Анализ коммерческой деятельности в сфере образовательных услуг на примере ГБОУ ВПО 'ВГУЭС'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    92,9 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ коммерческой деятельности в сфере образовательных услуг на примере ГБОУ ВПО 'ВГУЭС'

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности в сфере услуг

.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности

.2 Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг

.3 Коммерческая деятельность в сфере образовательных услуг

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности в сфере образовательных услуг на примере ГБОУ ВПО «ВГУЭС»

.1 Общая характеристика ГБОУ ВПО «ВГУЭС»

.2 Анализ продаж образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС» за 2014 год

.3 Проблемы в продаже образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС»

Глава 3. Пути совершенствования предлагаемых услуг

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время становится очевидным, что только благодаря переходу к системе открытого образования и формированию локальных рынков образовательных услуг российская высшая школа вышла на одно из первых мест в мире по относительному приросту численности студентов.

Исследование субъектов рынка образовательных услуг и решение проблемы развития государственного регулирования в области образования возможно лишь во взаимосвязи со всеми сегментами российского рынка труда. Именно такая взаимосвязь позволяет по-новому проанализировать сложившуюся конъюнктуру рынка образовательных услуг, выявить основные закономерности его развития и научно обосновать выбор принципов и методов государственного регулирования, что является весьма актуальным на современном этапе экономического развития России. Указанная концептуальная основа исследования рынка образовательных услуг полностью отвечает требованиям системного подхода.

За последние 10-15 лет существенным образом изменился ландшафт российского рынка образовательных услуг: появились новые агенты на рынке, новые форматы обучения, расширились возможности доступа к традиционным формам получения профессионального образования, стали изменяться требования работодателей к уровню образования выпускников и качеству их подготовки.

Не нуждается в обосновании актуальность коммерческой деятельности в сфере идей, как важнейших компонентов образовательного процесса; причем речь должна идти как об идеях по профилю подготовки, так и о педагогических идеях.

Также в образовании широко применима и коммерция в сфере товаров (материальных), куда входят не только товары, являющиеся для образования инвестиционными (учебное оборудование, аппаратура и т.п.), но и товары - продукты практической деятельности образовательного учреждения, его персонала и обучающихся.

Каждая из этих разновидностей коммерции по ее объектам обладает своими особенностями, требует особых подходов.

Российский рынок образовательных услуг включает четыре подсистемы:

-  дошкольное образование, представленное дошкольными учреждениями;

-       общее образование, представленное школами, гимназиями, лицеями, частными школами;

-       профессиональное образование, представленное заведениями начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования;

-       дополнительное образование, представленное образовательными программами и услугами, реализуемыми в организациях общего и профессионального образования за пределами их основных образовательных программ и в специализированных организациях дополнительного образования.

Это учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, дома народного творчества и т.д.

Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности в сфере услуг

.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность - широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг. [2, c. 22]

Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В тоже время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей необходим компромисс с деловыми партнерами.

Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.

Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители (участие которых в лимитно-распределительной экономике было незначительным). Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель - не пассивный покупатель, а полноправный участник коммерческой деятельности, ее регулятор. Таким образом, важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является именно потребитель (рис. 1).

Рис. 1. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

Для достижения поставленных задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1)   Неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга.

2)      Гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка.

)        Умение предвидеть коммерческие риски.

)        Выделение приоритетов.

)        Проявление личной инициативы.

)        Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам.

)        Нацеленность на достижение конечного результата - прибыли.

)        Тесная связь коммерции с маркетингом определяется прежде всего сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге «Продавать нужно только то, что можно продать». [10, c. 44]

До середины прошлого столетия действовала концепция маркетинга, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени еще не утрачено в России. С помощью маркетинга коммерческие работники, руководители предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы платить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высок, где сбыт продукции предприятия может принести наибольшую прибыль. С помощью маркетинга определяют, в какие виды производства, какую область наиболее выгодно вложить капитал, где основать новое предприятие.

Маркетинг позволяет понять, каким образом производитель, предприятие должно организовать процесс сбыта, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы и т. д.

Маркетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию изделий и услуг, определить, какие виды продукции, проданные конкретному потребителю в определенном регионе, принесут наибольшую отдачу на каждый рубль, вложенный в производство, транспортирование, хранение, рекламу, сбыт.

Сегодня многие отечественные предприятия выходят на внешний рынок, начинают действовать в непривычной хозяйственной среде, где рыночные отношения достигли высокого уровня развития. Однако, не овладев передовыми методами маркетинга, такие предприятия обречены на неудачи в конкурентной борьбе. Знания маркетинга позволяют необходимым образом организовать работу с потребителем, объективно оценить своих конкурентов, их силу и слабость, определить сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, правильно выбрать сегмент или «нишу» рынка, сферу хозяйственной деятельности.

Гибкость коммерции должна проявляться прежде всего в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости - изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерции.

Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск - это степень неопределенности результата. Коммерческий риск - это возможные убытки в коммерческой работе.

Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции, с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации.

Выявляются вероятные, маловероятные и случайные группы факторов риска.

К вероятным относятся хорошо известные и ожидаемые предпринимателем обстоятельства; к маловероятным - известные факторы, степень проявления которых крайне мала. В группу случайных включаются факторы, которые не учитывались экспертами. В ходе анализа эксперты могут давать оценки о вероятности возникновения различных величин потерь, о вероятности допустимого и критического риска. По степени риска выделяют допустимый риск - вероятность потери прибыли; критический - вероятность потери прибыли и недополучения части дохода; катастрофический - возможность банкротства. [17, c. 82]

Для того чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности необходимо: провести поиск партнеров с достаточными финансовыми средствами и располагающими информацией о рынке. В случае успеха с ними придется разделить часть прибыли; обратиться к услугам внешних консультантов-экспертов, например, для проведения научно обоснованных прогнозов изменения цен, спроса, действия конкурентов; образовать специальный резервный фонд для самострахования за счет части прибыли; передать часть риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса.

Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации. Всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.

Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Личная инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личными характеристиками, но и культурой труда личности. Характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумевают определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам - это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа - залог эффективности коммерческой деятельности.

В коммерческой деятельности способом решения любой ее задачи является выстраивание системы элементов, связей и отношений.

Для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов.

Первоочередными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются субъекты и объекты.

Субъекты - лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения.

Свои действия они реализуют через объекты предприятия - основные производственные фонды (пассивные - здания и сооружения, активные -оборудование и товарно-материальные ценности) .

.2 Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг

Услуги - это очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В настоящее время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.

Часто предприниматель может в одиночку вести предприятие по предоставлению услуг; многие юристы, бухгалтеры, консультанты и программисты работают самостоятельно. Крупные предприятия представляют собой незначительную долю предприятий в этой сфере. Он преобладает в средствах массовой информации, таких как журналы, газеты, телевидение и радио.

Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виду услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.

В рыночной экономике огромную роль играет сфера услуг, особенно в экономически развитых странах. В настоящее время в США в сфере услуг занято около 73% рабочей силы, в Германии - 41%, в Италии - 35%. Свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг: в основном в торговлю, банковские услуги, страхование.

Это обусловлено в первую очередь усложнением производства и насыщением рынка товарами народного потребления, развитием и воздействием научно-технического прогресса на появление новых видов деятельности, в том числе в сфере услуг. Развитие торговли и производства в настоящее время невозможно без финансовых, информационных, транспортных и иных ус-луг. Услуги все сильнее влияют на торговлю товарами, особенно технически сложными.

Коммерческая позиция состоит в создании хорошего качества благоприятных условий получения услуг, например, условий проживания, квалификации персонала, от самих посетителей. Именно индивидуальность покупателей предполагает и индивидуальность услуг - прическа, пошив определенного фасона одежды и т. д.

Коммерческая деятельность в сфере услуг должна исходить из несохраняемости или неспособности услуг к хранению.

Сиюминутность - важная отличительная черта услуг. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи: непроданные билеты, незаселенные комнаты в гостинице, пустые салоны парикмахерских и т.п.

Если спрос на услуги становится больше предложения, то нельзя это быстро исправить, как в торговле, промышленности (число желающих поселиться в гостинице больше числа имеющихся мест). Аналогично, если предложение услуг выше спроса - падает прибыль. Как правило, спрос на услуги меняется в зависимости от времени года, от дней недели. Летом увеличивается поток пассажиров, меньше посетителей баров.

Для того чтобы сгладить сезонные колебания спроса и предложения на услуги, коммерсант-предприниматель может принять решение по установлению дифференцированных цен, скидок со стоимости услуг, организации предварительных заказов, введению в периоды пикового спроса дополни-тельных услуг, обучению персонала совмещению функций и т. п.

Указанные отличительные характеристики, особенности услуг делают коммерческое управление в сфере услуг более трудным делом, чем в торговле, промышленности, с точки зрения обеспечения эффективности.

Основными функциями коммерческой работы в сфере услуг являются:

-  изучение спроса на рынке услуг и его прогнозирование;

-       знание конкурентов;

-       широкое использование рекламы для информирования и пропаганды услуг;

-       расширение сферы услуг, сервиса;

-       определение эффективной ценовой политики;

-       разработка на предприятиях сервиса бизнес-планов развития.

.3 Коммерческая деятельность в сфере образовательных услуг

Образовательные услуги, как и любые другие услуги, имеют отличительные свойства. Это четыре своеобразные характеристики: нематериальность, неоднородность, неразделяемость и несохраняемость создают уникальное отличие услуг от товаров.

Услуги нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения.
Услуги приходится приобретать, веря «на слово».

Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, (тьютора) может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, изменить и спрос.

Особенность образовательных услуг - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания.

При их предоставлении совмещаются во времени процессы производства, передачи и потребления покупателем образовательной услуги.

Личность здесь выступает как потребитель и как покупатель, а в дальнейшем - как продавец усвоенных профессиональных знаний и навыков на рынке труда.

Услуги непостоянны по качеству. Это связано прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Часто при оказании образовательных услуг достаточно деятельности преподавателя, не пользующегося вспомогательными средствами.
Однако часть образовательных услуг преподаватель может оказывать с использованием технических средств обучения.

Услуги также могут предоставляться и в отсутствие преподавателя, когда в качестве носителя выступает иной источник информации.    
Непостоянство образовательных услуг имеет еще одну причину - изменчивость «исходного материала» - обучающегося.

Для образовательных услуг несохраняемость имеет две стороны.
С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса.
Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для образовательных услуг действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний.

Таблица 1 - Характеристики образовательных услуг

Наименование

Содержание

Стоимостное измерение

Образовательная деятельность, как любой вид экономической деятельности, осуществляется за счет затрат, формирующих стоимость продукта образовательного учреждения. Расчетной единицей может выступать образовательная услуга.

Потребительская ценность

Способность образовательной услуги удовлетворять потребности индивидуальных потребителей, служить предметом спроса и получать денежную оценку, что является основой возникновения экономических отношений.

Конечность

Наличие фиксированного начала и окончания во времени (этого нельзя сказать об образовании как таковом, так как оно осуществляется на протяжении всей жизни индивидуума).

Возможность дифференциации

Делимость образовательных услуг вуза по их видам на основе специализации, форм и сроков обучения. Отдельной образовательной услугой (товарной единицей) вуза можно считать подготовку специалистов по конкретной специальности с использованием конкретной формы обучения.

Возможность количественного измерения

Образовательная услуга высшей школы связана с конкретной областью знаний и практической деятельности и в этом плане ограничена определенным объемом профессиональной подготовки, измеряемым в единицах времени (часах). Единицей измерения может служить и объем передаваемой информации, однако технически такой подход вряд ли пока осуществим.

Целостность, технологичность

Образовательная деятельность осуществляется на регулярной основе в течение определенного времени. При этом учебный материал, относящийся к специальности, систематизирован и передается обучаемым в определенной последовательности с применением различных форм организации учебного процесса и технических средств.

Возможность оценки качества

Применение понятия качества к образовательной услуге обусловлено синтетичностью эффекта, получаемого от различных элементов учебного процесса, связанного с подготовкой по определенной специальности. При этом качество отдельных видов образовательных услуг, предоставляемых вузом, может различаться.


Образовательные услуги имеют ещё и свои отличительные особенности:

Во-первых, то, что в отличие от потребления обычного товара, процесс обучения занимает длительное время, а эффект от потребления образовательных услуг проявляется намного позже факта непосредственного потребления данной услуги и имеет долгосрочный характер, растягиваясь во времени.

Из этого вытекает, как минимум, две проблемы:

1) Ошибочное решение при выборе образовательных услуг невозможно исправить без дополнительных материальных затрат.

2)      Препятствия инвестиционным решениям

Во-вторых, специфическим свойством образовательных услуг, как и рынка образовательных услуг, является локальный монополизм.

Для системы образования, главным образом на начальной и средней ступенях обучения, типична ситуация монополизма образовательных организаций. Она возникает в тех территориях, где плотность населения недостаточно велика, чтобы иметь более чем одну школу.

Такая монополия является пространственной, потому что расстояния защищают существующую образовательную организацию от потенциальных конкурентов. Монопольное положение позволяет производителю услуг увеличивать цену по сравнению с ситуацией, когда аналогичные услуги предоставляют конкурирующие производители.

В настоящее время число вузов, образовательных центров как производителей услуг, достаточно велико и они жестко конкурируют за потребителей. Одним из важнейших условий эффективной деятельности вузов является спрос на их продукцию как платежеспособная потребность.

Особенность российского рынка образовательных услуг состоит в том, что предложение образовательных услуг существенно превышает спрос на них.

С учетом длительного цикла оказания образовательных услуг, приходится ждать, когда этот спрос будет предъявлен в оформленном виде.

Участниками рыночных отношений в сфере образовательных услуг являются:

-  производители и продавцы данных услуг (образовательные учреждения),

-       покупатели услуг (отдельные личности, организации и предприятия),

-       государство и посредники (служба занятости, биржа труда и т. д.).

Реально на рынке образовательных услуг проявляются во взаимосвязи следующие субъекты:

-    педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего творческого и интеллектуального потенциала;

-       образовательные учреждения, заинтересованные в сохранении, развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышении их качества;

-       органы управления образованием, их роль заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом обеспечении деятельности образовательных учреждений государственной принадлежности, в контроле за соблюдением Государственных стандартов образования в образовательных учреждениях всех форм собственности;

-       конкретные потребители образовательных услуг;

-       хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в качестве работодателей и заинтересованные в специалистах определенного профиля.

-       посредники (служба занятости, биржа труда и т. д.).

К производителям образовательных услуг относятся, прежде всего, преподаватели, которые объединены в кафедры. Кафедры выступают, как правило, от имени институтов или университетов. Кафедра не является самостоятельным участником рынка образовательных услуг.      В крупных и отраслевых ВУЗах встречаются такие формирования как творческий коллектив, но это бывает достаточно редко и создаётся он в основном для решения каких-либо научных или творческих задач, т.е. для научной, а не педагогической деятельности.

Следующим субъектом рынка образовательных услуг являются образовательные учреждения, которые формируют товарное предложение образовательных услуг: университеты, академии, институты, колледжи.

К функциям образовательных учреждений относятся:

-  обучение студентов, т.е. оказание им услуг по приобретению знаний, умений и навыков;

-       производство и оказание сопутствующих образовательных услуг;

-       воспитание студентов;

-       оказание информационно-посреднических услуг абитуриентам, студентам и работодателям, согласование с ними условий будущей работы, источников финансирования образовательных услуг.

Сущность коммерческой деятельности на рынке образовательных услуг ничем не отличается от коммерческой деятельности на других рынках и состоит в получении прибыли.

Для того чтобы эта купля-продажа совершилась, необходимо провести определенные действия:

-  исследовать и проанализировать рынок образовательных услуг;

-       найти производителя и покупателя образовательных услуг;

-       провести с ними переговоры по предстоящей сделке;

-       заключить с ними сделку-договор, где оговорить все условия: количество, качество образовательных услуг, их цену, срок поставки и др.;

-       исполнить договор: подготовить образовательные услуги к коммерческому потреблению (к продаже), произвести расчеты за поставленные услуги.

Эти операции составляют содержание коммерческой деятельности на рынке образовательных услуг.

Таким образом, содержанием коммерческой деятельности на рынке образовательных услуг является совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли - продажи образовательных услуг с целью получения прибыли.

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности в сфере образовательных услуг на примере ГБОУ ВПО «ВГУЭС»

2.1 Общая характеристика ГБОУ ВПО «ВГУЭС»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС) является предпринимательским инновационным университетом, центром образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ВУЗ готовит студентов к успеху в учебе, карьере и жизни».

Для выполнения своей миссии ВГУЭС стремится быть:

-   активным участником политического, социально-экономического и культурного развития Дальнего Востока;

-          открытым для установления партнерских отношений с региональными сообществами в образовательных, научных и культурных проектах;

-          объектом гордости жителей города Владивостока и Приморского края, как центр создания и передачи своих знаний, умений, ресурсов и ценностей;

-          научным сообществом, развивающим динамичную научную среду, творческие экспериментальные площадки, проектно-ориентированные технологии прикладных исследований для предприятий малого и среднего бизнеса;

-          сообществом вовлеченных студентов и сотрудников, разделяющих ответственность за выполнение миссии университета и получающих признание за свой вклад в его развитие.

На основе миссии и видения выстроены стратегические приоритеты ВГУЭС:

-  полезность обществу;

-          достижение международного уровня образования;

-  развитие динамичной научной среды, интегрированной с реальным сектором экономики;

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса предлагает 239 основных образовательных программ всех уровней образования для 22 тысяч обучающихся, включая иностранных студентов.

Отличительной чертой образовательных программ является выраженная практическая ориентированность: создана новая тактика обучения по программам бакалавриата, с четвертого года студенты интенсивно осваивают профессию на практике. Для этого университет сотрудничает с полутысячей предприятий-партнеров.

Здесь есть узкие профили подготовки: экономическая безопасность, зарубежное регионоведение, связи с общественностью и реклама, интеллектуальные системы в управлении и технике, планирование и прогнозирование, автомобильный сервис и тюнинг - высокий конкурс.

В 2014 году студентами ВГУЭС стали 410 человек из 56 регионов России. Университет готовит специалистов для Приморского края и Владивостока, Сахалинской, Камчатской, Амурской и Магаданской областей, республик Саха (Якутия), Тыва, Бурятия, Хабаровского и Забайкальского краев, Еврейской АО, КНР, Вьетнама, Республики Корея и др.

Стоимость обучения на платной основе варьируется от недорогих специальностей 60 тысяч рублей в год, средний ценник - 141 тысяча рублей в год и управление персоналом - 220 тысяч рублей за учебный год.

ВГУЭС одно из крупнейших образовательных учреждений города Владивостока и всего Приморского края. Но помимо учебной деятельности ВГУЭС вовлечен во множество проектов различной направленности.

Одно из таких направлений - это международное сотрудничество. В этой сфере ВГУЭС активно развивает партнерские отношения с зарубежными вузами и организациями, в том числе посредством реализации обменных международных программ и стажировок. Кроме того, ВГУЭС ежегодно принимает множество иностранных студентов, а также выступает инициатором и организатором различных научных мероприятий международного характера: симпозиумы, конференции и т.д.

Одним из приоритетных направлений для ВГУЭС является реализация политики в области качества. Реализация университетом политики в области качества базируется на стремлении к достижению требований ВГУЭС как предпринимательского и инновационного вуза. Главная цель, которую ставит перед собой вуз - постоянное усовершенствование всех направлений деятельности и процедур, проводимых в университете, гарантирующих высококачественную подготовку специалистов.

Особое значение ВГУЭС придает своей деятельности в области информатизации. Для этого во ВГУЭС существует специально созданное управление информационно-технического обеспечения (УИТО), главной целью которого является обеспечение информатизации университета по всем направлениям.

ВГУЭС - это современное инновационное образовательное пространство, которое развивается и совершенствуется год от года. В университете создана аудитория, оборудованная самой современной мультимедийной аппаратурой. Она предназначена для проведения on-line видеоконференций с другими вузами края (филиалы ВГУЭС в г. Артеме и г. Находке) и страны в целом, а также с зарубежными учебными заведениями.

На базе ВГУЭС организованы и реализуют свою деятельность известные региональные центры и проекты: инновационный бизнес-инкубатор, поддерживающий представителей малого бизнеса и региональный центр «Старт-Карьера» ВГУЭС.

2.2 Анализ продаж образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС» за 2014 год

В университете реализуется система непрерывного образования. Иными словами образовательные услуги осуществляются в ВУЗе по следующим направлениям:

1)   по всем уровням профессионального образования - среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура;

2)      по всем уровням общего образования - дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование;

3)      реализуются дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы по профилю университета.

Развитие такой структуры подготовки о связано с открытием в 2013 году инновационных программ прикладного бакалавриата, открытием нового и уникального для Дальневосточного региона направления подготовки «телевидение», открытием ряда программ бакалавриата по новым востребованным профилям и ростом объема подготовки по программам магистратуры и аспирантуры.

Реализация образовательных программам высшего образования и среднего профессионального образования осуществляется как в рамках контрольных цифр приема граждан, ежегодно устанавливаемых университету по результатам проведения открытого публичного конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и на договорной основе.

В 2014 году общий контингент студентов и аспирантов университета, включая филиалы, составил 21512 человек; из них головного вуза - 17034 человек.

Обучение по программам высшего образования осуществляется по 42 направлениям бакалавриата, 27 направлениям магистратуры, 31 специальностям по очной, очно-заочной, заочной формам обучения. По этим программам в университете обучается 11832 студента и аспиранта, в том числе по программам магистратуры - 234, по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре - 338. Из них обучаются по очной форме обучения - 5258 человек, очно-заочной - 458 человек, заочной - 4740 человек. Число иностранных студентов составляет 552 человека, что составляет 4,68% от общего контингента студентов.

На 100 студентов приведенного контингента приходится 5,8 аспиранта.

Анализ распределения реализуемых образовательных программ высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по институтам представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Распределение реализуемых образовательных программ высшего образования по институтам

Институт

Количество кафедр

Количество реализуемых программ ВО с учетом профиля


выпускаю щих

обеспечиваю щих

Бакалав риат

Специали тет

Магистра тура

Институт международного бизнеса и экономики

4

-

21

10

10

Институт информатики, инноваций и бизнес систем

5

-

14

7

5

Институт сервиса, туризма и дизайна

4

1

17

7

4

3

1

3

3

1

Институт управления

4

-

13

4

7

Институт иностранных языков

2

1

3

0

-

Высшая школа телевидения

1


1

0

-

Всего по ВГУЭС

23

3

72

31

27

Спектр реализуемых основных образовательных программ высшего образования представлен 10 укрупненными группами направлений подготовки (УГН) (таблица 2.2).

Таблица 2. 2 - УГН реализуемых программ высшего образования

Код УГС

Наименование УГН

Количество специальностей, направлений подготовки, ед.

Доля приведенного контингента (от общего числа обучающихся), %

020000

Естественные науки

3

1,9

030000

Гуманитарные науки

21

16,6

040000

Социальные науки

3

1,8

070000

Культура и искусство

4

5,8

080000

Экономика и управление

29

45,9

100000

Сфера обслуживания

9

18,4

190000

Транспортные средства

5

3,2

210000

Электронная техника, радиотехника и связь

6

2,0

230000

Информатика и вычислительная техника

6

4,1

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

3

0,3


Контингент студентов очной формы обучения на 91% представлен жителями Приморского края, из них 47% - жители города Владивостока.

Контингент студентов заочной формы обучения на 75% представлен жителями Приморского края (из них 28% - жители города Владивостока), жители Сахалинской области составляют 8% обучающихся, Камчатской области - 6%.

Кроме того, университет готовит специалистов для Амурской области, Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Хабаровского края, республики Тыва, Бурятской республики, Еврейской АО, Забайкальского края, КНР, Вьетнама, РК, что подтверждает высокую социально-экономическую роль университета в образовательном пространстве не только Приморского края и Дальневосточного региона, но и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целом, анализ численности контингента студентов указывает на востребованность образовательных услуг, предоставляемых университетом.

Значительную долю в структуре подготовки составляют программы среднего профессионального образования, что является результатом реализации стратегии развития университета как интегрированного многоуровневого университетского комплекса в течение последнего десятилетия. Необходимость подготовки студентов по программам среднего профессионального образования продиктована устойчивой потребностью регионального рынка труда в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих или служащих.

Преимуществ о реализации образовательных программ среднего профессионального образования в университетском комплексе обусловлено несколькими факторами:

-   преемственность программ по уровням профессионального образования и возможность их интеграции;

-  практикоориентированность образовательных программ;

-      оптимальные условия образовательной среды университетского комплекса, возможность использования, доступность современной материально-технической базы, лабораторного, и иного оборудования университета для любого уровня довузовского образования;

-   использование информационных и электронных технологий в системе обучения; оптимальные социальные условия для студентов, в т.ч. уникальная спортивная и культурная базы;

-  уникальный библиотечный комплекс с электронными ресурсами.

Подготовка специалистов по программам среднего профессионального

образования осуществляется по 26 специальностям по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. На момент самообследования контингент студентов среднего профессионального образования по очной форме обучения составил 2513 человек, очно-заочной - 50 человек, заочной форме обучения - 369 человек. Общий контингент студентов СПО составляет 2932 человека.

Профиль подготовки по программам среднего профессионального образования в основном соответствует профилю программ высшего образования и позиционируется как первая ступень непрерывной профессиональной подготовки. Траектории непрерывной профессиональной подготовки по модели колледж-вуз пользуются достаточно стабильным, а в последние годы усиливающимся спросом.

Проведенный анализ структуры подготовки специалистов позволяет сделать выводы о том, что образовательные услуги предоставляются с учетом региональных потребностей и потребностей организаций, учреждений и предприятий; обеспечивается стабильная сохранность контингента; численный состав студентов соответствует нормативам.

Представляется, что дальнейшее развитие структуры подготовки должно быть связано с наиболее востребованными направлениями подготовки, которые полностью соответствуют профилю университета и его потенциалу.

Также в последующие годы планируется существенно усилить инженерно-технические направления в сфере транспорта и информационных технологий, как имеющие наиболее высокий потенциал развития, что должно проявиться в том числе в росте доли соответствующих УГН в общем контингенте студентов.

Общее образование реализуется в трех структурных подразделениях университета, контингент обучающихся в которых представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Структура контингента обучающихся по уровням общего образования

Школа-интернат для одаренных детей

Основное общее образование, чел.

Среднее общее образование, чел.

Всего, чел.

235

176

411

Лицейские классы Академического колледжа

Основное общее образование, чел.

Среднее общее образование, чел.

Всего, чел.

223, в том числе по образовательной системе «Школа 2100» - 128

81, в том числе профильное обучение - 52

304

Восточная школа

Начальное общее образование, чел.

Дошкольное общее образование, чел.

Всего, чел.

145

92

237

ИТОГО:


952


Довузовское образование играет существенную роль в общей структуре подготовки, обеспечивая качество абитуриентов высшего образования. С другой стороны, широкая линейка программ, расположение учебной базы структурных подразделений в разных районах города, наличие возможностей интернатного проживания и общежития позволяет университету вносить существенный вклад в обеспечение доступности качественного образования для детей школьного возраста, проживающих на территории Приморского края и ДВФО, реализуя миссию полезности для региона и общества в целом.

Особое место в структуре довузовской подготовки ВГУЭС занимает школа-интернат для одаренных детей имени народного учителя СССР Николая Николаевича Дубинина. Данный образовательный проект реализуется ВГУЭС с 2001 года в партнерстве с Администрацией Приморского края. Ежегодно более 300 одаренных старшеклассников со всех территорий края получают возможность обучаться по обогащенным образовательным программам в условиях полного пансиона при финансовой поддержке из Бюджета Приморского края. Ежегодно воспитанники интерната становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, всероссийских и международных олимпиад конкурсов, соревнований.

Важнейшим показателем конкурентоспособности системы ДПО ВГУЭС является результативность участия в конкурсах на оказание услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке госслужащих, гражданских служащих и специалистов предприятий и организаций. В период 2009-2013гг. в рамках контрактов на обучение корпоративных клиентов во ВГУЭС прошел обучение 571 слушатель.

В 2009-2013 гг. ВГУЭС выполнил 617 научно-исследовательских работ, общий объем финансирования которых составил 500015,5 тыс. руб., в том числе:

-   за счет средств федерального бюджета Минобрнауки России - 186338,7 тыс. руб.;

-   за счет собственных средств - 160480,8 тыс. руб.;

-   средства, заработанные в ходе выполнения хоздоговоров - 106035,1 тыс. руб.;

-   за счет средств международных грантов - 25949,5 тыс. руб.;

-   за счет средств субъектов федерации, местных бюджетов - 12680 тыс. руб.

-   за счет средств РГНФ, РФФИ и фонда «Русский мир» - 8531,4 тыс. руб.

Увеличение финансирования хоздоговорных работ в отчетном периоде произошло, преимущественно, благодаря высокой региональной конкурентоспособности исследовательских коллективов университета в таких сферах как управление, стратегическое планирование, экологический мониторинг и экологическая экспертиза и информационно-компьютерные технологии.

Собственные средства вуза за отчетный период вкладывались в укрепление материально-технической базы научных исследований и поддержку коллективов и исследователей, обеспечивающих выполнение показателей программы стратегического развития и мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Минобрнауки России.

Таблица 2.4 - Показатели международной деятельности ВГУЭС

Показатели международной деятельности ВГУЭС

Человек

Кол-во иностранных студентов, обучающихся на ООП (чел.)

552

Кол-во иностранных слушателей программ ДПО (чел.)

70

Кол-во студентов ВГУЭС, прошедших обучение по международным обменным программам (чел.)

53

Кол-во иностранных студентов, прошедших обучение по международным обменным программам во ВГУЭС (чел.)

34

Кол-во студентов ВГУЭС участников летних школ (чел.)

27

26

Показатели международной деятельности ВГУЭС

Человек

Кол-во иностранных преподавателей, работающих на основании гражданско-правового договора (чел.)

9

Кол-во НИР, прошедших курсы повышения квалификации за рубежом (чел.)

35

Кол-во заключенных договоров (соглашений) с иностранными партнерами (шт.)

20

Кол-во визитов и проведенных международных мероприятий (шт.)

42


Рисунок 2 - Структура доходов ГБОУ ВПО «ВГУЭС»

2.3 Проблемы в продаже образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС»

Проблемами в продаже образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС» на сегодняшний день являются система ценообразования и развитие инновационной составляющей образовательной услуги.

Исходя из анализа запросов потребителей платных образовательных услуг, учебные заведения выбирают целевой рынок или рынки, на которые они намерены ориентироваться, разрабатывая соответствующие стратегии. С точки зрения маркетинга потенциальный рынок потребителей платных образовательных услуг состоит из совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретной услуги, с готовностью и возможностью ее приобретать. Отсюда и понятие сегментации рынка, под которой понимают разделение потребителей на узкие, однородные по своим запросам группы (сегменты). Она предполагает детальное знание требований, предъявляемых потенциальными потребителями к услуге, а также характерных особенностей этих потребителей.

Как известно, в платной образовательной деятельности учебных заведений выделяются несколько видов сегментации рынка соответствующих услуг:

) макросегментация - деление рынка по регионам, странам, городам, степени их индустриализации и т.п.;

) микросегментация - определение группы потребителей в рамках одной страны по более или менее детальным критериям;

) сегментация «вглубь» - конкретизация платных образовательных услуг и их потребителей (например, второе высшее образование - второе высшее экономическое образование - второе высшее экономическое образование для студентов технических специальностей);

) сегментация «вширь» - расширение узкой группы потребителей (например, второе высшее образование для студентов технических специальностей вузов - второе высшее экономическое образование для технических специалистов предприятий и научных организаций);

) предварительная сегментация - охват большого числа рыночных сегментов для изучения;

) окончательная сегментация - завершающая стадия рыночных исследований - определение оптимальных для образовательных учреждений (их возможностей) сегментов рынка, относительно которых в дальнейшем будут разрабатываться маркетинговая стратегия и программа.

При отборе оптимальных сегментов предпочтительны наиболее крупные, имеющие четкие границы и не пересекающиеся с другими, а также сегменты с новым (потенциальным) спросом; принято считать, что оптимален тот сегмент, где присутствует около 20% потребителей данного рынка, приобретающих примерно 80% объема платных образовательных услуг данного учебного заведения [8].

Важнейшая в рассматриваемом контексте категория - конкурентоспособность услуг платной образовательной деятельности - сравнительная характеристика их потребительских и стоимостных параметров по отношению к услугам образовательных учреждений-конкурентов. Главными конкурентными преимуществами при оказании платных образовательных услуг выступают более низкие издержки и специализация учебных заведений как показатели способности удовлетворять особые запросы потребителей за их деньги в рамках предоставления образовательных возможностей. Нам представляется, что к этому необходимо добавить степень уникальности, новизны данных услуг и их качество.

Еще один важный показатель - жизненный цикл платных образовательных услуг, т.е. период, в течение которого они пользуются спросом, реализуются по приемлемым для учебного заведения ценам и сохраняют свою конкурентоспособность. Жизненный цикл включает в себя четыре стадии, каждая из которых требует соответствующих стратегии и тактики рыночного поведения образовательных учреждений:

) внедрение (выход на рынок);

) рост;

) зрелость (включая насыщение);

) спад.

В зависимости от стадии жизненного цикла платной образовательной услуги изменяются доходы и затраты учебных заведений, конкуренция и цены предоставляемых услуг, а также поведение потребителей. Наиболее высокая прибыль и выручка приходятся на стадию зрелости платных образовательных услуг.

На стадии внедрения жизненного цикла рыночное поведение образовательного учреждения включает в себя:

) активную информирующую рекламу;

) определение наиболее точного момента выхода на рынок;

) учет вариантов поведения образовательных учреждений-конкурентов.

Для стадии роста характерны:

) использование каналов реализации платных образовательных услуг;

) максимально возможный уровень цен;

) агрессивность рекламы;

) разработка и освоение модификаций платных образовательных услуг, обеспечивающих продление этой стадии.

Для продления жизненного цикла платных образовательных услуг как на стадии роста, так и на стадии зрелости учебному заведению необходимы:

) глубокая сегментация и освоение новых рынков этих услуг, в том числе экспортных;

) дифференциация ассортимента услуг;

) привлечение новых групп потребителей и стимулирование повторных обращений покупателей;

) снижение цен на услуги.

Глава 3. Пути совершенствования предлагаемых услуг

Процессы формирования и реализации эффективной стратегии конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг зависит от ряда факторов (условий).

Во-первых, необходимо осуществлять постоянный мониторинг эффективности функционирования высшего учебного заведения как основного носителя образовательных услуг, обеспечивающего их качество, что требует разработки соответствующей методики оценки.

Целесообразным считаем включение в данную методику критериев анализа трансакционных издержек вуза, позволяющих производить экспресс-диагностику проблемных областей в деятельности, которые могут быть связаны со слабыми связями и/или отсутствием сотрудничества с другими субъектами хозяйственных отношений, сбоями в принципах работы и координировании внутриорганизационной структуры или недостаточностью внимания к человеческому фактору, а также трансакционных издержек потребителей, от величины и структуры которых зависит решение о потреблении или отказа от конкретных образовательных услуг.

Во-вторых, актуальным представляется создание и внедрение механизма управления конкурентоспособностью вуза за счет повышения качества функционирования путем стимулирования и развития основных конкурентных преимуществ.

В-третьих, необходимо корректировать стратегию и принципы деятельности вуза в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды.

Данные условия наряду с обеспечением сильной конкурентной позиции образовательной организации позволят ей стабильно и эффективно функционировать в современных реалиях развития рынка.

Заключение

Содержанием коммерческой деятельности на рынке образовательных услуг является совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли - продажи образовательных услуг с целью получения прибыли.

Образовательные услуги, как и любые другие услуги, имеют отличительные свойства. Это четыре своеобразные характеристики: нематериальность, неоднородность, неразделяемость и несохраняемость создают уникальное отличие услуг от товаров.

Анализ продаж образовательных услуг показал, что ГБОУ ВПО «ВГУЭС» в целом, анализ численности контингента студентов указывает на востребованность образовательных услуг, предоставляемых университетом. Значительную долю в структуре подготовки составляют программы среднего профессионального образования, что является результатом реализации стратегии развития университета как интегрированного многоуровневого университетского комплекса в течение последнего десятилетия. Необходимость подготовки студентов по программам среднего профессионального образования продиктована устойчивой потребностью регионального рынка труда в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих или служащих.

В 2014 году студентами ВГУЭС стали 410 человек из 56 регионов России. Стоимость обучения на платной основе варьируется от недорогих специальностей 60 тысяч рублей в год, средний ценник - 141 тысяча рублей в год и управление персоналом - 220 тысяч рублей за учебный год.

Однако анализ структуры доходов учреждения свидетельствует о том, что все-таки большую ее часть составляет бюджетное финансирование.

Проблемой в реализации образовательных услуг во ВГУЭСе на сегодняшний день является сложная и многоуровневая политика ценообразования в условиях повышенной инфляции.

Целесообразным считаем включение в методику оценки и анализа продаж образовательных услуг включить критерии анализа трансакционных издержек вуза, позволяющих производить экспресс-диагностику проблемных областей в деятельности, которые могут быть связаны со слабыми связями и/или отсутствием сотрудничества с другими субъектами хозяйственных отношений, сбоями в принципах работы и координировании внутриорганизационной структуры или недостаточностью внимания к человеческому фактору, а также трансакционных издержек потребителей, от величины и структуры которых зависит решение о потреблении или отказа от конкретных образовательных услуг.

коммерческий образовательный услуга

Список использованной литературы

1      Балыхин Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования) // Российский экономический журнал, 2003. № 2.

2       Викторов В.И., Соколицын А.С., Федотов А.В., Фигурин А.В. и др. Научно-методическое обоснование и разработка методики определения стоимости платных образовательных услуг образовательного учреждения. - СПб.: УЦПР, 2012.

3       Гершунский Б.С. Философия образования. М.: ФЛИНТА, 2011. 432с.

4       Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. 2013. № 2.

5       Иноземцев В. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая индустриальная волна на Западе / Под ред. В. Иноземцева. - М., 2011.

6       Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред. СИ. Маслова. - М.: Изд-во МЭИ, 2014.

7       Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. 2014. № 5.

8       Клюев А.К. Проблема управления ценообразованием в вузе // Университетское управление. - 2012. - № 4 (7)

10     Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист, 2013. № 3.

11      Мальцева Г.И., Шиловская Л.Л. Система внутренних экономических отношений государственных вузов со сложной организационной структурой // Университетское управление. 2011. - № 2(42)

12     Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 716 с.(с.299-312).

13     Медведева А.Е., Андреев В.Н. Ценовые стратегии вузов на рынке высшего образования Санкт-Петербурга. - www <http://www.marketing.spb.ru/><http://www.marketing.spb.ru/>marketing <http://www.marketing.spb.ru/><http://www.marketing.spb.ru/>spb <http://www.marketing.spb.ru/><http://www.marketing.spb.ru/>ru <http://www.marketing.spb.ru/>.

14     Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. - Н. Новгород: НИМБ, 2014. -526 с.

15     Михайлушкин А.И., Соловьева Е.В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты. - СПб.: СПбГИЭ, 2012.

16     Наймушин А.И., Наймушин А.А. Образовательный сервис как инструментарий подготовки Субъекта к деятельности в условиях становления новой устойчивости/ Сб. материалов научно- практической конференции «Экологическая экономика и устойчивое развитие: от глобальной модели к региональной практике». Уфа: ВЭГУ, 2012.

17     Норенков И.П., Зимин A.M. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014.

18     Рамкулова Е. А. Качество дополнительных образовательных услуг . МАРКЕТИНГ УСЛУГ. № 01 (13)2011, с.46-51.

19     Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 367 с. (с.100-143).

Похожие работы на - Анализ коммерческой деятельности в сфере образовательных услуг на примере ГБОУ ВПО 'ВГУЭС'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!