Роль банков в обеспечении исполнения обязательств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,63 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль банков в обеспечении исполнения обязательств

ВВЕДЕНИЕ

Правовое положение банков характеризуется тем, что они составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.

Формирование рыночных отношений в экономике России оказывает кардинальное воздействие на развитие коммерческих банков, изменяет сложившуюся систему банков в стране, способствует созданию новых банковских учреждений. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что в современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, связанные с правовым статусом банков и складывающиеся в процессе осуществления ими операций по выдаче банковских гарантий.

Предметом исследования является сам банки, порядок их создания и регистрации, а также типы банковских гарантий и механизм совершения банками операций.

Целью данной работы является изучение банков на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:

дать определение и выделить основные особенности банков;

систематизировать порядок создания и регистрации банков;

изучить структуру банков;

охарактеризовать типы и структуру банковских гарантий;

определить механизм гарантийных операций, проводимых банком.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: диалектический метод познания, метод системного анализа, метод функционального подхода, формально-логический метод, а также такие частно-научные методы, как исторический, метод сравнительного правоведения, статистический и другие научные методы.

Теоретической базой исследования являются труды таких авторов, как: Шершеневич Г.Ф., Алексеев С.С., Суханов Е.А.,.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ

.1 Понятие и особенности банков

На первоначальном этапе изучении банковской деятельности и его особенностей, стоит дать определение банка.

Банк - это финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам.

По различным направлениям банковской деятельности и законодательными ограничениями ее сфер, уровням основной клиентуры, различают несколько видов банков. Поэтому термин «банк» требует уточнения, которое в полной мере охарактеризует тип банковских операций, назначение банка и форму собственности.

Существует несколько представлений о сущности банков.

. Банк как предприятие. В данном случае, банк определяется как особая специфическая деятельность, имеющая не абстрактный, а производительный характер. Производительный характер банка виден прежде всего в том, что он создает свои собственный специфические продукты.

Данными продуктами являются:

а) платежные средства, эмитируемые на макро- и микроуровне. Без денег не может быть совершен обмен продуктами труда, не может быть продолжен воспроизводственный процесс. Выпуск наличных денег - это монополия банка, его производит только банк, делая специфическим продуктом банковской системы;

б) аккумулируемые свободные, временно не используемые ресурсы. Превращая «неработающие» денежные средства в работающие, банки питают тем самым хозяйство дополнительными «энергетическими» ресурсами;

в) кредиты, предоставляемые его клиентам как капитал, как средства, возвращаемые к своей исходной точке с приращением в виде вновь созданной стоимости;

г) разнообразные услуги, производительный характер которых подтверждается органическим включением прибыли в общий размер совокупного общественного продукта, создаваемого в соответствующий период времени.

. Банк как учреждение или организация. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. Банковские учреждения и организации - это довольно расхожий с обычным представлением о банке термин, сплошь и рядом его можно встретить как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Однако следует отметить, что банк, хотя и выполняет общественную миссию, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.

. Банк как торговое предприятие. Банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Эти отличия состоят в том, что, прежде всего, банки, в отличие от предприятий, занятых в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства.

Но, сходство носит внешний характер, так как банк торгует не товарами, а особым продуктом (например, операции с валютой, когда она покупается или продается по определенному курсу, определенной цене или операции с ценными бумагами).

В случае торговли товарами, имеет место встречное движение стоимости: от продавца к покупателю идет товар, от покупателя к продавцу деньги - деньги. При кредите в момент его предоставления происходит одностороннее движение стоимости: ссужаемая стоимость перемещается от кредитора к заемщику, уплата ее эквивалента откладывается; она возвращается к своей исходной юридической точке лишь при наступлении определенного срока. Различие в том, что в торговой сделке продавец получает эквивалент своего товара - деньги, при кредите кредитору возвращается не только первоначально ссуженная стоимость, но и надбавка к ней в виде ссудного процента.

. Банк как кредитное предприятие. Чтобы раскрыть данное понятие, следует первоначально обратиться к такому определению, как кредит.

Кредит - это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости. В кредитных отношениях, следовательно, кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в отдельности, как бы сфотографированной в определенный момент, всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк - это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой, опять же сфотографированной, сделке выступает то ли в качестве кредитора, то ли в качестве заемщика.

Следовательно, банк - это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк - следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку его фундаментом.

. Банк как агент биржи. Бесспорно, банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами . Однако это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг.

Торговля ценными бумагами является одним из видов банковских операций, но далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского и кредитного дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.

. Банк как посредническая организация. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным.

Основным звеном здесь выступает банк - посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы банка обезденеживаются. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.

Банк, выступая, как кредитор, как заемщик, как посредник между ними, тем не менее, с позиции своей сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Банк как кредитор, банк как заемщик, банк как посредник - это лишь фрагмент его деятельности и в этом смысле лишь частица его сущности, которая не исчерпывает специфики его положения и деятельности в обществе. Любое предприятие, любое частное лицо может выступать в качестве заимодавца, ссудополучателя, осуществлять посреднические операции в сфере налично-денежных и безналичных платежей, но от этого они не превращаются в банки.

Банк - это и кредитор, и заемщик, и посредник между ними, и посредник в денежных расчетах; тем не менее, и в этих своих качествах он в полной мере раскрывает свою суть. Банк - это особое явление в хозяйственной жизни.

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами. Одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок и домашние хозяйства неизбежно выдвигают банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

1.2 Порядок создания и регистрации банков

Процесс сбора необходимых документов и последующего их представления в Банк России для государственной регистрации и лицензирования очень сложен и требует глубокого знания законодательной базы.

Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». За государственную регистрацию банка, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, взимается государственная пошлина в размере 2000 руб.

Учредителями банка могут быть лица, участие которых в деятельности банка не запрещено действующим законодательством.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Юридическое лицо - учредитель - должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал банка, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.

Для приобретения и получения одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением, более 5% акций (долей) банка необходимо уведомление Банка России, более 20% - требуется предварительное согласие Банка России. Если в течение 30 дней с момента получения ходатайства Банк России не сообщил о принятом решении, приобретение акций (долей) банка считается разрешенным.

Для государственной регистрации банка и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее, чем через месяц после подписания учредительного договора и утверждения устава акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом на имя его руководителя следующие документы:

) заявление с ходатайством о государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) банка, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава банка, а также кандидатур для назначения на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;

) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждение о соблюдении налогового законодательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал банка;

) анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно:

о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением банка, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

о наличии (отсутствии) судимости.

Заявление подписывается лицом, уполномоченным общим собранием учредителей.

Учредительный договор должен содержать:

обязанность учредителей создать банк;

порядок совместной деятельности по его созданию;

состав учредителей (участников);

условия передачи учредителями (участниками) банка своего имущества и участия в его деятельности;

условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли и покрытия убытков;

порядок выхода учредителей (участников) из его состава;

размер уставного капитала;

размер доли каждого учредителя (участника) в уставном капитале;

порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал банка при его учреждении;

ответственность учредителей (участников) за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал;

сведения о составе и компетенции органов управления банка и порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов).

Учредительный договор должен быть подписан всеми учредителями банка. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты. Подпись представителя учредителя - юридического лица должна быть заверена печатью указанного юридического лица.

Устав банка, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:

фирменное (полное официальное) наименование на русском языке с указанием на характер деятельности, а также на организационно-правовую форму и тип; сокращенное наименование, которое используется при совершении операций через расчетную сеть Банка России, должно соответствовать требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России, определяющих порядок идентификации участников межбанковских расчетов;

сведения об адресе (местонахождении) органов управления и обособленных подразделений;

перечень банковских операций и сделок, а также операций с ценными бумагами, которые предполагает осуществлять банк;

сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу);

порядок управления деятельностью банка: состав и компетенция его органов управления, в том числе совета директоров, порядок их образования и принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов); сведения об органах внутреннего контроля (порядок образования и полномочия);

номинальную стоимость акции (доли), дающей право одного голоса на собрании участников банка;

положение, касающееся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации банка;

порядок ликвидации и реорганизации банка;

иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Протокол общего собрания учредителей должен содержать следующие решения:

о создании банка;

об утверждении его наименования;

об утверждении устава;

об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка;

об утверждении бизнес-плана;

об избрании на должности членов (руководителя) совета директоров (наблюдательного совета);

об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал банка в виде материальных активов;

о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации.

Список учредителей должен быть представлен на бумажном носителе и в электронном виде.

Банки приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Для государственной регистрации банка учредители направляют в территориальное учреждение Банка России необходимый пакет документов и получают письменное подтверждение о получении от них документов, необходимых для государственной регистрации.

В течение четырех месяцев территориальное учреждение Банка России рассматривает полученные документы и при отсутствии замечаний направляет в Банк России положительное заключение с приложением документов. Заключение должно содержать полную информацию, на основании которой сделан вывод о возможности государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

К заключению прилагаются следующие подлинные документы, представленные учредителями банка:

заявление о государственной регистрации;

учредительный договор (4 экземпляра);

устав в 4 экземплярах;

протокол общего собрания учредителей (2 экземпляра);

список учредителей банка в электронном виде;

анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка, согласованных с территориальным учреждением Банка России (1 экземпляр);

документ об уплате государственной пошлины за регистрацию;

бизнес-план;

нотариально заверенные копии документов о государственной регистрации и учредительных документов учредителей.

Центральный банк РФ рассматривает полученные документы в течение шести месяцев с даты представления их в территориальное учреждение Банка России и в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения о государственной регистрации банка направляет в уполномоченный регистрирующий орган 1 экземпляр документов с сопроводительным письмом.

Сообщение о государственной регистрации публикуется в Вестнике Банка России.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала банка, Банк России в трехдневный срок выдает лицензию на осуществление банковских операций.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что регистрация банков представляет собой сложную систему, в которой основную роль играет репутация учредителей банка и решение, которое впоследствии на основании представленных документов примет Центральный банк РФ.

.3 Организационная структура банков

От уровня организационной структуры банка непосредственно зависит успех в достижении целей избранной стратегии. Практика показывает, что просчеты в организационных структурах очень часто приводили даже мощные банки к тяжелому кризису. В связи с этим, выбор и устроение организационной структуры в соответствии с внутренними и внешними факторами, которые определяют деятельность банка, стоящие перед ним стратегические цели, является одной из наиболее важных и ответственных задач маркетинга. Каждый из существующих видов организационных структур имеет свои преимущества и недостатки, которые должны обязательно учитываться при выборе того или иного их них.

Существуют три группы организационных структур

а) организационные структуры по типу бюрократии;

б) адаптивные организационные структуры:

в) организационные структуры с разной степенью централизации.

В рамках этих основных групп имеется также большое множество различных видов организационных структур.

Первая группа организационных структур - структуры бюрократического типа.

Бюрократическое построение организации предполагает:

отлаженную работу всех звеньев управления;

четкое разделение труда;

строгую регламентацию деятельности каждого служащего;

подбор кадров в соответствии с их компетентностью.

Таковы классические требования к организационной структуре, которые легли в основу деятельности большинства организаций.

Бюрократическая модель построения организации банков имеют три основные вариации:

. Функциональные организационные структуры.

. Дивизтональные организационные структуры.

.Организационные структуры банков, действующих на международных рынках.

Рассмотрим последовательно эти модели.

Функциональные организационные структуры предполагают деление банковской деятельности на отдельные части, представляющие собой обособленные отрасли деятельности или функции, осуществление которых служит достижению целей, стоящих перед банком. К таким сферам деятельности банков обычно относятся: управление банковскими операциями, маркетинг, бухгалтерский учет и отчетность и хозяйственные управления.

Для применения функциональной структуры необходимо прежде всего стабильность ситуации. Поскольку на практике стабильность устанавливается достаточно редко, то банки чаще используют другие типы организационных структур.

Дивизтональные организационные структуры предполагают деление банка не по функциональному признаку, а в соответствии с видами предлагаемой банковской продукции, группами-потребителями или региональным признаком.

Необходимо специально выделить организационные модели банков, специализирующиеся на обслуживании оптовых клиентов. В мировой практике получили распространение шесть моделей, в соответствии с которыми организуются банки, занимающиеся обслуживанием клиентов-корпораций:

модель на базе управляющего отделением,

модель на базе отделений, обслуживающие головные корпорации,

модель на базе служащих, отвечающих за ведение счетов.

модель на базе менеджера по продуктам. Такая модель позволяет значительно расширить спектр предлагаемых услуг и распространяется даже на системные продукты. В обязанности менеджеров по продуктам входят разработка планов маркетинга по продуктам, обеспечение постоянного расширения перечня предлагаемых услуг и работа по увеличению сбыта бессудных продуктов.

модель на базе менеджера по связям с общественностью,

смешанные модели.

Адаптивные структуры стали получать распространение в периоды, когда резко возросла конкуренция со стороны небанковских институтов.

Адаптивная организационная структура призвана обеспечивать своевременную адекватную реакцию на изменение рыночных ситуаций, которая обычно не может быть столь же качественно обеспечена на базе бюрократических структур. На практике существующие структуры чаще всего сочетают в себе свойства и бюрократических, и адаптивных структур.

В мировой банковской практике получили распространение три вида адаптивных структур.

) Проектные структуры.

Так называют временные организационные образования, вводимые в действующую структуру банка и относительно автономные в плане руководства осуществлением задуманного (обычно крупномасштабного) проекта. Банк создает отдельную проектную организацию для введения какой-либо дополнительной системы, например, системы банковских услуг на дому и др. В состав проектной организации входит группа специалистов и руководящих работников банка. После выполнения поставленной задачи проектная организация распускается.

) Матричные структуры.

Вводя такие структуры, преследуют цель - соединить преимущества функциональной и дивизиональной структур. На уже функционирующую в банке структуру особым образом «накладывается» временная матричная структура. В результате возникает более сложная и гибкая организация, позволяющая эффективней решать вопросы, относящиеся и к повседневной деятельности банка, и к осуществлению отдельного запланированного проекта.

) Конгломераты.

Эта организация представляет собой соединение небольших структур, позволяющее банку чутко реагировать даже на незначительные изменения рыночных условий. Конгломерат предполагает наличие руководства из единого центра, но при этом банковские подразделения сохраняют определенную самостоятельность, особенно в плане принятия решений, касающихся текущей деятельности. Поэтому банки, организованные по типу конгломератов, могут своевременно реагировать на неудачные или, наоборот успешные действия своих отдельных подразделений в определенных рыночных сегментах.

Организационные структуры с различной степенью централизации подразумевает то, что структуры банка отличаются степенью централизации, что имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, которые необходимо учитывать при делегировании полномочий нижестоящим звеньям управления.

Степень централизации банковской структуры определяется целым рядом факторов, таких как важность и количество управленческих решений, относящихся к компетенции нижних управленческих звеньев, степень контроля за их деятельностью. Принимаемые решения о централизации деятельности байка, отдельных его структур должны учитывать исторические особенности организации, имеющиеся традиции, опираясь на накопленный опыт установления различных степеней свободы в действиях банковских подразделений в прошлом.

При различных вариантах централизации деятельности банков, ряд функции всегда остается в компетенции высшего руководства. Это такие функции: установление целей и задач банка; выработка стратегии банка; определение перспективных направлений деятельности; разработка нормативной документации; определение требовании к учету и отчетности.

ГЛАВА 2. РОЛЬ БАНКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

.1 Типы и структура банковских гарантий

Существует несколько типов банковских гарантий, применяемых в банковской практике:

гарантия исполнения контракта;

тендерная гарантия;

гарантия возврата платежей;

гарантия надлежащего технического обслуживания;

резервный аккредитив.

Теперь рассмотрим их более подробно.

Гарантия исполнения контракта состоит в том, что когда банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром (импортером, заказчиком) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны принципала (экспортера, подрядчика) выплатить гарантийную сумму. Цель данной гарантии - компенсация ущерба, понесенного бенефициаром в результате неисполнения контракта принципалом. Этот тип гарантий является наиболее распространенным по строительным и торговым контрактам.

Тендерной гарантией (гарантией по участию в торгах - тендере) называют ситуацию, когда банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае, если принципал, выиграв тендер, в дальнейшем откажется от заключения контракта. Цель - компенсация расходов бенефициара на проведение нового тендера. Данная гарантия применяется по строительным контрактам, контрактам на проведение геологоразведочных и изыскательских работ.

Гарантия по возврату платежей определяется тем, что банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не выполнит своих контрактных обязательств и бенефициар расторгнет контракт. В этом случае банковская гарантия компенсирует авансированную бенефициаром и не возвращенную принципалом сумму.

Гарантия надлежащего технического обслуживания - это гарантия, при которой банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не осуществит надлежащим образом техническое обслуживание смонтированного им оборудования в обусловленный сторонами период времени. Данный тип гарантий широко используется в контрактах на строительство крупных объектов, введение которых в эксплуатацию возможно лишь по истечении длительного периода строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Он дает возможность застраховать апробацию таких объектов в период гарантийного срока, позволяющую обеспечить их нормальную эксплуатацию в дальнейшем.

«Резервный аккредитив» - это гарантия банка, при которой он берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае неисполнения принципалом своих контрактных обязательств при представлении определенных документов, не являющихся товарораспорядительными. Отличие «резервного аккредитива» от гарантии исполнения контракта заключается в том, что выплаты по нему осуществляются только при наличии перечисленных документов, в то время как для гарантии исполнения контракта достаточно лишь одного требования бенефициара.

В банковской практике широко распространены и играют роль обычая правила выдачи банковских гарантий. На их основе применяются типовые модели и стандартные формы различных видов банковских гарантий. Однако, используя ту или иную стандартную форму в конкретном случае, следует всегда учитывать императивные нормы законодательства, действующего в месте выдачи гарантии и применимого в качестве материально-правового регулирования соответствующих правоотношений.

Характер положений, записанных в гарантии, зависит от усмотрения сторон, однако любая банковская гарантия должна включать следующие положения:

. ссылку на основной контракт, в соответствии с которым она выдается;

. срок действия;

. гарантийную сумму и валюту, в которой она выплачивается;

. средство и место осуществления платежа;

. применимое право;

. порядок разрешения споров;

. механизм платежа по гарантии.

Механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой гарантии. Именно он позволяет объединить различные виды гарантий в две большие группы:

. условные гарантии;

. гарантии по первому требованию.

Срок действия гарантии определяется по общему правилу: гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более поздний срок. Требование об уплате гарантийной суммы должно быть заявлено гаранту в период действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его окончание.

Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы для давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.

Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Любой спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде

Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы Унифицированных правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая выражается в следующем.

Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.

.2 Механизм гарантийных операций

Механизм осуществления гарантийной операции имеет различия в зависимости от того, какая предоставляется гарантия. Существует 2 вида гарантий: прямая или непрямая.

О прямой гарантии ведется речь тогда, когда банк-эмитент, получивший от своего клиента (принципала) инструкцию о выдаче гарантии, непосредственно исполняет ее и выдает гарантию в пользу бенефициара (контрагента своего клиента по основному контракту). В основной контракт (например, договор международной купли-продажи) принципал (экспортер) и бенефициар (импортер) включают условие о предоставлении гарантии исполнения обязательств. На основании этого условия принципал дает обслуживающему его банку указание о выдаче гарантии в пользу бенефициара. Содержание гарантии в общих чертах предварительно согласовывается между бенефициаром и принципалом. В соответствии с полученными инструкциями банк-эмитент выдает в пользу первого гарантию. Хотя по внешнему виду она напоминает одностороннюю сделку, еще раз можно подчеркнуть, что по юридической природе гарантия представляет собой соглашение, т.е. носит двусторонний характер. Банк-эмитент направляет текст гарантии бенефициару, и если по истечении указанного срока от него не поступит возражений, считается, что соглашение достигнуто. Несмотря на то, что банк принимает обязательство выплатить гарантийную сумму от своего собственного имени, он делает это за счет клиента. Пользуясь специальной терминологией, можно сказать, что банк лишь акцептует риск кредитора, в то время как юридически его обеспечение лежит на принципале.

Существенная характеристика гарантии состоит в том, что обязательство гаранта уплатить определенную денежную сумму не зависит от содержания и фактического исполнения основного контракта. Особенно четко это проявляется, когда речь идет о непрямой гарантии. Если при прямой гарантии банк-эмитент одновременно является и исполняющим банком (банком-гарантом), то в гарантийную операцию по предоставлению непрямой гарантии включается еще один субъект - банк-корреспондент банка-эмитента, который и выступает в качестве исполняющего банка. В этом случае гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и исполняющим банком, который получил инструкцию о выдаче гарантии от своего корреспондента, и будет осуществлять операцию за его счет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами. Одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок и домашние хозяйства неизбежно выдвигают банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Регистрация банков представляет собой сложную систему, в которой основную роль играет репутация учредителей банка и решение, которое впоследствии на основании представленных документов примет Центральный банк РФ.

При различных вариантах централизации деятельности банков, ряд функции всегда остается в компетенции высшего руководства. Это такие функции: установление целей и задач банка; выработка стратегии банка; определение перспективных направлений деятельности; разработка нормативной документации; определение требовании к учету и отчетности.

Существует несколько типов банковских гарантий, применяемых в банковской практике:

гарантия исполнения контракта;

тендерная гарантия;

гарантия возврата платежей;

гарантия надлежащего технического обслуживания;

резервный аккредитив.

Механизм осуществления гарантийной операции имеет различия в зависимости от того, какая предоставляется гарантия. Существует 2 вида гарантий: прямая или непрямая.

Существенная характеристика гарантии состоит в том, что обязательство гаранта уплатить определенную денежную сумму не зависит от содержания и фактического исполнения основного контракта.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - М. : Юрид. лит., 1993. - 64 с.

. Гражданский кодекс РФ: принят Гос. Думой 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: Собрание законодательства. - 1996. - № 2. - Ст.1422.

. О банках и банковской деятельности : федер. закон принят Гос. Думой 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Собрание законодательства РФ. - 1990. - № 16. - Ст.1327.

. О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.

. О Центральном банке РФ : федер. закон принят Гос. Думой 27 июня 2002 г. № 86-ФЗ // Российская газета. - № 12. - Ст. 1093.

Научная и методическая литература

1. Алексеев С.С. Гражданское право: учебник для юридических вузов / С.С. Алексеев. - М.: Проспект, 2012. - 528 с.

. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческих банков / Л.Г. Батракова. - М.: Логос, 2011. - 540 с.

. Болотских А.А. Правовой статус Центрального банка: некоторые дискуссионные вопросы / А.А. Болотских // Вестник Российской правовой академии. - 2010. - № 2. - С. 61-65.

. Гатин А.М. Гражданское право: учебник / А.М. Гатин. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 384 с.

. Гончаров А.А. Краткий комментарий к Гражданскому кодексу РФ / А.А. Гончаров. - М.: Юристъ, 2011. - 180 с.

. Гражданское право: учебник для вузов. Часть первая / под ред. Т.И. Илларионова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 450 с.

. Ерпылева Н.Ю. Банковские гарантии в международном банковском праве : современные тенденции регулирования / Н.Ю. Ерпылева // Законодательство и экономика. - 2011. - № 5. - С. 46-70.

. Жарикова Е.В. Проблемы применения регрессионных обстоятельств в банковской гарантии / Е.В. Жарикова // Сборник материалов научных конференций имени Н.И. Овчинникова. - 2012. - С. 121-124.

. Загривный В.А. Правовая природа и конституционно-правовой статус Центрального банка РФ / В.А. Загривный // Современное право. - 2009. - № 6. - С. 28-32.

. Львова Е.С. Банковские гарантии: проблемы, вытекающие из законодательства и банковской практики / Е.С. Львова // Банковское право. - 2010. - № 3. - С.26-27.

. Масляев А.М. Гражданское право: учебник для вузов / А.М. Масляев. - М.: Проспект, 2011. - 628 с.

. Паламарчук А.В. Законодательство о банках и банковской деятельности / А.В. Паламарчук // Законность. - 2011. - №1. - С.16-20.

. Попкова Л.А. Банковские гарантии в российском законодательстве / Л.А. Попкова // Хозяйство, право и наука. - 2011. - № 5. - С.192-199.

. Попкова Л.А. О независимости банковской гарантии / Л.А. Попкова // Банковское право. - 2012. - № 1. - С. 31-34.

. Садиков О.Н. Гражданское право: учебник для вузов / О.Н. Садиков. - М.: Юристъ, 2010. - 845 с.

. Сафиулина Д.Р. От банковской гарантии к независимой гарантии: развитие института гарантии в 2010 году с точки зрения развития межотраслевых связей гражданского права и потребностей складывающейся практики / Д.Р. Сафиулина // Безопасность бизнеса. - 2012. - №1. - С. 31-32.

. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник для вузов / Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2012. - 324 с.

. Шевчук Д.А. Основы банковского дела: учебник / Д.А. Шевчук. - Ростов,2011. - 420 с. обязательство банк гарантия

. Шершеневич Г.Ф. Гражданское право: учебник для вузов / Г.Ф. Шершеневич. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 230 с.

Похожие работы на - Роль банков в обеспечении исполнения обязательств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!