Языковые средства самопрезентации личности на сайте 'В Контакте'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Языковые средства самопрезентации личности на сайте 'В Контакте'

Языковые средства самопрезентации личности на сайте "В Контакте"

Внимание к речи человека дает возможность оценить его языковую личность. По мнению Ю.Н. Караулова, при характеристике языковой личности на первый план выдвигаются ее интеллектуальные характеристики. Языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы [3, 121].

Целостный анализ языковой личности предполагает изучение большого числа произведенных ею текстов. Однако отдельные черты языковой личности можно выявить и описать и на основе небольших текстов.

Одна из наиболее интересных сфер - самохарактеристика, самооценка человека. В оценочной деятельности говорящего наиболее ярко проявляется его система ценностей, норм, правил. Через оценку можно получить некоторое представление о ценностной картине мира языковой личности.

Что представляет собой оценочное высказывание? По мнению лингвистов, в структуру оценочных высказываний входит несколько компонентов. Во-первых, это субъект оценки, то есть человек, который эту оценку высказывает. Во-вторых, объект оценки - человек, предмет или явление, которое подвергается оценке. В-третьих, собственно оценочное суждение, выражаемое с помощью определенных лексических средств. И наконец, основания оценки, то есть те нормы, идеальные представления, с которыми говорящий соотносит объект оценки [6, 28].

Итак, в ходе проведенного нами исследования методом случайной выборки были отобраны 90 анкет пользователей сайта «В Контакте». Все анкеты были разделены на 3 возрастные группы:

Первая группа - 14-19 лет (58 анкет);

Вторая группа - 20-27 лет (24 анкеты);

Третья группа - 28-40 лет (8 анкет).

Такое деление обусловлено тем, что люди разных возрастных категорий используют сайт для определенных целей. Соответственно, стратегии самопрезентации так же отличаются. Как выяснилось, Т.А. Трипольская выделяет 4 основных стратегии: 1) представление положительного мнения о себе с помощью разных языковых средств как объективную информацию; 2) предъявление своего отношения к данному речевому действию: извинение за самопохвалу, осознание того, что это нескромно, нехорошо, неприятно; 3) сначала похвалить собеседника, и только потом себя; 4) использование преувеличения так, что положительная самооценка воспринимается в ироническом ключе [6, 74]. Рассмотрим, какие стратегии используют пользователи «В Контакте» разных возрастов.

Группа 14-19 лет.

В анкетах этой группы мы выявили пять способов самопрезентации: 1) Описание личности; 2) Стихотворение; 3) Изображение 4) «Составьте мнение сами или спросите у других» 5) «Отсутствие информации». Рассмотрим каждую из них.

Стратегия 1. Описание

Наиболее часто используемая стратегия самопрезентации - описание. Описание - это функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета. Для описания характерна перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация. Разновидностями текстов-описаний являются портрет, интерьер, пейзаж, описание животного, растения и т.д. В анкетах «О себе» на социальном сайте главное - дать яркое представление о личности, необязательно полное, исчерпывающее. Вот пример самого яркого из них:

Ольга, 15 лет: «Я скромная, умная, трудолюбивая и очень жизнерадостная девушка с характером! Ещё я люблю критику!!! Обожаю Восток!!! P.S. добавляйтесь ко мне в друзья!!!»

В своей анкете автор использует полные предложения, стремясь тем самым как можно более полно описать себя и свои черты характера: Я скромная, умная, трудолюбивая и очень жизнерадостная девушка с характером! Восклицательный знак в конце предложения - это уверенность, с которой девушка заявляет о себе. В таком случае критерий «скромная» звучит с прямо противоположным смыслом. Возможно, автор анкеты все-таки сочла свое описание чересчур завышенным и уверена, что критика в ее адрес неизбежна, поэтому сразу делает оговорку: Ещё я люблю критику!!! Ее речь усиливают три восклицательных знака, которые обращают на себя внимание читателя, побуждая тем самым непременно составить мнение об этом человеке. Предложение «Обожаю Восток!!!» делает акцент на ограничении круга лиц со схожими интересами, но постскриптум в конце анкеты - это противопоставление предыдущему предложению: P.S. добавляйтесь ко мне в друзья!!! Это показывает ее цель посещения сайта. В целом, выделяется повышенная эмоциональность автора, выражающаяся восклицательными знаками в конце каждого предложения. Возможно, тем самым она стремится подтвердить одну из своих характеристик: очень жизнерадостная девушка.

Данная стратегия является наиболее часто используемой не случайно. Авторы, заполняя данную анкету, в большинстве случаев имеют коммуникативное намерение. Коммуникативное намерение - это то, ради чего человек вступает в устное или письменное общение, что именно он хочет сказать; без него невозможна смысловая цельность высказывания. Наличие идеи, проходящей через текст, позволяет соизмерить в соответствии с ней все: от отбора мыслей, составляющих основу содержания, до подбора конкретных слов и выражений. Именно поэтому в большинстве случаев анкета «О себе» заполнена, и чаще всего, как выяснилось, в ней описаны положительные качества подростка.

Стратегия 2. Стихотворение

Вторая по частотности стратегия самопрезентации - это размещение в анкете «О себе» стихотворения. Как правило, люди подбирают стихи, в которых отражается близкое им мироощущение. Не исключено, что некоторые пользователи хотят быть похожими на лирического героя.

Средством самоописания может быть классическая поэзия. Так, например, 14-летняя Алина в разделе «О себе» поместила стихотворение А.С. Пушкина «Красавица», причем невольно возникает мысль о ее завышенной самооценке. 19-летний Михаил поместил текст В.С. Высоцкого «Я не люблю», из чего складывается представление о его вкусах и взглядах на некоторые предметы.

языковой самопрезентация контакт сайт

Когда после вселенской бури

От берега отхлынула вода,

Людей прекрасной ослепив фигурой,

Она пришла, невинна и горда.

А имя нежное ее, как мотылек,

Галиной к людям упорхнуло,

И многих это имя обмануло,

За кротостью - бурлит страстей поток.

Стратегия 3. Изображение

Поскольку сервисы сайта дают возможность размещать изображения, некоторые пользователи в разделе «О себе» вместо текста ставят картинки. Предполагается, что по этому изображению посетители страницы смогут составить представление об ее авторе.

В нашей выборке присутствует около 10 таких анкет. Среди картинок: изображение любимого героя, с которым себя отождествляет человек; картинка, изображающая спортсменов, животных и т.п.

Этот прием практически не дает информации о личности пользователя, разве что о его интересах или увлечениях. Однако он наиболее наглядный: картинка, в отличие от текста, который можно просто проигнорировать, сразу привлекает внимание. К тому же, сам пользователь таким образом экономит время: ему не нужно прилагать усилий - размышлять, подбирать слова, строить фразы - достаточно найти картинку и добавить ее в анкету.

Стратегия 4. «Составьте мнение сами или спросите у других»

Часть пользователей предлагает гостям своей страницы узнать об авторе анкеты самостоятельно или же спросить у других.

Катя, 14 лет: «Если что-то интересно, спросите у моих друзей, они все обо мне знают».

Разумеется, эта стратегия не дает информации о личности. Тогда почему ее все-таки выбирают? Можно предположить несколько вариантов объяснений:

говорящий стремится быть объективным, поэтому не хочет оценивать себя сам («Не хвали себя сам, пусть тебя другие похвалят»);

говорящему трудно оценить себя, он недостаточно владеет письменной речью и не способен в письменной форме дать себе правдивую и в то же время яркую, интересную характеристику;

говорящий «заигрывает» с посетителями, интригует недосказанностью, рассчитывая на то, что это вызовет их живой интерес.

В ряде анкет пункт «О себе» просто не заполнен. Возможно, эти пользователи просто не придумали, что туда написать, а может быть, сочли его несущественным, ненужным. («Да этот пункт приличные люди вообще не заполняют!» - воскликнул один 16-летний посетитель сайта). На самом деле все предшествующие пункты несут информацию о хозяине страницы. Тем не менее, большинство пользователей данной возрастной группы пункт «О себе» все же заполняют - по всей видимости, стараются не упустить лишнюю возможность написать что-нибудь о себе, любимом. Это объясняется психологическими особенностями данного возраста.

1.Группа 20-27 лет.

В данной возрастной группе используются только три стратегии самопрезентации: 1) Описание; 2) Стихотворение или цитата; 3) Отсутствие информации.

Приведем наиболее яркие примеры:

Виктор, 20 лет: «При выпуске из садика в школу дали характеристику «Общительный, хорошо кушает и играет». За 20 лет ничего не изменилось».

Автор в шуточной форме изложил свои самые главные характеристики: «Общительный, хорошо кушает и играет». В этой анкете видна краткость и остроумие человека, а также его возможное нежелание рассказывать многое о себе.

Стас, 21 год: «Человек, который находится в постоянном поиске себя.

Увлекаюсь парашютизмом, дайвингом, фридайвингом, компьютерными технологиями. Люблю самолеты, летать на них. Люблю море… Люблю гулять в горах, на природе, где нет людей! Люблю апельсиновый сок. Люблю тайны, загадки. Нравится искать решения к сложным ситуациям. Крайне раздражают большие компании, городская суета, нежелание широко мыслить и обдумывать свои действия… Не люблю плохую погоду и холод».

Наиболее частая, как и в предыдущей группе, стратегия - «Описание личности». Авторы характеризуют себя по разным аспектам (некая «мозаичность» описания), но в итоге получается относительно цельная картина. Часто в описаниях встречаются неожиданные, кажущиеся неважными признаки: например, «люблю апельсиновый сок». Однако они тоже участвуют в формировании образа автора. Представители данной возрастной группы чаще пользуются юмором, что делает их анкеты более интересными. Как правило, языковая личность пользователей 20-27 лет развита лучше: авторы анкет способны более точно выражать свои мысли, эмоции, отбирать нужные сведения, акцентировать детали.

В этой группе выявлена новая стратегия: самопрезентация через цитату. Это свидетельствует о том, что авторы анкет достаточно образованы и включены в культурный контекст. Например, 25-летний Михаил использовал такую цитату: «Сделано в России с любовью (с)». Значок (с) означает цитирование авторского выражения или фразы.

Также стоит заметить, что в данной группе увеличилось число людей, оставивших пункт «О себе» незаполненным. Это можно объяснить тем, что люди данной возрастной категории не стремятся заводить новые знакомства, а уже имеют определенный круг друзей и коллег по работе, поэтому производить впечатление на остальных посетителей сайта им не за чем.

Группа 28-40 лет.

В данной возрастной группе из 8 проанализированных анкет графа «О себе» заполнена только в трех. Возможно, объясняется это тем, что люди в возрасте 28-40 лет посещают сайт «В контакте» с другими целями. Им, по всей видимости, не нужно производить впечатление на других посетителей сайта или стараться завести новые знакомства. Круг их друзей, как правило, ограничен и включает конкретных людей, с которыми они знакомы в жизни (это могут быть коллеги по работе или друзья и родственники из других городов и стран). Именно поэтому большинство пользователей этого возраста ограничивают доступ к своей странице. Если страница все же открыта (не ограниченна в доступе), и пункт «О себе» заполнен, то там указан род деятельности автора. Например, 39-летний Дмитрий написал о себе: «Работаю в войсковой части. Женат, имею 3 детей».

Заключение

Таким образом, анализ языковых средств самопрезентации личности, а также их поиск и систематизация показали, что они разнообразны по своему содержанию и зависят от возраста пользователя сайта «В Контакте». В ходе данной работы мы попытались описать и систематизировать анкеты «О себе» различных возрастных категорий, в результате чего разделили их на три возрастные группы. Это обусловлено тем, что люди разных возрастов имеют ряд особенностей в оформлении своей личной странички, а также различиями в целях посещения данного сайта. Чаще всего используется такое средство самопрезентации, как описание. Оно способно наиболее точно показать качества человека и его черты характера, а зачастую даже цель посещения сайта.

Исследование позволило нам выяснить, что языковые средства самоописания личности еще недостаточно изучены. Сложность их изучения связана со многими разнородными факторами: ограниченностью в доступе к личным страницам пользователей сайтов, смешением устной и письменной речи, появлением неологизмов в молодежной среде, на которую, собственно, и рассчитаны многие сайты в сети Интернет.

Говоря о перспективах данного исследования, мы считаем необходимым провести также сравнительно-сопоставительный анализ языковых средств и на других популярных сайтах. Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы на уроках русского языка, посвященных развитию устной и письменной речи. Кроме того, данные нашей работы могут привлекаться в качестве иллюстративного материала для занятий по русистике и развитию языка.

Список литературы

1. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Общее языкознание [Текст] / И.А. Стернин. - М., 2007

. Лукьянова, Н.А. Введение в русистику [Текст] / Н.А. Лукьянова. - Новосибирск, 2001.

4. Грамота. Ру. Большой толковый словарь [Интернет-ресурс] / #"justify">5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Н.Ю. Шведова. - М.: «А ТЕМП», 2004. - 944 стр.

. Трипольская, Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты [Текст] / Т.А. Трипольская. - Новосибирск, 1999.

Похожие работы на - Языковые средства самопрезентации личности на сайте 'В Контакте'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!