ПГГПУ в XXI веке: подготовка кадров для экономики края

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,04 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ПГГПУ в XXI веке: подготовка кадров для экономики края














ПГГПУ в XXI веке: подготовка кадров для экономики края

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты подготовки кадров для экономики

1.1 Понятие и виды образовательного процесса

1.2 Особенности подготовки кадров в современной экономике

2. Особенности подготовки кадров в ПГГПУ

2.1 Характеристика ПГГПУ

2.2 Роль ПГГПУ в обеспечении экономики Пермского края квалифицированными кадрами

2.3 Перспективы подготовки кадров для экономики края в ПГГПУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается тенденция быстрого наращивания экономического потенциала высокоразвитых стран за счет научно-технических и технологических инноваций, причем активную роль в этом деле играет государство. Разработка и производство современных наукоемких изделий требуют создания необходимых для этого экономических условий, подготовки соответствующих кадров и значительного роста расходов на НИОКР <#"justify">1. Теоретические аспекты подготовки кадров для экономики

1.1 Понятие и виды образовательного процесса

В России вопросы определения стратегии развития и самоидентификации в современных условиях важны, как никогда прежде [5].

Конечно же, и государство не может быть в стороне от разработки стратегии обучения молодого поколения, способного формировать мир и участвовать в переменах. Так Министерство образования и науки в настоящее время разрабатывает проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. В этой Концепции предлагается развивать три формы образования взрослых (к этой категории в Концепции отнесено население в возрасте от 15 до 72 лет) [9]:

− «формальное образование», получаемое в результате обучения в образовательных организациях (определение образовательных организаций дано в законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]);

− «неформальное образование», получаемое вне образовательных организаций, т.е. обучение на рабочих местах (наставничество, инструктажи, корпоративные тренинги и т.д.), на открытых программах и тренингах компаний-провайдеров, тренеров-фрилансеров, программы обмена опытом и другие формы повышения квалификации;

− «информальное или спонтанное образование», к которому относится самообразование взрослого человека, как в области профессиональной деятельности, так и других интересных для него областях.

Необходимость разработки этой концепции вызвана множеством причин и прежде всего тем, что увеличивается разрыв между тем образованием, которое получает выпускник колледжа или вуза, и требованиями работодателей, особенно в части практических навыков [10].

По результатам исследования компании «Фреймекс» и других обзоров можно выделить несколько трендов в системе образования как в нашей стране, так и за рубежом[2, 7,9, 13]:

. Тренд на создание системы непрерывного образования взрослых, ориентированного на формирование сквозных компетенций, востребованных рынком труда. Результаты международных исследований свидетельствуют о том, что увеличение средней продолжительности образования взрослого населения всего лишь на один год в долгосрочной перспективе ведет к увеличению экономического роста экономики страны на 3,7%, а доходов на душу населения на 6%[9].

. Тренд на увеличение роли «неформального образования». По результатам обследования населения в Российской Федерации по проблемам занятости, в 2014 году доля занятого населения в возрасте 25-64 года, прошедшего обучение на производстве, составляет более 60 % от общего числа указанных граждан, прошедших дополнительное обучение [9].

. Тренд на формирование профессионально-общественных механизмов, обеспечивающих стимулирование спроса со стороны взрослого населения на получение образования в течение всей жизни. Создающаяся в настоящее время российская система оценки квалификаций персонала на основе профессиональных стандартов ориентирована на постоянное повышение сотрудниками своего профессионализма. Без прохождения дополнительного и регулярного обучения невозможно будет пройти очередную независимую оценку квалификаций, а значит, подтвердить свое право на работу в определенной должности или профессии.

. Тренд на индивидуализацию образования. Все более актуальной становится разработка индивидуальных образовательных маршрутов, касающихся как профессионального, так и личностного развития человека в течение всей жизни. Поэтому в перспективе будут востребованы специалисты, способные разрабатывать такие траектории развития, учитывающие особенности и потребности конкретного человека.

. Тренд на увеличение бесплатного образовательного контента в самых разных форматах: текстовый, аудио и видео-формат, геймификация и другие. Все это позволит обеспечить максимальных охват взрослой аудитории и удовлетворить потребность в обучении. В настоящее время эти потребности удовлетворены далеко не полностью. Так результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования в России показали, что искали и нашли необходимую информацию только 28,06 % от общего количества желающих пройти обучение[9].

. Тренд на дистанционный (электронный, он-лайн) формат обучения. Особенно распространенным этот формат становится у молодого поколения, которое умеет находить образовательные программы в Интернете, хорошо знает иностранный язык, а потому может смотреть курсы не только на русском языке. Такая форма обучения также позволяет выбирать наиболее интересные программы и не отвлекаться на неактуальную информацию.

. Тренд на минимизацию очных форм обучения. По сути, очный формат обучения останется только там, где без него невозможно обойтись. Например, при формировании так называемых softskills, особенно в коммуникационной сфере (переговоры, публичные выступления и т.д.). При этом наиболее эффективно их проведение именно после предварительного ознакомления обучающихся с теоретическими основами курса в дистанционном режиме.

. Тренд на дополнительное образование взрослых по базовым курсам в рамках «неформального образования». Как уже отмечалось выше, современный выпускник образовательных организаций, в названии которых даже есть слово «университет», оставляет желать лучшего. Повышение темпов смены производственных технологий при низком уровне общего образования молодого поколения приводит к тому, что в рамках «неформального образования» все чаще на предприятиях создаются курсы «ликбеза» по обучению сотрудников основам математической статистики, финансовой математики, основам экономики и управления.

. Тренд на обучение микро-навыкам и fust-программы. Смена требований, предъявляемых к сотрудникам, из-за повышения скорости изменений в бизнес-среде приводит к тому, что появляется необходимость в быстром обучении небольшим навыкам. Например, компания планирует выйти со своей продукцией на китайский рынок, и поэтому сотрудников контактной зоны, работающих на Китай, необходимо научить особенностям коммуникаций с китайскими партнерами [14].

. Тренд на ценностный подход в образовании связан с ростом значимости самообразования и оценкой эффективности инвестиций в образование. Усложнение работ, выполняемых сотрудниками, приводит к тому, что снижается доля простого или рутинного труда и растет доля сложной деятельности. Эти выводы подтверждаются данными исследования, которое было проведено Федеральным резервным банком Нью-Йорка совместно с Колумбийским университетом и университетом Нью-Йорка. В результате этого исследования был сделан вывод о том, что в США доля работ с нерутинными обязанностями возросла с 40% в 1975 году до 60% в 2014 году. Ученые, принимавшие участие в данном исследовании, построили прогноз изменения доли нерутинного труда. П о их оценкам, она составит к2015 году не мене 70% от общего объема работ, выполняемых сотрудниками [3]. Результат сложной деятельности требует от персонала самоконтроля, в том числе в области образования. Сотрудники, понимая имеющиеся у них «разрывы» в образовании, инвестируют собственные средства в повышение своей конкурентоспособности на основе оценки ценности и эффективности и этих вложений.

Существует, конечно, множество и других трендов в образовании как в нашей стране, так и за рубежом. Здесь мы описали только самые очевидные.

1.2 Особенности подготовки кадров в современной экономике

Классик экономической теории Й. Шумпетер, разрабатывая свою инновационную теорию, изучив предпринимательский класс своего времени, выделил основные характеристики людей, ключевой из которых назвал стремление привнести в свой бизнес что-то новое, особое, нетрадиционное:

независимость и уверенность в себе, опора на собственные силы;

отсутствие боязни риска;

доверие своему чутью, интуиции;

потребность в самореализации, в достижении успеха;

достаточно взвешенное отношение к деньгам.

Й. Шумпетер исходил из того, что двигателем развития выступает предприимчивость: лишь те люди достойны называться предпринимателями, которые находятся в постоянном поиске новых возможностей для бизнеса. При этом роль предпринимателя отличается по своему вкладу в деятельность фирмы как от роли капиталиста-собственника, так и от роли управленца высшего звена (хотя данные три роли могут исполняться разными людьми в разных пропорциях, а классический капиталист-предприниматель играет все три роли разом). По Шумпетеру, предприниматель - это и есть новатор, находящийся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства.

Свою теорию Шумпетер сформулировал в работе "Теория экономического развития" в 1912 г. А кто же "герои" сегодняшнего дня?

Можно предложить следующий подход к классификации инновационных кадров, базирующийся на выделенных нами критериях (табл. 1).

Таблица 1

Классификация инновационных кадров

КритерииИнновационные кадрыНа основе принадлежности к управленческим кадрам инновационного типаПредприниматели-собственники. Менеджеры всех уровней (лидеры-новаторы). Инновационные менеджерыПо степени участия в инновационном процессеНоваторы. Инноваторы. Работники, обеспечивающие регулирование и обслуживание инновационного процессаВ зависимости от сферы деятельностиРаботники сферы образования и науки. Работники высокотехнологичных отраслей экономики. Работники традиционных отраслей экономики, обладающие современными компетенциями

Словарь управления персоналом. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Словарь управления персоналом. Высокотехнологичный сектор экономики - это совокупность предприятий и научно-исследовательских организаций, производящих по радикальным технологиям и реализующих сложную, информационнонасыщенную конкурентоспособную на мировых рынках продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

Предприниматели - собственники малых предприятий

Предприниматели - собственники малых предприятий по-прежнему имеют предпринимательскую мотивацию, связанную с новаторством и поиском новых комбинаций факторов производства, причем сегодня не только в производственной сфере, но и в сфере услуг, включая образование, здравоохранение.

А вот общеизвестные примеры, подтверждающие основные положения работ классика экономической теории. Из мирового опыта нам известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

Анализ промышленных предприятий, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основными побудительными мотивами для разработки инноваций являются желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности. На предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал. Однако в современной рыночной экономике предпринимательская функция видоизменяется и с ростом размеров предприятия переходит от собственников ресурсов к менеджерам. В этих условиях реализация предпринимательской функции в крупных корпорациях связана преимущественно с поиском новых возможностей увеличения прибыли и снижения риска, с разработкой и реализацией инновационных стратегий, новых систем управления и организации производства и т. д.

Другими словами, на уровне управления инновационность менеджеров проявляется в способности генерировать и реализовывать новаторские решения в сфере управления в целях инновационного развития как отдельной организации, так и экономики в целом.

Именно на решение этой проблемы, на формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России, направлена Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Президентской программой предусматриваются обучение в первоочередном порядке руководителей для предприятий и организаций социальной сферы, ЖКХ, приборостроения, электротехники, энергетики, фармацевтики, строительства, транспорта, а также подготовка управленческих кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств.

В рамках Президентской программы 5000 менеджеров ежегодно проходят 500 - 600-часовую подготовку в ведущих российских образовательных учреждениях по специальностям: «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит». Уровень изменений в области внедрения новых технологий на предприятиях, участвовавших в Президентской программе, почти в 2 раза превосходит средние данные по промышленным предприятиям России

2. Особенности подготовки кадров в ПГГПУ

2.1 Характеристика ПГГПУ

октября 1919 года в Перми был создан институт народного образования, 9 сентября 1921 года постановлением плановой комиссии Главпрофобра преобразован в педагогический институт, а в 1994 году переименован в университет.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет - это один из старейших вузов Урала (основан в 1921 году). В скором будущем университет будет праздновать вековой юбилей. Сегодня ПГГПУ - это образовательный, культурный и научный центр Пермского края. Здесь обучается свыше 7000 студентов и работает более 500 преподавателей и научных сотрудников.

Пермский педуниверситет - это полноценный образовательный кампус, расположенный в центре города. Вуз состоит более чем из 20 строений: учебных и хозяйственных корпусов, общежитий, спортивных комплексов, научных станций.

В эпицентре академической жизни находятся 4 учебных корпуса, где функционирует 13 факультетов.

Факультеты:

биологии и химии,

дошкольной подготовки и психологии,

иностранных языков,

информатики и экономики,

исторический,

менеджеров образования,

математический,

музыки,

профессиональной переподготовки и повышения квалификации музыкально - педагогических кадров,

психологии,

филологический,

физический,

- физической культуры.

Каждый факультет ПГГПУ имеет свою учебно-лабораторную базу и хозяйственную инфраструктуру. Основные корпуса вуза компактно располагаются в центре Перми, в районе скрещения улицы Пушкина с улицами Сибирской и 25 Октября. Общий аудиторный фонд насчитывает 164 аудитории и 16 компьютерных классов.

Начиная с 1995 г. ПГПУ укрепляет свои позиции в статусе университета.

С 1996 по 2006 гг. педуниверситет три раза подряд выигрывал проекты TACIS, программы, спонсируемой Европейским союзом.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач ПГГПУ является инновационно - исследовательский, образовательный, культурный и экономический вклад в формировании в Пермском крае среды, благоприятной для развития человеческого потенциала.

Миссия Пермского госудрственного гуманитарно - педагогического университета (ПГГПУ) - качественная подготовка и переподготовка специалистов для обеспечения стабильности и стимулирования инновационного развития общества, подготовки востребованных специалистов с высшим гуманитарно - педагогическим образованием в масштабах, необходимых для эффективного функционирования и социокультурного развития общества.

Университетская среда педагогического вуза заметно отличается от других университетов. Главная задача - создать среду открытых возможностей, условия, в которых каждый студент сможет реализовать себя в спорте, творчестве, политической активности или в любой другой конструктивной деятельности. Мы стараемся создать условия, в которых каждый мог бы реализовать себя/

Таким образом, Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет - это один из старейших вузов Урала (основан в 1921 году).сегодня ПГГПУ - это образовательный, культурный и научный центр Пермского края.

2.2 Роль ПГГПУ в обеспечении экономики Пермского края квалифицированными кадрами

Пермский край сегодня - это крупная экономически развития территория России с достаточно высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности.

По большинству основных социально-экономических показателей развития Пермский край входит в первую десятку регионов Российской Федерации.

Анализ существующего положения в развитии экономики и социальной, демографической сферы Пермского края показал наличие следующих проблем. Наиболее четко они выражены в естественном движении населения; в уровне материального благосостояния, обеспеченности товарами народного потребления и услугами сферы обслуживания; занятости населения. Кроме того для Пермского края характерны следующие проблемы:

-большая вытянутость с севера на юг и запада на восток обусловливает диспропорции в агроприродном, климатическом и природно-ресурсном потенциале;

-диспропорциональность в развитии территориально-транспортной инфраструктуры: основная масса транспортной инфраструктуры сосредоточена на юге, юго-востоке и в центре Пермского края - 1,2% жителей проживают на расстоянии более 5 км от автомобильных и железных дорог.

диспропорции в системе расселения. Треть всего населения края проживает в областном центре. Кроме того в Пермском крае существует два города с численностью населения более 100 тыс.чел. (Березники, Соликамск) и более 2700 населенных пунктов с численностью жителей менее 100 чел. Восточная часть области отличается повышенной долей городского населения, а в южной в основном преобладают сельские жители;

уменьшающаяся плотность населения по мере удаления от крупных населенных пунктов (Пермь, Березники, Соликамск), особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Пермского края;

явная диспропорция в уровнях развитии Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области.

Одной из проблем ресурсозависимости региональной экономики является так называемая «голландская болезнь», следствием которой является переток факторов производства в добывающие сектора экономики из обрабатывающей промышленности в ответ на рост мировой цены на сырье.

Помимо «голландской болезни», препятствием для дальнейшего развития экономики региона являются недостаточно развитые институты как рыночные, так и государственные. Поэтому необходимо изменение и развитие сложившихся институтов. В целом структура финансового рынка края деформирована в результате слабости самостоятельных региональных участников. Возможности регулирования финансовых потоков ограничены организацией движения бюджетных средств и системой государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий

В настоящее время система образования нуждается в серьезных преобразованиях и модернизации, с учетом запросов экономики Пермского края.

Согласно п. 1.9. Устава ПГГПУ <#"justify">2.3 Перспективы подготовки кадров для экономики края в ПГГПУ

Действующая система подготовки кадров во многих регионах характеризовалась как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая высокой инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства.

Согласно данным ряда российских исследований, дефицит квалифицированных кадров входит в тройку трудностей, мешающих отечественному бизнесу динамично развиваться, а территориям страны планомерно повышать свою инвестиционную привлекательность. Необходимость решать вопрос нехватки специалистов стала основой для воплощения в жизнь проекта Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры «под ключ».

Статистика показывает: в первые 2 года после окончания средних специальных учебных заведений (только в Пермском крае ссузы ежегодно поставляют на рынок труда 15 тыс. специалистов) трудоустраивается лишь 30% выпускников, из них по специальности - только половина. Если не учитывать социальную значимость работы с молодежью и различные воспитательные аспекты, то «на выходе» мы имеем систему подготовки кадров с КПД 15% и стоимостью подготовки одного «эффективного» выпускника, сопоставимой со стоимостью обучения в Оксфорде.

Сложившаяся ситуация обусловлена целым рядом факторов, влияющих как на спрос, так и на предложение квалифицированных рабочих кадров.

Основными причинами, ограничивающими спрос на высококвалифицированных рабочих со стороны рынка труда, являются:

«абсолютная» неперспективность большинства предлагаемых работодателями рабочих мест;

нежелание работодателей принимать на работу выпускников учреждений системы НПО и СПО;

слабая мотивация молодых людей после окончания учреждений НПО и СПО работать по полученной специальности;

наличие среди рабочих значительного количества мигрантов без специальной подготовки.

Со стороны предложения высококвалифицированных рабочих на рынке труда к таким факторам возможно отнести низкий уровень подготовки рабочих в большинстве учреждений НПО, а также несоответствие предлагаемой ими структуры рабочих специальностей реальным запросам производства.

Вышеперечисленные проблемы в значительной мере обусловлены недостатками сложившейся системы непрерывного профессионального образования, имеющей своеобразный «сословный» характер, где подготовка рабочих кадров осуществляется в жесткой связке «профессия-уровень образования». При этом, начальный уровень профессиональной подготовки распространяется и на уровень образования, обусловливая завуалированную дискриминацию личности по профессиональному признаку. Рабочих продолжают готовить как рабочую силу с доминированием отношений «работник-техника», проектируя для них «начальное» гуманитарное образование, с «начальным» нравственным, правовым, эстетическим сознанием, т.е. пожизненно «начальным» человеком [2].

Противоречие между доминирующей социально-профессиональной многоуровневой моделью системы непрерывного образования, ориентирующей на иерархический социальный статус, и потребностями инновационной экономики в высоком качестве профессиональной деятельности рабочих, является одним из ключевых и проявляется в различных формах. В частности, застойные и тяжелые формы незанятости характерны для малообразованных работников, а отдача от обучения в образовательных учреждениях системы НПО крайне низкая: заработная плата увеличивается на 2-3% или даёт нулевой эффект. С точки зрения повышения заработной платы по окончании обучения в системе НПО и СПО российские работники проигрывают выпускникам аналогичных образовательных учреждений в развитых странах [3].

Министерство образования и науки РФ видит две первоочередные задачи.

Во-первых, оптимизация сети образовательных учреждений НПО и СПО.

В последние годы сложились два типа образовательных учреждений:

·монопрофильные многоуровневые учреждения, отличающиеся большой степенью специализации, поскольку ориентированы на потребности определенного заказчика, например, учебные заведения по подготовке кадров для авиационной, металлургической или химической промышленности;

·многопрофильные учебные заведения в регионах, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей, отличающиеся высокой гибкостью программ, в том числе ДПО, способностью быстро менять содержание образования под потребности рынка и созданные, как правило, в результате реорганизации нескольких образовательных учреждений (и это тоже результат оптимизационных процессов в сфере СПО и подготовки рабочих кадров), либо техникумы и колледжи, расположенные в малых городах, сельской местности и выполняющие значение социокультурных центров.

Федеральный закон № 273 позволяет на базе обоих типов образовательных учреждений создавать вместе с работодателями гибкую инфраструктуру подготовки кадров по так называемым коротким и длинным программам.

Это могут быть кафедры и структурные подразделения на предприятиях, ресурсные центры, центры коллективного доступа, многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Второй важнейшей целью является повышение кадрового потенциала. В учреждениях профобразования работает 220 тыс. педагогических работников, в том числе 40 тыс. мастеров производственного обучения. Многие из них не имеют педагогического образования. А такие реалии, как введение ФГОС, задача расширения категорий обучающихся граждан, требуют непрерывного совершенствования педагогической квалификации. Поэтому важно развитие методической сети в системе профтехобразования, создание городских, региональных научно-методических центров, формирование межрегиональных советов по профессиональному образованию.

Очевидно, что инновационное развитие и повышение конкурентоспособности страны возможны только как следствие синергетического эффекта радикальных изменений системы профессионального образования, предусматривающих придание ей должного качества и эффективности, динамичности и гибкости, всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня человеческого капитала. В связи с этим возникает задача перепрофилизации учреждений профессионального образования, рационализации и оптимизации системы подготовки квалифицированных рабочих.

Политика создания высокопроизводительных рабочих мест во всех секторах экономики должна способствовать решению задач инновационного развития экономики и наиболее эффективного использования трудовых ресурсов при минимизации возможных негативных последствий для занятости населения. Подготовка кадров для реальной экономики - это не только корпоративная, но экономическая и даже социальная задача, поэтому необходимо законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы, которые обеспечили бы заинтересованность бизнеса в современных формах сотрудничества с образовательными организациями. В развитии профессионального образования можно выделить три направления инновационной деятельности:

. Системная подготовка кадров для инновационной экономики, начиная от стратегического планирования до сопровождения инновационного продукта или услуг.

. Развитие образовательных инновационных подходов, методик и приемов, а также методов контроля знаний и формирования компетенций.

. Разработка, создание и коммерциализация инновационного продукта, востребованного рынком.

Инновационные аспекты развития профессионального образования в регионе обеспечиваются следующими направлениями деятельности.

. Подготовка полного спектра специалистов инновационной деятельности:

а) научных кадров, способных создавать научные знания, инновации и доводить их до востребованного рынком продукта;

б) инженеров-конструкторов, технологов, дизайнеров, разрабатывающих продукцию, удовлетворяющую новые потребности сегментов рынка, адаптированную к требованиям рынка;

в) менеджеров - управляющих проектами;

г) менеджеров для сопровождения, продвижения на рынок и организации сервисного обслуживания инноваций;

д) педагогов-новаторов, способных развивать творческое мышление студентов, стремление к самореализации, а также профессиональные и коммуникационные компетенции.

. Разработка и реализация программ подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности (например, обучение специалистов, принимающих решение о развитии инновационных проектов, методам технологического аудита, защите интеллектуальной собственности и т.д.); государственных образовательных стандартов, научно-методическому и учебному обеспечению образовательного процесса.

. Использование интеллектуального, научно-технического и производственного потенциала высшей, средней и начальной профессиональной школы в формировании инновационной инфраструктуры в регионе, включающей в себя систему инновационных, научно-исследовательских комплексов, научно-производственных центров и лабораторий, студенческих бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.

Повысить эффективность системы СПО можно за счет ее переориентации и внедрения элементов дуального (практико-ориентированного) обучения, активно применяемого в Германии и доказавшего свою эффективность. Монопольную систему, в которой заказчик, исполнитель и контролер представлены в одном лице - лице государства, целесообразно изменить на формат работы «заказчик - подрядчик» по следующей схеме:

заказчики (работодатели) формулируют количественный и качественный заказ на кадры;

координатор проекта (торгово-промышленная палата) обрабатывает заказ, подбирает подрядчика, размещает заказ в системе СПО, организует и контролирует его исполнение;

подрядчики (государство в лице краевого министерства образования и науки, а также учебных заведений) готовят кадры по сформированному заказу в соответствии с требованиями бизнеса.

Дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни народа.

Для развития этой формы необходимо возрождение института наставничества на предприятиях. Предстоит определить конкретные формы наставнической деятельности на предприятии и инструменты мотивации. Необходимо разработать систему оплаты труда наставника, рассмотреть возможности производить эту оплату за счёт средств образовательных организаций в порядке оплаты труда штатных работников. Развитию продуктивного партнёрства часто препятствует отсутствие льготной налоговой политики в отношении предприятий, принимающих участие в образовательной деятельности. В целях создания правовых и экономических стимулов для развития этой деятельности необходимо, на наш взгляд, проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в образовательной деятельности, укрепления материальной базы образовательных учреждений.

В ряде регионов уже внедряется дуальная форма подготовки квалифицированных кадров в соответствии с планом реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Этот проект поддержан Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством В.В. Путина. В рамках реализации дорожной карты проекта создана межведомственная рабочая группа по дуальному образованию (приказ Агентства стратегических инициатив от 22 июля 2013 г. №184-ОД). С 18 ноября 2013 г. был открыт приём заявок на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации этого проекта. По оценке ожидаемых результатов проекта можно прийти к выводу, что дуальная форма обучения имеет несомненные преимущества: помогает решить задачу подготовки квалифицированных кадров, полностью готовых к выполнению конкретных профессиональных функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

К основным целевым индикаторам проекта «Дуальное образование» относятся:

·увеличение доли внебюджетных средств в общем объёме средств финансирования системы подготовки рабочих кадров с 5% в 2013 г. до 50% в 2018 г.; образовательный экономика квалифицированный рабочий

·увеличение численности выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии) с 44,4% в 2013 г. до 75% в 2018 г. от общей численности выпускников;

·увеличение численности выпускников программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения от общей численности выпускников профессионального образования с 3,3% в 2013 г. до 25% в 2018 г.


Заключение

В условиях изменения глобальной экономики, формирования общества потребления все актуальнее становиться вопрос о том, как должна измениться система подготовки кадров для экономики будущего.

Действующая система подготовки кадров во многих регионах характеризовалась как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая высокой инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства.

Пермский государственный педагогический университет - старейшее учреждение высшего педагогического образования на Урале, обладающее рядом признанных в России и за её рубежами научных школ и направлений.

Научная деятельность университета ведется по 7 научным направлениям.

Ориентация обучения на производство может быть обеспечена только путем интеграции работодателей в процесс подготовки кадров и изменения позиции бизнеса, когда работодатель меняет пассивную роль потребителя на активную роль заказчика. В рамках реализации этой модели принципиально важным является включенность заказчиков во все основные этапы системы подготовки кадров: профориентацию школьников и абитуриентов, заказ на количество студентов/выпускников, изменение учебного процесса через образовательную программу и развитие практико-ориентированного обучения и системы наставничества, контроль качества образования «на выходе». Задача торгово-промышленной палаты - всемерно содействовать этому процессу, создать простой, понятный и эффективный алгоритм координации подготовки кадров.

В настоящее время намечается развитие нового подхода к модернизации экономики за счет создания и развития региональных центров компетенций, призванных:

содействовать разработке и внедрению эффективных технологий и оборудования на уровне лучших зарубежных аналогов при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий; осуществляемый в государственном масштабе;

инициировать и координировать реализацию комплексных отраслевых проектов, а также инновативных исследовательских проектов;

осуществлять разработку и экспертизу федеральных и региональных программ развития;

объединять усилия академических, отраслевых институтов, вузовской науки, проектных организаций для эффективного решения научно-технических задач, стоящитх перед отечественным производством и др.

Список использованной литературы

1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

.Век XXI: чему и как обучать? http://www.trainings.ru/library/esse_uchastnikov/?id=16302

.Горелова Е. Дело в людях. Газета Ведомости. 21.11.2014

.Губач Я. Методология Rapid Foresight. http://www.slideshare.net/yuliagudach/20-30949080

. Доклад «О реализации практических мер по использованию указов Президента РФ о социально-экономическом развитии России». 2013. - декабрь.

.Джанджугазова Е.А. Альтернативная история о различиях и общности между современной Россией и Россией середины XIX века в контексте романа И.С.Тургенева «Дым». Журнал Российские регионы: взгляд в будущее. 2015, № 1, с. 70-84

.Дорожные карты. Аналитический обзор. http://lshml.ru/files/foresight/dorodgnyiye_kartyi_analitichyeskiy_obzor_(6- 11-07).doc

.Зайцева Н.А. Поколение «миллениум»: как их понять? Журнал «Пять звезд», № 3-4, 2015, с. 32-35

.Интервью с А. Лазло газете «Ведомости» Главный вопрос образования: в каком мире вы хотите жить?. 10.10.2014 г. http://www.vedomosti.ru/opinion/video/61_4661/glavnyj voprosobrazovaniya-v-kakom-mire-vy-hotite-zhit

. Круглый стол «Развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров с целью обеспечения инновационного развития экономики РФ». 2012. - 28 апреля. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года.http://iaceedu. com/doc/4%20Концепция%20непрерывного%20образования%20взросых%20в%20РФ%20до%202025%20года_Проект_2015_06_25.docx

.Ларионова А.А. Проблемы подготовки бакалавров менеджмента. Журнал Российские регионы: взгляд в будущее. 2014, № 1, с. 70-84

.Мур М. Стартаперы США научились зарабатывать сотни миллионов долларов на фэнтези-футболе. Газета Ведомости. № 3875 от 17.07.2015 г.

.Паркер Л. Как в Нью-Йорке делают бизнес на вымышленных экскурсиях. Газета Ведомости. № 3814 от 17.04.2015 г.

.Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2008. №9 (57) С. 127-134.

.Шиканов С.В. «Современные проблемы профессионального образования рабочих кадров в рамках экономического развития РФ» // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 313. № 6, С. 70-73.

Похожие работы на - ПГГПУ в XXI веке: подготовка кадров для экономики края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!