Образование как фактор, влияющий на развитие человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образование как фактор, влияющий на развитие человека

Введение

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме как образование как фактор, влияющий на развитие человека. Так как вся человеческая жизнь проходит в постоянном процессе обучения. Актуальность темы заключается в формировании институтов общества и что от образования зависит перспективы развития социального и экономического прогресса.

Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. И целью образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Образование является той частью объективного мира, которую изучает педагогика. Здесь надо отметить, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. А предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)». педагогический образование личность

И это чтоб передалось человеку необходимо системное обучение, которое зависит от многих факторов.

Курсовая работа состоит из четырех глав: Введение, где отмечается актуальность темы и краткое содержание курсовой. Во второй главе говорится о факторах биологических, социальных и педагогических развития

личности, так как рост и развитие человека неразрывно связаны с природой, современным прогрессом и общественной жизнью. Третья глава посвящена этапу развития, о том как с человеком происходит глубокие изменения в сознании при взаимодействии с другой группой людей и что может положительно повлиять на человека, чтоб он чувствовал как личность и как пример для других. И четвертая глава это заключение, где обобщается роль и значение образования. И как человек неразрывно связан с общественной жизнью как личность и как гражданин своего государства.

Биологические факторы

Но чтоб быть образованным нужны человеку усилия при получении знаний. Так как каждый человек индивидуален. И здесь важную роль играет факторы на развитие личности. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов.

«Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды воспитания. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социально наследование , то есть при жизненное влияние окружающей среды и воспитание обеспечивает развитие.. Это закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и отношения формируется психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание».

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека - его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.»

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.4

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. «И что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.

«Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. Великий русский ученый И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

. сильный, уравновешенный, подвижный тип сангвинический темперамент;

. сильный, уравновешенный, инертный тип флегматический темперамент;

. слабый тип - меланхолический темперамент.

Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек. Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего динамику психической жизни человека.»

Социальные факторы

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может»6 Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная. «Cреда географическая- это растительный покров, животный мир, атмосферная температура, источник целебных вод, геомагнитные и геопатогенные зоны. Даже в современное время есть труднодоступные места, где живут люди ограниченные к интеллектуальным источникам.Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.»

Домашняя среда -это семейная атмосфера, их образ жизни. Любовь и дружба с близкими и общение с ними является важнейшим источником разностороннего развития ребенка. Так как « огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.8 Немаловажную роль имеет квартира: магнитные волны, вибрация. Эта микросреда влияет на биологическую природу и социальное развитие личности. Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, социально- бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Благоприятной социальной средой является та, где доминируют идеи и ценности направленные на развитие творческой и инициативной личности. «Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта.

Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества. Формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям. «Формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.

Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.»

Педагогические факторы

Воспитание и передача знаний планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание и обучение осуществляются целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Образовательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек - творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя. Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

Педагогический фактор очень большую роль играет в жизни школьника педагог, который должен вложить семя доброжелательности и любви. Именно педагог и его методы обучения дают ту основу к познанию ребенку. Если ребенок с первых дней не почувствовал внимание со стороны учителя ему приходиться с трудом осваивать знание. Педагогический фактор заключается в отношении к своей работе и отношение к ученику. Для того

чтоб школьная программа была более оптимальной разрабатываются средства, методы и формы обучения и воспитания. «В дошкольных учреждениях проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом исследования является наблюдение в естественных условиях. Это видеосъемки, фотографирование, протоколы и дневники. Широко применяется опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование и тестирование. Значительное место отводится эксперименту с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Все эти педагогические исследования строят фундамент для растущего всего поколения и для развития отдельно взятой личности. Умение со стороны учителя заметить талант и развить его - вот главная задача.»10 Педагогический фактор еще заключается в развитии личности в том что « педагог - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец»

Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Новые способы циркуляции информации таковы, что в системе образования возникает необходимость формирования нравственных, интеллектуальных, дидактических принципов и норм ее создания, представления и распространения. Проблема ее качества и надежности в системе образования должна обеспечиваться новыми педагогическими и ценностно-нравственными канонами, которые формируются и будут формироваться в дальнейшем. Ведутся интенсивные поиски адекватных и опережающих путей и методов соответствия системы образования требованиям информационного общества. Многообразие выдвигаемых при этом концепций, программ свидетельствует, во-первых, о сложности и актуальности отражения глобальных информационных процессов в образовательном пространстве, и, во-вторых, о качественных изменениях в осмыслении педагогической действительности. Различные концепции и теории, складывающиеся в рамках педагогики, психологии, лингвистики, кибернетики, информатики могут соединиться и, как показывает опыт, уже соединяются в некоторую своеобразную систему, выступающую как информационная педагогика.

Этапы развития личности

Наука выдвигает несколько фаз развития личности. Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям,которые зависят от особенностей той группы в котором протекает , начиная с детского сада затем начальных классах и в новой компании. Взаимоотношение личности в коллективе дает новое и новое содержание в развитии человека. И это называется фазами развития личности. Первая фаза становление личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше ,чем освоит действующие другие в группе нормы ( нравственные, учебные, производственные) ) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности которыми владеют другие члены. Это достигается при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Но при этом он может быть примером для других членов как личность.

Вторая фаза порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением человека к максимальной персонализации. Например попав в новую компанию он не будет стараться выделяться, а начнет осваивать их правила и нормы. После адаптационного периода начинает осознавать, что как личность он утрачивает свою индивидуальность.

Третья фаза- это интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют , соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху. Каждая из этих фаз порождает и шлифует их личность. На протяжении всей своей жизни человек вырабатывает свою структуру личности.

Заключение

Образование как фактор развития личности имеет свое содержание, то есть это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Список литературы

1.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика.Учебно-методическое Пособие.- Балашова: 2005.- с. 26

.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс.- М.: Владос,2004.- с.

.Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе.-М.: Логос. - с. 67

. Сластенин В.А. Общая педагогика.- М.: Владос.- с. 117

. Факторы, влияющие на личность. Ответы на госэкзамен по педагогике.- с. 11

Похожие работы на - Образование как фактор, влияющий на развитие человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!