Периодизация истории Донбасса. Кочевой мир великой степи

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Периодизация истории Донбасса. Кочевой мир великой степи
















Индивидуальная-самостоятельная работа

По предмету: Отечественная история


Студента группы МП-15-2

Болгова Михаила Павловича


План

Донбасс как исторический регион. Периодизация истории Донбасса

Особенности развития Неолитической революции в Днепро-донецкой археологической культуре

Приазовье и Подонцовье перекресток миграционных путей: Кочевой мир великой степи

Донбасс как исторический регион. Периодизация истории Донбасса

Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн. В широком смысле Донбассом (Большой Донбасс) называют обширный регион, включающий в себя территории современных Донецкой и Луганской областей Украины, отдельные районы Днепропетровской области, и небольшую полосу вдоль украинской границы Ростовской области РФ с городами Шахты и Миллерово. Но обычно под Донбассом имеют в виду территорию двух украинских областей с населением в 8 миллионов человек (Малый Донбасс).

В настоящее время северная половина Донецкой и южная половина Луганской областей, тесно связанные между собой, представляют из себя один сплошной семимиллионный мегаполис - один из крупнейших в Европе. Мегаполис, протянувшийся на 250 км. с запада на восток и на 200 км. с юга на север, имеющий обширные предместья, сельскохозяйственные и рекреационные зоны, развитую сеть коммуникаций, включая крупный морской порт и несколько аэропортов. Третья часть больших городов Украины с населением более 100 000 чел. входит в состав этого мегаполиса. Всего в составе мегаполиса порядка 70 городов с населением более десяти тысяч человек в каждом.

В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место.

Основным богатством края является каменный уголь. Именно уголь, который вплоть до середины XX века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил этот край, превратив его в один из важнейших промышленных центров России. Но именно уголь, когда он в определенной степени утратил свое значение, стал причиной экономической депрессии Донбасса.

Этот регион сложился на стыке Слобожанщины и Новороссии в историческом смысле сравнительно недавно - на рубеже XIX-начала XX вв. Хотя обитаемым этот край был с глубокой древности, и в состав России вошел еще в XVII столетии, но по-настоящему всероссийское и мировое хозяйственное значение приобрел значительно позднее. Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже - небольшими лесами,- таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края. Для многих обитавших в крае народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства с отдельными очагами земледелия. Донецкие степи стояли на пути переселений народов и были открыты всем ветрам. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы, оставившие здесь немалые следы своей материальной культуры.

С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем». В районе нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами.

С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары. До нашего дни дошли остатки некоторых золотоордынских городищ. По мере упадка Золотой Орды и превращения татарского населения края, подчиненного Крымскому хану, в профессионалов набегов на Русь, татарские города исчезли, и степи вновь приняли первобытный пустынный вид. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью. В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев.

В 1571 после очередного татарского набега здесь по распоряжению Ивана Грозного побывали с инспекционной поездкой князь Тюфякин и дьяк Ржевский, установившие в истоке Миуса пограничный знак в виде креста. В 1579 году правительство сформировало специальные подвижные конные части для патрулирования степных шляхов от реки Миус до реки Самары.

Впрочем, уже в XVI, и особенно в XVII веках в донецких степях активно действуют запорожские и донские казаки. Продвигаясь по реке Кальмиус к Азовскому морю, казаки стали создавать по берегам реки укрепленные зимовники. В начале XVII веке здесь стали оседать русские служилые люди Изюмской черты, а также черкасы (малороссы, ушедшие от польского господства с территории польских владений на Украине). В 1600 возникли Алексеевка, Чернухино, слобода Старая Белая (ныне Луганской обл.), в 1637 - Осиновый острог, в 1644 для защиты солеварен от набегов крымцев был построен острог Тор (названный так по одноименной реке). Не отставали и донские казаки: в 1607 после разгрома восстания Болотникова его соратник атаман Шульгейко ушел в Дикое Поле и на Айдаре заложил Шульгин-городок. В 1640 на реке Борове возник Боровской городок, в 1642 - Старый Айдар, затем Трехизбянка, Луганский, и другие казачьи городки.

Во второй половине XVII века началась масштабная миграция малороссов на восток, в Слободскую Украину. Северная часть нынешнего Донбасса стала в те времена частью Слобожанщины. На Торских озерах выросли Маяцкий (1663), Соляной (1676), Райгородок (1684), и еще ряд поселений, что свидетельствовало о быстром росте населения. Здесь вперемешку селились донские и запорожские казаки, беглые крестьяне из Левобережной Украины и Южной России. В 1668 в Маяках, например, жили 100 русских московских «людей» и 37 «черкасс» (украинцев).

В северной части края, в районе нынешнего города Славянска, еще в 1625 году русским поселенцами началась добыча соли. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке - притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут (известен с 1663 года). Помимо соли, казаки прекрасно знали о каменном угле, который применяли для разжигания костров. Кроме того, казаки научились добывать свинцовые руды, выплавляя металл в особых ковшах. Тем не менее, близость к Крымскому ханству, превращавшая условную степную границу России и Крыма в постоянное поле боя, отнюдь не способствовала развитию края.

Однако развитие края не останавливалось. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса.

В 1730 году, создается новая укрепленная Украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При Екатерине II была проведена Днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии. В результате обширные пустынные территории, прикрытые укрепленными линиями, стали доступны для заселения.

По первой ревизии 1719 года в уезде проживало 8 747 душ (6 994 великоруссов и 1 753 малоросса). В 1738 их стало 8 809 (6 223 русских и 2 586 украинцев). Как видим, темпы заселения были слабыми, что вызывало определенную озабоченность в Петербурге. Именно в этом крае впервые в России были предприняты попытки создавать поселения иностранных колонистов.

В царствие Елизаветы Петровны большие размеры приняло переселение южных славян. В край с 1752 года стали прибывать сербские переселенцы. Они основали ряд военно-земледельческих поселений, делившихся на полки, роты и шанцы и составивших Славяносербию в северо-восточной части Екатеринославской губернии (Славяносербский уезд).

Число сербов среди поселенцев было не велико, к 1762 году все население Славяносербии составляло 10 076 чел. (2 627 молдаван, 378 сербов, остальное население состояло из болгар, великороссов - старообрядцев, малороссов и поляков). Впоследствии это пестрая и разноязычная масса ассимилировалась с коренным малорусским населением и приняла его язык и внешний облик.

После русско-турецкой войны 1768-74 гг. в состав России вошло побережье Азовского моря. Теперь край мог развиваться в мирных условиях. Как и во всей Новороссии, началось быстрое возникновение новых городов. Так, 1795 году появился поселок при заводе, вскоре ставший городом Луганском.

Систематическое заселение края иноземцами продолжалось: еще в 1771-73 гг., в условиях продолжавшейся войны с турками, здесь расселили 3 595 молдаван и волохов, сдавшихся в плен во время очередной русско-турецкой войны (они основали селение Ясиноватая, ныне железнодорожный центр).

Уже в 1778 году, как уже говорилось, на южном берегу поселились выведенные из Крыма греки численностью 31 тысяча человек, осевшие на территории от реки Берды до реки Кальмиуса. Центром греческих поселений стал город Мариуполь. Впрочем, и в дальнейшем к крымским грекам стали добавляться греки из Анатолии и Фракии, основавшие ряд поселений.

В 1788 году стали селиться немцы-колонисты. Первая группа переселенцев-меннонитов (так называлась пацифистская протестантская секта) из 228 семей (910 чел.) осела на р. Конке и под Екатеринославом. В 1790-96 в Мариупольский округ переселилось ещё 117 семей. Каждому колонисту выделялось 60 десятин земли. Кроме меннонитов в Россию прибыло более 900 душ лютеран и католиков. В Приазовье к 1823 возникло 17 немецких колонии, центром, которых стал Остгейм (ныне Тельманово).

В 1804 правительство разрешило выезд 340 000 евреев из Белоруссии. Часть их осела на этих землях, образовав в 1823-25 здесь 3 колонии. Новая волна еврейского расселения относится к 1817 году, когда было создано Общество Израильских Христиан для «обращения евреев в христианство и к земледельческим занятиям». Несколько сотен евреев из Одессы воспользовались этим призывом и осели между Кальчиком и Мариуполем на землях, незанятых греками.

Наконец, в 60-х гг.XIX века Приазовье покинули кочевавшие здесь ранее ногайцы, перебравшиеся в Турцию (вместе с частью крымских татар), зато появились поселения бессарабских болгар, которые покинули южную Бессарабию, отошедшую в 1856 году от России к Молдавскому княжеству.

Итак, к середине XIX века Донбасс развивался наравне с остальными регионами Новороссии. Все резко изменило начало промышленной добычи донецкого угля, а также развитие черной металлургии.

В 1696 году, возвращаясь из Азовского похода, Петр I познакомился с донецким углем. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок черного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»- сказал Петр. В его правление добыча угля начинает приобретать достаточно большие масштабы. Русский рудознатец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 г. открыл каменный уголь близ притоков Северского Донца и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 г. Петр именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды. Казалось бы, что это открытие послужит толчком для развития угольной и металлургической промышленности, но после смерти Петра о донецком угле в Петербурге надолго забыли.

Интерес к донецкому углю возродился в XIX веке. В 1827 году под руководством Е. П. Ковалевского, крупного ученого и организатора промышленности, в дальнейшем ставшего министром финансов России, были организованы три геологические экспедиции. По результатам экспедиций Е. П. Ковалевский опубликовал статью, в которой впервые упомянул название «Донецкий бассейн», в сокращенной форме ставшее названием края.

В середине XIX столетия в России начинается бурное железнодорожное строительство. Для него требуются металл и уголь. Все это было в донецких степях, которые к тому же находились рядом с черноморскими и азовскими портовыми городами.

В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. В 1869 году англичанин Джон Хьюз, которого в России называли Юзом, приобрел концессию на чугунное и рельсовое производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.

Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе. Добыча угля выросла с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза. К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности страны возрос до 74%, причем почти все коксующиеся угли добывались в Донбассе.

Бурный рост промышленности вызвал также и быстрый рост населения. К концу XVIII в. население Донецкого края составляло 250 тыс. чел. К середине XIX века в Донбассе уже существовали большинство (около 500) современных населенных пунктов с населением около 400 тыс. чел. Во второй половине ХIХ в. население территории современного Донбасса увеличивалось в 5 раз быстрее, чем в других регионах Российской империи. Согласно переписи 1897 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии проживало уже 333 478 чел., а в Мариупольском - 254 056 человек. В начале XX века крупными промышленными центрами Донецкого края становятся: Горловка - 30 тыс. жителей, Бахмут (ныне Артемовск) - более 30 тыс., Макеевка - 20 тыс., Енакиево -16 тыс., Краматорск -12 тыс., Дружковка - более 13 тыс. Только с 1900 по 1914 численность работного населения Донецкого региона увеличилась вдвое.

Показателен рост Юзовки, возникшей в 1869 году. В 1884 году в ней проживали 6 тысяч жителей, в 1897 году - 28 тысяч, в 1914 - 70 тысяч. При этом только в 1917 году Юзовка получила статус города!

Донбасс, который изначала отличался многонациональностью, в период бурного развития рубежа XIX-XX вв. принял в себя сотни тысяч переселенцев самых разных национальностей.

К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими:

Русские 985 887 - 86,7 % (малороссы 710 613 - 62,5 %, великороссы 275 274 - 24,2 %, белорусы 11 061 - 1,0 %), греки 48 452 - 4,2 %, немцы 33 774 - 3,0 %, евреи 22 416 - 2,0 %, татары 15 992 - 1,4 %. Всего 1 136 361 чел.

В Юзовке в 1884 году, согласно городской переписи, из числа 6 <http://bble.ru/%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0+6?rus> тысяч жителей:, 32,6% составляли «местные» - жители Бахмутского и других уездов Екатеринославской губернии; 26% - жители центральных губерний (Орловской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тамбовской и др.); 19% - выходцы из южных и юго-западных губерний (Донской области, Воронежской, Курской, Киевской, Черниговской, Таврической, Харьковской, Полтавской и др.); 17,4% - жители других губерний; 5% - иностранцы (англичане, итальянцы, немцы, румыны и др.)[1] <http://ruskline.ru/analitika/2014/03/14/donbass_etnicheskaya_istoriya>. К началу ХХ века Юзовка не изменила своего интернационального характера: «Этнический состав населения поселка, а затем города Юзовка к началу ХХ века был пестрым: русские - 31 952, евреи - 9 934, украинцы - 7 086, поляки - 2 120, белорусы - 1 465»[2] <http://ruskline.ru/analitika/2014/03/14/donbass_etnicheskaya_istoriya>.

Именно в то время сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту.

Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл и продолжает играть языковой фактор. Его характерные черты формировались в период динамичных качественных и количественных изменений населения Донбасса последних веков. Результатом стало доминирование русского языка, несмотря на большую численность говорящих на суржике малороссов, поселившихся в крае в первой половине ХХ века, и политикой украинизации, которую проводили, начиная с 20- гг различные власти..

Итак, за каких-нибудь 30-40 лет, между 1860-ми и 1900-ми годами, вследствие гибкой протекционистской политики правительства, усилиями российских и иностранных предпринимателей обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы, иногда называемый «русским Руром».

Именно в это время Донбасс складывается в единый взаимосвязанный экономический регион, охватывающий Екатеринославскую, Харьковскую, и частично Херсонскую губернии и Область Войска Донского.

В начале прошлого века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его Новой Америкой - за невиданный динамизм развития, предприимчивость менеджеров и смешение народностей в едином «плавильном котле».

Впрочем, быстрое развитие края осуществлялось за счет беспощадной эксплуатации местных шахтеров. В отличие от «старомодных» предпринимателей Урала или «ситцевого пояса» вокруг Москвы, сохранивших патерналистские отношения к своим рабочим, донецкие предприниматели никаким сентиментальными чувствами к рабочей силе не отличались. При этом донецкие рабочие, в большинстве своем грамотные, почти оторвавшиеся от деревни, несмотря на достаточно высокую заработную плату, отличались весьма боевым духом и организованностью. Не случайно Донбасс стал одним из центров забастовочного движения в Российской империи. Партия большевиков пользовалась значительным влиянием в крае еще в 1905 году. После Февральской революции влияние большевиков выросло особенно значительно, что сделало Донбасс одним из оплотов большевизма в стране. К маю 1917 г. большинство местных советов перешли на сторону большевиков, оставив эсеров и меньшевиков в меньшинстве. При этом буржуазные партии и украинские самостийники вообще не имели никакого успеха. О влиянии местных большевиков свидетельствовали итоги муниципальных выборов. Председателем Луганской городской думы в августе 1917 года избрали большевика Климента Ворошилова. Таким образом, большевики взяли власть в Луганске еще до октябрьского переворота в Петрограде. Впрочем, в сельской местности большим успехом пользовались анархисты, лидером которых стал Нестор Махно, который уже в конце марта 1917 года возглавил совет в Гуляй-Поле. В области Всевеликого Войска Донского, на землях которого существовали ряд шахтерских городов, успехом пользовались монархисты, что превратило Дон в оплот белого движения.

В годы Гражданской войны Донбасс стал ареной жестоких боев, поскольку все противоборствующие силы стремились овладеть этим промышленным краем. С февраля по май 1918 года здесь существовала Донецко-Криворожская республика в составе РСФСР, управляемая большевиками. Затем был период немецкой оккупации, и хаотичной сменой самых разнообразных властей. Боевые действия в крае завершились лишь в 1921 году после поражения махновского движения. Восстановление советской власти привело, однако, к тому, что Донбасс оказался в составе советской Украины.

В результате в Донбассе, как и во всей республике, началась украинизация. Украинский язык стал в регионе, где преобладало русское население, и где большинство людей, считающих себя украинцами, говорили на суржике, стал языком делопроизводства и печати уже к началу 1925 года. Если в 1923 году украинских школ было 7, в 1924 -129, то в 1928 - уже 181 школа. В 1932 году в Мариуполе не осталось ни одного школьного русского класса.

Современный исследователь истории края Ю. Носко только в Артемовске насчитал 54 различных комиссии по украинизации. Тут уже не только переводились на другой язык документация, вывески, газеты, но даже разговаривать в учреждениях запрещали на русском языке. И просто увольнениями уже не ограничивались. В июле 1930 года президиум Сталинского окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчиненных, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации», при этом прокуратуре поручалось проводить показательные суды над «преступниками». В те времена «привлечение к ответственности» могло привести к самым строгим мерам наказания.

В Донбассе украинизация вызвала всеобщее отторжение. Даже в сельской местности жители предпочитали учить своих детей русскому языку, а не «ридной мове».

Сопротивление украинизации, расцениваемое как «контрреволюционное», могло быть только пассивным. Выглядело оно по-советски: критические выступления на партсобраниях, письма в центральные газеты. Так, учитель из Славянска Н. Тарасова написала в газету: «В школе идет двойная трата времени в связи с украинизацией - учитель проводит беседу сначала с учениками по-украински, а потом по-русски, чтобы дети лучше поняли». Но чаще люди шли на глухой протест: они не посещали принудительных курсов украинского языка, не слушали украинского радио, не выписывали навязываемых газет. Многие донецкие газеты вынуждены были идти на хитрость, печатая всё заголовки по-украински, а статьи по-русски. Не удивительно, что при малейшем послаблении в системе репрессивных мер цифры «украинизированных» школ, газет, учреждений региона резко падали вниз. В результате всеобщего неприятия украинизация в Донбассе в основном была свернута в конце 30-х гг.

Впрочем, история советского Донбасса не сводится только к украинизации. Донбасс сохранил, а скорее, даже приумножил свое значение одного из важнейших промышленных центров страны. В годы предвоенных пятилеток в Донбассе продолжалось масштабное промышленное строительство, вступали в строй новые угольные шахты, строились металлургические заводы на криворожской руде. Появились машиностроение и химическая промышленность, ранее отсутствовавшие в крае.

В 1940 году Донбасс давал более половины всего производившегося в стране чугуна (6 миллионов тонн), около четверти союзного производства стали и проката (соответственно - 4,5 и 3 миллиона тонн). Многие предприятия Донбасса снискали себе мировую славу. Один только гигант тяжелого машиностроения - Ново-Краматорский завод ежегодно направлял во все концы страны более 200 железнодорожных эшелонов различных машин и оборудования.

Продолжался быстрый рост населения, достигшего к 1940 году 5 миллионов человек, из которых 3,5 миллионов проживали в городах. В целом Донбасс стал самым урбанизированным регионом в СССР.

Показателем может служить рост населения бывшей Юзовки, переименованной в 1924 году в Сталино. Со 106 тысяч человек населения в 1926 году Сталино выросло до 507 тысяч жителей к началу 1941 года! За эти же годы в 4,5 раза выросло население Мариуполя (который стал называться Ждановым). Аналогичный рост был характерен для большинства населенных пунктов края. Миграции способствовал голод 1932-33 гг., когда многие голодающие украинские крестьяне перебирались на стройки Донбасса. В результате к началу Великой Отечественной войны украинцы, согласно официальной статистике, стали преобладать в населении.

В 20-30-ые годы в Донецкой области в целом сформировалась система образования. Начинает развиваться система высшего образования. В 1939 году насчитывается уже 7 вузов. Правда, политика украинизации принесла значительный вред развитию высшего образования в Донбассе (как и во всей республике), поскольку достаточно долго преподавание шло на «мове». Поскольку при этом отсутствовала разработанная научная украинская терминология, то вместо международных геологических терминов «гнейсы» и «сланцы» студенты учили на украинском термины «лупаки» и «лосняки».

В годы Великой Отечественной войны все предприятия Донбасса были полностью разрушены. С большим трудом происходило восстановление структуры народного хозяйства региона. Этот процесс значительно усложнялся сильной засухой, которая охватила Донбасс, голодом 1946-1947 гг.. Но благодаря упорному труду донбассцев хозяйство региона было быстро восстановлено. В дальнейшем промышленный рост региона продолжался.

О размерах индустриализации Донбасса свидетельствовало то обстоятельство, что в Донецкой в городах к конце советской эпохи проживало 90% населения, в Луганской - 88 %. При этом фактическая урбанизация края была еще более значительной, поскольку многие жители сельской местности работали в городах. Впрочем, сельское хозяйство Донбасса также было высокоэффективным, урожайность вдвое превышала среднереспубликанский уровень, Донбасс полностью обеспечивал себя хлебом и другими сельхозпродуктами. К концу XX века Донбасс давал свыше четверти промышленного производства Украины.

В целом население Донбасса к 1989 году достигло 8 196 тысяч жителей (в Донецкой области - 5 334 тыс., Луганской - 2 862 тыс.). В шахтерских районах Ростовской области также проживало еще около одного миллиона человек.

Быстро росли города. Донецк (как стал называться с 1961 году Сталино, прежняя Юзовка), в 1959 году имел уже 700 тысяч жителей, в 1979 году - 1 020 тысяч, в 1989 году - 1 109 тысяч. В Макеевке, одном из городов Донецкой агломерации, в 1989 году было 432 тысячи жителей. Луганск достиг 524 тысячи жителей.

Советский период истории Донбасса завершил процесс создания в его рамках особой региональной общности. Как отмечает исследователь из Луганска В. Ю. Даренский, «Статистический факт численного доминирования «украинцев» (южноруссов) и великороссов среди населения Донбасса, при наличии здесь весьма крупных неславянских этнических групп, имел место примерно до середины ХХ века. Во второй половине ХХ века на Донбассе происходили интенсивные процессы этногенеза, обусловленные последней «волной» урбанизации и развития массовых коммуникаций... Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели жизни практически не существует... Традиционные этнические идентификации имеют на Донбассе реликтовый и маргинальный характер. Этнические украинцы и великороссы, сохранившие свои языковые, ментальные и поведенческие особенности в настоящее время здесь не превышают численно представителей других «национальных меньшинств» (кавказских народов, греков, евреев, цыган и др.)...Донбасс - полностью моноязычный регион, в котором количество реальных носителей украинского языка не превышает количество представителей кавказских диаспор»[3] <http://ruskline.ru/analitika/2014/03/14/donbass_etnicheskaya_istoriya>.

Именно благодаря влиянию стабилизирующего русского этнического компонента в Донбассе, где проживают более ста национальностей, никогда не было серьезных этнических конфликтов.

Многих выдающихся сынов подарил русскому народу Донбасс. Это и композитор Сергей Прокофьев, и филолог Владимир Даль, писатель Всеволод Гаршин, военный и политический деятель Климент Ворошилов, политический деятель Никита Хрущев, советский украинский политический деятель Николай Скрыпник, актер Василий Быков, певцы Юрий Гуляев и Юрий Богатиков, полярный исследователь Георгий Седов, пионер российского кинематографа Александр Ханжонков, Герои Социалистического Труда Прасковья (Паша) Ангелина, Алексей Стаханов и Никита Изотов, тяжелоатлет четырехкратный чемпион мира и писатель Юрий Власов, украинский поэт Владимир Сосюра и сотни тысяч других достойных людей.

В 60-80-х гг. Донбасс имел репутацию одного из самых развитых регионов СССР с весьма зажиточным населением. Выходцы из Донбасса были обильно представлены в советской хозяйственной и политической элите. Однако постепенно в Донбассе стали все более обостряться проблемы. Стали истощаться минеральные запасы, что делало все более сложной и при этом нерентабельной добычу значительной части угля. Сам уголь постепенно уступал нефти свое значение как «хлеба промышленности». Наконец, экологические проблемы, на которых ранее не обращали внимания, невероятно обострились. Годовые выбросы вредных веществ в металлургических центрах достигают 200-300 тыс. т. На каждого жителя в Макеевке, например, приходится 1 420 кг загрязненных и ядовитых веществ, Мариуполе-691, Донецке- 661 кг. Концентрация пыли в воздухе превышает предельно допустимые нормы в 6-15 раз, сернистого газа - в 6-9 раз, фенолов - в 10-20 раз. Карьерные выемки и отвалы превращены в лишенные жизни территории с измененными гидрогеологией, структурой почв. Азовское море стало превращаться в зону экологического бедствия. Это все сделало Донбасс одним из самых экологически «грязных» мест в СССР.

Особенности развития Неолитической революции в Днепро-донецкой археологической культуре

Значительный вклад в изучение неолита Украины сделали такие известные украинские археологи, как М. Я. Рудинский, Н. А. Макаренко, Н. В. Добровольский, В. М. Даниленко, Д. Я. Телегин, В. И. Неприна. В настоящее время в этой области плодотворно работают О. М. Титова, Н. С. Котова, М.Т. Товкайло, Г. В. Охрименко, Л. Л. Зализняк, А. А. Яневич, В. А. Манько, Д. Л. Гаскевич.

Юго-западная группа культур характеризуется керамической посудой с присущей Подунавье линейной орнаментацией, относительно развитым воспроизводительным хозяйством. В нее входят переселенцы с юго-запада (культуры Криш, линейно-ленточной керамики, Кукутени-Триполье), а также неолитические сообщества, непосредственно испытали мощное влияния мигрантов из Подунавья (культуры буго-днестровская и Сурская).

К северо-восточной группы культур неолита Украины принадлежат сообщества, которые формировались под определенным (нередко опосредованным) влиянием неолитических мигрантов, но в основном на почве местных мезолитических традиций. Среди этих автохтонных культур неманская (Западного Полесья), Днепро-Донецкой (Киево-Черкасского Поднепровья), донецкая (бассейна Северского Донца), культура ямочно-гребенчатой керамики (Северо-Восточной Украины). В отличие от неолитического посуды Правобережной Украины, орнаментувався прочерченными, часто волнистыми линиями, керамике северо-восточной группы культур неолита Украины присущ декор в виде наколов гребенчатой штампом или палочкой. Хозяйство неолита севера и востока Украины, еще долгое время базировалось на охоте, рыболовстве и собирательстве.

Археологические культуры неолита Украины различаются, прежде всего, формой и орнаментацией глиняной посуды. Ведь различные неолитические племена имели собственные традиции изготовления посуды, проявлявшиеся в особенностях его формы и орнаментации поверхности. Неолитическая керамика была примитивной, обжигалась на костре, имела простую форму, толстые стенки, примесь травы в глине. Проживание в примитивных жилищах типа шалашей или чумов, которые не имели твердого пола, обусловило наличие острого дна в неолитического посуды Северо-Восточной Украины. Его не ставили, а вкапывали или втыкали в рыхлую пол жилья или в уголь очага

Днепр-донецкой культуре (ДДК) свойственны остродонные горшки с примесью травы в глине, поверхность которых покрыта орнаментом в виде рядов наколов отступающей гребенкой (рис ЗО, 2) Считается большим ша нием в физкультурно сообществом, в состав которой входили Волынская, верхнеднепровская, киево-черкасская, надпоризька, донецкая культуры Большинство современных исследователей ограничивают территорию собственно ДДК юге Киевской ого Полесья, лесостепным Поднепровья и Левобережья Датируется VI-IV тыс. до н е Самые стоянки - Собачки, Вовчок, Игрень в Надпорожье, Грини, Никольская Слободка на Киевщине, Бузьки на Черкасщине и Население ДДК охотилась на лесных копытных (тур, благородный олень, косуля, кабан), ловила рыбу, постепенно усваивая от буго-днистровцив, а позже трипольцев элементы земледелия и скотоводства жил а прямоугольные, наземные или слегка углубленнойаглиблені.

Культура возникла вследствие миграции в начале VI тыс. до н е в среду местного охотничье-рыболовного населения яниславицькои культуры Полесья и кукрецького Среднего Поднепровья буго-Днестров ВСК людей из Южного Буга Поэтому ранняя днепро-донецкая керамика имеет элементы бугоды истровського декора (Лазаревка) В Надпорожье прослеживаются контакты с мариупольской культурной общностью (аз ово-днепровская культуратура).

Носители традиций ДДК повлияли на формирование донецкой неолитической, тшинецкой культуры эпохи бронзы Полесья и нео-энеолитических культур лесостепного Левобережья, в частности азово-днепровской.

донбас исторический миграционный кочевник

Приазовье и Подонцовье перекресток миграционных путей: кочевой мир великой степи

Подонцовье - «коридор» движения и расселения народов в раннем средневековье

В раннем средневековье территория Подонцовья более, чем когда-либо раньше, напоминала огромный широкий коридор, по которому с IV по XIII в н.э. в Европу систематически двигались племена. Образ жизни и хозяйство этих народов не были одинаковыми. Одни из них только воевали (гунны, авары), другие были больше склонны к хозяйствованию - скотоводчеству, третьи - к оседлости, появлению поселений и даже городов. Наконец, у части кочевых племен возникали недолговременные протогосударства - тюркские каганаты.

Донецким степям всегда был присущ этнокультурный динамизм, но особенно интенсивным он стал с IV в., и связано это со вторжением гуннов. Вслед за гуннами в V-VI вв. в степях остановились кутригуры, оногуры, утигуры, которые в древних источниках называются гуннами (на самом деле это отколовшиеся от гуннов группы тюркоязычных протоболгар (праболгар)).

В VI в. в центральную Европу через этот же степной коридор из Средней Азии прошла аварская орда. В VII в. (635 г.) в Приазовье возникает первое "государство" кочевников Приазовская Булгария со столицей в бывшем античном городе Фанагория. Его возглавил каган Кубрат из рода Дуло. Знак рода Дуло, высеченный на камне, находится в экспозиции музея Луганского педуниверситета.

Одновременно с образованием Приазовской Булгарии на востоке между Доном и Волгой в Прикаспии в VII в. возникает еще одно государственное объединение - Хазарский каганат, во главе которого становится знаменитый род Ашина, враждующий с родом Дуло. Война между ними была неизбежна, и она началась вскоре после смерти кагана Кубрата в середине VII в. Двое из пяти его сыновей, Аспарух и Батбай, возглавили орды, на которые распалось "государство" Кубрата.

Аспарух сражался с хазарами мужественно, но Батбай бездействовал и подчинился воле Хазарии. Наше степное Подонцовье, как и соседние территории Приазовья, Верхнедонечье, вошло в западную часть (периферию) Хазарского каганата. В письме царя Хазарии Иосифа, датируемом X в., в частности, сообщается, что многочисленный народ, проживающий по Донцу <http://donbass.name/229-glavnaja-reka-donbassa.html>, платит ему (царю) дань.

Аспарух, в единоборстве не выдержав натиска хазар <http://donbass.name/4355-hazary.html%20> и арабов, в 70-х гг. VII в. вместе со своей ордой откочевал на Дунай. Там возникла Дунайская Булгария, сегодняшняя Болгария. Итак, с середины VII в. и до середины X в. территория Подонцовья входила в Хазарский каганат. До VII в. на протяжении 300 лет в степях среднего Подонцовья достаточно часто происходила смена одних кочевых народов другими. Заметим, что здесь нет ни одного славянского поселения или могильника. В течение всего раннего средневековья и даже в поздние периоды (до XIV в.) мы не встречаем свидетельств присутствия славян в Подонцовье.

Среднее и Нижнее Подонцовье, безусловно, входит в великий пояс степей, начало которого в далекой Азии, а завершение - где-то за Днестром. В таком случае наш край мы рассматриваем как степной коридор, соединивший азиатские и европейские степные пространства.

Как и повсюду, в наших степях наблюдается огромное количество археологических памятников, в которых встречаются материалы раннего средневековья. В одних случаях они обнаружены в погребениях, в других - в виде тризны, в третьих - в виде случайных находок. Наш очерк о материалах раннего средневековья начнем с редких находок. В Эрмитаже, в зале "Искусство Древнего Востока", выставлены уникальные художественные произведения, найденные в нашей местности. Например, серебряный кувшин из с.Павловка Белокуракинского района, найденный в 1923 <http://donbass.name/tags/1923/> г. К сожалению, обстоятельства и условия его обнаружения не известны. Его высокие, стройные пропорции, широкая подставка, изящно изогнутая петлевидная ручка, барельефный орнамент по тулову, позолота изображений и другие признаки восточного искусства свидетельствуют о том, что сосуд был изготовлен в Иране при правлении династии Сасанидов в V в. н.э.

Второе уникальное художественное изделие Древнего Ирана - кувшин из серебра, датируемый VI в., с изображением четырех танцовщиц, который найден якобы в с.Лимаревка Беловодского района. Обстоятельства этой находки также неизвестны. Место современного хранения кувшина - Эрмитаж. Историки были в недоумении, размышляя, каким образом такие вещи оказались в донецких степях, с каким из кочевых народов шедевры древнего искусства Востока могли попасть в эти края. По нашему мнению, в решении этих вопросов может помочь изучение действующих в раннем средневековье международных торговых путей, в частности, Великий шелковый путь. Как показали исторические исследования, экономические контакты народов Европы и Азии продолжались без малого 1.000 лет. Начальный период действия Великого шелкового пути совпадает с периодом последней трети I в. до н.э. - первой четверти I в. н.э., а затем его функционирование уходит в раннее средневековье, в том числе с ним связана история городов Хазарского каганата, например, такого, как Саркел. Известно, что Великий шелковый путь - не прямая линия, соединившая Китай, Ближний Восток и европейское Средиземноморье. У него были ответвления; так, например, в первых веках нашей эры возникло северное, сарматское ответвление, благодаря которому, возможно, на территорию Подонцовья (с.Ново-светловка Краснодонского района) проникли серебряные монеты римского происхождения, датируемые II в. н.э. (Адриан 117-138 гг., Пий - 138-161 гг.), фалар из Подгоровского клада.

Картографирование подобных находок за пределами Подонцовья показывает, что юг Украины входил в артерию Великого пути, точнее сказать, здесь могло проходить северное по отношению к его южному и центральному участкам ответвление. Уникальные вещи восточного производства появились как результат торгово-обменной деятельности народов, их купцов, участвовавших в международных торговых контактах.

Поздние кочевники в степях Подонцовья

Интерес к кочевым народам, обитавшим на территории восточно-европейских степей в начале 2 тыс. н.э., проявился в середине XIX в., когда историки приступили к изучению древнерусских летописей, фиксирующих взаимоотношения кочевых народов с Русью. Тогда же археологи России с целью познания культуры, быта, обрядов тюркских кочевников, живших в X-XIII вв., занялись раскопками курганов печенегов, торков, половцев.

В настоящее время в степях Восточной Европы от Волги до Днестра раскопано свыше 2 тыс. кочевнических погребений. Подонцовье - небольшой регион огромной степи; здесь в обозначенное время, сменяя друг друга, пребывали разные кочевые народы.

Более столетия хозяином степей Восточной Европы был народ, именуемый в русских летописях печенегами. В византийско-латинских традициях их называли пацинаками, пачинакитами, а в арабских - баджнаки.

Свой путь на запад печенеги начали из Прикаспия и Приуралья. В конце IX в. печенеги овладели Доном, а позднее, в начале X в., и Подонцовьем, причем жизненные пространства здесь они отвоевывали у праболгар и венгров. Свидетельства войны с болгарами мы наблюдаем на Среднедонечье при раскопках жилых хозяйственно-ремесленных построек, погибших в огне военных погромов.

Археологические свидетельства прихода печенегов выявлены в погребениях у с.Горшковка Новоайдарского района, с.Николаевка Станично-Луганского района, с.Благовка Свердловского района. Все они относятся к мужским особям и характеризуются единством обряда и близким набором вещей и инвентаря. Устройство могилы предусматривало сооружение большой ступеньки - площадки, на которую клали убитую жертвенную лошадь, либо конечности и голову, либо же ее чучело. Непосредственно рядом с умершим находилось оружие: лук, стрелы, сабля, конская узда и в особенности стремена и удила.

Одним из проявлений печенежских захоронений Подонцовья является использование ими в качестве погребального сооружения гробов-колод, выдолбленных из ствола дуба диаметром не менее 60 см. Погребения в колодах раскрыты в с.Преображенное на Сватовщине, у сел Колядовка, Новолимаревка среди захоронений салтовской культуры.

Поселений и даже временных стойбищ печенегов обнаружить не удается; вероятно, их и не было, поскольку они на протяжении всей своей истории находились на таборной стадии кочевания. В такой системе жизни, естественно, не прослеживаются ни ремесла, ни торговля, но важным занятием для этого народа была война. "Их набег - удар молнии, их отступления тяжелы и легки в одно и то же время, тяжелы от множества добычи, легки от быстроты бегства".

Византийское правительство умело использовало печенегов для постоянного военного давления на Киевскую Русь. Например, идея физического устранения Святослава исходила из Византии, печенеги же здесь выполнили роль наемных убийц. Известно, что из его черепа печенежский хан Куря сделал себе чашу для питья, якобы на чаше было надписано: "Ищущий чужое теряет свое". Ничего не скажешь - мудро. А ведь действительно он (Святослав) был опьянен безумной идеей создать государство не на Днепре, а на Дунае, туда же перенести столицу. Но он же как князь, как глава государства практически ничего не сделал для того, чтобы обезопасить собственные земли от вторжений печенегов.

Превращать черепа поверженных врагов в чаши - обычай, широко распространенный в среде тюркоязычных народов. Кочевники верили, что таким образом к ним переходит сила и мужество других воинов. Поверия гласят, что из ритуальной чаши пила и жена хана в надежде, что у нее родится сын, похожий на православного князя русичей - Святослава.

Теперь лишь географические названия типа с.Печенеги, Печенежская гора и другие свидетельствуют, что некогда на Северском Донце жил такой народ.

Торки - вторая волна поздних кочевников, в отличие от печенегов, свои взаимоотношения с Русью они строили более мирно. Правда, здесь речь идет уже о черных клобуках Поросья.

Хозяйство и общественный строй торков, кочевавших по Донецким степям, практически ничем не отличался от уклада жизни печенегов; правда, им присуща меньшая агрессивность и воинственность, хотя такой атрибут, как оружие, не редкость для торских древностей. Например, захоронение с саблей найдено возле с.Пелагеевка (Николаевка) в Новопсковском районе. Торские сабли обнаружены в с.Бутово Старобельского и в с.Гречишкино Новоайдарского районов.

Малочисленность памятников торков вызвана еще и тем, что они сравнительно недолго, только до средины XI в., владели степями от Днепра до Дона и уже во второй половине этого же века оказались под ударами новой группы кочевых племен - половцев.

Половцы, завершающее звено поздних кочевников, появились, когда еще не успели наши степи перевести дух от печенежско-торческих войн. Они расселились и овладели степным пространством общей площадью около 350 тыс. кв. км.

С.А.Плетнева на этом огромном пространстве выделяет семь групп половцев. Нас интересуют донецкие половцы. Именно эта, самая влиятельная, группа половцев на протяжении двух столетий пребывала в степном Подонцовье, оставила памятники в виде курганных захоронений, святилищ, большое число каменных изваяний, мастерские и карьеры, в которых изготовляли статуи, и, наконец, поселения и даже "города".

Название "половцы" славянского происхождения, но средневековые авторы, писавшие на греческом и латинском языках, называли их куманами или команами, а страну - Комания. Арабские и персидские ученые упоминают о стране Дешт и Кипчак, в которой проживают кипчаки. Этимологическое толкование русского термина "половцы" имеет очень длительный путь познания и поисков, не прекращающихся и в настоящее время.

Наиболее насыщенным половецкими древностями считается регион Донецкого кряжа <http://donbass.name/873-doneckijj-krjazh.html>, но и на степном Левобережье половецкие захоронения не редкость.

Чем характеризуются половецкие погребения? В основном половцы для этой цели используют курганы, оставленные племенами бронзового века. При достройке кургана над своим погребением они используют камень, создают свой заклад в виде черепахи.

Умерших кладут в вытянутой позе и вокруг устраивают раму из досок, плах. Здесь встречаются остатки конской сбруи (железные удила, стремена, пряжки), оружие (стрелы, сабля, лук).

Набор предметов в захоронении кочевника XII в., найденном в кургане у с.Лимаревка Беловодского района, особенно интересен накладками, с помощью которых усиливали кинетические возможности тетивы лука.

Оборонительные доспехи - редчайшие находки в погребениях, к ним относятся шлем и кольчуга. Полусферический шлем, изготовленный из нескольких железных пластин, условно можно проследить на скульптурах.

Очень редкими изделиями - доспехами - являются найденные в могилах у половцев железные маски. Создается впечатление, что эти маски выполняли роль забрал, предохраняющих лицо от ранения.

Предметов бытовой утвари в погребениях половцев всегда немного, и их можно увидеть изображенными на поясах все тех же скульптур - это кресала, ножи, кошельки, плети, ножницы, зеркала, посуда и др.

Половцы пользовались керамической, деревянной и медной посудой.

Внешне половецкие курганы мало чем отличаются от насыпей, возникших в бронзовом веке, но инвентарь (вещи), конечно же, говорит о многом. У нас был шанс изучить уникальное захоронение половчанки-аристократки, но, к сожалению, это погребение разрушено. Лишь по фрагментам, оставшимся после разграбления, мы поняли, что умершая была одета в дорогое платье из византийской парчовой шерстяной ткани с художественным шитьем, расшитое розетками, бляшками. На голову при захоронении одели диадему, украшенную несколькими жуковинами из цветного стекла.

Основная масса половцев, проживавших в степях Подонцовья, занималась скотоводством и вела кочевой образ жизни. Жилищами им служили кибитки с каркасом, накрытым войлоком. Подвижные кибитки могли быстро превращаться в вежи - укрепленные лагеря.

Часть половцев к началу XIII в. перешла к оседлому образу жизни и занялась земледелием, ремеслами, торговлей. На местах постоянных зимовий, а затем поселений-селищ могли возникнуть половецкие поселки и даже города. Из летописных упоминаний известно, что в бассейне Северского Донца в XII в. находились половецкие города Шарукань, Сугров и Балин. Точное их расположение пока неизвестно, хотя суждений по этому поводу, порой утвердительного характера, существует предостаточно. Нам кажется, что ниже по течению Северского Донца от впадения р.Оскол или, в крайнем случае, рек Жеребец и Красная искать эти города вряд ли стоит.

Не менее актуальной темой для истории нашего края является определение направления пути, поиск региона событий апреля-мая 1185 г., отображенных в "Слове о полку Игореве". При определении места свершения этого события мы пытались учесть все возможные изыскания ученых и историков. Нас, прежде всего, интересовал город Донец, самый южный форпост Руси, с которым связаны и начало, и конец разыгравшейся драмы. В частности, в этот город прибыл Игорь при бегстве из плена спустя 11 дней пути от места нахождения в плену в половецкой веже, расположенной где-то на берегах р.Тора. Бегство Игоря по нравственным нормам средневековья не соответствует рыцарскому достоинству. Но что оставалось делать князю, если половцы запросили за его освобождение выкуп в 2 тыс. гривен серебром, а это ни много ни мало 320 кг! Следует учесть, что годовой доход среднего княжества в XII в. составлял 400 кг серебра. А чтобы освободить выкупом всех пленных князей, воевод, бояр (всего около 50 человек), половцы затребовали 15 тыс. гривен. В этом случае следует говорить о половине годового дохода всей тогдашней Руси.

Город Донец - укрепленное древнерусское поселение на славяно-половецком пограничье, которое даже в XVI в. использовалось как сторожевой пункт, оберегавший от вторжений татар. Позднее, в XVII в., его внесли в "Книгу Большого Чертежа" под названием "Донецкое городище" с указанием месторасположения на берегу р.Уды (притока Северского Донца), вблизи впадения в нее речушки Харьковки. Таким образом, оказывается, что Донецкое городище - в прошлом древнерусский город Донец, расположенный на р.Уды, а не на р.Северский Донец, как считают многие краеведы.

Это географическое несоответствие объясняется тем, что в средневековье некоторые географические названия, и в первую очередь реки, назывались несколько иначе, и общее представление о соотношении основной реки и ее притоков иногда существенно отличалось от современного. Северский Донец тогда называли Доном, а Малый Донец, оказывается, был ни чем иным, как р.Уды, и "…Игорь мыслию поля меряет от Великого Дона до Малого Донца". Следовательно, Игорю предстояло преодолеть путь от "Великого Дона" (Северского Донца) до ближайшего русского города Донец на Малом Донце, что на р.Уды. Тем краеведам, кто все же считает, что русская дружина подошла к современном Дону, а место Сюурлийской трагедии находится где-то в нашем крае - то ли в Краснодонском районе, то ли в Кременском, то ли у г.Рубежное или еще где-либо в степном Подонцовье, - хотелось бы порекомендовать пройти в пешем строю расстояние от г.Донец на р.Уды до Дона за 8-9 дней (с 1 по 9 мая) по бездорожной степи, причем часть пути в ночное время, в полном окружении и преследуемыми сильной, объединенной ордой донецких половцев во главе с Кончаком (Копцаком).

Принимая во внимание всю сумму фактов, мы не стремимся связывать события 1185 г. с современной Луганщиной.

Похожие работы на - Периодизация истории Донбасса. Кочевой мир великой степи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!