Конструирование, эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конструирование, эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

(ФГБОУ ВПО "ЧГПУ")

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики, управления и права






КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине "Методика профессионального образования"

Конструирование, эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов


Выполнила: Г.С. Усольцева

ППИ, 324 группа

Научный руководитель:

Л.Я. Симонян, к.п.н., доцент кафедры ЭУиП


Челябинск 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические особенности конструирования, эксплуатации и технического обслуживания учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов

.1 Понятие и сущность информационно - образовательной среды

.2 Учебно-техническая среда как составная часть информационно-образовательного процесса для подготовки будущих рабочих и специалистов. Основы конструирования, эксплуатации, технического обслуживания учебной среды

Выводы по главе 1

Глава 2. Конструирование, эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов

.1 Нормативно-правовая база конструирования, эксплуатации и технического обслуживания учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов

.2 Учебно-техническое оснащение учебных занятий обучающихся по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

.3 Планы-конспекты учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла "Экономика и бухгалтерский учет"

Выводы по главе 2

Заключение

Библиографический список

Введение

В современных условиях научно-технического прогресса, становится острой необходимость формирования способностей у будущих специалистов к саморазвитию и создание условий для самореализации каждой человеческой личности.

Для этого важно повышать активность человека, что возможно лишь понимая механизм изменений, которые происходят (или должны происходить) в его индивидуальном сознании при столкновении с непривычной, неожиданной информацией, при изменении окружающего мира.

Чтобы система образования могла помочь обучаемому стать активным участником этих изменений в профессиональном мире, необходимо учитывать психологические основы перестройки сознания человека и механизмы, тормозящие этот процесс, изучить психологические факторы, которые мешают усвоению новой, неожиданной и противоречащей установившимся представлениям информации.

Многочисленные исследования, показывают многогранность и сложность указанной проблемы в подготовке специалиста, но пока мало работ с практической разработкой технологий ее реализации, в частности недостаточно исследованы стратегии и механизм создания учебной среды и управления ходом воспитания саморазвивающейся личности.

Таким образом, актуальной является разработка профессионального личностного обучения будущих специалистов с гарантированным качеством подготовки и способных к саморазвитию согласованно с развитием учебно - технической среды.

Цель работы - разработка рекомендаций по конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)Изучить понятие и сущность информационно - образовательной среды;

2)Рассмотреть учебно-техническую среду как составную часть информационно-образовательной среды для подготовки будущих рабочих и специалистов;

)Рассмотреть основы конструирования, эксплуатации и технического обслуживания учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов;

)рассмотреть учебно-техническое оснащение учебных занятий студентов, обучающихся по специальности "Экономика и управление ";

)разработать планы - конспекты учебных занятий по дисциплине "Экономика и управление".

Объектом работы является разработка учебно-материальная среда для подготовки рабочих и специалистов.

Предмет работы - конструирование, эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов.

Гипотеза исследования: конструирование, эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технической среды является важной составляющей подготовки рабочих и специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда и способных с помощью продуктов НТП на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность.

Научно-методической основой для написания курсовой работы послужили учебники и учебные пособия по теории и методики профессиональной подготовки рабочих и специалистов.

Теоретической базой данной работы явились научные труды следующих авторов: В.В. Анисимов, В.И. Беляев, Г.И. Батурина, В.А. Сластенин и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.

В процессе исследования были использованы методы анализа научной, научно-методической литературы, синтеза, обобщения, дедукции и индукции.

Во введении представлены актуальность темы исследования, цели и задачи по проблеме исследования, выделены объект и предмет, описано научно-методологическое обоснование проблемы исследования.

В первой главе описаны основные понятия и формы информационно - образовательного процесса, изложены основы конструирования учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов, рассмотрена учебно-техническая среда как составная часть информационно-образовательной среды для подготовки будущих рабочих и специалистов.

Во второй главе разработаны планы-конспекты учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла "Экономика и управление".

В заключении подведены общие итоги работы, сделаны выводы по выбранной теме исследования.

Глава 1. Теоретические особенности конструирования, эксплуатации и технического обслуживания учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов

.1 Понятие и сущность информационно - образовательной среды

Учебно-техническая среда (УТС) - это специально организованная педагогическая подсистема, обеспечивающая формирование, хранение, предъявление и контроль эффективности усвоения учебной информации и создающая условия для профессионального личностного саморазвития. Компоненты УТС - информационное обеспечение, методы и средства обучения, преподаватели и система управления учебным процессом

В широком смысле, образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.

Анализ множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это - совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.

Рассмотрим различные точки зрения в определении непосредственно понятия ИОС.

Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:

системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;

антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося;

единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня. Есть ряд подобных определений понятия ИОС. Одним из возможных вариантов данного подхода мы представляем такой: "Информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая".

Теоретическое ядро всей ИОС составляет именно педагогическая система. Можно говорить о новом направлении педагогической науки, исследующим педагогические процессы в этом новообразовании, называемом ИОС.

Такое новое направление принято условно называть как "Электронная педагогика".

Рассмотрим, при помощи каких составляющих осуществляется учебный процесс в ИОС, например, в виртуальном представительстве (ВП) учебного заведения сети Интернет.

ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых являются преподаватель и студент.

При этом состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб - типовым программным обеспечением. Иными словами, ВП - это программный комплекс, предоставляющий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в отдельном учебном заведении. Администрирование ВП ведет базовое учебное заведение, реализуя свою методику обучения на основе типовых.

ВП обеспечивает каждому учащемуся возможность:

доступа в электронную библиотеку, где сосредоточено учебно-методическое обеспечение;

общения с преподавателем по электронной почте;

общения со студентами своей виртуальной учебной группы;

консультации у преподавателя в режиме on-line и ряд других возможностей.

Основными подсистемами ВП, реализующими основные функции виртуального представительства, являются (5):

Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей;

Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;

Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением;

Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) - формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.;

Подсистема контроля знаний (тестовая подсистема);

Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, протоколирование работы;

Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных документов.

Основными структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, в данной схеме являются электронная библиотека и электронный деканат.

Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:

текстовых материалов;

аудио- и видеоматериалов;

гипертекстовых пособий;

графических иллюстраций;

учебных компьютерных программ;

моделирующих систем;

автоматизированных лабораторных практикумов;

тестовых заданий нескольких типов и т.д.

В учебном процессе учащиеся обеспечиваются обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине.

Функции электронного деканата - формирование соответствующих учебных групп, что позволяет организовать учебную деятельность учащихся и преподавателей, обеспечить четкую работу ВП в целом. Для учебных групп составляется расписание, размещаемое на доске объявлений ВП в закрытой его части. Здесь же может размещаться информация о составах учебных групп, информация администрации ВП, деканата или отдела кадров ВП.

В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться (открываться) электронные аудитории или форумы как средств коллективной работы учащихся. При этом ВП учебного заведения само формирует необходимые для ведения учебного процесса учебные и административные ресурсы, так называемые производственные модули, применяемые в процессе обучения по той или иной дисциплине и создаваемые по мере необходимости.

К числу таких модулей можно отнести:

ЧАТ учебной группы по отдельным дисциплинам (on-line аудитории - семинары и консультации);

Телеконференции (форумы) по дисциплинам (off-line аудитории - семинары и консультации);

Доски объявлений;

Листы рассылки;

Система индивидуальных (тарифицируемых) консультаций.

Следует отметить, что число таких модулей в ВП учебного заведения определяются потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.

Таким образом, информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя, на которого возлагаются следующие функции:

координирование познавательного процесса;

корректировка преподаваемой дисциплины;

консультирование при составлении индивидуального учебного плана;

руководство учебными планами, учебными проектами.

Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.

Учебное заведение реализует через свое ВП обучение по отдельным курсам (дисциплинам) по одной или более специальностям. При этом программное обеспечение ВП обеспечивает возможность выбора учащимся преподавателя, у которого он желает проходить обучение. Учащийся может ознакомиться с данными, характеризующими опыт работы каждого преподавателя (анкетные данные, научный и педагогический стаж, основные научные труды и достижения и иные данные, которые сам преподаватель считает необходимым разместить в своем файле). Выбор преподавателя происходит, как правило, до осуществления выбора учебно-методического обеспечения по дисциплине.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть еще один блок, который непосредственно относится к учебному процессу и не представлен в приведенной схеме, - это электронная кафедра. Вопрос об идеологии построения электронной кафедры находится в стадии разработки и становления.

В ИОС должны измениться и условия функционирования виртуальной (распределенной, экстерриториальной) кафедры, отличные от традиционной.

Для того чтобы выявить эти условия, необходимо провести анализ организационной, методической и научной деятельности отечественных университетских кафедр и их зарубежных аналогов, а также типа, содержания и характеристик информации, обеспечивающей функционирование кафедры как эргатической системы.

В качестве первоочередных мер необходимо разработать:

концепцию распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ при реализации учебно-методической, научной, организационной и иных инновационных функций;

структуру и принципы функционирования распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ;

концепцию виртуального представительства кафедры в сети Интернет;

типовую структуру ВП кафедры как интерактивной информационной системы для обеспечения научной, методической и научно-исследовательской деятельности.

В результате решения этих задач возможно получить:

концепцию распределенной (виртуальной) кафедры в составе университетского образовательного комплекса;

методические рекомендации по организации учебной, научной и методической работы распределенной (виртуальной) кафедры.

Распределенная кафедра как Интернет-кафедра не ограничена административными и национальными границами. Она может осуществлять свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом кафедра организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей университетского образовательного комплекса, по реализуемым образовательным программам на всех уровнях получения образования, по всем формам и технологиям обучения.

Распределенная кафедра может осуществлять все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:

лекции, в том числе в поточной аудитории;

лекции в сетевых классах;

лекции в режиме теле- и видеоконференций;

лекции-презентации;

практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;

организация самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;

организация конференций учебной группы с использованием электронной почты и иных телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;

консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);

контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, в режимах off-line и on-line, в режиме теле-видеоконференций;

организация и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;

участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;

участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

Основной функцией распределенной кафедры является, конечно, учебно-методическая поддержка учебного процесса. В первую очередь, это - разработка учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в сети Интернет).

Учебно-методическая поддержка учебного процесса выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательной деятельности:

учебники;

учебные пособия;

авторские курсы лекций;

сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (case-study);

сборники тестов;

лабораторные и иные практикумы;

руководство по изучению курса (study-guide);

компьютерные программы, а также другие материалы для организации самостоятельной работы.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности может располагаться на различных носителях информации (бумажные носители, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение face-to-face, сетевое обучение, мультимедийное обучение).

Другим направлением деятельности виртуальной кафедры является ее научно-исследовательская работа по следующим направлениям:

научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания учебных курсов;

научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания всего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности;

научно-методическое обоснование направлений совершенствования форм и видов обучения, образовательных технологий;

мониторинг образовательной и методической деятельности других кафедр и образовательных структур в России за рубежом;

организация исследований по актуальным научным проблемам в рамках научно-педагогической школы (школ);

организация научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов;

организация научно-консалтинговой деятельности;

подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в сети Интернет) по результатам научных исследований.

Важным вопросом является также определение состава виртуальной кафедры, который может образовываться из числа лиц, осуществляющих научно-педагогическую деятельность по родственным учебным курсам в отношении студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, обучающихся на территории субъектов Российской Федерации за рубежом. В состав распределенной кафедры могут включаться как преподаватели базового учебного заведения, реализующего учебный процесс через свое виртуальное представительство, так и региональные преподаватели. Региональными преподавателями являются педагогические работники - профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, ведущие учебный процесс со студентами, аспирантами, докторантами, слушателями базового учебного заведения по одной или нескольким смежным дисциплинам через виртуальное представительство базового учебного заведения.

Наряду с профессорско-преподавательским составом кафедра может включать также аспирантов, докторантов, студентов-стажеров, методистов, технологов, лаборантов.

В составе кафедры могут быть образованы лаборатории, научно-исследовательские группы и другие подразделения, которые могут быть также экстерриториальными.

Распределенная кафедра осуществляет образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде базового учебного заведения, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями учебного заведения, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспирантами, слушателями, обучающимися на расстоянии, а также доступ в мировое образовательное пространство.

Таким образом, информационно-образовательная среда - это, прежде всего, педагогическая система с ее обеспечением в финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемах.

Виртуальное представительство учебного заведения представляет собой взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса, реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых при подготовке и реализации учебного процесса являются, конечно, преподаватель и студент.

Основными же структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, являются электронная библиотека, электронный деканат и виртуальная кафедра.

1.2 Учебно-техническая среда как составная часть информационно-образовательного процесса для подготовки будущих рабочих и специалистов. Основы конструирования, эксплуатации, технического обслуживания учебной среды

Формирование и развитие в вузе собственной информационно-образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства, является одной из основных стратегических задач высшей школы для того, чтобы адаптироваться к быстро изменяющимся внешним условиям. Предполагается, что система образования получает следующие преимущества в результате использования современных информационных образовательных средств технологий, а именно:

разрешение социально-экономических проблем;

ликвидация отставания удаленных районов государств от образовательных центров в контексте свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям цивилизации;

интеграция мирового интеллектуального, творческого, информационного и научно-педагогического потенциалов в интересах человека, что должно привести к развитию единого мирового образовательного пространства.

Под информационно-образовательной средой мы будем понимать педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [12].

Модель информационно-образовательной среды должна отражать компонентную структуру среды, определяющую объекты, технологии, входящие в состав среды, систему межкомпонентных взаимосвязей и взаимодействий, а также содержать систему основных положений и требований, которым должны удовлетворять как отдельные информационные ресурсы, так и вся среда в целом.

В состав рассматриваемой личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического университета должны входить следующие микросреды: библиотека; учебная микросреда - учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебники, пособия, система дистанционного обучения; среда личностного саморазвития - проективная деятельность, Интернет-классы, как условие индивидуальной траектории личностного развития будущего специалиста; технопарк и техническое оснащение учебного процесса.

Рассмотрим более подробно компоненты личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза, системообразующим компонентом которой является личностная направленность этой среды.

Библиотека. Информационную поддержку учебного, научного и воспитательного процессов в техническом университете осуществляет научно-техническая библиотека.

Одно из актуальных направлений работы библиотеки - компьютеризация библиотечно-библиографических и информационных процессов.

Библиотека является основным хранилищем информационных ресурсов образовательной среды.

Информационные ресурсы библиотеки сегодня складываются из двух видов: традиционные (бумажные) и электронные. Различие между этими видами ресурсов состоит не только в способе представления информации, но и в организации комплектования, хранения, предоставления и использования.

Очевидно, в перспективе значительная часть традиционных документов будет представлена в электронной форме. Объединенные в единую систему они приобретают новый статус, при котором возможна реализация качественно нового уровня хранения, организации и использования этих информационных ресурсов, на котором будет обеспечено более широкое распространение и эффективное использование.

Основные задачи, решаемые библиотеками учебных заведений:

накопление знаний - сбор и обработка информации на различных материальных носителях;

архивирование знаний - представление информации для долговременного хранения;

библиографирование знаний - описание источников информации и обеспечение быстрого и многоаспектного поиска необходимых сведений;

перенос знаний в пространстве - распространение информации;

трансляция знаний во времени - передача знаний через длительные временные промежутки за счет хранения источников информации.

От состояния информационных ресурсов библиотеки и качества предоставляемых услуг напрямую зависит качество образовательных услуг в вузе. Поэтому библиотека, как главный социальный институт, организующий сбор, хранение и использование информационных ресурсов, является неотъемлемым компонентом процесса информатизации вуза [3].

В библиотеке должен быть накоплен значительный массив электронных документов, представляющих интерес для учебного и научного процессов вуза. Электронный фонд должен постоянно пополняться ресурсами, созданными другими учреждениями и организациями, в том числе, и размещенными в открытой среде Интернета.

Создание библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов является важнейшей стратегической задачей технического вуза и должно быть направлено на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности университета за счет оперативного использования электронных информационных ресурсов библиотеки.

Учебная микросреда представляет собою учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебники, пособия, систему дистанционного обучения.

Информационным наполнением процесса обучения является учебно-методический электронный комплекс дисциплины, содержащий:

электронные учебники, включающие теоретический материал, глоссарий, а также темы лабораторных и практических работ и примерные вопросы для контроля;

планы лекционных и практических занятий;

виртуальные лабораторные комплексы;

задания к лабораторным работам;

учебные задания для самостоятельной работы и требования к ним;

задания к итоговой аттестации;

описания информационных средств и технологий, необходимых для выполнения учебных заданий;

методические указания к использованию данного комплекса;

электронные банки тестов;

краткие конспекты лекций по дисциплине в виде компьютерных слайдов;

ссылки в Интернете на дополнительные информационные ресурсы по дисциплине;

дополнительные учебные материалы (учебники, пособия, журналы и т.д.).

Данный учебно-методический комплекс может предоставляться студентам на внешнем носителе, а также свободно распространяться по локальной внутривузовской сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов) должен постоянно обновляться и пополняться.

Помимо электронного учебного комплекса студентам может предлагаться также аналогичный учебно-методический комплекс в традиционной форме - книги, сборники задач, методические рекомендации и т.д.

Основными информационными ресурсами, отражающими содержание дисциплины, являются электронные учебники.

С точки зрения информационных технологий, интерактивный электронный учебник - это сложный гипертекстовый документ, включающий текстовую, графическую и мультимедийную информацию. Как правило, такой учебник содержит структурированный учебный теоретический материал, глоссарий (словарь), а также темы лабораторных и практических работ, задания по дисциплине и рекомендации по ее изучению.

В электронных учебниках, как составляющей информационно-образовательной среды, концентрируется материал, необходимый для обучения. К основным качествам электронного учебника относятся: полнота и непрерывность изложения материала, реализация новых дидактических схем работы с использованием современных информационных средств, комплексное применение мультимедийных технологий, навигационные возможности. Однако, при переводе качественного электронного учебника в бумажный формат происходит потеря ряда его дидактических свойств, так как сам электронный учебник задает и технологию его освоения [4].

Электронные учебники должны удовлетворять следующим требованиям:

деятельность и подробность изложения материала;

наглядность и доступность при освоении учебника обучающимися;

быстрота и оперативность получения информации [5].

Электронный учебник, как дидактическое средство, обладает гораздо большими функциональными возможностями, чем традиционный. Преимущества таких учебников перед традиционными учебниками и пособиями заключаются в следующем:

большая наглядность;

возможность предоставления мультимедийной информации;

быстрый поиск информации;

возможность связи с другими электронными пособиями;

интерактивность;

компактность;

доступность и дешевизна.

Тем не менее, электронные учебники имеют и ряд недостатков, которые необходимо учитывать, управляя образовательным процессом студентов:

однообразие и монотонность работы с электронным учебником;

невозможность получить разъяснения при затруднениях;

более быстрое, чем при использовании традиционных учебников, утомление глаз;

непривычная психологическая ситуация, связанная с вертикальным расположением текста;

возможные технические проблемы, связанные со сбоями в работе компьютерной техники, низкой пропускной способностью каналов при использовании сети Интернет, разрывы модемных соединений и т.д.;

необходимость наличия определенных навыков у преподавателя и студента для работы с соответствующими информационными средствами;

как правило, отсутствие обратной связи.

Сегодня процесс создания электронных учебников достаточно упрощен, что предоставляет возможность привлечения к созданию компьютерных учебников преподавателей и студентов.

В информационно-образовательной среде вуза необходимо наличие базы электронных учебных материалов для того, чтобы обучающиеся имели возможность выбора между традиционными и электронными пособиями и сами могли для себя определить оптимальные пропорции использования и тех и других.

Важным фактором информатизации образования является использование возможностей глобальной сети Интернет, как огромного информационного ресурса. Однако, во время обучения должна быть предоставлена возможность выбора информационного ресурса. В этой связи, несмотря на все достоинства, электронные образовательные ресурсы должны не заменять собой традиционные, а дополнять их.

Среда личностного саморазвития представляется проективной деятельностью преподавателей и студентов, Интернет-классами, которые выступают как условие индивидуальной траектории личностного развития будущего специалиста, творческой и рефлексивной деятельностью субъектов образования.

Интернет-классы предоставляют возможность самостоятельного поиска образовательной информации, а также возможность размещения на собственных сайтах результатов своей деятельности, что является очень значимым для собственного самоутверждения и развития творческих способностей.

Похожие работы на - Конструирование, эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технической среды для подготовки будущих рабочих и специалистов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!