Политический портрет Эрнесто Че Гевары

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политический портрет Эрнесто Че Гевары

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Красивая история о человеке, который, преодолев физическую немощь, на волне победоносной революции поднялся к вершинам всемирной славы, и с карабином и вещмешком за плечами отправился в чужедальнюю сельву, чтобы стать жертвой вселенского зла притягивает к себе.

Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна появился в семье аристократов, прожил яркую, но короткую жизнь, а после смерти стал человеком-иконой, символом борьбы и протеста. При этом большинство молодых людей, украшающих себя портретом Че, с трудом представляют, каким человеком он был, какие идеи исповедовал и против кого воевал.

Революцию творят массы. Они порождают и революционных вождей - ярких по своим способностям и поведению личностей, как правило отличающихся искренностью, мужеством, беспредельной преданностью делу, которому служат. Жизнь вождей насыщена всякого рода коллизиями, столкновениями, часто заканчивается трагически. Но грядущие поколения не забывают их имен, чтят их память, стремятся впитать в себя все лучшее, что было в них и в их деятельности.

Жизнь Эрнесто Че Гевары, развитие революционного процесса в Латинской Америке, история Кубинской революции еще раз подтверждают, что революции хотя и развиваются согласно одним и тем же закономерностям, идут обычно путями, которые трудно заранее предугадать как самим революционерам, так и их противникам. Если бы было иначе, то революция, вероятно, не могла бы победить, ведь враг, зная заранее пути ее развития, сумел бы легко задушить революционный процесс в зародыше.

Че - характерное для аргентинцев междометие, выражавшее и удивление, и восторг, и печаль, и нежность, и одобрение, и протест, стало сначала прозвищем Эрнесто Гевары, а потом боевым псевдонимом, сросшимся с его именем и фамилией.

Объектом исследования является жизнь Эрнесто Гевары. Предметом - революционная деятельность Эрнесто Че Гевары и возникновение концепции геваризма.

Целью данной работы является характеристика политического портрета Эрнесто Че Гевары. В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:

1.Проследить становление взглядов Эрнесто;

.Осветить становление революционных взглядов Че Гевары;

.Определить роль в истории Э. Че Гевары.

Хронологические рамки исследования: исследования определяются двумя важными рубежами, а именно с 1928 года - год рождения Эрнесто Че Гевары, и по 1967 год - год кончины Че Гевары.

Обзор источников и литературы

Источниковую базу исследования составили опубликованные источники. Так, например, труды и воспоминания самого Че Гевары. Такие как: Че Гевара Эпизоды революционной борьбы, Дневник мотоциклиста, и Партизанская война.

Историографическая база исследования представлена

Литература зарубежных авторов, так, например, книга Гросса и Вольфа Че: Мои мечты не знают границ. Книга написана на основе обширного нового фактического материала, и повествует о героической борьбе Че Гевары за дело революции и отметает неверные представления о нем. Авторы книги - журналисты из ФРГ. Так же информативной является книга Устариса - Арса Че Гевара: Жизнь, смерть и воскрешение из мифа.

К отечественной литературе можно отнести книгу Марка Васильева Че Гевара как революционный теоретик <#"justify">РАЗДЕЛ 1. становление революционных взглядов че гевары

Когда на Кубе победила Революция и Эрнесто Че Гевара стал знаменит, газеты начали писать о нем всякие небылицы. Некоторые журналисты даже высказывали сомнение, что он аргентинец. Нашлись и такие, которые утверждали, что он русский, выдающий себя за аргентинца. Но Че был коренным аргентинцем. По отцовской линии Че - аргентинец 12-го поколения, по линии матери - 8-го. Среди его предков были ирландские мятежники, испанские завоеватели, аргентинские патриоты. По-видимому, Че передались по наследству некоторые черты его беспокойных предков. У него в характере было нечто такое, что влекло его к дальним странствиям, к опасным приключениям, к новым идеям.

Эрнесто даже учился школе. Два года мать занималась с ним дома. Читать он начал с четырех лет и с того времени стал страстным любителем чтения.

В доме была большая библиотека, в которой наряду с классикой, от испанской до русской, имелись книги по истории, философии, психологии, искусству, работы Маркса, Энгельса, Ленина, Кропоткина, Бакунина. Аргентинские писатели были представлены Хосе Эрнандесом, Доминго Сармьенто и другими. Были книги на французском языке. Селия свободно владела французским, знала английский. Она учила языкам детей, в частности Тэтэ.

У Че были свои излюбленные авторы. В детстве он читал книги Сальгари, Жюля Верна, Дюма, Гюго, Джека Лондона. Затем он увлекся Сервантесом, Анатолем Франсом. Знал и любил Толстого, Достоевского, Горького. Он прочел и все модные тогда латиноамериканские социальные романы (перуанца Сиро Алегрии, эквадорца Хорхе Икасы, колумбийца Хосе Эустасио Риверы), повествующие о тяжелой жизни индейцев и рабском труде рабочих в поместьях, на плантациях.

Че любил и поэзию, зачитывался Бодлером, Верленом, Гарсия Лоркой, Антопио Мачадо, Пабло Нерудой, множество стихов он знал наизусть. Он и сам писал стихи. Он как-то назвал себя революционером, который так никогда и не стал поэтом. В письме к испанскому поэту-республиканцу Леону Фелипэ, книгу стихов которого «Олень» обычно держал у изголовья, Эрнесто охарактеризовал себя как «неудавшегося поэта». Кубинец Роберто Фернандес Ретамар, сам известный поэт, рассказывает, что незадолго до того, как Эрнесто навсегда покинул Кубу, он одолжил у Роборто антологию испанской поэзии, откуда выписал стихотворение Пабло Неруды «Прощай!».

Че не расставался с поэзией до самой смерти. В Боливии в рюкзаке вместе со знаменитым «Боливийским дневником» была обнаружена тетрадь с его любимыми стихами.

Эрнесто увлекался также живописью, знал хорошо ее историю, сам неплохо рисовал акварелью. Больше всего ему нравились импрессионисты. Увлекался он и шахматами. Только в музыке он не разбирался. У него не было слуха. Он не мог отличить танго от вальса и не умел танцевать, что вовсе нетипично для аргентинца. Когда Че был министром промышленности и его попросили высказать мнение о качестве новых пластинок, он ответил: «Я не могу высказать о музыке никакого мнения, мое невежество в этой области стопроцентно».

Тэтэ увлекался не только поэзией и искусством. Он был силен и в математике и в других точных науках. Родители думали даже, что со временем он станет инженером.

С раннего возраста Тэтэ занимался спортом. Он любил плавать, когда семья проводила лето на побережье, в Мардель Плате. Море он называл своим старым другом. Он словно стремился доказать, что способен, несмотря на свою астму, делать не только все то, что делают другие его сверстники, но даже больше и лучше их: играл в футбол, регби, занимался конным спортом, альпинизмом, увлекался гольфом и даже планеризмом, а главной страстью его детских и юношеских лет был велосипед.

Будучи студентом, Че совершил на мопеде путешествие в 4 тысячи километров по Аргентине. Фирма «Микрон» предоставила ему мопед своей марки в целях рекламы и частично покрыла расходы, связанные с путешествием. Потом он нанялся матросом на аргентинское грузовое судно и некоторое время плавал на нем, побывал на Тринидаде, в Британской Гвиане. Затем обошел добрую половину Южной Америки. В 1941 году, когда Че исполнилось 13 лет, он сдал экзамены в государственный колледж имени Деан-Фунеса в Кордове. В 1945 году он поступил на медицинский факультет университета в Буэнос-Айресе, здесь трудился в лаборатории известного аргентинского специалиста в области аллергии доктора Сальвадора Писани. Вместе с тем он стремился подработать, чтобы самому платить за учебу: служил в муниципалитете, оборудовал дома производство инсектицидов, торговал обувью.

В эти годы олигархические и военные правительства в Аргентине сменяли друг друга. В 1930 году был свергнут президент Ипполито Иригойен и к власти пришел первый аргентинский «горилла» - генерал Хосе Феликс Урибуру, обещавший «избавить страну от коммунизма». Затем президентом стал генерал Хусто, после которого непродолжительное время страной правили два олигарха - Ортис, настроенный проанглийски, и Кастильо, поддерживавший пронемецкий курс. Последнего в 1943 году сверг триумвират «горилл» в генеральских мундирах - Роусон, Фаррель и Рамирес, на смену которым в 1946 году пришел полковник Перон. В 1955 году Перона убрала хунта генералов и адмиралов во главе с Лонарди и Арамбуру.

Во время второй мировой войны вся семья Гевары и их друзья горячо сочувствовали союзникам, Советскому Союзу, желали поражения странам «оси» и радовались победам Красной Армии. Огромное впечатление произвела на них Сталинградская битва.

Аргентина тогда была наводнена агентами и шпионами «оси», располагавшими тайными радиостанциями. Власти не только не пресекали их подрывной деятельности, но ее покрывали и ей содействовали. Друзья же союзников, а в их числе семейство Гевары, помогали выявлять и разоблачать фашистских агентов. Родители Че принадлежали к числу активных участников оппозиционного демократического движения. Селия даже была арестована во время одной демонстрации в Кордове.

Тогда в Аргентине существовало множество подпольных боевых организаций, выступавших против полицейского террора. В одной из таких организаций, действовавших на территории Кордовы, участвовал и отец Че. В доме, где жила семья Гевары, изготовлялись бомбы, которые использовались для защиты от полицейских во время Демонстрации. Все это делалось на глазах у Тэтэ, который однажды сказал отцу: «Папа! Или ты разрешишь помогать тебе, или я начну действовать самостоятельно, вступлю в другую боевую группу». Отцу пришлось разрешить, чтобы иметь возможность контролировать действия сына и таким образом обезопасить его от провала и полицейских репрессий.

Конечно, у Че были свои излюбленные авторы. В детстве это были Сальгари, Жюль Верн, Дюма, Гюго, Джек Лондон. Затем он увлекался Сервантесом, Анатолем Франсом, читал Толстого, Достоевского, Горького. Конечно, он прочел и все модные тогда латиноамериканские социальные романы - перуанца Сиро Алегрии, эквадорца Хорхе Икасы, колумбийца Хосе Эустасио Риверы, - в них описывались тяжелая жизнь индейцев и рабский труд рабочих в поместьях и на плантациях.

Че с детства полюбил поэзию, зачитывался Бодлером, Верленом, Гарсиа Лоркой, Антонио Мачадо, любил стихи Пабло Неруды. Множество стихов он знал на память и сам сочинял стихи. Но, разумеется, мой сын себя поэтом не считал. Он как-то назвал себя революционером, который так никогда и не стал поэтом. А в письме к испанскому поэту-республиканцу Леону Фелипэ, книгу стихов которого "Олень" он держал у изголовья, Эрнесто называет себя "неудавшимся поэтом". Кубинский поэт Роберто Фернандес Ретамар рассказывает, что незадолго до того, как Эрнесто покинул навсегда Кубу, он одолжил у Роберто антологию испанской поэзии, из которой выписал стихотворение Неруды "Прощай!".

Тэтэ увлекался не только "воздушными" материями, как поэзия и искусство. Он был силен и в математике к в других точных науках. Его родители даже думали, что он станет со временем инженером, но, как известно, он выбрал профессию врача. Возможно, что тому была причиной его собственная болезнь или неизлечимая болезнь его бабушки, матери Селии, которую он сильно любил и которая ему отвечала тем же.

Целью жизни Че была революция, активное участие в ней. Именно эта путеводная нить привела его в маленькую Гватемалу 1954 года, где бушевала революция. Принять в ней участие Че Геваре не удалось - ему как иностранцу не доверяли левые партии. Правительство отказало ему в предоставлении права на врачебную практику. Он метался в поисках выхода своей энергии, но тщетно. Поражение революционных сил и угроза расправы заставили Че искать убежища в аргентинском посольстве. Опыт гватемальской революции оказался для него очень полезным. В кругу друзей он часто полушутя, полусерьезно говорил: «У меня была своя революция 1905 года в виде гватемальского эпизода - это была генеральная репетиция!». «Я впервые почувствовал себя революционером в Гватемале сложилось довольно ясное марксистское мировоззрение. Он проштудировал Маркса и Ленина. Прочитал целую библиотеку марксистской литературы».

Семнадцатого июня 1954 года наемники американских монополий во главе с полковником Кастильо Армасом вторглись на территорию Гватемалы. В руках президента Арбенса была армия, насчитывающая шесть-семь тысяч человек, и, конечно, отряды интервентов, в которых было всего восемьсот человек, не представляли особой опасно-сти. Но президент Арбенс не рискнул пустить в ход армию. Он пытался разрешить критическое положение мирными средствами. Он обратился в Совет Безопасности ООН, требуя немедленного вывода из страны вооруженных банд интервентов. Однако Совет Безопасности действенных мер не принял.

Вспоминая Гватемалу тех лет, Гевара не раз касался вопроса о роли личности в революционном процессе. Он с грустью говорил о недостатках именно субъективного характера, полагая, что президент Арбенс и другие гватемальские руководители не выполнили своего долга перед народом и историей страны. Че вспоминал, как несколько дней спустя после вступления в Гватемалу наемников во главе с Кастильо Армасом группа пьяных бандитов нанесла оскорбление гватемальским кадетам. По их докладу начальник военного училища вывел ночью весь личный состав курсантов в город, арестовал ядро «армии» Кастильо Армаса и на рассвете провел колонну помятых, еще не протрезвевших «освободителей» по площадям и улицам просыпающейся столицы. В этом месте рассказа Че вскакивал и восклицал: «Контрпереворот был практически осуществлен даже не помышлявшим об этом полковником. Надо было Арбенсу или кому-нибудь другому из руководителей свергнутого правительства выйти из своего дипломатического убежища, поздравить полковника с победой, назначить его министром обороны и идти вместе вперед. Но нет, этого не произошло!».

Размышляя над исходом многочисленных государственных переворотов в Латинской Америке, Гевара ставил вопрос о правомерности ухода в отставку главы государства, избранного на этот пост волей нации, а покидающего его вследствие личной слабости, под давлением сил внешней или внутренней реакции. Он всегда высказывался за то, что лидер государства или движения обязан отстаивать свои программные взгляды до конца, и если надо, то ценой своей жизни. Он подчеркивал, что, как бы ни сложилась жизнь политического деятеля, он всегда должен искать возможности продолжить борьбу, чтобы не обмануть чаяний тех, кто ему верил, кто связал с ним свою судьбу. В первый свой приезд в Москву в 1960 году, когда положение на Кубе было нестабильно и исход революции еще не был предопределен, ему часто задавали вопросы о том, чем кончится борьба кубинского народа, удержат ли революционеры власть в своих руках. Гевара обычно отвечал так: «Не берусь гадать об исходе, но сам сделаю все для окончательной победы революции. Если понадобится - возьму автомат и займу свое место на баррикаде. Одно могу гарантировать; в случае неудачи вы не найдете меня среди укрывшихся в иностранных посольствах, ищите меня среди погибших. Хватит с меня поражения в Гватемале». Сжигаемый своим призванием борца, Гевара постоянно искал бури. Он занимал ответственные посты в кубинском правительстве, активно участвовал в руководстве народным хозяйством Кубы, целиком отдаваясь новому делу, как это делали в Советской России революционеры старой ленинской гвардии. Но нет-нет да и появлялась у него затаенная мечта о новых боях. Часто (больше для себя, чем для слушателей) он говорил, что надо уметь делать все, что приказывает революция; но все-таки, наверное, те, кто придет позже, будут лучшими созидателями. Кругом еще столько несправедливости, столько явных причин для народного горя и слез.

Че обладал такими, казалось бы, редкими для латино-американца качествами, как дисциплинированность, организованность и умение организовать других, самокритичность. Слова Че никогда не расходились с делами. Его можно было упрекнуть в недостаточной гибкости, зато он всегда был принципиальным. Неудивительно, что благодаря этим качествам он выделялся в своем окружении. Он много читал: еще в Гватемале обстоятельно изучил основные труды классиков марксизма-ленинизма. А прибыв в Мексику в 1954 году, продолжил самообразование. Гевара не гнушался даже работы сторожа в книжных магазинах, если это давало ему возможность читать новинки политической литературы.

На латиноамериканских политэмигрантов, находившихся в Мексике, Гевара производил сильное впечатление. Позже Рауль Роа, ставший министром иностранных дел революционной Кубы, а в те годы случайно встретившийся ему человек в Мексике, напишет: «Уже тогда Че возвышался над узким горизонтом креольских националистов и рассуждал с позиций континентального революционера». Фидель Кастро впоследствии писал о встрече с Че Геварой в Мексике: «Он имел более зрелые по сравнению со мной революционные идеи. В идеологическом, теоретическом плане он был более развитым. По сравнению со мной он был более передовым революционером». Когда Че, включенный в качестве врача в состав будущей экспедиции на яхте «Гранма», приступил к изучению партизанского дела, он поразил всех своим прилежанием, усердием и успехами. Он постоянно удостаивался высшего балла - 10. И в дальнейшем Гевара был образцом организованности и исполнительности. Ему приходилось заниматься в горах Сьерра-Маэстры и налаживанием хлебопечения, и организацией мастерских по ремонту и пошиву обуви, и вопросами здравоохранения, радиопропаганды, и в то же время готовить боевые операции и принимать в них активное участие.

Выдвижение бывшего врача «Гранмы» в число руководителей революционной Кубы - заслуженное признание его недюжинных политических знаний и организаторских способностей. Характерной особенностью Че было стремление и умение воспитывать в своих товарищах по борьбе те качества, которые необходимы революционеру.

раздел 2. возникновение концепции геваризма

Как и каждая концепция, геваризм берёт своё начало из марксизма, но местами черпает из кастроистского движения.

Для ортодоксального коммунизма, включая троцкизм, вооружённая борьба за власть предполагает наличие объективной революционной ситуации. Восстание опирается на массы, являющиеся его носителем, и его место не в начале, а в конце революционного процесса.

Для кастроистов - всё наоборот. В их представлении революция начинается с вооружённой борьбы в виде партизанской войны, которую ведет малочисленная элита и которая лишь в дальнейшем перерастает в массовую борьбу. Она может и должна начаться, даже если с марксистской точки, зрения нет и речи о наличии объективной революционной ситуации. В 1960 году Гевара, правда, заявил, что партизанская борьба предполагает, что пути мирной борьбы уже заблокированы. Он писал тогда:

«Там, где правительство приходит к власти в результате какого-либо, пусть даже фальсифицированного, референдума и имеется по крайней мере видимость конституционной легальности, нельзя начинать партизанскую борьбу, так как ещё не исчерпаны возможности мирной политической борьбы».

Вскоре, однако, эта точка зрения была пересмотрена. В его появившейся в 1963 году работе «Партизанская война» <#"justify">Именно в это время у Че Гевары формируются до конца революционные взгляды. За основу которых взяты концепции марксистской теории, но естественно интерпретированные в условиях ситуации складывающихся в Аргентине. Эти взгляды (геваризм) содержал в себе последовательное развитие ленинизма, специфическую интерпретацию экзистенциализма, и в практической области, развитие маоистской концепции партизанской войны. Однако целостной системой геваризму так стать и не удалось.

Гевара не партизанскую войну выводит из существа аграрной революции, а аграрную революцию из партизанской войны. Центральным понятием является понятие партизанской войны, а роль крестьянства вытекает, так сказать, из технических и прагматических соображений.

Есть три причины, по которым кастроисты считают деревню - в противовес городу - решающим фактором. На первом месте стоят геополитические и географические соображения. Геополитически тезис обосновывается тем, что власть противника концентрируется именно в городах, в то время как расположенная вдали от городских центров, большей частью недостаточно освоенная и зачастую трудно доступная сельская местность лишь в недостаточней степени может контролироваться полицией и армией. То, какое значение придается географическим условиям в более узком смысле, быть может, отчетливее всего явствует из высказываний Кастро, сделанных им в беседе с одним дружественно настроенным по отношению к нему уругвайским журналистом. Утвердительно высказавшись о возможности создания партизанских групп во многих странах, в том числе и в Западной Германии, он тут же оговорился, что в Уругвае, напротив, это невозможно, и свою точку зрения мотивировал так:

«Твоя страна не располагает требуемыми для вооружённой борьбы географическими условиями. У вас нет гор, дремучих лесов. Там партизанской группе негде развернуться».

На втором месте находятся, так сказать, «педагогические» причины. Только в суровых условиях длительной борьбы в джунглях и горах, где начисто отсутствует всякий городской комфорт, сможет сформироваться характер революционера. С особой отчетливостью эта мысль прослеживается в появившейся в начале 1967 г. и ставшей между тем знаменитой работе Режи Дебре «Революция в революции», в которой говорится:

«Каждый человек, в том числе и товарищ, который проводит свою жизнь в городе, является, сам того не подозревая, буржуа по сравнению с партизаном… Городской житель живет как потребитель. Горы пролетаризируют горожан и крестьян, в то время как город может обуржуазить даже пролетария».

Это весьма примечательные слова, которые одновременно показывают, как субъективизм и волюнтаризм превращают в моральные категории даже объективные классово-социологические понятия.

На третьем месте всякий раз фигурирует в качестве причины то обстоятельство, что в большинстве стран Латинской Америки сельское население в количественном отношении преобладает и в то же время именно оно прозябает в самой большой нищете, оставаясь поэтому также в особой степени потенциально революционным. И тем не менее для партизан речь идет отнюдь не о том, чтобы бороться за непосредственные требования крестьян, чтобы мобилизовывать их на борьбу за эти требования.

Во-первых, крестьяне в своём большинстве апатичны и стремятся к таким несоциалистическим, мелкобуржуазным целям, как личное землевладение.

Во-вторых, кастроистская элита испытывает глубокое презрение к так называемым «стихийным» устремлениям масс, которые как таковые никогда не выходят за рамки существующей системы и в целом склонны удовлетворяться реформами.

В-третьих, осуществлённая в одной из завоеванных партизанами местностей аграрная революция подверглась бы разгрому армией уже потому, что крестьяне, привязанные к своей земле, не превращаются в бродячих партизан и представляют для репрессивных сил порядка статичную и изолированную цель.

Партизаны - это кочующая революционная элита, действующая скрытно, всё время меняющая своё месторасположение, элита, извне привносящая в сельское население революционное сознание и включающая это население в свои ряды лишь постольку, поскольку оно изъявляет готовность к превращению из мелкобуржуазных крестьян в революционных партизан. Вся эта концепция противоречит как марксизму, так и ленинизму Мао Цзэдуна, который утверждает, что революция должна переноситься из деревни в города.

Во-первых, с точки зрения ленинизма городской пролетариат - главный объект внимания и заинтересованности, более того, он вообще представляет собой единственный революционный класс и единственную революционную силу. Во-вторых, революция вырастает из борьбы возглавляемых коммунистами масс за удовлетворение повседневных насущных требований.

В-третьих, необходимо предпринять попытку развязать в деревне крестьянскую войну. Где не имеется для этого общенациональных условий, крестьяне районов, где налицо революционные настроения, должны создавать «организации самозащиты», ведущие оборонительную борьбу и превращающиеся в партизанские подразделения лишь тогда, когда эти районы самозащиты, подвергающиеся атакам со стороны армии, не могут дольше продолжать оборонительную борьбу. Но и в этом случае партизанская война не обязательно должна становиться основной формой борьбы в масштабах всей страны, а может быть увязана с другими формами борьбы, в том числе и мирными, например профсоюзными или политическими. Это была и есть политическая линия, которой придерживаются, например, коммунисты Колумбии, где возникли крестьянские коммунистические партизанские группы.

Такой же, по существу, была и точка зрения, которой придерживался троцкист Гуго Бланко в начале шестидесятых годов в Перу, где он положил начало вооружённым крестьянским синдикатам, которые объединили тысячи крестьянских семей и самостоятельно вели свою борьбу, причем сам Бланко играл только роль советника.

Нельзя не отметить, однако, что сформулированные здесь основные тезисы кастроизма, и особенно последний, приводят данную концепцию в противоречие со всеми разновидностями ленинизма, поскольку предполагают подмену партии партизанским подразделением.

гевара революционный аргентина марксистский

РАЗДЕЛ 3. революционный путь эрнесто че гевары

«Нужны социальные изменения общества» - такой вывод делает Гевара ещё в студенческие годы. И поэтому, получив диплом врача, он не надел белый халат, а включился в революционную борьбу. Сначала его путь лежал в Боливию. Здесь произошла 179-я по счету революция. Однако последняя революция, как и все предшествующие, не принесла народу избавления от власти иностранных монополий. Гевара работал в Управлении информации и культуры, потом в ведомстве по осуществлению аграрной реформы. Он много ездил по стране.

Время истинных революционных изменений в Боливии тогда, в 1953 году, еще не наступило. Ловкие буржуазные политики верно служили иностранным монополиям и изо всех сил пытались затормозить революционный процесс. Коммунистическая партия Боливии, появившаяся на свет только в 1950 году, еще не могла играть значительной роли в политической борьбе.

Из Боливии Гевара отправляется в Гватемалу. В те годы вокруг Гватемалы кипели политические страсти. Правительство Арбенса, пришедшее к власти, отважилось национализировать часть земель «зеленого чудовища» - «Юнайтед фрут компани».

Американские газеты кричали, что «Гватемала - красный аванпост в Центральной Америке. Соединенные Штаты не могут допустить возникновения советской республики». «Гватемала состоит на жалованье Кремля и является марионеткой Москвы».

Информационные агентства США не скрывали, что американское правительство намерено надеть смирительную рубашку на Гватемалу.

Очевидно, в те дни в Гватемале впервые перед Геварой встал вопрос, какими путями должна двигаться революция. Революция, конечно, может быть мирной. Об этом писал в свое время Ленин. Но она должна уметь защищать себя. Гевара призывает руководителей левых партий Гватемалы немедленно создать народные дружины, дать трудящимся оружие. Но голос Гевары остается голосом вопиющего в пустыне.

Почувствовав нерешительность президента Арбенса увидев бездействие руководства левых партий, враги организовали военный переворот. Генералы потребовал отставки Арбенса.

Двадцать седьмого июня, через десять дней после начала интервенции, Арбенс отказался от поста президента и укрылся в мексиканском посольстве.

Когда новоявленный диктатор Кастильо Армас вступил со своими наемниками в столицу, начались массовые аресты и расстрелы.

Молодой аргентинец Че Гевара, призывавший гватемальцев взяться за оружие и защищать демократическое правительство Арбенса, конечно, был зачислен агентам ЦРУ в черные списки. Аргентинский посол в Гватемале узнав об этом, предложил Геваре вернуться на родину. Но там властвовал Перон, демократические свободы был подавлены. Гевара отказался от этого предложения уехал в Мексику.

Гватемальские события еще раз убедили его в том, что революцию надо делать вооруженным путем, что она должна опираться на рабочий класс и крестьянство. И когда Гевара узнал, что кубинские эмигранты, проживающие в Мексике, готовят вооруженный десант на Кубу, чтобы свергнуть диктатора Батисту, он, не раздумывая, присоединился к ним.

В июне 1957 года, через полгода после высадки десанта, Фидель Кастро разделил повстанческий отряд на две колонны. Командование одной колонны взял на себя, командование другой поручил Че Геваре, присвоив ему звание майора - высший чин в повстанческой армии. Через год, когда повстанческая армия уже обрела силу, когда значительная часть восточных провинций была освобождена от тирании диктатора Батисты, Фидель назначил Че Гевару «командующим всеми повстанческими частями, действовавшими в провинции Лас-Вильяс, как в сельской местности, так и в городах».

Гевара принадлежал к той породе людей, которые видят смысл жизни в борьбе. И хотя Гевара занимал высокие правительственные посты на Кубе, был министром, он всегда обращал свой взор к тем странам Латинской Америки, где свобода была порабощена. Он написал книгу «Партизанская война», в которой открывал тайны этой войны для своих угнетенных братьев в Латинской Америке.

Вскоре после этого Гевара добровольно оставил свой министерский пост и отправился в Боливию бороться за освобождение этого народа. Это была трудная и изнурительная борьба. Каждый день Гевара был на грани жизни и смерти. Его предавали, он опухал от голода, против него были брошены отборные войска под руководством опытных генералов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если вдуматься глубже, то в событиях революции можно будет проследить определенную закономерность. Революционный процесс растет, ширится, резко обостряются противоречия между народами Латинской Америки и империализмом США, происходят изменения в классовой структуре общества, в антиимпериалистическую борьбу включаются все новые и новые слои населения. Некоторые деятели правящих классов, опасаясь худшего, вступают на путь верхушечных преобразований, другие примыкают к революции в надежде затормозить ее или сбить с пути, третьи выступают против империализма из патриотических соображений. Необходимость революционных преобразований начинают проповедовать и некоторые офицеры и священники. Ибо всем становится очевидным, что революция неизбежна, что она на повестке дня, что она совершится, хотят того или нет ее противники.

Все это усложняет революционный процесс, придает ему иногда необычные формы, внешне расходящиеся с общепринятыми моделями, формулами и понятиями. Но суть дела не во внешней оболочке событий, а в их содержании, в реальных успехах революционного движения. Центр этого движения сегодня переместился в южный конус латиноамериканского континента, то есть в те земли, где пять лет назад вел неравный бой тот, кто верил в бессмертное дело революции и в ее конечную победу над силами реакции и империализма. Его кровь, кровь его сподвижников, как и кровь их предшественников как кровь всех революционеров, коммунистов, не была пролита даром. Революция побеждает, в том числе и потому, что ей прокладывают путь, сражаются за ее благородные, бессмертные идеалы такие кристальной чистоты революционеры, каким был Эрнесто Че Гевара.

Успехи латиноамериканской революции существенно ослабляют позиции империализма в мире. В целом подъем революционного движения на Латиноамериканском континенте имеет огромное значение для мирового революционного процесса. Еще совсем недавно, казалось бы, надежные тылы американского империализма превращаются в гигантский очаг антиимпериалистической революции. Под боком у главной цитадели империализма - США развертывается революционное движение огромной мощи. Эти сдвиги оказывают и, несомненно, будут оказывать сильное влияние на дальнейшее изменение соотношения мировых сил в пользу международного рабочего класса, в пользу социализма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Источники

1.1.Че Гевара Э. Дневник мотоциклиста: Заметки о путешествии по Латинской Америке. / Э. Че Гевара. - М.: Амфора, 2005. - 192 с.

1.2. Че Гевара Э. Партизанская война. / Э. Че Гевара. - М.: Астрель, 2010. - 224 с.

1.3. Че Гевара Э. Эпизоды революционной борьбы. / Э. Че Гевара- М.: Мидгар, 2005. - 576 с.

2.Литература

2.1. Алексеев В.А. Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары. / В.А. Алексеев. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 304 с.

2.2. Бенсаид <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8D%D0%BB%D1%8C_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%B8%D0%B4> Д. Эрнесто Че Гевара: жизнь и деятельность, отразившие великие надежды уходящего столетия. / Д. Бенсаид. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 256 с.

.3. Боровичка В. П. Выстрелы из засады. / В.П. Боровичка. - М.: Прогресс, 1976. - 304 с.

.4. Васильев М. Че Гевара как революционный теоретик. / М. Васильев. - М.: Свободное Марксистское издательство, 2010. - 52 с.

2.5. Гавриков Ю. М. Последний романтик революции. / Ю.М. Гавриков. - М.: Вече, 2004. - 352 с.

2.6 Григулевич И.Р. Эрнесто Че Гевара и революционный процесс в Латинской Америке. / И.Р. Григулевич. - М.: Наука, 1984. - 308 с.

.7. Гросс Х.-Э., Вольф К.-П. Че: Мои мечты не знают границ. / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1984. - 267 с.

.8. Лаврецкий И.Р. Эрнесто Че Гевара. / И.Р. Лаврецкий. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 91 с.

.9. Тайбо П.И. II. Гевара по прозвищу Че. / П. И. Тайбо II. - М.: Эксмо, 2000. - 800 с.

2.10.Тарасов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> А.Н.44 года войны ЦРУ против Че Гевары. // Секретное досье, 1998. - №2.

3.Интернет ресурсы

3.1 Артемьев Г. Аргентина XX век. URL: https://immigrationcanada torontolife.wordpress.com/2009/07/04/аргентина-хх-ый-век/ (Дата обращения 4.06.2015.)

.2. Ирдова К.В. Биография Эрнесто Че Гевары. URL: #"justify">.3. Хачатуров К. Эрнесто Че Гевара. URL: http://www.peoples.ru /military/hero/gevara/. (дата обращения 10.06.2015).

Похожие работы на - Политический портрет Эрнесто Че Гевары

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!