Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка 'Рукоделие'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,59 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка 'Рукоделие'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт начального и среднего профессионального образования







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «РУКОДЕЛИЕ»


Работу выполнила

Раевская О.Ю.




Краснодар 2015

Содержание

Введение

. Теоретические основы методики работ педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения

1.1Общеобразовательное учреждение и его виды

1.2Организация работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе

1.3Методика работы педагога дополнительного образования

1.4Особенности младшего школьного возраста

. Программа работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе

2.1 Особенности методического обеспечения работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательной школе на примере кружка рукоделия

2.2 Программа работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы на примере кружка рукоделия

.3 Реализация программы работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательной школе на примере кружка рукоделия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования, определяется тем, что проблема воспитательных возможностей в сфере дополнительного внешкольного образования. Финансирование государством этой сферы по остаточному принципу привело к тому, что опытные педагоги не в состоянии поддерживать высокий уровень педагогической деятельности.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 г. отмечено: «...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…» [29].

Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах.

Между тем основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Его назначение - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.

Закономерен вопрос: неужели нашим детям недостаточно того объема знаний, который предлагает школа через все компоненты учебного плана - федеральный, региональный, школьный?

Особенность дополнительного образования как раз и состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Методология исследования построена на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов. Личностно-ориентированный подход в обучение - это такой подход, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого ребенка первоначально раскрывается, а в последствие согласовывается с содержанием образовательного процесса. Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором ведущее место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка, с учетом возрастных и личностных особенностей.

Объект исследования - дополнительное образование в условиях общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования - методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении (на примере кружка рукоделия).

Цель данной работы изучить методику работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения (на примере кружка рукоделия).

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ концептуальных единиц исследования

2.Рассмотреть теоретические подходы к проблеме дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

.Проанализировать методику работы педагога в системе дополнительного образования.

.Раскрыть особенности младшего школьного возраста.

.Изучить программу работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе (на примере кружка рукоделия).

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, анализ педагогического опыта, педагогическое наблюдение сравнение, моделирование, анализ документов.

1. Теоретические основы методики работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения

.1Общеобразовательное учреждение и его виды

Общеобразовательное учреждение (англ. institutionofgeneraleducation) - в РФ основное звено системы непрерывного образования, обеспечивающее гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов [18].

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно - правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения [27].

К общеобразовательным учебным заведениям относятся [25]:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

Общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий [17].

Общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем [26].

Общеобразовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образования [29; 31].

Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у общеобразовательного учреждения со дня выдачи ему лицензии (разрешения).

Общеобразовательное учреждение проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации [21].

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трёх степеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Задачами образования являются воспитание развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными языками учебной деятельности, элементами теоретического мышления простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основам гигиены и здорового образа жизни.

Образование является базой для получения основного общего образования.

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению [30].

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации учения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям [28].

Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

Прогимназия- вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение общеобразовательном учреждении любого вида.

Кадетская школа- вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Кадетская школа - интернат - вид государстве программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще [30].

Средняяобщеобразовательнаяшколасуглубленнымизучениемотдельныхпредметов- вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса [30].

Средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах государственных образовательных стандартов, а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому) [30].

Центробразования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.

На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Таким образом, основными целями общеобразовательного учреждения является формирование общей культуры личности обучающихся на основе устава обязательного минимума содержания общеобразовательных адаптаций к жизни в обществе, создание основы для осознанного последующего освоения профессиональных образовательных программ воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свойствам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности числе возможности удовлетворения потребности обучающего самообразовании и получении дополнительного образования.

1.2 Организация работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы организации работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.

В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования, дающий положительные результаты. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации работы педагога дополнительного образования [11].

Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются. По нашим наблюдениям, это пока что наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости учеников и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хоббицентры и т.п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Четвертая модель существует в учебно-воспитательных комплексах (далее - УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т.п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий в себя целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа «школа - учреждение дополнительного образования - вуз».

Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра микрорайонов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где они играют роль культурных центров для значительной части населения. В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где кроме школьных учителей, обязательно есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.

Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, сегодня нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования небезгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Перспективы развития современной школы - на пути интеграции общего и дополнительного образования, и нам всем вместе необходимо искать и находить конкретные формы их взаимодействия [15].

Педагог дополнительного образования и характеристика его деятельности.

ДО - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки ГОС (государственных образовательных стандартов) и реализуется по средствам дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях ДО детей, так и в общеобразовательных учреждениях [1].

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации

Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности. Он в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции [2].

Педагог дополнительного образования выполняет следующие функции [14; 17; 22].

. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).

. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.

. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб и административных органов.

. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).

. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

. Взаимодействует с учителями, родителями обучающихся (законными представителями), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Кроме общеобразовательных школ в РФ, есть и учреждения дополнительного образования детей - спортивные, художественные, музыкальные школы и т. д., которые не решают задач общего образования, а нацелены на цели развития у детей созидательного потенциала, подбора ими самоопределения в жизни, получения навыков профессии.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные [39, с. 174].

Существуют следующие виды учреждений:

. Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

. Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионерови школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

. Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

. Станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

. Детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

. Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

. Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

. Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы [25, с. 21].

До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:

Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т.д.);

Детский парк;

Музей (детского творчества, литературы и искусства);

Детский оздоровительно-образовательный лагерь;

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки) [7, с.289].

Развитие системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной, практико-ориентированной деятельности;

разработка концептуальных основ дополнительного образования детей с учетом своеобразия этого процесса в различных образовательных учреждениях и специфики различных категорий детей;

соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительного образования и построения новой практики;

упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой, экономической базы дополнительного образования;

обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования;

создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в режиме функционирования и в режиме развития;

одномоментность моделирования организационных форм дополнительного образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности;

научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;

разработка базисной основы содержания дополнительного образование;

осмысление и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия, расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, представление необходимых льгот;

поэтапное выдвижение и реализация организационно-управленческих задач.

Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.

Одним из ключевых вопросов периода становления системы дополнительного образования детей является обеспечение образовательного процесса учебными планами и программами. Их связь и преемственность составляют ядро системы дополнительного образования детей, определяют его содержание, уровень и направленность. Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают, как считает Калиш И.В. требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:

динамичность образовательного процесса как социального явления;

стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

активное и деятельностное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;

обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Педагогический процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решения как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию, осозновать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития

Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования. На современном этапе развития образования проектирование образовательной среды в УДО невозможно без обращения к парадигме развивающего образования, что в свою очередь требует предварительного уточнения функций дополнительного образования.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),

в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей.

д) правоохранительною спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей. Психологическая функция:

а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации;

б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе,

в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационная - для педагогов, родителей и детей. Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,

д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.

В нашей работе мы бы хотели кратко остановиться на этапах исторического становления системы дополнительного образования. Кратко охарактеризуем их.

Внешкольное образование, наряду с дошкольным воспитанием, было включено в общую систему народного просвещения. В этот период формируется первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. В 1917 г. в Народном Комиссариате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительской работы, прежде всего, среди неграмотного взрослого населения [31].

Основные принципы внешкольной работы были установлены на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию (1919 г.). В «Положении об организации дела внешкольного образования в РСФСР» в качестве основной задачи деятельности внешкольных учреждений определялось содействие развитию взрослых и детей в интеллектуальном, эстетическом и физическом воспитании, а в основу их деятельности закладывались следующие принципы: всемерная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организация их участия в создании учреждений внешкольного образования и проведении культурно-просветительной работы; общедоступность учреждений внешкольного образования; планомерность и согласованность работы как органов, ведающих делом внешкольного образования, так и отдельных внешкольно-просветительских учреждений; контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования; соблюдение принципов светскости; ведение внешкольной работы на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР.

Среди наиболее известных педагогов, которые также внесли существенный вклад в дело становления и развития внешкольного образования в нашей стране, необходимо назвать П.П. Блонского, Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского А.С. Макаренко, В.Н. Терского [16, 18, 31].

Нельзя не отметить разнообразие действовавших внешкольных учреждений: центральные станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станции юных техников и юных экскурсоводов, детские спортивные школы, детские парки и дома культуры. Их деятельность была направлена на организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, на обучение навыкам участия в общественной работе и развитие творческих и познавательных интересов.

В 1920-1930-х гг. появляются и специализированные клубы, создаваемые на основе потребностей и запросов детей. Развиваются клубы в школах, на предприятиях, в культурно-просветительских учреждениях, что позволяет достаточно эффективно обеспечивать содержательную занятость свободного времени подростков.

Наиболее серьезным исследованием этого периода, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» Е.Н. Медынского, изданная в 1923 г. В этой работе отмечено, что объект исследования теории внешкольного образования - процесс воспитания человека - во многом шире объекта многих из признанных уже научных дисциплин.

Таким образом, в СССР была создана уникальная государственная система внешкольных учреждений, которая имела совершенно определенное объяснение. Впоследствии происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений и внеклассной работы в школе [23].

В 1950-1960 гг. сеть внешкольных учреждений продолжает расти и требует упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов учреждений. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» (1952 г.) были определены единая номенклатура внешкольных учреждений и правовое положение их работников. Усиливалась роль внешкольных учреждении как методических центров, укреплялись связи со школой и общественностью, а также между педагогическими коллективами разных внешкольных учреждений.

В 1970-1980 гг. сеть внешкольных учреждений стала развиваться еще более быстрыми темпами. Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области жизни. В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Во внешкольных учреждениях активно используются такие методы и средства обучения как эксперименты и опыты, практические занятия, экскурсии, походы, экспедиции, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок.

Изменения в обществе в 1990 гг., распад СССР привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии деятельности системы образования, в том числе и внешкольных учреждений, отразились такие факты, как: смена ценностных ориентиров, отказ от установленных прежде ограничений в сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы образования.

В это время переосмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания и внешкольной работы. Реорганизация современной системы образования РФ, начавшаяся в 1992 г., предопределила процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы, перехода ее в новое качественное состояние. С одной стороны детские внешкольные учреждения и организации переживают вместе со всей страной острый финансовый кризис. Можно говорить и об определенном кризисе воспитательной системы, связанном не в последнюю очередь с распадом пионерской и комсомольской организаций. Однако деполитизация и демократизация общества способствовала активному развитию новых форм и методов работы. Начинаются поиски путей обновления деятельности внешкольных учреждений.

Повышение статуса дополнительного образование и пристальное внимание специалистов к этой области педагогической деятельности в начале 90-х годов связывают со следующими обстоятельствами: во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего, как на специалиста уступает взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом у детей и у родителей.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей, ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации ребенка.

Согласно Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 широкое распространение получили новые формы дошкольного образования, например, система стимулирования альтернативы традиционным детским садам, дефицит которых приобрел всероссийский характер [50].

Обобщая сказанное можно сформулировать следующие выводы:

историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика общественного воспитания, внешкольного образования, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России;

первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования, вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей;

на государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

на современном этапе дополнительное образование - это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности: в сфере познавательной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; в сфере гражданско-правовой деятельности; в сфере культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, современное дополнительное образование - это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Законы, регламентирующие деятельность в сфере дополнительного образования [25; 26; 28; 29; 30;30].

Конституция Российской Федерации (12.12.1993) <#"justify">Таким образом, специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное развивающейся личности.

1.3 Методика работы педагога дополнительного образования

Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) - по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного -наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний - зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Особое место в организации работы педагога дополнительного образования занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий - запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации [23].

Первые занятия.

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач [16]:

) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

) получить необходимую информацию друг о друге;

) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.) [31].

Результат этого этапа занятия:

дети знакомы друг с другом, педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.

Второй этап занятия - рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его образовательной программы;

описание содержания и результатов первого года занятий;

рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников;

знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения;

рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни - в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы [20]:

выставка детских творческих работ;

стенгазета или рукописный журнал;

альбом-летопись детского объединения;

фотографии, слайды и видеофильмы;

знаки отличия кружковцев;

награды детского объединения и его воспитанников;

выставка книг и периодической печати;

информационный стенд.

Следующий этап занятия - выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

тесты или тестовые задания;

конкурсы и соревнования;

познавательные игры;

выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

внесения корректив в образовательную программу;

разработки индивидуальных заданий;

объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами [24].

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

выставочный зал и музей учреждения;

кабинеты администрации учреждения;

медицинский кабинет (если есть);

детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);

столовая или буфет;

актовый зал;

игротека (если есть);

туалеты для мальчиков и девочек;

раздевалка.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия [20, 27, 31]:

обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

выбор детского актива;

распределение разовых и постоянных поручений;

формирование системы передачи информации. Результатом этого этапа занятия является:

создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

понимание детьми взаимной ответственности;

включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия - собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) - по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения [27].

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра [18].

На этапе повторения изученного - наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний - зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей [31].

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого) [18].

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе [18].

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки [31].

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

1.4 Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соотносят с моментом поступления в школу. И к этому времени, как правило, ребенок готов к систематическому обучению в школе. Его психологическое и физическое развитие достигло определённого уровня, который позволяет обучатся ребенку в школе. Рассмотрим особенности познавательных процессов младшего школьника [20].

Одним из важных познавательных процессов является восприятие. По мнению Дубровиной восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. К моменту поступления в школу у ребенка начинает формироваться сенсорное развитие. Сенсорное развитие подразумевает совершенствование ощущений, восприятий и наглядных представлений, а именно повышается острота зрения, точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, усваиваются сенсорные эталоны, и происходит овладение перцептивными действиями. А так как в младшем школьном возрасте продолжает формироваться сенсорное развитие, поэтому именно оно является основой для дальнейшего формирования восприятия [31].

Характерной чертой восприятия является сложность в дифференцировании воспринимаемой информации. Младшие школьники допускают ошибки при восприятии сходных по тем или иным качествам объектов. Восприятие может выступать в начале обучения как непроизвольное. Младшие школьники замечают в предметах яркий, но не обязательно главный признак. И это обязательно следует учитывать при использовании наглядности, которая помогает приведении нового лексического материала.

При обучении следует четко направлять сознание детей на восприятие той стороны материала, которую учитель считает для себя главной. Как правило, к концу младшего школьного возраста появляется восприятие с опорой на интеллект. Благодаря обучению восприятие становиться более глубоким и анализирующим [35].

Не менее важную роль в развитии познавательных процессов играет память. Она, как и все другие познавательные процессы, претерпевает изменения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, особенно на первых порах обучения, без смысловых связей внутри запоминаемого материала. С течением времени особенности памяти ребёнка начинают меняться. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания превращают память младшего школьника в истинную психическую функцию, осознанную, опосредованную, произвольную. На протяжении всего младшего школьного возраста возрастает роль произвольной памяти. Показателем произвольности служат приёмы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание, а затем уже чередуется прочитывание с воспроизведением заучиваемого материала. Отсюда вытекает одна из основных задач процесса обучения - овладение школьниками приемами запоминания и самоконтроля при запоминании под руководством учителя. Память совершенствуется в ходе учебного процесса.

Характерными особенностями памяти младшего школьника в начале обучения является то, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, и запоминание слов, обозначающих предметы происходит лучше, чем слов обозначающих абстрактные понятия. Всё это следует учитывать при организации учебного процесса.

Возрастная особенность внимания младшего школьника - это сравнительная слабость произвольного внимания. Непроизвольность внимания в начале обучения требует от учителя большей концентрации внимания учеников на изучаемом предмете. Следует организовывать работу таким образом, чтобы у учащихся были задействованы все виды анализаторов [20].

Процесс обучения ребенка предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Основное направление в развитии детского воображение, как считает Гамезо, это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. На первых порах воображение младшего школьника является творческим и произвольным. Как правило, с возрастом усиливается реализм воображения. Характерной особенностью воображения младшего школьника является опора на конкретные предметы. И только спустя некоторое время начинает происходить опора на слово, на звучащее название предмета без его зрительного образа. В средине младшего школьного возраста воображение достигает своей необходимой реальности и достоверности представлений. Он создаёт логически связанные картины. В младшем школьном возрасте ребёнок проявляет существенное дифференцирование воспринимаемой информации. Образ, создаваемый первоклассником ещё расплывчатый и полон деталей, которые он придумал сам и которые не указывались в описании. Но уже во втором классе ученик строго ограничивает свой воссоздающий образ реальными деталями и четко располагает их. Создаваемые образы возникают в соответствии с поставленной задачей. Это и является главным новообразованием младшего школьного возраста.

Как свидетельствуют источники, мышление младшего школьника наглядно-образное. Мышление развивается в процессе обучения. С началом систематического школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка. В период младшего школьного возраста мышление ребенка начинает переходить на качественно новый этап развития. В этот период осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Безусловно, в начале данного периода наглядно-образное мышление является преобладающем. Основной формой мышления в начале младшего школьного возраста является мышление, опирающееся на наглядность. В учении развивается способность к рассуждению, выводам и умозаключениям. Пока ребенок не получит каких-либо научных знаний, он будет подвластен образу зрительному впечатлению, наглядности. С течением времени ребенок получит знания необходимые для логического объяснения, анализа. Что будет являться характерным проявлением словесно-логического мышления. Следует отметить, что важным изменением текущего периода является появление данного вида мышления.

С развитием мышления связано развитие речи. С поступлением ребенка в школу происходит увеличение словарного запаса, а также становиться более точным значение слов. В процессе обучения у младшего школьника развивается умение слушать другого человека на протяжении длительного времени, а именно учителя. У младшего школьника развивается навык говорения вслух, в то время как у дошкольника происходило развитие речи «про себя». В младшем школьном возрасте ребёнок оперирует речью как способность выражать свои мысли, идеи и желания. Простой детский рисунок в дошкольном возрасте является своеобразной предпосылкой развития письменной речи в младшем школьном возрасте. Речь в процессе обучения развивается путём чтения вслух и рассказов о своих впечатлениях. Таким образом, речь играет очень важную роль в развитии младшего школьника. Использование грамотной речи требует определённого развития других познавательных процессов, что является основной и главной задачей этого периода.

Успешность учащегося в обучении во многих случаях определяется его учебными мотивами. Основной задачей обучения на начальном этапе является развитие положительной мотивации к обучению в целом. Исследования многих ученых подтверждают тот факт, что установленные мотивы в младшем школьном возрасте являются залогом качественного обучения на последующих этапах развития. У младших школьников на данном этапе развития формируется устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. В начале обучения важную роль в развитии мотивации играет похвала учителя, затем повышается интерес к оценке и к концу начального этапа обучения мнение коллектива оказывает существенное влияние на развитие мотивации. Широкими социальными мотивами являются мотивы, повышающие самооценку учеников (младшие школьники хотят получить одобрение или похвалу от учителя, желание получить хорошие отметки); мотивы лидерства, а именно желание быть среди первых, быть лучшим в классе. Основным побуждающим фактором обучения для младших школьников является отметка.

Младший школьный возраст один из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире. Этот период является очень сензитивным и восприимчивым для любой информации поступающей из вне. Очень важно учитывать особенности организации процесса обучения и постараться максимально сохранить их на последующих этапах обучения. Младший школьный возраст - это ответственный этап обучения, на котором закладываются основы обучения иностранному языку в целом. У ученика младшего школьного возраста есть желание учиться, познавать новое. Необходимо на протяжении всего обучения поддерживать эти интересы.

2. Программа работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе

.1 Особенности методического обеспечения работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательной школе на примере кружка рукоделия

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово - развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности - это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Виды методической продукции, разрабатываемые методическими и педагогическими работниками в системе ДОД.

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно-пропагандисткой, организационно-инструктивной и прикладной.

. Информационно-пропагандистская методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно-методическая выставка, реферат. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

. Организационно-инструктивная продукция: инструктивно-методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа. Данная продукция имеет свою специфику: предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

3. Прикладная методическая продукция: сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции, представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других

При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы ОУДОД в начале учебного года определяют методическую тему, над которой будут работать в течение всего года. Например, «Овладение принципами программно-методического обеспечения в ОУДОД», «Определение качества образовательно-воспитательной деятельности в ОУДОД» и др.

Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

Декоративно-прикладное искусство является неотьемленной частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой - непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.

Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.

В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации программы в начальной школе.

Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном их рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы.

Занятия кружка строятся с учетом местных традиций, характерных ремесел и промыслов особенностей народного костюма и утвари.

Таким образом, процесс обучения рукоделию должен строиться по принципу «от простого к сложному». На начальном этапе обучающиеся учатся выполнять ручные стежки, переносить рисунок на ткань и только потом выкраивают самостоятельно по схемам, трафаретам, шаблонам, выкройкам детали из ткани, меха для изготовления объемной игрушки.

В конце второго учебного года обучающиеся должны выполнить творческую работу, которая предполагает: сбор материала по теме; работу над эскизами в масштабе и в натуральную величину; решение композиции в цвете; выполнение технического рисунка; выполнение изделия в материале.

.2 Программа работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы на примере кружка рукоделия

Вид программы - адаптивный. Программа создана на основе программы кружка «Рукодельница» Семеновской православной гимназии с привлечением соответствующих разделов из методических разработок по прикладному искусству.

Цели: приобщить учащихся к традиционному русскому наследию, воспитать у учащихся добрых религиозных, нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений; раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства; сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Основные задачи курса.

. Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры. Научить понимать художественный язык народного искусства.

. Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.

. Воспитать трудолюбие, навыки культуры и труда.

. Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами.

Предполагаемый результат. Обучающиеся должны знать и уметь: основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства; историю возникновения народной игрушки; основы цветоведения; виды и свойства тканей, ниток и других материалов; подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет; название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани, клеенки и других материалов; уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Правила общения. Правила безопасности труда. Правила личной гигиены.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 9-10-летнего возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях рукоделия, учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий, выполненных из разных материалов, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

По окончании 2-го года обучения дети оформляют большую выставку. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.

Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.

Образовательная программа «Рукоделие» составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами рукоделия. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.

Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.

Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделия.

Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.

Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках.

Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Учет возрастных особенностей учащихся.

Данная программа курса «Рукоделие» составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, ребенок имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.

Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.

Тема 1. Ручные стежки. Теоретическая часть. Беседа по технике безопасности труда и личной гигиены при работе, перенесение рисунка на ткань различными способами. Практическая часть. Овладение техникой равномерного выполнения стежков «назад иголку», «вперед иголку», закрепление полученных знаний.

Тема 2. Мережка. Теоретическая часть. Различные способы выполнения мережки. Беседа о нитках, как и для чего, подбирают нитки по толщине, цвету и назначению. Практическая часть. Выполнение мережки.

Тема 3. Разметка и выкраивание деталей. Теоретическая часть: Экономный расход тканей с использованием инструментов: ножницы, сантиметровая лента, линейка, мел. Беседы о тканях натуральных волокнах, происхождение и назначение. Практическая часть: Крой деталей.

Тема 4. Основы лоскутного шитья. Теоретическая часть. Традиции народного ремесла, простейшие традиционные композиции, ритм цвета и силуэтов, тональный и световой контраст. Практическая часть. Рождественский подарок - мягкая игрушка.

Тема 5. Ниточная кукла. Теоретическая часть. Беседа о вязальных нитках: шерстяных, синтетических, хлопчатобумажных, шелковых и т.д. Расширение знаний о волокнистых и плетеных материалах: пеньке, шпагате, бечевке. Значение пояса в русском народном костюме. Практическая часть. Изготовление ниточной куклы, плетение закладок и поясов.

Тема 6. Тряпичная кукла. Теоретическая часть. История возникновения и виды тряпичных кукол, куклы на чайник и т.д. Рассказ об украшении одежды вышивкой, бисером, аппликацией.

педагог искусство кружок рукоделие

2.3 Реализация программы работы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательной школе на примере кружка рукоделия

Технология реализации программы педагога дополнительного образования в условиях общеобразовательной школе на примере кружка рукоделия.

Занятия в кружке рукоделия относятся к ручному труду - это результативные занятия. Но это вовсе не означает, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени, как под час наблюдается на практике. Важно так продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться достаточно сложному ремеслу изготовлению цветов из ткани. Для достижения задач необходимо создать условия работы - технологическое оборудование для изготовления изделий из разных материалов (1 год обучения)

Для сохранения стабильности детского коллектива создать эмоционально - творческий климат.

Для этого применяются коммуникативные приемы и методы: дидактические и ролевые игры.

Для достижения качества работ и положительных результатов включаю в работу различные приемы:

доступность исполнения работ;

наглядность;

занимательность изложения;

рассуждение и размышление при работе в слух, тем самым побуждая детей тоже «Думать в слух»;

работа с природным материалом.

беседы;

экскурсии;

участие в коллективных делах.

Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми - это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка. Поэтому в своей работе положительных результатов добиваюсь разнообразием методических приемов при индивидуальной работе с детьми:

задания;

рассказ;

упражнения;

технологические карты;

познавательные ситуации.

Так же используют различные способы мотивации учебно-воспитательной деятельности. Например: в силу своих физиологических особенностей (дети первого года обучения) ребенок не может длительное время чего-то ждать, например своей очереди или окончания работы других - начинает отвлекаться и нервничать. Учитывая это, можно сделать что-нибудь по своему желанию:

рассказать стихотворение,

не запрещаю разговоры кружковцев во время занятия. Планируется использование спокойной музыки. Спокойные не навязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.

Заключение

Теоретический анализ позволил выделить нам основные различия школьного и дополнительного образования.

. Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан, поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обучения. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованных программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у учащихся.

. В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его само актуализации.

В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на учащихся.

. В итоге, мы приходим к выводу, что по самой образовательной специфике УДО, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают: образовательные программы. Они становятся программами нового типа (психодидактического, рефлексивного), т.к., в отличие от традиционных программ дополнительного образования, их разработка и практическое воплощение требуют от педагога рефлексии (выявления для себя и осознания) дидактических и психологических целей и исходных оснований их построения; обучающиеся, т.е. раскрытие (проявление, пробуждение) творческой природы как исходной психологической основы для развития физических, познавательных, личностных и духовно-нравственных способностей; педагоги дополнительного образования, которые должны научиться вставать в рефлексивную позицию к тому: кого они обучают, чему они обучают, как обучают и зачем обучают; руководители (управленцы), которые должны определять и создавать условия для практической реализации учебных программ нового типа; родители, в смысле изменения их социальных установок и отношений к функциям дополнительного образования и ценностным ориентациям в обучении их детей; образовательная среда (социальный, пространственно-предметный и психодидактический компоненты); социальная макросреда (район, окружающий социум); и само учреждение дополнительного образования (УДО) как объект саморазвития (и в этом смысле он становится субъектом своего развития и системы образования, частью которой он является).

Список использованных источников

1.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов - М.: Внешкольник, № 9, 1997.

2.Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия / И.А. Андреева - М.: 2007.

.Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации / А.М. Апшева - М.: МД ЭБЦ, 2011. - 180 с.

4.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейн - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский - М.: Новая Москва. 2005. - 240 с.

. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: изд-во АНВИК К, 2010. -157 с.

. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски/ сост. Н.Н. Селиванова. - М.: изд-во Сфера, 2010. -155 с.

.Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» - «Воспитание школьника» / В.А. Воронов - М.: 2011. - 80 с.

.Буйлова Л.Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России / Л.Н. Буйлова - М.: ООО «Новое образование», 2013. - 104 с.

10.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова - М.: АРКТИ, 2005.

.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева - издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006 г.

.Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации) / Л.Н. Буйлова - М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

.Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Программа дополнительного образования: Гармоничное развитие детей средствами гимнастики / И.А. Винер. Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганская - М.: Просвещение, 2012. - 24 с.

.Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997) - М., 1997.

.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин - М.: Вита-пресс, 2009.

16.Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей / В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов - Дополнительное образование. 1999 № 3

17.Горский В.А. Живое образование / В.А. Горский - М., 2011. - 120 с.

18.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова - М.: 2002.

19.Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов. Диссертация кандидата педагогических наук / Т.И. Зубков - Екатеринбург, 1998.

20.Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В.Н. Иванченко - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

21.Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. № 9.

22.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2011. 105 с.

.Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедев - М.: Просвещение, 2000.

24.Кабкова Е. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей / Е. Кабков - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

25.Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. М.: Владос, 2000. с. 11.

.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования З.А. Каргина - М.: Школьная пресса, 2008.

27.Крылова Н.Б. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации образования // Новые ценности образования, выпуск 4 (28), 2006.

Похожие работы на - Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка 'Рукоделие'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!