Методика обогащения словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,85 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика обогащения словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»








Выпускная квалификационная работа

Тема работы:

Методика обогащения словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности работы по обогащению словаря первоклассника на уроках обучения грамоте

.1 Особенности словаря первоклассника

.2 Особенности словарной работы в начальной школе

.3 Методические приемы работы по обогащению словарного запаса

Глава 2. Практическая работа

.1 Аспектный анализ учебников

.2 Практическая работа в школе

Заключение

Список литературы

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из основных задач реализации содержания предметной области «Филология» является развитие диалогической и монологической устной и письменной речи. Приходя в школу, дети уже пользуются определённым словарём, многими морфолого-синтаксическими конструкциями, умеют в какой-то мере связно излагать мысли, но их словарь беден, поэтому в период обучения грамоте связная речь учащихся получает дальнейшее развитие.

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).

Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX в. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [29].

Актуальность темы исследования определяется тем, что в программе русского языка для начальных классов изучению имени существительного отводится значительное место, поскольку имя существительное обозначает предмет, а почти любое высказывание содержит информацию о предмете или об объекте какого-либо действия.

Объектом исследования является процесс обогащения речи первоклассников именами существительными.

Предмет исследования - методическое обеспечение процесса обогащения речи первоклассников именами существительными в период обучения грамоте.

Гипотеза исследования: правильный подбор заданий обеспечит наиболее эффективное обогащение словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте.

Целью данного исследования является подбор заданий, необходимых для обогащения речи первоклассников именами существительными в период обучения грамоте.

Задачи исследования:

Проанализировать лингвометодическую литературу по исследуемой проблеме;

Выявить особенности словаря первоклассника;

Описать особенности словарной работы в школе;

Раскрыть многообразие приёмов обогащения словаря первоклассника;

Проанализировать учебники с целью выявления методических приемов обогащения словаря первоклассников именами существительными.

Провести практическую работу в школе и проанализировать её результаты.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической и методической литературы, педагогические наблюдения за деятельностью учителя и учащихся в учебно-познавательном процессе, анкетирование учащихся, анализ результатов практической работы.

Теоретическую основу исследования составляют труды М.Р. Львова, М.И. Дьяченко, А.А. Леонтьева, С.Н. Цейтлин и др.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №45 г. Владимира.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

словарный запас лексика речь

Глава 1. Особенности работы по обогащению словаря первоклассника на уроках обучения грамоте

.1 Особенности словаря первоклассника

Особенности детской речи во многом обусловлены способностями ребенка к анализу речи взрослых, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых в плане ее грамматической, лексической, фонетической и другой организации [2]. А.Н. Гвоздев на основании глубокого исследования процессов развития и формирования детской речи установил, что ко времени поступления в школу родной язык ребенком практически уже освоен. Ученый отмечает, что в это время ребенок уже в полной мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка [5, с. 36]. Без особых усилий он может входить в речевые ситуации и ориентироваться в контексте. Сам с интересом расширяет свой лексический запас, анализирует употребление слов и словосочетаний, усваивает типичные грамматические формы и конструкции.

Понятие «словарный запас» или «словарь» имеет несколько значений:

все слова, значение которых понимает и/или использует индивид в своей языковой практике;

любой специально ограниченный список слов (например, словарь, глоссарий);

полный список слов какого-либо языка. Число таких слов, а также динамика словарного запаса являются важным показателем развития культуры нации, её творческого потенциала [14].

Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Активный словарный запас (активный словарь) - словарный запас носителей языка, включающий общеизвестные слова, активно употребляющиеся в устной и письменной речи [30].

Пассивный словарь - слова, которые не являются общеупотребительными в современном литературном языке. К ним могут относиться историзмы, архаизмы, неологизмы [30].

Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.

Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ребенок усваивает новые значения «не только из своего практического опыта и непосредственного общения с взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта» [20, с. 123].

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова [2, с. 48].

Несовершенство словарного запаса младших школьников проявляется в его функционировании, что выражается в неточности употребления слов и частых повторах одного и того же слова [13, с. 54]. Дети, еще не овладевшие в полной мере русской речью, зачастую не умеют сочетать слова так, как это принято в языке. Словарный запас младшего школьника быстро пополняется: количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 тысяч до 75 тысяч к 10-11 годам, усваиваются новые значения уже известных слов [15, с. 68].

Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем есть слова всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные (41,8%) и глаголы (42,6%). Объясняется это тем, что мышление школьников младшего школьного возраста конкретно. Оно всегда связано с теми или иными явлениями и действиями. Абстрактное мышление пока еще слабо развито, поэтому отвлеченные существительные в словаре первоклассника составляют 1-2%. Собственные имена включают в себя имена людей, клички животных, названия городов, рек, озер, стран. Употребление детьми различных категорий существительных бывает обусловлено обстановкой, интересами детей. Среди существительных преобладают названия конкретных предметов, животных, насекомых, птиц, степени родства, слова, обозначающие различные профессии, времена года, названия растений и др.[13, с. 69].

Как отмечают исследователи, вся жизнь детей связана с движением и игрой, поэтому в речи 7-ми, 8-ми летних учащихся часто встречаются глаголы, и они очень разнообразны в лексическом отношении: это обозначение конкретных действий, глаголы движения, глаголы, обозначающие различные положения в пространстве, состояние человека и природы и др. Самыми распространенными являются такие глаголы, как быть (в значении находиться), сказать, говорит, стать, идти, звать, увидеть, дать, хотеть и др.[13, с. 72].

Следующей характеристикой 7-8-ми летних детей является малое количество прилагательных. По данным В.П. Вахтерова у ребенка в возрасте от 4 до 8 лет их количество составляет 4,3%. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие величину (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойства предмета или лица (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качества, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные. Количество относительных прилагательных в речи младших школьников маленькое, они чаще заменяются существительными в родительном падеже. Например, вместо сочетания кожаный портфель дети чаще говорят портфель из кожи. Объясняется это тем, что процесс увеличения прилагательных не успевает за процессом развития детской мысли, поэтому ребенок прибегает к употреблению существительных, при помощи которых пытается выразить те или иные отношения, признаки. Наречия в языке учащихся начальных классов встречаются еще реже, причем они однообразны. В основном это обстоятельственные наречия времени, места и образа действия (около 3-4%) [23, с. 65].

Значения слов с более абстрактным (отвлеченным) смыслом ребенок начинает понимать только тогда, когда его мозг достаточно разовьется (прежде всего, вырастет физически). К шестилетнему возрасту ребенку для усвоения слов с обобщенным значением уже не требуются непосредственные ощущения. Лексикон учащихся 1-4 классов обогащается быстрее, чем лексикон дошкольника, во-первых, потому, что действует закон ускорения темпа развития речи (чем более развита речь, тем легче она совершенствуется), во-вторых, школьная искусственная речевая среда имеет более высокий развивающий потенциал, так как начинается изучение естествознания, истории и т.д. [34].

Несмотря на то, что словарь первоклассника постоянно пополняется, он остается крайне бедным. В связи с этим, при употреблении слов в речи, возникает тавтология. Тавтология - повторяемость одних и тех же слов. Чаще повторяются имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения.

Наряду с тавтологией Т.А. Ладыженская выделяет неуместное использование синонимов: «Книга - источник, сокровищница, кладезь человеческих знаний». Чрезмерное употребление синонимов, которые дублируют друг друга и делают речь ребенка слишком загроможденной. Такую ситуацию можно наблюдать в речи детей, у которых эмоции ярко выражены. «Мы играли в догонялки. Я бежал за Женькой, споткнулся - упал, грохнулся, шмякнулся и разбил коленки». Очень ограниченное употребление синонимов в речи, безусловно, делает речь невыразительной, неинтересной для собеседника. При этом в речи часто можно услышать просторечную, сниженную лексику. Конечно, если бы подобных выражений дети не использовали в своих рассказах, то речь была бы у них совсем скудной. Из разговоров такую лексику трудно убрать, но когда ребенок использует нечто подобное в своих работах, тогда учителю стоит подумать не только о частотности употребления синонимов, а также «чистоте» речи учащихся [12, с. 53].

Речевое развитие способствует развитию мышления. К сожалению, между детским садом и школой до сих пор нет настоящей преемственности. Дети, поступающие в школу, плохо владеют речью, у них не развиты мыслительные операции. Их почему-то учат читать, а не рассказывать, объяснять, запоминать, воспроизводить. В первом классе на детей накладывается двойная нагрузка [33].

Отмеченные особенности лексики детской речи, по мнению А.Н. Матвеевой, позволяют наметить пути ее развития: «Словарь младших школьников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значения имеющихся слов, развитие значений слов, понимание переносных значений); развитие словаря должно идти также по линии осмысления и употребления лексики» [17, с. 123].

.2 Особенности обогащения словарного запаса первоклассника

Определяя значение работы по родному языку в школе, К.Д.Ушинский писал: Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова [29]. Оно объясняет ему природу, знакомит с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с историей общества и его стремлениями; родной язык вводит ребенка в народную поэзию, дает логические понятия и философские воззрения.

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная речь. Подчеркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [22].

Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие физиологических механизмов речи; потребность общения, выражения мысли, наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь дошкольника, учащегося языковыми средствами, наличие существенного значимого материала, составляющего содержания речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирования речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурной речи. Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Развитие речи может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Поэтому разработана и используется в школе система развития речи учащихся. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связная речь), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразованию, стилистики, на теорию речи и текста, которое не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития русского языка. [9, с.13].

Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию - передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, - при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

Особенностью словарной работы в школе является то, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. На уроках русского языка (особенно чтения) дети учатся средствами языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Дети учатся наблюдать, думать и выражать в правильной словесной форме мысли о прочитанном, пережитом. Тем самым уроки русского языка способствуют обогащению словаря учащихся, учат их строю речи. Обучаясь специально языку на уроках грамматики и правописания, дети узнают все больше слов, обозначающих предметы, действия, признаки окружающей их жизни, узнают много новых терминов [19, с. 21].

Определяются следующие цели обогащения словарного запаса:

количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;

обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем)[3, с.234].

. Речевая среда в семье, среди друзей.

. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.

. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).

. Словари, справочники.

Он считает, что наилучшим источником обогащения словаря является живое общение, речь (устная и письменная), литература.[16, с.386]

Речь - это школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, в познание, в разнообразие жизни. В сущности, сам язык: его система, фонетика, словарь, грамматика - изучается школьниками через речь, тексты.

М.Р. Львов считает, что наилучшими каналами овладения языком являются виды речевой деятельности [16, с.438]:

Говорение - это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) - восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо - зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение - расшифровка графических знаков и понимание их значений [24].

Индивидуальный словарь языковой личности определяет и её интересы, и общее развитие. Языковое богатство дает возможность выбора. В связи с этим уточняются и приводятся в систему представления первоклассников о предметах, первоначально в пределах того словарного материала, который предусмотрен букварем. Развитие словаря учащихся должно происходить вместе с обогащением и уточнением представлений о предметах, явлениях и их связях.

.3 Методические приемы работы по обогащению словарного запаса

Для правильного отбора и употребления слова необходимо познакомить детей с его значением. В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Добиться того, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, - значит обеспечить их умственное развитие, воспитать самостоятельность.

Львов М.Р. [16, с.386] выделяет следующие группы приемов объяснения значений слов:

Самостоятельные - без прямой помощи учителя.

С помощью учителя.

К самостоятельным относятся такие приемы, в результате использования которых значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов, по контексту, в результате морфемного анализа слова.

Объяснение значения слова с помощью учителя осуществляется через:

Подбор синонимов (слов или выражений, совпадающих или близких по значению с другими словами, выражениями) [18], антонимов (слова, противоположные по значению другому слову) [27], паронимов (однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях) [26];

Объяснение значений и оттенков учителем;

Введение слова в собственный текст, который раскрывает его значение;

Выяснение трудных случаев семантизации (выявление смысла, значения языковой единицы) этимологическим способом, через словообразование;

Помощь учителя в поиске слова в словарях;

Обучение использованию словарей и справочников;

Помощь в семантизации через иностранный язык.

В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом. Самый простой способ - это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации. При этом для объяснения имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов - сюжетные, где есть действие. Прием показа используется для объяснения слов с конкретным значением, и то далеко не для всех. Этот прием, который может быть назван предметным, дополняется другими - языковыми и логическими - приемами. Способ подстановки синонимов является одним из самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение. Однако нельзя забывать, что синонимы не тождественны, каждый из них обладает различиями, как в значениях, так и в оттенках. Донести до детей богатство каждого слова помогает художественный текст. Но и в самой словарной работе замена нового слова синонимом должна сопровождаться дополнительными пояснениями. Особенно это относиться к эмоционально-окрашенным словам, заменяемым в процессе словарной работы нейтральными синонимами. Такая замена слов синонимами может обеднять речь учащихся. Если на уроках школьники систематически будут заменять выразительные слова стилистически нейтральными, это нанесет ущерб развитию речи. Чтобы этого не произошло. Рекомендуется обращать внимание детей на высокую выразительность, яркость, образность слов и оборотов речи в художественном произведении. Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, т.е. подведением его под ближайший род и выделением видовых признаков.

Чаще всего так определяются названия явлений природы, растений, животных т.п. Логическое определение желательно сопровождать показом иллюстрации. Многие слова могут быть объяснены с помощью развернутого описания, состоящего из нескольких предложений. Этот способ объяснения слов особенно удобен в анализе художественных текстов, так как он позволяет сохранить непринужденность беседы. Так, способом развернутого описания могут быть объяснены названия национальностей. Некоторые новые слова могут стать понятными, если их ввести в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Желательно, чтобы новые слова включались в предложение самими учащимися - теми, кто эти слова понимает. Прием тем полезен, что приучает детей понимать смысл новых слов в контексте. Это умение пригодится детям при самостоятельном чтении художественной литературы. Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком. Следующий прием - анализ морфологической структуры и словообразования. Этот прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его знаков и способствует усвоению орфографии. Объясняя значение слова путем его словообразовательного анализа, дети приучаются проникать в структуру слова, обнаруживать его корень, другие морфемы, улавливать родство слов [15, с. 45-50].

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу [32].Одним из наиболее распространенных приемов обогащения словаря первоклассника является использование словарно-логических упражнений. С такими упражнениями дети знакомы уже с детского сада.

Существует несколько типов словарно-логических упражнений [28]:

Упражнения на формирование умения подводить видовые понятия под родовые и членить родовые понятия на видовые, устанавливать правильное соотношение между ними на основе выделения общих и отличительных признаков. Например: назвать предметы одним словом, найти «лишнее» слово, перечислить видовые названия и обобщить их родовыми и т.д.

Определение предмета по его существенным признакам и действиям. Например: дается описание предмета. Определить, что это за предмет (Плавает, ныряет, крякает - ?).

Упражнения на осознание учащимися действий и признаков предметов (по цвету, форме, вкусу, принадлежности). К таким относятся упражнения на осмысление действий предметов/людей, а также на выделение общего признака предметов/людей.

Определение предмета по значению. Примерами таких упражнений могут быть кроссворды.

Анализ тематических групп слов - названий предметов, признаков, действий. Этот тип включает в себя упражнения на группировку слов, на нахождение «лишних» слов по заданному признаку.

Определение близких и противоположных по значению слов. Задания типа: «Найди пару», «Раздели на группы».

Упражнения на основе практических наблюдений над семантикой многозначных слов. К ним относятся задания на уточнение значений многозначных слов, задания на подбор синонимов/антонимов.

Разгадывание и анализ загадок. Задания типа: «Отгадай загадку. По каким признакам ты догадался?»

Словарно-логические упражнения являются связующим звеном между процессом обогащения словаря в дошкольном учреждении и этим же процессом в период обучения грамоте. Это обусловлено тем, что период обучения грамоте является первым этапом процесса обучения детей в школе.

Кроме этих приемов педагоги-практики предлагают [21, 31]:

Анализировать и изучать тексты и иллюстрации;

Составлять тематические словарики;

Продумывать систему упражнений по уточнению и обогащению словаря, практически знакомя детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами;

Выбирать из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать;

Подбирать к каждой букварной иллюстрации стихотворение и дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

Все эти приемы можно использовать при изучении различных частей речи в любой период школьного обучения. Многие из них направлены на анализ и видение ребенком слов, значения которых ему не известны, как при работе с текстом (читающие дети), так и при рассмотрении иллюстраций.

Целенаправленная работа с детьми, постигающими грамоту, основанная на расширении их словарного запаса, внимании к лексическому значению слов и использованию синонимов, антонимов и паронимов в речи, благоприятно сказывается на результативности обучения, на личностном развитии детей.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов [18, с. 35].

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников [7, с.98.].

Умение отобрать и употребить слово в свойственном ему значении в зависимости от темы высказывания, от ближайшего словесного окружения, от соседства с другими словами - один из первых и важных шагов в развитии лексической культуры и вообще речевой культуры детей. Школьники впервые начинают понимать, что значит говорить или писать на ту или иную тему, пользуясь богатством языка.

Одним из наиболее распространенных приемов обогащения словаря первоклассника является использование словарно-логических упражнений. Словарно-логические упражнения являются связующим звеном между процессом обогащения словаря в дошкольном учреждении и этим же процессом в период обучения грамот

Глава 2. Практическая работа

.1 Аспектный анализ учебников

Для выявления наиболее эффективных и самых распространенных приемов обогащения словаря первоклассника именами существительными в период обучения грамоте нами были проанализированы азбуки (буквари) различных учебно-методических комплектов.

УМК «Школа 2100»,Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. [4].

«Букварь» - первая учебная книга, открывающая перед школьником мир новых слов, которые осмысливаются через употребление их в предложении, рассказе.

На уроках обучения грамоте используется работа с многозначными словами и омонимами.

Многозначные слова впервые встречаются в «Букваре» на стр. 19: ёршик (рыба) и ёршик (щётка для мытья бутылок).

Рисунок 1. Лексические значения слов дети осмысливают с помощью иллюстраций

К многозначным словам можно обращаться уже с первого урока. Иллюстрации позволяют проводить работу по поиску предметов, которые называются одним словом.

С омонимами в «Букваре» мы впервые встречаемся на странице 48.

Предлагается задание со словом тигр: Тигр (река) - тигр (название животного)

Чтобы выстроить системную работу со словами-омонимами (слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений) [27] на уроках обучения грамоте, можно:

уточнять лексическое значение слов-омонимов;

показывать работу слов-омонимов в связной речи.

Детям дается список слов. Для работы с этими словами можно предложить детям самостоятельную работу или работу с родителями. Заключаться она будет в поиске всех возможных значений слов в словарях и энциклопедиях. На следующем уроке мы внешне сравниваем предметы (значения названий которых искали дети) по внешним признакам и делаем вывод, что слова обозначают совершенно разные предметы.

Также в процессе обучения необходимо помнить и о словах, которые не являются омонимами или многозначными словами. В случае этих слов, можно использовать все возможные варианты работы.

УМК «Начальная школа XXI века», Журова Л.Е. [10].

В учебнике встречаются задания со следующими формулировками:

Подумай, какое слово получится. Например: стр.35 [см. прил.1].

Попробуй разгадать кроссворд. На каждую новую букву дается кроссворд, например на стр.31 представлен кроссворд на букву А [см. прил.1].

Попробуй менять одну букву и читать новые слова. Такое упражнение впервые встречается на стр.70 и выглядит следующим образом [см. прил.1].

Разгадай ребусы. Например, на стр.69 даётся такой ребус:

Рисунок 2

Также встречаются задания и с другими формулировками. Например, на стр. 92 или на стр.110 [см. прил.1].

Все эти задания направлены на обогащение словаря именами существительными.

В начале учебника авторы делают пометку, что все задания читаются учителем. Именно это и дает возможность расширять задания и углублять знания детей. Так, можно предложить детям не просто изменять одну букву в слове, но и раскрывать значение получившегося слова.

Одним из интереснейших заданий является нахождение слова в слове. Оно дает возможность не только обогащать словарь ученика существительными, но и развивать видение новых и уже известных слов в необычной форме. Здесь так же ребенок ищет слово и может определить его значение.

«ФГОС. Начальная инновационная школа», Ефросинина Л.А. [8].

На первом же уроке детям предлагается рассмотреть рисунки и назвать предметы. При помощи наглядности дети могут объяснить значения слов. Задание приводится на стр. 4 [см. прил.2].

С именами существительными дети знакомятся уже на 7 странице учебника, но используют понятие «слова-названия».

Рисунок 3

Очень много заданий с формулировкой «Назови предметы», «Назови одним словом», «Отгадай загадки. Укажи отгадки», «Отгадай кроссворд», «Прочитай слова по стрелке», «Подбери к предметам слова-названия» [см. прил.2].

В учебнике очень много различных текстов. На иллюстрациях к ним вынесены слова, с которыми знакомятся ученики. Их может объяснить сам учитель или дать задание на самостоятельную работу.

УМК «Перспектива», Климанова Л.Ф. [11].

Так же, как и в УМК «Начальная школа XXI века», в начале учебника дается пометка, что тексты читает учитель.

На третьем уроке дети анализируют первые дни в школе и говорят о тех словах, с которыми они успели познакомиться, а буквально через урок они определяют предметы по иллюстрации [см. прил.3].

На 26 странице у детей начинается тема «Слова и предметы». Здесь дети в игровой форме, через сказки знакомятся с названиями предметов и определяют для себя знакомые и незнакомые слова [см. прил.3].

Со значением слов дети знакомятся на 52 странице. Здесь начинается тема «Звучание и значение слова». Детям предлагаются задания на соотнесение звуковых схем со значением слова. Например, на стр.53[см. прил.3].

Также присутствует множество загадок и ребусов, которые можно использовать для обогащения словаря первоклассника. Они начинают появляться в учебнике при изучении букв.

Рисунок 4

В первой части учебника очень много иллюстраций, поэтому у детей не возникает трудностей с называнием предметов и определением их значения.

Во второй же части иллюстраций значительно меньше и ученикам приходится опираться на свои знания и опыт.

Здесь же появляются задания на составление слова из слова. Например, на стр.18 [см. прил.3].

Не уменьшилось количество загадок, идет постоянное сравнение звучания и значения слов [см. прил.3].

В этой части учебника перед началом новой темы даются слова, значения которых дети узнают в процессе урока и с которыми они встретятся [см. прил.3].

УМК «Школа России», Горецкий В.Г. [6].

С первого урока дети учатся называть несколько предметов одним словом (стр.4) [см. прил.4].

На каждом уроке дети рассматривают иллюстрации и называют то, что на них изображено.

Уже на 30 стр. 1 части дети знакомятся с многозначными словами. Формулировка такова «Слово одно, а значения разные» [см. прил.4].

Возможность обогащения словаря именами существительными есть на каждом уроке, так как встречается много новых слов.

Предлагаются задания на замену одной буквы в слове на другую, на перестановку букв, на соотнесение слов и рисунков [см. прил.4].

Встречаются различные загадки, ребусы: превращения слов, поиск слов в букве, игра в слова. Например, на стр. 70:

Рисунок 5

После текстов много заданий на объяснение значений слов самими учениками. Формулировка таких заданий «Знаешь ли ты, что такое…», «Расскажи о…», «Кого мы называем…». Например:

Кого называют героем? Что означает слово отвага? Найди его в словаре.

Детям предлагаются задания на поиск значений в словарях и энциклопедиях: «Найди с родителями…», «Работаем со словарем», «Найди в словаре». Например:

Что такое скирда? Найди это слово в словаре.

УМК «Планета знаний», Андрианова Т.М. [1].

Учебник очень красочный. Много иллюстраций.

На каждом уроке есть задания, позволяющие обогащать словарь первоклассника именами существительными. Среди них можно выделить задания следующих формулировок:

Названия каких предметов записаны схемами? (Даны иллюстрации и схемы. Необходимо проверить правильность подбора схем к иллюстрациям.) Например:

Рисунок 6

Назови нарисованных животных, выделяя голосом ударный слог. (Правильность произношения важна для обогащения словаря первоклассника.)[см. прил.5].

Назови одним словом. Какой предмет «лишний»? Какое слово «лишнее»? [см. прил.5]

Какие значения имеет слово «…»? Например, на стр.54 [см. прил.5].

Дай общее название каждой группе слов.

Таблица 1

Кит Кот Тигр Полка Комод Диван Автобус Трамвай Корабли Туристы Капитан Матросы

Найди «детям» их «мам» [см. прил.5].

Также в учебнике присутствует множество ребусов и загадок [см. прил.5].

Во всех проанализированных учебниках процесс обогащения словаря первоклассника, большей частью, опирается на работу с иллюстрациями. Это очень удобно, если учитель ориентирует класс на самостоятельную работу по объяснению значений слов.

Для более успешной и эффективной работы необходимо сочетать самостоятельную работу учеников по иллюстрациям с дидактическим материалом учителя. Это могут быть текстовые загадки, ребусы. Но так как первоклассники в период обучения грамоте лучше воспринимают зрительные образы, то необходимо любую работу по обогащению словарного запаса первоклассника проводить на основе наглядности. Пусть это будут не иллюстрации предметов, а, например, реальный предмет, который можно потрогать.

Также для того чтобы процесс обогащения словаря был эффективен, необходимо сочетать упражнения и задания различных видов. Именно для этого мы проанализировали не один учебно-методический комплект, а несколько.

Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

.2 Практическая работа в школе

Анализ различных азбук и букварей позволил нам составить более полную картину о том, как проводится работа по обогащению словаря первоклассника именами существительными в период обучения грамоте. На его основе были подобраны задания для проведения практической работы.

Практическая работа проводилась на базе 1 «А» класса МБОУ СОШ №45 г. Владимира и состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Во всех этапах участие принимало 16 человек.

Констатирующий этап проводился в январе 2015 года.

Целью констатирующего этапа являлся подбор разнообразных упражнений и заданий, с помощью которых мы сможем выявить, где наиболее вероятны ошибки и затруднения при работе по обогащению словаря первоклассника именами существительными. Для проведения данного этапа были выбраны следующие задания:

Дай общее название каждой группе слов.

Таблица 2

кит кот тигрполка комод диванавтобус трамвай кораблитуристы капитан матросы

Количество человек, допустивших ошибки - 12 (75%).

В данном задании у детей возникли проблемы с пониманием задания. Несмотря на то, что задание было подробно объяснено, дети не подбирали общее слово для группы: они продолжали столбики слов, выбирали слова из уже данных, указанных в столбиках.

Зачеркни лишний предмет. Почему он лишний?

Количество человек, допустивших ошибки - 2 (12,5%).

Данное задание не вызвало больших затруднений. Дети, допустившие ошибки, не смогли объяснить, почему тот или иной предмет лишний. При объяснении они либо затруднялись, либо запутывались в предметах еще больше.

Закончи предложения.

Июнь, июль, ___________ - это ______________________.

Сентябрь, ___________, __________ - это _____________________.

А декабрь, ___________ и __________ - это ____________________.

Количество человек, допустивших ошибки - 12 (75%).

В этом задании было допущено такое количество ошибок из-за того, что дети плохо различают предложения и словосочетания. Также дети путают времена года и погоду в то или иное время года. Они описывают погодные или температурные условия.

Придумай предложения с этими словами.

Количество человек, допустивших ошибки - 4 (25%).

В данном задании не так много ошибок. Они связаны с различением между собой предложений и словосочетаний. Дети пишут словосочетания, хотя в формулировке задания сказано написать предложения.

Количество человек, допустивших ошибки - 14 (87,5%).

Ошибки в данном задании связаны с составлением схем и пониманием самого задания. Дети неверно подбирали слова по условию, а также неверно составляли сами схемы. Во второй части задания у детей возникли трудности с названием ягод. Они выписывали названия из столбика слов, а не подбирали названия к картинкам.

Найди каждому детенышу родителя.

Таблица 3

слон лев гусьльвёнок слонёнок гусёноклось утка тигрутёнок лосёнок тигрёнок

Количество человек, допустивших ошибки - 2 (12,5%).

В обоих случаях дети просто путали названия животных и их детенышей, таким образом, неверно соединяли слова.

Назови одним словом.

Куры, гуси, павлины - _____________.

Окуни, караси - ______________.

А лиса, волк - _____________.

Количество человек, допустивших ошибки - 6 (37,5%).

Дети, допустившие ошибки, продолжали строчку, несмотря на то, что задание звучало иначе. Также у некоторых детей строчки остались пустыми.

В результате проведенного анализа работ учащихся на данном этапе практической работы было установлено, что наибольшие затруднения вызывают следующие задания:

Дай общее название каждой группе слов (12 ошибок - 75%);

Закончи предложения (12 ошибок - 75%);

Найди слова, в которых три слога. Составь схему к ним. Какие ягоды изображены на рисунках? (14 ошибок - 87,5%).

Данный анализ показал, что особые затруднения учащиеся испытывают при выполнении словарно-логических упражнений. Поэтому мы имеем возможность подобрать упражнения и задания для формирующего этапа практической работы именно словарно-логической направленности.

Формирующий этап проводился в феврале 2015 года.

Цель данного этапа - корректировка умений работы с заданиями, при выполнении которых возникли трудности. Анализ работ учащихся позволил нам подобрать упражнения для формирующего этапа.

Нами были выбраны следующие задания:

Сравни названия нарисованных предметов. Сравни схемы слов. Назови ударные слоги [см. прил.6].

Количество человек, допустивших ошибки - 4 (25%).

Дети неверно соотнесли схемы с рисунками, так как запутались в названии цветка и конфеты.

Назови одним словом [см. прил.6].

Количество человек, допустивших ошибки - 9 (56,25%).

Дети либо продолжали ряд, либо давали слишком общее название группе, например ЕДА для овощей и фруктов. Так же имели место пропуски в выполнении задания.

Закончи предложения.

Ель, сосна, липа - это__________________.

Тюльпан, лютик - это__________________.

Тюлень, морж - это___________________.

Количество человек, допустивших ошибки - 9 (56,25%).

В данном задании дети продолжали ряд, добавляя еще по одному слову, несмотря на слово ЭТО. Также дети описывали место, где находятся те или иные объекты, о которых говорится.

Количество человек, допустивших ошибки - 2 (12,5%).

Возникли трудности в названии предметов одним словом. Дети вместо слова МЕБЕЛЬ писали КУХНЯ или название одного из предметов, или продолжали ряд слов, например, писали ДИВАН, ТУМБОЧКА и т.д.

Закончи предложения. Составь новые предложения. Где живут лисы и лоси?

Окуни и лини - ________________.

Аисты и утки - ________________.

Лисы и лоси - ________________.

А осы кто? Осы - _______________.

Количество человек, допустивших ошибки - 8 (50%).

В данном задании были ошибки из-за непонимания формулировки. Дети вновь продолжали ряды слов. При составлении предложений чаще получались словосочетания.

Наибольшие затруднения вызвали задания:

Назови одним словом (по картинке) (9 ошибок - 56,25%);

Закончи предложения (9 ошибок - 56,25%);

Дополни предложения. Составь новые предложения (8 ошибок - 50%).

Данный этап предполагал некую работу над ошибками, поэтому задания подбирались по подобию тех, в которых учащиеся допустили наибольшее количество ошибок. Все задания разбирались совместно и подробно.

По результатам данного этапа уже просматривается положительная динамика в процессе обогащения словаря первоклассников именами существительными. Подобные задания на констатирующем этапе вызывали затруднения в 75-87,5% случаев, а на этом этапе затруднения возникали у 50-56,25% учащихся.

Контрольный этап проводился в марте 2015 года.

Цель данного этапа состоит в итоговой проверке знаний детей и в установлении типа и уровня динамики в процессе обогащения словаря первоклассника именами существительными. Составлению комплекса упражнений способствовал анализ результатов двух предыдущих этапов практической работы.

При проведении контрольного этапа использовались следующие задания:

Прочитай слова. Какие слова состоят из двух слогов?

____________, ___________

Количество человек, допустивших ошибки - 3 (18,75%).

Дети не помнят правило «сколько в слове гласных, столько и слогов». Делят слова на слоги так, как им нравится. Из-за этого и появились ошибки при выполнении этого задания.

Какой предмет «лишний»? Зачеркни его. Знаете ли вы эти грибы? Назовите их. Почему они так называются? [см. прил.7]

Количество человек, допустивших ошибки - 5 (31,25%).

Во-первых, у детей возникли трудности при определении лишнего предмета. Дети принимали зонтик над песочницей за мухомор. Во-вторых, дети знают названия не всех грибов, изображенных на картинке.

Подберите обувь героям сказок. Запишите слова - названия обуви [см. прил.7].

Количество человек, допустивших ошибки - 10 (62,5%).

Все дети не справились с подбором названия первой паре обуви.

Соотнеси рисунки и слова. Каких цветов не хватает. Составьте схемы слов [см. прил.7].

Неверно составляли схемы слов (путают твердые звуки и мягкие), также не во всех словах смогли определить правильно количество слогов.

Какие виды транспорта ты знаешь? Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта? Зачеркни «лишние» слова.

Таблица 4

Автобус Носилки Самосвал Велосипед Троллейбус Метро Трамвай Тачка Сани

Количество человек, допустивших ошибки - 6 (37,5%).

Дети затруднялись в определении лишних слов. Например, слово тачка было воспринято как просторечное название автомобиля, и поэтому не отнесено в разряд «лишних».

Все ли предметы на рисунке вам знакомы? Назовите их. Расскажите, для чего они нужны [см. прил.7].

Количество человек, допустивших ошибки - 7 (43,75%).

Детям не знакомы названия предметов скафандр и гидрокостюм, некоторые написали акваланг, и это за ошибку не считалось. Так е дети путают экскаватор и эскалатор.

Наибольшие затруднения вызвали задания:

Подберите обувь героям сказок. Запишите слова - названия обуви (10 ошибок - 62,5%);

Соотнеси рисунки и слова. Каких цветов не хватает. Составьте схемы слов (7 ошибок - 43,75%);

Все ли предметы на рисунке вам знакомы? Назовите их (7 ошибок - 43,75%).

По результатам контрольного этапа практической работы была выявлена положительная динамика процесса обогащения словаря первоклассника именами существительными. Это выражается в количественном отношении (если на констатирующем этапе наибольшее количество человек, допустивших ошибки 14, то на контрольном этапе - 10), а также в процентном (на констатирующем процент ошибок составлял 87,5%, а на контрольном - 62,5%). Большую роль сыграл формирующий этап исследования, так как дети именно на нем закрепили умения работать над словарно-логическими заданиями на обобщение, соотнесение с картинкой и дополнение предложений.

В период обучения грамоте проводится огромная работа по обогащению словаря первоклассника именами существительными. Данной проблеме уделяется особое внимание. Это видно из анализа азбук и букварей различных учебно-методических комплектов.

В учебниках присутствует большое количество заданий, которые дают возможность обогащать словарь первоклассника в игровой форме. Например, ребусы, кроссворды, загадки. Также присутствуют задания по работе с иллюстрациями, группами слов и т.д.

Анализ учебников дал нам возможность провести практическую работу в школе. Задания подбирались не только из того учебно-методического комплекта, по которому обучаются дети (УМК «Школа России»), но из альтернативных учебников. Таким образом, получился комплекс заданий, состоящий из привычных для детей и новых заданий. По итогам данной работы мы установили, что наблюдается положительная динамика в процессе обогащения словаря первоклассника именами существительными.

Заключение

Целью нашего исследования был подбор заданий, необходимых для эффективного обогащения речи первоклассников именами существительными в период обучения грамоте.

Анализ лингвометодической литературы позволил нам выявить особенности словаря первоклассника в период обучения грамоте и раскрыть многообразие методических приемов, используемых для обогащения словаря первоклассника именами существительными.

Среди всех особенностей словаря первоклассника можно выделить следующие особенности, касающиеся имён существительных:

в словаре первоклассника есть слова всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные (41,8%) и глаголы (42,6%);

отвлеченные существительные в словаре первоклассника составляют 1-2%;

собственные имена включают в себя имена людей, клички животных, названия городов, рек, озер, стран;

употребление детьми различных категорий существительных бывает обусловлено обстановкой, интересами детей;

среди существительных преобладают названия конкретных предметов, животных, насекомых, птиц, степени родства, слова, обозначающие различные профессии, времена года, названия растений и др.

Нами было раскрыто многообразие методических приемов. Таких приемов существует очень много. Их выделяют как ученые-лингвисты, так и педагоги-практики, работающие в образовательных учреждениях. Самым распространенным приемом является работа с наглядностью, так как дети имеют возможность «увидеть» значение слова.

Для проведения практической работы в школе нам было необходимо подобрать разнообразные задания. С целью решения данной задачи мы проанализировали азбуки и буквари следующих учебно-методических комплектов: УМК «Школа 2100», УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Начальная инновационная школа», УМК «Перспектива», УМК «Школа России» и УМК «Планета знаний». Среди всех предлагаемых заданий, нами были выбраны те, которые способствуют обогащению словаря первоклассника именами существительными.

Практическая работа в школе проводилась в три этапа. На первом этапе, констатирующем, мы устанавливали какие задания, направленные на обогащение словаря, вызовут наибольшие затруднения у учащихся. Для этого были подобраны задания различных типов и формулировок. Нами было выявлено, что наибольшее количество ошибок у детей возникает при обобщении групп слов.

На втором этапе, формирующем, была проведена работа над ошибками. Она представляла собой комплекс заданий, которые схожи по типу и формулировкам. Данный комплекс был составлен на основе результатов проведения констатирующего этапа практической работы. Уже на формирующем этапе начала прослеживаться положительная динамика процесса обогащения словаря первоклассника именами существительными.

На третьем этапе, контрольном, проводилась итоговая проверка знаний, и устанавливался точный тип и уровень динамики процесса обогащения словаря первоклассника. Для подбора заданий использовался анализ результатов двух предыдущих этапов. На данном этапе, как и на констатирующем, использовался комплекс заданий, включающий в себя различные по типу и формулировке задания.

В результате проведенной практической работы была выявлена положительная динамика в процессе обогащения словаря первоклассника именами существительными в период обучения грамоте. Таким образом, мы достигли цели нашего исследования - подобрали задания, необходимые для эффективного обогащения словаря первоклассника именами существительными. Также мы подтвердили гипотезу исследования: правильный подбор заданий обеспечит наиболее эффективное обогащение словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте.

Следовательно, для более эффективного и успешного процесса обогащения словаря первоклассника необходимо использовать разные приемы, задания различных типов. Для полноценного процесса обогащения словаря первоклассника учителю нужно изучать альтернативные азбуки и буквари и брать из них задания, которые не встречаются в привычном для него учебнике.

Таким образом, успех словарной работы зависит не только от того, принимает ли во внимание учитель особенности понимания и употребления слов детьми семилетнего возраста, но и от того, использует ли он в полной мере материалы учебных книг для работы по обогащению словаря первоклассников.

Список литературы

1.Андрианова, Т.М. Букварь: для 1 кл. четырёхл. нач. шк./ Т.М. Андрианова. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 111 с.: ил. - (Планета знаний).

.Баранов, М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М.Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990

.Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.

.Бунеев, Р.Н., Бунеева Е.В., Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961, 470 с.

.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука. 1 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. В 2 ч. /[В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.: ил. - (Школа России)

.Дьяченко, М.И., Психология. Словарь-справочник./ М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- Минск, 1998

.Ефросинина Л.А., Шляхтина Т.Ю. Букварь: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина, Т.Ю. Шляхтина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.- 160 с.: ил. - (ФГОС. Начальная инновационная школа)

.Жилкин, Н.И. Развитие письмен. Р.У. III - VII Кл. - М., 1956. -253 с.

.Журова, Л.Е., Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразова-тельных учреждений: в 2 ч./ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011ю - 160 стр.: ил.: вкл- (Начальная школа XXI века)

.Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос.акад. наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи. М., Просвещение, 1986, 118-128 с.

.Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: 2004

.Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунисти-ческой академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.

.Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Тула ООО Издание «Родничок»; М.: ООО «Издание Астрель»: ООО «Издание Аст», 2003. - 238 с.

.Львов, М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.-7-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.

.Матвеева, А.Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. - М., 1982

.Плотникова, С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития: учебное пособие / С.В. Плотникова; Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 216 с.

.Пустовалов, П.С.. Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М. Просвещение, 1987, с. 97-103.

.Розенталь, Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение,1976.

.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

.Баландина, Е.А. Система работы над словом в период обучения грамоте как средство развития речи младших школьников

23.

Похожие работы на - Методика обогащения словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!