Антропология в системе знаний о человеке

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антропология в системе знаний о человеке

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ





АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ

Князькин Сергей Александрович










Москва 2016

ВВЕДЕНИЕ

Для открытия и формирования современного, непротиворечивого и научного взгляда на окружающий мир и человека необходимо обладать сведениями, полученными методом синтеза, который используется в гуманитарных и естественных дисциплинах. Оба вида дисциплин обладают различными методами, формирующими познание: гуманитарные «науки о духе» руководствуются методом «понимания» душевной жизни человека, естественные же науки излагают объективные и максимально свободные от индивидуальной позиции исследователя точки зрения. Сложно переоценить вклад естественных и гуманитарных наук в комплексное изучение антропологических феноменов, их роль в системе современного человекознания обосновывает актуальность данной темы.

Цель данной работы - показать место антропологии в системе науки и знаний о человеке. Для этого мы раскроем сущность антропологической науки и предмет ее исследований, охарактеризуем существующие разделы данной науки и дадим краткий очерк ее истории развития.

Предмет исследования данной работы - антропологическая наука и ее основные разделы.

В ходе написания работы использовались различные учебные пособия и труды отечественных и зарубежных авторов, такие как «Структурная антропология» Клода Леви-Строса, «История антропологической мысли» Эванса-Причарда, «Психология и проблемы человекознания» Ананьева Б. Г., а также, интернет-ресурсы портала журнала «Наука и жизнь».

1.ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

Антропология (от греч. Anthropos - человек и logos - слово, учение) - наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Эта наука занимает пограничное место среди естественных и гуманитарных дисциплин.

Первое использование термина "антропология" приписывается Аристотелю, употреблявшему это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин "антропология", по-видимому, встречается впервые в названии труда Магнуса Хундта "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела", вышедшего в Лейпциге в 1501 г. Это сочинение является трудом по анатомии.Термин «антропология» не знал до настоящего времени единой трактовки в мировой науке. На первых этапах своего развития антропологическая наука имела неоднозначные взаимоотношения со смежными научными дисциплинами. Антропология, как универсальная наука стала пониматься сравнительно недавно. Французские просветители XVIII в. смотрели на антропологию, как на науку, систематизирующую знания человека о его культуре, истории, психологии, биологии, лингвистике и т. д. Можно утверждать, что в данном случае речь идет именно о целом ряде наук, системно объединенных, которые постепенно выделились во вполне самостоятельные научные дисциплины - именно так понимается антропология в западноевропейской и американской науке.

В Польше, Словакии и Чехии ареал антропологических исследований ограничен до изучения биологической изменчивости человека.

Современная антропологическая наука рассматривает человека, как биологический вид: его происхождение и биологическую изменчивость в пространстве и времени, а также, его биосоциальный феномен существования (рассматривая человека, как представителя определенной социальной среды). В 1594 г. был издан труд О. Касманна, 1-я часть "Антропологическая психология, или учение о человеческой душе" Вслед за ним выходит и 2-я часть "О строении человеческого тела в методическом описании".

В советской науке содержание антропологической науки раскрывалось в основном, этнографией и археологией.


2.АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ

Человек - мыслящее существо, которое в зависимости от угла обзора его природы можно рассматривать противоречиво. Мы можем рассматривать человека, как форму жизни, и жизнь его всегда становится ареной борьбы между некими наследственными предрасположенностями и окружающим его внешним миром. Как существо социальное человек конфликтует между собственной индивидуальностью и общественным сознанием.

Таким образом, можно видеть, что человек находится в состоянии некой борьбы, конфликта или противоречия, что свидетельствует о неопределенности его существа. Человек есть не просто биологическое существо, но существо, обладающее духом, личностью. Как личность, человек склонен созидать, искать разрешение между возникающими противоположностями во мнениях, теориях и диалектическом синтезе. Именно поэтому, человека, как существо качественно иное нежели остальные биологические виды, нельзя рассматривать с точки зрения единственно биологической науки. Антропология, изучая человека, обязательно выходит за пределы естественно-исторических вопросов и входит в область общественно-исторических. И потому антропология тесно соприкасается, как с биологическими науками (генетика, биология, экология), так и с гуманитарными (этнология, археология, психология). Такая смежность научных отраслей способствует расширению области антропологического познания.

Современная антропология занимает самостоятельное место среди естественных и социальных наук, и является интегративной наукой. Антропология воссоединяет в себе совокупность различных знаний о человеке (как естественнонаучных, так и религиозно-философских) и, таким образом, рождает ряд междисциплинарных направлений знания.

В антропологической науке можно выделить несколько взаимосвязанных и обособленных друг от друга дисциплин:

1.Философская антропология, в центре внимания которой находятся вопросы о происхождении, природе и сущности человека. Философская антропология содержит фундаментальное учение о гуманитарной сущности, назначении человека и человечества. Начало классического изучения данной дисциплины принадлежит Максу Шелеру, написавшему в 1928 г. работу «Положение человека в космосе», а также, Хельмуту Плеснеру.

В эпицентре изучения философской антропологии находятся темы, связанные с «рациональным» и «нерациональным» в человеке, внутренними устоями человека и его предназначением в общей целости бытия, культуры и духовности. В структурном плане философскую антропологию можно считать разделом философского знания.

С философской антропологией в ее традиционном варианте пересекается каббалистическое постижение человека в его антропософическом варианте: каждый человек - это целый микрокосм, собственное «я» которого есть «Атман», душа и часть Божества. Данная идея отображает человека, как некий универсум, образ мира, который принадлежит как природе, так и трансценденции.

2.Общая или физическая антропология (пневмопсихосоматология), о которой Трифонов Е. В. говорит, как о науке, изучающей организацию отношений <#"justify">2.1.Морфология - направление, изучающее физическую организацию современного человека и закономерности изменчивости его организма. Также, иногда называется возрастной биологией или онтофизиологией. Как отрасли морфологии существуют соматология (исследование человеческого тела и его признаков в целом) и мерология (вариации отдельных органов и частей человеческого организма). В данном направлении выделяются и такая более поздняя дисциплина, как возрастная антропология (наука о физическом росте человека).

.2.Антропогенез - направление, имеющее областью своего изучения процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтологию человека. Здесь внимание сосредотачивается на изменениях, которые претерпевает природа ближайших предков человека и самого человека. Эволюционная антропология изучает разнообразные формы приматов (приматология) и человека, которое существует и существовало на Земле (палеоантропология).

.3.Расоведение - изучает причины и историю возникновения расовых типов, их формирование и распространение по территории Земли. Расоведение опирается на данные, полученные генетикой, молекулярной биологией, морфологией и физиологией. Данное направление науки изучает антропологический состав народов мира и проблемы этногенеза.

3.Социально-культурная антропология в двух терминах: социальная антропология и культурная антропология. Термин «социальная антропология» возник вместе с появлением кафедры в Англии, возглавленной сэром Дж. Дж. Фрэзером, который интересовался не материальной культурой, а обычаями и верованиями. Термин «культурная антропология» появился в США, одним отцов его можно считать ученого естествоиспытателя Франца Боаса. Леви-Строс говорит, что культурологическое направление сближает антропологию с географией, технологией и историей первобытного общества, в то время как социологическое направление устанавливает ее более прямое сродство с археологией, историей и психологией. В 1870 году появляются такие направления антропологии культурно-историческое и юридическое, составившие ядро социальной антропологии. Социальная антропология имеет предметом своего изучения социальные организации и их связи с культурой, поведение человека и результаты его деятельности.

Благодаря интеграции знаний о человеке, появляются новые направления антропологической науки: медицинская антропология, психология антропологии, валеология, педология, экология антропологии и эргономика (антропология промышленности):

.Медицинская антропология изучает связь типов конституций с предрасположенностью к определенным заболеваниям во взаимосвязи с генетикой человека. К подразделам медицинской антропологии можно отнести дифференциальную и клиническую антропологию.

.Психологическая антропология имеет предметом изучения становление психики и психосоматического единства человека.

.Валеология - наука о гармоническом развитии человека и поисках грани норма-патология.

.Педология - наука, изучающая симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий.

.Экология антропологии и эргономика - науки, сформировавшиеся на базе антропологии с пограничными областями исследования в медицинской географии и социальной гигиене. Экология человека изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, эргономика изучает функционирование человека в среде производственных отношений.

3.КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНТРОПОЛОГИИ. СОВРЕМЕННЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первые сведения об имеющихся антропологических сведениях восходят ко временам натурфилософии. В общей истории развития антропологической науки можно выделить следующие периоды:

.Период Эпохи Возрождения охарактеризовался крупными успехами в области естествознания и других наук. Научный материал пополняется за счет открытий, совершенных Христофором Колумбом, Васко да Гама и Магелланом. Значительный вклад внес Леонардо да Винчи в развитие анатомии и медицины, создав первые зарисовки мускулатуры и костной ткани человека. В 1735 г. шведский натуралист Карл Линней написал книгу «Систему природы», где он поместил человека в один отряд с полуобезьянами, согласно разработанной им классификации животного мира. Этот отряд был назван «приматы».

.В XIX в. антропология обособляется, как отдельная научная дисциплина. Этот период известен широкими открытиями в области антропогенеза. Становление антропологической науки заложили Жан Батист Ламарк (в 1809 г. выходит его труд «Философия зоологии») и Чарльз Дарвин (в 1859 г. опубликована его книга «Происхождение видов»), которые заложили краеугольный камень развития теории эволюционизма, и ничто уже не могло остановить развитие мощной науки о человеке. В 1862 г. создается первое антропологической общество в Париже, его основатель - Поль Брока.

В России появление и систематизацию антропологической науки соотносят с временем правления Петра I. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина. Русские ученые и философы поддержали и развили эволюционное учение, материалистические взгляды на природу были присущи Радищeву А. Н. и Чернышевскому Н. Г. Большой вклад в развитие отечественной антропологии внес Миклухо-Маклай Н. Н., изучавший народы Новой Гвинеи (1871 г. - первая экспедиция) и утверждавший, что различия между народами кроются в условиях их существования. Также, благодаря профессору Московского университета Богданову А. П., в 1863 г. появляется Общество любителей естествознания при Московском университете.

4.XX век - современный период развития антропологии. Возникшая в это время философская антропология (основоположники - М. Шелер и Х. Плеснер) рассматривала человека не только как субъект познания, но и как субъект жизни, рассматривала саму «идею» человека. Леви-Стросс К. строит основы структурной этнографии, предлагая концептуально новый, «языковой» подход к изучению фактов - изучение соотношений, структур между фактами.

В отечественной науке данный период ознаменовался новейшими достижениями в генетике, физиологии и биохимии, что укрепило связь антропологии с теоретической и прикладной медициной, а также, генетикой. Большая заслуга принадлежит Выготскому в основании психолингвистики и культурно-исторической теории развития личности. Выготский Л. С. предлагает рассматривать социальную среду не как фактор развития, а как главный источник. Также, Лев Сергеевич попытался построить такую психологическую концепцию, где знак (слово), социум (общение) и деятельность выступили бы в теоретическом единстве, что ему вполне удалось. Кроме того, велика заслуга Выготского Л. С. в становлении психологии, где известна его идея о том, что коррекционная педагогика и клиническая психология имеют дело не с отдельным дефектом (страданием), а с целостной системой психики, личности и деятельности пациента. Только опираясь на эту целостность, мы можем эффективно осуществить реабилитацию пациента.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

антропология каббалистический человек

В настоящей работе была создана целостная характеристика антропологической науки и ее места среди остальных наук.

Для того, чтобы охарактеризовать данную науку и определить ее место среди остальных научных дисциплин, были рассмотрены термин «антропология» и предмет антропологической науки. Антропология говорит о совокупности всех знаний о человеке.

Кроме того, была дана краткая систематизация и характеристика научных дисциплин и направлений, относящихся к антропологической науке.

Также, был дан краткий исторический очерк возникновения и становления антропологического знания, где были рассмотрены важные исторические моменты, повлиявшие на развитие антропологии и такое ее свойство, как интегративность.

Подводя итоги, можно видеть, что современная антропология не ограничивается изучением биологической изменчивости человека, а рассматривает его с позиций единства его двойственной природы: как биологический вид, и как представителя общественной среды.

Также, стоит упомянуть о такой тенденции в современной антропологической науке, как интегративность, что позволяет ей преодолеть разрыв между естественнонаучным знанием и философским.

Антропологическое знание развивается, его помощь неоценима во всех направлениях науки, где оно присутствует. Возможное развитие интегративности антропологического знания может помочь решить множество существующих этнологических, естественнонаучных и религиозно-философских вопросов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА

1.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А. А. Бодалева - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

.Антропология: Учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Кметинский. - М.: Новое знание, 2004. - 400 с.

.Басов М. Я. Общие основы педологии. - М.: Госуд. Изд-во, 1928. - 744 с.

.Выготский Л. С. Психология развития человека [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/

.Дерягина М. А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. 2-е изд., испр. -М.: Изд-во УРАО, 2003. - 208 с.

.Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 1 / В. В. Ильин. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 832 с.

.Козлов Н. И. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/

.Лайтман М. С. Каббала: философское постижение человека [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/

.Леви-Строс К. Структурная антропология [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/

.Резник Ю. М. Специфика «интегративной антропологии». Антропология: комплекс наук и проект интеграции знаний о человеке [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/

.Трифонов Е. В. Антропология: дух - душа - тело - среда человека, или Пневмапсихосоматология человека [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://www.tryphonov.ru/

.Хрисанфова Е. Н. Антропология: учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 400 с.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

14.Портал журнала «Наука и жизнь» [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - © 2005-2016 - Режим доступа: http://www.nkj.ru

15.Антропогенез.РУ <http://antropogenez.ru/> [Электронный ресурс]: - Электрон. Дан. - © Antropogenez.ru, 2010-2015 - Режим доступа: http://antropogenez.ru/

Похожие работы на - Антропология в системе знаний о человеке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!