Реформа избирательной системы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,38 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформа избирательной системы















Курсовая работа

Реформа избирательной системы

Введение

избирательный власть право политический

В современном мире в большинстве государств действуют выборные органы государственной власти и местного самоуправления и существует возможность принятия общегосударственных решений самим населением. По своей сути, сами выборы не являются принципиальным признаком демократии, т.к. значение имеет степень их свободы. В то же время «в тоталитарных режимах процедура выборов используется для того, чтобы регулярно юридически подтверждать в обществе и перед внешним окружением обоснованность существующей системы бесконтрольной власти».

Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что реализация избирательного права в каждом государстве имеет свои особенности, связанные с историческими традициями, характером политической и партийной системы, политической культурой, поведением электората и т.д.

Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает каждому гражданину ощущение принадлежности к своему народу, своему единому государству, позволяет двигаться своему государству к демократизации, к становлению гражданского общества.

Политические права и свободы граждан реализуются через систему основных мер и способов воздействия личности на организацию, деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы. Данное воздействие осуществляется главным образом через выборы, то есть реализацию избирательных прав граждан.

Таким образом, целью настоящей работы является рассмотрение сущности избирательной системы, что включает в себя следующие задачи:

-выделить понятие избирательного права и избирательной системы;

-проанализировать принципы и проблемы организации и проведения выборов;

-охарактеризовать виды избирательных систем.

Объектом настоящего исследованияcявляются общественные отношения, возникающие в пределах функционирования российской избирательной системы. Предметом исследования, таким образом, выступают конституционно-правовые нормы действующего российского законодательства, регулирующие избирательные правоотношения.

Вопросами исследования избирательных систем занимались такие исследователи, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, С.А. Белов, Н.А. Богданова, А.А. Вешняков, А.Г. Головин, А.В. Иванченко, Д.Б. Катков, Н.М. Колосов, Е.И. Колюшин, Е.В. Корчиго, О.Е. Кутафин, Б.А. Страшун и др.

В качестве основных методов исследования были использованы метод описания, метод анализа и синтеза, сравнительный метод и др.

По своей структуре представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Понятие избирательного права и избирательной системы

Понятие «избирательное право» используется для обозначения двух взаимосвязанных между собой государственно-правовых явлений, включая в себя объективное и субъективное избирательное право.

В объективном смысле избирательное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при обладании гражданами конкретного государства субъективным избирательным правом и правом на участие в референдуме. Т.е. объективное избирательное право представляет собой институт (по мнению некоторых исследователей - подотрасль) конституционного права.

В субъективном смысле избирательное право - это право конкретного лица участвовать в проявлении своей политической воли (в рамках выборов или любой другой формы прямого народовластия).

-активное избирательное право - право избирателя голосовать за какую-либо кандидатуру (или против всех кандидатов, если это допускается законодательством государства);

-пассивное избирательное право - это право быть избранным.

В зависимости от типа политической системы избирательное право выполняет различные социально-политические функции. В рамках демократической политической системы избирательное право обеспечивает конкурентный политических процесс, через который собственно и проявляет себя народный суверенитет, действительное народовластие. Для систем противоположного типа - политической бюрократии или политической олигархии - избирательное право как таковое утрачивает свое действительное правовое содержание и смысл, приобретает сугубо формальный и процедурный характер, признаки корпоративного или административного права, ограничивает политическую правосубъектность граждан, т.е. не предполагает важнейшей функции демократических выборов - ротации социально-политических групп и интересов в институтах публичной власти, передачи политического мандата по итогам голосования, участия граждан в организации и осуществлении публичных функций.

Реализация избирательного права в каждом государстве имеет свои особенности, связанные с историческими традициями, характером политической и партийной системы, политической культурой, поведением электората и т.д. Вместе с тем, можно выделить основные принципы реализации избирательного права, закрепленные в международно-правовых актах и являющихся общепризнанными.

Термин «избирательная система» применяется в двух значениях.

В широком смысле избирательная система - это совокупность всех отношений, возникающих в процессе реализации субъективного избирательного права (как активного, так и пассивного). Основы избирательной системы закрепляются в основных законодательных актах государства.

Удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинакова. Так, в Великобритании избираются только нижняя палата парламента и местные органы, во Франции круг выборных органов несколько шире - глава государства, обе палаты парламента, органы местного управления. С точки же зрения классического мусульманского права выборы как институт не заслуживают положительной оценки, хотя и используются в большинстве мусульманских стран. Сторонники классического ислама, предпочитающие представительным учреждениям институт аш-шура, уверены, что использование выборов не может гарантировать избрание самых достойных.

Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоопределение. Они упорядочивают и координируют поведение различных политических сил. Посредством избирательного процесса граждане дают политическую оценку дееспособности выборных институтов.

В узком смысле избирательная система представляет собой совокупность установленных объективным избирательным правом правил, необходимость для определения результатов выборов, т.е.е порядок распределения мандатов между кандидатами (или списками кандидатов). Т.е. избирательная система в узком смысле значения данного термина определяет «основной принцип формирования состава коллегиального органа власти и включает отношения по реализации этого принципа на различных стадиях избирательного процесса, т.е. представляет собой систему юридических норм, регламентирующих особенности определения персонального состава коллегиального органа».

В рамках функционирования избирательной системы государства особо выделяется институт референдума как способ реализации активного избирательного права.

В соответствии с Указом Президента России от 27 октября 1993 года «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» начали формироваться региональные, окружные, участковые избирательные комиссии для организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти в регионах. 12 декабря 1993 года состоялись первые парламентские выборы в России. Именно этот период является отправной точкой, рождением современной российской избирательной системы, избирательных систем в регионах России. Базовым нормативным документом для организации и проведения выборов в России стал принятый 6 декабря 1994 года в соответствии с Конституцией первый в новейшем избирательном законодательстве Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в котором на уровне федерального законодательства была оформлена система избирательных комиссий в Российской Федерации. Затем были приняты специальные федеральные законы, регулирующие подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (от 17 мая 1995 года), депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (от 21 июня 1995 года). В 1994-1995 годах была создана правовая база разработки, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Основой правового регулирования выборов и референдумов в Российской Федерации в настоящее время является Федеральный закон № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2013, с изм. от 22.04.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». После его принятия в новых редакциях были приняты федеральные законы о выборах Президента и о выборах депутатов Государственной Думы. Для урегулирования порядка применения ГАС «Выборы» 10 января 2003 года был принят Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Глава 2. Принципы и проблемы организации и проведения выборов

избирательный власть право политический

Избирательные права граждан - одна из самых основных гарантий реального перехода к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.

В зависимости от типа политической системы избирательное право выполняет различные социально-политические функции. В рамках демократической политической системы избирательное право обеспечивает конкурентный политических процесс, через который собственно и проявляет себя народный суверенитет, действительное народовластие. Для систем противоположного типа - политической бюрократии или политической олигархии - избирательное право как таковое утрачивает свое действительное правовое содержание и смысл, приобретает сугубо формальный и процедурный характер, признаки корпоративного или административного права, ограничивает политическую правосубъектность граждан, т.е. не предполагает важнейшей функции демократических выборов - ротации социально-политических групп и интересов в институтах публичной власти, передачи политического мандата по итогам голосования, участия граждан в организации и осуществлении публичных функций.

Реализация избирательного права в каждом государстве имеет свои особенности, связанные с историческими традициями, характером политической и партийной системы, политической культурой, поведением электората и т.д.

Избирательное право РФ основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования. Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз - это условие, ограничивающее участие гражданина в осуществлении тех или иных политических прав), таких как: возрастной, оседлости, гражданства и др. Возрастной ценз - это признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста. Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами РФ. Рассмотренные цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право.

Принцип равных выборов основывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или численности населения). В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ. Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны различных политических сил. Этот принцип осуществляет избирательная комиссия, которая готовит бюллетени, кабинки, урны и др..

2.1 Принцип обязательности

В связи с изменением законодательства о порядке формирования высшего должностного лица субъектов Российской Федерации, обязательность проведения выборов установлена и в отношении формирования главы исполнительной власти на уровне субъектов РФ.

Под обязательность выборов понимается обязанность органов государственной или муниципальной власти в сроки, установленные законом, провести все необходимые процедуры: назначение выборов, регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование, определение результатов голосования. В качестве факультативной (необязательной) стадии выступает возможность обжалования результатов выборов и/или признания их несостоявшимися или недействительными.

2.2 Принцип периодичности

Следует учитывать, что в современном российском государстве, так же, как и в большинстве государств, выборы должны проводить не только в определенные, установленные законом сроки, но и с указанной периодичностью. Периодичность проведения выборов определяется сроком полномочий, на который сформирован орган власти на предыдущих выборах.

На основании анализа действующего федерального законодательства можно установить, что:

президентские выборы должны проходить не реже одного раза в шесть лет, а в случае досрочного прекращения полномочий Президента РФ периодичность повышается.

депутатские выборы - не реже одного раза в пять лет, в случае досрочного роспуска Государственной Думы - соответственно.

В настоящее время обсуждается возможность формирования Совета Федерации выборным путем, что, в случае внесения таких изменений в законодательство, установит еще одно требование периодичности.

На уровне субъектов РФ периодичность выборов устанавливается Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (05.04.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ», а именно:

срок полномочий парламента субъекта РФ не может превышать 5 лет;

срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ не может превышать пять лет.

В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов субъектов РФ выборы, соответственно, пройдут с сокращением периода.

2.3 Принцип открытости и гласности

Федеральным законодательством, имеющим верховенство на всей территории РФ, предусмотрен принцип открытости и гласности проведения выборов. Данный принцип не касается гласности мнения конкретного избирателя, т.к. в качестве основообразующего применятся принцип тайного голосования.

Действием данного принципа обеспечивается требование опубликования даты назначенных выборов, свободный доступ к информации о зарегистрированных кандидатах, всеобщность избирательного права (за исключением лиц, не преодолевших избирательные цензы), опубликование результатов выборов.

Заключение

В настоящее время многие обсуждают феномен снижения активности избирателей на выборах, усматривают в этом выражение недоверия населения ко всему, что связано с понятием «власть». Доверие, как известно, является фундаментальным фактором политического поведения. В контексте анализа доверия как фундаментального фактора политического, в том числе и электорального, поведения следует рассмотреть отношение к выборам как политическому институту.

Задача избирательной системы в целом - формирование не только самого состава органа государственной власти, но и придание данному органу государственной власти легитимности как необходимого для эффективного государственного управления качества. Выборы, проведенные с нарушением прав граждан, при несоблюдении избирательного законодательства, таким образом, выполняют только первую цель: формирование органа власти, но никоим образом не направлены на достижение второй цели. В условиях недоверия к государству в избирательном процессе автоматически следует и недоверие к остальынм решениям государственной власти, что негативно влияет на уровень законности и правопорядка в государстве в целом.

В настоящее время избирательная система России находится в состоянии постоянного реформирования: изменяются как материальные составляющие выборов, так и технические: вводятся современные способы голосования и подсчета голосов, наблюдения за ходом выборов и т.д. «Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями в ходе избирательных кампаний», - отмечается в Послании Президента Федеральному Собранию. Перспективность работ в данном направлении связана как с увеличением числа избирателей, принимающих участие в голосовании, так и с возможностью сокращения бюджетных расходов на проведение выборов. Электронное голосование также предоставляет возможность голосования российским гражданам, проживающим за рубежом. Они представляют достаточно большую группу избирателей: по состоянию на 1 июля 2009 года за рубежом находилось более 1 миллиона 650 тысяч избирателей, обладающих активным избирательным правом. Однако же голосуют обычно 200-250 тысяч человек. С помощью интернет-голосования можно было бы охватить до одного миллиона избирателей за рубежом. Этот вид голосования необходим и для избирателей, находящихся в России в труднодоступных и отдаленных местностях.

Проведение видеотрансляции в день голосования из помещений для голосования способствует значительному повышению доверия избирателей, кандидатов и общественных объединений, представителей средств массовой информации к процессу голосования и подведению его итогов, представляет собой дополнительную форму контроля за ситуацией на избирательных участках в день голосования и препятствует нарушению избирательного законодательства.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1.Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.)// Конвенция подписана от имени СССР 31 июля 1961 г., ратифицирована 14 декабря 1963 г. с оговоркой, сделанной при подписании.

2.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. № 2. 08.01.2001. Ст. 163.

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

.Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. 01.03.2012) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 января.

.Федеральный закон от 12.04.2010 № 61 (ред. 25.06.2012) «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета. 2010. 14 апреля.

.Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. 27.08.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 2003. 18 декабря.

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. 04.03.2013) // Российская газета. 2001. 22 декабря.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 04.03.2013) // Российская газета. 1996. 25 июня.

9.Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений») // Российская газета. 2012. 11 января.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 № 1148 (ред. 13.02.2013) «Об утверждении Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. 2009. 26 января.

.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» // Российская газета. 2011. 11 февраля.

12.Приказ ФСКН РФ от 02.11.2011 № 468 (ред. от 15.03.2012) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 1. 02 января. 2012.

Учебная и научная литература

13.Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Автореферат дис… кандидата юридических наук. Калининград, 2011. - 178 с.

.Владимиров В.Ю. К вопросу о псевдоправомерном обороте наркотиков // Наркоконтроль. 2007. № 1. С. 64-70.

15.Воронин М.Ю., Гирько С.И., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). М.: Деловой двор, 2009.

16.Готчина Л.В. Криминологическая характеристика наркопреступлений: структура, динамика и тенденции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1. С. 76-81.

17.Долженко Н.И. Образцы для сравнительного исследования и тактика получения экспериментальных образцов. М., 2010.

19.Иванцова Н.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, совершаемыми лицами, ответственными за соблюдение специальных правил оборота наркотических средств и психотропных веществ. Дисс. … канд. … юрид. наук. СПб., 2000. - 176 с.

20.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 13-е изд., доп. и испр. М.: Издательство «Юрайт», 2013.

21.Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перер. / Под редакцией док. юрид. наук, профессора - Закатова А.А., док. юрид. наук, профессора - Смагоринского Б.П. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2011. - 432 с.

22.Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2: / Под ред. А. П. Резвана, М. В. Субботиной. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2012. - 324 с.

23.Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: Учеб. пособие / Под ред. проф. С.Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 147 с.

.Павловская Н.В. Коррупция в правоохранительных органах, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 1. С. 62-65.

25.Противодействие незаконному изготовлению наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. - Домодедово: МВД РФ, 2004. - 110 с.

26.Ткаченко С.И. Особенности расследования преступлений, совершаемых в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. - 224 с.

.Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для Вузов (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2005.

28.Чистова Л.Е. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: Учебно-методическое пособие. М: ЦОКР МВД России, 2006.

29.Щиголев Ю. Подлог рецептов на наркотические средства // Российская юстиция. 2009. № 4.

Похожие работы на - Реформа избирательной системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!