Повышение эффективности эмиссионной политики коммерческого банка на рынке ценных бумаг на примере ОАО 'УралСиб'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение эффективности эмиссионной политики коммерческого банка на рынке ценных бумаг на примере ОАО 'УралСиб'

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

Уральский институт фондового рынка










ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

повышение эффективности эмиссионной политики коммерческого банка на рынке ценных бумаг

(на примере ОАО «УРАЛСИБ»)








Екатеринбург

Содержание

Введение

ЗНАЧЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

.1 Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг

.2 Эмиссионная политика банков и ее эффективность

АНАЛИЗ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ПРИМЕРЕ БАНКА ОАО «УРАЛСИБ»

.1 Банк ОАО «УРАЛСИБ» как эмитент ценных бумаг

.2 Анализ и оценка эффективности эмиссионной политики Банка ОАО «УРАЛСИБ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «УРАЛСИБ»

.1 Проблемы в области эмиссионной политики Банка ОАО «УРАЛСИБ»

.2 Пути повышения эффективности эмиссионной политики ОАО «УРАЛСИБ»

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМИССИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КОТИРОВКИ АКЦИЙ ОАО «УРАЛСИБ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОБЩИЕ ДАННЫЕ ПО ОБЛИГАЦИЯМ ОАО «УРАЛСИБ»

Введение

Рынок ценных бумаг за последние годы обобщил накопленный опыт предыдущих периодов и современные особенности развития общества. Сегодня это один из наиболее развитых в технологическом плане сегментов экономики.

В современных условиях коммерческие банки стараются выйти на новый уровень и увеличить свой капитал за счет эмиссии ценных бумаг. Эмиссионная политика каждого банка основывается на определении цели, с которой планируется выпуск, и того, какие именно ценные бумаги будут выпускаться, в какой период времени, в каком объеме и с помощью каких инструментов.

Главными показателями, характеризующими эффективность эмиссионной политики коммерческого банка, являются уровни котировок ценных бумаг банка на бирже, и разница между затраченными на эмиссию средствами и полученным от размещения ценных бумаг доходом. Для разработки эффективной эмиссии, банкам необходимо пройти определенные этапы, позволяющие выйти на рынок ценных бумаг и не потерять при этом собственные средства. Еще более сложный процесс - поддержание эмиссии на высоком уровне, или повышение эффективности уже существующей эмиссионной политики. Чтобы достичь подобных целей, банки должны укреплять свою структуру изнутри и, в случае низкой эффективности эмиссии, частично менять политику в отношении выпуска всех или некоторых видов ценных бумаг.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что в условиях развития рынка корпоративных ценных бумаг и стремления эмитентов максимально эффективно разместить собственные ценные бумаги, поиск путей совершенствования эмиссионной политики особенно важен.

Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по повышению эффективности эмиссионной политики коммерческого банка.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

а) Рассмотреть теоретические аспекты эмиссии ценных бумаг коммерческими банками;

б) Изучить эмиссионную политику ОАО «УРАЛСИБ»

в) Провести анализ эмиссионной политики банка;

г) Определить проблемы эмиссионной политики ОАО «УРАЛСИБ»

Объект исследования - Банк ОАО «УРАЛСИБ», осуществляющий коммерческую деятельность.

Предметом выпускной квалификационной работы является эмиссионная политика коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ».

Основные принципы исследования эффективности эмиссионной политики представлены экономистами: Барташевич Н.И., Гаврилова А.Н., Деева А.И., Кудина М.В., Ромашова И.Б., Топсахалова Ф.М., Трегуб А.Я., Хазанович Э.С.

В данной работе были использованы такие методы исследования как:

статистический анализ;

метод сравнения и аналогии;

обобщение и группировки;

метод наблюдения.

Поставленные задачи определили структуру работы.

Во введении отражается актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, цели, задачи.

В первой главе рассматриваются особенности эмиссии ценных бумаг, а также эмиссионная политика коммерческих банков и ее эффективность.

Во второй главе рассматривается общая характеристика, проводится анализ эмиссионной политики ОАО «УРАЛСИБ» и дается оценка ее эффективности.

В третьей главе выявлены проблемы эмиссионной политики ОАО «УРАЛСИБ» и предложены мероприятия, направленные на её совершенствование.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы заключается в том, что часть предложенных мероприятий, эффективность которых доказана, уже планируется к внедрению Банком ОАО «УРАЛСИБ».

1. ЗНАЧЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1 Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг

Основные понятия, на основе которых построен анализ во второй главе работы, непосредственно связаны с эмиссией ценных бумаг. Определить эмиссию ценных бумаг можно, как выпуск ценных бумаг в обращение и продажа их первым владельцам - гражданам или юридическим лицам. Более узкое определение эмиссии ценных бумаг - установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. [26,с.43]

В России эмиссия ценных бумаг регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года. Выпуск государственных ценных бумаг дополнительно определяет закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ от 29 июля 1998 года.

В Федеральном законе от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», основные понятия эмиссии ценных бумаг сформулированы следующим образом:

Выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. [16,с.169]

Важно, также определить другие процессы, связанные с эмиссией ценных бумаг, это размещение - отчуждение ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения сделок, и обращение - заключение сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Движение эмиссионных ценных бумаг, в основном, происходит между эмитентами и инвесторами, которые становятся владельцами ценных бумаг, после их приобретения, в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» для них даны следующие определения:

Эмитент - юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. [23]

Инвестор - юридическое или физическое лицо, не являющееся профессиональным участником фондового рынка и приобретающее ценные бумаги в собственность от своего имени с целью осуществления удостоверенных им имущественных прав. [22]

Владелец - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

На данный момент сделки по эмиссионным ценным бумагам, чаще всего, ведутся на ФБ ММВБ (ЗАО «Фондовая биржа Московская межбанковская валютная биржа»), которая входит в организационную структуру Московской биржи, официально именуемую с 13 мая 2015 года - ПАО Московская Биржа (Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС»). ФБ ММВБ - ведущая российская фондовая площадка, крупнейшая фондовая биржа стран СНГ, Восточной и Центральной Европы, входит в число ведущих фондовых бирж мира, и является центром формирования ликвидности на российские ценные бумаги и основной фондовой площадкой для международных инвестиций в акции и облигации российских компаний. Деятельность ФБ ММВБ направлена на повышение уровня сервиса, оказываемого организатором торгов для участников российского рынка ценных бумаг и эмитентов, что способствует развитию конкурентоспособного финансового рынка России. [7,с.53]

Эмиссионными ценными бумагами, согласно Федеральному закону, признаются любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:

а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

б) размещается выпусками;

в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Эмиссионные ценные бумаги бывают долевыми и долговыми, к долевым бумагам относятся те, которые приносят владельцам доход в виде процентов от вложенных средств. Долговые же бумаги являются удостоверением займа между держателем и эмитентом, а так же представляет собой долговое обязательство, которым должник удостоверяет время, количеств и способ возврата средств кредитору. [46] Основной вид долевой эмиссионной ценной бумаги это акции.

Акции - долевая эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. [23]

Акции имеют много классификаций, но основное разделение по видам, это обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенными называют те акции, которые дают владельцам право получать часть прибыли компании, и участвовать в управлении акционерным обществом. При этом одна акция соответствует одному голосу на общем собрании акционеров. А привилегированные акции, в свою очередь, позволяют владельцам получать долю в прибыли нередко даже большую, чем по обыкновенным акциям, но при этом не дают права голоса на собрании акционеров.

Дивидендами всегда является та часть прибыли акционерного общества, которая распределяется между владельцами обыкновенных и привилегированных акций, то есть после уплаты всех других обязательных платежей, в том числе налогов, платежей по кредитам, долговым ценным бумагам. В первую очередь выплачиваются дивиденды владельцам привилегированных акций, а только потом владельцам обыкновенных акций, при этом дивидендные выплаты не гарантируются и эмитент может не выплачивать их долгое время, на основании решений собрания акционеров.

Рассматривая подробнее акции, как эмитируемые ценные бумаги, следует отметить, что согласно законодательству Российской Федерации выпускаемые акции могут быть именными или на предъявителя. Акции считаются именными в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца акции в книгах учета эмитента или по его поручению в организации, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. При передаче именной ценной бумаги от одного владельца другому должны быть внесены соответствующие записи в реестр.

В совокупности, акция дает своему владельцу:

право голоса, в случае с обыкновенной акцией. Тогда в обмен на вложенный капитал акционер получает возможность принять участие в управлении акционерным обществом через собрание акционеров;

право на доход, т.е. на получение части чистой прибыли пропорционально доле его вклада в уставный капитал в форме дивидендов;

право на прирост капитала, который связан с ростом цены акций на рынке;

право на дополнительные льготы, предоставляемые акционерным обществом своим акционерам в форме скидок при приобретении продукции акционерного общества или пользовании услугами;

право преимущественного приобретения новых выпусков акций;

право на часть имущества акционерного общества, остающегося после его ликвидации и расчетов со всеми кредиторами.

Для определения стоимости эмитируемых акций существует несколько подходов. Во-первых, бухгалтерская стоимость. Для этого берется стоимость чистых активов акционерного общества и делится на число выпущенных акций.

Во-вторых, исходя из объема генерируемого дохода организации.

В-третьих, рыночная цена акции определяется спросом и предложением на биржах. Считается, что свободный рынок учитывает все факторы в совокупности, поэтому актив стоит именно столько, сколько он стоит. [12,с.74]

Переходя к долговым эмиссионным бумагам, следует дать понятие основной их них - облигации. Итак, в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент или дисконт. [23]

Для эмитентов цель выпуска облигаций - это привлечение дополнительных финансовых ресурсов и формирование заемного капитала. Данный вид привлечения средств, в настоящее время является наиболее приемлемым, как для эмитента, так и для инвестора. Для акционеров эмиссия облигаций удобна тем, что в этом случае не происходит уменьшения их доли в уставном капитале. С другой стороны, цена привлечения заемного капитала в долгосрочном плане всегда ниже, чем собственного, так как проценты по облигациям и кредитам могут включаться в себестоимость продукции, а дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли. [1,с.59]

Важно отметить, что номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного эмитентом третьими лицами для цели выпуска облигаций. Кроме того, облигации имеют равные объемы, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения.

В зависимости от экономической системы, целей и задач облигации можно присвоить разнообразные свойства. Облигации, так же, как и акции могут быть именными или на предъявителя.

Исходя из предполагаемого дохода инвесторов, облигации классифицируются на дисконтные и купонные, иначе процентные - с фиксированной процентной ставкой.

Доход по купонам или купонный доход, это обязательство эмитента производить выплаты по облигации с определенной периодичностью, чаще всего один или два раза в год, по определенной в условиях выпуска облигации годовой процентной ставке, которая называется - купонный процент. [11,с.503]

Купонный процент - это фиксированный или плавающий процент, на основании которого держателю облигации выплачивается денежный доход, пропорциональный купонному проценту и сроку владения облигациями. Купонный процент по облигации устанавливается к величине её номинальной стоимости и указывается в проспекте эмиссии. Купонный доход бывает регулярным с периодичными выплатами или может выплачиваться только при погашении облигации. В финансовой практике нередко встречаются облигации с плавающей процентной ставкой, по такой ценной бумаге доходность привязывается к ставкам межбанковского рынка, к ставке рефинансирования или к другим финансовым индикаторам. [36,с.104]

Величина купонного дохода зависит от макроэкономических показателей, состояния фондового рынка, финансового состояния эмитента, его надежности, срока обращения облигации.

Доход инвестора, складывающийся из разницы между ценой покупки облигаций и их номиналом, то есть ценой погашения, принято называть дисконтом, а доход, соответственно - дисконтным.

Одна из основных классификаций облигаций - по срокам обращения, основные виды облигаций в такой классификации, определены как:

Краткосрочные - со сроком обращения от 1 до 5 лет, не самый популярный вид, учитывая, что предприятия чаще обращаются к банковским кредитам или частным займам у институциональных инвесторов.

Среднесрочные - имеют сроки погашения от 5 до 10 лет, и являются гораздо более распространенным типом, чем краткосрочные.

Долгосрочные - выпускаемые на срок от 10 до 30 лет, чаще всего диапазон составляет 15-20 лет, однако реально облигации могут погашаться раньше. Облигаций сроком более 30 лет встречаются на практике редко.

Дальнейшая классификация существует в связи с тем, что в настоящее время многие выпуски облигаций имеют дополнительные особенности, которые отклоняют реальные сроки обращения облигаций от стандартных.

Отзывные облигации - с возможностью сокращения срока обращения, когда эмитент имеет право по истечению определенного срока выкупить облигацию у инвестора. При этом цена выкупа равна номиналу или некоторой, оговоренной в проспекте эмиссии облигаций, цене отзыва. Обычно право отзыва наступает через определенный срок после выпуска облигаций. Разница между ценой отзыва и номиналом называется премией за отзыв, которая обычно убывает с течением времени, прошедшего с момента выпуска облигации. [17,с.487]

Такой вид облигаций достаточно распространен, на сегодняшний день, не смотря на то, что такие условия несколько ограничивают права инвестора в сторону эмитента, так как при падении процентных ставок на рынке ниже купонного процента, эмитенту будет выгодно выкупить облигации и разместить новые с меньшим купоном, инвестору, разумеется, это не выгодно.

Облигации с правом досрочного погашения - аналогичны отзывным облигациям, но в данном случае инвестор имеет право в определенные моменты времени досрочно предъявить облигация к погашению. Соответственно, в этом случае больше прав имеет инвестор, поскольку при увеличении процентных ставок выше величины купонного процента он может продать данную облигацию и купить другую, с большим купоном. [25]

Пролонгируемые облигации - предполагают возможность продления своего срока действия, при этом право такого продления в может принадлежать как инвестору, так и эмитенту.

Бессрочные облигации, которые не предполагают погашения номинальной стоимости, а только дают право на купонный доход. Такие облигации на практике встречаются крайне редко.

В бессрочной форме иногда выпускаются облигации с плавающим купоном, но с правом досрочного погашения, в результате чего инвестор может быть уверен в возможности погасить облигацию в определенные моменты.

Важно отметить, что облигации с правом досрочного погашения, выкупаются эмитентами, чаще всего, с помощью оферты - предложения одному или нескольким лицам заключить договор на определенных заранее условиях. [32,с.47]

То есть, участник рынка выставляет на бирже или на внебиржевом рынке предложение купить или продать определенное количество ценных бумаг, что и является офертой, а другой участник, направляя встречную заявку, акцептует оферту - принимает условия договора, так сделка считается заключенной.

В конце 2007 года в российской деловой практике появились биржевые облигации, что имеет существенное значение. Биржевые облигации являются обязательствами эмитента, выпускаемыми по упрощенным правилам. В сравнении с классическими облигациями, биржевые облигации не требуют государственной регистрации при выпуске, так как этим занимается биржа.

Похожие работы на - Повышение эффективности эмиссионной политики коммерческого банка на рынке ценных бумаг на примере ОАО 'УралСиб'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!