Организационно-методические основы использования межпредметных связей на уроках кубановедения в повышении уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,49 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно-методические основы использования межпредметных связей на уроках кубановедения в повышении уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования

Министерство образования и науки Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»






ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности Преподавание в начальных классах

на тему: «Организационно-методические основы использования межпредметных связей на уроках кубановедения в повышении уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования»


Выполнила:

Студентка 4 курса группы «Бш»

отделение школьного образования

Дьяченко Дарья Александровна

Научный руководитель:

Петриченко Наталия Георгиевна




Краснодар, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие интеграции и межпредметных связей в обучении младших школьников

1.2 Сущность и образовательные функции межпредметных связей

1.3 Планирование и осуществление межпредметных связей

в процессе обучения школьников на ступени начального общего образования

2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ

2.1 Программа кубановедения для начальных классов об уровне знаний обучающихся на ступени начального общего образования

2.2 Этапы и пути установления межпредметных связей на уроках кубановедения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

межпредметный обучение кубановедение урок

Современная система образования требует от учителя развития собственных компетенций, ориентации на практическое применение знаний, использование разнообразных подходов и методов работы на уроке.

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно, поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Актуальность обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция краеведческих, общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Объект: формирование знаний обучающихся на уроках кубановедения.

Предмет: организационно-методические основы использования межпредметных связей на уроках кубановедения в повышении уровня знаний.

Цель: изучить особенности использования межпредметных связей в обучении младших школьников на уроках кубановедения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1.изучение методической литературы по вопросам критериев оценки знаний младших школьников по кубановедению;

2.изучение содержания учебной программы кубановедения начального общего образования, учебных пособий для учащихся и учителя;

.выявление организационно-методических основ использования межпредметных связей на уроках кубановедения;

.определение соответствующих тем уроков.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, педагогическое исследование, метод математической статистики.

Практическая значимость данного исследования заключается в определение возможности использования межпредметных связей на уроках кубановедения в календарно-тематическом планировании.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие интеграции и межпредметных связей в обучении младших школьников

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начальное образование имеет свои особенности. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. При благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребёнка. Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся Его содержание обращено к личности ученика, поэтому способствует всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждает их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.[1, c.17-23]

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни. Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Стремление к интеграции учебного материала является тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. Интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В чём заключается суть интеграции в обучении?

. Создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения).

. Это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

По существу, интеграция имеет цель заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно - познавательной статье с точки зрения биолога, художника, живописца, музыканта. Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениями на разных уровнях:

внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и внутри отдельных предметов;

межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и двух и более дисциплин;

транспредметная-синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Внутрипредметная интеграция направлена на «спресовывание» материала в крупные блоки. Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь ведёт к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.[3, с. 52-67]

В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, сформированные в процессе изучения какого-либо предмета, свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Вопрос о путях осуществления межпредметных связей - это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Современные методы обучения должны способствовать разностороннему использованию межпредметных связей, отраженных в содержании образования. Межпредметные связи побуждают к поиску методов, требующих взаимодействия учителей разных предметов. Учитель не должен действовать в одиночку в предметной системе обучения, а работать в содружестве со своими коллегами.

Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть разнообразны: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметного содержания .

Таким образом, межпредметная интеграция, используемая в обучении младших школьников, существенно обогащает внутрипредметную. В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные) и способствовать повышению уровня знаний по предметам.

1.2 Сущность и образовательные функции межпредметных связей

В классической педагогике идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи, считал Я.А. Каменский. Он понимал, насколько важно устанавливать связи между предметами для формирования системы знаний у учащихся и обеспечения целостности процесса обучения.

И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: "Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они находятся в природе".

Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К.Д. Ушинский. В книге "Человек как предмет воспитания" он выводит их из различных ассоциативных связей, отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений. В его теории идея межпредметных связей выступает как часть более общей проблемы системности обучения.

Таким образом, в истории педагогики накопилось ценное наследие по теории и практике межпредметных связей, а именно:

сформировалась (с позиции психологии, педагогики и методики обучения) объективная необходимость отражать в учебном познании реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества;

выделились мировоззренческая и развивающая функции межпредметных связей, их положительное влияние на формирование истинной системы научных знаний и общее умственное развитие ученика;

Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока. На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в общем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень - фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повторительно-обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей. В начальной школе являются наиболее приемлемыми и чаще всего используются в педагогике межпредметные связи, основанные на трех вышеперечисленных уровнях.

Различие межпредметных связей в педагогической практике выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

В образовательную функцию входят:

. совершенствование содержания обучения - один из критериев отбора и координации учебного материала в программах родственных дисциплин;

. формирование системности знаний о мире на основе развития ведущих научных идей и понятий;

. формирование политехнических знаний и умений.

Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективности использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса:

комплексной постановки задач урока, включая обобщенные, смежные понятия;

организации познавательной деятельности учащихся;

комплексного использования средств активизации учебной деятельности, наглядных пособий, типичных для предметов, между которыми устанавливается связь;

анализа уровней обученности и развитости;

комплексного поурочного и тематического планирования.

Перестройка всех звеньев учебно-воспитательного процесса с учетом межпредметных связей направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, так как предусматривает реализацию единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения; единство научно-мировоззренческого содержания обучения и активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Доступность обучения на основе межпредметных связей обеспечивается самой организацией процесса обучения, который не только включает обобщенные межпредметные элементы в содержание учебно-познавательной деятельности, но и способствует формированию у учащихся обобщенного умения по их применению.

Идея межпредметных связей тесно связана с процессом дифференциации и интеграции наук. В эпоху Античности природа рассматривалась, как единое целое и знание не расчленялось на отдельные науки. Столь же целостным было образование и воспитание. Именно в тот период родилась теория о воспитании гармоничной личности.

1.3 Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения школьников на ступени начального общего образования

Вопрос о путях осуществления межпредметных связей - это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Современные методы обучения должны способствовать разностороннему использованию межпредметных связей, отраженных в содержании образования. Межпредметные связи побуждают к поиску методов, требующих взаимодействия учителей разных предметов. Учитель не должен действовать в одиночку в предметной системе обучения, а работать в содружестве со своими коллегами. Особую роль играют рабочие программы, которые создаются в соответствии с требованиями ФГОС учителями начальных классов. Поэтому каждый педагог работая на повышения качества образования, уровня подготовки обучающихся в процессе подготовки программы по предмету и календарно-тематического планирования особое внимание может уделить реализации межпредметных связей на этом этапе.

Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть разнообразны: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметного содержания.

Вопросы межпредметного содержания направляют деятельность учащихся на воспроизведение ранее изученных в разных учебных предметах знаний и на их применение при усвоении нового учебного материала.

В процессе формирования познавательных интересов учащихся межпредметные связи (содержательные, операционно-деятельностные, организационно-методические) выполняют многоплановые функции. Прежде всего, они выступают как стимул интересов учащихся к урокам, преломляясь во всех других положительных стимулах, идущих от содержания, деятельности и отношений. Учебная деятельность с опорой на межпредметные связи вызывает непосредственный интерес к урокам. Осуществляясь систематически, они становятся условием формирования устойчивых познавательных интересов школьников.

Итак, обучение на основе разносторонних межпредметных связей активно формирует устойчивые широкие мировоззренческие познавательные интересы, что особенно ценно для всестороннего развития личности школьника. Мировоззренческая направленность познавательных интересов -- это устойчивое стремление школьника к пониманию и обоснованию существенных связей, объясняющих отношения «личность и общество», «природа и общество», «человек и труд»[5, c. 204]

2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ

2.1 Программа кубановедения для начальных классов об уровне знаний обучающихся на ступени начального общего образования

Кубановедение как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и краеведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в развитии и воспитании гуманной социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края. Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умения самостоятельно определять свое личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребенка. При изучении Кубановедения младший школьник узнает об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой Родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий младшие школьники узнают о семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного края, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с природой края должно стать хорошей базой для воспитания у школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в музеи обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребенка.

Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деяте6льности.

Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

Освоение курса «Кубановедение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Кубановедение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Кубановедение»;

) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Кубановедение»;

) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Кубановедение».

При изучении курса «Кубановедение» достигаются следующие предметные результаты:

) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

−4-й классы

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем классе является формирование следующих умений:

определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае

различать формы земной поверхности Краснодарского края

приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных

называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)

различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

ориентироваться по карте Краснодарского края

давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

выполнять правила сбора грибов в своей местности

выполнять правила поведения у водоёма в разное время года

бережно относиться к растениям и животным.[6, c.3]

.2 Этапы и пути установления межпредметных связей на уроках кубановедения

Наиболее оптимальной формой конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающей в себе тематическое планирование с поурочным, считаю технологическую карту.

Технологическая карта позволяет избежать типичных ошибок, совершаемых при традиционном планирование учебного процесса:

отсутствие взаимосвязи между целями уроков;

отсутствие чёткого отбора материала учебного занятия в соответствии с ведущими линиями учебных предметов;

отсутствие взаимосвязи между формами и методами на уроках;

использование учебных занятий одного типа.

В технологических картах указаны цели изучения каждой темы, что должен знать и уметь учащийся на каждом уроке, определён тип урока, форма контроля, перечислено оборудование и домашнее задание.

Вначале изучения каждой темы примерно половина учебного времени посвящается изучению новых знаний, затем идёт урок закрепления знаний, обобщения и систематизации, если позволяет распределение времени - то урок повторения, и, наконец, каждая тема заканчивается уроком проверки и контроля знаний.

Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

·название темы;

·цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

·основные понятия темы;

·метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

·технологию изучения указанной темы

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

освобождается время для творчества учителя;

обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

обеспечивается повышение качества образования.

Важный вывод

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


Межпредметные связи повышают уровень образования, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Если сформулировать предельно просто, то межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

Значение межпредметных связей заключается еще и в том, что они наглядно демонстрируют востребованность и нужность знаний других дисциплин школьного курса.

Анализ теории и практики школьного обучения показывает, что на современном этапе, когда интенсификация учебного процесса повышается, проблема межпредметных связей становится особенно актуальной. Включение межпредметных связей в учебный процесс придает качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика: ощутимо проявляется единство общих и конкретных предметных целей обучения; интерес к смежным предметам значительно обогащает мотивы учебной деятельности; содержание деятельности становится более обобщенным; объектами познания выступают общие для ряда предметов процессы и явления, идеи, теории, законы, понятия, факты и связи между ними; действия, способы оперирования знаниями обобщаются на базе межпредметного содержания; успешно реализуется единство образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов

.Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, с. 52-67

.Черкес-Заде Н.И. Межпредметные связи как условия совершенствования учебного процесса

.Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 160 с.

.Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование - Горно-Алтайск, №2. - 204 с.

.Ерёменко Е. Н. и др. Кубановедение: программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. - Краснодар: Перспективы образования, 2013

.Мирук М. В. и др.Кубановедение: учебное пособие для 3 класса (с электронной версией). - Краснодар: Перспективы образования, 2013

.Науменко Т. А., МатвееваЮ. А.Рабочие тетради по кубановедению для 3 и 4 классов общеобразовательных учреждений.- Краснодар: Перспективы образования, 2013

Похожие работы на - Организационно-методические основы использования межпредметных связей на уроках кубановедения в повышении уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!