Принципы уголовного законодательства России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,69 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы уголовного законодательства России

Содержание

Введение

. Понятие уголовного права и его функции

. Задачи уголовного законодательства и современная уголовная политика

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

В настоящее время Россия испытывает время значительного реформирования для преодоления системного кризиса, который охватил экономическую, политическую и иные сферы общественной жизни. Создаются принципиально новые правовые институты, которые должны отвечать переменившимся экономическим обстоятельствам, критериям правового государства.

При всем при этом любое изменение существовавших устоев, преобразование общества и государства полагает прекращение ранее существовавших структур, либо потеря ими своих принципов. При этом новые структуры еще не укрепились. Данное обстоятельство может послужить причиной роста преступности.

Для борьбы с преступностью уже давно созданы комплексные меры общегосударственного масштаба, сформирована и приведена в действие единая программа, в которой задействованы все государственные властные структуры, общественные организации, результатом которой и есть постепенное сокращение и образование устойчивой тенденции к дальнейшему уменьшению преступности. Именно для этого был создан принципиально новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который является законодательной базой для уголовно-правовой борьбы с преступностью, именно он играет важную роль в решении задач реального сокращения преступности.

Действовавший до 1996 года Уголовный кодекс РСФСР, изданный в 1960 года, отражал идеологию и политику (а именно в сфере борьбы с преступностью) прошлого, дореформенного периода и естественно устарел. Он перестал соответствовать целям, которые стояли перед Российской Федерацией, на данном этапе ее становления. Нынешний Уголовный кодекс в существенной мере возмещает недочеты и недостатки предыдущего УК, он в большей степени соответствует задачам формирования нового общества, государственного и общественного строя Российской Федерации. Детально это отображается, прежде всего, в модификации приоритетов уголовно-правовой охраны. Важное место, в соответствии с Конституцией РФ, занимает защита личности, законных прав, свобод и интересов граждан. Впервые в УК зафиксированы принципы уголовного законодательства.

1. Понятие уголовного права и его функции

Понятие уголовное право используется в нескольких значениях:

как отрасль права;

как наука уголовного права;

как самостоятельная учебная дисциплина.

Уголовное право устанавливается в теории уголовного права как совокупность юридических норм, которые установлены высшими органами государственной власти. Данные нормы дают определения преступности и наказуемости деяний, основаниям уголовной ответственности, определяют цели наказания и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Характерность уголовного права как отрасли права состоит в том, что только оно считается базой для установления преступности и наказуемости деяний. Самостоятельность выражается также в присутствии собственного предмета и метода правового урегулирования.

Уголовное право вместе с отраслью российского права определяется и как уголовно-правовая наука, т.е. как совокупность (система) взглядов, представлений и знаний об общих принципах и других общих основаниях уголовной ответственности, о уголовно-правовых институтах и уголовно-правовых нормах.

Также как и само уголовное право, уголовно-правовая наука считается сопредельной с некоторыми отраслевыми науками, которые занимаются изучением проблем борьбы с преступностью и иными правонарушениями. Однако каждая их данных наук обладает своим содержанием и спецификой. Например, главным предметом науки уголовного права считается уголовное законодательство, а вот в криминологии преступность изучают как относительно массовое социальное явление, причины и условия ее возникновения и роста, пути и методы ее сокращения, личность преступника и мер предупреждения преступлений. Более всего между собой связаны наука уголовного права с наукой об уголовно-исполнительном законодательстве. Данная наука исследует эффективность осуществления целей наказания в процессе их выполнения, а также результатов использования тех или иных видов наказаний.

Уголовное право изучается также как дисциплина. Отличие между уголовным правом как наукой и учебной дисциплиной заключается:

)уголовное право - учебная дисциплина полностью основывается на уголовном праве - науке.

)цель учебной дисциплины - довести до обучающихся при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки - увеличение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методического арсенала.

)учебная дисциплина более субъективна, чем наука, так как в существенной мере зависит от усмотрения составителей учебной программы, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

Итак, что же такое Уголовное право? Это отрасль правовой системы России, которая определяет основания, принципы и условия уголовной ответственности, а также виды преступлений и наказания, назначаемые за их совершение.

Термин "уголовное право" сформировался исторически от определения, которое употреблялось на Руси «отвечать головой», т. е. жизнью, за совершение наиболее опасных деяний. Данный термин используется только в России, так как большинство стран мира обусловливают данную отрасль права как право о преступлениях или как право о наказаниях.

Задачи уголовного законодательства Российской Федерации сформулированы в ч.1 ст.2 Уголовного кодекса Российской Федерации («Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации»). Где указано, что задачами данного кодекса, считаются: охрана прав и свобод человека и гражданина, его собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных покушений, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предотвращение преступлений.

Из описанных выше задач уголовного законодательства вытекает, что важнейшая его задача - охранительная. Можно выделить два критерия охранительной задачи:

первый связан с предостережением, удержанием лиц от совершения преступлений благодаря воздействиям на них охранительных правоотношений;

второй - после совершения преступлений - определен содержанием возникшего уголовно-правового отношения ответственности.

Охрана общественных отношений от преступных посягательств как задача уголовного права имеет свои пределы, то есть имеет начало и конец. Охрана обусловлена рамками: началом считается удержание лиц от совершения общественно опасного деяния, и до их привлечения к уголовной ответственности в случаях совершения преступления (конец).

Как указано в Конституции, человек, его права и свободы считаются высшей ценностью. В соответствии со ст. 17 Конституции становится понятно, что основные права и свободы человека неотчуждаемы, они принадлежат каждому гражданину от рождения. Конституция также выявляет и суть основных прав и свобод граждан (ст. 17-56). При этом реализация прав и свобод человека и гражданина не должна преступать права и свободы других лиц.

Общественный порядок как объект уголовно-правовой охраны представляет собой совокупность общественных отношений, которые обеспечивают:

общественное спокойствие,

следование общественной нравственности (следить за соблюдением законопослушного и достойного поведения граждан в общественных местах),

наблюдение за бесперебойной работой транспорта, предприятий, учреждений и организаций;

физическую и нравственную неприкосновенность личности.

Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз.

Самостоятельно рассматривается объект уголовно-правовой охраны - окружающая среда. Как указано в ст. 42 Конституции, любой гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, верную информацию о ее состоянии и на компенсацию ущерба, который причиняет его здоровью или его имуществу экологическими преступлениями. Чтобы защищать данное конституционное право, существуют нормы УК (гл. 26), где говорится об ответственности за экологические преступления.

Определение конституционного строя как объекта уголовно-правовой охраны описано в гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя". Где указано:

) закрепление формы государственной власти в Российской Федерации (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления);

) установление источника государственной власти (многонациональный народ) и возможностей исполнения народовластия (соответственно, путем референдума и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления);

) границы влияния суверенитета Российской Федерации (вся территория Российской Федерации);

) принципы и позиции федеративного устройства Российской Федерации;

) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

) другие убеждения, позиции и принципы конституционного устройства Российской Федерации.

Необходимостью стало включение в число задач в уголовное законодательство Российской Федерации предупреждение преступлений. Данная задача включает в себя функции: предупреждение совершения преступления гражданами под влиянием уголовно-правового запрета. Для выполнения уголовного закона существуют не только сами уголовно-правовые запреты, но и так называемые дозволительные нормы (например, о необходимой обороне и крайней необходимости), потому как данные нормы также оказывают содействие для предупреждения преступлений. Данные нормы лучше назвать нормами, которые стимулируют предупреждение преступлений, а также правомерное поведение. К таким стимулирующим нормам можно отнести и нормы об освобождении от уголовной ответственности в случае, когда виновный после преступного поведения ведет себя позитивно. Например, в примечании к ст. 275 УК, говорится об освобождение от уголовной ответственности за государственную измену, шпионаж и насильственный захват власти или насильственное удержание власти, если виновный добровольно и своевременно сообщает органам власти о содеянном, что способствует предотвращению ущерба интересам Российской Федерации.

Еще одна функция уголовно-правовой охраны - частная превенция уголовного закона. В данном случае имеется ввиду предупреждение совершения новых преступлений лицами, которые уже совершили какие-либо преступления. Этого можно достичь путем применения к ним мер уголовного наказания, принудительных мер медицинского и воспитательного характера, уголовного осуждения, соответственно они связаны с увеличением социального контроля над осужденными.

Воплощение в жизнь задач уголовного законодательства происходит благодаря выполненным целям:

установление в нем оснований и принципов уголовной ответственности;

определение опасных деяний, которые считаются преступлениями;

установление определенных видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений (например, принудительные меры воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним).

В юридической литературе задачи уголовного прав подвергают анализу в связи с его функциями. Многие авторов во главе ставят функции уголовного законодательства, так как задача - это то, что дано, предложено для выполнения, разрешения; то, что требует выполнения, разрешения. Именно поэтому, функцией считают то, что внутренне свойственно закону, проявляет свойство какого-либо объекта, его жизнедеятельности. Функция обладает приоритетом над задачей, которая, хотя и введена законодателем, однако находится ниже, чем функция от факторов, которые обуславливают содержание уголовного законодательства. При формировании содержания уголовного закона факторами социальной действительности задача задается законодателем снаружи, а функция формируется внутри.

В теории уголовного права выделяют несколько основных функций уголовного права:

)охранительная - уголовное законодательство предназначается для охраны общественных отношений от преступных посягательств. Исполнение охранительной функции уголовного права осуществляется путем установления уголовно-правовых запретов: воспрещается выполнять действия, которые могут быть признаны опасными и вредными для личности, общества и государства. Однако если на лицо возложена обязанность совершить какие-либо активные действия, соответственно уголовная ответственность наступает за невыполнение этой обязанности, т. е. бездействие. В основном уголовная ответственность за бездействие устанавливается, когда не выполняются служебные обязанности.

)регулятивная - уголовное законодательство регулирует правоотношения, которые возникают в связи с совершением преступления, между лицом, совершившим данное преступление, и государством, иначе говоря, между субъектами уголовного правоотношения. Так как урегулирование общественных отношений в нашей стране исполняют другие отрасли права (государственные (конституционные), административные, гражданские, хозяйственные и т. д.), то уголовное право способствует формированию данных отношений в определенном направлении, которое соответствует политике государства, но мешает появлению и существованию отрицательных явлений. Именно поэтому необходимо указать, что уголовное право регулирует не только общественные отношения, которые непосредственно связанны с уголовной ответственностью лиц, преступивших уголовно-правовой запрет, но и регулирует все отношения, которые входят в круг действия уголовного права. Данные отношения можно поделить на две группы:

В состав первой группы входят отношения, которые контролируются другими отраслями права, в то время, когда уголовно-правовой запрет укрепляет, обеспечивает исполнение правил поведения и взаимоотношения людей в общественной жизни, которые устанавливают другие отрасли права. Например, учрежденные в нормах гражданского права положения о порядке и условиях ведения предпринимательской деятельности подкрепляются определенными нормами уголовного права, которые в свою очередь устанавливают ответственность за незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции, фиктивное банкротство и т.д.

В состав второй группа входят отношения, которые непосредственно контролируются нормами уголовного права. Например, запрет лишать жизни другого человека сформирован на нормах уголовного права.

)предупредительная - уголовное законодательство сосредоточено на предупреждении различных видов преступлений. Предупредительная роль уголовного права включает в себя, как воспитание у граждан сознания необходимости блюсти наличествующие в государстве общественные отношения и не причинять вреда охраняемым ценностям, так и удержание непостоянных в правовом отношении лиц от совершения преступлений под страхом наказания.

) Воспитательная - содействует развитию правосознания населения. Сам факт издания уголовных законов дает возможность населению страны осознать, какие действия законодатель считает опасными для общества. Использование уголовного закона оказывает влияние на сознание не только правонарушителей, но и других лиц, воспитывая такое свойство, как правопослушание, т. е. осмысленное выполнение предписаний правовых норм.

Именно поэтому большинство граждан не совершают преступлений в силу воспитанной у них нравственной позиции. При этом некоторые граждане не отличаются стойкими нравственными принципами и допускают так называемое девиантное (отклоняющееся) поведение (т. е. пьянство, совершение аморальных поступков, нарушение правил общественного бытия и т. д.), однако они воздерживаются от совершения преступлений из-за страха перед уголовным наказанием.

Уголовное право содействует с целым рядом отраслей права, однако не лишается своей самостоятельности. Именно поэтому необходимо рассмотреть характер данного соотношения.

Уголовное право и уголовный процесс. Уголовный процесс иметь отношение к уголовному праву так же, как форма касается содержания. Уголовное право устанавливает содержательную, предметную деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений, а также судопроизводства по уголовным делам. Уголовный процесс обусловливает порядок работы всех перечисленных органов, этап их работы и официальную формулировку их результатов. Достаточно тесное имеют отношение интересы уголовного и уголовно-процессуального права в таких институтах, как основания уголовной ответственности и освобождения от нее и от наказания, давность привлечения к уголовной ответственности и давность обвинительного приговора, амнистия, погашение и снятие судимости и т.д.

Уголовное право и уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное право определяет порядок осуществления наказания по приговору суда. Именно эта отрасль права сотрудничает с уголовным правом в таких вопросах, как наказание, рецидив, освобождение от ответственности и наказания.

Административное право. Эта отрасль права урегулирует ответственность за административные правонарушения и взаимодействует с уголовным правом в проблематике распределения преступлений и административных проступков, соотношения уголовных и административных санкций, декриминализации деяний при перемещении их в разряд административных правонарушений или наоборот.

Гражданское право. В обстоятельствах формирования рыночных отношений в России наиболее узкой и в то же время непростой считается взаимосвязь уголовного и гражданского права. В первую очередь имеется в виду области разграничения имущественных преступлений и гражданско-правовых деликтов, которые имеют, в основном, также имущественный характер.

2. Задачи уголовного законодательства и современная уголовная политика

Уголовно-правовая политика - это деятельность государства по составлению планов и реализации мероприятий, которые направлены на предотвращение преступности, путем усовершенствования уголовного законодательства и практики его использования, а равно должного применения уголовно-правовых норм.

Уголовно-правовая политика содержит определенные задачи, принципы, формы реализации, средства и т.д.

контролировать преступность,

охранять правопорядок,

совершенствовать нормативно-правовую базу противостояния преступности и др.

При этом для решения данных задач необходимо несколько направлений: уменьшение количества совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений, а также корыстных и насильственных преступлений. Заодно преступлений, которые связаны с бандитизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом/употреблением наркотических средств, психотропных веществ, а также растений (их частей), которые содержат данные средства/вещества и пр.

Но главное, что все задачи сосредоточены на достижении главной цели - образование эффективной системы противостояния преступности.

Уголовно-правовая политика может быть осуществляться в законодательной, директивной, управленческой (административной) и правоприменительной (правореализующей) формах.

Законодательная форма основывается на совершенствовании уголовного закона.

Директивная форма содержится в работе по противостоянию преступности на подзаконном уровне.

Управленческая форма организовывает правореализующую деятельность подведомственно.

Правоприменительная форма выполняет следственно-судебную деятельность, а также повышение ее эффективности.

Существуют определенные средства уголовно-правовой политики.

. На законодательном уровне: формирование законодательной и исполнительной властью нормативно-правовой базы, которая регулирует криминализацию и декриминализацию действий.

Криминализация законодательная - перемещение действий из числа правомерных (административных проступков и иных правонарушений) в разряд преступлений из-за изменения общественного разума и законодательства.

Декриминализация законодательная - перемещение действий из числа преступных в разряд правомерных (административных проступков и иных правонарушений) из-за изменения общественного разума и законодательства.

. На директивном уровне: не объединенная с законодательной криминализацией/декриминализацией организация мер противостояния преступности, которая регулируется правовыми положениями исполнительной власти, указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями и прочими решениями Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.

. На управленческом уровне: создание мер противостояния преступности, которая регулируется ведомственными предписаниями, объяснениями, рекомендациями и другими правовыми актами.

На основе правовых актов исполнительной власти, а также ведомственных положений формируются правоприменительная криминализация либо правоприменительная декриминализация.

Криминализация правоприменительная - расширение использования уголовно-правовой нормы, которое не связанно с изменением законодательства.

Декриминализация правоприменительная - сокращение использования уголовно-правовой нормы, которое не связанно с изменением законодательства

. На правоприменительном уровне: следственная, судебная деятельность, которая направлена на возбуждение либо прекращение уголовного дела (уголовного преследования), предъявление обвинения, озвучивание обвинительного или оправдательного приговора, а также на озвучивание определений и постановлений дознавателями, следователями, прокурорами и судьями.

Уголовный закон Российской Федерации - это нормативно-правовая инструкция высшего законодательного органа государственной власти России, в состав которой входят совокупность юридических положений. А также данная инструкция определяет основу и принципы уголовной ответственности, преступность определенных действий и наказание лиц за их совершение, а также другие предписания уголовно-правового характера.

Уголовное законодательство РФ имеет права разбирать:

совокупность уголовно-правовых норм, которые выражают все уголовное законодательство;

установленный уголовный правовой акт;

конкретную уголовно-правовую норму, которая может быть отображена как в одной статье, так и в нескольких статьях или частях статьи нормативного правового акта.

Так как Уголовное законодательство выражает уголовную политику государства, известно, что в ч. 1 ст. 1 УК говориться о положениях УК, которые в соответствии с ч. 1 ст. 3 должны быть единственными источниками уголовного законодательства. Именно поэтому, ни правовой обычай, ни правовой прецедент, ни руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ либо Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета России, а также Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы РФ и т.д. не могут определять уголовную ответственность за совершение тех или иных противозаконных действий. А также они не могут включать в работу новые уголовные правовые нормы.

Тем не менее, в настоящее время, существует еще один источник уголовного законодательства, кроме нормы УК выражать уголовную политику имеет права норма международного права. В связи с этим считается, что могут появиться противоречия. Однако Российские федеральные законы, которые могут урегулировать общественные отношения, а также развитие устойчивой правоприменительной практики, а не международные правовые акты имеют верховенство на всей территории РФ (см. ч. 2 ст. 4 Конституции). И все-таки существует правило, в соответствии с которым международный договор сначала должен вступить в силу для России. При всем при этом, вопрос противоречия нормы национального законодательства норме международного права оборачивается вопросом противоречия между нормами национального законодательства и остается нерешенным.

Структура уголовного законодательства проста и выявляется в составе Уголовного Кодекса. Соответственно УК делится на Общую и Особенную части, разделы и главы. Главы Уголовного Кодекса, в свою очередь, разделяют на статьи. Статья может содержать части и пункты. Нормы, прописанные в статьях Особенной части, отличаются от норм, которые располагаются в статьях Общей части, тем, что имеют санкции. Существует лишь одна норма Особенной части, которая не имеет санкции и прописана она в ст. 331. Данная статья выявляет понятие преступлений против военной службы.

Все статьи Уголовного Кодекса в отдельности содержат в себе самостоятельную норму уголовного закона, часть данной нормы или некоторое количество правовых норм.

Существует несколько принципов уголовного законодательства:

)Принцип во времени.

Временем совершения преступления согласно ч. 2 ст. 9 УК называется время исполнения общественно опасного действия или бездействия и при этом неважно, когда наступят последствия.

Именно наказание за определенные действия, о которых указано в ч. 1 ст. 9 Уголовного Кодекса РФ устанавливается законом, функционировавшим во время совершения данных действий, которые выражаются в активной или пассивной форме преступного поведения человека.

Например, если преступление совершили в 1996 г., при этом уголовное дело по факту его совершения возбудили в 1997 г., соответственно квалифицировать данное общественно опасное деяние как преступление, а также вид и размер принудительной меры воздействия определяется по Уголовному Кодексу РСФСР (а не по Уголовному Кодексу РФ).

Важнейший принцип действия уголовного закона во времени - его необратимость. По всеобщему правилу этот принцип устанавливается так: "lex ad praetritum non valet" - "закон обратной силы не имеет".

Данный принцип выражен в ст. 10 Уголовного Кодекса: "Уголовный закон, который устанавливает преступность действий, усиливает наказание или другим способом ухудшает положение лица, обратной силы не имеет". Если раскрывать данный принцип простыми словами, то, воздействие новых уголовных правовых норм имеет право влиять лишь на такие общественно опасные действия, которые совершили после вступления в силу данных норм.

Из состава основного принципа необратимости, следует принцип обратной силы уголовного закона. В данном принципе, который также указан в ст. 10 Уголовного Кодекса, указано, что уголовный закон, который может устранить преступную деятельность, смягчить наказание или другим способом улучшающий положение лица, которое совершило преступление, имеет обратную силу. Соответственно данный принцип касается лиц, которые совершили определенные действия до введения такого закона в силу, а также на лиц, которые отбывают наказания или уже отбыли его, при этом имеют судимости.

Однако существует уголовный закон, который может устранить преступность деяния полностью или частично декриминализующий это деяние. Например, законодатель аннулировал уголовную ответственность за планирование определенного преступлениям небольшой и средней тяжести, при этом оставил уголовную ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 2 ст. 30 УК).

Существует закон, который смягчает наказание. Данный закон уменьшает максимальную и (или) минимальную величину основного наказания либо предусматривает более мягкий вид наказания за совершение преступного деяния.

Уголовный закон, который определенным образом улучшает положение лица, совершившего преступление:

а) смягчает степень основного или дополнительного наказания либо ликвидирует какое-нибудь основное или дополнительное наказание, если существуют равные остальные основные и дополнительные наказания;

б) квалифицирует действия, как преступления, формирует вероятность более скорого условного досрочного освобождения либо уменьшает сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности и погашения судимости, однако, если не изменилась санкция за данное преступление в сторону ужесточения;

в) рассматривает вероятность освобождения от уголовной ответственности, которая содержится в примечании к статье Особенной части Уголовно Кодекса, однако, если не изменилась санкция за определенное преступление в сторону ужесточения;

г) устраняет признак, который квалифицирует конкретный состав преступления, если при этом не изменилась санкция за это преступление в сторону ужесточения;

д) указывает, что произведенное преступление относится к другому виду, который снижает степень его общественной опасности, если при этом не изменилась санкция за это преступление в сторону ужесточения.

) Принцип действия в пространстве и по кругу лиц.

Существует семь принципов:

территориальный,

экстерриториальный,

покровительственный,

принцип гражданства,

универсальный,

реальный принцип экстрадиции.

В соответствии с территориальным принципом, уголовный закон РФ касается всех преступлений, которые были совершены на территории России. А также преступления, которые были начаты или окончены на территории другого государства. Данный принцип сформирован в ст. 4 Конституции, а также в ст. 11 Уголовного Кодекса.

В основе международных договоров лежит принцип экстерриториальности, где указано, что уголовный закон РФ не распространяет свое влияние на жилые помещения, территории служебных помещений, которые находятся в Российской Федерации, а также на средства передвижения иностранных посольств, консульств, других дипломатических представительств. Соответственно и иностранные уголовные законы не имеют влияния на российские дипломатические представительства, на территории российских военных баз, которые расположены за границей.

Существует некоторая связь покровительственного принципа действия уголовного закона РФ по кругу лиц с принципом экстерриториальности. Связь их состоит в части иммунитета лиц, которые совершили преступления к иностранной юрисдикции. Об этом указано в ч. 2 ст. 61 Конституции, а также в ч. 4 ст. 11 и ч. 2 ст. 12 Уголовного Кодекса. Российские военнослужащие за преступления, которые были совершены на территории российских военных баз, обязательно несут уголовную ответственность, как указано в российском законодательстве. В международном договоре могут быть указаны и другие правила, которые расширяют среду покровительственного принципа и распространяют его на других лиц.

Между прочим, покровительственный принцип, что касается иммунитета совершивших преступления лиц к внутригосударственной юрисдикции, распространяет свое влияние на некоторые категории лиц на территории России (например, Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, судьи РФ и др.). Чтобы привлечь данный круг лиц к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству, необходима реализация определенных мероприятий по преодолению предоставленного им законодательством иммунитета.

Покровительственный принцип также распространяется:

на свидетелей, которые отказываются от дачи показаний против себя самого,

на дела, которые касаются преступлений близких родственников,

на преступления, о которых лицу стало известно в связи с исполнением обязанностей народного депутата,

на воплощение в жизнь религиозного таинства, принятия священником исповеди.

Как указано в принципе гражданства, который отражается в ст. 6 Конституции и в ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Уголовного Кодекса, гражданин Российской Федерации несет уголовную ответственность по законам действующего Уголовного Кодекса за преступления, которые совершены против охраняемых УК интересов и не важно на территории какого государства данные преступления были совершены. Однако существует условия, что совершенные деяния должны быть признаны преступными в государстве, на территории которого они были совершены. Данный принцип распространяется на лиц, которые имеют двойное гражданство, а также лиц без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Гражданин Российской Федерации - это лицо, которое имеет неизменную правовую связь с Российской Федерацией, которая формулируется заодно с взаимными правами и обязанностями. Гражданином Российской Федерации с двойным гражданством (бипатридом), считается гражданин, который обладает гражданством (подданством) иностранного государства. А вот лицо, которое не имеет гражданства Российской Федерации и не имеет возможности доказать наличие гражданства в иностранном государстве, считается лицом без гражданства (апатридом). Иностранным гражданином является лицо, которое не имеет гражданства в Российской Федерации, но при этом имеет гражданство (подданство) иностранного государства.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве отталкивается от круга действия международных договоров.

Как указано в международном договоре, уголовная ответственность лиц, которые совершили международные преступления, устанавливается по законам того государства, на территории которого лицо, совершившее данное преступление задержано, либо пресечена его преступная деятельность. Это может быть уголовная ответственность и за изготовление поддельных денег, легализацию (отмывание) денежных средств, добытых преступным путем, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ (их аналогов) либо оружия, угон воздушного судна. Соответственно, лицо привлекается к уголовной ответственности, не смотря на то, где было совершено преступление и не зависимо от его гражданства. Конечно, если не появятся основания экстрадиции. В таком случае существует правило "aut dedere, aut punire" - или выдай, или накажи.

Из универсального принципа следует реальный принцип действия уголовного закона по кругу лиц, который напрямую связан с принципом гражданства. Согласно универсальному принципу, иностранцы и лица без гражданства, которые не проживают постоянно на территории РФ, совершившие преступления за пределами России, однако против интересов РФ либо против гражданина Российской Федерации, как указано в международном договоре подлежат ответственности по российскому уголовному законодательству, только если они не были привлечены к уголовной ответственности за данные преступления за пределами России. Однако, если лица были осуждены именно за эти преступления судом другого государства, при этом действует правило "non bis in idem" - "за одно не дважды" (см. ч. 1 ст. 50 Конституции и ч. 2 ст. 6 УК).

Универсальный принцип также тесно связан с принципом экстрадиции, который опирается на ч. 2 ст. 63 Конституции и отражен в ч. 2 ст. 13 Уголовного Кодекса. Принцип экстрадиции основан на выдаче преступника государству, против интересов которого им совершено преступление.

Принцип экстрадиции формируется при некоторых условиях:

а) правонарушение произведено против интересов иностранного государства;

в) преступник считается гражданином государства, против интересов которого им совершено правонарушение;

г) государство, на территории которого совершено общественно опасное действие, является государством, которое требует выдачи данного лица.

При всем при этом принцип экстрадиции имеет несколько исключительных особенностей.

Первое, Российская Федерация не обязана выдавать иностранному государству гражданина своей страны, который совершил преступление на территории этого государства или против его интересов (ст. 61 Конституции, ч. 1 ст. 13 УК, ст. 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"). Однако этот запрет не касается выдачи преступника, который совершил преступление вне территории РФ и соответственно до принятия им российского гражданства.

Второе, Российская Федерация не выдает иностранному государству лицо, которое преследуется за политическое преступление, в том случае, когда данное лицо получило убежище в Российской Федерации (ст. 63 Конституции). Политическое убежище в Российской Федерации предоставляет надлежащим указом Президент РФ (Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746).

Третье, Российская Федерация не выдает иностранному государству лиц, которые государство преследует за действия, которые в Российской Федерации не признаны уголовно наказуемыми (ч. 2 ст. 63 Конституции).

Четвертое, выдать иностранному государству преступника Российская Федерация может и отказать, в том случае, когда данное лицо совершило преступление на территории РФ или против интересов России, однако за пределами ее территории. Данное лицо должно понести наказание по закону РФ, а также, если лицо преследуется в порядке частного обвинения или истек срок давности, и т.д. (см. ст. 464 УПК).

уголовный право законодательство преступность

Заключение

В данный момент совершается переосмысление содержания определения «уголовное право» со свободных моральных правовых позиций, которое связано с распределением права и закона и отказом от анализа уголовного права только как уголовного законодательства. Уголовное право существенно обширнее по кругу явлений, которые охватывает и богаче по содержанию, чем закон - как формальный источник права или законодательство - как одна из форм проявлений права.

Из всего написанного следует, что уголовное право - это многоэлементная структура, которая включает в себя уголовное законодательство, а также иные существенные компоненты (правосознание, правоприменение). Существует еще одно определение уголовного права как социального явления, и в отличие от уголовного законодательства, которое считается частью предмета уголовного права, оно не может быть обусловлено помимо связей с факторами, которые его и обуславливают (общественно-опасное поведение), при этом, не указывая на его социальное предназначение (охрана наиболее значимых общественных отношений).

В Уголовном Кодексе РФ впервые зафиксированы принципы уголовного законодательства, в надлежащих статьях выявлено их содержание. Однако в науке ведутся споры о необходимости закрепления некоторых уголовных правовых принципов, которые не указаны в законе, а также об их содержании, которое определено законодателем. При этом недостатки норм в некоторых случаях едва ли вообще могут быть ликвидированы только лишь их уточнением, так как для юридического определения определенных идей в уголовном праве еще не разработан достаточный и общепризнанный теоретический фундамент. Именно поэтому ученые предлагают только лишь перечислить в некоторых статьях УК принципы уголовного законодательства без установления их содержания.

Также в данной работе говорилось, что Уголовное право выступает в роли основного средства осуществления уголовной политики. Используя многолетний опыт использования предыдущего УК РСФСР, а также положения нового Уголовного кодекса, есть возможность достаточно определенно раскрыть две существенные тенденции уголовной политики в современном периоде. Первая стадия заключается в последовательной борьбе с наиболее тяжкими преступлениями, с организованной преступностью, в использовании наиболее суровых мер наказания к лицам, которые совершили опасные преступления. К таким лицам также необходимо отнести и особо опасных рецидивистов, организаторов, руководителей и активных участников преступных организованных формирований, лиц, которые возглавляют преступные группировки и занимаются захватом заложников. Вторая тенденция, в которой осуществляется принцип гуманизма российского уголовного права, включается в себя сужение сферы уголовной регуляции в отношении лиц, которые совершили преступления, не представляющие повышенной опасности, в широком применении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Рациональное совмещение обеих тенденций обеспечит эффективную и законную борьбу с преступностью.

Глоссарий

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Которое является центром государства. Устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права

Общественный порядок - реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций).

Преступление - общественно опасное деяние (действия, бездействие), посягающее на общественный строй, его политические и экономические системы, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый органом государства. Устанавливает, отменяет, изменяет права, законные интересы и юридические обязанности.

Уголовно-процессуальные отношения - урегулированные нормами права отношения, возникающие между участниками уголовного процесса, а также другими лицами при производстве по уголовным делам

Стадии уголовного процесса - сменяющие друг друга этапы процессуальной деятельности, отличающиеся один от другого своими задачами, сроками, кругом участников, процессуальной формой и процессуальными решениями

Презумпция невиновности - обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Принципы уголовного права - основные начала, руководящие идеи, закрепленные в уголовно-правовых нормах, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью

Уголовное право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность уголовно-правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства.

Уголовно - правовая норма - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания, а также с профилактической и стимулирующей функциями уголовного закона

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации // "Российская газета", N 237, 25.12.1993

Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М. 1988 г.

Головко А.Б. Принципы неотвратимости ответственности и публичности в современном российском уголовном праве и процессе // «Государство и право», 1999, №3.

Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно-опасное поведение // «Государство и право», 1997 г. ,№2.

Гражданский кодекс РФ (часть первая) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

Уголовный кодекс РФ 1996 года // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года // "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591.

Федеральный закон от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года №3-П // Вестник Конституционного Суда РФ, №3, 1999

Обращение Государственной Думы к Президенту РФ В.В. Путину о преждевременности ратификации Протокола №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года. Принято постановлением Государственной Думы 15 февраля 2002 года №2483-III ГД // Парламентская газета, 28.02.2002, №41(921)

Похожие работы на - Принципы уголовного законодательства России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!