Словесный и субъективный портреты

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Словесный и субъективный портреты

Содержание

Введение

1. Теоретические основы габитоскопии

2. Использование методики "словесного портрета" в оперативно-розыскной и следственной практике

3. Субъективный портрет в криминологической деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что существенные социально-экономические, политические преобразования в нашей стране, произошедшие в последние годы, оказали значительное влияние на динамику и структуру преступности. Несмотря на некоторую стабилизацию криминальной обстановки в стране по количеству ежегодно совершаемых преступлений, ситуация продолжает оставаться сложной. Изменяется характер преступности, возрастает степень общественной опасности криминальных деяний.

Для активизации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, установлению и розыску лиц большое значение имеет умение использовать криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования доказательств, а также уровень взаимодействия следственных, оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов.

Наиболее эффективными криминалистическими средствами и методами, применяемыми при розыске скрывшихся преступников, для установления личности являются средства и методы, основанные на исследовании признаков внешнего облика человека.

Цель работы - выявить актуальность использования субъективного и словесного портретов в профессиональной деятельности полицейских.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

-выявить основы габитоскопии;

-рассмотреть особенности использование методики "словесного портрета" в оперативно-розыскной и следственной практике;

-исследовать необходимость составления субъективного портрета в криминологической деятельности.

Методологической основой работы являются труды отечественных авторов по проблеме исследования.

1. Теоретические основы габитоскопии

В самом общем виде габитоскопия - отрасль криминалистики, криминалистическое учение о внешнем облике (внешности) человека, рассматривающее закономерности и основанные на них формы, средства и методы собирания (отыскания, фиксации - отображения, накопления), изучения и использования данных о внешнем облике человека для установления и розыска различных лиц в ходе выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Широкое понимание габитоскопии включает в качестве основных частей методологию (как научную основу отрасли криминалистики), технику, тактику и методику - в полном соответствии с традиционной системой криминалистики. Как отрасль науки криминалистической техники габитоскопия изучает и разрабатывает лишь научно-технические аспекты общего учения.

Основное содержание габитоскопии как технико-криминалистической дисциплины составляют сведения о криминалистически значимых характеристиках внешности человека, воспринимаемых зрительно, при обычном наблюдении; их отображениях; научно-технических средствах и методах их собирания, изучения и использования в целях установления личности.

Внешний облик (внешность) человека в габитоскопии включает его внешние характеристики, воспринимаемые зрительно, при обычном наблюдении. Габитоскопией не изучаются характеристики, которые либо не составляют внешнего облика человека, либо не воспринимаются при обычном зрительном наблюдении - папиллярные узоры кожи, звуки голоса, речи, признаки запаха человека и др.

словесный субъективный портрет полиция

В габитоскопии изучаются и используются объективные и субъективные отображения. Объективные отображения образуются при не опосредованном человеческим сознанием воздействии внешнего облика человека на воспринимающие отображение материальные объекты: фотоснимки, кинофильмы, видеозаписи, рентгеноснимки, флюорограммы (воздействие посредством отраженного света), слепки и отливки, костные останки ("контактное" воздействие). Субъективные отображения - это мысленный образ и создаваемые на его базе словесный портрет и другие описания, плоскостные (рисованные и композиционные), пластические (объемные) портреты.

Методы и средства габитоскопии - это, прежде всего общенаучные методы и средства: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование; методология и частные методы и средства криминалистической науки, а также методы и средства отдельных отраслей науки и техники: анатомии, морфологии, физиологии, медицины, психологии, парикмахерского дела, товароведения, оптики, фото-, кино - и видеотехники, кибернетики, электроники, математической статистики и др. К специальным габитоскопическим методам относятся методы и средства, разработанные и применяемые в габитоскопии: получение (изготовление), изучение и использование субъективных отображений - словесного портрета, наглядных изображений, оптических, компьютерных композиторов и др., а также получение (изготовление), изучение и использование объективных изображений - сигналетических и иных кино-, фото-, видеоизображений, слепков (отливок), рентгено- и флюорографических снимков. Особый комплекс составляют методы и средства производства габитоскопической (портретной) экспертизы.

Предпосылками использования габитоскопии в криминалистической практике являются свойства внешнего облика, его отображений, научная обоснованность используемых в габитоскопии средств и методов. Главным свойством внешности является ее индивидуальность (неповторимость), отличающая человека от остальных людей. Другим важным в криминалистическом отношении свойством внешности является ее относительная (в определенных условиях и периоде времени) устойчивость (неизменяемость), обеспечивающая возможность устанавливать и разыскивать лицо на протяжении длительного отрезка времени, в том числе и с помощью уголовных (криминалистических) учетов.

К важнейшим свойствам отображений, относящимся к числу предпосылок габитоскопии, следует отнести их определенность (подчиненность определенным, достаточно изученным закономерностям отражения), адекватность (известное соответствие действительности) и полноту (отражение необходимого для установления и розыска человека количества элементов и признаков внешности человека). Адекватность и полнота как общие свойства отображений не одинаково проявляются в каждом отображении, что зависит от вида и факторов отображения.

Свойства внешнего облика и его отображений реализуются на практике как предпосылки за счет способности человеческого сознания определенно, достоверно и полно воспринимать, сохранять, воспроизводить и узнавать внешность человека, а также достигнутого научного уровня знаний об этих свойствах, методов и средств их достоверного изучения и использования. Методологической основой использования внешности в раскрытии, расследовании преступлений являются теория криминалистической идентификации и теория криминалистической диагностики, изучающие закономерности и основанные на них методы и средства, методики, тактику отождествления (идентификации) и распознавания (диагностики) объектов, связанных с событием преступления.

Таким образом, габитоскопия представляет собой отрасль криминалистики, криминалистическое учение о внешнем облике (внешности) человека, рассматривающее закономерности и основанные на них формы, средства и методы собирания, изучения и использования данных о внешнем облике человека для установления и розыска различных лиц в ходе выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Методы и средства габитоскопии - это, прежде всего общенаучные методы и средства: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование; методология и частные методы и средства криминалистической науки, а также методы и средства отдельных отраслей науки и техники: анатомии, морфологии, физиологии, медицины, психологии, парикмахерского дела, товароведения, оптики, фото-, кино - и видеотехники, кибернетики, электроники, математической статистики и др.

2. Использование методики "словесного портрета" в оперативно-розыскной и следственной практике

Знание методики "словесного портрета" обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника. При этом необходимо:

) собрать информацию и оценить признаки внешности преступника;

) составить словесный портрет;

) провести его розыск с использованием словесного портрета;

) подобрать лиц, среди которых будет предъявлен для опознания установленный человек;

) зафиксировать результаты в протоколе и оценить их, проверив достоверность и обоснованность.

Сведения о внешности неизвестного преступника, полученные при допросе потерпевших и свидетелей, являются отправной точкой в его розыске. Они могут быть дополнены информацией из других источников: при изучении вещественных доказательств, материалов криминалистической регистрации, служебных документов, фотографических изображений, рентгеновских снимков и др.

Например, изучение следов и других вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, иногда позволяет получить ценные сведения о внешности субъекта, который их оставил. Следы ног помогают спрогнозировать рост человека, его пол, физические недостатки опорно-двигательного аппарата и т.п. По орудиям взлома можно судить о физической силе подозреваемого, его телосложении, профессии и др.

Важной проблемой, связанной с использованием словесной информации о внешнем облике человека, является оценка ее полноты и достоверности, в основе которой лежит анализ субъективных и объективных факторов.

Сведения, на основе которых проводится анализ этих факторов, влияющих на качество полученной информации, выявляются при ознакомлении с обстоятельствами дела и при предварительном допросе опознающего. В процессе допроса выясняются: обстоятельства, предшествовавшие событию, условия его непосредственного наблюдения; признаки внешности устанавливаемого субъекта, запечатленные в памяти очевидца, а также добровольность участия допрашиваемого в производстве следственного действия. Все эти факторы обусловливают содержание тактических приемов подготовки и проведения опознания устанавливаемой личности.

Субъективные факторы определяются совокупностью характеристик, связанных с конкретной личностью: социальное положение, поведение, физическое и психическое здоровье, другие индивидуальные особенности. Получение информации о социальном статусе известного лица, как правило, не составляет большой сложности, но бывает полезным при оценке его показаний. Например, профессия может способствовать восприятию внешности другого человека. Так, портной лучше воспринимает пропорции тела и одежду; спортсмен - физические данные человека (рост, телосложение, осанку).

Данные о возрасте очевидца могут облегчить оценку надежности информации о возрасте разыскиваемого субъекта, так как выявлена следующая закономерность: чаще всего человек правильнее определяет возраст своих сверстников и тех, кто моложе. В отношении людей старшего возраста часто допускаются ошибки, особенно по лицам, достигшим преклонных лет.

Оценка личностных качеств очевидца или потерпевшего может базироваться на их ответах на вопросы следователя, показаниях знакомых, а также на результатах наблюдения за их поведением во время допроса.

Замечено, что показания свидетеля об обстоятельствах происшествия более точны по сравнению с показаниями потерпевшего. Это объясняется различием психического состояния, в котором они находились в момент события. Поэтому всегда важен учет психических особенностей человека, от которого получена информация. Имеется в виду характер, темперамент, внимание, наблюдательность, память, воображение и др. Происходящие события каждым человеком воспринимаются по-разному - такими, как он их видит. Среди психических особенностей личности важное место занимает темперамент, предопределяющий поведение человека.

Характеристикой, определяющей мыслительные способности человека, является интеллект, так как воспринимаемая субъектом информация находится в прямой зависимости от его интеллектуальных возможностей. Интеллект помогает или мешает человеку изложить какие-либо сведения. Нередки случаи, когда очевидец запомнил внешность подозреваемого, но не может описать ее из-за бедности словарного запаса, однако при просмотре иллюстративного материала точно указывает на запомнившиеся ему признаки.

При общении с человеком оценить уровень его интеллекта можно по следующим критериям:

) наличию системности в изложении;

) глубине анализа произошедшего события;

) обоснованности выводов и отсутствию в них упрощенчества;

) отсутствию противоречий в посылках, на которых первоначально строилась цепочка собственных суждений, необоснованных категорических утверждений, явно абсурдных заключений и выводов по обсуждаемым вопросам;

) способности понять переносный смысл шуток и пословиц;

) отсутствию чрезмерной обидчивости по незначительным поводам.

Наладить контакт в общении, понять допрашиваемого помогает знание языка жестов, мимики и телодвижений. Походка, жестикуляция, тон речи - вспомогательный материал для изучения личности. Их особенность состоит в том, что они проявляются под действием импульсов подсознания. Невозможность подделки этих импульсов позволяет доверять их языку больше, чем привычному средству общения - словесному.

Объективные факторы связаны с условиями внешней среды (место наблюдения, время года и суток, метеорологические условия, длительность наблюдения и расстояние, с которого оно происходило). Они, как и субъективные моменты, влияют на полноту восприятия и достоверность информации о внешнем облике человека. Следователь должен принять их во внимание, так как это даст ему возможность выяснить, могли очевидец события рассмотреть какой-то конкретный элемент внешности подозреваемого в этих условиях и на этом основании сделать вывод о реальности названных признаков.

Максимальное влияние оказывают следующие объективные факторы: место, время и продолжительность наблюдения; расстояние от наблюдателя до объекта наблюдения; динамические характеристики наблюдателя и объекта. Учет каждого из них способствует качественной оценке информации, получаемой в ходе оперативных и следственных действий. Например, установив, с какого расстояния наблюдался неизвестный человек, следователь может определить возможную степень детализации его внешнего облика. Известна следующая зависимость: на расстоянии 1 км различимы лишь общие контуры фигуры человека, кроме того, искажаются ее размеры и цвет одежды; лицо и отдельные его элементы различаются лишь с расстояния 60 м.

Определение точного времени, когда происходило расследуемое событие, помогает выяснить условия освещенности. Если оно было искусственным, следует помнить, что черты лица тогда выглядят менее рельефными. Направленное освещение сглаживает затененные элементы внешности.

Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос, брови, особенности телосложения. В конечном счете, у него возникает целостный образ, который и запечатлевается в памяти. Однако мысленный образ человека с течением времени утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение промежутка времени между днем наблюдения и моментом допроса весьма важно при оценке словесного описания на допросе внешности неизвестного преступника. Наряду с учетом степени искажения информации по истечении времени выясняется степень влияния на ее содержание мнения других людей.

Важным моментом составления словесного портрета неизвестного подозреваемого является определение оптимального уровня детализации. Излишняя детализация нередко обусловливает внесение в описание внешности элементов фантазии и домысла. Существует такой уровень детализации, за которым дальнейшее уточнение элементов внешности нецелесообразно, поскольку уже установлен комплекс индивидуализирующих признаков, позволяющих идентифицировать личность.

Свидетели и очевидцы описывают внешность неизвестного преступника в общежитейских терминах, далеко не всегда точных и ясных. Многое из того, что имеет существенное значение для идентификации, они могут упустить. Следователь должен помочь допрашиваемому более точно описать признаки внешности, придерживаясь терминологии "словесного портрета". Однако если допрашиваемый не знаком с ней и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в протокольном описании, так как их передача специальными понятиями может привести к искажению показаний.

В некоторых случаях словесный портрет, составленный очевидцем, становится несколько иным после корректировки с учетом результатов анализа субъективных и объективных факторов. В этой ситуации целесообразно оставить оба варианта портрета для последующего использования в розыске.

Показания свидетеля о внешности неизвестного преступника фиксируются в протоколе. Полнота, тщательность и точность описания создают надежную основу для отождествления личности. Если получены только "общие" или "средние" данные о признаках внешности, то отождествление практически невозможно.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц словесный портрет используется для подготовки информационно-розыскных ориентировок с описанием признаков внешности, характеристикой "особых примет" в строении тела и лица и "броских" динамических особенностей. Это дает возможность сотрудникам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Таким образом, знание методики "словесного портрета" обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника. Эффективное применение методики "словесного портрета" достигается периодическим обращением к составленным ранее словесным портретам, своевременным внесением в них изменений и дополнений, постоянным использованием их в криминалистической деятельности.

3. Субъективный портрет в криминологической деятельности

Субъективный портрет - это изображение лица, фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлениями о его внешности.

Виды субъективных портретов:

-рисованные;

-композиционно-рисованные;

-композиционно-фотографические;

-компьютерные.

В основе рассматриваемого вида экспертизы лежат сравнительное исследование внешней анатомии запечатленных на 2-3 и более фотокарточках людей и решение вопроса о том, одно ли и то же лицо изображено на этих фотоснимках. С помощью такой экспертизы могут быть идентифицированы преступник, неопознанный труп, свидетели уголовно наказуемого деяния, установлены различные фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для раскрытия и расследования преступления, а также розыска злоумышленников и других лиц.

Сравнительное исследование внешности по снимкам осуществляется:

а) с помощью визуального сопоставления анатомических признаков;

б) путем полного или частичного совмещения изображений, изготовленных в одном масштабе;

в) посредством сопоставления относительных величин, определяемых в результате измерения расстояний между определенными точками изображения.

Для того чтобы этот вид исследования был успешно проведен и эксперт пришел к категорическому выводу о наличии или отсутствии тождества, необходимо представить на исследование доброкачественный материал. Желательно, чтобы лица на исследуемом снимке и на фотографиях, представленных в качестве образцов для сравнительного исследования, были изображены в возможно более одинаковых условиях (поза, освещение, состояние черт внешности). Лица должны быть близки по возрасту. Если есть возможность сфотографировать отождествляемое лицо, то сделать это нужно так, чтобы его изображение соответствовало изображению на другом сравнительном объекте.

Наиболее распространены способы изготовления субъективного портрета художником или с использованием компьютерных программ по изготовлению рисовано-композиционных и фотокомпозиционных портретов. С учетом факторов, влияющих на воспроизведение элементов и признаков внешнего облика, портреты, выполненные художником, более точно отображают индивидуализирующие особенности внешности человека, но только в том случае, если это - профессиональный художник, работающий в области криминалистики и обладающий психологическими навыками общения с очевидцем при изготовлении субъективного портрета.

Однако при этом надо учитывать, что каждый художник обладает собственной изобразительной манерой письма, поэтому субъективные портреты, изготовленные им по разным уголовным делам, иногда могут иметь значительные типовые сходства.

В настоящее время все чаще используется компьютерная техника для изготовления субъективных портретов. В основу компьютерных программ положены два вида изображения элементов внешности: рисованное [идентификационный комплект рисунков (ИКР)] и фотоизображение. Каждый из этих видов изображений признаков внешности человека имеет как преимущества, так и недостатки.

При использовании фотоизображения признаков внешности лицо, человека получается более живым и реальным.

Субъективное изображение лица человека с использованием фрагментов фотоснимков создает иллюзию фотографии разыскиваемого лица.

Так как компьютерные программы содержат набор типичных элементов внешности, очень хорошо получаются "средние" лица, но возникают сложности с отображением нетипичных элементов внешности, которые отсутствуют в наборе элементов.

В основе рисованных элементов, входящих в ИКР, лежат схематизированные изображения отдельных элементов лица человека, что осложняет криминалистическую портретную идентификацию, поскольку ряд особенностей, индивидуализирующих внешний облик человека, в субъективном портрете не отображается.

На этапе работы по составлению первоначального варианта портрета не обязательно может быть достигнута высокая степень сходства с разыскиваемым, достаточно скомпоновать портрет из относительно похожих элементов, расположенных в нужной пропорции. Обычно очевидец находит такое изображение похожим на разыскиваемого в пятидесяти процентах случаев. По окончании этой первоначальной работы можно переходить к основному этапу работы над портретом, т.е. к его графической доработке, выходя в так называемый режим рисования.

Успех работы в этом режиме связан не столько с воспроизведением образа разыскиваемого лица в памяти очевидца, сколько с квалификацией специалиста. На данном этапе сотрудник выступает не только как оператор ЭВМ, механически собирающий портрет из типовых элементов внешности, но и как специалист, владеющий знаниями в области анатомического строения черепа и имеющий навыки рисования, что дает ему возможность исправлять ошибки в воображении очевидца, которые тот пытается перенести на составляемый портрет. Ошибки очевидцев происходят из-за того, что образ преступника воспринимался ими в объеме, а воспроизводится на плоскости.

Чаще всего на практике приходится графически дорабатывать прически, что обусловлено индивидуальностью этого элемента. Не последнее место в работе над портретом занимает пропорциональное изображение шеи и верхней части одежды так, как этим подчеркиваются индивидуальные особенности не только лица, но и фигуры (длина шеи, сутулость и т.д.).

Таким образом, доработка такого изображения художником или с помощью графических редакторов компьютерных программ позволяет сделать его более информативным.

Процесс составления портрета начинается с опроса очевидца о ситуации, в которой происходило восприятие, в течение которого с ним устанавливается психологический контакт. Далее специалист пытается выяснить у очевидца информацию о признаках внешности того лица, портрет которого предполагается составить. Для этого очевидцу предлагается попытаться самостоятельно описать лицо человека, портрет которого он будет пытаться составить. Если очевидец затрудняется самостоятельно сделать описание, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы:

сколько лет "на вид";

форма лица (круглая, овальная, треугольная);

волосы (длинные, средние, короткие), цвет волос, зачес;

форма глаз (круглые большие, средние, узкие, как щелочки);

брови (большие и густые, средние, тонкие);

расположение бровей (скошены внутрь, скошены наружу, горизонтальное);

нос (большой, средний, узкий);

основание носа (приподнятое, горизонтальное, опущенное);

ширина подбородка (широкий, средний, узкий);

полнота губ (полные, средние, тонкие).

Полученные ответы рекомендуется кратко зафиксировать.

Следующий этап состоит в том, что специалист объясняет очевидцу, как ему вести себя при составлении портрета. Для этого специалист показывает очевидцу рабочее окно программы и рассказывает ему, что в окне будут последовательно представлены четыре области лица. Это область волосы - лоб, область глаза-брови, область носа, область подбородок-рот. Задача очевидца будет состоять в том, чтобы из представленных вариантов, выбрать области с элементами внешности в той или иной степени похожих на элементы внешности лица, чей портрет пытается составить очевидец.

Процесс применения субъективных портретов можно представить в виде двух этапов.

Первый этап. Формирование версии о личности разыскиваемого осуществляется сотрудником подразделения, ответственным за раскрытие преступления, в связи с которым изготавливался субъективный портрет.

При этом изучается следующее:

обстоятельства происшествия, а также обстоятельства, ему предшествующие я последовавшие за ним;

действия лица, чей портрет составляется.

Большое значение имеют данные, позволяющие определить категорию людей, среди которых может быть разыскиваемый: его примерный возраст, рост, этнический, антропологический тип, отдельные анатомические детали.

Изучение совокупности полученных данных позволит сформулировать представление о личности разыскиваемого и определить круг проверяемых лиц.

Одновременно с формированием представления о личности разыскиваемого, построением модели его личности, следует определить и сферу его поиска - составить представление о том, в какой социальной среде, на какой территории, применительно к какой деятельности и т.д. следует осуществлять оперативные мероприятия и следственные действия по выявлению лиц, среди которых может быть искомый человек. Для определения сферы поиска изучается та же информация, что и для формирования представления о личности разыскиваемого.

Второй этап. Проверка версии о личности разыскиваемого осуществляется в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Использование субъективных портретов может происходить как в ходе специально организуемых мероприятий, так и в процессе обычной повседневной деятельности (например, плановых обследований помещений, участков местности, опросов, проверок и т.п.). К числу специально организуемых мероприятий по применению субъективных портретов следует отнести действия по поиску разыскиваемого среди определенной категории лиц. Они выполняются сотрудниками, осуществляющими раскрытие преступления, по которому составлен портрет, а также сотрудниками, подключенными к раскрытию данного преступления.

Специально организуется проверка по учетам, содержащим информацию о признаках внешности в виде описаний, в виде фото или субъективных портретов.

Организационная работа по обеспечению применения субъективных портретов строится с учетом намеченных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, а также круга конкретных подразделений, которые должны будут принять участие в поисковой работе.

Очень важен инструктаж сотрудников, которые будут работать с субъективным портретом: не приносят реальной пользы инструктажи, которые сводятся к раздаче репродукций субъективных портретов, зачитыванию примет и указанию на необходимость выявлять и задерживать похожих лиц.

После применения субъективного портрета, необходимо осуществить мероприятия по процессуальному закреплению результатов его использования в целях установления личности. Прежде чем провести эти действия, необходимо оценить эффективность применения субъективного портрета, которая определяется следующими факторами:

уровень достоверности воспроизведения признаков внешности в субъективном портрете;

полноценность сформированных версий о личности человека, чей портрет изготовлен, и использование всего комплекса мер, в которых может быть применен субъективный портрет;

правильная оценка результатов оперативной идентификации с использованием субъективного портрета.

В то же время при сопоставлении субъективного портрета с проверяемым лицом элементы субъективизма присутствуют всегда. Эксперименты показали, что даже у подготовленных к этой работе сотрудников один и тот же субъективный портрет вызывает разную оценку степени сходства отображенных в нем признаков внешности с признаками внешности сравниваемого лица. В связи с этим сотруднику, обеспечивающему установление личности неизвестного, целесообразно самому осуществить повторную оперативную идентификацию. Это необходимо сделать в обязательном порядке, если первичную идентификацию проводили лица, действовавшие по поручению или просьбе милиции.

Если из материалов дела известно, что на месте происшествия были оставлены следы рук, ног, то необходимо получить у проверяемого лица образцы для сравнения и назначить соответствующие экспертизы.

Завершая рассмотрение вопроса о закреплении результатов применения субъективного портрета, необходимо подчеркнуть важность их отображения в соответствующих документах-справках, протоколах с приложением репродукций портрета. Практика свидетельствует, что многие дела, по которым изготавливались и применялись субъективные портреты, длительное время остаются нераскрытыми. Отсутствие в материалах дела данных об изготовлении портрета, его репродукции, ходе и результатах применения лишает сотрудников, работающих по таким делам, возможности использовать субъективные портреты, которые либо утрачиваются, либо остаются лишь в архивах специалистов, их изготовивших. В то же время известны случаи, когда субъективный портрет "срабатывал" спустя длительное время после его составления.

Таким образом, субъективный портрет - это изображение лица, фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлениями о его внешности. В основе рассматриваемого вида экспертизы лежат сравнительное исследование внешней анатомии запечатленных на 2-3 и более фотокарточках людей и решение вопроса о том, одно ли и то же лицо изображено на этих фотоснимках. С помощью такой экспертизы могут быть идентифицированы преступник, неопознанный труп, свидетели уголовно наказуемого деяния, установлены различные фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для раскрытия и расследования преступления, а также розыска злоумышленников и других лиц.

Заключение

В заключении работы можно сказать следующее.

Габитоскопия представляет собой отрасль криминалистики, криминалистическое учение о внешнем облике (внешности) человека, рассматривающее закономерности и основанные на них формы, средства и методы собирания, изучения и использования данных о внешнем облике человека для установления и розыска различных лиц в ходе выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Знание методики "словесного портрета" обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника. Эффективное применение методики "словесного портрета" достигается периодическим обращением к составленным ранее словесным портретам, своевременным внесением в них изменений и дополнений, постоянным использованием их в криминалистической деятельности.

Субъективный портрет - это изображение лица, фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлениями о его внешности. В основе рассматриваемого вида экспертизы лежат сравнительное исследование внешней анатомии запечатленных на 2-3 и более фотокарточках людей и решение вопроса о том, одно ли и то же лицо изображено на этих фотоснимках. С помощью такой экспертизы могут быть идентифицированы преступник, неопознанный труп, свидетели уголовно наказуемого деяния, установлены различные фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для раскрытия и расследования преступления, а также розыска злоумышленников и других лиц.

Список литературы

Нормативно-правовая литература

1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г. № 191-ФЗ) // СПС "Консультант Плюс".

Научная литература

2.Аверьянова, Т.В. Криминалистика [Текст] / Т.В. Аверьянова. - М.: НОРМА, 2013. - 487 с.

3.Аленин, А.П. Использование словесного портрета в розыскной деятельности ОВД [Текст] / А.П. Аленин. - Омск: ОмЮИ, 2012. - 303 с.

.Баев, О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика [Текст] / О.Я. Баев. - М.: Экзамен, 2013. - 467 с.

.Белкин, Р.С. Эксперимент в следственной и экспертной практике [Текст] / Р.С. Белкин. - М.: Инфра-М, 2014. - 388 с.

.Белозеров, Ю.Н. Производство следственных действий [Текст] / Ю.Н. Белозеров. - М.: Владос, 2012. - 433 с.

.Васильев, А.Н. Тактика отдельных следственных действий [Текст] / А.Н. Васильев. - М.: Гардарики, 2011. - 388 с.

.Винберг, А.И. Судебная экспертология (общетеоретические и методические основы судебной экспертизы) [Текст] / А.И. Винберг. - СПб.: Питер, 2013. - 449 с.

.Гаврилов, А.К. Следственная тактика [Текст] / А.К. Гаврилов. - СПб.: Питер, 2013. - 436 с.

.Гусев, А.А. Методика производства судебных экспертиз в целях установления личности по чертам внешности [Текст] / А.А. Гусев. - М.: Юристъ, 2014. - 425 с.

.Гутман, Ю.А. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений [Текст] / Ю.А. Гутман. - М.: Логос, 2013. - 387 с.

.Гуценко, К.Ф. Уголовный процесс [Текст] / К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало, 2010. - 608 с.

.Дулов, А.В. Тактические операции при расследовании преступлений [Текст] / А.В. Дулов. - М.: Сфера, 2012. - 477 с.

.Завизист, Н.В. Применение угловых измерений признаков лица в портретно-криминалистической экспертизе [Текст] / Н.В. Завизист. - М.: Академия, 2013. - 465 с.

.Зинин, А.М. Портретная идентификация личности по ретушированным фотоизображениям [Текст] / А.М. Зинин. - М.: Проспект, 2011. - 432 с.

.Колосович, С.А. Уголовный процесс [Текст] / С.А. Колосовича. - М.: Юристъ, 2012. - 453 с.

.Нестеренко, П.Д. Тактика следственных действий [Текст] / П.Д. Нестеренко. - М.: Дашков и К, 2011. - 398 с.

.Снетков, В.А. Внешность человека в криминалистике: Субъективность изображения [Текст] / В.А. Снетков. - М.: ЭКЦ МВД РФ, 2011. - 202 с.

.Шурухнов, Н.Г. Криминалистика [Текст] / Н.Г. Шурухнов. - М.: Юристъ, 2013. - 442 с.

Похожие работы на - Словесный и субъективный портреты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!