Организация научно-исследовательской деятельности в России
Липецкий
государственный технический университет
Кафедра
электрооборудования
РЕФЕРАТ
по
научно-исследовательскому семинару
Организация
научно-исследовательской деятельности в России
Липецк 2014
г.
Определение научной деятельности в
России
Наука является очень важной частью любого
государства. За счет нее развиваются все сферы деятельности людей, начиная от
сельскохозяйственной и заканчивая тяжелой промышленностью. Необходимость в
научном знании появляется в обществе тогда, когда уже имеющихся представлений
недостаточно в рамках повседневного мышления и обыденного знания. Одна из
главных задач России на сегодняшний - ускоренными темпами создать в России
новый, мощный научно-технологический потенциал, а для этого необходимо точно знать
истинное положение дел в науке и высшем образовании.
Научная деятельность, научная работа или научный
труд - это творческая деятельность, направленная на получение, освоение,
переработку и систематизацию новых научных знаний.
Научные учреждения, независимо
от их подчиненности, названия, ранга, помимо научных сотрудников должны иметь
средства научной деятельности (научное оборудование - измерительное,
вычислительное и т.д.), объекты научного труда (исследуемые предметы или
явления), информационный массив (библиотечный и патентный фонды) для научной
деятельности.
По отношению к сфере
человеческой деятельности научные учреждения могут относиться:
к непроизводственной сфере
относятся академические институты, входящие в состав Российской Академии Наук,
научно-исследовательские институты общенаучного и гуманитарного профилей, а
также вузы непроизводственного профиля (медицинские, юридические и др.);
- к производственной сфере относятся все
отраслевые институты - проектные и конструкторские бюро, научно-производственные
комплексы и объединения, технические вузы.
Очевидно, что эффективная
научная деятельность возможна только при условии ее финансирования. Источниками
финансирования научной деятельности в нашей стране являются:
. Государственный бюджет
(госбюджет).
2. Средства юридических и физических лиц.
Законодательную основу регулирования отношений
между субъектами научной н научно-технической деятельности, органами власти и
потребителями научной н научно-технической продукции образует Федеральный закон
от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике».
Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
- признания
науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития
производительных сил государства;
- гарантии
приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
- концентрации
ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
- интеграции
научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных
форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и
экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на
базе вузов, научных организаций академий наук;
- стимулирования
научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему
экономических и иных льгот.
В Российской Федерации управление научной и
(или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания
принципов государственного регулирования и самоуправления.
Органы государственной власти, учреждающие
государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют
контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им
имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. Научные
организации н организации научного обслуживания и социальной сферы определяют
приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование
системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или)
научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и
научно-технических программ, и проектов, развитие форм интеграции науки и
производства, реализацию достижений науки и техники.
Основной формой отношений между научной
организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или)
научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными
органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание,
передачу и использование научной и (или) научно- технической продукции,
оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг,
а также другие договоры.
Правительство РФ и органы исполнительной власти
субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе
устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных
исследовании и экспериментальных разработок, устанавливать обязательный
государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных
организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить
в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать
создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники,
организовать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные
исследования и проведение экспериментальных разработок.
Министерство промышленности, науки и технологий
РФ является федеральным органом, проводящим государственную политику и
осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а
также координирующим деятельность в этой сфере.
Министерство формирует и обеспечивает единую
государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные
направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших
межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные
научно-технические программы и содействует в их реализации, координирует деятельность
федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической
информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию
научно-технического потенциала России.
Другим федеральным органом является Российское
агентство по патентам и товарным знакам, оно осуществляет исполнительные,
контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области
охраны промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.),
правовой охраны для ЭВМ баз данных и топологий интегральных микросхем.
Агентство принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на
объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок,
осуществляет государственную регистрацию объектов промышленной собственности,
выдает охранные документы и выполняет другие функции.
Важные управленческие функции в сфере вузовской
науки выполняет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом
осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и
научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других
организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства
образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной
деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой
политики в сферах образования и научной деятельности.
Приказом Минобразования России утверждена
«Концепция научной и инновационной политики в системе образования Российской
Федерации». В ней определена главная цель научной политики системы образования:
обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на
уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее
образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития
экономики и решения социальных задач страны.
Для достижения поставленной цели в Концепции
сформулированы следующие основные задачи:
развитие научных исследований и базы для
подготовки специалиста;
сбалансированное сочетание
фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентоспособными
разработками коммерческого характера;
приоритетное развитие научных
исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его
уровней;
намечены направления работы с
молодежью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную
работу студентов и учащейся молодежи;
обеспечить академическую мобильность
студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения
одаренной молодежи;
совершенствовать организацию учебно- и
научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа - вуз - аспирантура -
докторантура.
Структурным подразделением Министерства
образования РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными
задачами которой являются:
- создание
единой государственной политики, осуществление контроля и координация
деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей
квалификации;
В соответствии с возложенными на нее задачами
ВАК Минобразования России: российский
инновационный научный исследовательский
- разрабатывает
в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы
диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения
ученых степеней и присвоения ученых званий:
- контролирует
деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть
диссертационных советов по каждой научной специальности;
- разрабатывает
порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов
профессора и доцента по специальности государственного образца.
Высшим научным учреждением страны является
Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные
научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и
технических наук, принимает участие в координации фундаментальных
научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими
учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета.
Помимо РАН, функционируют отраслевые академии
наук, это самоуправляемые организации, которые проводят фундаментальные и
прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и
участвуют в координации этих научных исследований. Отраслевые академии наук
имеют региональные научные центры.
Большой объем научных исследований в стране
выполняется высшими учебными заведениями (университетами, академиями,
институтами).
Одной из задач вуза является развитие наук и
искусств посредством научных исследований, и творческой деятельности
научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных
результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах
организуются научные подразделения-научно-исследовательские и проектные институты,
лаборатории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых
связана с образованием.
В соответствии с Федеральным законом РФ научные
работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в
том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества,
общественные академии наук).
Рисунок 1. Схема устройства научных
подразделений России
В последнее десятилетие в России создано более
60 общественных (негосударственных) академий наук. Членами академии могут быть
физические и юридические лица. Физические лица, как правило, должны иметь
ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Задачами академии
являются: консолидация научных кадров; организация взаимного сотрудничества
между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и
проведении прикладных и фундаментальных научно-исследовательских работ в
области права; материальная поддержка и поощрение представителей российской
юридической науки, создание условий для развития творческих способностей
молодых ученых и др.
Заключение
После всего сказанного можно сделать следующие
выводы: наука имеет огромное значение для общества; научная деятельность
является одной из самых перспективных и интересных видов деятельности человека;
человек с высшим образованием значительную часть своей деятельности будет
посвящать научным исследованиям независимо от специфики его служебной
деятельности; научная квалификация специалиста закладывается во время обучения
в вузе и повышается только в результате повседневной самостоятельной работы;
уровень научной квалификации специалиста влияет на его имидж, положение в
обществе и уровень материального благосостояния.
Список использованных источников
1. Сабитов
Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т., Челябинск,
2002. 138 с.
2. Дунченко
Н.И. Основы научных исследований: учеб. пособие / Н.И. Дунченко, А.В.
Бердутина, В.С. Янковская. - М.: МГУПБ, 2009. - 289с.
. Лебединский,
В.В. Основы научного исследования / В.В. Лебединский, И. Г. Безуглов, А.И.
Безуглов. - М.: Академ. Проект, 2008. - 194 с.
. Сиденко,
В.М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В.М. Сиденко, И.М. Грушко. -
СПб.: Питер, 2005. - 200 с.
5. СТО-13-2011
Студенческие работы. Общие требования к оформлению. Липецк: ЛГТУ, 2011, 32 с.