Обзор культуры и динамика ее развития в трудах О. Шпенглера

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,6 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обзор культуры и динамика ее развития в трудах О. Шпенглера















Реферат по философии на тему:

«Обзор культуры и динамика ее развития в трудах О. Шпенглера»

Содержание

Введение

. Концепция культуры в трудах О. Шпенглера

. Развитие мировых культур в идеях О. Шпенглера

. Цивилизация как смерть культуры

Заключение

Список литературы

Введение

Освальд Шпенглер - крупный немецкий философ - идеалист, историк, культуролог, один из основоположников современной философии культуры.

В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера «Закат Европы» и сразу же стала знаменитой. В истории культуры найдется не так много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования культуры. Но, впрочем, книга Шпенглера была не только исследованием. Это была книга-диагноз, книга-пророчество. Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры, - вопрос, на который сам автор дает неутешительный и горький ответ. Идеи Шпенглера были тут же подхвачены и развиты самыми выдающимися умами XX века.

Главный объект критики Шпенглера − понимание мировой культуры как единого и прогрессивно развивающегося целого. По Шпенглеру, есть только культуры − как индивидуумы − со своей судьбой и неповторимым лицом: «Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории <...> я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканя на своем материале − человечестве − собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, собственную смерть».

Концепция О.Шпенглера интересна также для изучения тем, что автор отвергает общепринятую условную периодизацию истории на древний мир, средние века, новое время и предлагает другой взгляд на мировую историю. Исследование современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать истоки культурного кризиса, делает рассмотрение данной темы актуальным.

Главной целью данной работы является обзор культуры и динамики ее развития в трудах Освальда Шпенглера. Следовательно, можно определить следующие задачи данной работы:

− изучить литературу по данной теме и другие средства информационных ресурсов;

− рассмотреть культуру с точки зрения О. Шпенглера;

− раскрыть стадии развития культуры;

− охарактеризовать цивилизацию, как заключительную стадию развития культуры.

1. Концепция культуры в трудах О. Шпенглера

Он выделяет восемь мировых культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (античную), арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Русско-сибирская культура, полагает Шпенглер, находится на стадии зарождения.

Культуру Шпенглер рассматривает как организм, обособленный от других культур. В его понимании культура - это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно (и многообразными способами) реализует себя соответствующая душа: «Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет».

Равноценные и равноправные в своей целостной составляющей, культуры имеют собственные формы, которые никогда не повторяются. Символичность ценностей, на основании чего можно воссоздать облик культуры, выражается пластическими видами искусства, в частности, живописью, религией, наукой, хозяйственным укладом, и в то же время характеризуется замкнутостью в себе самой.

Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является душа культуры. Логика же, как впрочем, и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе.

Душа каждой культуры реализуется во множестве индивидуальных жизней. Она уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Судьбы культур аналогичны, но души культур бесконечно различны. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований: «Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре».

Наиболее подробно Шпенглер рассматривал три типа души - апполоновскую (античная культура), фаустовскую (западноевропейская культура) и магическую (арабская культура).

Идея и есть душа культуры. Выражение души в культуре многообразно (особенности политики, экономики, религии, философии, науки, музыки, хозяйств). За многообразием вещественных, материальных проявлений угадывается одна идея. Идея находит свое выражение в прасимволе, который всегда носит пространственно-чувственный характер, представляя собой способ проявления культуры в пространственной протяженности.

Прасимвол египетской культуры - дорога. Жизнь египтянина - это полная решимости поступь странника, движущегося в заданном раз и навсегда направлении. Дорога - символ движения не только в пространстве, но и во времени. Египетская культура проникнута идеей долговечности. Египетская душа предрасположена к истории и ощущает прошлое, будущее как неотъемлемые части своего мира.

Прасимвол античной культуры - ограниченное материальное тело. Для грека реальны только тела - обозримые, осязаемые, существующие здесь и теперь. Пустое, чистое пространство, не содержащее в себе тел, - это для него все равно, что ничто, небытие. Прасимвол античной культуры определяет господствующий в древнегреческом искусстве «аполлонический» художественный стиль. Поэтому Шпенглер называет греческую душу - душу этой культуры - аполлонической. Даль времен столь же мало привлекает греков, как и пространственная даль. Их существование замыкается в обозримом историческом времени так же, как и в обозримом объеме пространства. Греки не испытывают интереса к прошлому и не проявляют заботы о будущем.

Прасимвол арабской культуры - мир-пещера. Идея такого мировосприятия нашла выражение в изобретении арки и купола. Они символизируют магическое освобождение от телесной тяжести и в сочетании со светом из отверстий свода придают этому пространству неопределенную призрачность. Возникает впечатление «утраты вещественности». Арабское время в соответствии с прасимволом пещеры тоже замкнуто. История течет в нем циклично, как бы вращаясь внутри заданного круга. Отсюда - убеждение в фатальности происходящего в истории, в существование мистических связей настоящего с прошлым и будущим, в возможность магическим образом раскрывать происшедшее и пророчествовать грядущее. Поэтому Шпенглер называет душу арабской культуры магической.

Прасимвол западной культуры - бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа этой культуры устремлена вдаль она не может остановиться на достигнутом. Отсюда - обуревающая европейцев жажда путешествий, поиска новых земель, новых впечатлений, новых сфер приложения сил. Стремление к бесконечному проявляется и в науке, и в технике, и в религии, и в философии. Страстное стремление выйти за пределы настоящего к прошлому и будущему присуще западному человеку не меньше, чем жажда завоевания пространства. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, символически представлена, согласно Шпенглеру, в гетевском Фаусте. Поэтому он называет ее фаустовой душой.

Шпенглер мельком затрагивает и вопрос о русской культуре. По его мнению, прасимвол русской культуры - бесконечная равнина. Но он пока не находит «твердого выражения» в творениях русской души.

В прасимволах, таким образом, выражена уникальная «герметичная» душа куль- туры, «подлинно» понять или почувствовать которую можно исключительно «из- нутри», являясь представителем данной культуры; остальное - лишь попытка приот- крыть завесу тайны, попытка описания бытия человека посредством культуры.

Помимо души, каждая культура имеет свою «физиогномику», т.е. меняющееся выражение «лица» и «жестов», отражающих в ходе истории своеобразие этой души в виде искусства и особенностей народной жизни. Рациональное начало при этом играет второстепенную роль.

Также каждая культура имеет не только свое искусство, но свое собственное естествознание и даже свою уникальную природу, ибо природа воспринимается человеком через культуру. «Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира как природы, или - одно и то же - у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада. Но в еще более высокой степени у каждой культуры... есть... собственный тип истории, в стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление».

Таким образом, можно сделать вывод, что в концепции О. Шпенглера культура − живой организм. Мыслитель, отрицая существование единой общечеловеческой культуры, развивающейся по одной эволюционной прямой линии, рассматривает восемь мировых культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (античную), арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Русско-сибирская культура, по его мнению, находится на стадии зарождения.

Каждая культура имеет собственную уникальную душу. Судьбы культур аналогичны, но души культур бесконечно различны.

Наиболее подробно Шпенглером рассмотрены три типа души: апполоновская (античная культура), фаустовская (западноевропейская культура) и магическая (арабская культура). Помимо души, каждая культура также имеет свою «физиогномику», свою уникальную природу.

2. Развитие мировых культур в идеях О. Шпенглера

Развитие культуры определяется не причинными связями. Оно направляется присущей только ему судьбой.

Время рождения каждой культуры − эпоха великих свершений, подвигов, эпоха «пробуждения» души культуры. Причем зарождение культуры связывается с процессом упорядочения как противостояния «внешним и внутренним силам хаоса». Происходит локализация (самоопределение) «душевного состояния» народа. «На почве строго ограниченной местности» возникает своеобразный синтез языков, вероучений, искусств, государств и наук. «Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа... Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно».

В качестве одного из основных факторов, определяющих жизнь культуры, О. Шпенглер рассматривает ландшафт, и соответственно развитие души культуры находится в тесной связи с природным миром. У многих исследователей вызывало возражение не само признание факта зависимости и даже конечной детерминации духовного природным, а именно непосредственный, прямой характер этой зависимости. И в этом смысле точка зрения О. Шпенглера может считаться в высшей степени натуралистической.

Периоды детства и юности каждой культуры, по Шпенглеру, связаны с таким состоянием народа, когда он в своей деятельности руководствуется инстинктами, догмами, религиозными вероучениями, а не разумом и научными знаниями. По мере взросления народ накапливает знания, развивает науку и технику и действует все более рационально. В конце концов религия утрачивает свои позиции в его сознании, а душевное бытие по мере отдаления от героического и романтического состояния сменяется холодной рассудочностью, бездуховностью, преклонением перед материальными ценностями. «Чем более приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью… Наконец при наступлении старости начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом - в классицизме, родственном всякой умирающей культуре - проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает в романтике о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится - как в римскую эпоху - из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…»

Культура умирает, когда ее душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки. Многие поколения, народы и племена прошли этот путь. Когда в них угасает «формообразующая сила», вместе с ней постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные признаки, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движения. «Так на поверхности Земли величественными кругами расходятся волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяются в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают. Каждая культура обнаруживает символическую и почти мистическую связь с пространством, в котором она существует. Как только вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья. Таков смысл заката в истории - внутреннего и внешнего завершения, ожидающего каждую живую культуру».

Каждой культуре отведен определенный лимит времени от зарождения до упадка - примерно тысяча лет.

В развитии культуры можно выделить следующие фазы:

)мифо-символическая (ранняя культура);

)метафизико-религиозная (высокая культура);

)цивилизационная (поздняя культура).

В жизни культуры выделяются две линии развития: восходящая (культура в собственном смысле) и нисходящая (цивилизация). Первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая - их закостенением и превращением в механические.

Таким образом, можно сделать вывод, что в идеях О. Шпенглера культуры имеют похожие судьбы. Подчиняясь ритму природы, они проходят стадии рождения, взросления, зрелости, старости и смерти.

По Шпенглеру, культура рождается, когда «пробуждается» ее душа. Периоды детства и юности культуры, связаны с таким состоянием народа, когда он в своей деятельности руководствуется инстинктами, догмами, религиозными вероучениями. По мере взросления народ накапливает знания, развивает науку и технику и действует все более рационально. Умирает культура, когда ее душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки.

Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития. В развитии культуры можно выделить следующие фазы: мифо-символическую, метафизико- религиозную и цивилизационную. Основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах. Длительность существования культуры составляет около одной тысячи лет. Исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия во всех других.

3. Цивилизация как смерть культуры

В концепции Шпенглера цивилизация − это определенная заключительная стадия развития любой культуры. «Цивилизация - неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они - завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение. Они конец, без права обжалования, но они же в силу внутренней необходимости всегда оказывались реальностью».»

Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических «деяний» к механической «работе». Для античной культуры он произошел в эпоху эллинизма в VI веке до н. э., внутренняя ее смерть наступила в римскую эпоху. Расцвет западноевропейской культуры завершился, так как в XIX веке она вступила в фазу цивилизации. Шпенглер показал, что завершение существования западной культуры − это не сенсация, а строго исполняемый прогноз. Соответственно, «падение западного мира представляет собой...проблему цивилизации». Вот почему Шпенглер и говорит о «закате» европейской культуры. Конечно, это не значит, что Европа исчезнет с лица Земли, просто ее культурно-творческий потенциал исчерпан.

Основные признаки цивилизации по Шпенглеру:

) Появление мировых городов. В эпоху цивилизации ареной великих духовных решений становится не вся страна, а три или четыре мировых города;

) Появление городской массы. Народом теперь считается городское население, неорганическая масса, нечто текучее. Человек массы, «чернь»- это уже большой шаг на пути к искусственному состоянию. Это - новый кочевник, житель большого города, абсолютно лишенный традиций, человек фактов, без религии;

) Деньги в качестве неорганического абстрактного фактора. Дух денег проникает во все сферы существования народов, главной становится имущественная обеспеченность;

) Специфические «искусственные религии», религии, свидетельствующие об увядании культуры.

Цивилизацию также отличает стремление к гигантизму: для нее характерны гигантские империи, гигантские города, гигантские промышленные предприятия, следовательно, интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворении материальных потребностей.

На стадии цивилизации действуют тенденции массовизации, глобализации и урбанизации.

Массовизация означает распространение культурных ценностей на широкие слои населения. Она сопровождается резким падением уровня понимания произведений высокой культуры. Может настать такой день, пишет Шпенглер, «когда перестанет существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки, − хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм».

Глобализация − это экспансия отмирающей культуры на новые территории. Она неизбежно сопровождается столкновением с другими культурами и войнами.

Урбанизация − гигантский рост больших городов − неизбежно сопровождается отрывом человека от природы.

Цивилизацию отличает стремление к гигантизму: для нее характерны гигантские империи, гигантские города, гигантские промышленные предприятия, следовательно, интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворении материальных потребностей.

В чём же различия между культурой и цивилизацией? «Культура, − отмечает мыслитель, − есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию». Цивилизация же «есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни». «Культура - религиозна по своей основе, цивилизация - безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична».

Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: «Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия».

Заключение

шпенглер культура цивилизация мировой

Освальд Шпенглер первым на Западе выступил против классической историографии и линейной концепции истории. По его мнению, над морем первобытных культур удалось подняться лишь восьми культурам. К ним он отнес: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (античную), арабскую, западноевропейскую, культуру майя.

Каждая культура представляет собой живой организм, имеющий свой срок жизни (тысяча лет) и свою душу. Наиболее подробно Шпенглером были рассмотрены три типа души - апполоновская, фаустовская и магическая.

Участь всего одушевленного − это жизненный цикл и его конечность. Все, что существует, подчиняется ритму природы и проходит стадии рождения, взросления, зрелости, старости и смерти. Шпенглер выделяет следующие фазы в динамике развития культуры: мифо-символическая, метафизико-религиозная, цивилизационная.

Философ рассматривает гибель культуры как ее "судьбу", неизбежное и закономерное явление. Концом развития любой культуры он считает стадию цивилизации, в которую, по его мнению, уже вступила современная Европа. Эта стадия характеризуется отрицанием самой «жизни», интеллектуализмом и техницизмом, развитием науки и техники, огромным ростом городов, упадком в области искусства и литературы, отказом от непосредственного и творческого восприятия мира. В этот период, утверждает О. Шпенглер, народ теряет «душу культуры», превращается в бесформенную массу, происходит массовизация всех сфер жизнедеятельности, а значит и их омертвление.

Освальд Шпенглер своей концепцией, изложенной в фундаментальной работе «Закат Европы», по существу, произвел коперниканский переворот в культурологии, сделав культуры поистине «равноправными».

Список литературы

1.Антология культурологической мысли / Авт.-сост. Мамонтов С.П., А.С.Мамонтов А.С. - М.: РОУ, 1996. - 352 с.

.Борзова Е. П. Сравнительная культурология. Т. 1: учебное пособие для высших учебных заведений.− СПб: СПбКО, 2013. - 586 с.

3.Бучило Н.Ф. История философии: учебное пособие. − М.: Проспект, 2011− 533 с.

.Евсюкова Т. В. Лингвокультурология: учебник. − 2-e изд., стер. − М.: Флинта, 2014. − 480 с.

.Ермишин О. Т. Концепции религии в зарубежной и русской философии: учебное пособие. − М.: ПСТГУ, 2009. − 224 с.

.Кармин А. С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лань, 2009. - 928 с.

.Культурология: учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А. А. Радугин. − М.: Центр, 2011. − 304 с.

.Огородников В. П. История и философия науки. учебное пособие для аспирантов − СПб.: Питер, 2011 − 354 с.

.Пенионжек Е. В. Культурология: учебное пособие. − Екатеринбург: УЮИ, 2014 − 111 с.

.Пивоев В. М. Философия культуры: учебное пособие. − М.: Directmedia, 2014 г. − 429 с.

.Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебник. − М.: Directmedia, 2014 г. − 632 с.

Похожие работы на - Обзор культуры и динамика ее развития в трудах О. Шпенглера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!