Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,54 Мб
  • Опубликовано:
    2015-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников














Курсовая работа

на тему

«Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников»

Содержание

Введение

. Характеристика речи как основной психической функции человека. Особенности ее формирования у детей в раннем и дошкольном возрасте

. Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте в исследованиях педагогов и психологов

. Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве

. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

. Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

"Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, в начале, казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов".

Н.А.Бернштейн

Актуальность. Человек - это единственное существо, которое способно на членораздельную и осознанную речь, которая несет смысл.  <#"887801.files/image001.gif"> <#"887801.files/image002.gif"> <#"887801.files/image003.gif"> <#"887801.files/image004.gif">

Отличным примером такой гимнастики является фольклорная потешка, наверняка известная каждому:

"Сорока-Белобока

Деток кормила,

Этому дала (загибаем первый пальчик),

Этому дала (второй),

Этому дала (третий),

Этому дала (четвертый),

А этому не дала (загибаем пятый).

Он воды не носил (загибаем первый пальчик на второй руке),

Он дрова не рубил (загибаем второй),

Он кашу не варил (третий),

Ему ничего нет"

Пальчиковая гимнастика для детей двух-трех лет

Отличным примером игры для развития моторики пальцев является складывание из конструктора зданий, сооружений и даже простых фигур. Эта игра - это не только гимнастика для пальцев, но и отличный способ улучшить и задействовать воображение ребенка.

Многие родители замечают, какое пристальное внимание их дети обращают на коробки со спичками. Можно приобрести специальные детские деревянные палочки и показать, как из них можно строить, например, как мы в детстве строили четырехугольные высокие колодцы, ставя спички на спички.


Пальчиковая гимнастика для малышей 3-ех и 4-ех лет может проводиться за столом, когда взрослый показывает движения и говорит сопровождающие слова или стихи, а ребенок повторяет его действия.

Пальчиковая гимнастика для малышей - это прекрасная возможность улучшить развитие речи ребенка и хорошо поводить с ним время в приятном и полезном общении.

. Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ

Важность развития ручной моторики у детей обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Формирование движений происходит при участии речи. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.

Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом. Поэтому необходимым является выполнение упражнений для развития тонкой и крупной моторики руки с самого раннего возраста.

Упражнения пальчиковой и ручной гимнастики выполняются в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе воспитательской и логопедической работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствующих становлению соответствующих речевых навыков. Так, на этапе работы над гласными звуками необходимо дать возможность ребенку почувствовать кисти рук свободными и сильными, ловкими и умелыми. Предложенные на этом этапе упражнения для рук помогут последовательно добиться активности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений с участием всей руки. На этапе работы над свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть уделено дифференцированным движениям пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка. Работая над сонорами, необходимо продолжать проводить упражнения для поочередного касания. При дифференциации звуков предлагаются пальчиковые упражнения повышенной координационной трудности. Ребенок учится согласовывать одновременные точные движения обеих рук и сочетать их с произнесением сложных по интонации стихотворений. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики - это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе), чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).

Сначала пальчиковую гимнастику выполняют не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно.

Гимнастика пальчиковая ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами). Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на каждом занятии по развитию речи. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.

Можно использовать такие виды массажа и упражнений для пальчиков рук.

. Массаж кончиков пальцев рук:

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий их домой несет,

Четвертый высыпает.

Самый маленький - шалун

Все, все, все съедает. (Массировать пальчики на одной, потом на другой руке)

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик толстячок.

Получился кулачок. (Массировать пальчики, начиная с мизинца, загибая их в кулачок)

. Упражнения для пальчиков

Рыбки

Рыбки плавают, резвятся (шевелить пальцами)

В чистой свеженькой воде. (сжимать и разжимать пальцы)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (повертеть руками одна вокруг другой)

Две сестрицы

Две сестрицы - две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют:

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки загребают, плавая. (делать руками движения, имитирующие эти процессы)

Ежик

Бежит ежик по дорожке, (попеременно пальчиками стучать по столу)

Иглы шуршат. (потереть ладошкой о ладошку)

Тише, тише. (все пальцы стоят на столе, погрозить 2-м)

Бежит мышь («покачать хвостиком» - 5-м пальцем)

Ежик мышку хап - и съел. (ударить ладошками по столу)

Побежал опять и лег спать. (попеременно пальчиками стучать)

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр

. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2--З раза.

. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разовраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Заключение

Пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость.

Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно. В заключение можно сделать главные выводы:

.        Ребенок дошкольного возраста - это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить, требует от взрослых права исследовать мир.

.        Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Поэтому, в данном возрасте следует развивать и воспитывать в детях любознательность, интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и игровой уголок, слушать и выделять звуки в словах, занимаясь с ним арифметикой, следует познакомить ребенка с понятием «число».

.        Основы мелкой методики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

Благодаря пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Список литературы

1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 - е переработанное. - СПб.: Детство - Пресс , 2004.

. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004.

. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение , 1998.

.     Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. - М., 1983. - Т. 4.

5.      Година Г.Н., Пилюгина Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение , 1987.

.        Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2003.

.        Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2004.

.        Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11

.        Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика.- М.: ЭКСМО, 2005

.        Кириллова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем Дошкольное воспитание, 1998. - № 1.

.        Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.

.        Нижегородцева Н.В., В.Д. Шадриков. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. - М., ВЛАДОС, 2002

.        Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.

.        Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2002.

.        Специальная дошкольная педагогика / под ред. Стребелевой. - М., 2001.

.        Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. - 1994. №5

.        Урадовских Г. Руки учат говорить. Логопедические занятия.

.        Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: ООО Издательство "Дом.ХХI век", 2006

Похожие работы на - Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!