пассивное избирательное право - это право быть избранным.
В зависимости от типа политической системы избирательное право выполняет различные социально-политические функции. В рамках демократической политической системы избирательное право обеспечивает конкурентный политических процесс, через который собственно и проявляет себя народный суверенитет, действительное народовластие. Для систем противоположного типа - политической бюрократии или политической олигархии - избирательное право как таковое утрачивает свое действительное правовое содержание и смысл, приобретает сугубо формальный и процедурный характер, признаки корпоративного или административного права, ограничивает политическую правосубъектность граждан, т.е. не предполагает важнейшей функции демократических выборов - ротации социально-политических групп и интересов в институтах публичной власти, передачи политического мандата по итогам голосования, участия граждан в организации и осуществлении публичных функций.
Реализация избирательного права в каждом государстве имеет свои особенности, связанные с историческими традициями, характером политической и партийной системы, политической культурой, поведением электората и т.д. Вместе с тем, можно выделить основные принципы реализации избирательного права, закрепленные в международно-правовых актах и являющихся общепризнанными.
Термин «избирательная система» применяется в двух значениях.
В широком смысле избирательная система - это совокупность всех отношений, возникающих в процессе реализации субъективного избирательного права (как активного, так и пассивного). Основы избирательной системы закрепляются в основных законодательных актах государства.
Удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинакова. Так, в Великобритании избираются только нижняя палата парламента и местные органы, во Франции круг выборных органов несколько шире - глава государства, обе палаты парламента, органы местного управления. С точки же зрения классического мусульманского права выборы как институт не заслуживают положительной оценки, хотя и используются в большинстве мусульманских стран. Сторонники классического ислама, предпочитающие представительным учреждениям институт аш-шура, уверены, что использование выборов не может гарантировать избрание самых достойных.
Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоопределение. Они упорядочивают и координируют поведение различных политических сил. Посредством избирательного процесса граждане дают политическую оценку дееспособности выборных институтов.
В узком смысле избирательная система представляет собой совокупность установленных объективным избирательным правом правил, необходимость для определения результатов выборов, т.е.е порядок распределения мандатов между кандидатами (или списками кандидатов). Т.е. избирательная система в узком смысле значения данного термина определяет «основной принцип формирования состава коллегиального органа власти и включает отношения по реализации этого принципа на различных стадиях избирательного процесса, т.е. представляет собой систему юридических норм, регламентирующих особенности определения персонального состава коллегиального органа».
В рамках функционирования избирательной системы государства особо выделяется институт референдума как способ реализации активного избирательного права.
В соответствии с Указом Президента России от 27 октября 1993 года «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» начали формироваться региональные, окружные, участковые избирательные комиссии для организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти в регионах. 12 декабря 1993 года состоялись первые парламентские выборы в России. Именно этот период является отправной точкой, рождением современной российской избирательной системы, избирательных систем в регионах России. Базовым нормативным документом для организации и проведения выборов в России стал принятый 6 декабря 1994 года в соответствии с Конституцией первый в новейшем избирательном законодательстве Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в котором на уровне федерального законодательства была оформлена система избирательных комиссий в Российской Федерации. Затем были приняты специальные федеральные законы, регулирующие подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (от 17 мая 1995 года), депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (от 21 июня 1995 года). В 1994-1995 годах была создана правовая база разработки, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Основой правового регулирования выборов и референдумов в Российской Федерации в настоящее время является Федеральный закон № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2013, с изм. от 22.04.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». После его принятия в новых редакциях были приняты федеральные законы о выборах Президента и о выборах депутатов Государственной Думы. Для урегулирования порядка применения ГАС «Выборы» 10 января 2003 года был принят Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».
Глава 2. Принципы и проблемы организации и проведения выборов
избирательный власть право политический
Избирательные права граждан - одна из самых основных гарантий реального перехода к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.
В зависимости от типа политической системы избирательное право выполняет различные социально-политические функции. В рамках демократической политической системы избирательное право обеспечивает конкурентный политических процесс, через который собственно и проявляет себя народный суверенитет, действительное народовластие. Для систем противоположного типа - политической бюрократии или политической олигархии - избирательное право как таковое утрачивает свое действительное правовое содержание и смысл, приобретает сугубо формальный и процедурный характер, признаки корпоративного или административного права, ограничивает политическую правосубъектность граждан, т.е. не предполагает важнейшей функции демократических выборов - ротации социально-политических групп и интересов в институтах публичной власти, передачи политического мандата по итогам голосования, участия граждан в организации и осуществлении публичных функций.
Реализация избирательного права в каждом государстве имеет свои особенности, связанные с историческими традициями, характером политической и партийной системы, политической культурой, поведением электората и т.д.
Избирательное право РФ основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования. Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз - это условие, ограничивающее участие гражданина в осуществлении тех или иных политических прав), таких как: возрастной, оседлости, гражданства и др. Возрастной ценз - это признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста. Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами РФ. Рассмотренные цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право.
Принцип равных выборов основывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или численности населения). В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ. Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны различных политических сил. Этот принцип осуществляет избирательная комиссия, которая готовит бюллетени, кабинки, урны и др..
2.1 Принцип обязательности
В связи с изменением законодательства о порядке формирования высшего должностного лица субъектов Российской Федерации, обязательность проведения выборов установлена и в отношении формирования главы исполнительной власти на уровне субъектов РФ.
Под обязательность выборов понимается обязанность органов государственной или муниципальной власти в сроки, установленные законом, провести все необходимые процедуры: назначение выборов, регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование, определение результатов голосования. В качестве факультативной (необязательной) стадии выступает возможность обжалования результатов выборов и/или признания их несостоявшимися или недействительными.
2.2 Принцип периодичности
Следует учитывать, что в современном российском государстве, так же, как и в большинстве государств, выборы должны проводить не только в определенные, установленные законом сроки, но и с указанной периодичностью. Периодичность проведения выборов определяется сроком полномочий, на который сформирован орган власти на предыдущих выборах.
На основании анализа действующего федерального законодательства можно установить, что:
президентские выборы должны проходить не реже одного раза в шесть лет, а в случае досрочного прекращения полномочий Президента РФ периодичность повышается.
депутатские выборы - не реже одного раза в пять лет, в случае досрочного роспуска Государственной Думы - соответственно.
В настоящее время обсуждается возможность формирования Совета Федерации выборным путем, что, в случае внесения таких изменений в законодательство, установит еще одно требование периодичности.
На уровне субъектов РФ периодичность выборов устанавливается Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (05.04.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ», а именно:
срок полномочий парламента субъекта РФ не может превышать 5 лет;
срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ не может превышать пять лет.
В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов субъектов РФ выборы, соответственно, пройдут с сокращением периода.
2.3 Принцип открытости и гласности
Федеральным законодательством, имеющим верховенство на всей территории РФ, предусмотрен принцип открытости и гласности проведения выборов. Данный принцип не касается гласности мнения конкретного избирателя, т.к. в качестве основообразующего применятся принцип тайного голосования.
Действием данного принципа обеспечивается требование опубликования даты назначенных выборов, свободный доступ к информации о зарегистрированных кандидатах, всеобщность избирательного права (за исключением лиц, не преодолевших избирательные цензы), опубликование результатов выборов.
Заключение
В настоящее время многие обсуждают феномен снижения активности избирателей на выборах, усматривают в этом выражение недоверия населения ко всему, что связано с понятием «власть». Доверие, как известно, является фундаментальным фактором политического поведения. В контексте анализа доверия как фундаментального фактора политического, в том числе и электорального, поведения следует рассмотреть отношение к выборам как политическому институту.
Задача избирательной системы в целом - формирование не только самого состава органа государственной власти, но и придание данному органу государственной власти легитимности как необходимого для эффективного государственного управления качества. Выборы, проведенные с нарушением прав граждан, при несоблюдении избирательного законодательства, таким образом, выполняют только первую цель: формирование органа власти, но никоим образом не направлены на достижение второй цели. В условиях недоверия к государству в избирательном процессе автоматически следует и недоверие к остальынм решениям государственной власти, что негативно влияет на уровень законности и правопорядка в государстве в целом.
В настоящее время избирательная система России находится в состоянии постоянного реформирования: изменяются как материальные составляющие выборов, так и технические: вводятся современные способы голосования и подсчета голосов, наблюдения за ходом выборов и т.д. «Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями в ходе избирательных кампаний», - отмечается в Послании Президента Федеральному Собранию. Перспективность работ в данном направлении связана как с увеличением числа избирателей, принимающих участие в голосовании, так и с возможностью сокращения бюджетных расходов на проведение выборов. Электронное голосование также предоставляет возможность голосования российским гражданам, проживающим за рубежом. Они представляют достаточно большую группу избирателей: по состоянию на 1 июля 2009 года за рубежом находилось более 1 миллиона 650 тысяч избирателей, обладающих активным избирательным правом. Однако же голосуют обычно 200-250 тысяч человек. С помощью интернет-голосования можно было бы охватить до одного миллиона избирателей за рубежом. Этот вид голосования необходим и для избирателей, находящихся в России в труднодоступных и отдаленных местностях.
Проведение видеотрансляции в день голосования из помещений для голосования способствует значительному повышению доверия избирателей, кандидатов и общественных объединений, представителей средств массовой информации к процессу голосования и подведению его итогов, представляет собой дополнительную форму контроля за ситуацией на избирательных участках в день голосования и препятствует нарушению избирательного законодательства.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1.Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.)// Конвенция подписана от имени СССР 31 июля 1961 г., ратифицирована 14 декабря 1963 г. с оговоркой, сделанной при подписании.
2.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. № 2. 08.01.2001. Ст. 163.
.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
.Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. 01.03.2012) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 января.
.Федеральный закон от 12.04.2010 № 61 (ред. 25.06.2012) «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета. 2010. 14 апреля.
.Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. 27.08.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 2003. 18 декабря.
.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. 04.03.2013) // Российская газета. 2001. 22 декабря.
.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 04.03.2013) // Российская газета. 1996. 25 июня.
9.Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений») // Российская газета. 2012. 11 января.
.Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 № 1148 (ред. 13.02.2013) «Об утверждении Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. 2009. 26 января.
.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» // Российская газета. 2011. 11 февраля.
12.Приказ ФСКН РФ от 02.11.2011 № 468 (ред. от 15.03.2012) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 1. 02 января. 2012.
Учебная и научная литература
13.Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Автореферат дис… кандидата юридических наук. Калининград, 2011. - 178 с.
.Владимиров В.Ю. К вопросу о псевдоправомерном обороте наркотиков // Наркоконтроль. 2007. № 1. С. 64-70.
15.Воронин М.Ю., Гирько С.И., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). М.: Деловой двор, 2009.
16.Готчина Л.В. Криминологическая характеристика наркопреступлений: структура, динамика и тенденции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1. С. 76-81.
17.Долженко Н.И. Образцы для сравнительного исследования и тактика получения экспериментальных образцов. М., 2010.
19.Иванцова Н.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, совершаемыми лицами, ответственными за соблюдение специальных правил оборота наркотических средств и психотропных веществ. Дисс. … канд. … юрид. наук. СПб., 2000. - 176 с.
20.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 13-е изд., доп. и испр. М.: Издательство «Юрайт», 2013.
21.Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перер. / Под редакцией док. юрид. наук, профессора - Закатова А.А., док. юрид. наук, профессора - Смагоринского Б.П. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2011. - 432 с.
22.Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2: / Под ред. А. П. Резвана, М. В. Субботиной. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2012. - 324 с.
23.Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: Учеб. пособие / Под ред. проф. С.Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 147 с.
.Павловская Н.В. Коррупция в правоохранительных органах, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 1. С. 62-65.
25.Противодействие незаконному изготовлению наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. - Домодедово: МВД РФ, 2004. - 110 с.
26.Ткаченко С.И. Особенности расследования преступлений, совершаемых в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. - 224 с.
.Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для Вузов (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2005.
28.Чистова Л.Е. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: Учебно-методическое пособие. М: ЦОКР МВД России, 2006.
29.Щиголев Ю. Подлог рецептов на наркотические средства // Российская юстиция. 2009. № 4.