Морская война Англии и Франции со странами Северной Африки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Морская война Англии и Франции со странами Северной Африки














РЕФЕРАТ

Морская война Англии и Франции со странами Северной Африки

План

морской пиратство конкуренция торговый

1. Развитие морского пиратства в Европе и на землях Порты

. Конкуренция Англии, Франции и Османской империи за морские торговые пути

. Военное противостояние европейских и трипольских корсаров и его последствия

1. Развитие морского пиратства в Европе и на землях Порты

В конце XV - начале XVI в. Европа, достигшая заметных успехов в развитии производительных сил и пережившая период роста товарно-денежных отношений и формирования национальных рынков, вступила в эпоху ломки феодальных устоев. Активная колониальная политика, осуществляемая европейскими державами в этот период, стала одним из мощных компонентов процесса первоначального накопления. Крупные состояния первых английских и голландских капиталистов своим происхождением были обязаны в основном варварскому порабощению колониального населения и торговле невольниками.

В XVI-XVIII вв. трудно было отличить купца от пирата. Корсарство в этот период получило большое распространение.

Корабли одной соперничавшей европейской страны задерживали корабли другой, захватывали ценности, а команду и пассажиров продавали в рабство. Иногда пираты нападали на прибрежные селения и порты, грабили и жгли их, убивая местных жителей.

Не менее интенсивно развернулось пиратство в Средиземном море. Как и везде, этот излюбленный метод колониальных держав преследовал здесь цель захвата земель, рынков и природных богатств Северной Африки и установления господства над морскими путями. Как и во многих других районах мира пиратство в Средиземноморье прикрывалось и оправдывалось религиозными мотивами. В начале XVI в. основную ударную силу корсаров Северной Африки составляли мавры и мориски (обращенные в христианство мусульмане, которые были изгнаны из Испании католической церковью). Изгнанное из Испании арабо-берберское население расселилось в приморских городах Северной Африки, и многие его представители стали заниматься морским разбоем. Нападения корсаров-мусульман на суда европейских государств и на испанское и итальянское побережья Средиземного моря приобрели окраску "священной войны" мусульман против христианства, которое попрало их интересы и изгнало их из Испании. Действия корсаров-мусульман, поднявших знамя "священной войны" против испанцев-христиан, находили широкую поддержку среди населения прибрежной части Магриба, которое к тому же видело в них защитников от посягательств Испании. Религиозная оболочка военных действий придавала им особенно жестокий характер.

От корсарства страдало прежде всего местное население прибрежной полосы и островов Средиземного моря как в странах Северной Африки, так Испании и Италии. После пиратских набегов хозяйства целых районов и городов приходили в упадок на долгие годы.

При рассмотрении корсарства необходимо учитывать и другие моменты в развитии событий того периода. Зачастую западные и арабские авторы упускают из виду, что постоянным союзником Османской империи в борьбе с Испанией была католическая Франция.

Под предлогом "священной войны" турки использовали корсарство для захвата новых земель - Алжира, Триполитании и Туниса. В то же время, забыв о ней, турки и французы старались сообща утвердить свое господство в Западном Средиземноморье и подорвать могущество Испании в этом районе. С этой целью использовались корсары, которые не только разоряли берега Сардинии, Сицилии и Неаполя, но и угрожали морским сообщениям между имперскими владениями в Испании и Италии.

Одновременно ограбление населения побережья Северного Средиземноморья и захват испанских кораблей обогащал пиратов, которые делились добычей с правителями Османской империи и их наместниками в Северной Африке. Раисам корсарских кораблей, которых часто выдают за истинных защитников мусульманской веры, пиратские набеги давали возможность обогатиться и подняться по иерархической лестнице в Османской империи, как это удалось братьям Барбаросса, Даргуту и и Ульдж Али. Характеризуя корпорацию раисов, III.-А. Жюльен писал, что "они заботились не столько о „священной войне", сколько о хорошей наживе" [24, с. 310].

Сотрудничество пиратов, как христиан, так й мусульман, на почве обогащения и объединения сил против общего противника также опровергает широко распространенную в западной литературе легенду о варварстве восточных народов. В XVI- XVIII вв. европейцы были такими же варварами и пиратами, как турки, арабы или мавры. Для европейских пиратов и корсаров стран Северной Африки и Османской империи была одинаково характерна жестокость, в которой они старались превзойти друг друга. Наиболее изощренными пиратами считались рыцари-госпитальеры. В XVI в. для пиратских налетов ими использовались галеры, на которых часто гребли прикованные к веслам обращенные в рабов мусульмане из стран Северной Африки. В свою очередь, корсары Алжира, Туниса и Триполитании в качестве гребцов использовали захваченных ими в плен европейцев.

Сравнивая положение гребцов-христиан на корсарских судах Алжира, Туниса и Триполитании с положением мусульман на пиратских судах европейцев, Ш.-А. Жюльен отмечает, что "гребцы-христиане все же не были столь несчастны, как варварийцы (мусульмане. - Я. Я.) на галерах короля Франции, так как первых не клеймили раскаленным железом и не лишали свободы исповедовать свою религию" [24, с. 330]. Далее, касаясь судьбы захваченных пленников-европейцев, он добавляет: "Судьба пленников была не столь ужасна, как это изображали в Европе сторонники выкупа пленных, которым нужно было потрясать души, чтобы добиться пожертвований, так как последние непрерывно сокращались" [24, с. 333].

К началу XVII в. корсары-мусульмане Северной Африки начали применять судна с квадратным парусом. Это было связано с тем, что европейские ренегаты обучили их новому искусству кораблестроения и навигации. Переход на легкие и быстроходные парусные суда произвел в деятельности корсаров настоящий переворот. Парусные суда не нуждались в большом количестве гребцов и в их непрерывном пополнении, а также в обеспечении пленников продовольствием и одеждой. В связи с этим судно могло находиться в открытом море длительное время, в результате чего побережья Англии и Ирландии и торговые суда этих стран вскоре стали объектами пиратских налетов. Так, в 1631 г. фламандец-ренегат, базировавшийся в Алжире, подверг нападению города Англии и Ирландии и захватил в качестве рабов более 200 мужчин, женщин и детей. К началу XVII в. пиратство приняло такой размах, что ни один корабль не мог обходиться без конвоя. В результате разгула пиратства морские державы стали остро ощущать недостаток кораблей и моряков. Только алжирские и тунисские корсары захватили с 1613 по 1621 г. 447 голландских кораблей, 193 французских, 120 испанских, 60 английских. В это число не входят корабли, которые были сожжены и потоплены [133, с. 298].

В результате пиратских налетов в Алжире, Тунисе и Западном Триполи сосредоточилось большое количество белых пленников, за которых местные правители стремились получить выкуп, в противном случае их продавали в рабство. В начале XVI в. в Алжире было 25 тыс. христиан-рабов и около 8 тыс. ренегатов.

В "Истории Северной Африки" Ш.-А. Жюльен, подчеркивая, что европейцы были такими же пиратами, что и турки, тунисцы и алжирцы, писал: "Полагать, что политика христианских государств в отношении варварийцев определялась взрывами негодования по поводу пиратских действий, значит сводить ее к общим соображениям. Если народная совесть и восставала против мучений, которым подвергались пленники, то правительства руководствовались такими соображениями, в которых на первом месте стояли коммерческие интересы и соперничество европейских стран" [24, с. 121].

Политика Османской империи заключалась не только в расширении своих владений в Северной Африке, но и в установлении контроля над торговыми путями. Для достижения этих целей она удачно использовала корсаров Алжира, Туниса и Триполитании, умело направляя и координируя их действия. Но начиная с XVII в. эйалеты Алжира и Западного Триполи начинают освобождаться из-под власти Османской империи. Высокой Порте становилось все труднее направлять действия раисов кораблей этих провинций в своих интересах.

2. Конкуренция Англии, Франции и Османской империи за морские торговые пути

Поражения Османской империи в войнах второй половины XVII в. с Австрией, Венецией и Россией обнаружили перед всей Европой ее внутреннюю отсталость. Используя занятость Порты войнами в Европе и на Востоке, режимы деев в Алжире, Западном Триполи и Тунисе стремились упрочить свою независимость от Стамбула. С этой целью они укрепляли связи с европейскими государствами. В результате политика эйалетов Алжир, Западный Триполи и Тунис, которая определялась прежде всего их собственными экономическими соображениями, часто не совпадала с политикой, проводимой Османской империей по отношению к тем или иным европейским государствам. В связи с тем что пиратство для экономики североафриканских стран приобретало все большее значение, правители Алжира, Туниса и Западного Триполи, умело используя соперничество европейских государств между собой, вступали с ними в союз. Вступление в союз и заключение мира с той или иной страной обычно вели к тому, что добыча корсаров сокращалась, уменьшая доходы эйалетов. Таким образом, мирные отношения с европейскими государствами препятствовали морским грабежам и поэтому раисы нередко предпочитали им, несмотря на риск, состояние войны с богатой добычей [24, с. 339].

Серьезным соперником Англии в морской торговле в Средиземноморье была Франция. Со времени Франциска I (1515- 1547), в период правления которого французы получили льготы в Османской империи, Франция всегда стояла перед трудной задачей сочетать дружбу с Англией с противодействием ее стремлению занять главенствующее положение на Востоке. Особенно упорно Франция отстаивала монопольное право на торговлю с Турцией. Все государства, желавшие торговать с Турцией, могли посылать туда свои суда только под французским флагом.

По мере того как развивалась и крепла английская морская торговля, корсары Алжира, Туниса и Западного Триполи становились для английских буржуазных кругов главной помехой на пути к установлению господства в Средиземном море. С целью сократить пиратские нападения на английские корабли флот Англии в 1622 г. бомбардировал г. Алжир. Но бомбардировка, по существу, ничего не дала. После англо-голландской войны 1652-1655 гг., в которой Англия победила и ослабила главного соперника в морской торговле, английское правительство стало еще более энергично защищать свои торговые корабли. Этому благоприятствовало заключение Англией в октябре 1655 г. мирного торгового договора с Францией.

Эскадре под командованием адмирала Роберта Блэка, крейсировавшей около берегов Испании, с которой Англия находилась в состоянии войны, был дан приказ нанести удары по корсарским базам в Тунисе, Триполи и Алжире. В конце 1655 г. эскадра подошла к берегам Туниса в районе Хальк-эль-Уэд. В результате бомбардировки, которой подвергалась эта крепость, были разрушены укрепления и сожжены корабли, находившиеся в порту. После этого эскадра совершила бомбардировку городов Триполи и Алжир. Однако все, чего добились англичане, несмотря на свое техническое превосходство, было возвращение пленных, за которых они заплатили соответствующий выкуп. Более того, Алжир, Тунис и Западный Триполи за короткое время не только восстановили разрушенные укрепления, но и создали новые, заново подготовив их на случай нападения вражеских флотов. Тунисцы же в отместку за экспедицию Блэка заключили английского консула в тюрьму. После столь активных действий английского флота раисы корсарских кораблей Туниса, Западного Триполи и Алжира, чтобы компенсировать доходы, которые они получали ранее от нападения на английские суда, переключили свое внимание на французские корабли и суда итальянских государств. В свою очередь, Франция, достигшая к этому времени наибольшего влияния в Европе, направила в 1661 г. эскадру в Алжир, чтобы силой оружия заставить его ослабить корсарское нападение на корабли под французским флагом. Карательная экспедиция французов проходила под знаменем крестового похода против неверных, за христианскую веру и в защиту христиан пленников, находившихся в Алжире. Командиром эскадры был назначен Поль Шевалье, морской офицер, питавший фанатическую ненависть к мусульманам.

Демонстрация военно-морской силы европейских держав оказывала определенное сдерживающее влияние на североафриканских корсаров. Англичане, обладая большим флотом, обеспечивали усиленное конвоирование своих торговых кораблей. Кроме того, представители английского торгово-промышленного капитала предпринимали попытки направить действия корсаров против кораблей соперников Англии - Франции, Голландии, итальянских государств и скандинавских стран. Для этой цели они использовали договоры, навязанные в 60-х годах XVII в. Алжиру, Тунису и Западному Триполи. Эти договоры сдерживали действия корсаров по отношению к торговым судам Англии и одновременно развязывали им руки в отношении торговых судов других стран. Западные буржуазные историки, описывая пиратство в Средиземном море в XVI-XVIII вв., как правило, дают ему одностороннюю оценку. Все внимание они акцентируют на разбое и грабежах корсаров Северной Африки, подчеркивая при этом их религиозный фанатизм. В целом, рассматривая все страны, имевшие соглашения с Алжиром, Тунисом и Западным Триполи, они указывают, что кабальные договоры были навязаны тем под угрозой захвата торговых кораблей и расстройства их морской торговли. Другой стороны вопроса, а именно того факта, что пиратство европейских государств было одним из методов первоначального накопления капитала, западные историки не касаются. Кроме того, крупные государства Европы того времени - Англия, Франция, Голландия, Испания и Венеция после неоднократных бомбардировок городов Алжира, Туниса и Триполитании, потопления и поджога в их портах кораблей сами навязывали североафриканским эйалетам Османской империи выгодные для себя соглашения.

Первый договор с Западным Триполи англичане заключили в период правления Кромвеля (1658), послав к берегам эйалета эскадру под командованием адмирала Стокса и под жерлами орудий заставив его правителя подписать договор о мире. В октябре 1662 г. этот договор был подтвержден с помощью эскадры адмирала Лавсона. Аналогичные договоры затем были подписаны с Алжиром и Тунисом. Прежде всего, эти договоры предусматривали свободу мореходства за определенный выкуп.

В целом соглашения составлялись на основе той суммы, которая уже была оговорена на практике и выплачивалась в виде дани, а также преподносимых добровольно даров. На время действия заключенных договоров корабли Англии имели гарантию от нападения корсаров подписавшей договор страны. Кроме того, в договорах предусматривалось освобождение пленных на определенных условиях и в будущем гарантировалась безопасность подданных договаривающихся сторон.

С целью окончательно обезопасить торговые суда в этом районе англичане в 1663 г. добились через своего посла в Стамбуле признания Портой права англичан наказывать подданных Османской империи в эйалетах Западный Триполи, Тунис и Алжир в том случае, если те будут нарушать статьи договоров о мире. В заявлении султана было также подтверждено, что возможные военные действия англичан против корсаров перечисленных эйалетов и бомбардировка их городов не будут затрагивать мир и дружественные отношения между Англией и Османской империей. Заявление султана, изложенное в соответствующем фирмане, было направлено правителям Западного Триполи, Туниса и Алжира. В то же время предоставление этим правителям права заключать самостоятельно соглашения с другими странами явилось важным свидетельством ослабления власти Турции над своими владениями.

В соответствии с договорами о мире Англия получила право иметь консульства в Триполи, Алжире и Тунисе. В задачу этих консульств входила защита интересов английских подданных, освобождение англичан из рабства и плена, наблюдение за выполнением достигнутых соглашении. Еще до заключения этих договоров в Триполи, Алжире и Тунисе находились представители Франции и Англии, которые выполняли консульские функции. Так, в 1630 г. Людовик XIII направил своего представителя Берингуэра для освобождения французов, попавших в рабство [84, с. 204]. За ним последовали другие представители, которые выполняли одноразовые консульские поручения. Регулярные отношения между эйалетом Западный Триполи и Францией начались только в 1680 г., с открытием постоянного консульства.

Примеру Англии, заключившей договоры о мире с Западным Триполи, Алжиром и Тунисом, последовали и другие европейские страны. Однако эти соглашения не могли полностью гарантировать безопасность судов. Как правило, после заключения договора он долгое время не вступал в силу. Договоры часто расторгались правителями эйалетов. Обычно пока с какой-нибудь страной велись переговоры, раисы корсарских кораблей нападали на ее корабли. Стремясь получить как можно больше доходов от корсарства, наместники султана в эйалетах Алжир, Тунис и Западный Триполи умело пользовались соперничеством между Англией, Францией, Голландией и другими европейскими странами. Заключая договор с одной из них, они усиливали морской разбой в отношении других, что в какой-то степени компенсировало сокращение их добычи.

3. Военное противостояние европейских и трипольских корсаров и его последствия

Энергичные действия французов в 60-х годах XVII в. заставили корсаров Западного Триполи, Алжира и Туниса установить мир с Людовиком XIV, одновременно разорвав отношения с Англией. С целью наказать алжирских корсаров англичане в 1672 г. подвергли бомбардировке г. Алжир и добились освобождения своих подданных.

В августе-сентябре 1674 г. шесть трипольских корсарских кораблей захватили два торговых английских судна. Англия не замедлила выступить с ответными действиями. В марте 1675 г. в Триполи направилась эскадра под командованием Нарбурга. Правителю эйалета Западный Триполи было предъявлено требование возвратить награбленное на английских кораблях. Иб- рагим-дей, ответив отказом, продолжал укреплять крепость и создавать новые фортификационные сооружения. В июне 1675 г. англичане подвергли бомбардировке Триполи, после чего вернулись на Мальту, откуда пытались организовать морскую блокаду.

Несмотря на это, триполийские корсары, приблизившись к берегам Мальты, захватили английский корабль, шедший из Смирны в Ливорно.

В январе 1676 г. английская эскадра вновь подошла к Триполи. С военных кораблей было спущено несколько шлюпок, которые проникли в порт. Командам шлюпок был дан приказ уничтожить стоявшие в порту корсарские корабли. В результате было сожжено четыре корабля. Не довольствуясь этим, англичане бомбардировали город. Затем в течение января и февраля 1676 г. эскадра патрулировала вдоль берега от Триполи до Ми- сураты, захватывая и уничтожая все встречавшиеся по пути суда. Решительные действия англичан, сопровождаемые жестокими репрессиями по отношению к местному населению, вынудили Мысырли-оглы подтвердить договор о мире 1662 г. Было также оговорено, что триполийцы освободят взятых в плен англичан без всякого выкупа и возместят ущерб, нанесенный Англии и ее подданным. Кроме того, англичане пригрозили правителю эйалета Западный Триполи более тяжелыми санкциями в случае нарушения условий нового мирного соглашения.

В 80-х годах XVII в. Европу потрясали торговые войны, в которых участвовали Голландия, Англия и Франция. Англия и Голландия, участвовавшие в войне в одной коалиции против Франции, пытались использовать корсаров Северной Африки и с этой целью оказывали экономическую помощь Западному Триполи, Алжиру и Тунису. Так, в 1680 г. голландцы, а в 1682 г. англичане начали поставлять для алжирского флота снасти, мачты и оружие. За это Англия и Голландия получили право импортировать зерно из Алжира.

Корсары Западного Триполи, Алжира, Туниса неоднократно совершали налеты на французские корабли. Только в 1676 г. трииолийские корсары захватили два французских корабля, стоявших в портах Кипра. В ответ на эти действия Франция направила в Триполи морского офицера Де Вальбеля для заключения договора, предусматривающего гарантии французскому торговому флоту от корсарских нападений. Однако переговоры не имели успеха.

Дюкеиа направилась к берегам Леванта, чтобы перехватить корсарские корабли триполийцев. Одновременно ей был отдан приказ нанести удары по алжирским и тунисским портам. Часть судов эскадры под командованием Мориса дОфревиля была захвачена триполийскими корсарскими кораблями в Эгейском море. Однако восемь французских кораблей там же внезапно атаковали корсаров, в результате чего триполийская эскадра понесла большие потери [133, с. 130], Французы потребовали капитуляции корсаров. Последние вынуждены были сдаться. В ходе продолжительных переговоров, в которые вмешалась Порта, было достигнуто соглашение об обмене кораблями и пленными. Правитель эйалета Западный Триполи был вынужден возвратить все французские корабли и 800 французских подданных. Французы освободили восемь триполийских кораблей и возместили убытки, связанные с причиненными им повреждениями. Согласно заключенному между двумя сторонами мирному договору, корсары Западного Триполи обязались не нападать на французские торговые суда. Для контроля за выполнением условий договора было решено учредить в Триполи постоянное консульство Франции.

В 1682 г. триполийские корсары, нарушив договор, предприняли нападение на французский корабль. После этой акции французы в 1683 г. направили эскадру под командованием Дю- кена и бомбардировали Триполи. Спустя два года Триполи подвергся артиллерийскому обстрелу французских кораблей под командованием ДЭстрэ [61, с. 157-162]. После этого договор о мире 1681 г. был подтвержден. Однако к нему были добавлены новые положения. По дополнительному договору обеспечивалась гарантированная торговля между двумя странами, неприкосновенность торгового флота, а также возмещение ущерба за корабли и товары, захваченные триполийскими корсарами после 1681 г., деньгами или сельскохозяйственной продукцией: шкурами, ячменем. Кроме того, предусматривалось возвращение всех французских подданных и подданных других стран, плававших на кораблях под французским флагом. В договоре указывалось, что все спорные вопросы между французами на территории эйалета Западный Триполи отныне улаживались французским консулом, а разрешение конфликтов, возникающих между турками, арабами и французами, подлежали рассмотрению в диване дея эйалета Западный Триполи в присутствии французского консула. Французам разрешалось выполнение своих обрядов. Консул был вправе поднимать французский флаг над консульством. В договоре отмечалось об использовании Дерны Францией для торговли со странами Африки. В соответствии с новым соглашением около 1200 французов было отпущено без всякого выкупа.

Французская эскадра под командованием Дюкена несколько раз бомбардировала Алжир. За период с 20 августа по 20 сентября 1682 г. в городе было разрушено 50 домов и убито 500 жителей. Вторая бомбардировка Алжира, имевшая место в июне-июле 1683 г., привела к еще большим разрушениям, а также к кровавым столкновениям местных жителей с французами. В июне-июле 1688 г. Алжир вновь подвергся бомбардировке эскадры под командованием ДЭстрэ. Этими бомбардировками Франция стремилась подчеркнуть величие короля Людовика XIV и продемонстрировать перед Алжиром, Тунисом и Западным Триполи, а также европейскими государствами мощь своих военно-морских сил. Но политика запугивания не дала каких-либо конкретных результатов.

Людовик XIV, как писал Ш.-А. Жюльен, не смог унизить "варварийцев", как он этого хотел. Ему все же пришлось пойти на сближение с ними [24, с. 344]. Договор с Алжиром, подписанный комиссаром военно-морских сил Франции Гийомом Марселем в 1684 г., свидетельствовал о том, что французский король отказался от "священной войны" против мусульман ради политических и коммерческих преимуществ, которые ему сулил союз с ними.

Частые смены деев в эйалете Западный Триполи приводили к тому, /что новый дей не считал себя связанным договорами и обязательствами с Англией, Францией и другими европейскими государствами. Поэтому в задачу консулов входила обязанность постоянно поддерживать действие договоров между их странами и эйалетом. При наличии в Триполи постоянного представителя Высокой Порты консулы должны были подтверждать договоры не только у дея, но и у этого уполномоченного.

При таком порядке в период смены деев командующие триполийским корсарским флотом до подтверждения договоров новым правителем считали себя свободными в решении вопросов о нападении ка европейские суда. Так, в 1692 г. командующий флотом эйалета, воспользовавшись сменой деев, напал на французские торговые суда. Энергичные протесты со стороны французского консула Лунса привели к тому, что он был арестован и посажен в тюрьму. После его ареста к Триполи подошла французская эскадра и подвергла город бомбардировке; трипо- литанцы, однако, не шли на мир с французами. В дело вмешалась Османская империя, которая традиционно поддерживала дружеские отношения с Францией. В Триполи была послана эскадра с турецким адмиралом, чтобы заставить правителя эйалета уважать мирный договор с Францией. Однако такой визит также не дал существенных результатов. Правитель эйалета Западный Триполи, дехмонстрируя свою независимость от Османской империи, пошел лишь на одну уступку, выпустив из заключения французского консула, который выехал в Алжир.

В мае 1693 г. французский консул возвратился в Триполи с эскадрой военных кораблей. Под угрозой новой бомбардировки Триполи мир был восстановлен и договор 1681 г. был подтвержден. Кроме того, в него была добавлена статья, в соответствии с которой французы впервые добились разрешения на вывоз мраморных колонн из Лептис-Магны и других мест, где велись раскопки античных городов. Таким образом, французы еще раз продемонстрировали свою военную силу и добились новых уступок со стороны правителя эйалета Западный Триполи. В результате они стали выглядеть в глазах трииолийцев более сильными, нежели англичане, которые со значительно меньшим успехом пытались запугать жителей города своими бомбардировками в 1658, 1675 и 1676 гг.

Борьба Англии и Франции за господство на Средиземном море проявлялась постоянно и в соперничестве французского и английского консулов за влияние на нового дея в эйалете Западный Триполи. В свою очередь, правители эйалета пользовались противоречиями между Англией и Францией, пытаясь ослабить влияние как одного, так и другого государства. В то время как Франция домогалась подтверждения договора 1681 г., угрожая Западному Триполи силой, дей Мухаммед Карадагли 7 мая 1691 г. заключил с Англией договор о мире. После навязанного эйалету французского договора 1681 г. с поправкой в 1693 г. дей эйалета предоставил английскому консульству ряд привилегий по сравнению с французским.

Борьба между двумя могущественными европейскими державами то усиливалась, то ослабевала, но она всегда влияла на политическую жизнь в Триполи, и в частности сказывалась на частой смене деев. В целом это противоборство вело к дестабилизации положения в Триполитании, и без того ослабленной мятежами, постоянной борьбой между корпусом янычар и корпорацией раисов, а также враждой среди самих янычар. Используя борьбу между различными группами привилегированных слоев триполитанского общества, консулам Англии и Франции нередко удавалось добиваться успеха в достижении своих целей.

Похожие работы на - Морская война Англии и Франции со странами Северной Африки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!