Становление политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,92 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

Петрозаводский Государственный Университет

Факультет политических и социальных наук

Кафедра международных отношений









Становление политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона

Оглавление

Введение

Глава 1. Предпосылки становления политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона

1.1 Историческая ситуация в США и мире в годы жизни Томаса Джефферсона

1.2 Биография Томаса Джефферсона

Глава 2. Политико-правовые взгляды Томаса Джефферсона

2.1 Государственное устройство и демократическая модель

2.2 Права человека и проблема рабства

Заключение

Список литературы

Введение

Вторая половина 18 и начало 19 века в истории США тесно связаны с именем известного американского политического деятеля и мыслителя эпохи Просвещения Томаса Джефферсона. Он вошёл в историю страны как третий её президент, дипломат и разносторонний исследователь, сделавший несколько открытий в различных областях науки. Его вклад в становление государственности США является одной из основ дальнейшего успешного развития этой страны. Джефферсон сыграл существенную роль в разработке декларации независимости, которая была единогласно принята Вторым Континентальным конгрессом. Необходимо отметить, что и американская система образования обязана ему своим развитием. Благодаря Джефферсону были открыты Университет Виргинии и библиотека конгресса США.

Идеи Томаса Джефферсона, касающиеся демократии и независимости, не потеряли своей актуальности и сегодня. Его политико-правовые взгляды сильно отразились на Конституции США, которая, пережив немало поправок и изменений, донесла до нас его основные убеждения. Воззрения Джефферсона являются основой, на которую опирались его последователи и до сих пор опираются многие современные политики и государственные деятели. Принцип разделения властей, также заложенный в Конституции США 1787 года, на данный момент является господствующим во многих развитых странах всего мира. Более того национальный вопрос, затронутый Джефферсоном, не перестаёт волновать народы и правительства некоторых государств, включая и Россию.

Цель данной работы - изучить политико-правовые взгляды Томаса Джефферсона.

Поставленная цель определяет следующий круг задач:

·Изучить историческую ситуацию в годы жизни Томаса Джефферсона;

·Исследовать биографию Томаса Джефферсона;

·Рассмотреть воззрения, касающиеся власти и демократии;

·Изучить идеи, посвященные отмене рабства и правам человека.

Значительную роль при анализе темы сыграли работы самого Томаса Джефферсона. В частности, это составленная им Декларация независимости Соединённых Штатов Америки, «Заметки о штате Виргиния» и «Общий обзор прав человека в Британской Америке». При изучении этих документов были выявлены его основные взгляды на государство и модель его построения, а также его отношение к рабовладельческому строю и правам человека вообще. При анализе Декларации независимости можно заметить схожесть идей Томаса Джефферсона и Джона Локка. Правда следует сразу же оговориться, что в отличие от Локка, Джефферсон не признаёт институт частной собственности, что и является прогрессивным моментом в данном документе. Возвращаясь к вопросу о рабстве, необходимо упомянуть, что Джефферсон также критикует это явление в автобиографическом труде «Заметки о штате Виргиния». Он считал, что при рабстве деградирует не только невольный человек, но и тот, кто им властвует, что ведёт к разрушению всего общества.

И вдобавок, в этом раннем труде он много рассуждает об образе жизни, сложившемся после буржуазной революции в США, в результате которой роль и влияние знания и разума на индивида значительно возросла. То есть здесь явно просматриваются идеи Просвещения. Что касается труда «Общий обзор прав человека в Британской Америке», то тут Джефферсон выступает с критикой Британского правления. Всю ответственность за похолодание отношений между двумя странами он возлагает не на английский парламент, а на Георга III, британского монарха. Это доказывает, что Джефферсон был против такой формы правления, как монархия, и то, что всю верховную власть отдавал народу. А это не что иное, как демократия. Более того, в этом памфлете будущий президент рассуждает о свободе и праве выбора народа.

Особенности демократии Джефферсона широко обсуждаются в России и за рубежом. В библиотечных фондах содержится большое количество различных монографий, посвящённых проблемам становления и развития данного политического режима. Один из влиятельных журналистов США, Фарид Закария, опубликовал труд, описывающий проблемы современной демократии. Он обращается к истокам происхождения этого термина и, конечно же, рассуждает о роли Томаса Джефферсона в процессе эволюции свободы и народовластия. Автором другой монографической работы, под названием «Американская революция и образование США» является отечественный историк Александр Фурсенко. Он уделяет внимание периоду буржуазной революции в Америке, отношению народных масс страны к новым воззрениям, а также упоминает про результаты преобразований второй половины 18 века. Ещё один труд, но уже другого российского учёного Владимира Печатнова, помогает рассмотреть противоположенные Джефферсону настроения. В его монографии «Гамильтон и Джефферсон» на контрасте двух деятелей того времени, оппозиционных друг другу, показываются противоречивость американской демократической системы.

Более того, нельзя не обратить внимания на внушительное количество статей. Одной из них является публикация Андрея Георгиевича Сытина в научном журнале «Полис» под названием «Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона». В ней он рассуждает на тему понимания демократии, её развитии и философском обосновании. Другая статья, за авторством Натальи Мацининой, основанная в основном на переписке Джефферсона с видными политиками и философами того времени, раскрывает, в чём заключаются естественные права человека в понимании третьего президента США и их классификация. И, наконец, нельзя не упомянуть Владимира Викторовича Согрина. Он написал огромное количество очерков, посвящённых идейным течениям американской революции и истории Соединённых Штатов времён 17-18 веков в целом.

Объектом исследования является история политико-правовых учений США.

В свою очередь, предмет исследования данной работы - политико-правовые учения Томаса Джефферсона.

При написании работы был использован метод исторического анализа и метод анализа документов. Оба крайне важны для определения основных черт исследуемой исторической ситуации, при которой сформировались те или иные взгляды Джефферсона. Более того, были использованы дедукция, анализ и синтез, которые относятся к общенаучным и общелогическим методам.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении заключена актуальность работы и произведён анализ литературы, представлены цели, задачи и, соответственно, объект и предмет исследования. Вдобавок, во вступлении перечислены основные методы, использованные при написании работы. В первой главе описана историческая ситуация в США в годы жизни Томаса Джефферсона, а также его биографические сведения. Вторая глава просвещена изучению демократических воззрений и взглядов на права человека и рабство. В заключении указаны результаты, достигнутые при решении поставленной цели и задач, и подведены общие итоги работы.

Глава 1. Предпосылки становления политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона

Формирование воззрений Томаса Джефферсона происходило постепенно. Сложный этап в истории Соединённых Штатов и насыщенность политическими событиями определили его демократические взгляды. Будучи поддерживаемыми широкими слоями населения, его идеи получили распространение и принесли ему доверие граждан формирующегося государства. В данной главе мы обратим внимание на факторы, повлиявшие на становление, а затем и на постепенное изменение мировоззрения Джефферсона в связи с исторической ситуацией и событиями его жизни. Соответственно, цель данной главы - проследить воздействие внешних факторов на становление политико-правовых взглядов Джефферсона. В качестве задач можно назвать рассмотрение исторических событий, оказавших влияние на формирование демократического воззрения и изучение влияния биографических фактов, которые нашли своё отражение в идеологии мыслителя.

1.1 Историческая ситуация в США и мире в годы жизни Томаса Джефферсона.

Годы жизни Томаса Джефферсона - эпоха просветительских революций. Ситуация в мире и процессы, происходившие в ведущих странах планеты, а также и самих США, оказали своё влияние на формирование демократических взглядов третьего президента Америки. Накаляющаяся международная обстановка способствовала развитию воззрений, отстаивавших свободу граждан, что позднее ложилось в основу других значимых трудов.

Середина 18 века проходила под господством колониальных держав. Франция, Англия и Голландия стремились расширить свои территории за счёт зарубежных владений. Земли, находящиеся за пределами своих стран представляли огромный интерес, так как многие из них являлись богатыми на драгоценные металлы или другие важные ресурсы. Новые владения приносили значительные доходы в казну метрополий. В то же время, по Европе проносились волны революций. Эпоха просвещения оказало своё влияние на мироустройство и взаимоотношения между государствами. Происходило переосмысление старых ценностей. Человек ощущал себя всё более значимым элементом общества.

К 50-м годам 18 века США, как таковых, ещё не существовало. Как известно, уже более чем столетие в Новом свете господствовала Англия, подчиняя себе всё новые земли. Её гегемония навязывала культурные и, в том числе, политические идеалы народам Северной Америки. Тем не менее, американская нация уже начала своё обособление. Хотя все колонии имели свои особенности, у них было много общего. Более чем за два века в Северной Америке сложились принципы взаимопомощи между дружественными поселениями. Общими чертами всех колоний были язык, хозяйственные и экономические интересы. Это способствовало их будущему объединению в государство могущественное и играющее немаловажную роль в мировой политике.

Происходило это постепенно. Развитие книгопечатания и увеличение количества газетных изданий, в которых публиковались призывы к обособлению и борьбе за независимость от Англии, оказывали сильное влияние на умы американцев. Результатом такого настроя стал проект объединения существующих колоний в единое государство, разработанный Бенджамином Франклином и представленный им же на первом конгрессе представителей колоний. Стоит оговориться, что на тот момент речь не шла о полной независимости штатов. По данному проекту предполагалось, что колонии будут управляться президентом, назначенным Лондоном, но с правительством, формируемым из представителей поселений. Даже тот факт, что верховная власть оставалась за Англией, не сдержал её от крайне неодобрительных отзывов. В результате, проект был одобрен конгрессом, но, естественно, отклонён метрополией.

Тем не менее, колонии уже встали на собственный путь, отличный от Европы. Наступило время преобразований в Америке. В 1760-х годах Томас Джефферсон, будучи ещё очень молодым политиком, стал одним из тех, кто поставил общество Нового света на рельсы буржуазного просвещения. Разрозненные колонии совершили огромный скачок в культурной сфере. В Америке начали своё развитие искусство, литература, сфера образования. В частности, примером увеличения значимости образования, может служить учреждение нескольких новых высших учебных заведений и колледжей. В то время на территории американских колоний их насчитывалось уже восемь. На месте также не стояли наука и литература.

Культурное развитие стало одним из факторов, повлиявшим на усиление противоречий между Англией и её североамериканскими колониями. Масла в огонь подлил новый налог, введённый в 1765 году и получивший название «Акт о гербовом сборе». Согласно этому акту, за каждую торговую операцию, издание газеты, подачу объявления и ещё за некоторые аспекты повседневной жизни американцы должны были платить налог. Это событие вызвало волну протестов по всей Северной Америке. Начались массовые беспорядки и демонстрации. В итоге, английское правительство, стремившееся таким образом пополнить запасы государственной казны, было вынуждено отменить данный налог. Результатом этих событий стало возросшее недовольство Английскими порядками и усилившаяся степень недовольства ими.

Не получив урока из событий 1765 года, Лондон предпринял очередную попытку обложения налогами своих колоний двумя годами позднее. В 1767 году были повышены пошлины на стекло, бумагу, краски, свинец и чай. Не трудно догадаться, что это нововведение было принято с негодованием. В ответ, нью-йоркское законодательное собрание отказалось финансировать английский гарнизон. Но Лондон не хотел так просто уступать, заявив, что не будет признавать любых постановлений, исходивших из Нью-Йорка, пока там не признают введённые налоги, а также постановил, чтобы губернаторы распускали законодательные собрания повсюду, где будут несогласны с английскими властями. Правда, на этот раз всё обошлось малой кровью. Американцы ограничились простой агитацией не использовать товары, на которые была введена пошлина. Но и этого оказалось достаточно: агитация сыграла свою роль. Соотношение затрат и дохода, получаемого с налогов, было далеко от ожидаемых, поэтому в 1770 году английский парламент отменил пошлины, оставив только одну - на чай, что и стало одной из причин следующей волны недовольства.

Ещё в начале века Английское правительство установило монополию на продажу чая. В связи с этим появилось огромное количество контрабандистов, занимавшихся незаконной поставкой и сбытом этого продукта. В стремлении получать ещё большую выгоду с продаж, в 1773 году Лондонский парламент ввёл «Чайный закон». Согласно тексту постановления, Ост-Индская компания наделялась правом торговать с североамериканскими колониями без взимания пошлин со стороны Великобритании. Конечно же, такая позиция вызвала массу протестов, особенно у крупных торговцев, так как многие усмотрели в этом ущемление прав и свобод американцев. Самые серьёзные волнения вспыхнули в Бостоне. Группа радикально настроенных людей заблокировала порт этого города, с целью не допустить получения товара посредниками. С теми, кто не желал следовать предписаниям бунтовщиков, быстро расправлялись, громя и разоряя лавки несогласных. Вскоре недовольства охватили уже значительную часть населения Бостона. Люди, называвшие себя «Сыны свободы», собрали под свои знамёна толпы людей, призывая их неповиновению Англии борьбе за собственную свободу. Корабли, нагруженные чаем уже были готовы отплыть обратно в Англию, но губернатор запретил это и приказал заблокировать гавань. Несколько позднее, лидер движения «Сынов свободы» произнёс речь, в которой призвал бороться американцев за независимость. 16 декабря 1773 года группа людей, переодетых в национальные костюмы индейцев, ворвалась в трюмы кораблей, готовившихся к разгрузке чая. Весь груз, стоимостью более полутора миллионов долларов, был выброшен за борт. Это событие получило название «Бостонское чаепитие». В ответ на уничтожение английской собственности, правительство этой страны ответило закрытием Бостонского порта и введением так называемых «Невыносимых законов». Это было сделано, чтобы снизить темпы распространения освободительного движения в Америке, но, вопреки ожиданиям, только усугубило ситуацию в колониях. Их жители сочли принятие «Невыносимых законов» попыткой ограничить их права. По сути, у них были для этого основания, так как в новых законах Англия практически парализовала деятельность местных органов управления, пытаясь взять большую часть власти в своё ведение.

«Бостонское чаепитие» и последовавшие за ним «Невыносимые законы» считаются одним из первых столкновений в борьбе колонистов за независимость. Однако, до начала открытых вооружённых столкновений произошло другое событие, которое можно считать одной из причин начала войны за независимость. 5 сентября 1774 в Филадельфии собрался Первый Континентальный Конгресс. На нём присутствовали представители 12 колоний. Не было только представителей от Джорджии. Продлился конгресс вплоть до 26 октября. В ходе проведения конгресса была выработана «Декларация прав и жалоб», в которой содержались пункты, гласящие, что американцы обладают всеми естественными правами, а именно на жизнь, свободу и собственность. Также в ней осуждались введения последних налогов и пошлин. Другим документом, подписанным на Первом Конгрессе стала «Континентальная Ассоциация». Она призывала установить бойкот английских товаров, если Лондон не пойдёт на уступки в экономической сфере. Также участники договорились о дате проведения следующего Конгресса, в случае, если их требования не будут услышаны. Он был назначен на 10 мая 1775. Ответ Георга III на постановления Конгресса оказался вполне ожидаемым. К североамериканским берегам отплыли корабли британского флота, для осуществления блокады американского побережья. Англия потребовала полного подчинения и соблюдения карательных законов. Но процесс обособления был уже давно запущен, и остановить его было уже невозможно. В колониях начали собирать армию.

Первым вооружённым столкновением в войне за независимость стала битва неподалёку от Бостона. Отряд британских солдат был послан изъять тайник с оружием, но попал в засаду и был вынужден отступить обратно в город. Было ясно, что теперь войны не избежать. Тем более, Англия не выполнила условий, поставленных на Первом Конгрессе. Поэтому, согласно дате, оговорённой ранее, представители колоний собрались на Второй Континентальный Конгресс. На этот раз в нём участвовали представители 13 колоний. По сути, он стал высшим органом, контролирующим ополчение. Конгресс постановил создать Континентальную армию для борьбы с англичанами. Предстояло также выбрать и главнокомандующего. Им стал Джордж Вашингтон. Его кандидатура была самой подходящей, так как он уже имел опыт участия в военных действиях, был богат и слыл талантливым руководителем. Следующим решением Конгресса стал указ о том, чтобы все колонии, не имеющие правительства, сформировали его. А через несколько дней на нём решили отказаться от клятвы верности английской короне.

Отдельно стоит упомянуть про «Декларацию Независимости». 4 июля 1776 года на заседавшем в Филадельфии Конгрессе она была официально принята, что означало создание нового государства - Соединенных Штатов Америки. Изначально её написание поручили группе из пяти человек, но затем сами те, кто входил в эту группу, решили отдать право составления её текста молодому Томасу Джефферсону. Он трудился над ней в течение 17 дней, не прибегая ни к чьей помощи. В итоге, 28 июня 1776 года вариант декларации Джефферсона лёг на стол Конгресса. Из неё был изъят пункт, касающийся отмены рабства, чтобы избежать недовольств со стороны некоторых южных штатов, где рабство не считалось зазорным и использовалось повсеместно. Финальный вариант документа, после некоторых поправок и изменений, был подписан представителями колоний, президентом Конгресса и секретарём Томасом.

Тем временем на полях сражений разгорались серьёзные битвы. Военные действия преимущественно велись на севере. Ещё в 1776 году Англия перешла в наступление. Вскоре был взят Нью-Йорк. Но и ополченцы не заставили себя долго ждать, показав свои возможности. Первую победу они одержали в битве при Саратоге 17 сентября 1777 года. Этот день можно считать переломным в ходе войны за независимость. В то же время не спали противники Англии в Европе. В феврале 1778 был заключён союз между Францией и США. В Париже собрали добровольческую армию, которую направили на помощь американцам. Ответные действия Лондона не заставили себя долго ждать. В том же, 1778 году, Англия отозвала своего посла в Париже, на что Франция ответила объявлением войны. Позднее, в 1779 году, другой извечный противник Англии - Испания поддержала восставших. Военные действия вышли за пределы одной страны. Стычки, особенно на море, стали нередким явлением. Тем временем, ситуация на фронтах войны опять грозила переменами. Англичане начали переламывать ситуацию в свою пользу на южных рубежах. Но высадка французского десанта в июне 1780 года свела на нет все их усилия. Затем преимущество окончательно перешло к американцам. После серии поражений Англии на море и суше, исход войны был практически предрешён. Происходили редкие стычки противников, но ситуацию в целом это переломить уже не могло.

Когда стало очевидно, что война проиграна, в Англии начались отставки высших чинов правительства и воюющие стороны сели за стол переговоров. После объявления перемирия, 3 сентября 1783 года, был подписан Версальский мирный договор. Его главной идеей было то, что Великобритания признавала независимость США и отказывалась от каких-либо притязаний на их земли. Также англичане понесли территориальные потери. Некоторые её колонии перешли во владение Франции и Испании. С этого времени началась история современной Америки.

Новое государство после окончательного признания ведущими мировыми державами нуждалось в собственном законодательстве. Разработкой конституции занимался учредительный конвент. Наконец, 17 сентября 1787 окончательный вариант документа был готов. Основными идеями, прописанными в конституции, были принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, закрепился республиканский строй, во главу нового государства был поставлен президент. В его ведении находилась исполнительная власть: заключение международных договоров, назначение высших чинов, командование армией и флотом. Первым человеком, занявшим этот пост, стал Джордж Вашингтон, укрепивший свои позиции в ходе войны за независимость. Законодательная власть сосредоточилась в руках Конгресса США. В него входили по два представителя от каждого из штатов. Высшим судебным органом был признан Верховный суд. Все штаты, согласно документу, имели равные правами перед другими штатами. Создавались основы демократического гражданского общества. Позднее в конституцию были внесены некоторые поправки, а также она была дополнена «Биллем о правах», в котором закреплялись естественные права граждан. Правда некоторые слои населения, такие, как негры, женщины и бедняки, не получили избирательного права.

Следующее десятилетие прошло под знаком становления и развития нового государства. Постепенно его роль на мировой арене шла в гору. В самой стране активно набирал обороты курс на капитализм. Новое государство обладало огромными территориями, которые нуждались в освоении и заселении. В Америку хлынул поток иммигрантов из стран Европы, а, следовательно, начался приток иностранных капиталов в экономику США. Страна разделилась на несколько секторов развития: северные районы стали оплотом промышленности, новые западные земли использовались фермерами, а юг страны тяготел к использованию рабского труда. Справедливо заметить, что это явилось одной из причин будущей гражданской войны. Касаемо индустриализации северных районов, заметим, что она проводилась крайне активно. В США интегрировались Европейские технологии, в то же время, они не забывали про собственные.

После относительно спокойного десятилетия международная политика Соединённых Штатов вновь набрала обороты. Стратегически важной артерией торговли США являлся Новый Орлеан. После дестабилизации отношений с Испанией, третий президент Томас Джефферсон обеспокоился положением дел в этой области. Поэтому для того, чтобы обезопасить свои интересы и заодно увеличить территорию, глава страны послал в Париж двух дипломатов с целью сделать французской стороне предложение по покупке её владений в Северной Америке. В то время позиции Франции на другом континенте были слабыми. Наполеон осознавал, что удержать владения там не удастся, тем более, что отношения с Англией всё ухудшались. Поэтому, когда американские послы прибыли в Париж, то они были шокированы поступившим предложением. Французы предлагали продать не только Новый Орлеан, но и всю Луизиану, территория которой была огромна. Причём сумма сделки была всего в полтора больше той, которую правительство США намеревалось предложить за земли намного более меньшие. На скорую руку договор был составлен и 2 мая подписан. Это событие вошло в историю под названием «Луизианская покупка».

Нараставший авторитет и влияние США стали очень беспокоить бывшую метрополию. Англия стремилась подорвать экономику и активную торговлю молодой развивающейся страны. Под разными предлогами задерживались американские суда. После нескольких актов проявления агрессивного настроя, в Америке стали выступать за начало военных действий против англичан. Наконец, в июне 1812 года началась англо-американская война. В ней участвовали преимущественно индейские племена. Американцы оказались плохо подготовлены к войне, и поначалу успех сопутствовал Британской империи. Но позднее силы США смогли восстановить равновесие, и в 1815 году был подписан мирный договор, по которому границы государств возвращались на довоенные рубежи.

Таким образом, за период жизни Томаса Джефферсона Соединённые Штаты Америки официально появились на карте мира, как самостоятельное государство и стали играть значительную роль на международной арене. Сам Джефферсон внёс огромный вклад в развитие этой страны, принимая активное участие в разработке «Декларации Независимости».

Подводя итог в данном параграфе, хотелось бы отметить, что в США и мире в годы жизни Томаса Джефферсона, сложилась обстановка, которая благоприятствовала становлению взглядов, сыгравших важную роль в процессе формирования демократического общества Соединённых Штатов. События, происходившие в мировом сообществе, надолго укоренили веру Джефферсона в необходимости построения свободного и равного общества.

1.2 Биография Томаса Джефферсона

Процесс становления воззрений Джефферсона проходил под влиянием не только важных исторических событий, но и отдельных моментов его биографии. Накапливая жизненный опыт, мыслитель постепенно менял свои идеи, а воздействие окружения и конкретных ситуаций оставило свой отпечаток в формировании взглядов. За свою долгую жизнь Томас Джефферсон сыграл одну из первых ролей в процессе обособления и развития США. Он внёс вклад в становление независимости страны и закладывании основ демократического государства. Джефферсон является глубокоуважаемой персоной и считается одним из отцов-основателей Соединённых Штатов.

Родился будущий освободитель 13 апреля 1743 года в небольшом поселении Шадуэлл, находящимся в штате Виргиния. Ещё с момента появления на свет мальчику было предначертано беззаботное будущее: ему повезло родиться в благополучной и влиятельной семье. Отец Томаса, Питер Джефферсон, был плантатором европейского происхождения. Позднее Томас занимался поиском каких-нибудь документов, свидетельствовавших о корнях его семьи, но не смог отыскать данных, касающихся предков, живших ранее его деда. Единственное, что было известно точно, это его валлийское происхождение.

Мать Томаса Джефферсона звали Джейн Рейндольф. Она принадлежала к одному из самых богатых родов Виргинии. Информации о её жизни почти не сохранилось, так как сам Джефферсон после её смерти уничтожил практически все данные, связанные с ней.

В трёхлетнем возрасте Томас с семьёй переехал в новое поместье. Во время путешествия он проявил завидный интерес ко всему, что встречалось им по пути. Многие считают, что в те времёна Джефферсон и приобрёл свою любознательность, которая в будущем мотивировала его на активную и успешную политическую карьеру, а также удивляла его наставников. Будучи пятилетним ребёнком, Томас начал обучение. Первый учитель давал знания арифметики и английского языка. Мальчик сразу же проявил интерес к наукам и был гораздо способнее своих сверстников. Огромную заинтересованность в получении сыном качественного образования проявлял его отец. В своё время он не воспользовался возможностью сделать это сам и поэтому старался дать это детям. Питер считал, что из-за некоторой необразованности, он не смог достичь всего, к чему стремился, хотя постоянно стремился наверстать упущенное. Свидетельством этому может служить огромная библиотека, собранная отцом.

После обучения азам, Томас Джефферсон возвращается обратно в поместье Шедвел, в 1752 году, где остаётся на попечении пастора Уильяма Дугласа в его частной школе. Там он обучался мастерству верховой езды и стрельбы, а также различным научным дисциплинам, таким как латинский, французский и древнегреческий языки. Сразу же проявилась его любознательность и страсть к неизведанному. Хотя Томас преуспел в деле наездника и был метким стрелком, его эти сферы не прельщали. Он тяготел к наукам, связанным с природой. Поэтому большинство свободного времени он проводил в библиотеке, читая книги и размышляя.

В 1757 году произошло событие, оставившее неизгладимый отпечаток в Жизни Джефферсона. В возрасте 49 лет умирает его отец. В его лице Томас потерял самого важного наставника и человека, которому можно было довериться. Юный Джефферсон сильно переживал по этому поводу и даже в старости вспоминал это событие. Со смертью отца к Томасу перешли огромные владения с десятками рабов. Перед ним встал выбор: либо продолжить обучение и последовать воле отца и остальных членов семьи, либо уйти в хозяйственную деятельность. Так как желание самого Томаса совпадало с желанием родных и предсмертной волей отца, Джефферсон полностью отдался науке. Позднее его друзья вспоминали, что он учился настолько усердно, что иногда подолгу не виделся со сверстниками, пропадая в библиотеке. В то же время он не забывал и про физическое состояние. Каждый день Томас совершал прогулки и делал развивающие упражнения. До 76-летнего возраста он закаливал организм путём опускание ног в холодную воду и утверждал, что это уберегло его от многих болезней. Благодаря ведению такого образа жизни, Джефферсон был всегда полон сил и имел крепкое телосложение. Он критиковал такую черту людей как праздность, подкрепляя свои убеждения делом, всегда чем-то занимаясь.

За годы обучения Джефферсон прочитал и полюбил известные сочинения древнегреческих авторов и его современников, что впоследствии и оказало влияние на формирование демократических идей и человеколюбия. Это время можно назвать решающим в плане формирования мировоззрений будущего президента. Он проникся взглядами Бэкона, Локка и Ньютона. Идеи естественного равенства людей возбуждали неприязнь к существующим порядкам и господствовавшим идеологиям.

Тем временем, закончив обучение у пастора, Джефферсон поступил в 1758 в школу священника Джеймса Мори, где получил классическое образование. Отучившись там два года, Томас поступает в колледж Уильяма и Мэри. Там, выбрав философское отделение, он и познакомился с трудами вышеперечисленных мыслителей. Он называл их «тремя величайшими людьми, когда-либо существовавшими в истории». Кроме общенаучных дисциплин Томас стал изучать игру на скрипке. Впоследствии он выступал на вечерах губернатора Виргинии. Колледж Джефферсон окончил в 1762 году, получив высшие баллы по всем предметам.

К концу процесса обучения Джефферсон уже мог считаться одним из самых образованных и многообещающих личностей. Его можно было с лёгкостью отнести к просвещённым кругам общества. В 1763 году Томас пробился в коллегию адвокатов при наивысшей судебной инстанции Виргинии, что позволяло ему применять свои знания юриспруденции на практике. Но, будучи человеком осмотрительным, он не стал заниматься этим сразу же, а вместо этого решил приобрести опыт в этой сфере. Поэтому он с помощью связей устраивается в адвокатскую контору, где под надзором своего друга Генри Уайта начинает углубляться в дело адвокатства.

Отдельно стоит упомянуть о его наставнике Уайте, так как вместе с ним Джефферсон будет идти в своей политической карьере, не чуждаясь его советов и через много лет. Хотя Генри был противоположностью Томаса, они всегда были очень близки. Уайт отличался крайне вспыльчивым характером и эксцентричной манерой поведения, правда «заряда» ему хватало ненадолго. В свою очередь Джефферсон был сдержан и легко находил общий язык с другими.

Многому научившись у своего наставника, Джефферсон сам вышел на лидирующую роль в адвокатской деятельности. Тщательно анализируя судебные дела прошлых лет, он приобрёл ценный опыт. Уже в одном из первых своих выступлений в суде он начал обозначивать свои убеждения по вопросам чернокожего населения Америки. Именно дело, касающееся негров, было первым выигранным процессом. Произошло это событие в 1767 году. Продолжая свою деятельность на судебном поприще, он всё явнее видел проблемы, стоящие перед Виргинией. Очевидным для него стала и разница между английскими колониями и самой страной-завоевателем. В 26-летнем возрасте его назначили членом законодательной палаты Виргинии. Там, без особых колебаний, он поддержал интересы людей, несогласных с властительством Англии над Северной Америкой.

Следующей важной вехой в жизни Томаса Джефферсона стала женитьба на 23-летней девушке Марте Вейлс Скелтон в 1772 году. В свой юный возраст она уже была вдовой. Правда, брак их длился недолго. В 1782 году Марта скончалась. Больше за свою жизнь Томас не женился ни разу. За 10 лет совместной жизни у Джефферсона и Марты Скелтон родилось шестеро детей, из которых трое не перешагнуло порога пятилетнего возраста, а один мальчик и вовсе умер при рождении.

Тем не менее, не особо удачная личная жизнь не охладила пыла молодого политика. Первым трудом, опубликованным в прессе, стала книга «Общий обзор прав человека в Британской Америке». В ней провозглашалось равенство жителей Америки перед жителями Англии на основании природного равенства всех перед всеми. Также там содержались идеи обособления американских колоний от европейских властителей. Данная работа стала одной из основ, на которую опиралось последующее освободительное движение.

Но самым весомым вкладом в дело борьбы с колонизаторами стала его самая известная работа, которая до сих пор является одной из основ американской демократии - Декларация независимости. На плечи Джефферсона был возложен тяжёлый груз написания модели устройства будущего государства. Он справился с этой работой в очень короткие сроки, представив свой вариант на рассмотрение конгрессу. Всё же некоторые пункты были изъяты из первоначального варианта, а именно касающиеся рабства. Но, претерпев незначительные изменения, декларация была принята.

Завершив все дела, касающиеся нового устройства Америки, Джефферсон вернулся в родной штат - Виргинию. Но и там он не сидел без дела. В 1776 его избрали в новый орган власти - Палату делегатов Виргинии. С присущим его характеру упорством и отдачей он незамедлительно начал работу на новом посту. За время, которое он занимал должность, им было составлено 126 законопроектов. В большинстве своём они касались проблемам рабства и неравноправия и предлагали укрепить демократические основы государства.

Следующей важной государственной должностью стало назначение послом во Франции в 1785 году. Новое государство нуждалось в сильных союзниках. Для развития отношений с дружественной Францией нужен был человек, опытный в политике. Джефферсон был прекрасной кандидатурой. Этот пост он занимал вплоть до 1789 года. Отчасти из-за его отсутствия в Соединённых Штатах во время составления и принятия конституции США, вклад Джефферсона в составлении этого ключевого документа часто недооценивают. На самом деле идеи мыслителя нашли своё отражение в конституции. Даже находясь заграницей, он вёл активную переписку с Джеймсом Мэдисоном - составителем конституции.

В 1789 году Джефферсон возвратился из Европы. В том же году пост президента США по очевидным причинам занял Джордж Вашингтон. Зная о ценных талантах Джефферсона, первый президент США предложил ему пост государственного секретаря в новом аппарате правительства. После долгих раздумий Томас согласился. Вступив на новую должность, Джефферсон также получил огромное количество проблем. Внешняя политика во время становления нового государства была не в лучшем состоянии. США нуждались в сильном союзнике, так как отношения с Англией и Испанией были сильно натянуты. Ожидаемо, что таким союзником стала Франция. Джефферсон бросил усилия на налаживание отношений между двумя странами. Но в самих штатах были противники установления крепких отношений с Парижем. Главным оппонентом по вопросам внешней политики стал Александр Гамильтон. На этого человека Джефферсон обратил внимание с первых дней на новом должности. Дело в том, что Гамильтон пропагандировал проанглийские взгляды, что совершенно противоречило взглядам Джефферсона. Будущий президент сразу же заметил в новом противнике опасного соперника, так как он был великолепно образован и умел продвигать свои идеи. Впоследствии, эти два деятеля сформируют два противоположенных лагеря: демократов и федералистов.

Постепенно идеалы Джефферсона меняются. С возрастом он становиться менее радикально настроенным и даже подумывает об отставке из-за усилившегося давления блока Гамильтона. Со временем он начинает менее интенсивно отстаивать идеи отмены рабства и угнетения чернокожего населения страны. Всё же в 1793 году Джефферсон решается покинуть пост государственного секретаря. Но в разговоре с Вашингтоном, который приехал решить вопрос о преемнике, не было найдено каких-либо подходящих кандидатур. Поэтому Джефферсон был вынужден задержаться на занимаемой должности вплоть до января 1794 года.

Сам политик предполагал, что, уйдя с поста секретаря, он больше не вернётся к государственным делам. Поэтому он продолжил постройку нового поместья Монтичелло и стал вести обычную жизнь обыденного плантатора. К нему тянулись путешественники из разных стран, некоторые даже оставили небольшие очерки, повествующие об образе жизни Джефферсона. Но так продолжалось недолго. США начинали сдавать позиции и опять пошли на поводу Англии. Видя, что страна плавно переходит в стадию упадка, Джефферсон принимает решение вернуться на политическую арену. Также на это решение повлияли и черты характера философа: целеустремлённость, напористость, упорство. Он не мог спокойно смотреть из окна своего поместья на неудачи государства, в создании которого принимал активное участие.

Возвращение было впечатляющим. Кандидатура Томаса Джефферсона в президенты США была выдвинута от лица республиканской партии в 1796 году. Но в ходе той предвыборной гонки победил его знакомый, кандидат от партии федералистов, Джон Адамс. Справедливо заметить, что перевес в сторону Адамса был мизерным, а по некоторым регионам Джефферсон даже опередил своего оппонента. Тем не менее, второе место по итогам выборов обеспечило ему возможность занять пост вице-президента. В этой должности он проработал до 1801 года. В это время накалились отношения с Францией, и снова активизировалась противоборствующая партия. Федералисты предлагали заключить союз с Англией и пойти войной на Францию, в то время как республиканцы придерживались противоположенной позиции - дружбы с Парижем. Более того, Джефферсон начал отвечать на уколы противников и стал бороться с распространением идей федералистов. В подобной борьбе прошли 4 года вице-президентского поста.

К выборам 1800 года всё же удалось потеснить оппонентов. Удачно проведённая предвыборная кампания и авторитет политика обеспечили победу. В своей программе он пропагандировал идеи дружбы со всеми странами, гласность и свободу слова, равенства народа. Джефферсон придерживался взгляда, что президент должен заниматься вопросами внешней политики, а дела внутренней должны принадлежать штатам. Кстати говоря, одним из самых видных событий во внешней политике периода нахождения у власти Томаса Джефферсона стала «Луизианская покупка».

Вступив в новую должность, он замечает, что, несмотря на занимаемую им самую высокую государственную позицию, он не может повлиять на некоторые процессы, происходящие в обществе. Конкретно, он замечал, что он неспособен привести американцев к идеальному, на его взгляд, государству: Джефферсон хотел создать страну, в которой каждый являлся бы фермером и не имел ни в чём недостатка. На деле же он наблюдал, как общество становиться на путь капитализма. Тем не менее, президент делал всё возможное для улучшения качества жизни и установления справедливости в стране. Были отменены многие налоги, сокращено количество военнослужащих. Очень трепетно Джефферсон относился к системе судов. Были заменены судьи из числа федералистов.

В 1804 году Джефферсон был переизбран на второй срок. Победа была одержана уверенная. Исполняя президентские обязанности, он продолжил курс на демократизацию страны. После долгих лет деятельности на благо государства Томас Джефферсон с почётом ушёл на покой 4 марта 1809 года. После него осталась память, как об осмотрительном и мудром главе, который рьяно отстаивал не только свои идеалы, но и интересы всей страны.

Джефферсон не оставил служение на благо обществу и после завершения президентского срока. Ещё до 1814 года он не покидал пост главы Американского философского общества. Он занялся глубоким изучением трудов древних мыслителей и даже сочинил ряд интересных работ. Не забросил он также и дело просвещения. В 1819 году был открыт Вирджинский университет, программу которого разработал сам философ. Более того, он занялся организационными вопросами нового учреждения. Университет был задуман, как учебное заведение для всех граждан, вне зависимости от их расовой принадлежности, что ещё раз доказало его воззрения, направленные против рабовладельческого строя.

Умер Томас Джефферсон 4 июля 1826 года - в день пятидесятой годовщины со дня создания декларации независимости. Этот мыслитель прожил долгую жизнь, на протяжении которой внёс значительный вклад в дело освобождения Америки и создание равноправного демократического государства.

Суммируя всё вышесказанное, необходимо отметить колоссальное воздействие некоторых аспектов биографии на становление политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона. Достойное образование, активная политическая и юридическая деятельность обеспечили мыслителя базой для оформления собственных воззрений, а также их постепенное изменение.

В заключении данной главы необходимо ещё раз подчеркнуть, что воззрения Джефферсона формировались на протяжении всей его жизни. Будучи радикальным демократом, он со временем пересмотрел взгляды и занял более примирительную позицию. Его можно назвать одним из самых заметных идеологов демократии своего времени. Его революционные взгляды, о которых пойдёт речь в следующей главе, стали, впоследствии, основой для становления демократии не только в США, но и в некоторых других странах Европы и мира.

Влияние исторической ситуации и жизненных факторов бесспорно. На опыте своих ошибок и проблем современного ему положения вещей, Джефферсон выявляет недостатки существующей ситуации в мире и минусы идеологий того времени. Эволюция воззрений проходила под воздействием ошибок, допущенных им самим на раннем этапе своей деятельности, и влиянием эпохи просвещения. Независящие от Джефферсона факторы определили развитие взглядов, которыми пользовались его последователи.

джефферсон демократия рабство право

Глава 2. Политико-правовые взгляды Томаса Джефферсона

За годы жизни Джефферсон развил по-настоящему революционные воззрения, касающиеся государственного устройства и прав человека. Его работы были чрезвычайно популярны среди мыслителей, разделявших его точку зрения. В свою очередь, под влиянием предшественников Джефферсон совершенствовал свою модель идеального общества и взял курс на внедрение собственных идей в повседневную жизнь. Хотя в годы жизни мыслителя его идеи не нашли полного понимания, позднее они были переосмыслены и использованы для построения демократии в США. Некоторые из воззрений были даже крайне чужды людям его века, в особенности зажиточным фермерам и плантаторам, поэтому его взгляды можно рассматривать, как шаг в направлении менее обеспеченных слоёв общества, а в частности рабов. В связи с этим, в данной главе будут рассмотрены идеи, касающиеся демократии и прав человека. Следовательно, цель главы - изучение основных политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона. Соответственно, для формирования более ясного представления, при написании главы необходимо решить следующий круг задач: рассмотреть воззрения Джефферсона на власть и демократию и исследовать взгляды на права человека и рабство.

2.1 Государственное устройство и демократическая модель

Перед тем, как начать рассмотрение взглядов Джефферсона на государственное устройство, необходимо ещё раз подчеркнуть, что третий президент США считается одним из отцов-основателей американского государства, что, несомненно, делает его вклад очень существенным. По модели, построенной, в том числе Джефферсоном, живёт нынешнее американское общество, поэтому изучение его воззрений важно для понимания менталитета этой нации.

Как уже неоднократно упоминалось, Томаса Джефферсона можно отнести к числу наиболее радикально настроенных демократов, которые понимали понятия свободы и равенства в самом прямом смысле. Взгляды мыслителя касаемо происхождения государства хорошо прослеживаются в тексте Декларации независимости Соединённых Штатов, в одном из самых известных его трудов. Он ясно даёт понять, что считает теорию общественного договора наиболее приемлемым вариантом истоков государства. Для него очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью.

Тем самым Джефферсон отрицает идею, господствовавшую множество лет, преимущественно, в европейских государствах, что власть, и, следовательно, неприкосновенность монарха, даны ему от Бога. Напротив, он заявляет, что они явились результатом общественного договора. По его мнению, каждый может принять участие в создании власти и осуществлении контроля над ней. Он поддерживает идею народного суверенитета, называя правителя слугой народа, а не наоборот. Джефферсон обозначивает жёсткие рамки, в которых должен вести себя глава народа. Если же правитель не способен придерживаться этих требований, то народ волен сместить его с должности и сам выбрать дальнейшую судьбу.

В подтверждение этих слов можно сказать, что Джефферсон ещё в самых ранних своих работах обозначил позицию на стороне народа. В его первом видном труде «Общий обзор прав Британской Америки», датируемым 1774 годом, он пишет, что король Англии являлся не более, чем главным чиновником своего народа, назначенным законом и наделенным известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа.

Вдобавок, Джефферсон не только оставляет за народом право избирать своего правителя и контролировать его деятельность, но и идёт гораздо дальше. В случае если глава государства начинает склоняться к тираническому правлению, то народ не просто может, а обязан освободить нынешнего правителя от занимаемого поста и назначить другого, более подходящего. То же самое относиться и к форме правления. На основании этого представления о власти Джефферсон составил свой самый известный труд - Декларацию независимости США. В ней содержались пункты, обвиняющие Английского монарха в деспотизме, и подтверждалось право людей на революцию. Тем самым, через декларацию Джефферсон выражал волю народа на отделение от метрополии. Он подчёркивал, что права исходят не от короля, а были заложены естественным путём и принадлежат самому народу.

Другим вопросом, который третий президент США активно освещал, было государственное устройство и идеальная форма правления. Джефферсон всегда поддерживал интересы малых и средних фермеров, так как сам происходил из их числа. Поэтому идеалом устройства страны он видел республику, основанную на принципах демократии, где воля народа будет играть главенствующую роль. Всеми своими действиями на разных государственных постах он пытался привести Соединённые Штаты к этому устройству.

Чтобы яснее понять идеологию Джефферсона, необходимо разобраться, что он понимал под демократической республикой. В его представлении этот тип государственного устройства характеризовался, опять же, волей народа. Граждане могут управлять страной настолько, насколько они способны, или же посредством их представителей. Все жители республики, по мнению Джефферсона, должны расширять объём своего участия в делах страны, а также осуществлять жестокий контроль над деятельностью государственного аппарата. Управление должно зиждиться на естественных правах человека и полном их соблюдении. Тем самым, можно провести параллель с французским мыслителем Жан-Жаком Руссо, который также рьяно отстаивал идею народного суверенитета и республиканского устройства государства. Республика в представлении Томаса Джефферсона будет больше всего соответствовать запросам граждан. При этом устройстве можно надёжнее всего обеспечить свободу народа и гарантировать соблюдение его прав. «Республиканцы - это нация», - говорил Джефферсон.

Социальной основой республиканско-демократического общества мыслитель видел частную собственность. Хотя право на владение собственностью не было упомянуто среди естественных прав человека, Джефферсон признавал, что она необходима. Изначально человеку не нужно было своего, но в процессе хода истории появилась необходимость владеть чем-либо. Джефферсон заявлял, что частная собственность - хороший способ воздействия и контроля государства. С помощью неё можно предотвратить превращение правительства в деспота и заставить государственный аппарат считаться с мнением народа. Более того, он говорил, что природные потребности людей вынуждают их иметь свою собственность. Особенно Джефферсон выделял фермеров, как класс, который остро нуждается в своём кусочке земли. Так как фермеры занимались сельским хозяйством, они выполняли значимое для всей страны дело. Поэтому, чтобы обеспечить стабильность важнейшего производства, нужно обеспечить фермеров необходимой собственностью.

Ещё одной идеей Джефферсона, которая, правда, уже была изложена до него, стал принцип разделения властей. В его представлении законодательной властью государства обладал парламент, состоящий из палаты депутатов и сената. В свою очередь, в системе законодательной власти действовал совет по проверке законов, контролировавший принятие новых актов. Исполнительная власть делилась на две ветки: центральную исполнительную власть и исполнительную власть на местах. Центральной веткой руководил президент Соединённых штатов, который мог избираться не более, чем на два срока, по четыре годы на каждый. Власть на местах осуществлялась губернатором и советом штатов. Третья ветка власти, судебная, принадлежала четырём системам: Суду Адмиралтейства, Генеральному Суду Общего Права, Высокому Канцелярскому Суду и Апелляционному Суду. Каждая из властей была самостоятельна, а значит, требовалось производить контроль над их деятельностью. Чтобы предотвратить господство какой-либо структуры над другой Джефферсон предлагал ряд мер. Во-первых, нельзя, чтобы один и тот же человек главенствовал в нескольких органах власти. Поэтому каждое должностное лицо могло руководить только одним учреждением. Во-вторых, для каждого чиновника должны были устанавливаться сроки пребывания в должности, и, независимо от результатов его работы, он освобождался от обязанностей в установленные сроки, передавая своё место следующему чиновнику. Третья мера пресечения главенства какой-либо из властей заключалась в том, чтобы Конституция принималась не законодательной властью, а советом народных представителей. В-четвёртых, Джефферсон предлагал учредить особый государственный орган, в ведение которого входил бы контроль за деятельностью служащих. В случае если кто-то из них нарушал конституционные правила, этот орган был вправе сместить чиновника с должности и назначит другого. Также стоит отметить, что Джефферсоном предполагалось, что этот орган будет состоять из представителей законодательной, исполнительной и судебной властей. И, наконец, он предлагал создать специальный ревизионный совет, который бы обладал полномочиями налагать право вето на любое решение органов законодательной власти. Запрет мог отменяться путём голосования, если большинство членов совета, но не менее двух третей, решали его отменить.

Но на деле такая система деления государственного аппарата введена не была. После принятия Конституции, которая предполагала управление штатами на принципах федерализма, в США модель разделения властей отличная от Джефферсоновской. Разногласие с его принципом заключалось в несоответствии в решении вопросов внешней политики. Для лучшей иллюстрации его взглядов на взаимоотношения штатов и центральной власти можно привести следующую цитату: «Поддержка правительств штатов во всех их правах как наиболее компетентное разрешение наших внутренних задач и как наиболее надежный оплот против антиреспубликанских тенденций; сохранение общего управления в его полной конституционной силе как залог мира внутри страны и внешней безопасности».

Отдельно стоит упомянуть про сословное деление общества в представлении Томаса Джефферсона. Особую роль он отводил аристократическим кругам. Среди них он отличал природную, искусственную и духовную аристократию. Природными представителями этого сословия он называл людей, обладающих физической силой, искусственными аристократами, как ни странно, по Джефферсону являлись люди, обладающие высоким происхождением, знатными корнями и серьёзными финансовыми возможностями. Но самыми почитаемыми для него были представители духовной аристократии. В его представлении это были люди, которые достигли верхов общества из-за своих умственных способностей. Такие люди больше всего подходили для управления страной и высоких должностных чинов.

После того, как были рассмотрены основные взгляды Джефферсона на государство, следует представить целостную картину его демократической модели или, как ещё её называют, республиканизм Джефферсона. Как уже неоднократно упоминалось, он стоял на том, что власть должна всецело принадлежать народу или его представителям, выбранным самими гражданами. Все палаты законодательных органов должны иметь равное количество выборщиков от каждого штата. Все граждане демократического государства имеют равное право голоса. Сразу же он оговаривается, что, конечно же, невозможно учитывать голос каждого гражданина из-за большого населения или территории страны, но воля человека может передаваться через лицо, которому он доверил решение государственных вопросов. Особое внимание Томас Джефферсон уделяет взаимодействию ветвей власти в демократическом государстве. Без согласования двух властей в третьей не может быть произведено никаких изменений. Это он неоднократно подчёркивает, в том числе и в письме своему другу С. Керчевалю. В том же письме он замечает, что народу свойственно допускать ошибки. Но также народ может исправлять свои оплошности и извлекать урок, чтобы не допустить подобного в будущем. Более того, Джефферсон признавал, что периодически Конституция США нуждается в поправках на основе существующих недоработок. Говоря о поправках, стоит заметить, что Джефферсон выражал серьёзное неудовольствие по поводу отсутствия в Конституции 1787 года Билля о правах. Первые изменения в этом документе как раз связаны с добавлением десяти пунктов, касающихся свобод граждан, о которых будет подробнее рассказано в следующем параграфе. Также республиканизм касался дел внешней политики. Джефферсон придерживался политики невмешательства в дела Европы и был сторонником, так называемой, игры на противоречиях. Он отстаивал идею мирного решения проблем и призывал не проводить политику, которая могла бы загнать Соединённые Штаты в крупные долги. Примером неудачных внешних отношений он ставил Англию.

Воззрения Томаса Джефферсона основывались на долгом опыте работы в государственном аппарате. Он часто призывал своих коллег, чтобы они не забывали ошибок, допущенных предшественниками. Но не все были готовы пойти на шаги, предвиденные мыслителем задолго до их совершения, как, например, отмена рабства. Он рьяно отстаивал свой взгляд на построение свободного государства, способного обеспечить своим гражданам всевозможные права и счастливое проживание. К чести этого человека, многие из его идей были заимствованы позднее и воплощены в политике и государственном устройстве США. Поэтому важно осознавать вклад, который внёс Томас Джефферсон в дело развития политической мысли не только американского континента, но и всех учений мира, заложив основы демократии.

2.2 Права человека и проблема рабства

Томаса Джефферсона считают одним из самых активных борцов за свободу человека независимо от расовой или половой принадлежности. Поэтому его взгляд на понятие права крайне значим в мировой политической мысли. Радикальность его идей вызывала немало споров, но, как показала практика, они нашли своё применение практически во всех странах земного шара. Наряду с другими мыслителями Джефферсон показал всему человечеству всю значимость соблюдения прав индивида.

Прежде всего, следует заметить, что Томас Джефферсон во главу всего ставил естественные, то есть неотъемлемые, права человека. Он утверждал, что только соблюдение этих прав может привести человечество к счастливому и мирному будущему. Для того люди и создали государство, чтобы оно могло обеспечивать те свободы, которые были даны человеку с рождения. Соблюдение прав должно регулироваться законами, которые ограничивают других от нарушения прав своих сородичей. «Бог, давший нам жизнь, дал нам одновременно и свободу…», - пишет мыслитель. Выделяется среди всего этого частная собственность. Джефферсон считал, что за государством должно оставаться право на распределение владений, так как это было важно для построения идеального общества, описанного выше.

Третий президент США различал между собой естественные и гражданские права. Естественные заложены с самого рождения и не могут быть подвержены какому-либо влиянию, поэтому незыблемы. Гражданские же более гибкие. Они приобретаются в процессе жизни в обществе и могут меняться со временем и обуславливаться желанием большинства населения. Как и многие другие мыслители, Джефферсон выделял самые важные права человека. Среди них он называл право на жизнь, свободу, равенство, восстание. В случае если эти права каким-либо образом противоречили существующим законам, то все разногласия решались очень просто: естественные права - главенствующая сила, а, следовательно, и закон должен им подчиниться. Это значило, что естественное право выше всего и даже закона.

Теперь следует подробнее рассмотреть каждое из вышеуказанных прав. Жизнь - это то, что не может быть отнято у человека ни при каких обстоятельствах. После рождения никто из граждан не может покуситься на это священное право. Ни государство, посредством законов, никто из людей, ни даже сам индивид. Человек должен уважать жизнь и здоровье других, чтобы остальные абсолютно также относились к нему. Кроме неотъемлемого права на жизнь человек после рождения получает право на свободу. Свобода может выражаться во многих сферах деятельности. Но самая важная функция этого права заключается в независимости от чужого мнения и воздействия. Человек не может быть управляем чьей либо волей, кроме своей собственной. Даже когда люди отдают свои права государству при заключении общественного договора, это не значит, что оно может каким-либо образом ограничить волю граждан. Напротив, государство должно всячески отстаивать и поощрять свободу граждан. Из права быть свободным вытекает право равенства. В стране с демократическим правлением не может быть издано законов, которые намеренно или неумышленно создают расслоение в обществе. Независимо от должности, занимаемой человеком, он будет отвечать за свои проступки соответственно установленному законодательству. И последнее важнейшее право заключается в возможности противостоять действующему правительству. Восстания могут быть организованы, если государство пренебрегает хоть одним из представленных выше неотъемлемых прав. Это прописано в Декларации независимости Соединённых Штатов. Если правитель хочет отступить от принципов демократии и сосредоточить верховную власть в своих руках или если появилась группа лиц, которые управляют государством в своих интересах, не учитывая мнение остальных, то в таком случае граждане вольны устроить даже революцию.

Кроме четырёх основополагающих прав Джефферсон выделял ещё несколько пунктов. Во-первых, он подчёркивал право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов. Всё, что создано человеком, может быть использовано им самим, если не противоречит свободе других. Во-вторых, в дополнение к четырём неотъемлемым правам он ставит право личной неприкосновенности. Не может быть нанесено вреда здоровью индивиду: ни физического, ни морального. В-третьих, Джефферсон выделяет право свободы мысли и слова, свободы переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов. Эта тема была довольно актуальна для формирующейся страны, так как в штатах выпускалось много периодических изданий, в которых содержались статьи, нередко критикующие существующее правительство. Такое проявление несогласия Джефферсон считал очень важным, потому что это служило индикатором примирения государства с мнением граждан. Другим значимым аспектом было право свободы совести и вероисповедания. Отстаивая это право, Джефферсон сделал несколько крайне смелых шагов, вызвавших недовольство некоторых слоёв населения. Он утверждал, что правительство могло как-то влиять лишь на те права, которые были переданы ему в результате общественного договора, но не на религиозную составляющую. На самом деле, существует мнение, что Джефферсон преследовал более глобальные цели, вводя свободу совести в список неотъемлемых прав. И, наконец, третий президент США выделял право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым и устранять ту, которая делает его несчастным. Это право лишний раз подтверждает то, о чём говорилось выше. При создании государства люди могут выбирать ту форму правления, которая, по мнению большинства, лучше всего подойдёт данному государству. Также это право дополняет возможность восстаний. Здесь лишний раз поясняется, что люди могут противиться существующему режиму. В подтверждение этому Джефферсон пишет Мэдисону: «Неудачные восстания действительно обычно выявляют те нарушения прав народа, которые их породили».

Кроме обеспечения естественных прав человека в США в годы жизни Джефферсона остро стояла проблема рабства. Рабовладельческий строй противоречил всем правам, которые мыслитель так убеждённо отстаивал. Всё же следует отметить, что он считал отмену этой системы лишь вопросом времени и был прав. Джефферсон активно боролся за свободу чернокожего населения, пытаясь всячески улучшить их положение и долю в участии в политической жизни страны. Впервые он сделал попытку отмены рабства при составлении текста декларации независимости, но тогда его идеи не поддержало большинство его соратников. В более позднем труде Джефферсон заявлял, что рабство портит не только самих рабов, но и тех, кто ими владеет, воспитывая антисоциальные настроения и леность, которая ему была чужда.

Тем не менее, первые шаги по направлению к освобождению невольников были сделаны. Позднее правительство прислушалось к доводам Джефферсона. Государственных чиновников пугало, что, как утверждал мыслитель, такая система может спровоцировать многочисленные бунты, что может, в свою очередь, привести к нестабильности в стране, а потом и к её развалу. Также, как упоминалось ранее, рабовладельческий строй противоречил самой идее государства, по которой жило тогдашнее американское общество.

Но благоприятное расположение к рабам не мешало Джефферсону, как ни странно, утверждать, что в некоторых аспектах белые и чёрные не равны. «Что касается сравнения по таким способностям, как память, разум и воображение, то мне кажется, что по памяти они равны белым; по разуму они стоят гораздо ниже, так как, я думаю, они вряд ли способны начертить и доказать теоремы Евклида; а их воображение безрадостно, безвкусно и ненормально». Как видно из этой цитаты Джефферсон признаёт некоторое неравенство двух рас. Также известно, что он был противником смешения кровей предположительно из опасения дурного влияния. К другим различиям, которые подчёркивал Джефферсон, можно отнести внешний вид. Он заявлял, что внешний вид белых людей совершеннее, и у них намного легче увидеть намерения, чем у негров. Также он подчёркивал в чернокожих людях огромную храбрость в бою, сразу оговариваясь, что они не сбегут с поля боя до тех пор, пока не осознают всю серьёзность положения. Поэтому Джефферсон не советовал укомплектовывать армию неграми. Кроме физических отличий Джефферсон видел различия в культуре и врождённых талантах. Он писал, что среди чернокожих не найдётся талантливых писателей, музыкантов или художников.

Но так как люди сотворены равными, все эти таланты проявятся позже среди представителей этой расы. Тем более, за годы проживания вместе с белыми людьми рабы заимствовали у них необходимые навыки и знания, чтобы их использовать в собственном развитии. Также Джефферсон отмечал, что рабы намного добрее и преданнее своих хозяев. Они благородны, благожелательны и крайне честны. Поэтому со стороны моральной составляющей негры ничуть не уступают белым и, может быть, немного обгоняют их. Проанализировав, таким образом, традиции, сильные и слабые стороны рабов, Джефферсон сделал несколько выводов относительно того, что нужно предпринять в отношении с ними.

Во-первых, он указал, что негры нуждаются в заботе со стороны своих владельцев, и в силах последних сгладить их несчастье. Тем самым, Джефферсон призывает рабовладельцев относиться к чернокожим с уважением и не допускать жестокости. Сам мыслитель в завещании указал, что освобождает пятерых своих рабов. Во-вторых, он считал, что негры нуждаются в просвещении. Как было сказано выше, из-за того, что рабы не получали должного образования, они не могли участвовать в жизни государства. Значит, нужно было просветить их и обучить всему необходимому. В-третьих, негры должны быть освобождены от рабства, но совместное проживание с белыми невозможно. Из этого пункта следует следующий, гласящий, что негров должно перевезти на их родину, помочь им там встать на ноги, а на их место завезти белых переселенцев из Европы, которые могли бы стать арендаторами, а затем самостоятельными мелкими фермерами.

Томас Джефферсон еще в самом начале своей политической карьеры активно выступал за улучшение положения рабов и в последующие годы он все более настойчиво осуждал этот институт, противоречивший его политическим идеалам. Определенной опорой для него служила позиция части южных плантаторов, испытывавших сомнения относительно дальнейшего сохранения рабства. Эта тенденция имела место не только в Виргинии, но и других колониях - Северной Каролине, Мэриленде. Объяснялась она тем, что истощение земель и падение цен на табак привели к кризису, в условиях которого рабский труд становился все менее востребованным.

Если в названных колониях, по крайней мере, впоследствии предпринимались попытки ограничить импорт рабов, то противоположную позицию занимали Южная Каролина и Джорджия. Там производились товары, по-прежнему пользовавшиеся высоким спросом на мировом рынке, и в увеличении ввоза рабов местные плантаторы видели залог своего благополучия. Поэтому Джефферсону не удалось провести необходимые преобразования и отменить рабство, но начало этому процессу уже было дано.

Без сомнения имя Томаса Джефферсона ассоциируется с борцом за свободу. Эта характеристика дана ему абсолютно заслужено, так как его роль в становлении американской демократии огромна. Составитель Декларации независимости официально ввёл понятие прав человека, обеспечив жителям своей страны свободу во многих сферах деятельности, а также дав толчок развалу рабовладельческого строя.

Заканчивая главу, необходимо подчеркнуть важность демократических, правовых и освободительных взглядов Томаса Джефферсона. Один из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки поддержал распространение идей свободы, дополнив их своими соображениями, основанными на опыте и примере штатов. Более того, его воззрения сильно повлияли на ускорение освобождения невольных людей в самых различных странах, что лишний раз доказывает важность его идей не только для Америки, но и для всего мирового сообщества.

Заключение

Черты политико-правовой модели Томаса Джефферсона до сих пор присущи устройству многих государств, что означает их крайнюю значимость для всего мира. Многие политики и учёные часто ссылаются на ту или иную работу мыслителя. Это означает, что его взгляды не потеряли своей актуальности и по сей день. В ходе написания работы были рассмотрены различные факты, повлиявшие на становление воззрений Джефферсона, а также и сами взгляды.

Во-первых, огромное значение имела эпоха, во время которой жил и работал мыслитель. Время активной деятельности Джефферсона характеризовалось усилением освободительного движения и распространением черт эпохи просвещения. События, бурлившие на территории Северной Америки, определили предрасположенность взглядов. Третий президент США, являясь довольно образованной личностью, отлично различал проблемы тогдашнего общества и всячески искал пути из решения, к чему подтолкнула благоприятствующая историческая ситуация. На фоне активного распространения антианглийских настроений и недовольства существующем правительством он смог предложить народу те идеи, которые бы устраивали большинство людей.

Вдобавок, некоторые жизненные события оказали влияние на становление взглядов Джефферсона. Благородное происхождение, качественное образование, а также усердие и терпение, с которыми мыслитель подходил к любому вопросу, способствовали развитию демократических воззрений. Обилие времени, которого он мог посвятить политике, и короткая семейная жизнь позволили полностью отдаться делу изучения трудов различных писателей. На их основе Джефферсон сформировал собственные идеи, добавив знания, полученные с помощью собственного опыта.

Касаемо самих взглядов, можно уточнить, что их стоит называть новаторскими. Демократические идеи наблюдались и у более ранних мыслителей, но самый радикальный вид они приняли в трактовке Томаса Джефферсона. Он отстаивал такие воззрения, которые давали абсолютную свободу каждого индивида, что, несомненно, не могли принять богатые слои населения, зависящие от бедных. Тем не менее, демократия Джефферсона прижилась в американском обществе, изменившись в менее жёсткую сторону. Впоследствии, основные положения его теории были использованы при составлении многих освободительных документов не только США, но и стран Европы.

Наконец, вопрос отмены рабства был впервые громко озвучен самим Джефферсоном. Мыслитель очень активно боролся за упразднения рабовладельческого строя, который, по его мнению, тормозил развитие страны и ставил под удар саму суть демократии. Джефферсона называют человеком, который ускорил процесс отмены рабства и освобождения чернокожего населения Америки. Поэтому он является одной из самых уважаемых личностей американцев, наряду с другими отцами-основателями Соединённых Штатов.

Таким образом, вышеперечисленные факты доказывают, что поставленные задачи были, в целом, достигнуты. Были рассмотрены факторы, повлиявшие на становление политико-правовых воззрений Томаса Джефферсона и его основные идеи, освещающие принцип американской демократии, а также вклад мыслителя в борьбу против рабовладельческого строя.

В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть важность революционных взглядов Джефферсона. Он сильно развил политическую мысль того времени и явился тем, кто смог сдвинуть государственную машину с мёртвой точки, внеся значительный вклад в дело освобождения американского народа.

Список литературы

Источники:

1.Джефферсон Т. Автобиография / пер. с англ. В. М. Большаков. - Ленинград : Наука, 1990. - 315 с.

.Джефферсон Т. Общий обзор прав Британской Америки / Т. Джефферсон // Американские просветители. Избранные произведения в двух томах / [под ред. Б.Э. Быховского]. - М. : Мысль, 1969. - Т. 2. - 445 с.

.Декларация независимости США // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. под ред. О.А.Жидкова, пер. О.А.Жидкова. - М.: Прогресс, Универс, 1993.

.Джефферсон Т. Народное правительство / Т. Джефферсон // Американские просветители. Избранные произведения в двух томах / [под ред. Б.Э. Быховского]. - М. : Мысль, 1969. - Т. 2. - 445 с.

.Джефферсон Т. Заметки о штате Виргиния / Т. Джефферсон // Политическая философия Томаса Джефферсона / Г. Шелдон. - М. : Республика, 1996. - 390 с.

.Джефферсон Т. О необходимости восстаний / Т. Джефферсон // Американские просветители. Избранные произведения в двух томах / [под ред. Б.Э. Быховского]. - М. : Мысль, 1969. - Т. 2. - 445 с.

Научная литература:

.Покровский Н. Джефферсон вчера, сегодня и всегда: Вступительная статья // Политическая философия Томаса Джефферсона / Г. Шелдон. - М. : Республика, 1996. - 390 с.

.История США [в 4-х томах] / гл. ред. Н.Н. Болховитинов. - М. : Наука, 1983. - Т.1 : 1607-1877 гг. - 676 с.

.История США : хрестоматия / сост. Э.А. Иванян. - М. : Дрофа, 2005. - (Высшее образование). - 400 с.

.Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон / под ред. М. Ю. Ситнина. - М.: Международные отношения, 1984. - 336 с.

.Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон / Г.Н. Севостьянов, А. И. Уткин. - М.: Мысль, 1976. - 393 с.

.Токвиль А. Демократия в Америке / пер. В. П. Олейник. - М. : Прогресс. - 1992. - 554 с.

.Согрин В.В. Основатели США: Исторические портреты. - М. : Наука, 1983. - (История и современность).

.Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами / Ф. Закария, пер. В.Л. Иноземцев. - М. : Ладомир, 2004. - 326 с.

.Ушаков В. А. Америка при Вашингтоне / В. А. Ушаков. - Л. : Наука, 1983. - 316 с.

Электронные источники:

.Большая советская энциклопедия. Просвещение (эпоха)

.США в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки

.Махун С. От «Невыносимых законов» до сворачивания НЭПа / С. Махун.

.Краткая история США

.Большой Энциклопедический словарь. Билль о правах

.Томас Джефферсон

.Томас Джефферсон. Биография

.Американская революция и второй этап американского просвещения. Джефферсон. Пейн

Похожие работы на - Становление политико-правовых взглядов Томаса Джефферсона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!