в Центре общественных связей ФСБ, гражданин США Дж. Линч был задержан «при проведении визуальной разведки» в районе ядерного центра «Красноярск-26».
Дж. Линч, инструктор Департамента географии и природоохраны военной академии Соединенных Штатов в Вест-Пойнте, прибыл в Россию по приглашению Института биофизики Сибирского отделения РАН для участия в экспедиции по Енисею. Российско-американский научный проект предусматривает исследование радиационного загрязнения великой сибирской реки и районов Арктики.
Однако Линч совершил не совсем корректный поступок. Он решился на проведение несанкционированных топографических съемок в закрытой зоне горно-химического комбината в Железногорске, бывшем Красноярске-26. Съемки велись с помощью высокоточной геодезической аппаратуры. Американский военнослужащий был задержан контрразведчиками, предупрежден и вскоре отпущен. Ему даже позволили завершить работу в составе экспедиции.
Вряд ли бы ФБР обошлось бы так гуманно с офицером российской армии, если бы он совершил то же самое в Штатах.
Если действия Линча послужили предметом только для легкого порицания со стороны контрразведки, то деятельность другого американца вызвала активное противодействие оперативников.
В мае 1996 года с территории Российской Федерации был выдворен гражданин США Ричард Дэнн Оппфелт за сбор сведений, касающийся ВМФ РФ.
Из аналитической записки ФСБ России (середина 1990-х гг.):
«Данные контрразведки свидетельствуют о долговременных устойчивых устремлениях иностранных спецслужб к органам власти в центре и на местах, к объектам оборонного комплекса, в первую очередь к ядерным, к российским спецслужбам и правоохранительным органам, а также к интеллектуальному потенциалу и стратегическим сырьевым запасам страны.
В последнее время со стороны иностранных разведок значительно усилилось внимание к регионам России, что связано с возрастанием роли территорий в общественно-политической и экономической жизни государства. Целенаправленно инициируются прямые международные контакты лидеров региональных элит.
Это не только обеспечивает получение информации «из первых рук» и политически выгодное влияние на властные структуры, но и в определенной мере стимулирует центробежные процессы. Повышенное внимание к отдельным регионам проявляется и в связи с тем, что эти территории рассматриваются в качестве зон особых геополитических, экономических, этнических интересов.
Разведывательная деятельность спецслужб и используемых ими организаций стала фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности государства.
По мнению американских аналитиков, нынешнее руководство ЦРУ считает, что Россия и Китай остаются главными объектами устремлений разведывательного сообщества США. Оно является сторонником активного применения тайных операций и выступает за жесткий подход к так называемым тоталитарным государствам (Иран, Ирак, Судан, Ливия).
В 1990-е гг. обострившим взаимоотношения между РФ и США было дело Ханссена.
Ханссен родился в Чикаго в семье офицера полиции. С детства юный Роберт мечтал пойти по стопам отца, однако родители хотели видеть его на более престижной работе. В результате в 1966 г. Ханссен закончил колледж Кнокс в Иллинойсе, получив степень бакалавра химии. Во время учёбы он удивил всех своих сокурсников тем, что выбрал русский язык в качестве одного из факультативных предметов для изучения. А в 1971 г. он получил степень магистра управления бизнесом в Северо-Западном университете Чикаго.
Завершив таким образом своё образование, Ханссен устроился на работу в одну из чикагских инвестиционных компаний младшим финансовым консультантом. Однако мечта детства о карьере сотрудника правоохранительных органов не оставляла его. В результате уже в следующем 1972 г. Ханссен покидает скромную, хотя и хорошо оплачиваемую, должность клерка и поступает на службу в управление полиции Чикаго. После окончания полицейской академии его назначают следователем в финансовый отдел чикагской полиции.
Следующим шагом, предпринятым Ханссеном на избранном им поприще стала подача заявления о переводе в ФБР.
В 1978 г. Ханссен был переведён в Нью-Йоркское отделение ФБР. Здесь он впервые вступил в контакт с советской разведкой. Это произошло в 1979 г.
На путь сотрудничества с КГБ Ханссен встал во многом из соображений идейного порядка, причём не из любви к СССР и коммунистической идеологии, как это делали многие иностранцы, сотрудничавшие с НКВД в 1930-е гг., а из-за разочарования в американском образе жизни.
Как произошёл первый контакт Ханссена с КГБ, в точности неизвестно. Как следует из опубликованных материалов, после ареста Ханссена его жена на одном из допросов вспомнила, что ещё в 1979 г. он проговорился ей о своей двойной жизни, после чего она стала подозревать его в шпионаже в пользу СССР.
В январе 1981 г. Ханссен был переведён из Нью-Йоркского регионального офиса в штаб-квартиру ФБР в Вашингтоне, где с 1983 г. он начинает работать в аналитическом отделении, занимающемся СССР. Там он получил доступ к информации практически обо всех операциях, проводимых ФБР против советских представителей в США.
В начале 1985 г. Ханссен вернулся в Нью-Йоркский региональный офис ФБР, где занял должность начальника бригады наружного наблюдения отделения контрразведки.
октября 1985 г. Ханссен пришёл в почтовое отделение Центрального вокзала, откуда направил сотруднику советского посольства Виктору Дегтярю, проживавшему в городе Александрия, штат Вирджиния, запечатанный пакет. В пакете находился конверт с надписью: «Не вскрывать! Немедленно передать этот конверт запечатанным Виктору Ивановичу Черкашину».
В своём послании Ханссен за свои сведения, просил 100 тысяч долларов. Кроме того, он сообщал о вербовке американскими спецслужбами сотрудников КГБ Бориса Южина, Сергея Моторина и Валерия Мартынова.
В результате в ближайшее время все трое предателей были арестованы. При этом Моторин и Мартынов были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны, а Южин осуждён на 15 лет лишения свободы.
В феврале 1992 г. указом президента России Б.Н. Ельцина Южин был амнистирован и вернулся в Москву. А в 1994 г. вместе с женой и дочерью Южин выехал в США. В настоящее время он проживает в Калифорнии.
Кроме того, судя по предъявленному Ханссену обвинительному заключению, он сообщил КГБ ещё о шести сотрудниках советских спецслужб, завербованных американцами.
Поскольку одним из условий своего сотрудничества с КГБ Ханссен поставил свою полную анонимность, контакт с ним поддерживался исключительно через тайники.
Как утверждают в ФБР, за всё время работы Ханссена на КГБ и СВР ему заплатили 1,4 млн долларов.
В 1987 г. Ханссена вновь перевели в штаб-квартиру ФБР - на должность начальника отдела анализа разведданных по СССР. Позднее он возглавил программу по борьбе с советским научно-техническим шпионажем в США. При этом он не только передавал эти сообщения в Москву, но, более того, однажды открыто подключил советского разведчика к секретной компьютерной сети, объяснив потом свои действия тем, что проверял систему защиты.
А в 1988 г. Ханссен передал в Москву сверхсекретный доклад ФБР, в котором назывались десятки имён и фамилий агентов советской разведки, согласившихся работать на США. Ответом на это было благодарственное письмо, подписанное начальником ПГУ КГБ Владимиром Крючковым.
В 1989 г. Ханссен в буквальном смысле спас от тюрьмы высокопоставленного советского агента в Госдепартаменте США Феликса Блоха. За последним уже давно велось наблюдение, но по настоянию Ханссена его арест был отложен на несколько недель, благодаря чему Блох сумел уничтожить все компрометирующие его документы.
Одним из наиболее важных сообщений, переданных Ханссеном в Москву, были сведения о тоннеле, проложенном ФБР и АНБ под зданием посольства СССР в Вашингтоне, и предназначенном для размещения прослушивающей аппаратуры. Благодаря своевременному предупреждению советской стороной были предприняты соответствующие меры. В результате многомиллионные суммы, потраченные американцами на этот шпионский проект, оказались выброшенными на ветер - вплоть до 1995 г., когда эксплуатация тоннеля была прекращена, через его аппаратуру шла подготовленная нашими спецслужбами дезинформация.
В феврале 1995 г. Ханссен был назначен официальным представителем ФБР в Госдепартаменте США. В течение следующих шести лет он работал в управлении иностранных представительств и занимался вопросами безопасности и контрразведки как в самом Госдепартаменте, так и в американских посольствах за рубежом. Кроме того, он отслеживал перемещения сотрудников иностранных разведок, действующих на территории США под дипломатическим прикрытием.
Согласно своему служебному положению Ханссен имел право передвигаться по всему зданию Госдепартамента. Воспользовавшись этим, он установил подслушивающее устройство в конференц-зале, расположенном поблизости от кабинета госсекретаря США Мадлен Олбрайт, обнаруженное сотрудниками службы безопасности в декабре 1999 г.
Тем временем поняв, что утечка секретной информации продолжается, ФБР и ЦРУ возобновили поиски российского агента в своих рядах. Однако Ханссен под подозрение не попал.
Казалось бы, дело шло к тому, что в апреле 2001 г. Ханссен с почётом отправится на заслуженный отдых, то есть выйдет в отставку. Однако, к сожалению, этим его надеждам не суждено было сбыться. В конце 2000 г. двое российских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, стали невозвращенцами: в октябре - 1-й секретарь постоянного представительства России при ООН Сергей Третьяков, а в декабре - 1-й секретарь посольства РФ в Канаде Евгений Топоров. Судя по всему, один из них, а может и оба сразу, выдали Ханссена американцам.
В конце октября 2000 г. за Ханссеном было установлено скрытое круглосуточное наблюдение. 12 января 2001 г. его перевели в штаб-квартиру ФБР в управление информационных ресурсов на специально созданную для него должность. А 18 февраля он был арестован в момент закладки в тайник очередной порции документов.
февраля Ханссен предстал перед окружным судом расположенного вблизи Вашингтона города Александрии (Вирджиния), где по традиции рассматриваются все дела о шпионаже. Ему было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны. Однако Ханссен категорически отказался признать свою вину. Следующее судебное заседание состоялось 5 марта. И вновь Ханссен не признал свою вину.
Разоблачение Ханссена нанесло тяжёлый удар по репутации ФБР. Именно оно, скорее всего, послужило причиной досрочного ухода в отставку директора Бюро Луиса Фри (хотя, справедливости ради, надо отметить, что слухи о желании Фри выйти в отставку циркулировали задолго до этого). 26 марта началась массовая проверка сотрудников ФБР на детекторе лжи. Всего этой процедуре было подвергнуто около 500 человек - в основном, старший руководящий состав, а также сотрудники, имеющие доступ к секретным файлам и базам данных.
мая Ханссен вновь предстал перед окружным федеральным судом в Александрии. В ходе судебного заседания был официально зачитан список обвинений, включавший в себя 21 пункт.
По 14 из них Ханссену грозила смертная казнь. Однако он вновь не признал себя виновным. В решением судьи процесс по делу Ханссена был перенесён на 29 октября 2001 г.
Тем временем между адвокатами Ханссена и представителями обвинения шли интенсивные переговоры о заключении судебной сделки: признание себя виновным и сотрудничество со следствием в обмен на сохранение жизни. В таком повороте событий был заинтересован не только обвиняемый, но и руководство американских спецслужб. Так, 20 мая директор ЦРУ Джордж Тенет заявил, что выступает против вынесения Ханссену смертного приговора и даже обратился с такой просьбой к генеральному прокурору. Подобный «гуманизм» имел две причины. Во-первых, это заинтересованность в том, чтобы Ханссен дал развёрнутые показания о своём сотрудничестве с советской разведкой. Во-вторых, желание избежать долгого и изнурительного судебного процесса, в ходе которого неизбежно возникли бы проблемы с сохранением секретности материалов дела.
июня 2001 г. было объявлено, что Министерство юстиции США отказалось от требования вынести Ханссену смертный приговор. После этого между адвокатами и представителями обвинения была достигнута договорённость: на специальном судебном заседании, состоявшемся 6 июля, Ханссен признал себя виновным по 15 из 21 пункта обвинения и подробно рассказал суду о своей разведывательной деятельности. В обмен на это признание прокуроры не стали требовать для него смертной казни. Более того, согласно договорённости между обвинением и адвокатами Ханссена, его семья сможет получать полагающуюся ему пенсию в размере 6000 долларов в месяц.
мая 2002 г. Ханссен была приговорён к пожизненному заключению.
Бывшие сотрудники американских и западных разведслужб довольно часто бывают в России в рамках самых разных совместных межгосударственных проектов.
Причем иногда их деятельность напрямую связана с прежней работой. Так, например, по словам сотрудников ФСБ, ими было пресечено несколько нежелательных контактов между представителями военно-промышленного комплекса России и отставниками ЦРУ. Последние приезжали в нашу страну с удостоверениями экспертов Минобороны США и посещали военные заводы и закрытые НИИ, где проводили беседы о возможном финансировании некоторых программ этих предприятий.
На самом деле, как считают источники в ФСБ, эксперты выведывали секреты. Подтверждается это хотя бы тем, что все переговоры представители американской стороны тайно записывали на аудио- и видеоаппаратуру. После того как для сотрудников российских спецслужб стали очевидны цели делегаций, сотрудники госбезопасности провели предупредительные беседы как с экспертами, так и с принимавшими их учеными и директорами. Вполне возможно, что задержание бывшего сотрудника СВР явилось запоздалым ответом на операции российского ФСБ .
Крупным успехом спецслужб США был арест бывшего сотрудника СВР РФ В. Галкина.
октября 1996 г. в Нью-Йорке сотрудники ФБР арестовали бывшего сотрудника внешней разведки СССР - (ПГУ КГБ) Владимира Галкина. Он работал в управлении "Т" ПГУ (научно-техническая разведка). Напомним, что Владимир Галкин прибыл в США в составе делегации российской милиции для приобретения полицейского технического оборудования. К тому времени он уже пять лет находился в отставке и в то время являлся генеральным директором фирмы «Ноулидж Экспресс». Подавая документы на получение визы, г-н Галкин не скрывал своей принадлежности к Службе внешней разведки до 1992 года. Ранее в Америке он не бывал. В вину ему вменена попытка получения информации об американской стратегической оборонной инициативе на научном симпозиуме на Кипре в 1991 году.
Согласно судебным документам г-н Галкин предлагал служащему компании «Дейта дженерал корпорейшн» 30 тыс. долларов за три доклада о звездных войнах.
В документах, представленных обвинением в суд, Галкину инкриминируется сбор информации о стратегической оборонной инициативе США.
Для этого он вроде бы пытался на территории третьей страны во время научной конференции войти в сговор с неким индийским гражданином Алуру Прасадом, который в свою очередь тоже проявлял интерес к программе звездных войн. Прасад был арестован и уже представал перед судом. Но суд был прерван летом 1995 года из-за процессуальных осложнений.
декабря 1996 г. Владимир Галкин был освобожден. В Москве утверждали, что ФБР поставило администрацию Клинтона в тяжелое положение, и лишь вмешательство Черномырдина и Гора позволило американцам «сохранить лицо». Однако министерство юстиции США заявило, что решение об отзыве из суда обвинений против Галкина принято правительством исходя из национальных интересов.
Между тем, с момента ареста Галкина Служба внешней разведки угрожала им ответными мерами, а директор ФСБ Николай Ковалев, даже распорядился изготовить список будущих арестантов и продемонстрировал бумагу официальным представителям ФБР и ЦРУ в Москве.
СВР, кроме того, обвиняла американские спецслужбы в неджентльменском поведении: расставленная Галкину ловушка противоречит профессиональной шпионской этике, а МИД требовал незамедлительного и безоговорочного освобождения арестованного. Наконец, Москва заявляла, что дело Галкина нанесет ущерб двусторонним отношениям, если суд не оправдает его.
Сам Владимир Галкин тотчас по освобождении рассказал журналистам, что сотрудники ФБР пытались склонить его к предательству, но получили твердый отказ.
Одним из нашумевших дел в конце 1990-х гг. было дело, связанное с предательством полковника Александра Запорожского, служившего в СВР. Блестящий аналитик с сильным характером. Он выучил один из труднейших языков мира - ахмарский. В СВР он был заместитель начальника американского отдела.
Вступил Запорожский в контакт с ЦРУ в 1994 году, когда был в Аргентине. В 1997 году он решил уйти из СВР на заслуженный отдых.
В то время он уже находился под подозрением, но точных сведений об этом не было. Своим близким сослуживцам он сообщил, что уезжает с семьёй отдыхать в Болгарию. Были сделаны все документы на заграничную поездку. Младший сын закончил десятый класс, а вот старшему пришлось написать рапорт об отчислении из Академии СВР, где он учился.
В июне 1998 года Запорожский уже был в США. Он купил себе два дома стоимостью 407 и 980 тысяч долларов и в тот момент наверняка понял, что домой дороги нет. Пока российские спецслужбы разрабатывали операцию против Запорожского, на сторону США сбежало 2 агента СВР, Третьяков и Торопов.
У Запорожского появилось возможность вернуться в РФ и оклеветать своих коллег.
Коллеги по СВР его приняли и отпустили обратно. Когда информации стало достаточно, СВР решило его арестовать, но в США это было сделать крайне трудно. СВР придумало способ, как вернуть Запорожского в Россию.
Поводом послужило 30-летие одного из управлений СВР. На празднование тридцатилетия одного 9 ноября 2001 года он прилетел в Шереметьево-2.
Там его и арестовали. Он был осужден за шпионаж 18 лет и встретит свое семидесятилетие в тюрьме.
Спецслужбы США и России накопили немалый опыт в работе друг против друга. Для сотрудника ЦРУ командировка в Москву означала, что руководство его весьма ценит и вскоре должно последовать продвижение по службе.
В Россию направляются самые квалифицированные кадры разведки. Ведь здесь, в одном из отделов ФСБ, еще со времен КГБ сложилась своя особая контрразведывательная школа и прошедших ее сотрудников переиграть резидентуре ЦРУ и ее агентам очень непросто.
Контрразведка ФСБ применяет разные способы для нейтрализации иностранных спецслужб и конкретных разведчиков, которые используют в России наиболее острые формы работы. Бывает, оперативники прибегают к нетрадиционным методам.
В 1990-е гг. штат американского посольства в Москве насчитывал примерно 1300 человек. ФСБ не стремилось, да и не могло охватить всех своим вниманием, но по ключевым фигурам, разумеется, работало.
Таким образом, если в геополитическом плане Россия потерпела поражение в 1990-е гг., то в части взаимоотношений спецслужб можно говорить о нулевом результате.
Операция - контроперация, вербовка - контрвербовка.
Раньше американцы особо гордились тем, что им удалось завербовать большое количество сотрудников советских и российских спецслужб.
Но, когда они решили устроить серьёзную проверку своих спецагентов у себя, то уже к 1987 году число сотрудников американских спецслужб, работавших на иностранные разведки (в основном, на российскую) перевалило за 120 человек.
И это не считая Хансена, который один стоит неведомо какого количества агентов. Когда председатель КГБ СССР Владимир Крючков спросил начальника нелегальной разведки ПГУ КГБ Юрия Дроздова: «А сколько вообще нужно иметь агентуры, чтобы знать, что происходит в мире?» тот ответил: «Не так уж много, пять-шесть человек, а вся остальная агентура должна обеспечивать их, отвлекать от них внимание». Хансен явно из этих пяти-шести человек.
Таким образом, в 1990-е гг. операции спецслужб РФ и США проводились с высокой степенью интенсивности. Были как провалы, так и победы со стороны спецслужб как РФ И США. На основании вышеизложенных фактов, в 1990- е гг. победу в противостоянии нельзя однозначно отдать ни одной из спецслужб как США, так и РФ.
2. Эволюция противостояния спецслужб США и Российской Федерации (н. ХХI в.)
Соединенные Штаты обладают мощной и разветвленной сетью спецслужб.
Это не только всем известные ЦРУ и ФБР, но еще и Агентство национальной безопасности, и Разведывательное управление Министерства обороны, и созданное после событий 11 сентября 2001 г. Министерство внутренней безопасности, и Управление национальной разведки, и еще десяток менее известных контор.
Деятельность американских спецслужб служила и служит одной-единственной цели - установлению гегемонии США во всем мире.
С середины XX века главным препятствием на пути Соединенных Штатов к мировому господству является наша страна. Неудивительно, что основные усилия американских спецслужб были направлены против СССР. Именно эти действия стали одним из важнейших факторов, принесших США победу в «холодной войне».
И сегодня, несмотря на лицемерные рассуждения о «перезагрузке российско-американских отношений», Россия продолжает оставаться для Соединенных Штатов «врагом №1». Так, если в 1997 году ассигнования на нужды Разведывательного сообщества США составили 26,6 миллиардов долларов, то в 2007 году - уже 43,5 миллиардов.
Коренные интересы США прямо противоположны российским: американцы хотели бы видеть Россию не сильной и процветающей, а слабой и зависимой.
В 2001-2006гг. в США осуществляется беспрецедентное по мощи и накалу идеологическое обеспечение деятельности спецслужб в новых политических условиях, сопровождавшееся невиданным для США задействованием административного ресурса по оказанию давления на информационную сферу, повлекшим неоднозначную реакцию гражданского общества.
Этот период характеризуется: многочисленными скандалами и разоблачениями деятельности американских спецслужб, связанными с усилением их влияния в обществе и их неоднозначной ролью в обеспечении внешней политики, посягательствами на неприкосновенность частной жизни граждан, наиболее значимыми за последние тридцать лет кадровым перестановками в разведсообществе, направленными на его консолидацию и милитаризацию.
В процессе реформирования разведсообщества США в начале нынешнего века произошли принципиальные изменения в законодательстве и стратегических установках, воплощённых в новую функциональность секретных ведомств.
Перед ними ставились задачи, ранее официально не выполнявшиеся спецслужбами: обеспечение приоритетных позиций американского бизнеса на международном и внутреннем рынках; обеспечение безопасности и стабильности финансовых потоков, идущих в страну; содействие установлению выгодных США правил в мировой торговле и бизнесе; глобальная борьба с терроризмом.
Что касается вопроса установления экономической гегемонии США в мире, то спецслужбы страны были задействованы в этом процессе весьма эффективно.
Так, процесс усиления взаимодействия государственных спецслужб со службами безопасности крупных корпораций стал набирать обороты. Налаживание обмена данными и осуществление совместных оперативных мероприятий по многим, но не всем параметрам оказывается выгоден и государству и частным компаниям.
Первое экономит ресурсы и скрывает свои интересы в интересах частных компаний, имея возможность, при случае, переложить на него ответственность за провалы и нарушения законов и прав человека; вторые же решают поставленные государством задачи с использованием собственных колоссальных возможностей, сообразуясь с интересами своего бизнеса. Реформы разведсообщества США характеризовались частичной передачей его функций эффективным и экономически заинтересованным транснациональным корпорациям.
Одним из результатов стало ведение бизнеса не традиционными методами, основанными на обычной конкуренции, а силами и средствами спецслужб.
Взаимодействие спецслужб и частных компаний осуществляется по различным схемам. Так, крупная компания может обратиться в ФБР за помощью в предотвращении промышленного шпионажа и получении данных об иностранных партнёрах, работающих в США, в ЦРУ - за проверкой данных о потенциальных зарубежных конкурентах.
В свою очередь, американская разведка привлекает частные компании к обеспечению военных и политических акций в Ираке или Афганистане.
Стоит подчеркнуть, что смена администрации Белого дома, новые кадровые назначения как в разведсообществе, так и в дипломатическом ведомстве, произведённые Б. Обамой в 2009 г., ничего принципиально не изменили в контексте рассматриваемых проблем и тенденций.
Единение разведки и бизнеса - объективный процесс, остановить который не властна никакая администрация. Да никто и не собирается этого делать, поскольку в современных условиях (глобализация, борьба за информацию, нарастание и усложнение конфликтного поля по всему миру и проч.) только совместные усилия «рыцарей плаща и кинжала» и «акул империализма» способны обеспечивать взаимосвязанные интересы государства и бизнеса.
Вопрос только в том, в чью пользу в тот или иной момент идёт игра, кто кого больше использует и кто получает больше преференций. Разобраться в этом сегодня становится всё труднее.
В этой связи следует согласиться с утверждением известного российского эксперта В.С. Овчинского, что говорить о сотрудничестве спецслужб в борьбе с общими вызовами можно лишь тогда, когда определены правила игры и ясно, кто в чьих интересах сегодня действует»
Информация, доступная исследователям благодаря мемуарам ряда сотрудников американской разведки и журналистам, свидетельствует, что экономическая составляющая разведывательной деятельности США в мире в последние годы нарастала.
Осуществлён ряд проектов по внедрению под прикрытием в зарубежные коммерческие структуры сотрудников государственных секретных ведомств в целях ослабления, дезинтеграции и развала экономических систем других стран.
Активизировались тайные операции американских спецслужб, проводимые руками коммерческих структур, таких как «Рэндон груп», «Карлайл», «Юнайтед фрут компани», «Халлибёртон».
С помощью подразделений разведки, ответственных за «экономический блок», правительство США в течение нескольких десятков лет решало важнейшие задачи «по обеспечению и сохранению долларовой привязки большинства стран в рамках имперского контроля над их экономиками в интересах американской «корпоратократии» (союза правительства, банков и корпораций). Все это делалось под видом борьбы с «экономической отсталостью» этих стран.
Деятельность спецслужб, направленная на обеспечение интересов частных компаний, ставит под вопрос и факт существования классической рыночной экономики, так как данное вмешательство наносит сокрушительный удар по одному из главных механизмов функционирования рынка - законной конкуренции.
Очевидным является неоспоримое преимущество того, кто заведомо знает о конкуренте больше, чем тот знает о нём самом. Любые переговоры при таком раскладе сил заранее обречены на поражение того, кто пытается играть по традиционным рыночным правилам.
Союз американской разведки с крупным транснациональным бизнесом становится мощной силой обеспечения доминирования США на международной арене.
Сегодня очевидно, что Вашингтон не намерен отказываться от такого доминирования, несмотря на официальный отказ администрации Б. Обамы от реализации пресловутой «доктрины Буша».
США и впредь намерена играть ключевую роль в мире, оставаться державой, интересы которой простираются на все регионы планеты. Необходимо учитывать, что официально объявленное смягчение силовой составляющей во внешней политике США по сравнению с периодом начала века, отнюдь не означает отказа от сохранения приоритетных позиций во всех без исключения сферах международного бытия, поскольку безопасность в мире, как следует из доктринальных документов Вашингтона 2009-2010 гг., прочно увязывается в сознании американской политической и экономической элиты с безопасностью самих США, что подразумевает и сохранение американского экономического превосходства.
Российские спецслужбы в лице, прежде всего ФСБ, стараются не допустить усиления воздействия американских спецслужб на Российскую Федерацию в том числе и в ракурсе экономического шпионажа.
Одной из успешных операцией ФСБ прогремевшей на весь мир, стал захват американского шпиона Райана Фогла.
В его поимки участвовало более 20 сотрудников ФСБ. В ночь с 13 по 14 2013 г. мая Райн Кристофера Фогл был задержан в Москве на встрече с сотрудником ФСБ. При нем были найдены 100 тысяч евро, компас, набор для грима, два парика и карту Москвы. Он имел дипломатическую неприкосновенность, так как был третьим секретарем посольства Соединенных Штатов Америки.
Генерал-майор КГБ в отставке Алексей Кондауров отметил, что столь непрофессиональные действия американского шпиона наводят на мысль о скрытых намерениях его задержания.
Он предполагает, что в это время могла проходить совсем другая операция ЦРУ в Москве. А Райан был всего лишь отвлекающим маневром. Сами США объяснили причину этого поступка терактом в Бостоне. После этого теракта США решило завербовать сотрудников, работающих на Северном Кавказе для более оперативного получения информации с этого региона.
На следующий день после задержания Майклу Макфолу пришлось приехать в центральный аппарат МИД РФ и решить эту ситуацию. Райану отвели 7 дней чтобы покинуть РФ и 19 мая он улетел в США.
Ещё одной удачной операцией ФСБ в 2000-е гг. стала операция против ЦРУ.
Федеральная служба безопасности РФ в 2002 г. пресекла попытку Центрального разведывательного управления США получить секретные сведения о новых российских разработках в области вооружений, а также о военно-техническом сотрудничестве России со странами.
Как сообщили в Центре общественных связей ФСБ РФ, для этого американцы пытались завербовать специалиста режимного объекта Министерства обороны РФ. Эту работу осуществляли офицеры ЦРУ, работавшие под прикрытием американских дипломатических представительств в Москве и в одной из стран СНГ.
Установлено, что за границей конспиративные встречи с российским гражданином проводил оперативный работник ЦРУ Дэвид Робертсон.
На территории России американцы поддерживали с россиянином связь с использованием тайников и тайнописных почтовых отправлений. Эти операции осуществлял третий секретарь консульского отдела посольства США в Москве, сотрудник ЦРУ Юнджу Кенсинджер. Как заявили в ЦОС, «ФСБ располагает неопровержимыми доказательствами ведения ЦРУ шпионской деятельности против России».
Так же к успешным операциям, раскрытых ФСБ, относится дело связанное с именем гражданина США, бизнесмена Эдмонда Поупа.
Он был задержан 5 апреля 2000 года по обвинению в шпионаже в пользу США. Ему, в частности, инкриминировался сбор информации о новейших российских торпедах, используемых на подводных лодках.
сентября 2000 года Генеральная прокуратура России утвердила обвинительное заключение и направила уголовное дело в отношении Поупа в Мосгорсуд.
В ответ госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала действия Генпрокуратуры «возмутительными».
Официальный Вашингтон неоднократно обращался к российским властям с призывами освободить американского гражданина из-под стражи в связи с ухудшением состояния его здоровья.
Несмотря на это 6 декабря 2000 года Московским городским судом Поуп был осужден за шпионаж на 20 лет лишения свободы. Однако 14 декабря, в день вступления приговора в силу, президент России Владимир Путин по рекомендации Комиссии по помилованию при президенте РФ своим указом его помиловал.
Таким образом, деятельность ФСБ крайне важна для РФ.
С помощью спецслужб любое государство получает правдивую ситуацию в мире и может во время принимать правильные решения.
Но исследование вопроса о противостоянии спецслужб было бы неполным, если не упомянуть о Службе внешней разведки РФ. Она также является приемником КГБ.
В КГБ внешняя политическая разведка являлась первым отделением. Целями СВР являются:
) обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вот некоторые операции спецслужб США против российских агентов.
июня 2010 г. по подозрению в шпионаже в пользу России в США были задержаны десять человек: Анна Чапман (Anna Chapman), Ричард (Richard) и Синтия Мерфи (Cynthia Murphy), Хуан Лазаро (Juan Lazaro), Вики Пелаэс (Vicky Pelaez), Майкл Зотолли (Michael Zottoli), Патрисия Миллз (Patricia Mills), Михаил Семенко, Доналд Хитфилд (Donald Heathfield) и Трейси Ли Энн Фоли (Tracey Lee Ann Foley). Как было официально объявлено, аресты стали результатом расследования, которое в течение нескольких лет вело ФБР.
июня полиция Кипра задержала еще одного подозреваемого, разыскиваемого властями США по обвинению в шпионаже в пользу России. Им оказался 55-летний гражданин Канады Роберт Кристофер Метсос (Robert Christopher Metsos). Он был арестован в международном аэропорту Ларнаки при попытке вылететь в Будапешт. Однако 30 июня Метсос был выпущен под залог, после чего успешно скрылся.
Хотя СМИ сразу же окрестили скандал «шпионским», а задержанных - «шпионами», официальное обвинение в шпионаже не выдвигалось.
июня власти США предъявили всем десяти подозреваемым обвинение в «преступном сговоре с целью работы в качестве тайных агентов правительства Российской Федерации без предварительного уведомления министра юстиции». Девять из них также обвинили в отмывании денег.
В США с 1938 г. действует «Акт регистрации иностранных агентов». Согласно этому закону, любой иностранный агент влияния, проживающий на территории Соединённых Штатов (за исключением дипломатов) обязан в 10-дневный срок зарегистрироваться в Министерстве юстиции. Как говорится в официальном разъяснении: «Цель Акта - обеспечить, чтобы народ США и законодатели знали источник информации (пропаганды), предназначенной для получения влияния на общественное мнение, политику и законы».
Таким образом, фактически «русских шпионов» обвинили в незаконном лоббизме.
Впрочем, инцидент был быстро урегулирован. США и РФ договорились, что Соединённые Штаты вышлют их из страны и передадут российским властям.
Россия, в свою очередь, обещала освободить четверых лиц, отбывающих тюремные сроки на её территории.
В итоге все задержанные в США десять агентов предстали перед судом и полностью признали свою вину в незарегистрированной деятельности в пользу России. Кроме того, согласно сделке с правосудием обвиняемые назвали свои истинные имена. Так, Хуан Лазаро оказался Михаилом Васенковым, Доналд Хитфилд - Андреем Безруковым, Трейси Ли Энн Фоли - Еленой Вавиловой, Ричард и Синтия Мерфи - Владимиром и Лидией Гурьевыми, Майкл Зотолли - Михаилом Куциком, Патрисия Миллз - Натальей Перевёрзевой. Трое из задержанных - Анна Чапман, Вики Пелаэс и Михаил Семенко - работали под своими именами.
В свою очередь Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании Александра Запорожского, Сергея Скрипаля и Игоря Сутягина, которые были ранее осуждены за шпионаж в пользу американской и английской разведок, а также Геннадия Василенко. Как сообщила пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова, эти люди обратились с прошениями о помиловании в адрес президента, в которых признали свою вину в ранее совершённых преступлениях.
июля 2010 г. в столице Австрии Вене состоялся обмен, причем все прошло довольно буднично, прямо в аэропорту, на глазах авиапассажиров.
Наиболее известная из «шпионов», Анна Васильевна Чапман (в девичестве Кущенко) родилась 23 февраля 1982 г. в Волгограде. В 2003 г. окончила экономический факультет Российского университета дружбы народов. В 2002 г. она вышла замуж за британца Алекса Чапмана.
С 2003 г. Анна Чапаман проживала в Великобритании. В 2005 г. супруги Чапман развелись. В 2006 г. Анна переехала в Нью-Йорк, где занялась собственным бизнесом, открыв агентство, занимавшееся поиском недвижимости, в том числе и в России, ориентированное на русскоговорящих клиентов.
июля 2010 г. Анна Чапман, как и другие арестованные, признала свою незаконную деятельность в США, после чего решением суда была приговорена к тюремному заключению (соответствующему сроку, проведённому ею в предварительном заключении), конфискации всего имущества и средств в США и высылке из страны.
Вскоре после депортации, через своего адвоката Роберта Баума, Чапман заявила о намерении вернуться в Великобританию, так как наряду с российским гражданством имеет британское подданство. Однако Министерство внутренних дел Великобритании заявило, что не позволит Анне Чапман остаться в Соединённом королевстве, и 13 июля Чапман была лишена британского гражданства.
Что можно сказать по поводу всей этой истории? В первую очередь, бросается в глаза неравноценность обмена. Судя по всему, «русские агенты» не успели совершить ничего полезного для России, в то время как выпущенные на Запад Сутягин и другие являются настоящими шпионами и успели принести немалый вред нашей стране.
По мнению российских либералов, никаких иностранных шпионов в РФ в принципе не может быть. А те, кто кажутся таковыми, на самом деле правозащитники или борцы за экологию.
Однако, как уже сказано выше, все четверо обратились к президенту РФ с прошением о помиловании, в котором признали свою вину.
С другой стороны, было бы слишком поспешным делать вывод о «развале российской разведки». Как известно, достоянием гласности становятся лишь имена провалившихся агентов. После разрушения СССР на Запад хлынул массовый поток бывших советских граждан. «Нелегалам» из российской разведки затеряться в нём было гораздо легче, чем во времена «холодной войны». Можно надеяться, что в США осталось немало российских разведчиков, избежавших разоблачения, и они ещё послужат Российской Федерации.
Очень жесткое противостояние спецслужб США и РФ наблюдается в последнее время, в связи с событиями на Украине.
Так, Владимир Якунин, в прошлом высокопоставленный дипломат, а ныне глава госмонополии РЖД, уверен, что США много лет стремятся оторвать Украину от России и увести её в стан Запада.
«Идёт масштабная геополитическая игра, цель которой уничтожение России как геополитического противника США или мировой финансовой олигархии», -высказался Якунин в своём интервью.
«Аналитики ЦРУ описывали три возможных варианта развития геополитической ситуации.
Самым приемлемым считался тот, согласно которому создавалось некое мировое правительство - реализация этого проекта соответствует концепции глобального доминирования, осуществляемой сегодня США». «Так было в Ираке, так было в Афганистане, так было в Югославии и Северной Африке. Теперь передний край реализации этой доктрины перенесён на Украину».
По вопросу отделения Крыма от Украины и вхождения в состав Российской Федерации американские деятели высказываются весьма категорично.
Самое жесткое заявление сделал сенатор от штата Аризона, кандидат в президенты от Республиканской партии на выборах 2008 года Джон Маккейн. На его вопрос о том, были ли действия России в Крыму неожиданными для спецслужб, глава Пентагона Чак Хейгел сказал, что в Вашингтоне знали о намерениях Путина.
Однако никаких деталей Хейгел не представил, т.к. слушания в Конгрессе были публичными. В ответ Маккейн заявил: «Произошел массированный провал в анализе мотивов Путина».
Как передает CNN, председатель комитета по разведке Палаты представителей Майк Роджерс распорядился провести анализ оценок разведки накануне интервенции, а другие члены комитета подчеркнули, что интервенция все-таки не была предсказана, хотя и «значилась в списке возможностей». «Ясно, что мы не предвидели такого уровня атаки, такого уровня вторжения», - сетует конгрессмен Питер Кинг.
Между тем, представитель директора национальной разведки Шон Тернер сказал, что ЦРУ в Украине не провалилось, поскольку часто предупреждало законодателей о «тревожных тенденциях в России после того, как Путин вернулся на пост президента».
ЦРУ в своих оценках Конгрессу сообщало о российских вооруженных силах, находящихся на Украине, и частях на российской территории, которые могут быть направлены в Украину.
Однако бывший офицер ЦРУ на условиях анонимности сообщил, что главная разведслужба США за последние 13 лет сконцентрировала внимание на борьбе с терроризмом, что снизило способности заниматься «обычным» шпионажем против главных противников, в том числе России.
«В резидентуре ЦРУ в Киеве «есть всего два или три оперативных работника. Так что они наверняка не имеют источников, которые знают о намерениях России», - цитирует «НГ» неназванного офицера.
Другой бывший сотрудник разведки говорит о трудностях, с которыми сталкиваются американские шпионы в Крыму. Ведь присутствие российских войск на полуострове - «это свершившийся факт, и никто не будет следить за тем, что происходит на этих базах».
Однако «Независимая газета» далее пишет о том, что «побочным результатом полемики между чиновниками от разведки и законодателями стало признание директором ЦРУ Джоном Бреннаном того, что передвижения российских войск в Крыму нельзя рассматривать как вторжение».
Таким образом, в начале ХХI в США заявили о себе в качестве самостоятельного игрока в осуществлении внешнеполитической, внешнеэкономической и информационной экспансии и поэтому вся система спецслужб США подверглась кардинальной структурно-управленческой реорганизации.
У спецслужб США появилась новая роль, когда власть создала условия для их превращения из вспомогательного в ключевой элемент внешней и внутренней политики.
Спецслужбы США, в обозримом будущем нельзя исключать из категории тех, за кем необходимо зорко наблюдать и решительно срывать их действия, направленные против нашей страны. Какие бы проблемы ни возникали. Обстановка, в частности, настоятельно требует активизации сотрудничества спецслужб наших стран в бескомпромиссной борьбе с международным терроризмом, где бы он ни проявлялся.
Однако российские спецслужбы в лице, прежде всего ФСБ, стараются не допустить усиления воздействия американских спецслужб на Российскую Федерацию.
специальный служба разведывательный
Заключение
В результате проделанной работы, автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, на всем протяжении постбиполярного периода продолжается противостояние спецслужб США и Российской Федерации.
Это противостояние имело свою специфику как 1990-е гг. так и в 2000-е гг.
Так называемый «демократический период» 1990-х гг. нанёс непоправимый ущерб системе безопасности Российской Федерации, и её главному элементу национальным спецслужбам. И как логическое следствие - государство оказалось несостоятельным в борьбе с международным терроризмом, интернациональной наркомафией, межэтническими конфликтами, провалами в социально-экономической сфере.
В сложнейших социально-экономических, политических условиях, обострении противоречий на международной арене конца 1990-х гг., активного продвижения блока НАТО на Восток складывалась система национальной безопасности России. И это поставило спецслужбы США перед новыми реалиями.
Во-вторых, политика России при президенте Б. Н. Ельцине требовала иных разведывательных приоритетов от США, а информационный поток настолько возрос, что обработать его прежними силами стало нереальным.
В начале 1990-х гг. спецслужбы США приняли решение полностью перестроить свою работу в России. Ставка была сделана на сбор информации из открытых источников. Штат резидентур при посольстве и консульствах США в России значительно увеличился. Однако при этом численность сотрудников сектора агентуры не сократилась.
Был продемонстрирован дружественный курс американских спецслужб по отношению к российским. Приоритет в работе американской разведки был отдан на создание условий для влияния США на внутреннюю и внешнюю политику России.
Тем не менее, хоть в геополитическом плане Россия потерпела поражение в 1990-е гг., победу в противостоянии нельзя однозначно отдать ни одной из спецслужб как США, так и РФ. Был достигнут нулевой результат.
В-третьих, в 2000-е гг. при усилении вертикали власти в РФ и укреплении спецслужб в стране, для России возросли внешние угрозы: беспрецедентная военно-политическая экспансия США, продвижение блока НАТО к границам Российской Федерации, рост международных террористических организаций, усиление информационно-психологической войны, давление транснациональных корпораций на политическую элиту Российской Федерации, расширение несанкционированной миграции на территории Российской Федерации; движение мирового сообщества к финансовому и энергетическому кризису, изменение климата, увеличение числа техногенных и экологических катастроф. На эти вызовы соответственно должны были адекватно реагировать российские спецслужбы.
В начале ХХI в. вся система спецслужб США подверглась кардинальной структурно-управленческой реорганизации.
Реорганизация американских спецслужб была вызвана многочисленными причинами, к которым надо отнести следующие: усиление роли Российской Федерации во внешней политике; использование обновленной доктринальной стратегии «государства национальной безопасности»; борьба с международным терроризмом, усиление исполнительной власти США; подчинение целям и задачам внешней политики, обозначенным в основополагающих стратегических документах США в период с середины 1990-х гг. прошлого века по 2014г.
США заявили о себе в качестве самостоятельного игрока в осуществлении внешнеполитической, внешнеэкономической и информационной экспансии.
У спецслужб США появилась новая роль, когда власть создала условия для их превращения из вспомогательного в ключевой элемент внешней и внутренней политики.
Спецслужбы США, в обозримом будущем нельзя исключать из категории тех, за кем необходимо зорко наблюдать и решительно срывать их действия, направленные против нашей страны. Какие бы проблемы ни возникали. Обстановка, в частности, настоятельно требует активизации сотрудничества спецслужб двух стран в бескомпромиссной борьбе с международным терроризмом, где бы он ни проявлялся.
Российские спецслужбы в лице, прежде всего ФСБ, стараются не допустить усиления воздействия американских спецслужб на Российскую Федерацию.
Список использованных источников и литературы
Источники на русском языке
.Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт. М.,2004.
2.Даллес А. Искусство разведки. M., 1992.
.Дроздов Ю.И. Записки начальника нелегальной разведки. М., 2003.
.Мадлен Олбрайт. Религия и мировая политика. М., 2008.
.Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. М., 2005.
.Примаков Е.М. Очерки истории российской внешней разведки. М.,1996.
.Филби К. Моя тайная война. М., 1980.
.ФСБ: документы и материалы.
на английском языке
9.American Presidency from Washington to Bush. N.Y., 1995.
10.Central Intelligence: Origin and Evolution. Washington, 2005.
.Congressional Report on Prewar Intelligence. 2005 (December).
12.Congressional Research Service Reports on Intelligence and Related Topics. Washington.
.Gates R.M. From the Shadows. N.Y., 2007.
.Helms R., Hood W. A Look over My Shoulder: A Life in the CIA. N.Y., 2003.
.Managing Sensitive Information. Washington, 2006.
.Mapping the Global Future. Project 2020. Report of the National Intelligence Council.
17.National Security Presidential Directive No. 1. 2001
18.National Security Presidential Directive No. 17. 2001
.New Century National Strategy of the US.
20.Present and Future Challenges Facing the Department of Homeland Security. Washington, 2005.
.The Statement of Guiding Principles. The Project for the New American Century.
.The Washington Post. 2001 (September 23, September 24, September 26).
.The FBI's Strategic Plan 2004-2009. Washington, 2004.
.The National Security Strategy of the United States. Washington, 2002.
.The National Security Strategy of the United States. Washington, 2006.
26.The USA Intelligence Community's 5 Year Strategic Human Capital Plan. Washington, 2006.
.Turner S. Burn before Reading. N.Y., 2005.
Литература на русском языке
.Аббас М. Путь в Осло: человек, подписавший соглашение, раскрывает тайны переговоров. М.,1996.
29.Алексеев А. Безопасность от Атлантики до Урала и далее // Международная жизнь. 1993. №2.
.Аничкина Т.Б. Использование методов информационной борьбы в ходе военной кампании в Ираке // США - Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 7.
.Асеевский А. ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы. М., 1983.
.Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок. М., 2005.
.Батюк В. Политика США на постсоветском пространстве после окончания холодной войны // Международная жизнь. 2011. № 8.
.Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М., 1998.
.Бжезинский З. Вне контроля. Глобальный беспорядок накануне XXI века // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 4.
.Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2010.
.Бобков Ф.Д. КГБ и Власть. М., 1995.
.Борн Г. На пути эффективного демократического контроля над деятельностью спецслужб. М., 2004.
.Бояджи Э. История шпионажа. М., 2003.
.Власихин В.А. Законодательство о борьбе с терроризмом и Министерство внутренней безопасности США. М., 2007.
.Власихин В.А. Новый закон США о борьбе с терроризмом и Билль о правах // США - Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 4.
.Власихин В.А., Николайчик В.М. Проблема преступности и укрепления правопорядка в политике президентов США // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 1.
.Воронцов С.А. Спецслужбы России. Ростов - на - Дону, 2006.
.Гегелашвили H.A. Каспийский регион в российско-американских отношениях. М., 2009.
.Геевский И.А. ,Червонная С.А. Под кодовым названием и без. М., 1985.
.Геевский И.А. Мафия, ЦРУ, Уотергейт. М., 1980.
.Гиленсен В.М. В тенетах политического сыска: ФБР против американцев. М., 1987.
.Гиленсен В.М. ФБР США. М., 1979.
.Гинсбергс Д. Российско-американское сотрудничество в борьбе с преступностью // Международная жизнь. 1993. №2.
.Голдгейер Дж., Макфол М. Цель и средства. Политика США в отношении России после холодной войны. М., 2009.
.Государственная безопасность России. Энциклопедия. Саратов, 2004.
.Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности. М., 1998.
.Дамаскин И. А. 100 великих операций спецслужб. М., 2006.
.Франк Д. Повседневная жизнь ЦРУ. Политическая история 1947-2007. М.,2009.
.Девятов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. М., 2002.
.Дейчман И. ФБР - империя неприкосновенных. М., 2004.
.Добреньков В. И. Мир в XXI в. и Россия: тенденции и перспективы // Вестник Московского университета. 2011. № 3.
.Добреньков В. И. Необъявленная война // Вестник Московского университета. 2011. № 3.
.Дундуков М.Ю. Разведка США: правовое регулирование организации и деятельности. Калуга, 2002.
.Дундуков М.Ю. Становление разведки США.
.Евстафьев Г. Разведсообщество США: борьба за лидерство
.Елизаров А. Контрразведка. ФСБ против ведущих разведок мира. М., 2000.
.Жеглов Ю. Реконфигурация военного присутствия США за рубежом // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 1.
.Зорькин В.Д. Спецслужбы, полиция и права человека // Россия в глобальной политике. 2006. № 6.
.Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый Дом и пресса. М., 1991.
.Ивашов Л.Г. Против России развязали сетевую войну.
.Карасова Т.А. Ближневосточное урегулирование и израильское общество // Ближний Восток и современность. 1999. № 7.
.Кассис В., Колосов Л. За фасадом разведок. М., 1984.
.Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М., 1997.
.Колпакиди А.И., Прохоров Д.А. Империя ГРУ. «Кроты» в США. М., 2002.
.Костин П.В. Тайная полиция США. М., 1986.
.Кременюк В.А. Россия и США в новых международных условиях: ассиметричное партнерство? М., 2005.
.Кудрявцев Г.Г. Международные отношения. М.,1991.
.Кузнецов В.С. Руководители ЦРУ и их политика. М.,1988.
.Лаврентьев А.В. Система контроля за разведслужбами в США.
.Литовкин В.А. Антитерроризм - основа новой стратегии Пентагона. М.,2005.
.Лубянка: обеспечение национальной безопасности государства. М., 2004.
.Макгэффин У., Нолл Э. Секреты Белого дома. М., 1971.
.Мид У.Р. Власть, террор, мир и война: большая стратегия Америки в обществе риска. М., 2006.
.Мизин В., Ознобищев С. Параметры безопасности в эпоху после «холодной войны» // Международная жизнь. 1993. № 7.
.Мирский Г.И. Ближний Восток и политика США // США - Канада: экономика, политика, культура. 1998. №3.
.Нагорный А., Коньков Н. Обамаски-шоу. В ожидании «новой Мальты» // Завтра. 2009. № 80.
.Нарочницкая Н.А. Аналитические институты - глаза, уши и мозг Америки // Наш современник. 2004. № 3.
.Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2004.
.Нир Б. Барак Обама для начинающих. Всё о новом президенте США. М., 2009.
.Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.
.Позняков В.В. Советская разведка в Америке (1920-1940). М., 2005.
.Полмар Н., Аллен Т. Энциклопедия шпионажа. М., 1999.
.Пырлин Е.Д. Где выход из лабиринта? // Ближний Восток и современность. 2001. №10.
.Пыхалов И.В. Спецслужбы США. М., 2003.
.Сизов В.Ю. Пятидневка противостояния. //Международные процессы. 2008. №2.
.Солдатов А., Бороган И. Новое дворянство: Очерки истории ФСБ. М., 2011.
.Соловьев Э. Гуманитарное измерение «мягкой силы»: человеческая безопасность» во внешней политике РФ // Международная жизнь. 2011. № 8.
.Стрельцина М.М. Институциональные условия создания правительственных ведомств в России и США: сравнительный анализ: Дис. …канд. полит. наук. М.,2004.
.Сурков Н.Ю. Произраильское и арабское лобби в США // США - Канада: экономика, политика, культура. 2007. №10.
.Терентьев А. «Новый мировой порядок» США или европейское мироустройство // Мировая экономика и международные отношения. 2003 № 7.
.Хайнц Ф. Мемуары разведчика. М.,1988.
.Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций? // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 3.
.Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике // США Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 9.
.Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. М., 2002.
.Шебаршин Л. Рука Москвы. М., 2012.
.Широкорад А.Б. Соединенные Штаты Америки: противостояние и сдерживание. М.,2011.
.Шумилин А.И. Эволюция политики администрации Буша на Ближнем Востоке: от дистанционирования к активному вмешательству. М., 2004.
.Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М.,1992.
.Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004.
.Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР. М.,1983.
на английском языке
107.Andrew Ch. М. For the President's Eyes Only: Secret Intelligence and the Briody D. The Iron Triangle. Inside the Secret World of the Carlyle Group. Hoboken (New Jersey), 2003.
108.Davis J. R. Fortune's Warriors: Private Armies and the New World Order. Toronto, 2000.
.Fenster M. Conspiracy Theories: Secrecy and Power in American Culture. Denver, 2001.
.Lowental M. Intelligence: from Secrets to Policy. Washington, 2006.
.Mann J. Rise of the Vulcans. The History of Bush's War Cabinet. N.Y., 2004.
112.Nash J.R. Spies: A Narrative Encyclopedia of Dirty Tricks and Double Dealing from Biblical Times to Today. N.Y., 1997.
.Nye J. The Paradox of American Power. N.Y., 2002.
114.PolmarN., Allen T. Spy Book: the Encyclopedia of Espionage. N.Y.,1998.
.Richelson J. The U.S. Intelligence Community. Cambrige., 1989.
.Toledano R. de. J. Edgar Hoover: The Man in His Time. N.Y., 1973.
.Watson B.W. US Intelligence: An Encyclopedia. N.Y., 1990.
.Woodward R. Plan of Attack. N. Y., 2004.