Регионализм и права человека

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регионализм и права человека

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

(ВИЭПП)

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права

Дисциплина "Международное право"






Контрольная работа

по теме: «Регионализм и права человека»


Выполнил:

студент группы 3ННв

Мартынова О.В.

Проверил:

ст. преподаватель

Бобрицких И.В.


Волжский 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Регионализм и права человека

.Особенности европейского регионализма

.Евросоюз и Совет Европы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях возрастает роль международного права в определении правового положения различных групп населения. Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества нашего времени явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу человека.

Актуальность данной темы заключается в том, что само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в свете решения проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями, т.е. регионализмом. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

Целью работы является исследование регионализма и прав человека.

В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

определить понятие регионализма и прав человека

выявить особенности Европейского регионализма

раскрыть содержание Евросоюза и Совета Европы

Объектом данного исследования является регионализм и права человека.

Предметом исследования выступают особенности прав человека в отдельных регионах и общественные отношения, затрагивающие их.

Теоретической основой работы послужили научные статьи и работы отечественных и зарубежных юристов и экономистов, а также материалы периодической печати.

Нормативная основа работы включает в себя международные законодательные акты.

Методологической базой исследования явились структурно-функциональный, сравнительно-правовой, общенаучный и другие частные методы.

Структура работы определена задачами и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

европейский регионализм совета Европы

1.Регионализм и права человека

Международное право - это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Права человека с позиций международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.

В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином "права человека", поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Сотрудничество государств по правам человека и гражданина бывает двух видов - универсальное и региональное.

Универсальное заключается в механизме защиты прав человека, существующих в рамках ООН.

Принятые документы, их правовая природа и юридическая сила, содержание закрепленных в них прав, свобод и обязанностей - все это является правовой основой универсального международного сотрудничества. К примеру, такими документами являются:

Устав ООН;

Всеобщая декларация прав человека;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Международный пакт о гражданских и политических правах (+ факультативные протоколы к нему);

Международная конвенция о запрете всех форм расовой дискриминации;

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

Конвенция против пыток;

Конвенция о правах ребенка.

В рамках этого разрабатывается создание органов, контролирующих соблюдение государствами своих обязательств. Такими органами являются:

Генеральная ассамблея;

Экономический и социальный совет;

- Совет по правам человека (Комиссия по правам человека до 2006 года);

Верховный комиссар ООН по правам человека;

Международный суд;

Международные трибуналы (учрежденные ООН для судебного преследования лиц, виновных в совершении преступлений против человечности в бывшей Югославии и Руанде);

Международный уголовный суд;

МОТ и др.

Наряду со сложившейся системой универсального сотрудничества государств в области прав человека такая деятельность осуществляется и на основе региональных соглашений.

Региональное сотрудничество дополняет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека.

Согласно ст. 52 и 53 Устава ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения местных споров, а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Однако вскоре после принятия Устава ООН стали создаваться и организации, цель которых - защита прав и свобод человека на региональном уровне. Такие организации учреждены на всех континентах за исключением Азии.

Предваряя рассмотрение регионализма как процесса имеющего международное значение, необходимо более подробно уточнить определение самого понятия «регион» и его трактовку с точки зрения общенаучной методологии вообще и экономической науки в частности. Для того чтобы совокупность государств, представляющая собой некую общность, стала «регионом», необходимо наличие всех или части следующих признаков:

· общность исторических судеб;

· наличие свойственных только этой группе особенностей культуры (материальной и духовной);

· географическое единство территории;

· сходный тип экономики;

Как правило, именно этот подход присутствует и в зарубежной литературе. Эндрю Хюрелл указывает, что, во-первых, «регион - это естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ. В этом контексте регионализм анализируется в таких категориях, как:

· социальная сплоченность этнических, расовых и языковых групп, проживающих совместно;

· экономическая взаимодополняемость тех хозяйственных и промышленных единиц, которые работают в рамках данной территории;

Регион не является только географической категорией, т.е. нельзя отождествлять понятия «регион» и «территория». Территориальная составляющая существенна для любого региона, поскольку она является базисом как его формирования, так и его существования. Любой регион представляет собой территорию, но одного территориального компонента недостаточно для того, чтобы назвать территорию регионом. Необходимой предпосылкой формирования региона на определенной территории является наличие специфики экономического состава и организации.

Исходя из этого, можно дать понятие термину «регионализм».

Регионализм - различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций. Являясь производным от понятия "регион", Р. может быть связан, во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, наличием внутригосударственных территориальных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной природно-географической среды и соответствующего ей хозяйственного уклада, специализации региона в рамках национальной системы разделения труда, а также особенностями социальной структуры, местных проявлений единой национальной культуры и т.п. От регионализма отличают понятие регионализации как внешнего процесса регионального строительства, осуществляемого центральными органами власти и управления. Современный регионализм представляет собой следствие усилий, направленных на увеличение безопасности, стабильности и устойчивости мультигосударственной международной системы.

Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах. Особенно это заметно в рамках общеевропейского процесса. В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 года подчеркивается, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка". В этом же документе государства-участники заявили, что "обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".

Из этого следует, что права человека соблюдаются не только на мировом уровне, но и существуют отдельные объединения государств, имеющие свои особенности правового регулирования.

2. Особенности европейского регионализма

Как говорилось ранее, особую актуальность в условиях международного регулирование прав человека приобрели понятие «регион» и связанная с ним концепция «регионализации». Особенно это заметно при описании феномена Европы.

Так, Европа может быть описана как группа стран, из чего не следует, что эти страны формируют регион, так как между ними существует много различий (культурных, политических, экономических и др.). Именно из-за этих различий Европу достаточно сложно рассматривать в качестве «когерентного региона».

При этом сама концепция «Европы» как некоторого условного целого существует достаточно давно. Исторически менялся лишь смысл этой «целостности». Так, к началу XIX в. Европа представляла собой континент, состоящий из большого количества стран. Эти страны сильно различались и имели мало общего друг с другом. Некоторые из европейских стран были сверхдержавами (Великобритания, Германия, Франция). Если статус этих держав был именно таким, то возникавшие между ними конфликты интересов приводили к войнам. При этом масштабы сотрудничества между ними были незначительными.

После Второй мировой войны начался процесс становления единой Европы в качестве акрорегиона. Европейский союз (ЕС) как формирующийся макрорегион генерировал по преимуществу экономические и политические интересы отдельных стран. Вместе с тем утверждение ЕС привело к повышению «веса» регионов более «низкого уровня». Постепенно границы между государствами союза становились все более прозрачными, что приводило к формированию так называемых «трансграничных регионов». Все это позволило экспертам заявить о складывании «Европы регионов», где территориальное измерение политики приобретало все большее значение

Европейский регионализм - политика западноевропейских государств, основанная на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества. Таким образом, сущность регионализма заключается в интеграции по формуле Европа регионов.

В целях содействия европейскому регионализму и усиления роли отдельных территорий в 1985 г. была создана Ассамблея регионов Европы (АРЕ), объединившая к концу века свыше 300 территориальные общины Западной, Центрально-Восточной и Восточной Европы с населением 400 млн. человек. Первыми членами АЕР из Восточной Европы стали Московская и Ленинградская области, Республика Карелия (Россия) и Одесская область (Украина).

В 1994 г. Совет Европы принял «Хартию местного самоуправления», а в 1996 г. Ассамблея регионов Европы - «Декларацию о регионализме». В основу региональной политики ЕС положены принципы территориальной концентрации капитала, финансирования целевых программ, сотрудничества с местными властями и передачи конкретных управленческих решений на наиболее оптимальный территориальный уровень (принцип субсидиарности). Каждый регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, отражающей демократическую волю принимать наиболее предпочтительные формы его организации. В отличие от существующей налоговой политики декларацией предусмотрено изменение отношений региона и государства. Не государство оставляет часть налогов региону, а наоборот, регион частично или полностью передает налог государству.

Регионы различаются величиной, политико-административными особенностями, имеют различные уставы и рассматриваются как важнейший элемент построения единой Европы. Согласно Декларации АРЕ, регион является государственным территориальным образованием, соответствующим уровню, непосредственно предшествующему уровню государства. Регион имеет собственную Конституцию и правительство с соответствующими политическими полномочиями. Многообразие исторических, языковых, культурных, социально-экономических и географический связей различных народов, отождествляющих себя со своими регионами, представляет собой неисчерпаемое европейское богатство. Оптимальные решения социально-экономических проблем можно находить только через сильные регионы, обладающие законодательными полномочиями и финансовыми возможностями. Регионы признаются активными субъектами политики Европейского Союза и имеют право самостоятельно действовать на международной арене. Составной частью европейского регионализма является местное самоуправление.

Главное особенностью европейского регионализма является европейское право.

Европейское право - совокупность правовых норм, включающая в себя европейское интеграционное право, правовые нормы, обеспечивающие функционирование европейской системы защиты прав человека, а также иные правовые нормы европейских международных договоров. Под первым понимается в первую очередь право Европейского союза. Под вторыми - право Совета Европы.

В науке принято двоякое понимание понятия Европейское право. Оно понимается как в широком смысле так и в узком.

В широком смысле понимается, как правило, правовое регулирование отношений в Европе, охватывающих организацию и деятельность практически всех международных организаций действующих на европейском континенте, всю совокупность экономических, социальных, политических, научных и культурных отношений. Тем самым это право и России и других европейских стран. В данном случае Европейское право понимается как региональная часть права международного.

В узком смысле Европейское право - это Право Европейского союза. Право которое распространяет сферу своего действия только на территорию стран участниц Европейского союза.

3. Евросоюз и Совет Европы

Европейское право (право Европейского союза) можно считать комплексной отраслью общего международного права и частью европейского международного права, причем "комплексной" отраслью в том смысле, что оно состоит из норм международного (публичного) права, норм международного частного права и норм внутригосударственного права. Нормы, устанавливаемые институтами (органами) Европейского Союза, представляют собой нормы международного (публичного) права, ибо они принимаются от имени государств, которые добровольно делегировали международной организации часть своей компетенции.

Комплексность отраслей международного права в отмеченном выше смысле не является чем-то исключительным применительно к праву Европейского союза.

Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы. Одни принципы непосредственно содержатся в учредительных договорах Европейского союза, другие выработаны практикой Суда Европейского союза в результате их толкования. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие.

К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.

Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов. Правовые нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Указанный принцип распространяется не только на учредительные договоры Европейского союза, но и на ряд других нормативных актов Европейского союза. Гарантом соблюдения данного принципа выступает Европейский суд.

Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок. Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц. Так например положения регламентов издаваемых институтами ЕС становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения. В свою очередь правила содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.

Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.

К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

Источниками права Европейского союза являются акты первичного и вторичного права.

В первичных актах перечень учредительных документов Евросоюза, в отличие от других межправительственных организаций, достаточно велик. Это также и документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС. Другими словами, вместе с учредительными документами, на основе которых были созданы сообщества (Парижский договор (1951 г.), Римские договоры (1957 г.), к ним относятся все документы, вносящие в них изменения (Договор о слиянии (1965), Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов собрания (1976), Единый Европейский акт (1986), Маастрихтский договор (1992), Амстердамский договор (1997), Ниццкий договор (2001), ЛД, а также все приложения, декларации и сопровождающие их документы, являющиеся неотъемной частью данных договоров, в том числе Протокол о расширении Евросоюза, Протокол о включении норм Шенгенского права в правовую систему ЕС, документы о присоединении к Евросоюзу).

Кроме того, к первичному праву относятся: общие принципы права вместе с правовыми традициями и обычаями; принципы международного права; специальные принципы права Евросоюза.

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты принимаемые на основе учредительных договоров. В определении источников вторичного права мы наблюдаем столкновение подходов к пониманию источников в континентальной и англо-саксонской правовых семьях (признание в качестве источников юрисдикционных актов), а также влияние концепции источников в международном праве.

Вторичное право Европейского Союза имеет своими источниками различные категории правотворческих форм.

Первая категория актов вторичного права - это нормативные акты, к ним относятся регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС.

Вторая категория - это индивидуальные акты, к ним относятся решения (кроме общих решений ЕОУС).

Третья категория - это рекомендательные акты, к которым относятся рекомендации (кроме рекомендаций ЕОУС) и заключения.

Следующей категорией актов вторичного права являются акты о координации Общей внешней политики и политики безопасности, а также Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. К данной категории актов относятся принципы и общие ориентиры, общая позиция, совместная акция, общая стратегия.

Отдельную категорию актов составляют юрисдикционные акты - решения Суда.

К источникам вторичного права относятся акты sui generis - «неофициальные» формы права, не предусмотренные учредительными договорами акты, издаваемые органами Союза (обычно выражаются, как решение конкретного органа или резолюция).

Последнюю категорию источников вторичного права можно обозначить как международные акты, в неё входят решения и акты представителей государств-членов, конвенции между государствами-членами заключенные на основе учредительных договоров, международные договоры Европейского Союза.

Европейский Союза как международная организация смог обеспечить возможность сотрудничества всех 27 стран-членов в самых разных сферах и при этом сохранил свое единство. Право ЕС - это автономная правовая система в рамках международного права, которая, однако, во многом отличается от классического международного права и права классических межправительственных организаций.

Система источников права ЕС, которая существует на данном этапе, довольно разнообразна. В нее входят и обязательные, и рекомендательные акты. Показательна тенденция все более тесной интеграции государств ЕС в результате расширения области предметной компетенции ЕС, случаев принятия органами Союза обязательных актов, расширенного толкования полномочий ЕС и его органов.

Значительное упрощение системы принимаемых органами ЕС актов ожидается от ликвидации системы трех опор после вступления в силу Лиссабонского договора.

Вместе с тем, страны стремятся обеспечивать единство в развитии Евросоюза, в том числе, используя жесткое регулирование механизмов продвинутого сотрудничества, путем вовлечения не участвующих в нем стран в процесс обсуждения вопросов такого сотрудничества и побуждения этих стран присоединиться к нему.

Совет Европы - международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн. человек, и Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 27 держав. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.

Наиболее известными органами Совета Европы являются Европейский суд по правам человека, действующий в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и Комиссия Европейской фармакопеи.

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран - участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий шесть лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельностью, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств - участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Подводя итог, можно сказать, что так или иначе, модель регионов не является жестким «корсетом» для народов Европы, и сам регионалистский подход способен привести процесс строительства общеевропейского пространства как к успеху, так и к неудаче. Моделью регионов могут воспользоваться все народы, используя регионализм не столько как структуру, сколько как политическую концепцию, способствующий преодолению издержек чрезмерного администрирования и недостаточной гибкости в системе государственно-территориального управления.

Заключение

Международная защита прав человека - совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами.

Одновременно с универсализацией в международном праве развивается и другая тенденция - регионализация, которая отражает реальности международной жизни, а именно: явно наблюдающийся раздел мировой системы на региональные подсистемы, в которых партнеры по сотрудничеству скорее, нежели на глобальном уровне, разрешают конфликтные ситуации и налаживают эффективное сотрудничество. В рамках стратегической цели, поставленной Уставом ООН - поддержания международного мира и безопасности через создание всемирного правового сообщества необходимым является расширение компетенции отдельных территорий и регионов. Более того, исторически региональное международное право предшествовало современной универсальной международной правовой системе.

Регионализм заложен самим Уставом ООН и регионализация представляется необходимым и промежуточным пунктом в становлении международного права.

До сегодняшнего дня международное право рассматривается сквозь призму определения в виду того, что оно является правом цивилизованных народов. Нельзя забывать, что источниками международного права являются не только договорные, но и обычные нормы, которые должны выработаться самостоятельно субъектами, а это возможно лишь в рамках определенной региональной системы.

Причем, исходя из процесса выработки норм международного права, региональные системы могут вырабатывать нормы, согласие на обязательность которых будет дано государствами других региональных систем, тем самым процесс выработки норм международного права может происходить и на региональном уровне.

Список использованной литературы

1.Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432 с.

.Дергачев В.А. «Регионалистика» / Издательский проект профессора Дергачева, 2008.

.Колосов Ю.М. «О понятии европейского международного права» / СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 2008. - с. 195.

.Межевич Н.М. «Основные понятия региональной политики РФ» / Учебное пособие - М: Спб., 2010.

.Пузырев К. С. «Европейский регионализм: от концепта к реальности» / Журнал "Регионология" №2, 2010

.Глобалистика: Энциклопедия. - М. 2009. С. 835-836

.Интернет портал: «Новости Евросоюза» : http://novosti-es.ru/

.Интернет портал :»Википедия. Свободная энциклопедия» : http://ru.wikipedia.org/

.Интернет портал «Экономико-правовая библиотека» : http://vuzlib.org/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!