сборнике The Air Cargo Tariff (TACT), в котором отдельными книгами представлены :

–       правила по грузовым авиатарифам (TACT rules);

–       тарифы "Северная Америка" (Rates North America Issue), содержащие различные тарифы перевозок грузов в Северной Америке;

–       тарифы всемирные (Rates Worldwide Issue), которые содержат различные тарифы перевозок грузов по маршрутам авиалиний, не включенных в сборник "Северная Америка".

Тарифные книги издаются каждые два месяца для обеспечения введения в действие рекомендуемых ИАТА тарифов с первого дня каждого двухмесячного периода, начиная с февраля.

Существует следующая классифицикация грузовых авиатарифов ИАТА.

Тарифы на генеральные грузы (general cargo rates, GCR):

М - минимальный тариф, ставка которого принимается в качестве минимальной платы за авиаперевозку независимо от веса груза;- нормальный тариф, ставки которого применяются для грузовых отправок весом до 45 кг;- количественный тариф для грузов весом свыше 45 кг с разбивкой до 1000 кг.

Специальные тарифы (specific commodity rates, SCR), применяемые по необходимости в качестве льготных цен (карейт) на перевозки отдельных товаров. Все товары систематизированы, разделены на 10 групп по признакам происхождения и назначения. Каждая группа разбита на 10 подгрупп, объединяя 100 конкретных наименований товаров, которым присвоены четырехзначные коды, упорядоченные по номерам групп и подгрупп. Перечень товаров, к которым применяется тариф SCR, указан в тарифных книгах для конкретных маршрутов авиалиний в виде четырехзначных кодов.

Карейты применяются для обеспечения рентабельности воздушной доставки товаров в конкретные аэропорты отдельных стран. Специальные тарифы являются экономическим механизмом привлечения экспортно-импортных грузов, стимулирования деловой активности на определенных авиалиниях.

Поклассовые тарифы (class rates, CR), учитывающие стоимости (ценность) перевозимых грузов:- сниженный поклассовый тариф (reduced, R), используемый для часто перевозимых грузов на определенной авиалинии соответствующей зоны мира по классификации ИАТА. Имеет ставку, меньшую на определенный процент, чем обычный тариф на генеральные грузы (GCR);- повышенный поклассовый тариф (surcharged, S), ставки которого для некоторых видов грузов выше на определенный процент обычных для тарифа на генеральные грузы для ряда авиалиний мировых зон.

Для обозначения поклассных тарифов используется следующая индексация, например, S "N150", означающая применение повышенного поклассного тарифа с надбавкой 150 % к нормальному тарифу GCR.

Тарифы, публикуемые ИАТА в сборнике ТАСТ, имеют следующие особенности:

         указывают цену перевозки за каждый килограмм груза;

-        действительны только на маршрутах, для которых они опубликованы;

-        включают в себя сборы за погрузку и выгрузку самолета, за хранение груза в пределах минимального срока до и после перевозки;

-        не включают дополнительные сборы за терминальную обработку и наземную доставку грузов;

-        удельные ставки на перевозку 1 кг груза на 1 км пути уменьшаются с увеличением расстояния перевозки;

-        публикуются в валюте, используемой перевозчиками (USD, EUR);

-        действительны на дату выпуска авианакладной.

Опубликованные тарифы носят рекомендательный характер ввиду того, что авиакомпании ведут ценовую конкуренцию на понижение, себестоимость отдельных авиаперевозок между отдельными пунктами может быть ниже, стоимость наземной обработки воздушных судов в разных аэропортах различно влияет на авиатарифы. По этим причинам грузовые тарифы ИАТА рассматриваются котировочными ценами на перевозку по конкретным направлениям. Авиаперевозчики регулярных авиалиний используют собственные ставки тарифов, как правило, более дешевые, чем официально изданные ИАТА, и заявляют их через систему дистрибуции в виде ставок тарифа Brutto rate или в виде продажных цен (sales prices) при опубликовании своих тарифов (Airline Private Tariff).

Тарифная система ИАТА не применяется в нерегулярных воздушных сообщениях, где при определении провозных платежей используются ставки воздушного фрахта для чартерных перевозок, устанавливаемые судовладельцами с учетом уровня издержек (прежде всего по стоимости летного часа) и сложившейся конъюнктуры рынка фрахтования воздушного тоннажа.

В наше время нерегулярные перевозки пользуются особой популярностью, которые выполняются чартерными и дополнительными рейсами.

Чартерные рейсы используются при доставке пассажиров и грузов между различными пунктами, находящиеся на территории разных государств. Для эксплуатации таких перевозок соответсвующие страны должны иметь договоренность между собой на выполнение данных транспортировок, и рейсы должны осуществляться на установленных международных авиасообщениях.

Также на действующих авиалиниях выполняются дополнительные перевозки по усмотрению авиаперевозчиков. Выполняются по тем же маршрутам, как и регулярные полеты, с учетом их расписания, устанавливаются те же тарифы.

При чартерных перевозках различают следующие виды фрахтования:

         На определенные период времени. Осуществление полетов на согласованных маршрутах или в регионе в определенных целях на условиях, оговоренных чартером.

-        Рейсовый. Перевозка осуществляется отдельным рейсом и выполняется под контролем фрахтовщика, когда самолет остается в его собственности и владении. Фрахтователь распоряжается только вместимостью судна по своему усмотрению на оговоренных в чартере условиях и должен уделять вниманию грузоподъемности, обеспечение безопасности, технических возможностей самолета и соблюдение всех формальностей на пролет по согласованному маршруту.

На практике существует несколько видов чартерных перевозок:

-        Одиночный рейс: рейс осуществляется только в одном направлении (Trip charter);

-        Круговой рейс: Рейс выполняется туда и обратно и загрузка судна обязательна как минимум в одном направлении (Round trip charter);

-        Серия рейсов: рейсы, которые выполняются в оба конца с определенной последовательностью между установленными пунктами по челночной системе (Consecutive charter);

-        Поэтапный чартер: рейс осуществляется в несколько этапов: часть пути транспортируется на рейсовых самолетах, другая часть на чартерных (Split charter);

-        Блок-чартер: Наиболее часто встречается на практике. Фрахтуется часть судна, которое осуществляет регуляный рейс. Например, фрахтовщик может зафрахтовать часть судна для определенного количества груза, причем это судно выполняет пассажирскую авиаперевозку регулярным рейсом (Block charter);

-        Полукоммерческая перевозка: рейс, выполняемый в целях внутренних интересов организации (Affinity charter);

-        Перевозка специализированной группы пассажиров: перевозка членов какой-либо организации (например спортивной команды). Стоимость чартера распределяется пропорционально между всеми членами группы (Non-affinity group charter);

-        Перевозка неспециализированной группы пассажиров: выполняется с предварительным бронированием вместимости судна (Advance booking charter, ABC) или с предварительной оплатой всего судна (Travel group charter, TGC);

-        Перевозка туристической группы: перевозка "туда и обратно" или по кругу (Inclusive tour charter), где оказывается еще дополнительные услуги (проживание, питание, наземный транспорт, развлечения, экскурсии). Оплачивается перед отпрвлением;

-        Перевозка к месту мероприятий: рейсы осуществляемые специально к спортивным, культурным, профессиональным мероприятиям (например к олимпиаде в Сочи 2014 г.) (Special event charter);

-        Тайм-чартерная перевозка: фрахтователь использует судно на определенное время, как с экипажем (фрахтовщик берет на себя контроль за воздушным судном и его экипажем и несет финансовую и юридическую ответственность), так и без него (фрахтовщик утрачивает полностью или частично контроль за работой воздушного судна) (Time charter);

В договорах на чартерную перевозку оговариваются количество необходимых самолетов определенного типа и вместимости, предоставляемых одновременно или последовательно согласно разработанному сторонами графику, который является неотъемлемым приложением чартера. В графике указываются:

         время и дни полетов, общее количество рейсов и самолетов;

-        кто берет на себя выполнение всех формальностей, относящихся к самолету и его экипажу, необходимых для нормального осуществления полетов (обеспечение разрешений на пролет тех или иных территорий, надлежащее оформление судовой документации, документов членов экипажа, въездных документов на пассажиров, разрешений на ввоз, вывоз или транзит грузов и др.);

-        сторона, которая производит выдачу перевозочных документов, билетов;

-        сроки и порядок сосредоточения фрахтователем грузов или пассажиров в аэропортах отправления с учетом их специфики;

-        полная стоимость чартерной перевозки брутто, в которую включаются комиссионные агентов на иностранной территории, других организаций, расходы по наземной доставке, другие необходимые расходы, порядок их распределения между сторонами и уплаты;

-        валюта платежа;

-        пределы ответственности перевозчика;

         условия освобождения перевозчика от выполнения его обязательств;

-        основания для прекращения договора.

Стоимость фрахтования судна включает в себя стоимость летного часа используемого типа самолета, стоимость наземных услуг аэропортов, структуры рынка перевозок, условий разрешения эксплуатации.

 

3. Внешнеторговые операции воздушного транспорта


Для выполнения внешнеторговой операции воздушным транспортом, необходимо серьезно подойти к этому вопросу, так как неправильно структурированные действия могут нести за собой лишние издержки, и это касается как физических, так и юридических лиц.

Внешнеторговые операции можно разделить на два типа:

-        перевозка пассажиров и багажа;

-        перевозка грузов и опасных грузов.

Правила внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию, установлены в воздушных кодексах в каждой стране, с учетом условий Чикагской и Варшавской конвенций . Для того, чтобы иметь правильное представление о правилах международных перевозок, необходимо обратиться к Варшавской конвенции - "Общие условия перевозок пассажиров и багажа". При международных воздушных перевозках авиакомпаниями применяется единая типовая форма транспортной документации, разработанная ИАТА, что облегчает осуществление перевозочных операций, особенно когда они выполняются не одним, а несколькими перевозчиками.

При перевозке пассажиров для заключения сделки на предоставление услуги заключается договор между клиентом и авиаперевозчиком. В данном случае договором является билет, который пассажир приобретает за определенную стоимость. Перевозчик обязан выдавать проездной билет, который должен содержать следующие указания:

         место и день выдачи;

-        места отправления и назначения;

-        предусмотренные остановки, с сохранением возможности для перевозчика обуславливать свое право их изменять в случае необходимости и без того, чтобы это изменение могло лишить перевозку ее международного характера;

-        название и адрес перевозчика или перевозчиков;

-        указание, что перевозка подпадает под действие правил об ответственности, установленных настоящей Конвенцией;

Неправильность или утеря билета не влияет ни на существование, ни на действительность договора о перевозке. Электронный билет также является документом, используемым для удостоверения договора перевозки пассажира и его багажа. Также при перевозке багажа, за исключением мелких личных вещей, оставляемых пассажиром при себе, перевозчик обязан выдавать багажную квитанцию. Она составляется в двух экземплярах: один для пассажира, другой для перевозчика. В ней указываются следующие данные:

-        место и день выдачи;

-        место отправления и назначения;

-        номер проездного билета;

-        указание, что выдача багажа производится предъявителю квитанции;

-        количество и вес мест.

Багажная квитанция является идентификатором багажа пассажира. После получения багажа, пассажир обязан предъявить квитанцию работнику аэропорта, чтобы тот сравнил ее с квитанцией на имуществе клиента.

В связи с большим рядом преимуществ, воздушный транспорт занимает большую долю в перевозке грузов по всему миру. При осуществлении данных операций, необходимо правильно выбрать схему транспортировки, чтобы сохранить изначальный вид товаров и минимизировать затраты всей операции.

В первую очередь, в зависимости от количества груза и финансовых возможностей необходимо выбрать, через какую авиа сеть будет доставлен груз. На практике существует три варианта:

-        воспользоваться транспортной компанией (DHL, FedEx, UPS и тд);

-        фрахт судна на прямую через перевозчика ( Волга-днепр, Airbridge Cargo);

-        воспользоваться грузовым агентом (огромное множество).

Наиболее часто компании и физические лица используют грузовых агентов для осуществления операции. Авиакомпании, чтобы привлечь грузы на свои регулярные и нерегулярные рейсы, заключают договора в различных регионах планеты со своими грузовыми агентами. Грузовой агент - это транспортно-экспедиционная компания, которое имеет с авиакомпанией заключение и имеет аккредитацию ИАТА. Для заключения с клиентами договоров перевозки (продажа грузовых перевозок) агенту предоставляется пониженный тариф (Net rate) за перевозку грузов и продажу сервиса авиакомпании. Когда агент нашел клиента (отправителя), то он от своего лица уже заключает договор, применяя более высокие продажные тарифы (Selling rate или Brutto rate). Повышенные ставки согласовываются с авиакомпаниями.

Начало операции начинается с консультирования клиента, в которой решается вопрос о возможности перевозки груза на определенной авиалинии участвующими авиакомпаниями. Так как на одной линии могут участвовать разные перевозчики и осуществлять транспортировку разными моделями и марками самолетов. Из-за разных конструкционных особенностей по грузовым отсекам (габариты, размеры дверных проемов), могут быть наложены определенные ограничения на грузы по их размерам, объемам и весу. Для удобства регулирования данного процесса, у каждой модели самолета есть загрузочные таблицы (Loading charts), которые разрабатываются производителями по каждой модели самолетов. С помощью них определяются максимальные геометрические размеры принимаемого на борт груза с учетом его нагрузки на 1м3 поверхности пола нижней палубы самолета. Также агент предоставляет ряд дополнительных услуг:

-        разработка оптимальной схемы доставки;

-        расчет стоимости перевозки;

-        согласование форм оплаты;

-        предоставляет информацию о таможенном оформлении.

Важный аспект в торговой операции это согласование формы оплаты. Условия и их виды урегулированы ИАТА.

.        Оплата отправителем (prepaid). Грузовой агент получает от клиента полную сумму за свои услуги и услуги перевозчика и в дальнейшем сам осуществляет расчеты с перевозчиком согласно условиям агентского соглашения. Оплата услуг только грузового агента может осуществляться:

         по окончании его исполнения;

-        в виде залога, агент принимает что-нибудь в залог от клента до предоставления своих услуг, который возвращается клиенту полностью или частично.

.        Оплата получателем (collect). Оплата производится получателем в кассе аэропорта назначения взамен документов на груз или в другой любой момент по договоренности. После оплаты, перевозчик отдает процент грузовому агенту отправителя.

3.      Оплата за товар и перевозку после доставки (Cash on delivery, COD), при которой плату за товар и его транспортировку до пункта назначения осуществляет получатель груза при его получении в аэропорту или на своем складе с обязательным участием грузового агента страны назначения, согласного на эту форму оплаты. Оплату услуг авиакомпании осуществляет грузовой агент в стране отправления, затраты и прибыль которого возмещает грузовой агент страны назначения. Контрактную стоимость товара последний также переводит грузовому агенту страны отправления, который затем выплачивает ее грузоотправителю.

После выбора формы оплаты, следующим этапом операции идет прием заявки клиента на перевозку. До того как груз окажется у перевозчика, клиент заполняет письмо-инструкцию (заявка на перевозку или shipper’s letter of instruction, SLI). Данный документ говорит о том, что клиент согласен с оговоренными в ходе консультации условиями перевозки, подтверждает достоверность сведений, разрешает агенту подписывать авианакладную от его имени, гарантирует оплату всех услуг. В SLI должны быть все сведения для заполнения грузовой авианакладаной.

Как только письмо-инструкция подписана клиентом, следуют следующий этап - доставка груза от отправителя на склад грузового агента (Pick up). На практике обычно осуществляется самим агентом и входит в конечную стоимость всех услуг.

Далее идет проверка документов на груз (check-up) и складские операции (handling). Проверяется вес, число мест, маркировка, габаритные размеры, объем, упаковка груза. Определяется потребность в дополнительных операциях, они оплачиваются грузоотправителем отдельно.

После всех вышеперечисленных процедур начинается экспортная отчистка (экспортное таможенное оформление груза), которое осуществляется агентом самостоятельно, если он имеет опредленную лицензию. Если ее нет, то осуществляется таможенным брокером (customs broker) на основании инструкций клиента.

Как только товар прошел экспортную отчистку, грузовой агент заключает договор с перевозчиком о бронировании мест на судне. Оплата авиаперевозок осуществляется в зависимости от веса, которым является фактический вес груза (Actual gross weight). Здесь действует такой же принцип как и на перевозки других видов транспорта, чем больше вес, тем дешевле стоимость перевозки его каждого килограмма. Экспортер получает скидку с продажного тарифа (Brutto rate), устанавливаемую грузовым агентом авиакомпании. Консолидация различных грузов от разных отправителей производится грузовым агентом на его складе с учетом требований к совместимости грузов, назначения, дальности, маршрутов их перевозки. Стоимость наземной обработки грузов может включаться в величину провозной платы по усмотрению авиаперевозчика.

Если авиакомпания имеет специальную внутреннюю сеть электронного бронирования, то бронирование грузов грузовой агент осуществляет самостоятельно, указывая определенные данные груза и желаемом маршруте, который оговаривался с отправителем. Далее запрос обрабатывается в информационном центре перевозчика, и далее агент получает подтверждение о бронировании грузовых мест на судне на определенную дату. Также для бронирования агент может использовать телефонный звонок, факс или электронную почту. В таком случае авиакомпания сама вносит данные о грузе и маршруте в свою базу.

Если используются обычные тарифы на бронирование мест, то перевозчик не несет ответственность за задержку груза. Если повышенный тариф, как например при экспресс-доставке, то при задержке, перевозчик лоялен к клиенту и дает дополнительные бонусы ко всей операции или скидки. Но на данном этапе не стоит быть уверенным в гладком выполнении операции, так как есть ряд факторов, которые могут сорвать сделку или перенести ее на неопределенный срок:

-        технические отмены рейсов;

-        замена самолетов;

-        погодные условия;

-        введение в аэропортах эмбарго на вывоз, транзит или ввоз определенных грузов.

Далее один из важнейших этапов сделки - подписание документов перевозки или грузовой авианакладной, которую заполняет грузовой агент по разрешению клиента. Авианакладная заполняется с учетом правил Варшавской конвенции и процедурами ИАТА по авиаперевозкам (TACT rules) и одобряется Международной торговой палатой. Накладная получает произвольный номер от грузового агента и по этому номеру агент может следить за транспортировкой груза на любых этапах по своей системе слежения. Накладную стоит заполнять внимательно, так как она несет юридическую силу и несет в себе много информации:

         указываются наименование организации, фамилия, подробный почтовый адрес и страна (двухбуквенный код страны) грузоотправителя, контактный телефон, телефакс;

-        указывается наименование организации, фамилия, подробный почтовый адрес и страна (двухбуквенный код страны) грузополучателя, также телефон, телефакс;

-        информация об агенте перевозчика, его наименование, адрес и телефон. Также указывается код агента ИАТА;

-        аэропорт отправления и маршрут перевозки груза;

-        полное имя перевозчика и его двухзначный код ИАТА;

-        аэропорт назначение (код ИАТА);

-        информация по расчетам. Вид оплаты и валюта;

-        ценность, объявленная для перевозки;

-        страхование: компания страховщик, наименование, адрес;

-        информация по обслуживанию, особые меры обращения и хранения груза;

-        сопроводительная документация к грузовой авианакладной;

-        общая масса, класс тарифа, тарифы и сборы;

         сумма оплаты за перевозку.

Накладаная состоит из 8 листов, первые пять которых являются обязательными:

-        1 лист голубого цвета (оригинал для отправителя, for shipper), служит документом, для подтверждения договорных отношений с перевозчиком, выполнение всех договорных обязательств, подисывается перевозчиком;

         2 лист белого цвета (копия для агента, for agent), для отчета об оказании грузовых услуг;

-        3 лист зеленого цвета (оригинал для перевозчика, for carrier), подписывается отправителем;

         4 лист розового цвета (оригинал для получателя, for consignee) прилагается к грузу и сопровождает его до передачи грузополучателю;

         5 лист желтого цвета (копия 4ого листа для подтверждения получения груза, delivery receipt) - подтверждение доставки после росписи получателя;

-        6 лист белого цвета (копия 5ого листа) остается в аэропорту назначения;

         7 лист белого цвета (копия 6ого листа) остается у перевозчика;

         8 лист белого цвета (копия 7ого листа) остается у следующего перевозчика (при условии что маршрут осуществлен несколькими авиакомпаниями), если рейс выполнен одним перевозчиком, то достаточно 7ого листа.

Тем самым, накладная выполняет следующие функции:

         договора перевозки между грузоотправителем и авиакомпанией;

         документа о приеме груза к перевозке;

         инструкции по загрузке груза и его предоставлению получателю;

         банковского документа о выполнении договорных обязательств по внешнеторговому контракту купли-продажи на базисных условиях;

         таможенного документа;

         документа о доставке груза.

Накладная действительна только после подписания грузоотправителя или его грузового агента и перевозчиком (или агентом перевозчика) до момента передачи груза получателю или его агенту.

За отдельную плату, грузовой агент может предложить страхование и дополнительные услуги (например отслеживание груза, презентация способа доставки, товара, организация встреч и деловых поездок). На практике, грузовой агент имеет соглашения со страховыми агентствами и по желанию клиента может воспользоваться услугами этих компаний. Другой вариант, когда авиакомпания имеет соглашение со страховыми компаниями, и грузовой агент может предложить отправителю воспользоваться услугами компании через перевозчика.

Далее перевозимый груз предъявляется авиаперевозчику на грузовом терминале в аэропорту, на дату, обеспечивающую возможность бесплатного хранения груза перед вылетом. Прямые отправки грузов передаются агентом подготовленными к перевозке в виде отдельных грузовых мест в том виде, как их подготовил грузоотправитель или грузовой агент в соответствии с инструкциями отправителя, с полным пакетом транспортных, таможенных, сопроводительных документов. При консолидированных отправках грузовой агент-консолидатор по договору с авиакомпанией на своем складе загружает ULD (иглу, контейнер, паллета) и доставляет ее перевозчику к борту самолета вместе с полным пакетом документов консолидированной отправки (в том числе таможенных). Стоимость терминальной обработки груза может не включаться авиакомпанией в величину тарифа на перевозку.

Следующие процедуры, которые выполнятся после оформления всех документов и погрузки товара на судно:

-        отслеживание груза выполняется грузовым агентом либо через свою систему, либо через поисковую систему авиакомпании при использовании номера авианакладной. Отслеживание начинается с момента бронирования места до прибытия груза в аэропорт назначения;

         информирование агента страны или получателя, в зависимости от условий прописанных в авианакладной (кто принимает груз). Также предоставляется информация о наличии дополнительных услуг в соответствии с условиями поставки (импортная отчистка, разгрузка самолета, доставка до склада получателя и тд);

-        Получение документов. Подпись всех надлежащих документов получателем или его грузовым агентом;

         Получение груза выполняется после импортной отчистки. Отчистка может осуществляться как на складе покупателя, так и на складе грузового агента или терминале аэропорта.

 


Заключение

Таким образом, мировой воздушный транспорт играет большую роль во внешнеторговых операциях. Данные операции очень непростой процесс. Для их осуществления необходимо знать юридические основы международных перевозок, которые прописаны в Чикагской и Варшавской конвенциях, а также воздушный кодекс своей страны. Необходимо понимать практическую часть, какими грузовыми агентами лучше пользоваться или возможно самому заняться всей документацией и самому зафрахтовать судно. Нужно понимать за какие услуги стоит платить и сколько нужно платить. Всегда рассматривать разные варианты доставки, различных агентов и различных перевозчиков, всегда искать наиболее выгодный или наиболее быстрый вариант осуществления операции.

Операции воздушным транспортом считаются наиболее дорогими по сравнению с другими видами транспорта, засчет своих перимуществ, которые были указаны выше. Трудно представить как в наше время люди и организации могли путешествовать и вести коммерческую деятельность без воздушного транспорта. Ежегодно рынок развивается, модернизируются и строятся новые самолеты, улучшается аэронавигационная система, уменьшаются издержки на эксплуатацию воздушных судов, что я надеюсь приведет к более дешевым билетам на регулярные рейсы. Создаются новые услуги: при возможности мы можем зафрахтовать целое судно или использовать чартерный рейс, указывая свои личные пожелания на полет. Мы можем пользоваться лоу-кост-компаниями b значительно экономить на билетах. Уже не первый год практикуются новые наборы услуг в самолетах: wi-fi, музыка, кино, спальные места, курительные комнаты, разнообразие кухни, а также дополнительные услуги вне полета, такие как бронирование мест в гостинице или отеле, заказ трансфера, предоставление информации и тд. Воздушный рынок очень сильно вырос всего за 100 лет своего существования, и я надеюсь, что в течение своей жизни, я успею застать какие-либо глобальные изменения в нем.

 


Список литературы


1.      Варшавская конвенция 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Гамбургские правила); интернет ресурс - http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36041.html

.        Чикагская конвенция 1944 г о международной гражданской авиации; интернет ресурс - http://www.6pl.ru/asmap/convMGA.htm

.        Воздушный кодекс российской федерации; интернет ресурс - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/

4.      ICAO Doc 9713 Словарь по международной гражданской авиации; интернет ресурс - http://airspot.ru/library/book/icao-doc-9713-slovar-po-mezhdunarodnoy-grazhdanskoy-aviatsii-ikao

.        Определения Википедия; интернет ресурс - https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

.        Приказ Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" (с изменениями и дополнениями); интернет ресурс - http://base.garant.ru/194556/ - help

.        Обслуживание экономических связей; интернет ресурс - http://www.bestreferat.ru/referat-94709.html

.        Технология и организация грузовых авиаперевозок : учеб. пособие / сост. Л. Б. Бажов. - Ульяновск : УВАУ ГА, 2006. - 34 с. (1/2); интернет ресурс - http://venec.ulstu.ru

.        Махитько, В. П. Государственное регулирование и рынок в авиастроении: учебное пособие / В. П. Махитько. - Ульяновск : УлГТУ, 2008. - 243 с.; интернет ресурс - http://venec.ulstu.ru

Похожие работы на - Внешнеторговые операции воздушного транспорта: особенности, проблемы и перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!