Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,59 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

Министерство образования и науки РФ

Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Педагогический институт

Кафедра Философии








Реферат

по курсу «Философия»

на тему: «Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума»


Выполнила студентка факультета Иностранных языков

курса группы АН-214 Чижова Анна.

Преподаватель-консультант:

к.ф.н. Андреева Людмила Сергеевна.

Содержание

Введение

. Влияние подсознания на личность. Философский взгляд на теорию сексуальности

.1 Развитие фобии как следствие запрета

.2 Либидо и разум

. Влияние бессознательного на восприятие реальности

.1 Неосознанные мотивы повседневного поведения

.2 Сон как психическое воплощение скрытых мыслей и переживаний

. Что нами движет?

.1 Удовольствие как главный мотив психической деятельности. Концепция «влечения к смерти»

.2 Мотивационная структура личности по Фрейду

Заключение

Список использованной литературы

Введение

сексуальность подсознание фобия

Зигмунд Фрейд. Концепция бессознательного.

В XIX веке как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться наука психология. Изучение человеческой психики в изолированных лабораторных условиях посредством интроспекции и раскрытие основных ее элементов считались главной задачей психологической науки. Первой лабораторией, попытавшейся реализовать данные задачи, стала лаборатория В. Вундта, чей радикальный подход к изучению людей вызвал ошеломляющий эффект. В начале же XX века начали активно развиваться и другие психологические направления, одним из которых стал психоанализ.

«Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.»

Основателем психоанализа стал врач-психиатр Зигмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд). Родился он 6 мая 1856 года во Фрайберге. Почти всю свою жизнь он прожил в Австрии, однако после того, как фашистская Германия в 1938 году захватила Австрию, З. Фрейд был вынужден эмигрировать в Великобританию. Большая часть жизни Фрейда связана с Веной, где он закончил медицинский факультет университета, работал и публиковал свои работы по психоанализу. Его первым фундаментальным трудом является работа «Толкование сновидений» 1938. Данный труд до сих пор широко используют психоаналитики и психиатры по всему миру, почитая его как библию психоанализа.

Как философ, З. Фрейд с конца XIX века работал над концепцией бессознательного, противопоставляя ее рационалистическим теориям европейских философов. В область бессознательного, по мнению ученого, вытесняются все человеческие желание, которые были реализованы неполностью или не были воплощены в жизнь вообще. Эти желания, как правило, являются иррациональными и имеют вневременной характер. Так же Фрейд говорит о той области человеческой психики, которую он назвал предсознательным. Предсознательное служит фильтром, «цензурой» подсознательных стремлений человека. Оно не дает некоторым желанием бессознательного проникнуть в сознание, т.к. они прежде всего подчинены принципу удовольствия, а не логике, и потому могут стать причиной развития различного вида неврозов.

Фрейд вводит в обиход такое понятие, как либидо, которое служит обозначением сексуального желания, полового инстинкта. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Потому фрейдовская философия утверждает, что либидо представляет собой особую энергетику человека, которая может значительно повлиять на всю его жизнь, а в глобальном смысле - на формирование общества и культуры вообще.

В период с 1920 по 1939 года Фрейд расширяет и уточняет теорию бессознательного. Он разрабатывает динамическую концепцию личности человека, разделяя ее на три составляющие: «Я», «Оно» и «сверх-Я». «Оно» представляет собой область подсознательного. Здесь находятся все инстинкты и нереализованные потребности, приводящие к внутренним противоречиям. Структура «Я» призвана обуздать те импульсы структуры «Оно», которые не соответствуют требованиям социальной реальности и не являются рациональными, подчиняя их сознанию. «Сверх-Я» же представляет собой некую идеальную структуру, которая служит арбитром, надзирателем человеческой психики. «Сверх-Я» согласует мысли и поступки человека с нормами поведения и морали, принятыми в обществе. Каждая из данных структур функционирует самостоятельно и живет своей жизнью, однако реализация их деятельности, как правило, искажена разного рода запретами общества. Потому Фрейд говорит о том, что европейская культура - это прежде всего культура запретов и табу, которые направлены в область бессознательного. Отсюда большое количество неврозов, развитие глубокого чувства вины у каждого человека и отказ от собственных желаний.

На формирование философских взглядов Фрейда огромное влияние оказали работы Ф.Ницше, в чем сам Фрейд неоднократно признавался. Потому к рассмотрению глубинных смыслов, раскрытых в книге «Как говорил Заратустра» он подходил не только как философ, но и как врач-психоаналитик.

1. Влияние подсознания на личность. Философский взгляд на теорию сексуальности.

Наряду с сознательными формами проявления психического существуют иные, бессознательные формы. Этим понятием характеризуется вся совокупность различных психических явлений, состояний и действий, которые лежат глубже уровня сознания и не входят в зону его фокуса. Явления подсознательного безотчетны. Они могут выступать в роли какой-либо установки (инстинкт, влечение), либо в качестве ощущения (восприятие, представление и мышление), а иногда проявляется как состояние аффекта или невменяемости. Бессознательное несет охранительную функцию, защищая человеческую психику от перегрузок в тех областях, где в работе сознания нет необходимости.

Иногда бессознательно оказывает слишком сильное влияние на человеческую психику, проникая в область сознания и подавляя его. Данное влияние проявляется в виде различных отклонений, начиная от неконтролируемых эмоций и заканчивая тяжелыми формами психических заболеваний. Одним из таких пересечений сознания и бессознательного являются фобии, первопричина появления которых скрыта, как правило, в глубоком потрясении или воспоминании из детства.

.1 Развитие фобии как следствие запрета

Говоря о неврозах как о проявлении негативного влияния бессознательных импульсов на человеческий разум и нормальную жизнь человека, Фрейд говорил, что корень зла нужно искать в самом раннем возрасте, когда у ребенка только начинают формироваться причинно-следственные связи. Изучая истории болезни некоторых пациентов, страдающих от различного рода неврозов, а так же непосредственно занимаясь лечением больных с помощью глубокого психоанализа, Фрейд обнаружил, что некоторые негативные события или эмоциональные потрясения из детства могут тянуться через всю сознательную жизнь человека, впоследствии реализовавшись как психическое расстройство.

Наиболее сильным проявлением бессознательного в этом плане он называет детскую сексуальность, т.к. вопросы, которые задает ребенок, остаются без ответа, потому что с точки зрения морали и нравственных принципов, принятых в обществе, это считается неприемлемым, а ребенок получает клеймо "испорченного". В лучшем случае, на вопрос ребенка о каком-либо аспекте сексуальной жизни взрослые не дадут ответа и просто промолчат, в худшем - запретят спрашивать и даже думать на подобные темы, иногда сопровождая свои слова красочным описанием наказания. Впечатлительный ребенок очень живо воспринимает сложившуюся ситуацию, потому любой запрет у него не только откладывается в еще не сформировавшемся сознании, но и влияет на работу бессознательных процессов.

"Врач, занимающийся психоанализом взрослого невротика, раскрывающий слой за слоем психические образования, приходит, наконец, к известным предположениям о детской сексуальности, в компонентах которой он видит движущую силу для всех невротический симптомов последующей жизни."

В следствие запрета, "табу", в человеческой психике, а именно в неокрепшей психике ребенка, возникает внутренний диссонанс. Конфликт сознательного и бессознательного, разума и инстинкта, приводит к развитию такого вида психического расстройства, как фобия.

Занимаясь лечением трехлетнего мальчика Ганса, страдающего от неконтролируемого страха перед лошадьми, Фрейд выяснил, что именно раннее проявление сексуальности стало причиной болезни. Интерес Ганса к своим и чужим половым органам, запрет на сон с матерью, ранняя мастурбация и различного рода впечатления из повседневной жизни сформировали в сознании мальчика образ опасной лошади, который эволюционировал вместе с развитием болезни.

Родители, воспитывавшие ребенка отнюдь не в строгости, все же допустили некоторую оплошность, не объяснив процессы, происходящие в теле, особенности его строения, причины, по которым заговаривать о них не стоит. Мать Ганса наложила запрет на эту тему, а отсутствие явно выраженного мужского полового органа у новорожденной сестренки породило ассоциацию с кастрацией.

Далее привязанность к матери вылилась в неконтролируемую потребность в постоянном нахождении с ней. Однако спать с матерью в одной постели, т.к. мальчик уже достаточно взрослый, было запрещено. Соревнование с отцом за обладание матерью, интерес к наготе сверстников, к половым органам животных и запреты и табу, которые следовали за каждым вопросом и действием, считающимся с моральной и этической точки зрения неприемлемым, страх наказания, - все это перенеслось в подсознание Ганса.

В ответ на запрет рождается конфликт. Инстинкт требует реализации, разум запрещает. Бессознательное вырывается в область сознательного. Разум, рациональная составляющая человеческой сущности, не может смыслить всего происходящего внутри и вне его. Вопросы остающиеся без ответа и запреты по неясным для ребенка причинам становятся катализатором невроза. Бессознательное начинает подавлять сознание. Происходит перегрузка психики. Возникает фобия. А виной всему становится запрет на то, что является естественным проявлением биологической природы человека.

Преодолеть болезнь можно посредством психоанализа. Фрейд не без помощи отца мальчика проводит ряд сеансов психоанализа, а так же консультирует отца по вопросу его действий в дальнейшем. Упор делается на осознание и осмысление первопричин, объяснение их мальчику. Как только к Гансу приходит понимание, он может контролировать свои страхи, т.е. подчиняет бессознательно сознанию.

На основании полученных данных Фрейд впоследствии придет к выводу, что в европейской культуре существует огромное количество запретов, которые вторгаются в область бессознательного. Из-за этого возникают разного рода психические отклонения и заболевания. Мораль, которая пытается контролировать все аспекты человеческого существования, приводит к подавлению естественных потребностей и инстинктов. Инстинкт вступает в конфликт с разумом, и как следствие - внутренний диссонанс, расстройство психики, патологии и пр.

.2 Либидо и разум

В своей работе «Три очерка о теории сексуальности» З. Фрейд рассматривает различные формы сексуального влечения, как вполне вписывающиеся в принятые нормы, так и сильно отклоняющиеся от них. Фактически, к сексуальному влечению Фрейд сводит все проявления любви, описывая ее симптомы и причины, как если бы любовь была болезнью. Все его размышления базируются на теории либидо, для реализации которого должны возникнуть определенные условия.

Понятие либидо включает в себя множество различных аспектов. Это не только сексуальные инстинкты и влечения, но и особая энергия, которая может трансформироваться, принимать разный вид. Вместе с этим либидо - это нереализованные желания и подсознательные импульсы. Есть два важных условия, чтобы либидо смогло реализоваться: во-первых, это наличие «сексуального объекта», или объекта-либидо; во вторых - прохождение либидо через рациональную область психики, т.е. через сознание, разум. Второе условие представляется наиболее важным в рамках социального взаимодействия, т.к. является своего рода проводником социальных требований. Иными словами, лишь те бессознательные желания имеют право на существование, которые одобрены культурой и моралью. В противном случае, подобные желания вытесняются в область бессознательного. Впоследствии, они могут проявить себя в виде патологий (неврозов) или же быть сублимированными, т.е. энергия либидо может найти применение в различных видах деятельности (творчество, наука, спорт).

Говоря о подавлении и сублимации либидо, следует обратить внимание на тот факт, что главным рычагом контроля сексуальных инстинктов является чувство стыда. «Сексуальному влечению приходится бороться с определенными душевными силами, среди которых яснее всего выделяются стыд и отвращение». Фрейд предполагает, что именно эти два чувства более всего принимают участие в том, чтобы влечение не выходило за рамки принятых норм. Если чувства стыда и отвращения развиваются в человеке раньше, чем сексуальное влечение, то это в определенной мере влияет на все его дальнейшее развитие. Однако для Фрейда эти сдерживающие силы - мораль, стыд, отвращения - являются «историческим осадком внешних издержек, которые испытало сексуальное влечение в психогенезе человечества».

Т.к. мораль постоянно вторгается в область человеческих инстинктов и физиологических потребностей, либидо и культура для Фрейда всегда находятся в некоем конфликте, противостоянии. Культура для него - это прежде всего табу, запреты и цензура, которые строго регламентируют все проявления человеческой сущности и ведут к страданиям и неудовлетворенности. В связи с тем, что сексуальное развитие - процесс длительный и сложный, то всякое воздействие может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Поэтому Фрейд не раз подчеркивает важность правильного воспитания, основанного не на запретах, а на взаимодействии с ребенком через диалог, беседу, ненавязчиво прививая ему правильные ценности и рациональный способ мышления.

Несмотря на то, что довольно часто Фрейд подвергает критике европейскую культуру, загнавшую человека в столь строгие рамки, он признает и очевидную пользу неспособности полового влечения полностью реализовать себя. Ведь тогда либидо, сублимируясь, становится источником культурных достижений человечества.

Подчиняя либидо разуму, человек открывает в себе источник практически неиссякаемой энергии и вдохновения. Когда разум превалирует над инстинктом, человек растет духовно и умственно. Но все должно осуществляться в разумных пределах. Ведь перегруженное сознание очень сильно подвержено влиянию более древнего бессознательного. И когда разум вступает в конфликт с инстинктом, это оказывает самое негативное влияние как на отдельного человека, так и на человеческое общество в целом.

2. Влияние бессознательного на восприятие реальности

Сознание и бессознательное находятся в тесном взаимодействии и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающей реальности, человек больше обращается к рациональной составляющей своей психики. Однако часто информация, которую он получает извне и которая оказывает сильное воздействие на внутреннее состояние, вытесняется сознанием в область бессознательного. Срабатывает механизм защиты, и бессознательное на время «запирает» эту информацию. Иногда скрытые переживания и воспоминания вырываются наружу и проявляются в виде различных образов во время сна, забывании, обмолвок, очиток и описок.

В работе «Психопатология обыденной жизни» З. Фрейд попытался проанализировать все вышеперечисленных феномены и отыскать первопричину их возникновения.

.1 Неосознанные мотивы повседневного поведения

Человеческий мозг постоянно воспринимает и обрабатывает огромное количество информации. Под воздействием различных факторов, она может быть воспринята психикой как позитивное или негативное впечатление. Когда негатив преобладает над позитивом и оказывает слишком сильное губительное влияние на состояние человеческого разума, срабатывают механизмы защиты. Негативные факторы вытесняются из сознания в область бессознательного.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, была продемонстрирована Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни». Ошибки, описки, очитки, забывание собственных имен и намерений и ошибочные действия было принято считать обыкновенной случайностью, и объяснялись они в основном слабостью памяти. Однако, проведя ряд психоаналитических исследований, Фрейд пришел к выводу, что в каждом из вышеперечисленных феноменов могут присутствовать скрытые мотивы.

Говоря о забывании, можно смело говорить о том, что наряду с обыкновенным забыванием имен и событий встречаются так же случаи, мотивированные вытеснением. К примеру, Фрейду удалось объяснить из его памяти имени лишь после того, как он восстановил ассоциативный ряд, с ним связанный, а так же вспомнил тему, предшествующую данному разговору. И тогда весь феномен предстал передник как процесс встраивания предшествующей темы в текущий разговор, нарушая его. Фрейд назвал это механизмом вытеснения, и главная его функция - это психическая защита от неблагоприятных последствий.

В «Психопатологии обыденной жизни» психолог так же объясняет и загадку так называемой «младенческой амнезии», когда воспоминания детства, в основном безразличные, в процессе смещения замещают другие, более значимые. Сохраняются данные воспоминания не благодаря своему содержанию, а ассоциативной связи с другими, вытесненными. Потому их называют «покрывающими воспоминаниями». Они тоже выполняют защитную функцию и блокируют сильные переживания и впечатления. Но в процессе психоанализа нетрудно восстановить значимые впечатления, которые не могут быть воспроизведены из-за сохранившихся «покрывающих» воспоминаний, поручиться за полноту и точность которых нельзя.

Замещающие имена и воспоминания не являются просто произвольными. Они создают своего рода компромисс: напоминают о том, что человек хочет вспомнить, и о том, что он забыл. Процесс замещения протекает полностью за пределами сознания. анализируя данный процесс, Фрейд пришел к выводу, что можно понять механизм неправильного припоминания. Забывание и ошибочное воспроизведение всегда мотивированы и являются результатами скрытых намерений. Ошибочные действия возникают в результате наложения различных намерений друг на друга.

По мнению Фрейда, ведущим мотивом возникновения всех подобных феноменов человеческой психики является нежелание или отрицание чего либо. Воспоминания о чем-то неприятном и тягостные мысли просто наталкиваются на некий барьер, поставленный подсознанием. Очень ярко данный механизм проявляется у невротиков, когда стремление защититься от негативных представлений и воспоминаний приводит к психическим расстройствам.

При забывании возникает внутренний конфликт, когда разнонаправленные желания человека сталкиваются между собой. Он возникает в том случае. Если человек не может удовлетворить свои желания по причине внешних или внутренних ограничений. Условный долг сталкивается с внутренней оценкой человека, в которой человек может не признаваться даже себе.

Сознательное неведение и бессознательное знание мотивировки психических случайностей могут послужить корнями суеверия. Суеверный человек, не подозревая о внутренней мотивировке своих ошибочных действий и погрешностей, смещает эту мотивировку во внешний мир. Т.е. случайности, истолковываемые суеверными людьми, приобретают сакральный смысл или приписываются влиянию извне. Этот механизм Фрейд назвал проекцией.

То же самое можно сказать и о параноиках, неправильно истолковывающих поведение других людей. У параноиков перетекает в область сознания многое из того, что у нормального человека или невротика можно обнаружить только посредством психоанализа как находящееся вне сознания.

Иногда чтобы справиться с тревогой и фрустрацией, человек искажает реальность, таким образом защищая самооценку. Для того, чтобы оправдать свое иррациональное поведение, приходится прибегать к рациональной аргументации, которая, тем не менее, является ложной. Т.е. человек как бы сам убеждает себя в чем-то, делая неверные выводы, и потому его отношение к себе страдает не настолько сильно, как если бы он воспринимал все так, как есть.


.2 Сон как психическое воплощение скрытых мыслей и переживаний

Долгое время сон оставался абсолютно загадочным и неподдающимся объяснению явлением. И хотя попытки понять, что же представляет собой сновидение, делались, точного ответа дать никто не может.

Как писал Фрейд в своей работе «О сновидении», философы считали сон особым проявлением душевной деятельности человека, более высокой ступенью развития духа. Врачи рассматривали сон как продукт телесных и чувственных раздражителей, влияющих на человека. И конечно же, основная непросвещенная часть населения придавала сну смысл предзнаменования, внося в него элемент сакральности.

Фрейд пришел к выводу, что в вопросе о природе сновидений «ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный ещё и предрассудками». Он дал собственную интерпретацию этого явления. По его мнению, сновидения являются ни чем иным как образным воплощением скрытых человеческих желаний и пережитых впечатлений.

Основанием для выдвижения такой теории послужил метод психоанализа, примененный по отношению к некоторым снам. Процесс скрытого содержания сна в явное Фрейд назвал работой сновидения. Работа сновидения - это совокупность процессов, которые преобразуют скрытые мысли, соматические раздражители во время сна и остатки дневных впечатлений в виде образов - явного содержания сна. Фрейд обозначает 4 основных механизма работы сна: сгущение, смещение, вторичную обработку и наглядное изображение мыслей и высказываний в виде образов.

Сновидения по своему содержанию и выражению психического материала подразделяются на три группы: вполне осмысленные и понятные, «хорошо сочиненные», которые легко объяснить с точки зрения нормальной душевной жизни; странные, потому что смысл таких сновидений теряется, и связать его с душевной жизнью очень трудно; бессвязные, или бессмысленные, которые на первый взгляд кажутся просто абсурдными и лишенными всякого смысла.

Сны первой являются, как правило, всего лишь отражением каких-то впечатлений или желаний, нереализованных в течение дня. Они легко поддаются интерпретации. Детские сны как раз относятся к данной категории.

Фрейд утверждал, что осуществление желаний является смыслом каждого сновидения. Но очень часто сон изображает скорее недовольство, чем удовлетворение. Фрейд объясняет это искажающей деятельностью сновидения, т.к. желание всего лишь маскируется под что-то неприятное и раздражающее. Он так же отмечает две вещи: во-первых, содержание сновидения гораздо короче тех мыслей, заместителем которых он его считает, и во-вторых, анализ обнаруживает в качестве побудителя сновидения ничтожный случай, произошедший незадолго до сна.

В спутанных сновидениях действует механизм сгущения. Он создает составные образы и смешанные лица, соединяя и сопоставляя различные элементы, которые присутствовали в сознании наяву. В таких снах даже у разрозненных, на первый взгляд, образов, существует некоторое связующее звено, которое легко вычленить в процессе психоанализа.

Часто сгущение сопровождается драматизацией - превращением скрытых мыслей в ситуацию. Они объединяют разрозненные образы и желания. которые были вытеснены в область бессознательного в течение дня, в сюжет, таким образом по-своему их интерпретируя.

Помимо механизмов сгущение и драматизации, существует влияние со стороны третьего фактора, который Фрейд назвал смещением в сновидении. В результате смещения происходит подмена понятий и искажение бессознательных мыслей, смещением акцента с главного на второстепенное. Чем сложнее и запутаннее сон, тем больше участия в его создании принимал механизм смещения.

Чтобы связать разрозненные элементы между собой в более или менее гармоничное целое, сновидение осуществляет вторичную обработку, заключающуюся в перегруппировке и установлении логической связи между частями явного сновидения. Сновидение обнаруживает скрытые связи и соединяет разрозненные элементы в единую ситуацию.

В сновидении часто наблюдается нарушение причинно-следственной связи - регрессия. Превращение одного предмета в другой во сне указывает на отношение причины к следствию, но при регрессии логика связей теряется.

Скрытые мысли сновидения - это его истинное содержание, обусловленное работой бессознательного. Они скрываются за явным содержанием сна, которое его искажает и преобразует в наглядный визуальный образ. При глубоком анализе сновидения есть вероятность столкнуться с мыслями чуждыми и неприятными. они обладают высокой психической интенсивностью, но находятся в своеобразном психическом состоянии, из-за которого сознательными стать не могли. Фрейд называет это состояние вытеснение - неспособностью некоторых мыслей достичь сферы сознания. Отсюда он делает вывод, что искажение этих мыслей в сновидении происходит, чтобы не выдать запретных мыслей и замаскировать их. Если данные мысли недостаточно хорошо замаскированы, сон сопровождается чувством страха.

Фрейд высказывает теорию о том, что в психике человека существует две мыслеобразующие инстанции, вторая из которых имеет доступ к сознанию Между этими двумя инстанциями существует цензура, которая пропускает лишь угодное ей. Все, что задерживается цензурой, находится в состоянии вытеснения. Во сне происходит ослабление цензуры, и потому вытесненные желания и мотивы проникают в область сознания. Сновидения. Таким образом, представляют собой компромисс между двумя инстанциями. Потому можно утверждать, что в неприятных сновидениях получило воплощение желание, неприятное для второй инстанции, но исходящее из первой.

После того, как человек приходит в состояние бодрствования, цензура восстанавливается, и желания, получившие воплощение во сне, переносятся обратно в область бессознательного. Потому, считает Фрейд, большая часть сна забывается и представляется неясной, запутанной, расплывчатой.

Исходя из того, что во сне реализуются наши тайные мысли, Фрейд опровергает суждение о том, что сновидения мешают спать. Напротив, главной функцией сновидения он считает защиту сна от внешних воздействий. Сновидение предстает в виде хранителя, отсекая раздражители или позволяя проникнуть в сознание тем, которые являются приоритетными. Потому, если нарушена работа психики, многие люди не могут нормально спать.

Любой человек, даже самый нормальный, видит сны. И в каждом из его снов присутствует какое-либо нереализованное желание или мысль, не получившая выражение в течение дня. Чтобы понять действительные причины возникновения того или иного сновидения, нужно заместить явное его содержание мыслями, которые действительно скрыты в нем. Истинные мотивы могут быть выявлены посредством анализа ассоциация и воспоминаний, и когда все связи будут установлены, можно будет спокойно истолковать смысл сновидения.

3. Что нами движет?

Изучая работу человеческой психики, Фрейд не раз задавался вопросом, что же лежит в основе всех человеческих стремлений. Выяснив, что подсознательно человек всегда стремится реализовать скрытые желания, он высказал предположение, что людьми движет очень сильный инстинкт, подавить который сознанию окончательно не удается. Основные принципы и мотивации работы человеческой психики З.Фрейд объяснил в работах «По ту сторону принципа удовольствия» и «Я и оно».

.1 Удовольствие как главный мотив психической деятельности. Концепция «влечения к смерти»

В работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд высказал мысль о том, что в психоаналитической теории без колебаний принимается положение, согласно которому течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия. В данной работе он так же говорит о том, что психический аппарат обладает особой тенденцией - удерживать имеющееся в нем возбуждение на постоянно более низком уровне. Данная тенденция подчиняется тенденции к устойчивости. В соответствии с данным предположением он высказал идею о необходимости учета в психической жизни принципа постоянства, из которого и выводится принцип удовольствия.

В психике, по мнению Фрейда, имеется определенное количество энергии. Возрастание этого уровня или напряжение, возникающее вследствие влечения, вызывает неудовольствие. Удовольствие возникает тогда, когда это напряжение исчезает, преодолевается.

Иногда происходит торможение принципа удовольствия. Происходит это по двум причинам. Во-первых, часто принцип удовольствия уступает принципу реальности. Человек сознательно откладывает возможность удовлетворения собственного желания, и в результате этого терпит неудовольствие. Неудовольствие может разрешиться, когда желание все-таки будет реализовано, но до тех пор оно будет вытеснено в область бессознательного.

Сложнее всего контролировать стремление к удовольствию, когда дело касается сексуального влечения. Сексуальные инстинкты, которые направлены на продолжения рода, как пишет Фрейд, менее всего поддаются «воспитанию». Потому-то сексуальное влечение он считает наиболее сильным мотивом человеческой деятельности.

Во-вторых, принцип удовольствия тормозится, когда происходит конфликт и расщепление психического аппарата. В этом случае развиваются различные патологии, неврозы.

Принцип удовольствия регулирует потребности в воссоздании с помощью фантазии или действия, которые когда-либо приносили удовольствие, устраняя напряжение. Его регулирующая роль в психическом функционировании рассматривается также в связи с реакцией Я на сигнальную тревогу, предостерегающую о наличии опасности. Поскольку тревога всегда неприятна, приводится в действие принцип удовольствия/неудовольствия и активируются различные функции психики, необходимые для того, чтобы справиться с воспринятой опасностью.

Принцип константности, который был введен Фехнером, стал биологической моделью понятия Фрейда о принципе удовольствия. Согласно ему, организм стремится избегать или устранять чрезмерное напряжение. которое сопровождается неудовольствием. В то же время Фрейд отмечал, что в некоторых случаях напряжение, создаваемое влечением, усиливает ощущение удовольствия.

Особенно четко прослеживается влияние принципа удовольствия на поведение у детей. Их действия и желания почти полностью подчинены данному принципу и могут даже расходиться с реальностью или не соответствуют требованиям окружающей действительности. С возрастом человек осознает, что не менее важным является и принцип реальности. Зачастую это понимание приходит благодаря предостережениям и наставлениям родителей.

В процессе размышлений над тем, что же является «первичными влечениями», Фрейд приходит к выводу, что они составляют полярную пару созидательной любви и влечения к деструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции об Эросе и Танатосе, т.е. «инстинкте жизни» и «инстинкте смерти». Вся деятельность человека обусловлена противостоянием этих двух сил. Они являются основными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность человека.

Предположение о существовании в человеке этого инстинкта Фрейд выводит из эволюции всего живого, которое, достигнув максимума органического бытия, со временем начинает обратный путь и в результате смерти возвращается к неорганическому состоянию. В рамках этой гипотезы влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения "целью всякой жизни является смерть". Понимая относительность аргументации в пользу этого положения, сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются только лишь гипотезой.

Социальные институты, пытаясь регулировать отношения в обществе в целях самого общества, противостоят индивиду как чуждая и сдерживающая сила. Развитие культуры рассматривается с этого периода Фрейдом как борьба общества с разрушительными тенденциями индивида и непрерывно протекающее противоборство "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти" (Танатос).

.2 Мотивационная структура личности по Фрейду.

Анализируя личность и ее структуру, Фрейд пришел к выводу, что она состоит из трех компонентов, определяющих всю ее деятельность. Первый компонент, или слой, - это область сознательного («сверх-Я» или «супер-эго»). Вторым компонентом является «Оно» - область подсознания, которая является энергетической основой личности и сосредоточением древних инстинктов. Третьей структурным компонентом Фрейд называет собственно «Я». «Я» располагается как бы между «Оно» и «сверх-Я», представляя собой область предсознательного и выполняя функцию посредника между двумя другими компонентами. Но при этом содержание бессознательного остается недоступным для сознания практически ни при каких условиях.

«Оно» - самая древняя часть человеческой психики. В ней сосредоточены все глубинные инстинкты, в основном, сексуальные и агрессивные побуждения. Эти инстинкты стремятся к удовлетворению, таким образом детерминируя деятельность человека. А т.к., по мнению Фрейда, два бессознательных врожденных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти - находятся в антагонистических отношениях, они создают ситуацию внутреннего противостояния, фундаментального конфликта. Неосознанность данного конфликта объясняется тем, что борьба между инстинктами происходит в бессознательном слое. Кроме того, поведения человека, как правило, вызывается одновременным действием этих двух сил. «Оно» является врожденной структурой, присущей каждому человеку.

«Я» - вторая структура личности. Она так же является врожденной, однако располагается сразу и в области подсознания, и в области сознания. Это так называемая область предсознательного. Она может быть осмыслена человеком, но это потребует значительных усилий. Если содержание «Оно» постоянно расширяется. то содержание «Я» напротив сужается, т.к. ребенок поначалу, не ставит границы между собой и окружающим миром. Это происходит уже позже, когда он начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая объем «Я» до максимальных пределов.

Третья структура личности - «сверх-Я» - не врожденная. Она формируется в процессе человеческой жизни и является неотъемлемой частью психики. огромное влияние на становление «сверх-Я» оказывает общество, т.к. человек - существо социальное. Можно сказать, что «сверх-Я» - это не что иное, как совокупность общественных отношений и норм, которые контролируют поведение человека. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «сверх-Я». «Сверх-Я» Фрейд называет еще и «Я-идеал», т.к. оно соответствует всем требованиям, предъявляемым высшему началу человека.

Исходя из внутренней структуры личности, Фрейд сделал вывод о том, что наличие между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.

Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «сверх-Я».

Заключение

З. Фрейд стал основоположником одного из революционных подходов по изучению человеческой психики. Его труды до сих пор широко используются психологами и психотерапевтами по всему миру.

Помимо психологической составляющей, в трудах Фрейда ясно прослеживаются так же размышления о нравственности, этичности, морали и человеческой культуре в общем. Раскрытие природы человеческого существа главным образом связано с пониманием вопросов добра и зла, побудительных мотивов деятельности и нравственных ограничений, свободы воли, судьбы, совести и вины. В психоаналитической философии просматривалось стремление Фрейда выдвинуть свои представления о нравственных основаниях человека.

Акцентируя внимание на бессознательных влечениях человека, Фрейд раскрывал «темную» сторону человеческой души. Истолковывая проявления бессознательного, он непроизвольно обнаружил наличие «дурного» начала в человека, которое находится в непрерывном противостоянии с культурой и обществом. По мнению Фрейда, именно этот конфликт является причиной разного рода патологий и психических отклонений.

Инстинкт, скрытый глубоко в недрах подсознания, находится в постоянном конфликте с рациональной составляющей человеческой психики. Выражая самые низменные из человеческих желаний, бессознательное стремится вырваться наружу, следуя тому пути, который заложила сама природа.

Сквозь все работы Фрейда красной нитью тянутся невысказанные вопросы: «Нужно ли дать волю нашему подсознанию? Позволить ли инстинкту реализовать себя, или все же следует ограничивать его, но в разумных пределах?» Одно он утверждает с абсолютной уверенностью: все наши действия подчинены двум основным инстинктам - инстинкту жизни и инстинкту смерти, и они всегда будут руководить нами из глубин подсознания.

Фрейд не отрицает так же наличие и благородных стремлений в человеке, хотя открывает нам довольно неприглядную сторону человеческой натуры. Методы психоанализа и те выводы, которые ученый сделал, проанализировав весь собранный материал, помогают нам лучше понимать суть человеческой души и проблематику конфликта между инстинктом и разумом.

Список использованной литературы

1.З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990.

2.Замалиева С. А. «Философские обоснования психоаналитической теории Зигмунда Фрейда». «Вече. Журнал русской философии и культуры». #"justify">.Лега В.П. Лекции по истории западной философии. https://www.sedmitza.ru/lib/text/431756/

.Лейбин В. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия». М., Издательство политической литературы, 1990.

.Розин В.М. «Концепция сексуальности Зигмунда Фрейда». #"justify">.Фролов И. «Введение в философию». #"justify">.Фромм Э. «Величие и ограниченность теории Фрейда». #"justify">.Ярошевский М.Г. «История психологии от античности до середины XX века». М., 1996. #"justify">.Яцкевич В.В. «Сексуальность и философия влечения Зигмунда Фрейда». http://world.lib.ru/j/jackewich_w_w/seksualxnostx.shtml

Похожие работы на - Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!