Изменения нормативных требований к достаточности капитала российских банков в РФ в соответствии с требованиями Базеля 3

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    131,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изменения нормативных требований к достаточности капитала российских банков в РФ в соответствии с требованиями Базеля 3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

Кафедра «Банки и банковский менеджмент»






Контрольная работа

По дисциплине «Банковское дело»

На тему: «Изменения нормативных требований к достаточности капитала российских банков в РФ в соответствии с требованиями Базеля3»



Выполнила студентка 4 курса

группы ЭЗ-409

Гусарова Анастасия Вячеславовна

Проверила

Зубкова С.В.



Москва 2014 г

Содержание

Общие значения

План реализации

Введения в состав обязательных требований (нормативов) показателя левереджа

Нормативы ликвидности

Изменения. Нормативно- правовые документы

Заключение

Список литературы

Общие значения

Ба́зель III - документ Базельского комитета по банковскому надзору, содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования и утвержденный в 2010-2011 гг

Третья часть Базельского соглашения была разработана в ответ на недостатки в финансовом регулировании, выявленные финансовым кризисом конца 2000-х годов. Базель III усиливает требования к капиталу банка и вводит новые нормативные требования по ликвидности. Главной целью соглашения «Базель III» является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом.

Переход на Базель III намечен на 2012-2019 гг.

План реализации

Регулятивный капитал

новые требования к структуре собственных средств (капитала) (в части требований к инструментам акционерного капитала, капитала 1-го и 2-го уровней и требований о поэтапном (в течение 10 лет) списании инструментов капитала, не удовлетворяющих новым критериям) предполагается внедрять с 1 января 2013 года;

новые требования к достаточности акционерного капитала и капитала 1-го уровня планируется внедрять поэтапно в течение 2013-2014 гг.;

новые требования к достаточности акционерного капитала и совокупного капитала с учетом защитного буфера (conservation buffer) - в течение 2016-2018 гг.;

Введения в состав обязательных требований (нормативов) показателя левереджа

в течение 2013-2016 гг. предусмотрен «параллельный» расчет банками показателя левереджа с существующим показателем достаточности капитала. В течение данного периода будет осуществляться наблюдение за значением показателя левереджа и его компонентов, а также за изменением показателя в сравнении с существующим показателем достаточности капитала;

с 1 января 2015 года предполагается раскрытие банками информации по показателю левереджа;

с 1 января 2018 года данный показатель, порядок расчета и значение которого планируется уточнить в первой половине 2017 года с учетом результатов периода «параллельного» расчета, предполагается включить в перечень обязательных;

Нормативы ликвидности

капитал банк базельский норматив

начиная с 1 января 2012 года планируется представление банками отчетности по расчету показателя Liquidity Coverage Ratio (LCR) - краткосрочной ликвидности и показателя Net Stable Funding Ratio (NSFR) - чистого стабильного фондирования на регулярной основе. Представление банками отчетности будет осуществляться в рамках периода мониторинга за значениями показателей ликвидности и их компонентов;

с 1 января 2015 года включить LCR в перечень обязательных нормативов;

с 1 января 2018 года включить NSFR в перечень обязательных нормативов.


Изменения. Нормативно- правовые документы

По проектам документов, подготовленных в рамках внедрении международных подходов к регулированию деятельности кредитных организаций с целью повышения устойчивости банковского сектора в соответствии с Базелем III

В рамках осуществления мероприятий по обеспечению Российской Федерацией как участника "Группы 20" и Базельского комитета по банковскому надзору своевременной и надлежащей реализации в российском банковском секторе новых международных стандартов банковского регулирования Банк России представляет для обсуждения доработанные, в том числе с учетом замечаний и предложений банковского сообщества, следующие проекты нормативных актов:

Указание Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 28.12.2012 № 395-П "О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")" (проект 1);

Указание Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 10.02.2003 № 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" (проект 2);

Указание Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 28.09.2012 № 387-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" (проект 3);

Указание Банка России "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 26.04.2006 № 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением" (проект 4);

Указание Банка России "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15.09.2011 № 137-И "Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением" (проект 5).

По отношению к проектам нормативных актов, ранее размещенным на сайте Банка России в сети Интернет с 12 июля по 16 августа текущего года, проекты указаний предусматривают следующие изменения.

. Проект 1 (Проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2012 года № 395-П "О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")".

) в части субординированных заимствований:

дополнено понятие субординированных инструментов без ограничения срока привлечения, под которыми в том числе понимаются субординированные кредиты (депозиты, займы), предоставленные не менее чем на 50 лет, кредиторами по которым являются нерезиденты и договор о предоставлении которых предусматривает условие о возможности осуществления пролонгирования договора не чаще чем один раз в 50 лет без согласования с кредиторами (подпункт 2.3.4 Положения № 395-П, подпункт 1.2 проекта 1).

для субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) без ограничения срока привлечения предусмотрена прямая норма о возможности его досрочного погашения по инициативе кредитной организации - заемщика после получения согласия Банка России (в том числе ранее 5 лет в случае, если в нормативные правовые акты Российской Федерации внесены изменения, существенно ухудшающие условия договора (эмиссии) для сторон договора, после заключения договора (регистрации итогов выпуска облигаций для облигационного займа) (подпункты 3.1.8.2, 3.1.8.4 Положения № 395-П, подпункт 1.3 проекта 1);

предусмотрен запрет на включение в расчет капитала вновь привлеченных субординированных инструментов за счет средств негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации (в действующей редакции такой запрет установлен только в отношении пенсионных резервов). Одновременно, предусмотрена возможность привлечения в субординированные инструменты капитала кредитных организаций средств негосударственных пенсионных фондов любого иностранного государства, право которого допускает размещение их средств в указанные инструменты (подпункты 3.1.8.3.1 Положения № 395-П, подпункт 1.3 проекта 1);

уточнена редакция норм подпунктов 2.3.4 и 3.1.8.1.2 Положения № 395-П в части определения механизма конвертации субординированных инструментов в обыкновенные акции (доли). Проектом 1 предусмотрено, что при наступлении т.н. "события триггера" производится конвертация субординированных облигаций и переоформление субординированных инструментов. Под переоформлением субординированных инструментов понимается досрочное погашение (частичное досрочное погашение) субординированного кредита (депозита, займа) и направление денежных средств от погашения субординированного кредита (депозита, займа) на оплату увеличения уставного капитала кредитной организации - заемщика . Также уточняются условия договоров (решений о выпуске) субординированных инструментов в целях обеспечения принятия уполномоченным органом решения о конвертации (переоформлении) субординированных инструментов (подпункты 2.3.4, 3.1.8.1.2 Положения № 395-П, подпункты 1.2, 1.3. проекта 1);

в части условий о прекращении обязательств по субординированному инструменту, предусмотренных в случае снижения достаточности базового капитала ниже соответствующего уровня (2% или 5,5%), в проекте 1 установлено, что прекращение обязательства по инструменту должно осуществляться как в части выплаты суммы начисленных процентов, так и в части возврата суммы основного долга (без возможности установления только одного из условий) (подпункты 2.3.4, 3.1.8.1.2 Положения № 395-П, подпункты 1.2, 1.3 проекта 1);

в целях Положения № 395-П детализированы условия досрочного прекращения обязательств по договору о привлечении субординированных инструментов капитала в части недопустимости прекращения обязательств зачетом, новацией, отступным (подпункт 3.1.8.1.2 Положения № 395-П, подпункт 1.3 проекта 1);

уточнен порядок определения предельной суммы субординированных инструментов, условия которых не соответствуют требованиям Положения Банка России № 395-П, в отношении которых осуществляется постепенное прекращение признания (в течение 10 лет) при "портфельном" подходе. Указанная сумма определяется как их совокупная остаточная стоимость, сложившаяся в рублях на балансе по состоянию на 01.01.2014, с учетом ограничений, применяемых Положением № 215-П к сумме субординированных инструментов и к сумме дополнительного капитала. Указанная предельная сумма включения подлежит ежегодному дисконтированию в соответствии с приведенной таблицей и формулой расчета (подпункты 3.1.8.6, 8.2 Положения № 395-П, подпункты 1.3, 1.9 проекта 1);

исключена норма, устанавливающая обязательное наличие документарно подтвержденного обязательства акционеров по обеспечению осуществления мероприятий, направленных на восстановление базового капитала (подпункты 2.3.4, 3.1.8.1.2 Положения № 395-П, подпункты 1.2, 1.3 проекта 1);

нормы, определяющие требование о включении в условие договоров (условие выпусков) о привлечении субординированных инструментов, дополнены нормой о включении в договор (решение о выпуске) инструмента условия об уведомлении кредиторов (держателей облигаций) о наступлении "события триггера" (подпункты 2.3.4, 3.1.8.1.2 Положения № 395-П, подпункты 1.2, 1.3 проекта 1);

в целях уточнения определения "события триггера" для списания/конвертации инструментов капитала в случае принятия решения об осуществлении в отношении кредитной организации Агентством по страхованию вкладов реализации согласованного Банком России плана мер по предупреждению банкротства банков, устанавливается, что списание/конвертация субординированных инструментов производится только в случае принятия решения об осуществлении Агентством мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 2 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (т.е. при принятии решения об участии государства в капитале кредитной организации) в период до начала фактического осуществления указанных мероприятий (подпункт 2.3.1, подпункты 3.1.2 и 3.1.8.1.2 Положения № 395-П, подпункты 1.2, 1.3 проекта 1);

уточнена формулировка подпункта 2.3.3 в части возможности отнесения к источникам добавочного капитала суммы субординированного кредита, привлеченного до 01.03.2013, соответствующего условиям подпункта 2.1.12 Положения № 215-П (ранее редакция подпункта 2.3.3 предусматривала отнесение к источникам добавочного капитала субординированного кредита, включенного в расчет собственных средств согласно условиям подпункта 2.1.12 Положения № 215-П, подпункт 1.2 проекта 1).

) об особенностях расчета показателей прибыли/убытка:

сроки вступления в силу изменений, касающихся отмены с 01.10.2014 используемого при определении агрегированных показателей прибыли текущего года/предшествующих лет и убытков текущего года/непокрытых убытков прошлых лет ограничения на включение результатов от переоценки сделок с производными финансовыми инструментами (ПФИ) в зависимости от условий сделок отражены непосредственно в пунктах, относящихся к предмету регулирования (подпункты 2.1.7, 2.1.8, 2.2.7, 2.2.8, 3.1.6, 3.1.7, подпункты 7.1 - 7.4 Положения № 395-П, подпункты 1.2, 1.3, 1.8 пункта 1, пункт 3 проекта 1).

При этом сохраняется действующее требование к заключению сделок ПФИ с 01.12.2013 с участием центрального контрагента либо без участия центрального контрагента, но с возможностью применения правил пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" либо процедур ликвидационного неттинга и уточняется понятие процедур ликвидационного неттинга (подпункт 7.2 Положения № 395-П).

нормы проекта 1 уточнены в части добавления новых счетов бухгалтерского учета отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (подпункты 2.1.7, 2.1.8, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.7, 2.2.8, 3.1.6, 3.1.7 Положения № 395-П, подпункты 1.2, 1.3 проекта 2).

) прочие уточнения:

показатели, уменьшающие сумму источников капитала кредитной организации, установленные Положением № 215-П, перенесены в приложение к Положению № 395-П;

уточнена редакция нормы, определяющей перечень ПФИ в целях применения Положения № 395-П (подпункт 2.1.7 Положения № 395-П, подпункт 1.2 проекта 1);

уточнен порядок увеличения уставного капитала при реорганизации кредитной организации путем присоединения другой кредитной организации (подпункты 2.1.1, 2.3.1, 3.1.2 Положения № 395-П, подпункты 1.2 и 1.3 проекта 1);

дополнен перечень нормативных актов, определяющих порядок формирования резервов, на которые уменьшаются вложения в акции финансовых организаций при расчете показателей, уменьшающих величину капитала (подпункт 2.4.4 приложения к Указанию о внесении изменений в Положение № 395-П, подпункт 1.2 проекта 1);

при расчете показателей, уменьшающих сумму основного и дополнительного капитала, в части расчета вложений в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение (аренду) основных средств перечень балансовых счетов дополнен балансовым счетом № 60804 "Имущество, полученное в финансовую аренду (лизинг)". Кроме того, отражено, что указанные вложения следует уменьшать на амортизацию (балансовые счета №№ 606, 60805) (подпункт 4.2.2 Положения № 395-П).

. Проект 2 (Указание Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 10.02.2003 № 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций").

Нормы Положения Банка России № 215-П уточнены с учетом следующего:

предполагается, что с 1.01.2014 Положение № 215-П будет применяться только в целях статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которой при изменении Банком России методики расчета достаточности капитала кредитных организаций в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с указанной статьей у кредитной организации должна быть отозвана лицензия, в целях указанной статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

с 01.01.2015 предполагается признать Положение № 215-П утратившим силу.

С учетом позиции, отраженной в пояснениях к проекту 1, проект 2 предусматривает сохранение требования к условиям заключения сделок ПФИ с 01.12.2013 и уточнение понятия процедур ликвидационного неттинга (подпункт 10.2 Положения № 215-П).

. Проект 3 (Указание Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 28.09.2012 № 387-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска"):

в связи с планируемыми изменениями в бухгалтерском учете в проекте 3 из текста Положения № 387-П исключено понятие "срочных сделок". В соответствии с новой редакцией подпункта 1.1 Положения 387-П (подпункт 1.1 проекта 3) требование о расчете рыночного риска установлено в отношении ПФИ и договоров купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных бумаг, предусматривающие обязанности, перечисленные в части двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", но не содержащим указания на то, что такие договоры являются ПФИ;

предусмотрен порядок пропорционального распределения величины существенных вложений в обыкновенные акции юридических лиц, в части суммы, не учтенной в уменьшение базового капитала в соответствии с Положением № 395-П, между вложениями, по которым рассчитывается рыночный и кредитный риски (подпункт 1.4 Положения № 387-П, подпункт 1.4 проекта 3).

Аналогичный подход предусмотрен в отношении вложений в обыкновенные акции юридических лиц, не являющихся финансовыми организациями, в отношении которых применяется коэффициент риска 1000% (в части превышения лимитов вложений, установленных Инструкцией Банка России № 139-И) (подпункт 1.4 Положения № 387-П, подпункт 1.4 проекта 3);

в целях расчета процентного риска и фондового риска при определении чистой позиции по однородным ценным бумагам введена возможность взаимозачитывать длинные и короткие балансовые позиции по ценным бумагам и противоположные позиции по форвардным договорам, не содержащим встроенные ПФИ, неотделяемые от основного договора, в случае если к форвардному договору применяются правила пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт 1.4 проекта 3, подпункт 1.4 Положения № 387-П);

при классификации ценных бумаг по уровню специального процентного риска установлено требование о приоритете рейтинга выпуска как над рейтингом эмитента, так и рейтингом гаранта (поручителя) (подпункт 2.13 проекта 3, подпункт 2.9 Положения № 387-П);

исключен порядок расчета коэффициента фондирования балансовых позиций по ценным бумагам в отдельной иностранной валюте.

. Проект 4 (Указание Банка России "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 26.04.2006 № 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением") и проект 5 (Указание Банка России "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15.09.2011 № 137-И "Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением") не претерпели изменений по отношению к редакции проектов, размещенных Банком России для ознакомления банковским сообществом ранее, за исключением уточнений редакционного характера.

Заключение

В январе 2011 года Банк России опубликовал документ «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», в котором заявлено о внедрении следующих нормативов ликвидности: показатель краткосрочной ликвидности, показатель чистого стабильного фондирования. Отметим, что действующие на данный момент числовые значения нормативов ликвидности установлены Инструкцией Банка России № 139-И (таблица 1).

Таблица 1 - Действующие нормативы ликвидности и нормативы в соответствии с Базелем III

Действующие нормативы ликвидности, установленные Банком России [6]

Нормативы ликвидности в соответствии с БазелемIII[9]

Норматив мгновенной ликвидности (Н2) Н2 ≥ 15 %

 

Норматив текущей ликвидности (Н3) Н3 ≥ 50 %

Показатель краткосрочной ликвидности (LCR ≥ 100%) = ликвидные активы / оттоксредств за 30 дней в кризис > 100 % Объема ликвидных активов должно хватить на отток средств в течение 30 дней

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) Н4 ≥ 120 %

Показатель чистого стабильного фондирования (NSFR ≥ 100 %) = стабильные пассивы / активы, нуждающиеся в стабильных пассивах > 100%. Все долгосрочные активы должны быть обеспечены достаточным объемом стабильных пассивов


Принятие Базеля III имеет большое значение для банковской системы России, но оценка перспектив его принятия очень неоднозначна.

Несмотря на то, что новое соглашение направлено на повышение устойчивости банковской системы, ряд экономистов считают, что Базель III может отбросить банковскую систему назад в ее развитии, значительно изменив саму модель банковского сектора. Прибыли банков упадут, мелкие банки уйдут с рынков, снизится количество доступных банкам бизнес-моделей и, как следствие, банковский сектор станет более однородным.

Список литературы

ликвидность банк базельский норматив

Воловник А.Д., Зиядуллаев Н.С., Кибардина Ю.С. Базель III: испытание надежности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции. Экономика мегаполисов и регионов. 2011 год.

Луговцов Р.Ю. Базель III в российской банковской действительности. Финансы, денежное обращение и кредит. 2012 год. of Governors and Heads of Supervision announces higher global minimum capital standards

Похожие работы на - Изменения нормативных требований к достаточности капитала российских банков в РФ в соответствии с требованиями Базеля 3

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!