Анализ эффективности складских операций в зависимости от принадлежности склада

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,62 Мб
  • Опубликовано:
    2016-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности складских операций в зависимости от принадлежности склада

Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса»

(Колледж туризма Санкт-Петербурга)

ПМ 02 «Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении»

МДК 02.02 «Оценка рентабельности систем складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов»





Курсовая работа

Тема: «Анализ эффективности складских операций в зависимости от принадлежности склада»


Выполнила

Васина Мария

Группа 295

Проверил преподаватель

Комлева Ольга Георгиевна



Санкт-Петербург

Введение

логистический склад закупка тариф

Большинство видов хозяйственной деятельности сопряжено с созданием запасов, для содержания которых необходимы склады. Организация складирования, на первый взгляд, кажется сравнительно несложной функцией, которую можно реализовать, руководствуясь лишь здравым смыслом. Однако данное суждение в определенной степени справедливо лишь для мелких складов. Рационально организовать комплекс работ на крупном складе при отсутствии специальных знаний, как правило, неудается.

Вопросы, связанные со складами, возникают на разных этапах ведения бизнеса. Проектируя товародвижение, необходимо решить, пользоваться ли наемным складом или создавать собственное складское хозяйство, где его размещать, сколько иметь складов. Организация собственного склада влечет за собой необходимость определения состава и размера его помещений и технологических зон, определения потребности в оборудовании, необходимость разработки рациональной технологии и системы организации труда, а также решения ряда других задач, связанных с эксплуатацией склада.

В последние годы интерес к вопросам рациональной организации складского хозяйства прогрессивно возрастает, что в значительной степени объясняется развитием инфраструктуры отечественного товарного рынка.

Склады являются одним из основных элементов логистических систем. Глубокая технологическая переработка предметов труда, осуществляемая в процессе производства материальных благ в соответствии с требованиями конечного потребителя продукта труда, здесь не выполняется. Однако здесь осуществляется преобразование предмета труда, в соответствии с логистическими потребностями других элементов товаропроводящих систем: транспорта, других складов, потребителей материалов, в том числе и конечных потребителей. На складах грузы временно накапливаются, маркируются, переупаковываются и т. п. Если от качества работы производственного участка зависит качество работы конечного изделия у конечного потребителя, то от качества работы склада зависит качество работы последующих элементов логистической цепи.

Объектом исследования данной курсовой работы являютсясклады различных форм собственности.

Предметом исследования данной курсовой работы является выявление оптимального варианта складской подсистемы для определенного предприятия.

Целью работы является выбор оптимального варианта складской подсистемы на предприятии.Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих основных задач:

) Рассмотрение и анализ товарных складов общего пользования;

) Рассмотрение и анализ собственного склада предприятия;

) Рассмотрение и анализ склада, взятого на аутсорсинг;

) Рассмотрение и анализ склада взятого в аренду;

) Выбор оптимального варианта складской подсистемы на предприятии ООО «Пионер»;

) Оценка экономической эффективности выбора оптимального варианта складской подсистемы.

Работа состоит из введения, четырех глав, каждая из которых делится на подглавы, заключения и списка литературы. Во введении рассматривается, насколько актуальна тема исследования, даются цели и задачи исследования. В первой главе рассмотрена характеристика различных форм собственности. Во второй главе представлена характеристика логистических издержек, направленных на грузопереработку. В третьей главе представлен алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы. В четвертой главе осуществляется непосредственный выбор складской подсистемы для рассматриваемого предприятия В заключении был сделан вывод по проделанной работы.

. Характеристика различных форм собственности склада

.1 Характеристика товарных складов общего пользования

Склады общего пользования - одна из форм пользования складским помещением.

По размерам складской площади продовольственные склады подразделяются на мелкие, площадью до 500 м2, средние - от 500 до 2000, крупные - от 2000 м2 и более.

По организационным формам использования различают склады индивидуального, совместного и склады общего пользования.

Склады индивидуального пользования находятся в ведении какой-либо одной кооперативной организации. Они могут быть собственными или арендованными. Зачастую создание складов индивидуального пользования приводит к измельчению складского хозяйства и понижению эффективности его использования.

Повышение эффективности использования складов в этом случае достигается созданием складов совместного пользования, принадлежащих к крупным предприятиям складского хозяйства и получивших широкое распросхранение в системе государственной оптовой торговли.

Склады совместного пользования подразделяются на склады кооперированные и объединенные. Кооперированные склады создаются в порядке объединения капиталовложений нескольких торговых организаций для совместного строительства крупного склада. Каждому дольщику отводится складская площадь определенных размеров пропорционально размеру средств, вложенных в его строительство.

На кооперированных складах создаются благоприятные условия для централизации управления, рационального использования общей экспедиции, подъездных путей, средств механизации, ремонтных мастерских.

К объединенным складам относят склады, принадлежащие одной торговой организации, но используемые несколькими арендаторами.

К складам общего пользования относят склады, которые предоставляют свои здания и помещения для хранения товаров любым торговым организациям за соответствующую плату. Они действуют на основе хозяйственного расчета и принадлежат, как правило, транспортным организациям.

Услуги складов общего пользования отличаются гибкостью оплаты и обеспечивают экономию за счет масштабов операций. Такими складами, как правило, управляют опытные профессиональные специалисты, которые понимают риски, присущие складскому хозяйству, и нацелены на максимальное использование рыночных возможностей.

Переменные издержки на складах общего пользования часто бывают ниже, чем на сопоставимых частных складах. Это может объясняться более низкими ставками заработной платы, более высокой производительностью труда или экономией за счет масштабов операций. Использование складов общего пользования требует меньших капитальных затрат и тем самым способствует повышению рентабельности инвестированного капитала тех компаний, которые обращаются к их услугам.

Использование складов общего пользования дает компаниям возможность легко менять местоположение, размеры и количество инфраструктурных подразделений логистики, что позволяет гибко реагировать на запросы поставщиков и потребителей или на сезонные колебания спроса. Использование собственных, или частных, складов лишает такой гибкости, поскольку в этом случае для подобного изменения логистической инфраструктуры нужно либо построить новый объект, либо продать ненужный.

Возможности складов общего пользования обеспечивать экономию за счет масштабов операций объясняются еще и тем, что объем запасов каждого конкретного клиента склада дополняется запасами остальных пользователей, и это создает кумулятивный эффект. В результате достигается массовый масштаб операций, на который и распределяются постоянные издержки, что делает экономически оправданным применение более производительного оборудования грузопереработки. К тому же склады общего пользования дают возможность экономить на транспортных расходах благодаря крупным грузовым отправкам, комплектуемым из грузов нескольких клиентов. Например, вместо того чтобы поставщики А и Б каждый по отдельности снабжали розничную торговлю со своих собственных складов, обслуживающий их обоих склад общего пользования с меньшими издержками доставляет их продукцию по назначению одной крупной отправкой.

.2 Характеристика собственного склада предприятия

Существуют факторы, которые действуют как в пользу решения о создании или приобретении собственного склада, так и факторы, которые действуют в противоположном направлении.

Главные преимущества собственного склада связаны с:

высокой степенью контроля над операциями, что дает абсолютные полномочия по принятию всех хозяйственных решений;

обеспечением интеграции складских операций с другими элементами внутреннего логистического процесса предприятия;

улучшением коммуникаций;

нематериальными преимуществами, связанными с имиджем предприятия, поскольку собственные склады оказывают более сильное впечатление надежности и долгосрочной стабильности предприятия;

возможностью большего контроля за продукцией.

Критическим фактором экономичности собственного склада предприятия является стабильно высокий оборот. Поэтому в условиях стабильно высокого оборота на хорошо известном рынке с постоянным сбытом целесообразным считается наличие собственного склада.

.3 Характеристика склада, взятого на аутсорсинг

Складской аутсорсинг (аутсорсинг склада) - именно так называется передача компанией некоторых второстепенных бизнес-процессов или даже производственных функций на обслуживание со стороны другой, специализирующейся на предоставлении конкретных складских услуг организации.

От услуг сервиса и поддержки, складской аутсорсинг отличается длительностью срока обслуживания (обычно не менее года), в то время как обычные сервисные услуги носят чаще всего разовый, случайный, эпизодический характер и имеют ограничения в виде начала и окончания.

Кроме того, на аутсорсинг складских услуг обычно переносятся функции по профессиональной поддержке абсолютно бесперебойной работоспособности, как отдельных систем, так и всей логистической инфраструктуры, поэтому длительность контракта играет в данном случае особую роль и оказывает серьёзное воздействие на отладочные процессы.

Передать склад на аутсорсинг означает стремление компании заниматься только теми вещами, которые ей удаётся делать намного лучше других, а любые второстепенные сферы деятельности можно легко и без проблем передать тем, кто занимается предоставлением таких услуг на высоком профессиональном уровне.

.4 Характеристика склада взятого в аренду

Аренда складских помещений выгодна, если организация имеет невысокий объем товарооборота или ее деятельность носит сезонный характер, когда склад требуется меньшую часть года и нет необходимости платить за оставшееся время или содержать ряд сотрудников для работы на складе. Аренда также подойдет для компании, которая только выходит на рынок или осваивает новый сегмент рынка (в этих случаях сложно спрогнозировать объем и стабильность продаж).

Аренда дает возможность гибко менять количество и географическое положение складских площадей. Аренда склада привлекательна и отсутствием необходимости инвестировать средства в развитие складского хозяйства.

. Характеристика логистических издержек направленных на грузопереработку

Выявление, анализ и учет логистических затрат должен быть систематическим и скоординированным. Логистическая служба должна заниматься направленным учетом логистических издержек, их калькулированием, отслеживанием динамики, анализом структуры затрат, поиском путей оптимизации и снижения.

Анализ отечественной системы учета затрат и сопоставление полученных результатов с классификациями логистических издержек, приведенных в отечественных и зарубежных источниках, показал, что используемое за рубежом деление логистических затрат может быть адаптировано к российской практике, что даст возможность перевести ход российского учета на международные стандарты.

Логистические издержки с целью их учета и регулирования по функциям ЛС целесообразно объединить в следующие группы:

* затраты на закупку материальных ресурсов (Сз) (частично),

* расходы на грузопереработку и перемещение грузов (транспортировку) (Ст),

* затраты на складирование (Сс),

* затраты, связанные с управлением логистической системой, в том числе управление запасами (Cу),

* затраты, связанные с потерями (Сп).

Ряд авторов придерживается другой группировки логистических затрат:

* операционные логистические затраты (на транспортировку, складскую грузопереработку, затаривание, хранение, таможенное оформление),

* затраты на администрирование логистической системы (управленческие расходы),

* капитальные затраты на иммобилизацию средств в запасах, затраты на покрытие логистических рисков (в т.ч. затраты на страхование груза, страхование ответственности перевозчика/экспедитора, страхование запасов, ущерба от нерациональных логистических решений, например, потенциальные потери продаж от отсутствия запасов на полках и пр.).

Расшифровка каждой из перечисленных групп, взаимосвязь статей расходов со счетами действующего бухгалтерского учета на примере одного из крупных российских предприятий автомобилестроения, а также перечень документов первичного учета, из которых названные статьи могут быть выделены

Сгруппировать логистические затраты с точки зрения принадлежности их к функциональным циклам можно по следующим признакам:

) соответствие определенному счету бухгалтерской отчетности;

) отношение к изменению объема производства (реализации);

) возможность расчета удельного показателя по соответствующему признаку;

) этап функционального цикла.

Распределение логистических затрат по выделенным характеристикам представлено в табл. 4.1. Как указано выше, функциональный цикл логистики характеризуется эффективностью, производительностью, интенсивностью, продолжительностью (изменчивостью). Однако определить их при современной системе учета на отечественных предприятиях практически невозможно.

С целью совершенствования учета, анализа и регулирования логистических издержек по функциональным циклам рассмотрим состав показателей, выявленных на основе факторного анализа информации, отчетных форм, действующих в качестве обязательных для зарубежных предприятий (табл. 4.2). В данной таблице классифицируются показатели выполнения логистических операций при прохождении материального и связанных с ним потоков в составе функционального цикла. Значение данных показателей следует рассматривать применительно к конкретной отрасли и определенным условиям, в которых работает фирма.



. Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы

В соответствии с методом системного подхода, решения по складской подсистеме принимаются в результате последовательности действий, приведенной в таблицей 1.[17, 48]

Таблица 1. Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы

Определение стратегических целей логистической системы

Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему

Изучение транспортной сети региона обслуживания, составления схемы материальных потоков в пределах логистической системы

Разработка различных вариантов логистической системы: с одним или несколькими складами, расположенными на тех или иных участках обслуживания и реализующими те или иные функции

Оценка логистических издержек для каждого из вариантов

Выбор для реализации одного из разработанных вариантов


Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

,

где Зп- приведенные затраты по вариант;

п - число принимаемых во внимание статей издержек;

С1- годовые эксплуатационные расходы;

С2- годовые транспортные расходы;

С3 - годовые расходы на управление складской системой;

С4- годовые расходы на содержание запасов;

С5 - прочие расходы и потери, связанные с функционированием логистической системы и принимаемые во внимание при принятии решения по созданию складской подсистемы;

К - полные капитальные вложения в строительство и оборудование складов, приведенные по фактору времени - по норме дисконта;

Т - срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант логистической системы, который обеспечивает минимальное значение приведенных (родовых) затрат.

В процессе проектирования логистических систем на базе информации о схеме потоков и о планируемых запасах определяется оптимальное количество и мощность складов, разрабатывается их рациональная дислокация в регионе контролируемого потока.

В период кризиса значительно снижены цены на аренды складов. Ведь в случае отказа оператора от складских помещений, владельцу складов недалеко до финансового краха. Сегодня многие владельцы крупных складских комплексов уже в полной мере ощутили потери арендаторов, либо уменьшения ранее арендуемых объемов складских помещений действующими арендаторами. Так появились свободные площади класса "А" во всех крупнейших логопарках страны, в частности, в Московском регионе, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах.[23]


.Выбор оптимального варианта складской подсистемы для предприятия ООО «Пионер»

.1 Организация складской деятельности на предприятии ООО «Пионер»

В период с 1997 по 2001 год компания наращивала свое присутствие на рынке замороженного мяса Северо-запада РФ, и в 2001 году ее доля реализации составляла 1,4%, или порядка 7700 тонн говядины и 6720 тонн свинины всего сбыта ежегодно. С 1997 года по настоящее время, в связи с процессами укрупнения рыночных игроков, доля компании в относительном выражении не возрастала, хотя в абсолютном выражении компания ежегодно продолжала увеличивать объемы импорта и реализации мясного сырья. Данные об объемах и темпах прироста представлены в Таблице 3.2.

Таблица 3.2

Объемы и темпы прироста ежегодных закупок ООО «Пионер»

год

Говядина замороженная, тонн

прирост, %

Свинина замороженная, тонн

прирост, %

Всего, тонн

2007

7700

 

6720

 

14420

2008

7950

3,2%

6800

1,2%

14750

2009

7970

0,3%

6850

0,7%

14820

2010

8200

2,9%

6890

0,6%

15090

2011

8240

0,5%

7050

2,3%

15290

2012

8600

4,4%

7600

7,8%

16200

2013

9100

5,8%

7880

3,7%

16980

2014

9250

1,6%

8100

2,8%

17350


Согласно данным предварительной финансовой отчетности компании, выручка от реализации товара в 2014 году составила 1 980 млн. руб., а себестоимость реализации 1 338 млн. руб., обеспечив валовую прибыль 340 млн. руб. Коммерческие расходы компании составили 291 млн. руб. Данные представлены в Таблице 3.3.

Таблица 3.3

Данные отчета о прибылях и убытках Петербургской компании

(тыс. руб.)

Название показателя

2013 год

2014 год

Выручка (с НДС)

1 811 240

1 980 257

Выручка (без НДС)

1 535 026

1 678 268

Себестоимость

1 223 811

1 338 012

Валовая прибыль

311 215

340 256

Коммерческие расходы

265 068

291 132

Управленческие расходы

24 476

26 760

Прибыль от продаж

21 671

22 364

Налог на прибыль

4 334

4 473

Прибыль к распределению

17 337

17 892


Чистая прибыль в распоряжении предприятия по предварительным данным в 2014 году - 17,9 млн. руб. В 2013 году были достигнуты примерно такие же показатели. Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж к себестоимости реализации) в 2014 году составила:Р2011 = 2%, в 2013 году этот показатель составил также 2%. Это не очень хорошие показатели, несмотря на то, что надбавка к себестоимости составляет 48%. Тем не менее, бизнес компании при существующей структуре накладных расходов в целом прибыльный. Хотя компания несет значительный объем коммерческих расходов, их структура представлена в Таблице 3.4.

Таблица 3.4

Структура коммерческих расходов ООО «Пионер»

(тыс. руб.)

Название показателя

2013 год

2014 год

Реклама

36 714

40 140

ФОТ

8 640

9 936

Налог на СН

2 592

2 980

Аренда офиса (200 кв м)

3 300

4 320

Услуги склада

195 810

214 082

Курьерские услуги

12 238

13 380

Обслуживание автомобилей фирмы (3 шт.)

6 119

6 690

ИТОГО

265 414

291 529


Согласно учетной политике компании, заработная плата персонала с начислениями, а также расходы по аренде, расходы на услуги склада являются коммерческими. Как видно, наибольший удельный вес в структуре коммерческих расходов составляют именно расходы на услуги склада - их доля стабильно составляет от 70 до 75%. Это, безусловно, обуславливает поиск путей уменьшения таких расходов.

В настоящее время компания рассматривает несколько предложений о сотрудничестве от крупных иностранных поставщиков мясного сырья. Принятие предложений приведет к значительному увеличению товарооборота компании и, как следствие, потребности в повышении требований к имеющимся и необходимым складским мощностям для хранения и обработки грузов, вплоть до решения о строительстве собственного склада в виде небольшой холодильной камеры для единовременного хранения не менее 3000 тонн мясного сырья. Пока что своих складских мощностей компания не имеет.

В настоящее время компания пользуется услугами одного из логистических операторов в Северо-Западном регионе ООО «Логопарк Интер».

.2 Организация работы на предприятии ООО «Логопарк Интер»

Компания «Логопарк Интер» владеет теплыми, холодными и рефрижераторными складами на Юге и Севере Санкт-Петербурга. Так, имея рефрижераторный склад на Юге города (пять холодильных секций, общая площадь которых составляет 11 тыс. кв м, площадь одной секции колеблется от 1 402 до 3 191 кв м), компания оказывает следующие складские услуги:

прием на ответственное хранение товара с посуточной оплатой;

приемка и отправка груза авто- и ж/д транспортом;

срочное хранение (срок определяет клиент);

современная технология стеллажного хранения Jungheinrich (Германия) - 6-ярусное хранение паллетированного груза; физический размер паллетоместа составляет 0,8 х 1,2 х 1,6. Количество условных паллетомест в секциях составляет от 3800 до 5200.

Если предполагается долгосрочное пользование услугами склада компании, компания «Логопарк Интер» работает на условиях предоплаты на срок 3 месяца.

Ответственное хранение товара Петербургской группы осуществляется в холодильной секции, общая площадь секции под хранением в 2014 году составила 450 кв м. Данная площадь была определена расчетным путем, исходя из среднегодового товарооборота за 2014 год. Так, закупка в 2014 году составила 17 350 тонн, реализация 17 3500 тонн, то есть весь товар, закупленный в течение года, был реализован. По данным компании, среднее число дней хранения товара на складе составляет 30. Тогда по формуле:

(1)

где: З - размер запаса в днях оборота, дней;- годовой грузооборот, т/год;

Д - число рабочих дней в году;- нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2,

можно найти искомую потребную площадь склада. В 2014 году она составляла 433,75 кв м:

В отдельные месяцы запас товара обуславливал увеличение площади единовременного хранения, поэтому в среднем на хранение товара компании отводилось 450 кв. м.

.2.1 Перечень услуг склада ООО «Логопарк Интер» и тарифы на услуги

ООО «Логопарк Интер», являясь профильным логистическим оператором в сфере как складской, так и транспортной логистики, предоставляет в аренду складскую технику, персонал. Таким образом, Петербургской группе не приходится держать на балансе ненужную для ежедневной деятельности складскую технику, а также штатных работников. Аренда техники и персонала происходит по предоплате. Перечень услуг склада и тарифы на услуги представлен в Таблице 3.1

Таблица 3.1

Услуги на рефрижераторном складе ООО «Логопарк Интер» и их стоимость

Название услуги

Тариф (расчет на месяц)

Стоимость в год

Ответственное хранение товара, USD/т; USD/кв м

1,1

13,2


0,88

10,56

Взвешивание товара, USD/т

0,4

4,8

Сортировка, USD/т

0,98

11,76

Погрузо-разгрузочные работы, в т.ч.:

Паллетированный груз, USD/т

1,5

18

Не паллетированный груз, USD/т

1,8

21,6

Справочно: аренда офисов (мин и макс), USD/м2/сутки; USD/м2

0,7

255,5


0,9

328,5


В стоимость услуг, указанных в Таблице 2, включена аренда складской техники и оплата труда работников склада.

4.3Планирование закупок и реализации продукциидля предприятия ООО «Пионер»

В компании уже проводилась предварительная оценка строительства собственного низкотемпературного склада (холодильной камеры на 3000 тонн единовременного хранения). Однако до сих пор решение в пользу собственного склада не принято. Возможно, что с увеличением грузооборота удельные затраты в расчете на м2 хранения или тонну грузооборота снизятся, то есть реализуется эффект масштаба.

В рамках расширения бизнеса планируется достигнуть следующих параметров закупок и реализации продукции, Таблица 3.5.

Таблица 3.5

Планирование закупок и реализации продукции

 Год

Закупочная цена, долл./тн

Объем закупки (и реализации), тн

Закупка (с НДС), долл.

Реализация (с НДС), тыс. долл.

Реализация (без НДС), тыс. долл.

Средние остатки на складе в течение года, тн

Данные последнего отчетного года:

2014

2 571

17 350

44 600

75 821

64 258

1 446

План расширения деятельности:

2015

2 699

26 025

70 246

119 418

101 206

2 169

2016

2 834

31 230

88 509

150 466

127 520

2 603

2017

2 976

37 476

111 522

189 587

160 675

3 123


Предполагается, что в 2015 году объем закупок увеличится на 50% в сравнении с 2012 годом, в 2014 году - еще на 20%, и в 2015 году еще на 20%. Возможный объем закупок в долгосрочном периоде компания пока что не рассматривала. Безусловно, планируемый рост объема закупок предполагает существенное увеличение объемов хранения товара на складе до его реализации.

Как показывает анализ товарооборота за последние 5 лет, товар быстрореализуется, в том числе на уровне конечного потребителя. Этому способствуют долгосрочные партнерские отношения компании с клиентами - оптовыми покупателями, среди которых небольшие мясоперерабатывающие заводы. Дебиторская задолженность компаний-оптовиковсоставляет не более 30 дней. Это позволяет ООО «Пионер» работать без производственных разрывов и потерь, возникающих в случае избыточного складского запаса, осуществлять постоянные закупки и держать средства в обороте.Потери могут возникать в связи с порчей товара при его транспортировке из порта на склад предприятия и со склада предприятия на склады компаний - оптовых покупателей. Однако размер потерь не является значительным по отношению к общему товарному объёму закупки-продажи.

Политика в области управления складскими запасами компании ориентирована на то, чтобы в течение года поддерживать более ли менее постоянный остаток товара на складе, исключая сезонные пики.

.4 Расчет необходимой площади хранения товарадля предприятии ООО «Пионер»

Расчет необходимой площади хранения товара строится на условии одинаковых среднегодовых остатков на складе. Прогноз увеличения необходимой площади склада по хранению мясного сырья представлен в Таблице 3.6.

Таблица 3.6

Предварительный прогноз по увеличению площади хранения в 2015-2016гг.

Год

Среднегодовой товарооборот, тн

запас хранения в днях оборота, дн

число рабочих дней в году (в среднем), дн

объем хранения на 1 м2, т/м2

потребная площадь хранения, м2

Данные последнего отчетного года:

2014

17350

30

250

433,75

План расширения деятельности:

2015

26025

30

250

4,8

650,63

2015

31230

30

250

4,8

780,75

2016

37476

30

250

4,8

936,90


В 2014 году компании требовалось порядка 450 м2 складских площадей для постоянного использования складских площадей, что составляет, например, от 14 до 32% одной холодильной секции на рефрижераторном складе компании «Логопарк Интер».В2013 году эта цифра должна возрасти в 1,5 раза, в 2014 году в 1,8 раза, в 2015 году - в 2,2 раза, и она должна составить650, 780 и 940 м2 площади, соответственно. В принципе, при таких площадях и потенциальных объемах грузооборота логично рассмотреть возможность строительства собственного небольшого склада.

В рамках предварительного анализа вариантов расширения складской площади в компании проведено исследование услуг других логистических операторов.

.5 Исследование услуг других логистических операторов для предприятия ООО «Пионер»

Выяснено, что компании-операторы на рынке логистических услуг Санкт-Петербурга, как правило, не предлагают в аренду складские площади. Они, также как и «Логопарк Интер», предлагают услуги склада, например:

ответственное хранение товара,

сортировка,

перетарка,

взвешивание,

погрузо-разгрузочные работы и т.д.

Все работы тарифицируются. В структуре тарифа учтены все накладные расходы склада: заработная плата персонала, оплата коммунальных услуг, административно-хозяйственные расходы, расходы на техническое обслуживание, ремонт. Это существенно упрощает взаимодействие с клиентом, поскольку не требуется множество документов и счетов: клиент оплачивает услуги по тарифу, в рамках одного договора. В свою очередь, клиентов привлекает реализованный принцип «одного окна»: ему не нужен свой штат складских работников, грузчиков, водителей погрузчиков, ветеринаров, охранников. Кроме того, клиенту не нужно держать на балансе непрофильные основные фонды: складское оборудование (стеллажи и проч.), погрузчики и проч., или постоянно взаимодействовать с лизинговой компанией по поводу такого оборудования. Ведь основные фонды амортизируют, устаревают, требуют постоянного технического контроля и обслуживания. Если эти функции будет выполнять дистрибутор мясного сырья, то это будет сильно отвлекать от основного бизнеса, что немедленно обернется падением его рентабельности.

Кроме услуг склада, владельцы логистических комплексов, также как и «Логопарк Интер», могут предлагать в аренду офисные помещения для размещения клиентов склада в непосредственной близи от товара. С одной стороны, это удобно клиенту. С другой стороны, если сам комплекс логистики расположен на окраине города, в районе КАД, или за ее пределами, то иметь офис там не всем и не всегда удобно. Многим потенциальным арендаторам не нравятся непривлекательные характеристики бизнес-центра «на окраине», расположенного среди складов. Пионер арендует офис на Васильевском острове, и даже в случае расширения бизнеса не планирует переезжать.

Таким образом, еще до этапа проведения технико-экономических расчетов можно сформулировать перечень условий в пользу пользования услугами профессиональных логистических операторов. Вот эти условия:

Не нужно нанимать дополнительный персонал, и, как следствие, увеличивать базу по ЕСН (можно, конечно, нанять складских работников по договорам подряда и т д., но все это отнимает время отдела персонала, и влечет т.н. транзакционные издержки);

Не нужно приобретать и ставить на баланс дорогостоящее складское оборудование, технику; можно, конечно, использовать лизинг оборудования, если будут найдены подходящие варианты;

Не нужно создавать выделять специальную службу текущего технического обслуживания и ремонта оборудования и техники;

Не нужно взаимодействовать с такими органами, как СЭС (это входит в функции логистического оператора), ОАО Водоканал (по оплате или проблемам с водоснабжением), ОАО «Ленэнерго» (по оплате или проблемам с электроэнергией);

То есть, покупая услуги профессиональных компаний, клиент, в данном случае, Пионер, может полностью сосредоточиться на ведении основного бизнеса - взаимодействия с поставщиками и клиентами, заключения новых контрактов, разработки и предложения дополнительных услуг и сервисов, скидок и проч.

.6 Технико-экономические расчеты и выбор формы собственности склада для предприятия ООО «Пионер»

Существует два основных варианта технико-экономических расчетов для принятия решения в пользу выбора одной из двух альтернатив: покупка услуг имеющихся складских комплексов или строительство и эксплуатация своего склада.

Первый вариант расчетов носит в большей степени теоретический характер. Он предполагает:

Определение потребной складской площади;

Оценку грузооборота безразличия;

Расчет постоянных и переменных издержек хранения;

Расчет реальных объемов хранения и их сравнение с грузооборотом безразличия.

На основе расчетов делается вывод о том, что выгоднее - иметь свой склад для хранения, или использовать сторонний. На последнем шаге производится калькуляция капитальных затрат на строительство собственного склада и вычисляется период окупаемости затрат. В данном варианте не исследуется возможность строительства или приобретения складского помещения, например, в Санкт-Петербурге (то есть маркетинговый анализ).

Второй вариант расчетов носит больше практический характер. Он предполагает:

Маркетинговый анализ возможности строительства собственного склада в Санкт-Петербурге (строительство «с нуля», или реконструкция долгостроя, законсервированных производственных мощностей). Основной момент - наличие необходимой инженерной инфраструктуры (водоснабжение, эл/энергия), наличие пятна земли под застройку, если речь идет о новом строительстве;

Оценка расходов на капитальное строительство нового склада или реконструкцию имеющегося здания, в том числе расчет стоимости необходимого оборудования: холодильные камеры, поддерживающее оборудование, стеллажи и проч.;

Определение источников и стоимости финансирования капитального строительства: собственные или привлеченные источники, или и те, и те, в определенной пропорции. Собственные источники: нераспределенная (накопленная) прибыль прошлых периодов, текущие доходы. Привлеченные средства: займы у частных лиц, банковские кредиты;

Оценку объема накладных расходов при использовании услуг стороннего склада (например, по данным свежей управленческой или бухгалтерской отчетности);

Финансовый прогноз роста издержек по услугам стороннего склада в связи с увеличением грузооборота (скажем, потребуется на 2-5 человек больше грузчиков, кладовщиков, на 2-3 единицы больше техники (погрузчиков) и т.д.). Горизонт расчетов - 3-5 лет;

Финансовый прогноз текущих эксплуатационных и накладных расходов при использовании собственного склада, найма персонала, лизинга техники. Горизонт расчетов - 3-5 лет;

Финансовый прогноз доходов и расходов компании в обоих случаях. Горизонт расчетов - 3-5 лет;

Расчет окупаемости капитального строительства собственного склада, с учетом прогнозных доходов и текущих расходов ведения бизнеса и управления складом. На этом этапе может оказаться, что строительство окупается не ранее, чем через 8-10 лет (проекты подобного типа имеют такие сроки окупаемости). В этом случае рекомендуется сразу отказаться от строительства своего склада;

Сравнение экономической эффективности полученных результатов: как расходы на складскую логистику влияют на текущую прибыль компании в обоих случаях. Если выяснится, что они полностью «съедают» прибыль, или обуславливают убытки компании, то необходимо выбирать наименее затратный вариант.

Рассмотрим данные о структуре логистических издержек на создание и поддержание складских запасов на складе. Эти данные представлены в Таблице 3.7.

Таблица 3.7

Структура логистических издержек на создание и поддержание складских запасов

Группа затрат

Удельный вес в общих логистических издержках, %

Средний удельный вес в структуре общих логистических издержек, %

Капитальные затраты

82,00

15,00

Затраты на хранение

3,25

2,00

Затраты на текущее обслуживание

0,75

1,05

Ущерб от рисков (перекладывается на поставщика или покупателя товаров)

14,00

1,20

Суммарные затраты

100

19,25


Как видно, наибольшая доля приходится на капитальные затраты: они должны окупить себя в срок. Ценообразование у клиента, в данном случаеу Петербургской компании, на услуги склада, как правило, состоит в добавлении к себестоимости продукции общих логистических издержек, и они, по статистике, составляют в среднем 32% стоимости запасов.

В Таблице 3.8представлена раскладка основных статей издержек:

Таблица 3.8

Основные группы логистических издержек

Группы логистических издержек

Величина в % от средней стоимости продукции

Капитальные затраты (если компания сама закупает оборудование)

15

Складские операции

4

Страхование логистических рисков (ответственности логистического оператора (как экспедитора), груза)

1

Амортизация складов и оборудования

8

Затраты, связанные с устареванием запасов на складах

3

ИТОГО

32


В складской системе норма капитальных затрат (косвенных издержек) пропорциональна общим инвестициям в складское хозяйство.

Издержки, связанные с физическим старением в общем случае пропорциональны общим инвестициям в товарные запасы.

Пока страховой полис сохраняет силу, страховая сумма будет постоянной вне зависимости от колебаний уровня запасов. Но страховой полис периодически пересматривается, и, следовательно, страховые издержки могут претерпевать изменения при колебаниях запасов.

Издержки на эксплуатацию склада могут совсем не зависеть от уровня запасов, или наоборот, часть издержек будет изменяться более или менее пропорционально уровню запасов.

Что касается объема капитальных затрат, то, капитальные затраты на строительство склада, при условии, что найдено «пятно» с готовой инженерной инфраструктурой, составляют от 9000 до 15000руб./кв м площади.

Если общая площадь здания под склад составит, к примеру, 1500 кв м, то капитальные затраты будут от 13500 до 22500 тыс. руб. К этому необходимо добавить затраты на оборудование, необходимые согласования и разрешения.

В среднем, затраты на строительство склада на 1 кв. м полезной площади (то есть фактической площади хранения товара, при общей площади здания 1500 кв м полезная площадь составит порядка 1150 кв. м) могут составить от 8 700 млн.руб. до 12 000 млн. руб. Это только капитальные затраты.

При показателе прибыли к распределению в 2011году более 17 млн. руб. и в 2012 году более 17 млн. руб. создается впечатление, что компания способна осуществить проект строительства собственного склада.

Основой для принятия решения является полученное значение так называемого "грузооборота безразличия" (см. Рисунок 4), при котором затраты при хранении запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада (абсцисса точки пересечения графиков функций F3 и Z).

Рис.3.2 Принятие решения о пользовании наемным складом

Этот рисунок представляет собой графическое решение данной задачи. Рассмотрим, из чего оно состоит.Функция F1 принимается линейной и определяется на базе расценок за выполнение логистических операций.

График функции F параллелен оси абсцисс, так как постоянные затраты Cпост не зависят от грузооборота. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения Cаренд, амортизация техники Cаморт, оплата электроэнергии Cэл, заработная плата управленческого персонала и специалистов Cзарпл:

(1)

График функции Z строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе.Зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота Z определяется по следующей формуле:

, (2)

где: - (тариф на услуги наемного склада) суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади наемного склада;

- число дней хранения на наемном складе за год;н - потребная площадь наемного склада, м2, расчет которой выполняется по формуле (оплачиваемая площадь):

(3)

где:

З - размер запаса в днях оборота, дней;- годовой грузооборот, т/год;

Д - число рабочих дней в году;- нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2.

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер.Определим грузооборот безразличия аналитически. Для этого нам понадобятся следующие данные:= 1500*T (руб/т)= 10000 (тыс. руб./год)= 340 (руб./м2)

- число дней хранения на наемном складе за год;

З = 30 (дн.)

Д = 250 (дн.)= 4,8 (т/м2)

Отсюда мы можем определить потребную площадь наемного склада Sн (по формуле 2) :

н =

Теперь подставив полученное значение потребной площади в формулу 3, получим зависимость затрат на хранение на наемном складе от грузооборота:

Определим грузооборот безразличия, при котором F3 = z. Для этого сначала найдем F3- общие затраты:

=F1+F2=1500T+10000

Теперь зная общие затраты на хранение на собственном и наемном складе, определим грузооборот безразличия:

T+10000=3103T=10000/1603=6,24(тыс. т/год), т.е.

Т=6240 т/год

Сравним данный результат с графическим. Чтобы решить данную задачу графически составим расчетную таблицу (см. Табл. 3.9)

Таблица 3.9

Расчетная таблица для графического решения

Т ( т/год)

F1 (тыс. руб./т)

F3 (тыс. руб./год)

Z

Sн (м2)

1000

1500

11500

3103

25

2000

3000

13000

6205

50

3000

4500

14500

9308

75

4000

6000

16000

12410

100

5000

7500

17500

15513

125

6000

9000

19000

18615

150

7000

10500

20500

21718

175

8000

12000

22000

24820

200

9000

13500

23500

27923

225

10000

15000

25000

31025

250

11000

16500

26500

34128

275

12000

18000

28000

37230

300

13000

19500

29500

40333

325

14000

21000

31000

43435

350

15000

22500

32500

46538

375

16000

24000

34000

49640

400

17000

25500

35500

52743

425

18000

27000

37000

55845

450

19000

28500

38500

58948

475

20000

30000

40000

62050

500


Построим график, на котором отобразим F1, F3 и z (Рис. 3.3). При этом: одно деление по оси ординат - 10 тыс.условных единиц в год, по оси абсцисс - 1 тонна в год.

Рис.3.3 Грузооборот безразличия склада ООО «Пионер»

Как видно из рисунка, полученный график подтверждает найденное аналитически решение.

Итак, грузооборот безразличия ООО «Пионер» равен 6240 т/год.

Однако нашей задачей был выбор между наемным и собственным складом. Чтобы его сделать необходимо, знать существующий грузооборот склада фирмы.

Треал= 17350 т/год

Треал>Тбр => целесообразно использовать собственный склад.

Экономическая эффективность того или иного предложения может рассматриваться как способ экономии затрат.

Следовательно, чтобы оценить наше предложение рассмотрим затраты, которые предприятие несло до внедрения нашего предложения и которые будет нести после его реализации:

Итак, стоимость хранения на наемном складе представим следующим образом:

= 3103*T = 3103*17350= 53837050

В то же время при использовании собственного склада затраты будут следующими:

= 1500*Т+10000 = 1500*17350+10000= 26035000

Таким образом, экономическая эффективность реализации проекта составит:

- F3 = 53837050-26035000 = 27802050 (51,65%)

Отсюда видно, что затраты компании снизятся более, чем в 2 раза в результате использования собственного склада.

Но это еще не полное решение, ведь для того, чтобы купить или построить склад, тоже нужны деньги. Рассмотрим, через сколько лет окупится данный проект:

Первым шагом определим какая площадь склада требуется:

Sн = = 433,75 (м2)

Таким образом, фирме требуется склад размером около 1000 кв.м. (с учетом полученных расчетов до 2012 года)

Подобный склад (970 кв.м.) есть в продаже. Его стоимость - 105 000 000 руб.

Таблица 3.10

Год

Денежный поток, руб.

2014

-105000000

2015

27802050

2016

27802050

2017

27802050

2018

27802050


Определим период, необходимый для возмещения первоначальных затрат:

-27802050-27802050-27802050-27802050=21593850 - 4 года

/12=2316838

/2316838=9,3 мес.

Следовательно, период возмещения затрат - 4года 9мес.

Таким образом, мы определили, что компании ООО «Пионер» необходимо построить собственный склад, который окупится через 2 года и снизит годовые издержки хранения в 2 раза, нежели покупать готовый склад, окупаемость которого будет через 4года и 9 месяцев.

Заключение

Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого ряда основных проблем. К таким проблемам, с которыми сталкиваются малые предприятия при создании складского хозяйства и при рационализации действующих складов, можно отнести:

выбор между собственным складом и складом общего пользования;

выбор места расположения склада;

определение вида и размера склада;

разработка системы складирования.

Одно из важнейших решений, которое должно принять предприятие в сфере складского хозяйства, - это выбор организационной формы управления складом. Фирма должна выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади. Возможно использование и третьего варианта - аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на фирму и может быть рассмотрен как первый вариант. Данный вопрос мы решили на примере ООО «Пионер».

В условиях экономического кризиса нераспределенная прибыль, которую мы рассчитываем потратить на строительство нового склада может понадобиться на расширение деятельности. Оператор логистических услуг ООО «Логопарк Интер» также работает в условиях кризиса, в связи, с чем возможно ожидать от него понижения тарифов. Исходя из всего этого, целесообразнее продолжать пользоваться услугами наемного склада, потому как ООО «Пионер», может полностью сосредоточиться на ведении основного бизнеса - взаимодействия с поставщиками и клиентами, заключения новых контрактов, разработки и предложения дополнительных услуг и сервисов, скидок и проч.

Список используемой литературы

Аникин Б.А. Логистика: "Учебное пособие":/ Под ред. - М.: Изд-во Проспект 2010 - 408с.

Волгин. В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: Практическое пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 460 с.

Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. - М.: ТК Велби, Издательство проспект, - 2009.

Голиков Е. А.. Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография.- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2008, 351с.

Гордон М. П. Тишкин Е. М.. Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товаров отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. - М.: Транспорт, 2008, 115с.

Голиков Е.А. Маркетинг и логистика - новые инструменты хозяйствования: учеб. пособие / Е.А. Голиков. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 220 с.

Дыбская В.В. Управление складированием в цепях поставок. - М.: Издательство «Альфа-пресс», 2009. -720 с.

Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация /Д.Иванов. - М.: Вершина, 2008. - 176 с.

Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учеб. пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / И.И. Кретов, К.В. Садченко; Акад. внеш. торговли. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 256 с.

Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008. - 384 с.

Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2008 - 512с.

Модели и методы теории логистики: Учеб. Пособие 2-е изд./ Под ред. В.С.Лукинского - СПб: Питер 2010 - 448с.

Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Уч. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

Нагловский С Н. Экономика н надежность логистических контейнерных систем / Рост. гос. акад. - Ростов н/Д, 2009, 115с.

Новиков О. А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 ч.: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2008, 564с.

Новиков О. А., Уваров С. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. - СПб.: Изд во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 2008, 124с.

Неруш Ю.М., Неруш А.Ю. Практикум по логистике: уч. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 304 с.

Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика / Николайчук В.Е. - М.: Дашков и К, 2008 - 452с

Спивак В. А. Управление персоналом: уч. Пособие / М.: Эксмо, 2009. - 336с.

Степанов В.И. Логистика: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 488с.

Похожие работы на - Анализ эффективности складских операций в зависимости от принадлежности склада

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!