Литературно-творческая внеклассная работа с учениками старших классов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Литературно-творческая внеклассная работа с учениками старших классов

Введение

Развитие самостоятельности учащихся, их всестороннее развитие неизбежно связано с внеклассной работой. Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Внеклассная работа - это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках.

Внеклассная работа тесно связана с уроком, хотя она постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм. Внеклассная работа − это продолжение урока, шаг вперед в обогащении учащихся знаниями, умениями, навыками. Эта работа признана одной из форм углубленных занятий по предмету.

Важнейшим мотивом активного участия во внеклассной работе является интерес к предмету, к тем видам деятельности, которые предлагаются для выполнения. И учителю следует уделять этому немалое внимание.

Значение внеклассной работы, ее влияние на становление личности юного читателя отмечалось еще методистами, в частности в XIX в. В.П. Острогорским. В XX в. интерес методистов к этой важной проблеме, которая является составной и неотъемлемой частью всей работы по литературе в школе, не ослабевает. Проблемам внеклассной работы и процессу воспитания средствами литературы особое внимание уделяли такие методисты, как А.С. Акбашева, Л.П. Бессонов, Т.В. Боброва, С.Ф. Богуславский, Е.И. Бушина, Н.М. Гердзей-Капица, В.А. Даманский, И.С. Збарский, Г.С. Меркин, В.П. Полухина, М.Д. Пушкарева, Я.А. Роткович, И.И. Славина, М.А. Снежневская, М.Д. Янко и др. Перечисленные исследователи отводили особое место внеклассной работе по литературе в процессе литературного образования и развития школьников. Тесно связанная с уроками литературы, внеклассная работа становится естественным ее продолжением. Единство урочной и внеурочной работы является залогом успеха в преподавании литературы в школе.

На сегодняшний день не ослабевает интерес к проблемам, связанным с внедрением внеклассной работы в практику школы. Их исследованием продолжают заниматься Е. Исаева, Ж. Клименко, О. Куцевол Л. Мирошниченко, Е. Пасечник, Ю. Холодна и многие другие.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения особенностей организации и проведения литературно-творческой внеклассной работы с учениками старших классов.

Объектом работы являются основные формы организации и проведения внеклассной работы с учениками старших классов.

Предмет исследования - тематический вечер, как одна из форм организации и проведения внеклассной работы с учениками старших классов.

Цель работы - исследовать основные формы организации и проведения литературно-творческой внеклассной работы с учениками старших классов.

Для реализации данной цели необходимо выполнить такие задачи:

− проследить историю формирования внеклассной работы, как одной из форм организации учебной деятельности;

− определить основные цели и задачи внеклассной работы по литературе;

− рассмотреть основные виды и формы организации внеклассной работы по литературе;

− проследить особенности реализации внеклассной работы по литературе в нормативных документах;

− рассмотреть особенности организации и проведения тематического вечера с учениками старших классов;

− определить значение внеклассной работы по литературе при изучении интегрированного курса «Литература».

Основные методы исследования: анализ и синтез, дедуктивный метод.

Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение их читательского восприятия, на воспитание интереса и любви к чтению.

внеклассный литература учебный

1. Внеклассная работа как одна из форм организации учебного процесса

1.1 История возникновения внеклассной работы

Наряду с программным курсом изучения литературы в школе важное место занимает внеклассная работа. Она помогает учащимся расширить границы общения с миром искусства слова.

Истоки внеклассной работы восходят ещё к XVIII веку, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях читались сочинения и переводы учащихся, произведения классиков, ставились пьесы. В журналах появлялись литературные пробы воспитанников лицеев и гимназий.

Сам термин «внеклассная работа» появился в середине XIX века. Официально закрепился в лекциях В. Шереметьевского «Вопросы о семейном чтении». В это время активно проводятся литературные беседы и самостоятельное внеклассное чтение, которые в 1866 г. были официально запрещены. Но к концу столетия данные формы работы пополняются и другими, такими как литературные праздники, вечера, конкурсы чтецов, инсценировки, экскурсии в художественные музеи, посещение театров и др.

Особенного распространения получили кружки и литературные выставки, организованные М. Рыбниковой вначале ХХ века: «Кружки, литературные выставки, организованные М.А. Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной работы» [2, с. 257]. В 20 − 30-е гг. формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и др.

К 60 - 70 гг. ХХ века внеклассная работа укрепилась в практике школы, и до сих пор занимает ведущее место. Она выполняет ряд функций, позволяющих расширить литературные интересы учащихся. Среди них можно выделить такие: повышение интереса учащихся к литературе, развитие творческого мышления и грамотной речи, активизация творческих интересов и способностей учащихся, более глубокое понимание изучаемого произведения, удовлетворение духовных потребностей и многие другие [14, с. 396].

1.2 Цели и задачи внеклассной работы по литературе

Внеклассная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

Под внеклассной работой следует понимать «специальные мероприятия по дисциплине, которые проводятся во внеурочное время и имеют специфические принципы организации, виды, методы и приёмы проведения» [9, с. 140] (перевод наш - А.Д.).

Внеклассная работа по литературе - это «система мероприятий с определённой учебно-воспитательной целью, задачами и учебно-методическим обеспечением, которые проводятся во внеурочное время» [14, с. 395] (перевод наш - А.Д.).

Основные цели внеклассной работы по литературе - совершенствовать умственные силы учащихся, способствовать развитию их творческих возможностей, удовлетворять духовные потребности, рационально использовать досуг. [22, с. 369].

Соответственно данной цели, можно выделить следующие задачи:

− расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал;

− развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

− активизация познавательной и мыслительной деятельности;

− развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

− воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культуры общения [13, с. 56].

К организации и проведению внеклассной работы по литературе могут быть привлечены не только учитель-словесник и ученики, но и библиотекарь, родители, учителя других предметов. Их работа должна быть сплоченной, взаимосвязанной, направленной на общий результат. А главной задачей является интерес к литературе как к искусству слова.

1.3 Виды внеклассной работы по литературе

Существует несколько классификаций видов внеклассной работы. Так, Ю.Б. Зотов подразделяет внеклассную работу на две большие группы: регулярную и эпизодическую. К регулярным относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий к уроку, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др. Среди эпизодических можно выделить тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п.

В.В. Голубев придерживается следующей классификации: внеклассное чтение, кружки, журнал и стенгазета, литературные выставки, литературные экскурсии.

З.Я. Рез выделяет такие виды: внеклассное чтение, читательские конференции и диспуты, утренники и вечера, литературный кружок, клуб, литературное краеведение, музей.

У Л.К. Голубева можно найти следующую классификацию: внеклассное чтение, литературный кружок, различные эпизодические мероприятия.

Все виды тесно связаны между собой. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное.

Литературный кружок может быть: читательский, выразительного чтения, художественного рассказывания, драматический, творческий.

Эпизодические мероприятия исследователь подразделяет на: встречи с писателями и героями литературных произведений, литературные диспуты, литературные выставки, литературные викторины, литературные экскурсии, литературные вечера.

Данные классификации свидетельствуют о том, что не существует единого разделения видов внеклассной работы по литературе. Это является одной из основных методических проблем, актуальной на сегодняшний день и требующей решения.

1.4 Формы внеклассной работы по литературе

Формы внеклассной работы многообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать.

Среди самых распространённых можно выделить следующие: литературный кружок, школьный театр, литературный клуб, лекторий, литературные экскурсии, вечера, выставки, игры, конкурсы, выпуски школьных литературных газет, читательские конференции, диспуты, олимпиады и многие другие.

Каждая из форм внеклассной работы по литературе тесно связана между собой. Они образуют систему мероприятий, проводимых учителем. Так, например, при проведении литературного вечера целесообразным будет подготовить выставку или выпустить газету, соответствующую теме мероприятия.

Одной из основных форм является литературный кружок. В нём учитель собирает учащихся, интересующихся литературой, постепенно привлекая внимание менее активных учеников. Руководитель кружка должен учитывать интересы участников, а также их творческие способности.

Основная цель литературного кружка состоит в эстетическом развитии школьника, соединении литературы и других видов искусства с практической деятельностью учащихся [9, с. 141].

Ещё одной распространённой формой работы является литературная конференция. Её особенностью является то, что обговаривается не конкретное произведение, а определённая тема или проблема того или иного произведения.

Литературные экскурсии также играют немаловажную роль. С их помощью учащиеся имеют возможность узнать об исторической эпохе, в которую работал тот или иной писатель, о его жизни и творчестве в целом.

Экскурсия может быть как очной, так и заочной, но её значимость при этом не уменьшается.

Игровой формой внеклассной работы являются конкурсы. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными и объединять в себе одну или несколько тем. Конкурсы дают возможность учащимся показать свои знания не только программного материала, но и того, что они узнали индивидуально по той или иной теме.

Выпуск литературных газет также немало важен. Они могут быть посвящены творчеству одного или нескольких писателей или целой эпохе. Литературные газеты выпускаются как для тематического вечера, так и для конкурса, где определяется лучшая работа.

Таким образом, формы внеклассной работы по литературе разнообразны, что позволяет учителю выбирать, с чем работать, в зависимости от его творческих способностей и особенностей класса, с которым он работает.

2. Особенности литературно-творческой внеклассной работы в старших классах

.1 Реализация внеклассной работы в нормативных документах

Говоря о внеклассной работе, как одной из форм организации учебного процесса, необходимо помнить о том, какие требования выдвигают нормативные документы и какие возможности предоставляют. Основными из них являются «Концепция литературного образования», «Государственный стандарт базового и полного среднего образования» и «Программа интегрированного курса «Литература» (русская и мировая)» (10 − 11 классы).

Обращаясь к «Концепции литературного образования» следует обратить внимание, на выдвигаемые ей задачи, которые следует выполнить в процессе литературного образования. Так, одной из основных является: «Формирование у детей стойкого интереса к чтению, эстетического вкуса учеников, способности распознавать и оценивать художественные явления, противостоять низкопробной массовой культуре» [10, с. 5]. Интерес к чтению можно вырабатывать не только во время уроков, но и во время внеклассных мероприятий, которые могут стать продолжением изучаемой на уроке темы, а соответственно и углублением знаний о жизни и творчестве того или иного писателя. Так, например, изучая в 10 классе философскую лирику Лермонтова и говоря о смысле жизни, можно продолжить рассмотрение этой проблемы во внеурочной работе во время проведения литературной конференции или тематического вечера, посвящённым рассмотрению данного мотива в лирике таких писателей, как А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин и др. Во время проведения такого мероприятия появляется возможность развивать эстетический вкус и давать оценку тем или иным литературным явлениям.

Ещё одной важной задачей является: «Формирование у учеников творческих способностей, воображения, самостоятельного мышления» [10, с. 5]. В её реализации также помогут различные формы внеклассной работы. Так, при изучении стихотворений С.А. Есенина в 11 классе, можно уделить внимание его пейзажной лирике и изучить её более детально во время литературного вечера, где можно предложить различные виды работы: подобрать музыку к стихотворениям, иллюстрации, сделать коллаж, выпустить газету и др.

Также, важно обратить внимание на принципы литературного образования, описанные в «Концепции». Один из них - изучение литературы в контексте развития литературы и искусства. Существует масса возможностей реализовать этот принцип во внеклассной работе. Например, при изучении в 11 классе романа Л.Н. Толстого «Война и мир», учащиеся могут посетить кинотеатр и просмотреть одноименный художественный фильм с последующим его обсуждением или инсценировать отдельные эпизоды на заседании литературного кружка или во время проведения литературного вечера.

Рассматривая «Государственные стандарты» следует обратить внимание на образовательные линии, реализация которых возможна и во внеклассной работе.

Эмоционально-ценностная линия даёт возможность расширять кругозор и восприятие окружающего мира учащихся с помощью литературных произведений во время проведения различных конференций диспутов, литературных экскурсий и др.

Литературоведческая линия направлена на изучение содержания и формы произведений, основных понятий теории литературы, стилей, направлений и др. Данную линию возможно реализовать во время проведения литературных конкурсов, викторин, олимпиад и др.

Компаративная линия способствует рассмотрению одного литературного явления в разных литературах. Наиболее приемлема её реализация во время проведения литературных вечеров и организации различных конкурсов.

Программа также играет важную роль в организации и проведении внеклассной работы по литературе. Во-первых, в ней также реализованы образовательные линии «Государственных стандартов».

Кроме того, программа имеет такую рубрику как «Контекст изучения», где содержится материал для проведения любой из форм внеклассной работы. Так, например, при изучении пьес А.Н. Островского, в данной рубрике подаются сведения об интерпретации произведений на сцене и в кино, что может помочь в инсценировке одной из пьес или её эпизодов.

Также в программе содержится рубрика «Для внеклассного чтения», где предложен ряд произведений на данные уроки. Но поскольку количество часов на внеклассное чтение ограничено, то есть возможность именно оттуда выбрать автора и произведение для организации и проведения одной из форм внеклассной работы.

Таким образом, нормативные документы хоть и не говорят напрямую о способах реализации внеклассной работы, но дают такую возможность, которой творческий учитель обязательно воспользуется.

2.2 Методика подготовки и проведения тематического вечера

Литературный вечер является одной из самых распространённых форм внеклассной работы в школьной практике и популярной как среди учителей, так и среди учеников.

Данная форма работы требует как от учителя, так и от учеников тщательной подготовки для успешной её реализации.

Учёные-методисты и практики утверждают, что не одно другое внеклассное мероприятие не может сравниться с литературным вечером по силе влияния на личность ученика во время реализации образовательных, воспитательных и эстетических задач. Он направлен на: «углубление и распространение полученных на уроках литературы знаний и закрепления навыков, способствует повышению общекультурного уровня развития учащихся и обогащения их литературного восприятия, влияет на мысли и чувства школьников, побуждает задуматься над собственным поведением, отношением к людям и мыслям, развивает творческие возможности детей и их организаторские способности, совершенствует овладение родным, а по возможности, и другими языками» [12, с. 2].

В процессе подготовки литературного вечера осуществляется закрепления множества навыков, таких как, самостоятельная работа учащихся с книгой и другими литературными источниками, подготовка докладов, выступлений, выразительного чтения и инсценировки и др.

При организации литературного вечера учителю следует учитывать некоторые принципы.

Принцип массовости предусматривает ориентацию на класс в целом, а не на отдельных учениках.

Принцип коллективизма реализуется при разделении заданий между динамическими группами, а также в их сплоченной работе.

Урочные и внеклассные мероприятия должны быть объединены и дополнять друг друга.

Важную роль играет учёт возрастных особенностей учеников, что помогает подобрать наиболее приемлемые формы работы.

Принцип добровольности участия и заинтересованности также очень важен, так как в таком случае учащиеся ещё с большей силой стараются проявить себя в различных направлениях, показать, на что они способны.

Подготовка данного мероприятия должна занимать достаточное количество времени, за которое будут рассмотрены даже самые мелкие детали вечера.

При подготовке литературного вечера учителю следует учитывать их классификацию. В зависимости от характера материала и заданий они подразделяются на:

− юбилейные, посвящённые памятным и юбилейным датам;

− тематические, посвящённые творчеству отдельных писателей или рассмотрению определённой темы в литературе;

− историко-литературные, посвящённые знаменательным историческим событиям;

− жанровые, направленные на рассмотрение развития отдельных жанров [12, с. 2].

В подготовке литературного вечера следует выделить несколько этапов: определение темы и целей проведения литературного вечера, создание динамических творческих групп и распределение поручений, отбор материала и разработка программы вечера.

Определение темы и целей литературного вечера считается самым важным этапом, так как именно от него зависит, насколько удачным будет вечер. Думая над темой будущего мероприятия учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, возможности, творческие способности.

Создание динамических творческих групп и распределение поручений также очень важно. На данном этапе учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает отдельные задания, которые распределяются между её участниками. Учитель контролирует выполнение заданий, корректирует работу учащихся для организованного проведения вечера.

Ответственным является этап отбора материала и разработки программы вечера. Тема и цели данного мероприятия помогут подобрать соответственный материал, а класс, с которым работает учитель, поможет определить, какие формы работы будут более уместными на данном вечере. Наиболее интересными формами работы могут стать выставки, литературные игры и конкурсы, прослушивание аудиозаписей, просмотр фрагментов кинофильмов и др.

Успех вечера зависит также и от оформления помещения, где он проводится. Целесообразным будет выпуск стенгазет к данному вечеру, выставка книг, иллюстраций к произведениям, портретов писателя и др.

Литературный вечер - это результат огромной работы, проделанной учителем и учениками. Он должен носить торжественный характер, стать праздником не только для участников, но и для зрителей.

Примером данной формы внеклассной работы станет тематический вечер в 11 классе, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина.

План-конспект тематического вечера

класс

Тема: «В этом мире я только прохожий…»

Образовательно-воспитательная цель: обогащать знания учащихся о жизни и творчестве известного поэта С.А. Есенина; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений, воображение; воспитывать у школьников интерес к творчеству поэта, эстетический вкус, любовь к художественному слову.

Наглядность и ТСО: портреты С.А. Есенина в разные периоды его творчества, стенгазеты со статьями о жизни и творчестве поэта, выставка книг, презентация, симфония №6 В.А. Моцарта, песня В. Малышева на стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», романс «Письмо матери», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…», плакаты со строчками из стихотворений поэта, ноутбук, проектор, CD-диск, доска, ваза с цветами, столик.

Предварительное задание для учащихся: подготовить выразительное чтение стихотворений С. Есенина, исполнение песни В. Малышева на стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».

Ход литературного вечера

(На доске висят портреты писателя и плакаты со строчками его стихотворений. Около доски стоит столик, на котором расположена ваза с цветами и сборник стихотворений С. Есенина. На проекторе - презентация о жизни и творчестве писателя, которая будет показываться на протяжении всего вечера. В классе также проходит выставка книг поэта и выпущены стенгазеты к литературному вечеру)

Играет музыка (симфония №6 В.А. Моцарта)

Ученик: (читает стихотворение «В этом мире я только прохожий…» под музыку)

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,

Посоленная белью песка,

И измятая чья-то невинность,

И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь,

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.

Учитель: Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 - путешествовать и 30-писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», − признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, − это очень много, это целый мир, который живет, переливаясь всеми цветами радуги. Это задушевная песня. Это лирический роман в стихах о себе.

Что хотел о себе рассказать Есенин-человек, можно прочитать в его автобиографии. «Что касается остальных автобиографических сведений - они в моих стихах», − признавался Есенин-поэт.

Давайте же все вместе с вами окунёмся в мир поэзии С. Есенина, который тесно связан с миром его жизни, судьбы.

Ученик: (читает поэзию «Гой ты, Русь, моя родная…»)

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ведущий І: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии. Талант Есенина, темы его творчества, эстетические пристрастия - все это корнями уходило в детство. Сергей Александрович родился и рос в семье, в которой проявлялась религиозная культура. Бабушка водила внука в монастырь за сорок верст! По субботам и воскресениям дед, Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Но по природе своей Есенин был «забиякой и сорванцом». Семейные традиции были дополнены образованием. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. В нем была страсть к чтению. К тому же он рано открыл в себе поэтический дар - писать стихи начал еще в земском училище. «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 - 17 годам»

Ученик: (читает стихотворение «Вот уж вечер…»)

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Ведущий ІІ: В 1912 году Есенин приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он поэт! Стихи его прокормят!

Ведущий І: Самым ярким впечатлением этих лет стала встреча с Александром Блоком. Как вспоминал потом сам Есенин, с него пот капал, потому что он первый раз видел живого поэта. А. Блок в своем дневнике записал: «9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…».

Ведущий ІІ: В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Ведущий І: Любое из стихотворений поэта - это иллюстрация его влюбленности в красоту родной природы, и любое из них этой любовью заразит. Лирика Есенина - тонкое объяснение в этом чувстве всему, что окружает его. С раннего детства входит в его душу не проходящее с годами чувство восхищения и преклонения перед ни с чем не сравнимой красотой родного края. Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского поэта, очеловечивал ее.

Ученик: (читает стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…»)

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Ведущий ІІ: Летом 1917 года опьяненный свободой Есенин, всегда мечтавший о земном рае, создает небольшую религиозно-революционную поэму «Отчарь», за которой последует целый цикл произведений такого содержания. Поэт как будто предпринимает попытку создать свой Новый Третий Завет. Под его пером рождается образ идеальной Руси, той, что жила в его воображении, в его мечтах. Потому что настоящая Русь, реальная, его, есенинская, деревня кипит и корчится, но он этого словно не замечает, витая в облаках земного рая.

Ведущий І: Одни из самых замечательных стихотворений Сергей Александрович посвящает своей матери Татьяне Федоровне Титовой. В юности она считалась лучшей песенницей на деревне.

Звучит романс «Письмо матери»

Ведущий ІІ: Есенин знал многих, со многими расстался. Но сам он говорил, что по-настоящему любил только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих детей и Айседору Дункан.

Айседора Дункан, прославленная американская танцовщица, приехала в Россию в 1921 году для создания в голодной и разрушенной стране школы, где дети смогут обучаться танцу будущего. Айседора не признавала технику классического балета. Истинно прекрасны лишь естественные движения, красоту которых знали древние греки.

Ведущий І: Есенин и Дункан познакомились в ноябре 1921 года. Ему - 26, ей - за 40. Несмотря на возраст, Айседора сохранила обаяние и привлекательность. Поэт и танцовщица стали мужем и женой. В их встрече, любви, браке было что-то роковое, в их совместной жизни - что-то скандально-трагическое. В есенинских стихах, навеянных страстью к Айседоре, много отчаяния и грусти.

Звучит романс «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»

Ведущий ІІ: Они расстались. Исидора ненадолго пережила Сергея Есенина, нелепо погибла в 1927 году во время поездки в открытом автомобиле: ее задушил длинный шарф, обмотавшийся вокруг колеса.

Ведущий І: В 1922 − 1923 гг., находясь с Айседорой Дункан в Америке и Европе, Есенин написал немного стихотворений, но в каждом из них - тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.

Ведущий ІІ: Возвращение на родину не спасло от одиночества: Русь стала для Есенина «бесприютной», Москва - «кабацкой», а сам поэт казался себе «опавшим кленом».

Ученик: (читает стихотворение «Клён ты мой опавший»)

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

Ведущий І: Сергей Есенин был тяжело болен. Пришла последняя осень поэта…

Ведущий ІІ: А в конце декабря 1925 года Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице «Англетер». Встречался с Клюевым, читал «Черного человека». Очень боялся оставаться в номере один - ему мерещились преследователи.

Ведущий І: 27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не было чернил, порезал руку). Оно стало предсмертным, последним.

Ученик: (читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий ІІ: 28 декабря 1925 года поэт Сергей Александрович Есенин покончил с собой.

Ведущий І: Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и родному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Ученики все вместе исполняют песню В. Малышева на стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».

Учитель: Сегодня мы все вместе ещё раз прошлись по страничкам биографии известного русского поэта, прочитали его замечательные стихотворения. Надеюсь его творчество заинтересовало всех присутствующих и мы обязательно ещё не раз вернёмся к нему.

2.3 Значение внеклассной работы при изучении интегрированного курса «Литература»

Внеклассная работа по литературе расширяет кругозор учащихся, повышает их общий культурный уровень, вырабатывает художественный вкус. Школьникам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, углубить знания о произведениях литературы и искусства: «Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актёра, художника, экскурсовода и т.п.» [1, с. 257].

Особая роль отводится и учителю. Внеклассная работа заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе.

В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа по литературе, но учителям нередко приходится сталкиваться при этом с трудностями, которые мешают осуществить задуманное.

Не в каждой школьной библиотеке есть книги, необходимые при подготовке внеклассных занятий; иногда нет и достаточного опыта чтобы их организовать.

Обдумывание и составление программы литературного вечера, подбор отрывков из произведений писателей для художественного чтения или инсценировки, подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения литературных викторин, просмотр и подбор литературы, рекомендуемой учащимся для докладов, требует много времени.

Следовательно, большое значение имеет руководящая роль учителя. Он должен уметь правильно продумать, подготовить, организовать мероприятие, проконтролировать и откорректировать самостоятельную работу учащихся, провести, а затем проанализировать результаты своей деятельности.

Кроме того, учитель должен быть личностью творческой, умеющей заинтересовать каждого ученика. Правильная организация работы гарантирует успех. Если на уроках и внеклассных занятиях проявляется достаточный интерес к литературе и искусству, в школе создается большое количество различных творческих работ: сочинения, доклады, иллюстрации, инсценировки, литературные монтажи и т.д. Школьникам свойственно стремление поделиться с окружающими результатами своего труда, почувствовать его значение не только для себя, но и для многих людей. Праздники способны удовлетворить это стремление, необычайно ценное в воспитательном отношении.

Таким образом, внеклассная работа по литературе очень ценна как для учителя, так и для ученика, поскольку направлена на развитие их творческих способностей и формирование интересов к литературе как к искусству слова.

Выводы

Внеклассная работа − специально организованные внеурочные мероприятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся.

Внеклассная работа по литературе, как одна из форм организации учебного процесса, занимает важное место наряду с программным курсом изучения литературы.

Она прошла длительный путь своего становления, постепенно пополняясь новыми видами и формами работы.

На сегодняшний день не существует единой классификации видов внеклассной работы по литературе, что свидетельствует о проблеме их разделения и требует особого внимания исследователей.

Формы внеклассной работы по литературе разнообразны, что помогает учителю выбрать то, что интересно и ему, и его классу. Основными являются литературные кружки, экскурсии, посещения музеев, театров, выпуск стенгазет, литературные вечера и многие др.

Несмотря на то, что в нормативных документах не упоминается о внеклассной работе по литературе, они показывают способы её реализации, что также говорит о связи урочных и внеурочных занятий.

Литературный вечер - одна из основных и самых занимательных форм внеклассной работы. Она даёт возможность учителю и учащимся проявить себя, показать, на что они способны. Предлагается масса видов деятельности, позволяющих сделать литературный вечер интересным для каждого.

Для успешного проведения такого мероприятия требуется тщательная подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. И работа их должна быть сплочённой, направленной на получение общего результата.

Учителю при подготовке литературного вечера важно учитывать возрастные особенности школьников, их интересы и увлечения. Тогда работа может иметь успех.

Как учащиеся, так и учитель получают возможность не только углубить свои знания по литературе, но и показать творческие способности, найти общие интересы, сплотить коллектив.

Кроме того, происходит культурное развитие и воспитание школьников средствами искусства слова.

Таким образом, внеклассная работа по литературе является неотъемлемой частью литературного образования и учителям необходимо внедрять те или иные её виды и формы в школьную практику.

Список использованных источников

1.Базиль Л. Позакласна робота в сучасній школі // Українська література в загальноосвітній школі. - 2000. - №6. - С. 60 - 62.

2.Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

.Державний стандарт базової і повної середньої освіти. Освітня галузь «Мови і літератури» // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. - 2011 - №10. - С. 2 - 9.

.Дідківський В. Літературний гурток у загальноосвітній школі // Дивослово. - №5. - С. 18 - 24.

.Дроботько Н. Літературний гурток - школа любові до слова // Дивослово. - 2004. - №1. - С. 33 - 34.

6.Есенин С.А. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Есенин С.А. Стихи / С.А. Есенин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">8.Література (російська і світова). Інтегрованій курс: Програма для 10 -11 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання / [Електронний ресурс]. - Режим доступу: #"justify">.Ісаєва О.О. Організація та розвиток читацької діяльності школярів. - К.: Ленвіт, 2000. - 181 с.

.Концепція літературної освіти в 11-річній загальноосвітній школі / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Кудикіна Н. Методика керівництва літературними іграми у позаурочному навчально-виховному процесі // Українська література в загальноосвітній школі. - 2004. - №11. - С. 19-21.

.Куцевол О.М. Специфіка та методика проведення літературних вечорів у школі // Всесвітня літ-ра та культура в навч. закл. України. - 2000. - №8. - С. 2 − 6.

13.Маранцман В. Г Методика преподавания литературы / В.Г. Маранцман, О. Ю Богданова. - М.: Просвещение, 2000. - 302 с.

14.Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник. - К.: Вища школа, 2007. - 416 с.

15.Мірошниченко Л.Ф., Дишлюк Ю.М. Зарубіжна література. Позакласні заходи. 9-11 класи: Посібник для вчителя. - Харків: Веста: Видавництво «Ранок», 2004. - 208 с.

16.Неділько В.Я. Позакласна робота з літератури: Посібник для вчителів / В.Я. Неділько. − К.: Рад. школа, 1986.

17.Парубець В. Гурткова робота - неодмінна складова системи освіти і виховання підростаючого покоління // Українська література в загальноосвітній школі. -2008. - №1. - С. 48 -50.

18.Пасічник Є. Методика викладання української літератури в середніх навчальних закладах: Навчальний посібник для студентів вищих закладів освіти. - К.: Ленвіт, 2000. - 384 с.

19.Рез З.Я. Методика преподавания литературы / З.Я. Рез. - М.:

Просвещение, 2001. - 384 с.

20.Холодна Ю.М. Свято, створене власноруч (Про місце і роль позакласних заходів у роботі вчителя зарубіжної літератури та поради щодо підготовки їх сценаріїв) // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. -2004. - №12. - С. 2 -9.

21.Шило Т.Б. Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики») [Текст] / Т.Б. Шило // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). − Пермь: Меркурий, 2012. − С. 92 − 97.

Похожие работы на - Литературно-творческая внеклассная работа с учениками старших классов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!