Публицистика Томаса Пейна

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,43 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Публицистика Томаса Пейна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М.Горького







Реферат на тему:

«Публицистика Томаса Пейна»












Екатеринбург 2011

Оглавление

Введение

1.Биография Томаса Пейна

2. Основные концепции деятельности Т. Пейна

3. Публицистика Томаса Пейна

Заключение

Библиография

Введение

Выполняя данную работу, я выяснила, что об общественно-политической, научной и литературной деятельности Т. Пейна написано трудов немало различными по своим политическим воззрениям авторами. Во всемирной сети - интернет, можно найти около 20 его изданных биографий. И это издания только в Америке.

Неизменный интерес к такой незаурядной личности замечательного писателя и революционного деятеля XVIII в. Постоянно растёт. Ео читали, читают и будут читать. Конечно, большим спросом он пользуется в США, с их демократической общественностью и свободой слова, а также в развитых и передовых европейских странах. Между тем вот уже полтора с лишним века, прошедших со дня смерти Т. Пейна, все говорят об его стремление связать философские и социологические проблемы. Но у него было не только желание связывать такие разные понятие, он создавал миры теорий и вселенные концепций по предмету своего изучения.

Его довольно последовательный республиканизм «создаёт» американского просветителя одним из наиболее радикальных противников «старого порядка». Подавляющая часть просветителей XVIII в. ориентировались на «просвещенного монарха», на революцию «сверху», а не «снизу», на мирную проповедь передовых идей. Пейн открыто говорил, и это говорит о его смелости и новаторстве взглядов и мышления, что его просветительская деятельность порождена буржуазной революцией. Он сопоставлял себя с солдатом передовой армии. Считал свою деятельность истинно патриотичной и добивался национальной независимости угнетённой страны.

В своей работе я хотела бы не только проанализировать его публицистические работы, но и рассказать о его биографии, а также социальных и философских воззрениях. Ведь невозможно понять творчество любого автора, тем более такого выдающегося как Пейн, не узнав прежде его мысли, чувства, переживания и события нелегкой, но безумно интересной жизни, что и стали источниками великих произведений, вышедших из-под его пера.

1.Биография Томаса Пейна

Томас Пейн родился 29 января 1737 г. в захолустном английском городке Сетфорд в графстве Норфлок в семье бедного ремесленника-крестьянина. Детство Пейна проходило в обстановке нищеты. Проучившись недолго в школе, Томас в 13 лет начал работать, помогая отцу. В 1755 г. Томас покинул мастерскую отца. Он служил матросом на корабле, был корсетником в Лондоне и Дувре, держал корсетную мастерскую в деревне Сэндвич, в Кенте. Но дела у него шли плохо.

Склонный к научной деятельности, он не обладал качествами дельца, и неудачи преследовали его. Пейн четыре года служил сборщиком акцизов, был уволен и опять работал корсетником, учителем английского языка в Лондане, затем в течение 6 лет снова акцизным чиновником в Льюисе, в графстве Эссекс. Здесь впервые Пейн показал себя способным общественным деятелем. В 1772 г. Пейн возглавил движение акцизных чиновников за повышение заработной платы. Он составил обращение к парламенту - «Дело акцизных чиновников» - и на собранные деньги повез его в Лондон. Парламент оставил без внимания ходатайство сборщиков акциза, а Бюро акцизов решило избавиться от беспокойного чиновника и в апреле 1774 г. уволило Пейна. В этом же году под нажимом кредиторов Пейн вынужден был продать небольшую табачную лавку, которой он владел в Льюисе.

Летом 1774 г. тридцатисемилетний Томас Пейн прибыл в Лондон. Без денег и работы он несколько месяцев скитался в столице. Живя впроголодь, Пейн был свидетелем резких социальных изменений в Англии.

Пейн разделял радикальные взгляды, отстаивавшиеся передовыми деятелями Англии того времени. Именно в эти годы сложилось его враждебное отношение к монархии. Он понимал необходимость реформы парламента, ликвидацию так называемых гнилых местечек, защиту свободы личности.

Обездоленный Пейн решил искать счастья в Америке. Еще в 1772 г. Он познакомился с Франклином. Ученого привлекали в Пейне его глубокий и скептический ум, обширные познания и, возможно, его интересы в области электричества. В сентябре 1774 г. Франклин дал Пейну деньги на дорогу и рекомендательное письмо, в котором представлял его как «способного и достойного молодого человека. В ноябре того же года Пейн прибыл в Филадельфию и вскоре стал редактировать «Пенсильванский журнал». Он показал себя талантливым прогрессивным публицистом.

В статьях, подписанных псевдонимами «Эзоп», «Атлантикус», «Глас народа», Пейн придерживался политических и этических взглядов, прямо противоположных тем, которые господствовали в колониальной Америке и на его родине, в Англии. Одной из важнейших идей, которую отстаивал Пейн в начале своей литературной деятельности в Америке, была полная и немедленная отмена рабства негров. Этому была посвящена его статья «Американское рабство в Америке», опубликованная в марте 1775 г. Тогда эта идея считалась крайне революционной. Через месяц после появления этой статьи Пейна в Филадельфии возникло Антиневольническое общество и началось первое движение филадельфийских негров-рабов.

Многочисленные статьи, написанные Пейном в первые же месяцы его пребывания за океаном, поставили его в ряд передовых деятелей. В это время Пейн еще не объявлял себя сторонником независимости американских колоний. По-видимому, как и многие другие деятели колоний, он надеялся, что споры между Англией и ее заморскими владениями удастся решить мирным путем. После первых вооруженных столкновений между колонистами и английскими войсками в апреле 1775 г. Пейн понял, что никакой компромисс невозможен, и решительно начал высказываться за отделение колоний от Англии. Он настойчиво проводил эту мысль в стихах (сентябрь 1775 г.), в статье «Серьезная мысль» (октябрь1775 г.) и, наконец, написал в защиту независимости Америки большой памфлет «Здравый смысл».

Его статьи по распоряжению Вашингтона читали вслух солдатам, их перепечатывали десятки газет, агитировавших за независимость Америки. Пейн впервые употребил выражение «Соединенные Штаты Америки», позже ставшее названием нового государства.

Пейн написал преамбулу к принятому Песильванской ассамблеей 1 марта 1780 г. акту о постепенном освобождении негров-рабов в штате. Это была первая законодательная мера в Америке, имевшая своей целью освобождение рабов. Пейн организовал в 1780 г. сбор средств на помощь армии, собирал материалы для написания трехтомной истории американской революции, выполнял важное поручение - сопровождал в поездке во Францию полковника Лоуренса. Посланного с цель добиться ускорения помощи американцам.

В 1777 - 1778 гг. Пейн занимает пост секретаря Комитета конгресса по иностранным делам.

Пейн был настоящим борцом. В отличие от своего старшего друга, осторожного и дипломатичного Франклина, говорившего: «Моя родина там, где свобода»,- Пейн заявил: Моя родина там, где нет свободы». Неудивительно, что уже в 1789 г. Пейн оказался во Франции. Еще в 1782 г. в письме к аббату Рейналю Пейн предсказывал, что американская революция окажет влияние на Англию и Францию. Теперь, во Франции, он стал по существу советником революционных деятелей, участвовал в составлении Декларации прав человека и гражданина и с восторгом принял предложение Лафайета отправить ключи от Бастилии в Америку. В 1791 г. Пейн решительно выступил против сохранения монархии во Франции. Он расклеивал на улицах Парижа свои манифесты с призывом уничтожить монархию и учредить республику.

В 1791 - 1792 гг. Пейнопубликовал знаменитый политический трактат «Права человека», направленный против английского монархиста реакционера, врага французской революции Берка.

После этого монархисты Англии, куда он приезжал в 1792 г., проклинали Пейна, сжигали написанные им книги и его портреты. В Англии против Пейна было затеяно судебное дело, и он едва избежал ареста. Осенью 1792 г. Пейн покинул свою родину, теперь уже навсегда. В декабре 1793 г. английское правительство обвинило Пейна в заговоре против монархии и поставило его вне закона в Англии и британских доминионах.

Во Франции, куда Пейн прибыл снова в конце 1792 г., он был встречен с энтузиазмом. Его избрали в Национальный конвент и членом комиссии по составлению конституции. В январе 1793 г. Пейн выступил в Конвенте с речью против казни Людовика XVI.

В конце 1793 г. Пейн был арестован якобинцами, по обвинению в связях с жирондистами и помещен в люксембургскую тюрьму, где провел около года. И только случайность спасла Пейна от гильотины.

Перед своим заключением в 1793 г. Пейн закончил первую часть «Века разума» - важнейшего сочинения, посвященного вопросам философии и особенно религии. В ноябре 1794 г. Пейн был освобожден благодаря усилиям нового американского посла в Париже Монро и поселился у него в доме, где и закончил вторую часть своего большого труда, начатого им еще в тюрьме.

Постаревший, больной Пейн стремился в Америку, Он критиковал правительство Вашингтона, обличал засилье «монополий всякого рода» и в то же время мечтал о скорейшем возвращении в Америку, чтобы продолжить там свою борьбу за демократические идеалы. По разным причинам отъезд Пейна откладывался. Только в 1802 г., после избрания президентом США Джефферсона Пейн вернулся в Америку, где не был 15 лет. За эти годы многое изменилось вСоединенных Штатах.

Последние годы нищий и больной Томас Пейн жил в обстановке преследований. 8 июня 1809 г. он умер.

В 1819 г. английский журналист Уильям Коббет, ставший к тому времени пылким почитателем Пейна, тайно вырыл гроб с его останками и перевез их в Англию. Он надеялся устроить торжественное захоронение и установить памятник Пейну. Однако ему не удалось собрать средств и осуществить свой план. Прах Пейна долго хранился в доме Коббета; о его дальнейшей судьбе никаких сведений я не встретила.

. Основные концепции деятельности Т. Пейна

Пейн признает совесть высшим авторитетом человеческой жизни. Есть взгляд, будто религиозные представления оказали огромное влияние на формирование мировоззрения Пейна.

Пейн отождествлял разум с «естественными способностями» человека, которые могут познать создателя во внешнем мире.

В решении основного вопроса философии Пейн предстает как материалист.

Согласно Пейну, вне человека и его сознания существует реальный материальный мир: «Спим мы или бодрствуем, великий механизм вселенной движется». Человек не может по своей воле изменить мироздание: «Оно - вечно существующий оригинал, прочесть который может каждый. Его нельзя подделать, подменить, утерять, изменить или уничтожить».

Материя, как считает Пейн, порождает мысль, она, стало быть, первична, а мышление, ее производное, вторично. «Кто может сказать, - спрашивает он. - каким тончайшим действием тончайшей материи производится мысль в том, что мы называем разумом?». Материалистическое представление Пейна об источнике психической деятельности человека мы находим и в его «Опыте о сне». По его мнению, человеческая мысль обладает способностями воображения, суждения и запоминания. В состоянии бодрствования человека все эти три способности активны, они действуют в унисон и создают разумного человека. Во сне, напротив, эти три способности не действуют полностью, какие-то из них выключаются. В результате разрозненного действия одной или двух из этих способностей и возникает сновидение. Таков же источник и психических заболеваний. «Место сосредоточения сил или способностей, которые образуют то, что, называется мыслью, находится в мозгу. Нет, и не может быть какой-либо анатомической демонстрации этого явления, но ... это именно так». Попытки научно объяснить сновидения используются Пейном для критики религиозных представлений.

Пейн верит в бесконечность материального мира. «Конца нет!» -восклицает он. Солнечная система это лишь одна из бесконечных систем миров.

Материалистическая в основном позиция Пейна подкрепляется тем, что он отвергает существование чего-либо иного, помимо естественного. Он решительно выступает против тайны и чуда - этих специфических атрибутов всякой религии. «Тайна - противник истины. Туман человеческих выдумок - вот что затемняет истину, представляет ее в искаженном виде. Истина никогда не покрывает себя тайной, и тайна, в которую она бывает закутана, - дело ее противника, но не ее самой». Тайна «служит тому, чтобы смутить разум», а чудо - чтобы «сбить с толку чувства. Первое- тарабарщина, второе--ловкость рук».

Пейну приписывают веру в бессмертие. В доказательство того, что Пейн верил в бессмертие, приводятся следующие слова из «Века разума»: «Я ... надеюсь на счастье за пределами земной жизни». В действительности же Пейн имел в виду «бессмертие» своего имени, что после его земной жизни его идеи будут жить, и в этом смысле понятно его скромное выражение «надеюсь» на счастье бессмертия, а отнюдь не признание им загробной жизни. томас пейн писатель буржуазный

Согласно Пейну, «сознание существования - единственная вразумительная идея, какую мы имеем о будущей жизни, и непрерывность этого сознания есть бессмертие. Сознание существования или знание, что мы существуем, не необходимо приурочено к одной и той же форме или к одной и той же материи даже в этой жизни». Далее Пейн уточняет: «Мысль, когда она произведена, как я сейчас произвожу мысль, которую излагаю пером, способна стать бессмертной, и является единственным произведением человека, которое имеет эту способность». И, наконец, Пейн раскрывает природу мысли так: «Напечатай и перепечатай ее тысячу раз и на каком угодно материале, вырежь ее на дереве или высеки на камне, - мысль в любом случае остается Есегда одной и той же. Мысль способна существовать, не повреждаясь, на нее не действует перемена вещества. Она существенно отлична по природе от всего того, что мы знаем и можем воспринять».

В самом начале «Века разума» Пейн отрывает верующего от небес и показывает ему действительность: «Религиозные обязанности состоят в справедливости поступков, милосердии и стремлении сделать наших собратьев счастливыми». И, чтобы не оставалось никаких сомнений в его отрицательном отношении к религии, он категорически заявляет: «Я не верю в религии, исповедуемые церковью еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской или какой-либо другой известной мне церковью. Мой собственный ум - моя церковь».

Главный вывод, который можно сделать из заключений Пейна о «природе и идее» религии, состоит в том, что религия «должна быть свободна от всякой таинственности». Из рассуждении Пейна можно сделать атеистический вывод. Но Пейн сам не делает этого вывода и, более того, предостерегает от атеизма.

Заслугой Пейна я ч считаю то, что он не признавал учения о

врожденности религиозных представлений, ратовал за распространение знаний, разоблачал господствующие религии как лживые учения, которые используются не только для обмана, но и для порабощения масс.

Так называемые книги пророков Пейн характеризует как сборники бессвязных анекдотов о лицах и событиях древних времен, в которых действительно исторические события изложены, путано и противоречиво. Пейн показывает, что слово «пророк» употребляется в Библии для

обозначения поэта и музыкантаСлово «пророк» следует отличать от слова «провидец», которое употреблялось в применении к лицу, способному предсказать будущее, причем это «будущее» ограничивалось их собственным временем. «Такие пророчества соответствуют тому, что мы называем гаданием..., - пишет Пейн. - Ложь христианской, а не еврейской церкви, невежество и предрассудки новейших, а не древних времен - вот что возвысило этих поэтов, музыкантов, заклинателей, толкователей снов, бродячих актеров в ранг пророков. Но, кроме этих общих черт всех пророков, они имели также свои особенности. Они разделялись на партии и пророчествовали за или против, согласно тому, к какой партии они принадлежали, как сегодняшние поэты и политические писатели пишут в защиту партии, к которой они примкнули, и против другой».

Далее Пейн обстоятельно и оригинально показывает противоречивость и недостоверность евангельских сказаний об Иисусе Христе. Пейн высмеивает легенду о непорочном зачатии Христа «от всевышнего». Он замечает, что легенда имеет в своей основе языческие сказания, подобные историям о любовных похождениях Юпитера. В евангелиях эта легенда изложена противоречиво: у Марка и Иоанна она упоминается бегло, Матфей говорит, что ангел явился Иосифу, а Лука - что Марии. Но и Иосиф и Мария, замечает Пейн, - наихудшие свидетели. «Если бы сейчас какая-нибудь беременная девушка сказала и даже поклялась, что она зачала от духа и что ангел сказал ей это, поверили бы? Конечно, нет. Почему же тогда должны мы верить тому же

относительно другой девушки, которую мы никогда не видели, причем это рассказано нам неизвестно кем, когда и где?».

В этой связи большой интерес представляют и другие мысли Пейна об элементах язычества в христианстве. Пейн высказывает предположение о том, что христианство позаимствовало из языческой мифологии легенду о небесном происхождении Иисуса (сравнить астральную теорию Вольнея и Дюпюи), что в христианстве сохранились следы политеизма (троица), что обожествление героев у язычников превратилось в канонизацию святых у христиан.

Пейн разоблачает библейскую выдумку о вознесении Христа. Об этом необыкновенном событии нет ни слова у Матфея и Иоанна. Что касается Марка, то он, как и Лука, упоминает об этом «вскользь, небрежно, одним росчерком пера, как будто он устал фантазировать или стыдится этой истории».

Пейн пытается найти корни сказания о воскресении Христа. Он пишет, что такую историю всегда может создать усталое воображение, а легковерие может принять ее за действительность. Истории такого рода вообще имеют своим источником насильственную смерть или казнь невинно осужденных. «В истории явления Христа причудливо смешивается естественное и невозможное, что всегда отличает легенду от фактов».

Сильной стороной антирелигиозных трудов Пейна является критика

этической стороны Библии. Религиозные учения о морали и церковная опека над нравственностью были для Пейна неприемлемы.

В духе просветительства XVIII в. Пейн говорит о необходимости приобретать знания, содействовать счастью людей, проявлять добродетель и т. п. Все эти начала, по его мнению, и лежат в основе «религии гуманности». В исповедании этой религии и состоит, по Пейну, «истинное служение богу».

Пейн нанес сильнейший удар по авторитету священного писания. Он сам дал глубокую оценку своему труду. В конце первой части «Века разума» он писал: «Итак, я прошел через всю Библию, как человек с топором проходит лес, валя деревья. Вот они лежат, а попы, если смогут, пусть взрастят их снова. Они могут, вероятно, воткнуть их в землю, но никогда не заставят их расти.

. Публицистика Томаса Пейна

Имя Пейна приобрело широкую известность после выхода в январе 1776 г. его памфлета "Здравый смысл" (Common Sense), в котором прозвучало требование независимости американских колоний от метрополии. Книга Пейна, разошедшаяся в первые три месяца в количестве свыше 100000 экземпляров, оказала огромное революционизирующее влияние на умы американцев и сыграла решающую роль в идеологической подготовке революции. В "Здравом смысле" обосновывалась правомерность освободительной войны против Англии. Утверждая, что "все люди от природы равны по происхождению", Пейн доказывал неотлагательную потребность создания нового государства, что через несколько месяцев было закреплено в "Декларации независимости".

Публицистика Пейна отличалась яркой образностью и страстностью. Наряду с его революционными песнями ("Дерево Свободы", The Liberty Tree, 1775) она стала важным вкладом в американскую литературу. Образ "дерева свободы" стал с тех пор символом борьбы за независимость и прочно утвердился в американской, а затем французской и английской демократической поэзии конца XVIII - начала XIX в.

В конце 1776 г. Пейн присоединился к отступавшей армии Дж. Вашингтона и как-то вечером на привале у костра, разложив листки на барабане, написал первый пафмлет из знаменитой серии "Американский кризис" (The American Crisis, 1776-1783). Памфлет произвел огромное впечатление на Вашингтона. Главнокомандующий приказал читать выдержки из него наряду с боевыми приказами перед строем солдат. Памфлет Пейна поднял боевой дух отступающей армии. В 13 выпусках "Кризиса", написанных ясным и взволнованным языком и обращенных к широким слоям народа, получил развитие стиль революционной публицистики Пейна. Многие выражения из этого и других сочинений Пейна стали крылатыми.

Заслуги Пейна перед революцией были отмечены назначением его секретарем комитета конгресса по иностранным делам (1777-1779). Однако после окончания войны его политический радикализм, выступления против социального и расового неравенства, за введение всеобщего избирательного права, освобождение негров, установление демократической системы народного образования привели к тому, что Пейн был отстранен от участия в конвенте 1787 г. по выработке конституции США. В том же году он отправился во Францию и в Англию, куда повез модель спроектированного им однопролетного железного моста, выставлявшуюся в Париже и Лондоне. Мост по его проекту был построен в Англии. В 1789 г. Пейн участвовал во Франции в составлении "Декларации прав человека и гражданина".

Когда Э. Берк выступил в книге "Размышления о Французской революции" (Reflections on the Revolution in France, 1790) против идеи народовластия, Пейн немедленно написал в ответ свою блестящую защиту Французской революции "Права человека" (The Rights of Man, 1791-1792, в 2 частях). Как первый интернационалист нового времени, Пейн заявил здесь: "Моя родина - весь мир, творить добро - моя религия". Книга Пейна воспринималась в одном ряду с идеями Французской революции и надолго определила развитие демократической мысли в Англии и США. Пейна, проживавшего тогда в Лондоне, объявили вне закона, и он бежал во Францию (1792), где был избран депутатом Национального конвента.

Там в декабре 1793 г. Пейн был арестован якобинцами по обвинению в связях с жирондистами и лишь случайно избежал гильотины. После падения Робеспьера был освобожден из тюрьмы и опубликовал написанный частично в заключении антирелигиозный памфлет "Век разума" (The Age of Reason, 1794-1795, в 2 частях), в котором отстаивает идеи Просвещения и деизма.

Гуманистическое звучание "Века разума", самого противоречивого, но и глубоко философского произведения Пейна, не было понято современниками, а насмешка над догмами христианства снискала писателю в глазах американцев и англичан славу "безбожника" и "атеиста", особенно после того, как он обратился к Вашингтону (которому посвятил когда-то "Права человека") с открытым письмом, содержавшим резкую и принципиальную критику всей его президентской политики.

Последним значительным произведением Пейна стал памфлет "Аграрная справедливость" (Agrarian Justice, 1797), в котором он выступает против крупной земельной собственности и развивает утопический проект социального переустройства Америки.

Идеи Пейна оказали влияние на развитие английского и американского демократического движения и на наиболее радикально настроенных

представителей литературы романтизма. В Англии 1810-1830-х гг. существовали Клубы Томаса Пейна, где обсуждались вопросы демократических преобразований.

В России Пейном впервые заинтересовались будущие декабристы, обратившие особенное внимание на его книгу "Здравый смысл". Однако переводы Пейна на русский язык появились только в советское время (том избранных работ был издан в 1959 г.).

Заключение

Как и другие просветители этой эпохи Т. Пейн полагал, что эксплуатация, существование двух полярных «классов»: элиты и низов, совсем не противоречат идеям свободы и равенства. Томас Пейн со своими идеями и «разработками» выступал, если так можно выразиться, в качестве утописта для того времени, предлагающего реформировать, а не разрушить существующий строй, сделать его пригодным для широких масс.

Даже сам Томас Пейн особо не верит в реализацию и осуществление своих проектов, понимая, что собственник вряд ли отдаст свою собственность по своему желанию. Никто не сможет отказаться от своего. А революцию он считал «неестественной» и «противозаконной». Основная ставка Пейном делается все на тот же «Здравый смысл», - где смысл в том, что собственники силой просветительской мысли и по собственному желанию пойдут на уступки неимущим гражданам.

На мой взгляд Томас Пейн был глубоко убежден, что принятие его проекта, ограничивающего чрезмерные «аппетиты» и жадность крупных собственников, вызовет не ослабление частной собственности, а, наоборот, ее усиление.

Труды Пейна содержат и даже таят еще немало положений, имеющих исторический интерес, а также созвучных с настоящей действительностью и актуальных для России. Таким образом, из идеи природного равенства людей он делал прямые выводы о единстве человеческого рода и критиковал расистов своего времени. Вместе с тем, Пейн был решительным противником несправедливых войн, ведущихся в династических целях или в интересах крупных предпринимателей, промышленников и торговцев. Он полностью был уверен, что все народы заинтересованы в мире. Он словно кот Леопольд своего времени говорил: «Ребята, давайте жить дружно». Многие положения Пейна в защиту мира на планете, в связи с последними террористическими актами и глобальными катастрофами, которые, по-моему мнению, обязаны сплотить все страны до единой, особенно актуальны в наши дни.

Список литературы

1. Согрин В. В. Мифы и реальности американской истории. М., 1986.

. Согрин В. В. Политическая история США XVII-XX вв. М., 2001.

. Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М., 1969.

. Кислова А. А. Томас Пейн - революционер и демократ. //Американский

ежегодник. М., 1975.

. Баскин М. П. Томас Пейн // Пейн Томас Избранные сочинения. М., 1959.

. Рукшина К. С. Томас Пейн // Вопросы истории 1988 №7.

Похожие работы на - Публицистика Томаса Пейна

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!