Характерные черты вооруженных конфликтов на территории республики Чечня 1994-2009

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характерные черты вооруженных конфликтов на территории республики Чечня 1994-2009

Введение

Исторически сложилось так, что кавказский регион постоянно служил ареной для столкновений интересов различных народов и политических образований.

За время своего существования на территории Кавказа, и в частности Чеченской Республики господствовало не одно государство. Это и Аланское царство, и царство Серир, и самостоятельное государственное образование Симсир, а также Османская империя и шахский Иран.

Бесспорно, можно писать тысячи страниц о богатом на события прошлом чеченского народа. Однако смысл данной работы состоит в исследовании и анализе одной из наиболее острых и взрывоопасных проблем современности. Это вооруженные столкновения на Северном Кавказе, а в частности обе чеченские кампании. Интерес к ней вызван не только со стороны истории, но и со стороны современного положения вещей в мире, внутренней и внешней политики

Актуальность курсовой работы заключается в том, что военные конфликты на территории чеченской республики связаны с распадом СССР и последующими событиями: провозглашение независимости, чеченская революция, установление дудаевского режима. Эти процессы, напрямую связаны с крушением казарменно-социалистического режима Советского Союза, а также с его непрочностью и недолговечностью, что дало мощный толчок для разделения СССР на отдельные, самостоятельные государства. Провозглашенный принцип равенства и братства народов на практике дал огромную трещину, позволив выплеснуться наружу межэтническим противоречиям. Некоторую аналогию можно провести как с развалом Югославии, так и в отношении государств друг с другом на постсоветском пространстве: Карабахский конфликт, территориальные претензии Украины к Румынии, и, разумеется, гражданская война на Украине 2014-2015г.

Любой конфликт ведет к столкновению между группами людей. В определенных случаях к духовному и материальному, а в некоторых случаях к физическому, с кровопролитием. В столкновении между правительственными войсками РФ и чеченскими вооруженными формированиями прослеживается один очень интересный аспект.

Боевые действия, в основном, носили национальный, религиозный характер. И осуществлялись по принципу этнических чисток. Национальные конфликты, ведут за собой катастрофы, которые надолго заставляют некоторые этносы жить в изоляции и непринятии друг друга. В обеих чеченских кампаниях, жесткое притеснение одной народности другой привело к военным действиям, жертвам, массе беженцев, и к использованию такой крайней меры XX века как геноцид. Характерной особенностью данного конфликта является тот факт, что термин геноцид невозможно употребить только к одной противоборствующей стороне, а к обеим одновременно.

Разные, и зачастую диаметрально-противопложные друг другу точки зрения историков, журналистов, политологов, и политиков относительно феномена чеченской войны, сформировали разные точки зрения простого обывателя на войну в Чечне в целом. Подавляющее большинство населения нашей страны оправдывает действия правительства, кто-то оправдывает чеченцев. Массы наёмников со всего мира, воюющих за очередной барыш, работорговля, похищения людей, казни, бестолковое командование войсками, «шапкозакидательство», преступные группировки боевиков и многое другое - это неотъемлемые атрибуты обеих войн в Чечне. Не будет лишним добавить, что реакция и восприятие данных событий в мировом сообществе, по своему характеру, очень разнообразны и неоднозначны.

В историографии сложились четыре разных подхода к оценкам чеченской катастрофы:

·Ответственность за войну возлагается на Республику Чечня с самопровозглашенным лидером ЧРИ Джохаром Дудаевым.

·Ответственность за развязывание войны лежит целиком на правительстве РФ.

·Причины лежат в сложном, давнем политическом, этническом и религиозном конфликте.

·Сторонники теории заговора и конспирологии считают виновниками чеченской войны некие третьи силы: спец.службы, страны Запада, владельцев золотого миллиарда.

Говоря об источниковедческой базе, хотелось бы отметить, что большинство источников содержится в открытом доступе сети интернет. Ввиду того, что описываемые события произошли совсем недавно, то нет определенных четких, логичных и последовательных взглядов на чеченскую проблему. Поэтому особое внимание в данной работе уделено объективности исследования, и оперирования соответствующим материалом.

Безусловно требуется выделить работы Трошев Г.Н. «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала», где подробно указан ход событий войны в Чечне, где и какие части войск были задействованы, и что и когда они предпринимали. В его работе очень подробно рассматривается штурм Грозного, организация сил и мусульманских формирований. Например Постановления Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики, и конституцию РФ был использованы как одни из доподлинно верных источников, которые не заставляют сомневаться в правильности излагаемых событий. Работа Валентина Рунова «Чистилище чеченской войны» также заслуживает особого внимания. В.Рунов реподаватель истории военного искусства Академии имени Фрунзе, провел глубокий анализ обеих Чеченских кампаний, только что рассекреченных документов и свидетельств ветеранов, информации из первых рук, уникальных фото и схем боестолкновений.

Такие авторы и их труды, как, Гакаев, Д.Д. Чечня: «От конфликта к стабильности» (Проблемы реконструкции); Орлов, О.П. «Россия-Чечня: Цепь ошибок и преступлений, посвящены рассмотрению отдельных аспектов войны в Чечне. В своих работах, многие авторы даже используют приемы художественной литературы.

Вдобавок, в данной работе особое внимание уделено характерным чертам войны в Чечне. Человек вновь сталкивается с понятием «этническая чистка». Широко развернулась практика похищений людей, показательных казней, геноцида как русского, так и чеченского народов. Все эти события очень сложны для восприятия и стали символами жестокости войны в Чечне.

Таким образом, исходя из актуальности и тем более недостаточной разработанности, исследуемой темы, была сформирована цель работы: исследовать причины обеих чеченских кампаний войны, проследить ход событий, рассмотреть ее особенности, характерные черты, итоги и сделать соответствующие выводы. Для достижения данной цели, были намечены следующие задачи: проследить историю чеченской республики в период с 1991 по 1994, выяснить причины любого рода противоречий между чеченским народом и правительством РФ, объяснить суть политических идей Чеченской Республики Ичкерия, какую роль сыграл Джохар Дудаев в судьбе Чечни, показать особенности войны в Чечне, осветить основные этапы боевых действий, обобщить итоги войны.

В соответствии с целями, задачами и проделанными исследованиями, работа состоит из трех глав, поделенных на разделы, освещающие основные события и факты изучаемых конфликтов.

военный конфликт чеченский

Глава 1. Предыстория конфликта

.1 Чеченская революция 1991

Период «перестройки» и демократических преобразований в СССР привел к формированию и мобилизации многочисленных национальных и общественных движений. Практически каждая этническая группа сформировала свою организацию. Чеченцы также создали несколько организаций, самой влиятельной из них стал Объединенный конгресс чеченского народа (ОКЧН) во главе с Джохаром Дудаевым[1].

Лидер чеченских сепаратистов генерал-майор авиации в отставке Джохар Дудаев издал указ «Об объявлении суверенитета Чеченской Республики». Предшествовавшие этому события полностью укладывались в рамки классического государственного переворота.

июня 1991 года по инициативе Дудаева в Грозном собралась часть делегатов Первого чеченского национального съезда, которая провозгласила себя Общенациональным конгрессом чеченского народа (ОКЧН). Вслед за этим была провозглашена Чеченская Республика Нохчи-чо, а руководители Верховного Совета республики были объявлены узурпаторами. На этом съезде Дудаев был утверждён в качестве председателя исполкома Нохчи-чо.

сентября Дудаев объявил о роспуске республиканских структур власти и обвинил Россию в проведении колониальной политики в отношении Чечни[2]. В тот же день чеченские гвардейцы заняли здание телецентра и Дом радио, взяли штурмом парламент, где шло заседание Верховного Совета. Более 40 депутатов парламента были избиты, а председателя горсовета Грозного Куценко сепаратисты выбросили из окна.

сентября прибывший в республику исполнявший обязанности Председателя ВС РСФСР Р. Хасбулатов принял участие в создании Временного высшего совета (ВВС) ЧИР, который должен был взять на себя законодательные функции до выборов нового парламента, назначенных на 17 ноября [3]. В своем выступлении Р. Хасбулатов резко осудил действия бывшего Верховного Совета республики. Как нам видится, в глазах московских демократов Дудаев казался меньшим злом, и они поддержали неформального лидера в пику официальному руководству республики, которое в свое время не выступило против ГКЧП.

Однако Временный высший совет не смог выполнить возложенные на него функции. Исполком ОКЧН оттеснил его и начал самостоятельную подготовку выборов. Состав ВВС был Д. Дудаевым сокращен с 32 до 13 человек и его председателем назначен заместитель председателя Исполкома ОКЧН Х. Ахмадов [4]. По замыслу лидеров ОКЧН такой урезанный ВВС, состоявший в основном из национал-радикалов, должен был стать прикрытием для легитимизации власти Исполкома ОКЧН. Несмотря на протесты других республиканских демократических движений и центральных российских властей, 27 октября ОКЧН провел выборы президента и парламента Чечни. Лидер национального движения Д. Дудаев был избран президентом самопровозглашенной Чеченской Республики.

Накануне выборов, 26 сентября Р. Хасбулатов отправил ВВС республики, Совету Министров ЧИР и Исполкому ОКЧН телеграмму, в которой подчеркнул, что форсирование выборов Президента ЧИР «недопустимо и незаконно» и результаты таких выборов не будут признаны. На заседании Исполкома ОКЧН Д. Дудаев заявил, что «в телеграмме делается попытка вмешаться в дела суверенной республики…» [5].

Политическая инициатива перешла к ОКЧН. Вскоре исполком этой организации взял на себя функции революционного комитета «на переходный период со всей полнотой власти». 27 октября 1991 года под контролем сторонников исполкома были проведены выборы президента и парламента Чеченской Республики. За Дудаева проголосовал 412 671 человек, или 90,1% жителей Чечни. Сразу после этого в боевую готовность были приведены части и подразделения республиканской национальной гвардии, а из Советской армии были отозваны все этнические чеченцы. Республика готовилась к войне.

ноября 1991 г. Д. Дудаев, «руководствуясь Декларацией о суверенитете Республики и волеизъявлением граждан Чеченской Республики, выраженным прямыми всеобщими выборами», принял Указ «О государственном суверенитете Чеченской Республики».

ноября 1991 года президент России Борис Ельцин подписал Указ «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике (1991)»[6]. После этих действий российского руководства обстановка в республике резко обострилась - сторонники сепаратистов окружили здания МВД и КГБ, военные городки, блокировали железнодорожные и авиаузлы. В конце концов, введение режима чрезвычайного положения было сорвано, Указ «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике (1991)» был отменен 11 ноября, через три дня с момента его подписания, после горячей дискуссии на заседании Верховного Совета РСФСРи из республики был начат вывод российских военных подразделений и частей МВД, окончательно завершившийся к лету 1992 года [7]. Сепаратисты начали захваты и разграбления военных складов.

1.2 Политический кризис 1993 и начало гражданской войны

В ноябре-декабре 1991 года были сформированы основные органы власти ЧР. Первое заседание Парламента ЧР состоялось 2 ноября 1991 г. Президент Д.Дудаев, приведенный к присяге 9 ноября, одновременно являлся Главнокомандующим Вооруженными силами и председателем Кабинета министров.

марта 1992 года Парламент ЧР принял Конституцию Чеченской Республики, согласно которой Чечня провозглашалась «суверенным демократическим правовым государством, созданным в результате самоопределения чеченского народа»[8].

В период с ноября 1991 года по май 1992 года в Чечне действовали два правительства: Кабинет министров во главе с Д.Дудаевым, который занимался, в основном, политическими вопросами, и КОУНХ во главе с Я.Мамодаевым, руководивший экономическими ведомствами. Членами КОУНХ являлись крупные бизнесмены и хозяйственные руководители Чечни.

В мае 1992 г. в связи окончательным формированием Кабинета министров КОУНХ был распущен.

С мая 1992 по май 1993 гг. действовало второе правительство ЧР. Премьером являлся президент Д.Дудаев; первым вице-премьером Я.Мамодаевым.

В структуре органов исполнительной власти важное место занимала Администрация президента ЧР. Наиболее влиятельной фигурой администрации являлся главный советник президента по внешнеэкономической деятельности бизнесмен Руслан Уциев, который возглавлял все внешнеэкономические операции чеченского правительства. Государственный секретарь ЧР Асланбек Акбулатов ведал расстановкой кадров в правительстве и администрации. Важную роль в окружении президента играл руководитель Службы безопасности президента Абу Арсанукаев. Его брат Илес Арсанукаев являлся командующим Национальной гвардией, которая напрямую подчинялась президенту.

Противоречия в руководстве ЧР возникли в феврале-марте 1992 года, во время создания Кабинета министров. Президент Д.Дудаев и глава КОУНХ Я.Мамодаев выступали за усиление исполнительной власти и отвергали право Парламента вмешиваться в процесс формирования правительства. Парламентское большинство требовало от президента, во-первых, согласовывать назначения министров и руководителей ведомств с законодателями, во-вторых, предоставить отчет о внешнеэкономической деятельности КОУНХ.

Летом 1992 года обострились противоречия и в правительственном лагере - между группой первого вице-премьера Я.Мамодаева и группой главного советника президента Р.Уциева, которые соперничали в борьбе за контроль над нефтяной промышленностью и торговлей нефтепродуктами. Одновременно, в окружении президента выявились разногласия между «прагматиками», считавшими необходимым проведение рыночных реформ и нормализацию отношений с Россией. К ним относили Я.Мамодаева, министра иностранных дел Ш.Бено, главу Службу национальной безопасности С.Хасимикова, министра образования А.Яндарова, начальника Главного штаба В.Шахабова, и «радикалами», которые выступали за усиление власти президента, запрет деятельности политической оппозиции, ужесточение цензуры и конфронтацию с Россией. Сторонниками этого курса считали министра информации и печати М.Удугова, генерального прокурора Э.Шерипову, министра безопасности С.Албакова, главного советника президента Р.Уциева, командующего Национальной гвардией И.Арсанукаева.

Весной 1992 года вновь сформировалась оппозиция администрации Дудаева, которую возглавили лидеры реформистского крыла чеченского национального движения: бывший глава Оргкомитета ЧНС Л.Умхаев, бывший союзный министр С.Хаджиев, профессор Д.Гакаев, вышедший в отставку министр иностранных дел Ш.Бено и др. Оппозицию поддержали большинство представителей интеллигенции, многие хозяйственные руководители и предприниматели.

Движения «Даймохк» т.е. «Отечество», «Маршо» т.е. «Свобода», Гражданское согласие и др., не признавшие законность выборов президента и Парламента ЧР в октябре 1991 года, выступили с требованием реформирования режима и проведения свободных выборов.

Представители наиболее радикального крыла антидудаевской оппозиции, решившие перейти к вооруженной борьбе, создали Координационный комитет по восстановлению конституционного строя в ЧИР, который 31 марта 1992 года пытался организовать переворот. Утром 31 марта вооруженный отряд комитета численностью до 150 человек захватил телецентр и радиоцентр; анонимное руководство мятежа потребовало немедленной отставки Д.Дудаева и правительства. Во второй половине дня президент, воспользовавшись нерешительностью участников выступления, подтянул верные режиму силы и подавил мятеж, участники которого укрылись в Надтеречном районе ЧР.

Летом 1992 года центром антидудаевской оппозиции стало движение «Даймохк», в состав которого в августе вошло Движение демократических реформ Чечено-Ингушетии (С.Хаджиев, Д.Гакаев). В сентябре основные оппозиционные организации объединились в Блок демократических сил «Круглый стол».

В июне-июле 1992 года в Парламенте ЧР сформировалась оппозиционная группа «Бако» т.е. «Право», объединявшая около 15 депутатов. Сопредседателем и фактическим лидером группы являлся бывший первый зам.председателя Исполкома ОКЧН Юсуп Сосламбеков. «Бако» выступала с требованием лишить Д.Дудаева полномочий главы правительства и предлагала сформировать Кабинет министров, ответственный перед Парламентом.

В начале февраля 1993 г. Ю.Сосламбеков выступил с инициативой объединения радикальной и парламентской оппозиции. В этих целях 10 февраля был создан Совет национального и гражданского согласия, в состав которого вошли представители партий и движений «Круглого стола» однако в конце февраля руководители движений «Даймохк» и «Гражданское согласие» отозвали своих представителей из совета).

К весне 1993 г. в Чечне существовал целый клубок острых социально-политических противоречий: между режимом и политической оппозицией, активность и влияние которой увеличивалось с ростом экономических проблем; между исполнительной властью, стремившейся к увеличению президентских полномочий, и законодательной, требовавшей формирования ответственного перед парламентом правительства; между группировками в правительстве, соперничавшими за контроль за нефтяными ресурсами республики.

В этой ситуации окружение Д.Дудаева видело выход из кризиса в установлении открытой диктатуры президента. Подготовка государственного переворота началась в начале 1993 г., когда президент поручил госсекретарю А.Акбулатову подготовить поправки к Конституции ЧР, согласно которым вся реальная власть сосредотачивалась в руках главы государства.

Кульминацией политического кризиса стали выступления радикальной оппозиции на Театральной площади в Грозном 15 апреля - 4 июня 1993 г. с требованием отставки президента и правительства и проведения новых парламентских выборов.

Воспользовавшись выступлением оппозиции, Д.Дудаев 17 апреля объявил о роспуске Парламента, Конституционного суда, Грозненского городского собрания, ввел в республике президентское правление и комендантский час, расформировал МВД, лично произвел назначения на посты вице-президента и генпрокурора.

Парламент и Конституционный суд признали незаконными указы и действия президента ЧР. В конце апреля около 10 депутатов Парламента во главе с вице-спикером А.Идиговым и председателем ВДП З.Яндарбиевым в знак поддержки Дудаева вышли из состава Парламента ЧР.

мая 1993 г. председателем Парламента ЧР был избран лидер группы «Бако» Юсуп Сосламбеков. Под его руководством Парламент принял решение об отстранении Д.Дудаева от должности премьер-министра и получил первому вице-премьеру Я.Мамодаеву сформировать Правительство народного доверия.

июня 1993 г. вооруженные сторонники Дудаева под командованием Шамиля Басаева захватали здание Грозненского городского собрания, где проходили заседания Парламента и Конституционного суда ЧР. Парламент, Конституционный суд, Грозненское городское собрание были разогнаны; постоянно действующий митинг оппозиции на Театральной площади ввиду угрозы вооруженных столкновений в столице самораспустился.

Установление диктатуры президента завершилось в середине июня 1993 г. изменением Конституции ЧР в соответствии с поправками, подготовленными комиссией А.Акбулатова.

Глава 2. Боевые действия на территории республики Чечня 1994-2009

.1 Особенности первой чеченской кампании

Политику войны устойчиво поддерживали 8-10%, а выступают против нее около 75-80% россиян. Большинство граждан РФ высказывались против войны, ибо она обрушивается на них всеми своими бедствиями. Война в Чечне - это прежде всего война не народа России, а новоиспеченного российского политического режима.

Цели войны со стороны России весьма противоречивы, однако что главное? Экономические интересы (нефть), политические расчеты (подготовка к президентским выборам, стремление поднять авторитет центральной власти, президента), правовые заботы (навести порядок в Чечне), целостные интересы (сохранить монолитность России и укрепить ее)[ссылка]. Необходимо подчеркнуть, что война в Чечне антидемократична по своим целям. Дело не только и не столько в пренебрежении волей народа, парламента, субъектов Федерации, большинства партий. Главный объект воздействия в войне не Чечня, а вся Россия. С одной стороны, первая чеченская война это укрепление федеральной власти в регионе посредством насилия, то есть самого факта наличия боевых столкновений, чудовищных потерь с обеих сторон, и навязывания собственной воли, что в дальнейшем ведет к углублению причин и поводов к конфронтации. С другой стороны, с позиции державно-охранительных интересов эта война оправдана, ибо целостность Российской Федерации конституционно закреплена, и не может быть нарушена группой лиц. В любом случае, первая чеченская война весьма успешно посеяла семена раздора между российскими народами, и приняла самые жестокие формы.

В поведении российских властей по отношению к Чечне рельефно проявился авантюризм, ибо практикой множества стран доказана бесперспективность решения межнациональных споров и конфликтов военной силой (Англия, Франция, Ирак, Иран, Турция, Эфиопия, Грузия и т.д.).

Война не даёт никакого позитива. Почти полностью разрушено хозяйство Чечни, что составляло 12-13% от ВНП России. Погибли десятки тысяч мирных граждан, а еще больше искалечено, лишились крова, превратились в беженцев. Огромны людские, материально-финансовые и моральные потери армии. На восстановление нормальной жизни в Чечне потребовалось 5-7 трлн. руб.[9]. Нанесен удар по системе социального обеспечения - образованию и воспитанию, здравоохранению, культуре, духовно-нравственной и психологической жизни.

Жестокие способы ведения боевых действий, массовое истребление гражданского населения и иные злодеяния против него, так же как и бессмысленные разрушения городов и сел, попрание прав комбатантов международное право относит к военным преступлениям. В Чечне же методичные ковровые бомбардировки, ракетные и артиллерийские залпы с частотой до 15-16 в минуту по жилым кварталам, танковые штурмы цинично назывались российскими руководителями «самыми эффективными методами действий». Разрушение системы снабжения водой и энергией обрекло жителей на вымирание.

Признаки агрессивности, незаконности, нарушения международно- признанных норм и правил ведения войны (вооруженного конфликта) проявлялись и в действиях чеченской стороны: стремление перенести войну вглубь России, особенно посредством развертывания массового терроризма и диверсий, перенесение центра тяжести вооруженного противоборства в Грозный и другие населенные пункты, расчеты прикрыться мирным населением, проявления жестокости и т.п.

Эта война есть свидетельство чудовищной недальновидности политики и политиков нынешней России, оказавшихся неспособными усвоить важнейшие уроки XX в. о том, что война перестала быть эффективным средством политики, что те цели, которые раньше достигались при помощи ее, теперь куда лучше и выгоднее для всех достигаются экономическими, технологическими, научными и другими мирными инструментами. Война показала какие опасности несет продолжение курса радикальных реформ для внутреннего и международного мира.

.2 Особенности второй чеченской кампании

После того как в 1996 году было подписано Хасавюртовское соглашение, и российские войска выведены из республики, власти ожидали наступления спокойствия. Однако мир в Чечне так и не установился. Значительно активизировали свою деятельность криминальные структуры. Они делали внушительный бизнес на таком преступном деянии, как похищение людей с целью выкупа. Их жертвами становились как российские журналисты и официальные представители, так и члены иностранных общественных, политических и религиозных организаций. Не гнушались бандиты и похищением людей, которые приезжали в Чечню на похороны близких людей.

Наживались террористы на краже нефти, торговле наркотиками, изготовлении и распространении поддельных денег. Они бесчинствовали и держали в страхе мирное население.

Как бы ни был плох режим А. Масхадова, при нем была частично восстановлена индустрия нефтепереработки, обеспечивавшая занятость и доход немалой части горожан. Из-за военных действий засеяно лишь 20 тыс. га пашни из 280 тыс. (т. е. менее 10%), кроме того, бронетехника уничтожила многие гектары озимых посевов. Республика постоянно ощущала нехватку 300-350 тыс. т хлеба - практически всего требующегося на год количества. Военные оставляют после себя одни руины. Например, межрайонное объединение «Сельхозтехника», расположенное на окраине Аргуна, было в рабочем состоянии до прихода российских войск. Это огромное предприятие, где ремонтировались автотранспорт, трактора и другое оборудование со всей республики. Сейчас там не осталось ни одного гвоздя [10]. Практически уничтожено и животноводство: осталось, например, всего 1200 коров, а до войны 1994-1996 их было свыше 200 тыс[11].

Бандформирования не оставляли попыток неофициального захвата власти. Группировки под руководством Хаттаба и Басаева совершали вылазки на территорию Ставрополья и Дагестана. В их результате погибли десятки военнослужащих и сотрудников милиции. 23 сентября 1999 года президентом России Борисом Ельциным был официально подписан указ о создании Объединенной группировки войск. Ее целью стало проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе. Так началась вторая чеченская война.

Российская Федерация действовала очень умело. С помощью тактических приемов (заманивание врага на минное поле, внезапные рейды по мелким поселениям) удалось добиться значительных результатов. После того как активная фаза войны прошла, основной целью командования стало установление перемирия и привлечение бывших главарей бандформирований на свою сторону. Боевики же, напротив, сделали ставку на придание конфликту интернационального характера, призывая к участию в нем представителей радикального ислама со всего мира. К 2005 году активность террористов существенно снизилась. В период с 2005 по 2008 года не было зафиксировано ни одного крупного нападения на мирных жителей или столкновения с официальными войсками. Однако в 2010 году произошел ряд трагических террористических актов (взрывы в метро Москвы, в аэропорту Домодедово).

При любом варианте развития событий в краткосрочной перспективе на Кавказе сохранятся и даже усилятся факторы политической нестабильности и связанная с этим опасность терроризма.

Любые боевые действия наносят урон и имуществу, и людям. Согласно статистическим данным, со стороны России было потеряно 3684 человека. Погибли 2178 представителей МВД РФ. ФСБ лишилась 202 своих сотрудников. Среди террористов было уничтожено более 15 000 человек. Количество мирных жителей, погибших в ходе войны, точно не установлено. По официальным данным оно составляет около 1000 человек[12].

Глава 3. Итоги

.1 Хасавюртские соглашения

31 августа 1996 года в Хасавюрте - дагестанском районном центре на границе с Чечней, секретарем Совета безопасности Российской Федерации Александром Лебедем и начальником штаба чеченских боевиков Асланом Масхадовым были подписаны документы, положившие конец первой чеченской войне - Хасавюртовские соглашения. Были прекращены военные действия, из Чечни вывели федеральные войска, а вопрос о статусе территории был отложен до 31 декабря 2001 года.

Подписи под Хасавюртовским миром поставили секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь и начальник штаба вооруженных формирований сепаратистов Аслан Масхадов, на церемонии подписания присутствовал глава Группы Содействия ОБСЕ в Чеченской республике Тим Гульдиман[13].

В документах были указаны принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой. Стороны обязались не прибегать к применению силы или угрозе силой, а также исходить из принципов Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Ключевые моменты урегулирования содержались в специальном протоколе. Главный из них - положение об «отложенном статусе»: вопрос о статусе Чечни должен был быть решен до 31 декабря 2001 года. Решением оперативных проблем должна была заняться объединенная комиссия из представителей органов государственной власти России и Чечни. В задачи комиссии, в частности, входили контроль за выполнением указа Бориса Ельцина о выводе войск, подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных отношений Москвы и Грозного, а также программы восстановления экономики республики.

После подписания Хасавюртовских соглашений Чечня де-факто стала независимым государством, но де-юре - государством не признанным ни одной страной мира (в том числе Россией).

В октябре 1996 года Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление «О ситуации в Чеченской Республике», согласно которому документы, подписанные 31 августа 1996 года в городе Хасавюрте, считались "свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путем, не имеющими государственно-правового значения".

депутата Госдумы подали запрос в Конституционный суд о конституционности Хасавюртовских соглашений. В декабре 1996 года Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов ввиду неподведомственности поставленных в нем вопросов Конституционному суду Российской Федерации.

Хасавюртовские договоренности и последовавшее за ними в мае 1997 года заключение договора «О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия», который был подписан Борисом Ельцином и Асланом Масхадовым, не привели к стабилизации ситуации в регионе. После вывода российских вооруженных сил в Чечне начался межвоенный кризис: разрушенные дома и села не восстанавливались, из-за этнических чисток и боевых действий Чечню покинуло или было физически уничтожено почти все нечеченское население.

Соглашения не повлияли на практику взятия заложников и вымогательства денег вооруженными чеченскими формированиями. Так, журналисты Виктор Петров, Брис Флетьо и Светлана Кузьмина были похищены в момент действия Хасавюртовских соглашений. Развивалась кража государственной собственности, наркоторговля и работорговля.

3.2 Ликвидация Чеченской Республики Ичкерия

С 2000-х годов, Москва принимает решение проведения политики «чеченизации», которая явилась частью пропагандистских усилий Кремля с целью убедить россиян и международное сообщество, что война в Чечне закончена и что мирная жизнь там нормализуется, несмотря на непрекращающиеся дерзкие вылазки недобитых террористов.

Как бы там ни было, вновь созданные чеченские органы власти стали играть важную роль в нейтрализации нападений несмирившихся с поражением сепаратистов. Новая правительственная структура постепенно выстраивается в республике. В марте 2003 года был проведен референдум по конституции республики. Он одобрил новую конституцию, которая положила конец сепаратистским стремлениям и твердо провозгласила Чечню как часть Российской Федерации.

Референдум открыл путь выборам президента республики. На выборах в октябре 2003 года, Ахмад Кадыров, который являлся фактическим чеченским правителем, назначенным тремя годами ранее Россией, официально стал президентом. Представители республики снова заняли свои места в Государственной Думе и Совете Федерации. Чечня медленно возвращается в политическое и правовое пространство России.

Действительность, однако, состоит в том, что чиновники из этнических чеченцев, которые сотрудничают с федеральными властями, становятся главными мишенями террористов. Хотя сепаратисты были разбиты в военном отношении, а их организованные вооруженные отряды были уничтожены или рассеяны, надежды на полную победу над ними в ближайшем будущем остаются призрачными, и партизанская война в республике, вероятно, будет тянуться в течении долгого времени.

В мае 2004 года, Президент Кадыров погиб от бомбы террористов. После его гибели его сын, Рамзан, быстро выдвинулся на роль наиболее влиятельной политической фигуры в республике. Более того, Владимир Путин всячески способствовал его возвышению. Рамзан Кадыров был назначен чеченским премьер-министром при новом президенте Чечни, Алу Алханове, поддержанным Кремлем. Кадыров быстро стал фактическим верховным правителем республики.

июня 2006 года, в связи с гибелью Абдул-Халима Садулаева, Умаров приступил к выполнению обязанностей президента Чеченской Республики Ичкерия. «Умаров - один из самых опытных полевых командиров, авторитет которого среди боевиков сравним с известностью Шамиля Басаева», - отмечал в те дни «Кавказский узел[14]. Первыми же своими указами Умаров освободил Шамиля Басаева от должности вице-премьера и назначил его на должность вице-президента.

В опубликованном в интернете 23 июня 2006 года обращении Умарова в качестве нового президента Ичкерии заявлялось, что Ичкерия продолжает оставаться хоть и оккупированным, но независимым государством, а «чеченский народ преследует одну-единственную цель - быть свободным и равноправным среди всех народов мира». Заявляя о планах расширяния зоны боевых действий на территорию России, Умаров отмечал: «Однако при этом я ответственно заявляю, что целями наших ударов и атак будут исключительно военно-полицейские объекты… Я, как и мои предшественники на президентском посту, также буду решительно пресекать все удары по гражданским объектам и лицам»[15].

В марте 2007 года Рамзан Кадыров был избран президентом Чечни. Он получил в свои руки фактический контроль над чеченской нефтедобывающей промышленностью и над большими денежными потоками, направляемыми Москвой на восстановление экономики республики. Кремль настаивает, что он принес стабильность и обеспечил стремительное восстановление разоренной войной столицы республики, Грозного.

Правовой процесс восстановления конституционного порядка в республике завершается. Но не все в России убеждены в том, что «чеченизация» сможет твердо гарантировать долгосрочную стабильность в республике или что Кремль сделал ставку на правильного местного политика. Кадырова критикуют за молодость и нехватку образования. У многих наблюдателей нет уверенности, что Кадыров, получив неограниченную власть, сумеет избежать искушения большей независимости от Кремля.

октября 2007 года самопровозглашённый президент ЧРИ Доку Умаров объявил об упразднении ЧРИ и провозгласил образование Кавказского Эмирата. В своем обращении Умаров провозгласил себя «амиром моджахедов Кавказа», «предводителем Джихада», и, кроме этого, «единственной законной властью на всех территориях, где есть моджахеды». Через несколько дней он оформил свои «решения» указами («омра») - Омра № 1 «Об образовании Имарата Кавказ» и Омра № 4 «О преобразовании Чеченской Республики Ичкерия в Вилайят Нохчийчоь (Ичкерия) Имарата Кавказ» - оба от 10 октября 2007 года. При этом он отрёкся от «конституции» ЧРИ 1992 года - «закона тагута», гласившей, что «Народ Чеченской Республики Ичкерия является единственным источником всей власти в государстве.» и рассматривает единственным источником власти не народ, а Аллаха..

Против этой линии, вдохновляемой исламистским идеологом Мовлади Удуговым, резко выступил Ахмед Закаев. По утверждению сторонников Закаева, «телефонным голосованием» среди членов т. н. «парламента ЧРИ» Закаев был избран «премьер-министром» ЧРИ, поскольку Умаров «самоустранился от исполнения обязанностей президента». Со своей стороны руководство «Кавказского эмирата» объявило деятельность Закаева антигосударственной, поручив разобраться с ним шариатскому суду и службе безопасности «Мухабарат», обвинив его в причастности к гибели президентов ЧРИ Масхадова и Садулаева [16]

Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров неоднократно предлагал Умарову сдаться правоохранительным органам. Также Кадыров неоднократно заявлял, что Умаров тяжело болен и ранен.

«По поручению президента РФ Национальным антитеррористическим комитетом внесены изменения в организацию антитеррористической деятельности на территории Чеченской Республики. Председателем комитета, директором ФСБ России Александром Бортниковым с 00:00 часов 16 апреля 2009г. отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения «контртеррористических операций». С указанного времени мероприятия по борьбе с терроризмом в Чечне будут осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны, отмечает комитет. "Такое решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы", - подчеркивается в сообщении. Оперативному штабу в Чечне даны поручения, направленные на оптимизацию состава сил и средств Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, совершенствование порядка их применения в современных условиях.

Заключение

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать несколько следующих заключений. Во-первых, война Чеченской республике была вызвана комплексом причин, которые, в свою очередь, носили сугубо локальный характер. К причинам, следует отнести глубокие межэтнические противоречия, издавна существовавшие на территории Кавказа, экономические и политические. С распадом СССР, в Чеченской республике развалилась система хозяйственных структур, социального обеспечения, занятости населения. Что касается политических причин, то здесь следует отметить борьбу между бывшей региональной партийной номенклатурой, и новоиспеченными владельцами капитала, пытавшиеся ворваться во власть. Отсутствие политического опыта, существенные разногласия в управленческих структурах отрицательно сказались на дальнейшем развитии Чеченской республики. Политика, проводимая разными группировками в Чечне приняла самые извращенные черты: от показательных казней, то работорговли. Отсутствие жесткой, четкой, структурированной политической власти, которая смогла бы оградить Чечню от эскалации конфликта, сыграла на руку многочисленным главарям банд, которые получали от войны экономические преференции.

В свою очередь, федеральная власть Российской Федерации должным образом не реагировала на события на Северном Кавказе. Бездарная, зачастую авантюристская политика стала причиной бессмысленного уничтожения как русского так и чеченского народа.

Тенденция «брать суверенитета столько, сколько хотите» вызвала череду цепных реакций по всем бывшим автономным республикам СССР. Нелогичные, непоследовательные действия ввели людей в заблуждение, а национальные лидеры, действовавшие согласной вышеупомянутому курсу, идеологически обосновали вооруженную борьбу за независимость того или иного территориального субъекта.

Своеобразный путь к независимости чеченской республики был непрост и не был однозначен. Из-за отсутствия договоренностей, поспешности, заявление о самостоятельности, носило односторонний характер. Выход Чечни из состава Российской Федерации осуществлялся не на правовой основе, а только основываясь на слова президента Б.Н.Ельцина. Не были урегулированы пограничные вопросы между республиками, имущественное наследство, распределения долгов между республиками и т.д.

Рассмотрев историю конфликта в Чечне, у человека закономерно возникает вопрос: «Кто прав?» С одной стороны правы управленцы РФ, которые хотели удержать Чечню в границах РФ, но с другой стороны правы и чеченцы.

Изучая вопрос истории данного конфликта, можно прийти к выводу, что критерий: «Кто первый?» - не подходит для решения этого вопроса. Именно так просто не решить возникшую проблему. Да, бездарная политика федеральной власти начала 90-х создала почву для вооруженного конфликта, чем сразу же воспользовались чеченцы, но это аргумент не в пользу разрешения конфликта.

Реально конфликт не продвинулся к своему завершению. Этнический конфликт невозможно разрешить с помощью оружия и силы. Межнациональные конфликты должны решаться мирно, с помощью переговоров. К сожалению, очень часто случается, что многие политики, говоря о примирении преследуют свои личные цели. Поэтому намного выгоднее для них бывает разжечь войну под предлогом, а не стараться решить вопрос мирно.

В любом случае нужно отдать должное нынешнему руководству Чеченской республики Р.А. Кадырову и правительству РФ в достижения взаимопонимания, развития сотрудничества, и дальнейшему процветанию единого российского государства.

Эскалация кризиса на Кавказе была кому-то выгодна, поэтому дело довели до военных действий. Война тяжело сказалась на развитии Чечни и никто не знает, когда смогут окончательно избавиться от ее последствий. Для того чтобы выжить, народы должны идти на уступки друг другу. Это единственный способ сохранения человеческих жизней, культурных ценностей и единства народов.

Ссылки

1.Попов Н. Нам Европа не указ // Новое время. - 2000. - № 16. - С. 10

2.Десять дней, которые отменили мир. Электронный ресурс. URL -#"justify">.Постановление Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики «О Временном высшем совете Чечено-Ингушской Республики» от 15 сентября 1991 г. // Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 18 сентября (№ 182).

.Постановление Исполкома Общенационального конгресса Чеченского народа от 17 сентября 1991 г. // Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 20 сентября (№ 184).

. Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 28 сентября (№ 190).

.О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике (1991). «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 14.11.1991, N 46, ст. 1546.

.Орлов О.П., Черкасов «Россия - Чечня: цепь ошибок и преступлений. 1994-1996». Право человека 2010. с.45-46.

.Конституция ЧРИ (с изменениями, дополнениями, внесенными Законом от 11 ноября 1996 года, Законом от 03 февраля 1997 года). 2 марта 1992 г.N 108, г. Грозный

.В.В. Серебрянников «Война в Чечне / Первая и вторая Чеченская война». Электронный ресурс. URL - #"justify">. Там же.

11. Там же.

12. Э. Паин. «Вторая чеченская война и ее последствия». Электронный ресурс. URL - #"justify">13. Пять самых спорных документов в истории российской дипломатии» «Свободная Пресса», 7 декабря 2013. Электронный ресурс. URL - #"justify">.Преемником Сайдулаева может стать Доку Умаров. Электронный ресурс. URL - #"justify">.Обращение президента ЧРИ Докки Умарова. Электронный ресурс. URL #"justify">. Телефонные выборы. Электронный ресурс. URL - #"justify">Источники

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2.Постановление Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики «О Временном высшем совете Чечено-Ингушской Республики» от 15 сентября 1991 г. // Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 18 сентября (№ 182).

.Постановление Исполкома Общенационального конгресса Чеченского народа от 17 сентября 1991 г. // Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 20 сентября (№ 184).

. Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 28 сентября (№ 190).

.О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике (1991). «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 14.11.1991, N 46, ст. 1546.

.Конституция ЧРИ (с изменениями, дополнениями, внесенными Законом от 11 ноября 1996 года, Законом от 03 февраля 1997 года). 2 марта 1992 г.N 108, г. Грозный

.Пять самых спорных документов в истории российской дипломатии» «Свободная Пресса», 7 декабря 2013. Электронный ресурс. URL - #"justify">.Преемником Сайдулаева может стать Доку Умаров. Электронный ресурс. URL - #"justify">.Обращение президента ЧРИ Докки Умарова. Электронный ресурс. URL #"justify">. Телефонные выборы. Электронный ресурс. URL - #"justify">Литература

1.Абулова Е.А. «Великий Октябрь и национально-государственное строительство на Северном Кавказе» / Октябрь 1917 г. в истории России и мира. Ставрополь, 1997.

2.Блиев М.М., Дегоев В.В. «Кавказская война». М., 1994.

.Гакаев, Д.Д. Чечня: «От конфликта к стабильности» (Проблемы реконструкции). М., 2001.

.Глухова А.В. «Типология политических конфликтов». Воронеж, 1997.

.Журавель,В.П. «Лики чеченской войны» (к 10-летию ввода федеральных войск в Чечню)/ В. П. Журавель / Право и безопасность. - 2005. -№2.

.Лич,Ф. «Конфликт в Чечне: анализ практики Европейского Суда по правам человека» / Ф.Лич/ Сравнительное конституционное обозрение. - 2010. - №1 (74).

.Народы России. Энциклопедия / глав. ред. В.А.Тишков. М.: Большая российская энциклопедия, 1994.

.Новичков Н.Н., Снеговский В.Я., Соколов А.Г, Шварев В.Ю. «Российские вооруженные силы в чеченском конфликте. Анализ. Итоги. Выводы». Париж-Москва: Холвег-Инфоглоб-Тривола, 1995.

.Олейников Д.И. Шамиль // Вопросы истории. 1996, №№ 5-6.

.Орлов, О.П. «Россия-Чечня: Цепь ошибок и преступлений» - М.: Звенья, 1998.

.Политковская А.С. «Вторая Чеченская». - М.: Захаров. 2002.

.Прилепин З. «Чечня - индикатор состояния российского общества». Спецназ России №6 (93) 1.06.2004.

. Рунов В. «Чистилище Чеченской войны». Электронный ресурс. URL - #"justify">.Солдатова Г.У. «Этничность и конфликты на Северном Кавказе» // Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М.: 1994.

.Трошев Г.Н. «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала». - М.: Вагриус, 2001.

.Фурман,Д. «Чечня и Россия: общества и государства». М.: Полинформ-Талбури, 1999.

.Хабба Б.А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе// социально-политческий журнал. 1995. №3.

Похожие работы на - Характерные черты вооруженных конфликтов на территории республики Чечня 1994-2009

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!