Информационно-программное обеспечение педагогических дисциплин

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,87 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-программное обеспечение педагогических дисциплин

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет управления и социально-технических сервисов

Кафедра профессионального образования и управления образовательными системами




Направление подготовки профессиональное обучение

Профиль: декоративно-прикладное искусство и дизайн

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Информационно-программное обеспечение педагогических дисциплин»

СТУДЕНТКА Гурьянова В. С.

РУКОВОДИТЕЛЬ К. П. Н., доцент М.В. Булаева

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д.п.н., профессор С.М. Маркова



Нижний Новгород, 2016 год

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы современных информационных технологий и программных средств в образовании

.1Понятие информатизации образования

.2Классификация и характеристика информационно-программного обеспечения в образовании

.3Влияние информационных технологий обучения на развитие креативного мышления

Глава II. Применение электронного учебного курса в самостоятельной работе студентов

.1 Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура

.2 Разработка элемента лекционного занятия по дисциплине «Общая педагогика» в системе дистанционного обучения Moodle

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В современных условиях информатизации общества знания и информация очень быстро устаревают, выдвигаются всё более новые требования и к образованию, человеку XXI века, желающему не отставать от этого глобального процесса, необходимо учиться в течение всей жизнь. Тот величайший объём знаний, который был накоплен человечеством, заставляет искать новые подходы к организации процесса обучения.

Понимание фундаментальной роли информации в общественном развитии обусловило необходимость создания особой информационной культуры личности. Чтобы применять новые компьютерные технологии в жизни, стало необходимо новое мышление, которое должно формироваться у ребёнка с младших классов. Поэтому использование в процессе обучения новых информационных технологий и программных средств (ИКТ) является актуальной проблемой современного образования. Современное образование теперь рассматривается уже не просто как приобретение учащимися некоторого набора учебной информации, а как развитие у них потребностей и способностей к самостоятельному получению новых знаний и умений, пользуясь многообразными источниками информации.

В процессе решения проблем образования, стоит начинать с профессиональной подготовки специалистов. Важна именно подготовка в сфере современных информационно-программных средств. Современные преподаватели обязаны уметь грамотно подбирать и использовать именно те технологии, которые в наибольшей степени отвечают содержанию и целям освоения конкретной дисциплины, помогают гармоничному развитию обучающихся с учётом их личных особенностей.

Данное исследование внедрения и использования информационных технологий и программных средств в организацию педагогического процесса очень актуально и обусловлено необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Объект исследования - современное информационно-программное обеспечение в образовании.

Предмет исследования - применение электронного учебного курса в системе самостоятельной работы студента.

Целью работы является выявление дидактических возможностей современных информационных технологий и программных средств, а также проектирование и создание элемента лекционного занятия в системе Moodle, направленного на изучение основ дисциплины «Общая педагогика»

Задачи:

.Ознакомиться с понятием информатизации образования.

.Рассмотреть классификацию и характеристику информационных технологий и программных средств в образовании.

.Проанализировать влияние информационных технологий на развитие креативного мышления.

.Рассмотреть понятие электронного учебного курса, его содержание и структуру.

5.Разработать элемент лекционного занятия по дисциплине «Общая педагогика» в системе дистанционного обучения Moodle

Глава I. Теоретические основы современных информационных и коммуникационных технологий в образовании

1.1Понятие информатизации образования

С каждым годом увеличивается темп развития современных информационных технологий и программных средств, это является отличительной чертой современного периода. Наше общество входит в фазу информатизации. Очевидным становится то, что развитие информационного общества и информатизация образования очень тесно связаны. В данной главе становится целесообразным пояснить такие термины, как «информатизация общества» и «информатизация образования».

Информатизация общества представляет собой комплекс взаимозависимых общественно-экономических, политических, а также научных факторов, обеспечивающих возможность свободы доступа любому члену социума к различной информации, помимо секретно-законодательных документов. Информатизация общества нацелена на качество жизни граждан, на его повышение благодаря одновременному увеличению эффективности и улучшению трудовых условий. [2]

Информатизация образования - является частью информационного развития общества, совокупность действий, направленных на преобразование образовательного процесса, основываясь на внедрение современных информационных технологий и программных средств. Это часть процесса, обеспечивающего сферу образования особыми методами и опытом создания и наилучшего применения, актуальных ИКТ и программных средств, которые ориентированы на осуществление психологических и педагогических замыслов образования и воспитания. Процессы информатизации образования и обучения стимулируют:

.Усовершенствование механизма руководства и управления образованием, основываясь на применение автоматизированных банков данных научной и педагогической информации, информационных и методических материалах, а также включает в себя коммуникативные сети;

.Усовершенствование методики и принципов подбора содержания, способов организации обучения, которые соответствуют целям формирования личности обучающихся в нынешних условиях информационного общества;

.Формирование методической системы образования, ориентированной на создание умственных возможностей обучающихся, а также ориентированность на развитие навыков самостоятельной работы по приобретению знаний, развитие способностей осуществления информационной и учебной, а также исследовательской деятельности;

.Создание и применение новых компьютерных тестовых систем, диагностических методик контроля и оценки уровня знаний обучаемы [6]

Этапы информатизации образования

При проведении ретроспективного анализа процессов введения и применения различных информационных технологий и программных средств при организации образовательного процесса, можно выделить несколько важных этапов информатизации образовательного процесса, которые формально «электронизация», «компьютеризация» и «информатизация» образовательного процесса). [7]

На первом этапе информатизации образования, проходившем в конце шестидесятых - начале семидесятых годов, «электронизация») характерной чертой являлось внедрение электронных средств и вычислительной техники в организацию обучения студенты первоначально специальностей технических профессий, но потом и для гуманитарных специальностей. Обучение предполагало изучение основ программирования и алгоритмизации, а также элементов логики алгебры, математического моделирования на электронных вычислительных машинах. Подобный подход рассматривал развитие у обучающихся стиля мышления алгоритмами, формирование навыков работы на электронных вычислительных машинах, овладевание языками программирования. Однако отсутствовали понятные для среднестатистического человека, не владеющего специальными знаниями, удобные и комфортные в работе программные средства, что приводило к малому распространению и применению вычислительной техники в области образования гуманитарных профессий. [3]

На втором этапе информатизации образования, названном «компьютеризацией» (протекавшем в середине семидесятых годов - по девяностые годы) появились наиболее мощные компьютеры, на которых применялось упрощенное программное обеспечение. Такие образовательные информационные технологии и программные средства позволяли при помощи компьютерного моделирования изучить разнообразные явления и процессы. В области образования очень популярно стало использование автоматизированных систем обучения, управления учебным процессом и мониторинга знаний.

На третьем, современном, этапе информатизации образования стали применяться в образовательном процессе мощные персональные компьютеры, а также быстродействующие накопители большой вместимости, новые информационные и телекоммуникационные технологий, мультимедиа-технологии и программные средства. Произошло осмысление произошедшего информационного процесса, его общественные последствия, а это является немаловажным. [13]

Положительные и отрицательные стороны информатизации образования

Применение информационных технологий и программных средств приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности, можно выделить следующие новые возможности:

·Усовершенствование методологии и технологии подбора и формирование содержания образования;

·Внедрение и усовершенствование новейших специальных и специализированных учебных программ и направлений обучения, которые связаны с информационными технологиями и программными средствами;

·Внесение новшеств в программу обучения большинства традиционных специализированных дисциплин, которые непосредственно не связаны с информатикой;

·Увеличение результативности образования и воспитания обучающихся благодаря повышению степени индивидуализации и дифференциации, использование новых рычагов мотивации;

·Организуются новые формы взаимодействия в процессе обучения, и меняется содержание и характер деятельности учителя и ученика;

·Совершенствуются механизмы управления системой профессионального образования

Этот процесс увеличивает степень инициативности обучаемого, формирует возможности другого мышления, развивает умение разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, даёт возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними. [18]
Но применение современных информационных технологий и программных средств при организации многих форм обучения зачастую может привести к негативным последствиям:
·При стремлении к большей индивидуализации ограниченное живое общение ученика и преподавателя в учебном процессе сильно снижается, на замену приходит общение в виде диалога с компьютером. Работая с ИКТ средствами студент часто молчит, не использует живую речь.

·Студент может не получить необходимой практики общения в виде диалога, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

·Извлекая наиболее значительную независимость из поиска и применяя полученную информацию, большинство студентов зачастую не могут пользоваться такой свободой, которую обеспечивают современные информационные технологии и программные средства. Запутанные и сложные варианты представления часто могут стать причиной, по которой студент отвлекается от изучения материала. К тому же, не стандартная структура материала подталкивает обучаемого к желанию придерживаться предлагаемых ссылок, что, при непрофессиональном применении, может отвлечь от основного изложения учебной информации

·Огромные объемы учебного материала, которые представляются определёнными средствами информатизации, например, электронный справочник, энциклопедия, интернет-портал, также способны отвлечь внимание обучаемого в образовательном процессе.

·Человек имеет кратковременную память, которая сильно ограничена по возможностям. К примеру, у обыкновенного человека есть способность уверенно запоминать и использовать одновременно всего семь различных мыслимых категорий. Если студенту единовременно продемонстрируют материал различных типов, то возможно появление такой ситуации, когда студент будет отвлекаться от одного типа информации, пытаясь воспринимать другие типы, пропустив основной материал.

·Зачастую применение таких информационных технологий и программных средств заставляет сработать принцип, который свойственен всем живым организмам, подразумевающий экономию жизненной силы: из интернета заимствуются чужие проекты, а также реферативные работы, готовые решения различных заданий являются на сегодняшний момент очень распространённым явлением, которое не способствует увеличению эффективности образовательного процесса и воспитания.

·К сожалению, в большинстве случаев применение информационных технологий и программных средств информатизации образования необоснованно отбирает у обучающихся возможность осуществления настоящих экспериментов, а это может отрицательно сказаться на итогах образовательного процесса.

·Также некоторую опасность несёт то, что информационные технологии и программные средства используются внешне поверхностно при выполнении незначительных в образовательном смысле проектов.


1.2Классификация и характеристика средств информационных и коммуникационных технологий в образовании

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». [1]

Существует несколько классификаций информационных и коммуникационных технологий на основании различных критериев.

. ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации - сканер,

фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных - датчики с интерфейсами существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий. [3]

Программные средства:

Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.

Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.

Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.

Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.

В зарубежной практике принята следующая терминология:

Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ. [20]

Изучение с помощью компьютера - предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера - отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера - подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера - может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду - распределенную информационную образовательную систему.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

системы для поиска информации,

моделирующие программы,

микромиры,

инструментальные средства познавательного характера,

инструментальные средства универсального характера,

инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Инструментальные средства - программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, - это легкость и естественность, с которыми студент может взаимодействовать с учебными материалами.

Контролирующие системы - компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);

проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов);

мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных.

Обучающие и тренировочные системы. В настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания.

Возможности работы с системой:

педагог вводит разностороннюю информацию в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;

работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных;

педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Системы для поиска информации. Системы для поиска информации, или информационно-поисковые системы, давно используются в самых различных сферах деятельности. Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные, правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»), электронные каталоги библиотек, поисковые системы в Internet, информационно-поисковые системы центров научно-технической информации. Наконец, электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые и гипермедиа системы также представляют собой системы для поиска информации, одновременно выполняя функции АОС. [12]

Моделирующие программы. Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе. Такие программы, позволяющие моделировать эксперименты, воображаемые или реальные жизненные ситуации, используются для активизации поисковой деятельности студентов.

Микромиры. Это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. Яркий пример реализации - язык Лого, разработанный американским ученым Сеймуром Пейпертом для создания микромира Матландия, предназначенного для изучения математики.. Эта идея помогает смоделировать для обучаемых условия, при которых они естественным образом станут овладевать областями знаний, ранее требовавшими специального обучения.

Инструментальные программные средства познавательного характера - основываются на принципе конструктора, позволяющего создавать обучаемым их собственное понимание новых концепций, часто визуализированную. В ходе этой работы студент демонстрирует понимание новых знаний и возможности ранее полученных знаний.

Инструментальные средства универсального характера - универсальные программные продукты (например, изучаемые в школе и вузе графические и текстовые редакторы, электронные таблицы и т.п.), не относящиеся к разряду специальных, предназначенных для педагогических целей. Однако возможности этих программных средств таковы, что при умелом подборе заданий, создании на занятиях атмосферы творчества использование этих программ помогает развивать у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность.

Средства для обеспечения коммуникаций

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Интернет. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) - это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного - многих получателей. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная конференцсвязь - асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь - в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост). Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широкого использования - дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.. Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Интернет, как WWW (World Wide Web), или Всемирной Паутине, состоящей из сотен миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками. С точки зрения образовательных возможностей это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, стимулирующая активность и самостоятельность обучаемых. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты зачастую непредсказуемы и зависят от находчивости и инициативности пользователя. [5]

В завершение следует выделить, что среди типов ресурсов, которые мы перечислили, электронная почта может стать незаменимым средством коммуникации любого преподавателя. В образовательном учреждении обеспечение такой связи возможно без подключения к сети Интернет, применяя для этого локальную сеть. Простота использования электронной почты, её безвредность и относительная безопасность в сравнение с остальными информационными, а также много высочайших возможностей для организации индивидуальной деятельности со студентами, но также помогает организовать коллективную работу всех студентов. Всё это позволяет признать данное средство коммуникации обязательным для образовательного учреждения, которое соответствует современным стандартам.

.3 Влияние информационных технологий обучения на развитие креативного мышления

информационный обучение креативный мышление

Использование информационных технологий и программных средств в процессе обучения помогает более глубокой связи преподавателя и обучающегося, в том числе в дистанционном образовании. Применение электронных конференций и электронной почты, почти повторяет обстоятельства, которые необходимы, чтобы проявилось креативное мышление, избавляют студентов от лишних критических суждений и стереотипного сознания, при необходимости они могут обеспечить приватность общения или, напротив, свободный диспут в электронном семинаре. Несомненно, то, что относится к социальному подкреплению выражения креативности, информационные технологии и программные сресдтва дают очень обширные возможности. Результат и воссоздание процесса творчества можно представить и обсудить, используя электронною конференцию или возможно опубликовать в виртуальной публикации, размещенной на вебсайте образовательного учреждения. В замену рукописных тематических журналов появляются электронные издания, которые не имеют проблемы с тиражированием и продвижением. Каждый, кто желает ознакомиться с подобной информацией, может сделать это, используя сеть интернет, а если у образовательного учреждения отсутствует свой вебсайт, то можно это сделать, пользуясь локальной сетью. [14]

ИТО способствует расширению возможностей образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности студентов. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие.

По сути, в большинстве своём современные электронные учебники делают упор на формирование творческого сознания. Для этой цели в электронных учебниках предлагают эвристические задания, имеющие творческий характер, производится постановка вопросов, на них нельзя ответить однозначно, и т.д. Информационные технологии и программные средства дают возможность реализации методов обучение по-новому, которые способны активизации творческой активности. Студенты имеют возможность поучаствовать в дискуссиях, проводимых как в стенах образовательного учреждения, так и виртуальной среде, например на сайте периодического издания или учебного центра. В процессе выполнения групповых творческих проектов есть возможность поучаствовать у студентов из разных образовательных учреждений. [16]

Изменения в содержании образовательной сферы позволяют создать и дополнительные возможности, которые могут стимулировать любознательность обучающегося. Таким стимулом становится возможность удовлетворения своего любопытства, с помощью обширных возможностей всемирной сети Интернет, предоставление доступа к огромному числу электронных библиотек (научно-технических, научно-методических, справочных и т.д.), интерактивных баз данных центров культуры, науки, а также энциклопедий, словарей. Помимо этого имеются списки рассылок, которые позволяют получить подборку материала на многие узкие темы, пользуясь электронной почтой. Через сеть интернет у обучающегося есть возможность узнать затруднительный вопрос, а также узнать информацию по интересующей проблеме не только у своего наставника, также можно проконсультироваться у ведущих отечественных и зарубежных специалистов или устроить обсуждение, используя электронную конференцию и чат. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести студентов к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.

Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные Web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым «дверь» в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы «учеников, превзошедших учителя». Опубликовав на своей странице нестандартное или даже провокационное видение той или иной проблемы, можно организовать дискуссию, побуждающую студентов к высказыванию собственного мнения. Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных Web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира. [6]

В заключение можно сказать, что современные информационно-программные средства позволяют повысить качество образования и наиболее результативно использовать учебные часы. Они нацелены на дистанционность, индивидуализацию и вариативность процесса обучения, а также мобильность студентов, вне зависимости от возраста и уровня образования. ИКТ и программные средства способны не только быть эффективным средством развития студентов и формировать их икт-компетентность, но также они могут иметь отрицательное влияние, способны формировать стереотипное мышление и формальное отношение к своей деятельности. Также не следует забывать, что излишнее применение многих средств информационных технологий и программных средств может негативно сказаться на здоровье участников образовательного процесса.

Глава II. Электронный учебный курс

.1 Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура

Электронный учебный курс - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.

Проектирование - процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).

В наши дни ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д.

технологических этапов проектирования и создания ЭУК:

. Разработка общего замысла ЭУК, построение информационной модели изучаемой дисциплины, формулировка основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение общего содержательного наполнения курса;

. Стратегический этап, содержащий определение «образа» контингента обучающихся, разработку сверхзадачи учебника

. Обученческий этап включает в себя разработку композиции и общего плана построения ЭУК;

. Технолого-конструкционный этап - заключается в непосредственной реализацию замысла в виде программного продукта

. Этап внедрения - предусматривает апробацию готового программного продукта;

. Контрольно-диагностический этап, по итогам проведения которого можно сделать не только заключение о качестве программного продукта, но и дать общую оценку ЭУК с позиций его соответствия функциональным требованиям;

. Прогностический этап - предусматривает анализ обратной связи «пользователь - авторский коллектив», совершенствование ЭУК с учетом замечаний и пожеланий пользователей.

Но существует и иная классификация стадий при проектировании электронного учебного курса:

На этапах проектирования электронного учебного курса возможно выделение следующих основных направлений деятельности: идентифицируется проблема, определение концептуализации, формализация, реализация и тестирование.

. Идентификация проблемы включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.

. Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.

. Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.

. Реализация проекта. На этапе тестирования студент предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучение. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников.

В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.

Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:

·подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;

·разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;

·разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;

·проектирование и апробация принципов обратной связи;

·структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;

·формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;

·создание целостного ЭУК.

Процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс по преподаваемой дисциплине. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебном процесс.

Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс. Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:

·определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;

·формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;

·детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;

·проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;

·решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);

·апробация ЭУК.

Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов.

Требования к структуре ЭУК.

В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:

. Информационный:

общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;

сроки изучения данного курса (темы);

график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;

формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);

учебные планы, учебные и рабочие программы; график консультаций.

. Содержательный:

учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;

развернутые планы семинаров;

список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Интернет;

список тем творческих работ по дисциплине;

методические рекомендации по работе с электронными материалами.

Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. При выполнении исследовательских работ применяются различные базы данных единого использования, например туда заносятся результаты экспериментальной работы или естественных наблюдений с натуры или, наоборот, применяются эти базы для различных расчетов, тогда уместно их поместить на сервере или локальных сетях образовательного учреждения. Это станет более разумным решением в том числе, когда данный электронный учебный курс занесён на компакт-диск или флэшку и его применяют автономно.

Однако помимо единых требований имеются также и специального назначения, которые предъявляются к электронному изданию образовательного вида. Данные требования можно условно разделить на несколько основных категорий: требования относительно содержания, структуры, а также технического исполнения.

Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:

. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;

. вопросы для текущего самоконтроля;

. вопросы к зачетам и экзаменам;

. критерии оценивания.

Методическое сопровождение должно создаваться с целью на его универсальное использование - с использованием всемирной сети Интернет, с помощью локальной сети, а также на персональном компьютере студента. При применении традиционного учебно-методического обеспечения в электронном виде могут возникнуть проблемы только педагогического характера (создание интереса в данной теме у педагогов), но с технологической точки зрения эти проблемы легко решаются. Электронные комплексы необходимы для дистанционного и открытого образования - как профессионального, так и углубленного профильного. Но такие комплексы следует рассматривать не как альтернативу традиционным автоматизированным обучающим системам, а как возможное дополнение к ним.

.2 Разработка элемента лекционного занятия по дисциплине «Общая педагогика» в системе дистанционного обучения Moodle

В данной курсовой работе были разработаны занятия с применением системы дистанционного обучения Moodle. Примеры разработанных занятий дают возможность понять, как осуществляются занятия с применением данной технологии.

Предмет: «Общая педагогика»

Тема: «Формы обучения в дидактическом контексте»

Дидактическая цель: обучение новым способам деятельности по переносу теоретических знаний в решение практических задач (определять педагогические возможности и эффективность применения методов и средств обучения в решении практических задач).

Цели занятия в электронном учебном курсе:

.Систематизировать знания о методах и средствах обучения;

.Пробудить интерес к самостоятельному решению задач;

.Переносить знания в новые ситуации.

Задачи дисциплины:

Освоение основных понятий и педагогических закономерностей в области профессиональной педагогики и андрагогики;

овладение первоначальными умениями анализа реальных педагогических ситуаций, а также освоение отдельных элементов различных видов профессионально-педагогической деятельности, профессионального общения и взаимодействия;

формирование умения планировать, проводить и оценивать различного рода учебные занятия в процессе обучения взрослых.

Формируемые компетенции:

·способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений;

·генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

·готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

·владение методологией и методами педагогического исследования;

·готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук;

·способность проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития;

·готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;

Ведущая технология: технология дистанционного обучения с помощью системы Moodle

Тип занятия: комбинированное занятие по изучению нового материала и по формированию умений и навыков

Вид занятия: лекция-визуализация

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Оборудование: компьютер и его комплектующие (мышь, клавиатура, колонки), выход в Интернет, браузер.

Ход учебного занятия:

.Организационный этап - 5 минут;

.Ознакомление с целью, задачами и тезисами курса - 10 минут;

.Изучение лекции - 45 минут;

.Просматривание презентации с иллюстрациями и анимацией - 15 минут

.Ответы на вопросы после изучения лекции - 20 минут

.Получение домашнего задания на пройденную тему - 7 минут

. Обучаемый заходит на сайт Moodle и производит вход в свой аккаунт. Далее находит необходимый курс по нужной дисциплине и выбирает элемент лекция, после чего приступает к изучению.

. Лекция начинается с ознакомления с целями, задачами и тезисами курса, также сюда входит частичная актуализация знаний по теме. Обучаемому предоставляется список вопросов, которые он пока не знает или знает частично, но изучит после ознакомления с лекцией.

. Затем студент переходит непосредственно к изучению лекции, которая представлена в виде электронного текстового документа с включением графики. Данную лекцию можно скачать и изучать в любое удобное время, она доступна в нескольких различных популярных форматах.

. Затем после ознакомления с лекцией, студент нажимает кнопку просмотра презентации, в которой содержится большое количество иллюстраций, картин, различной анимации. Во время просмотра он анализирует, какими средствами может воспользоваться преподаватель для лучшего построения занятия, в чём особенность каждой формы обучения.

. После просмотра материала студент снова возвращается к лекции, в конце которой есть вопросы на освоение темы, благодаря которым студент сможет систематизировать свои знания и подготовится к следующему этапу - практическому занятию с использованием текущего контроля в виде тестирования. Студент формулирует ответы и вводит их в специальное поле.

. Затем в конце лекции студенту даётся домашнее задание «Разработать практическое занятие по дисциплине». Дисциплину студент может выбрать на своё усмотрение. После чего студент сохраняет свои результаты и покидает лекцию.

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена тема информационных технологий и программных средств, их применение при проведении педагогических дисциплин, были рассмотрены конкретные технологии, применяемые в образовании. Был разработан элемент лекционного занятия по дисциплине «Общая педагогика» в системе дистанционного обучения.

Современное образование трудно представить без использования информационных и коммуникационных технологий, учителю будет трудно дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни. Отрицая применять ИКТ на уроках, педагог утрачивает возможность точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Примененяя компьютер и другие средства ИКТ на занятиях, преподаватель сможет улучшить управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени, мотивировать учеников на получение знаний, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Благодаря применению информационно-программных средств расширяются возможности образовательной среды, не только различными компьютерными программами, но также и методами развития креативности студентов. К числу таких программ относят разнообразные моделирующие программы, поисковые системы и интеллектуальные обучающие электронные курсы.

Применение информационных технологий и программных средств на занятиях по педагогическим дисциплинам способствует углублению связи между преподавателем и студентом, в том числе в дистанционном образовании за счёт того, что студент может в любой момент задать проблемные вопросы, исчезает человеческий фактор и субъективизм при оценивании заданий, экономия времени.

Однако, использование информационно-программных средств в образовании, основываясь на правиле «лучше, когда больше» не приводит в действительности к увеличению эффективного функционирования системы. При применении информационных технологий и программных средств в образовательном процессе важен обдуманный и четко обоснованный подход.

В настоящее время происходит изменение также и содержания образовательной деятельности педагога: он уже не просто "репродуктор" знаний, который транслирует учебный материал, преподаватель теперь является разработчиком новой технологии обучения, благодаря чему повышается его творческая активность, но также повышаются требования к уровню его технологической и методической подготовки. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

Самостоятельные занятия студентов с использованием информационных технологий и программных средств способствуют его широкой творческой деятельности в информационной среде, улучшается эмоциональный настрой. ИКТ могут способствовать повышению многообразия форм взаимодействия со студентами, делают его творческим, упрощается процесс общения со студентами. Использование мультимедиа-презентаций и фильмов на занятиях по педагогическим дисциплинам приводит к целому ряду положительных эффектов:

придаёт занятию эмоциональную окрашенность;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор;

повышается производительность труда учителя.

Список литературы

1.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 109-110

.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования, Учебник. - Москва, 2005. - 18с.

.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: ИЦ «Академия», 2003 г, 13-25 с

.Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39

.Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. - 2007. - № 5. - с. 16-17

.Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. Пособие -- Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 162 с.

.М. Н. Машкин Информационные технологии. Учебное пособие - 3 с.

.И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996, с. 84-90.

.Осин А. В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий // Материалы конференции ИТО-2001

.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.: Академия, 2009. 348 с.

.ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640

.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006

.Филатов, О.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе / O.K. Филатов. - Ростов, 1997.

.Информационные технологии в образовании #"justify">.Интернет-ресурс #"justify">. Ильясов.И.И. Структура процесса учения - М.: 1986.

. Пидкасистый.П.И. Педагогика - М.: 2000.

. Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие ч. 3. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2002 г.

. Шленов Ю.В. Организация и координация работ в области информатизации образования в России. - М: ИИО РАО, 2008г.

. Толстых А.А. Применение ИКТ в обучении. - М: ИИО РАО, 2010г.

Приложение

Разработка элемента лекционного занятия по дисциплине «Общая педагогика» в системе дистанционного обучения Moodle на тему «Формы обучения в дидактическом контексте»

В дидактическом контексте форма обучения характеризуется как особенность организации учебной работы учащихся на определенном содержании.

Урок - основная форма организации обучения в классно-урочной системе. Уроки проводятся по разным предметам, на разных ступенях школы, с учащимися разного возраста, но все их объединяет общая структура, которая и несет в себе главные признаки этой дидактической формы.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в различных формах.

Латинское слово forma означает внешнее очертание, наружный вид, структура чего-либо. По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях: форма обучения и форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такая классификация не является строго научной, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Рассмотрим теперь, какой смысл вкладывается в понятие «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Эти понятия рассматриваются как синонимы.

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Например, в основе классификации В.И. Андреева лежит структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения. Автор выделяет следующие формы организации обучения: вводное занятие; занятие по углублению знаний; практическое занятие; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; комбинированные формы занятий.

В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.

А.В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия.

К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференций, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия - это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Похожие работы на - Информационно-программное обеспечение педагогических дисциплин

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!