Материальная культура племени Майя

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,91 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Материальная культура племени Майя














РЕФЕРАТ

на тему: "Материальная культура племени Майя"

Содержание

Введение . Территория расселения и история Майя. Материальная культура

Архитектура и градостроительство

Технико-технологические особенности живописи и скульптуры майя

Артефакты музыкальной, песенной и театральной культуры

Ткачество, костюм

Письменность и исчисление времени. Религиозные особенности культуры майя

Заключение

Литература

Приложения

культура майя артефакт религиозный

Введение

Майя - одна из самых интересных и загадочных цивилизаций в истории. До сих пор таинственный народ, который жил в джунглях Мезоамерики, вызывает множество споров и вопросов.

Культура Майя известна своим разнообразным искусством: архитектурой, живописью, музыкой и письменностью. Они изучали математику и астрономию. Удивительно, как один из умнейших и творческих народов в мире исчезли так же внезапно как и появились.

Не смотря на то, что цивилизация жила в глубоком прошлом, и ей были чужды технологии, которые привычны для нас, это не помешало ей развиваться в области искусства и астрономии. - без помощи телескопов и других приборов они изучали движения звезд. Так же индейцы придумали календарь, которые использовали и другие племена Центральной Америки. Майя считали, что живут в эпоху Пятого солнца, и каждый раз, когда эпоха заканчивается Земля очищается, с помощью природных катаклизмов. И по календарю эта эпоха должна была закончится 22 декабря 2012 года, что произвело не мало шума в ХХI веке.

Интересно изучить эту цивилизацию и узнать об их культуре, обрядах, пристрастиях в архитектуре и живописи.

I. Территория расселения и История Майя

Территория

Цивилизация Майя расположилась в Центральной Америке(Мезоамерика). В нынешнее время там находятся Мексиканские штаты. В этом регионе довольно разнообразный климат, рельеф и растительность. Здесь можно повстречать и горные вершины и знойные пустыни. Веретникова делит территорию, где проживали индейцы майя по природным и климатическим соображениям можно поделить на три части[3]:

северная (полуостров Индостан),

центральная (север Гватемалы, штат Табаско, Кампече, запад Гондураса),

южная (горные районы Гватемалы, штат Чьяпас, равнины Тихоокеанского побережья, западные районы Сальвадора)

История

Мезоамериканскую историю можно разделить на три этапа[1]:

Предклассическая эра(с 2500 год до н. э. 200 год н. э)

Классическая эра(с 250 года по 900 год н. э.)

Послеклассическая эра(с 900 года н.э-1520-е года н.э.)

В свою очередь эти этапы можно разделить еще на несколько:

Предклассическая эра.

Распространение гончарного и пластического искусства, выращивание овощных культур, начало социального структурирования. Разработка письменности первые изучения звезд, разработка календаря.

Ранний предклассический период (с 2500 года до н.э. -900 год до н.э.)

Появление первых поселений, развитие земледелия. Первые постройки и города: Куэйо, Ламанай и Кахаль Печ(в Белизе) и Копане(в Гондурасе)

Средний предклассический период (с 900 года до н.э. - 400 года до н.э.)

Расселение майя, торговля между городами. Первые крупные города: Эль-Мирадор и Накбе(в Гватемале). Появление иероглифов -письменности.

Поздний предклассический период(около 400 года до н.э.-250 года н.э)

Основание города Теотиуакана ("город богов"), который на несколько веков станет центром Центральной Америки - центром торговли, культуры и религии. Примерно в это время создается календарь Майя, высеченный на круглом камне.

Классическая эра.

Процесс урбанизации, торговля. Развитие искусства и науки, строительство. Первые воины. Улучшение письменности. Углубление в изучении астрономии, предсказывание затмений.

Ранний классический период (около 250-600 года н.э)

Перенесение центра из Теотиуакана в Тикаль. Религиозные обычаи в виде жертвоприношений. Первые воины между городами (Тикаль и Калакмуль).

Поздний классический период(около 600-900 годов н.э)

Эпоха расцвета цивилизации майя, численность достигает до 10 000 человек. В данный период майя представляет территорию городов-государств с правителями.

Упадок цивилизации

На юге Юкатана сокращение населения(а после и в центральном Юкатане), города приходят в упадок, больше не строятся монументальные каменные сооружения.

С начала Х века цивилизация майя угасает, есть несколько гипотез по этому поводу:

Нехватка воды, а так же плодородных земель, для земледелия;

Войны, болезни, природный катаклизмы;

Главные города Мезоамерики были покинуты, что справоцировало брешь в торговле и пр.

Послеклассическая эра

Индейцы покидают Тикаль, и обживаются на севере Юкатана, в то время как юг и центр находятся в упадке. Во второй половине XIII века основывается новый центр - Майяпан, который из-за войн и восстаний будет заброшен через 2 века.

После этого образование небольших поселений на всем полуострове, непрекращающиеся войны, мор от оспы и завоевание земли испанцами в 1524 году.

Завоевание испанцев

На земли майя испанцы пришли в 20-х годах XVвека, и в течении 200-т лет завоевывали Юкатан. И уже в конце XVII века в 1697 испанцами был завоеван последний независимый город майя.

Освобождение от испанцев и майя сегодня

Только в начале XIX века Мексика становится независимой от Испании, но понадобится еще 80 лет(до 1901года), чтобы уладить конфликты и восстания.

Гуляев говорит что ,сегодня в Центральной Америке живет около 6 млн. майя и большинство людей уже следуют нынешним тенденциям - носят современную одежду, имеют технику и машины[4]. Хотя есть некоторые племена, которые против цивилизованного мира. На счет религии можно сказать то, что традиционные верования в богов майя смешались с христианством, но майя жертвуют всевышним домашнюю птицу и другие предметы быта. Многие из племени зарабатывают на том, что занимаются туризмом, погружают цивилизованных людей в таинственный мир майя.

II. Материальная культура

Культура майя очень велика и разнообразна. В эпоху этой цивилизации было создано много потрясающих сооружений, скульптуры, мелкой пластики, фресок и росписей. Так же майя ставили театральные постановки, сочиняли музыку и песни для своих религиозных обрядов. Нельзя не упомянуть и о ткачестве, которое было хорошо развито в Мезоамерике.

В своих своем искусстве майя отображали мощь и значимость человека. Многие произведения восхваляли силу того или иного правителя, могущественность божеств, в которых безустанно верили майя.

Произведения майя созидали с помощью каменных и деревянных орудий, металл появился слишком поздно, именно в тот период, когда цивилизация переживала упадок, а в дальнейшем была завоевана испанцами. Так же майя имело некоторое подобие школ(в каждом регионе своя школа), там задавался стиль, манера и традиции, которым должны были следовать одаренные майя.

В разные периоды времени на искусство майя воздействовали другие культуры, такие как ольмеки и тольтеки.

Архитектура и градостроительство

Архитектура майя была разнообразной не только на протяжении времени, но и в разных регионах был свой особенный мотив.

Известна майянская архитектура красными стенами, известняковым раствором, который играл роль цемента и "ложным сводом".

Для изготовления известнякового раствора, индейцы растирали известняк в порошок, так он превращался в цемент. Этот раствор прочно держал тяжелые камни, после того, как смесь застывала стены покрывали глазурью(отмоченной корой дерева). От этого стены обретали красный оттенок и были не доступны для дождя.

До изобретения ложного свода(где кирпичи ставили в определенном порядке, чтобы потолок сужался), на крышу клали пальмовые листья.

Начиналась архитектура майя с обычных жилых построек, без окон, с одной дверью. И хижины простолюдинов и жрецов ничем не отличались, кроме как высотой платформы, на которой стояли дома и облицовкой на стенах.

В поздний предклассический период начинают появляются крупные города и крупные постройки - ступенчатые пирамиды(до 60м), которые состояли из платформ, поставленных друг на друга. Примером такой пирамиды можно рассмотреть Храм масок(или E-VII) в в городе Вашактуне[приложение 1]. У пирамиды несколько лестниц, а так же есть балюстрады. Украшен храм масками ягуара из гипса(влияние ольмекской культуры).

Самая знаменитая постройка в майянской архитектуре это храм, который, обычно, воздвигался на вершине пирамид. Пирамиды олицетворяли гору, нередко в зданиях пирамид размещали гробницы. К храму вели пара или несколько длинных лестниц. Основная форма строений - квадрат. [приложение 2]. Крыши храмов декорировались, чтобы подчеркнуть вертикальность и возвышенность.

Майя любили изучать звезды, поэтому и не обошлось и без обсерваторий, которые представляли из себя башни, круглой или квадратной формы [приложение 3].

Помимо храмов, пирамид, обсерваторий и спортивных площадок индейцы строили подобие дворцов, которые по большей вероятности служили домом для жрецов и высших слоев населения. Дворцы имели один этаж и были без окон. А система коридоров напоминала лабиринт [приложение 4].

Технико-технологические особенности живописи и скульптуры майя

Живопись исторический и религиозный смысл. Она была настенной, в основной ее части, но так же можно встретить рисунки в иероглифических рукописях (Кодекс майя) [приложение 5]. Есть два предполагаемых варианта как индейцы применяли технологию живописи, то ли они писали на сухом объекте, то ли использовали технику фрески. Краски были растительного и минерального происхождения. Был богатый спектр цветов, от черного и белого, до синего, зеленого, красного, желтого и т.д.

Живописные объекты:

стена в городе Вашактуне [приложение 6];

здание(расписанное изнутри) в городе Бонампаке [приложение 7];

рисунки в городе Паленке (в плохом состоянии).

Идеализированные скульптуры богов, жрецов и царей, в тоже время противопоставленные им скульптурки обычного люда.

В большинстве своем скульптура была рельефной, кроме круглых скульптур в городе Копан. Монументальная скульптура отлично дополняла архитектуру(стелы, колонны, рельефы на фасадах) [приложение 8]. Мелкая пластика делалась из дорогих материалов(нефрит, кость, терракота, раковины, дерево) [приложение 9]. Так же известно разнообразие масок, от погребальных до религиозных.

Майя любили симметрию, поэтому добивались чтобы и архитектура и скульптура были одинаковыми(при помощи веревки-отвеса). Индейцы осваивают технику рельефа и горельефа, резьбу.

Создаются скульптурные школы(Паленкская).

Так же создаются керамические сосуды и терракотовые фигурки, маски из нефрита. [приложение 10]

Артефакты музыкальной, песенной и театральной культуры

Музыка и песни индейцы были тесно связаны с религией и обрядами.: музыка сопровождала погребальные обряды, танцы майя, религиозные обряды. У мая существовали боги, которые отвечали за музыку.

Инструменты были разнообразные[6]: барабаны(их было несколько видов, от мелких бубенчиков до огромных барабанов), свистки, трубы, погремушки, трещотки - по большей части они относились к ударным типам [приложение 11].

Сейчас можно узнать о музыке по сохранившимся инструментам и живописи на стенах. И по музыке, которой майя издают в наше время[приложение 12].

Музыка была как способ поддержки воинов в битве, поэтому лидер, который умел играть на барабане глубоко ценился.

Конкистадоры запрещали майя сочинять музыку и вообще использовать музыкальные инструменты - испанцы считали такую музыку безвкусной и монотонной.

Драматическое искусство тоже плохо сохранилось, из-за не принятия испанцами. Представления давались на специальных платформах, сцены не редко декорировались разными ветками и прочим. Актеры использовали маски и костюмы для обличения, нередко обличием было роль птицы или зверя.

Что представляли майя на сцене[6]:

Мифологию и традиции племени

Исторические события

Легенды

Ткачество, костюм

Не только одежда, но и плетение корзин и веревок заслуга ткачества. Однако ни одно из произведений этого искусства не сохранилось, но мы можем наблюдать одежду на скульптуре, керамике. Так же археологи нашли инструменты, которые помогали майянцам создавать ткацкие изделия.

Нити окрашивались перед ткачеством с помощью растительных и минеральных красителей.

Ткачеством занимались женщины., они изготовляли - одежду для женщин и набедренные повязки для мужчин. Женская одежды состояла из длинного плать , начинавшееся над грудью, или нижней юбки и материи с прорезями для головы и рук. Верхняя одежда- длинная накидка. Набедренная повязка у мужчин представляла собой полоску ткани, которую пару раз обматывали вокруг талии, и пропускали между ног [приложение 13]. На плечах была накидка, из прямоугольного куска ткани. Знать одевала длинную рубашку и вторую набедренную повязку. Одежда была красочной и яркой, она украшалась перьями и вышивкой.

Из волокон хенекена индейцы плели веревки. А из тростника, камыша, лозы плели корзины.

Письменность и исчисление времени

Одно из интеллектуальных достижений древней цивилизации является создание системы письма и исчисления времени. Иероглифы как вырезали камнях, так и рисовали на керамики и писали на бумаге - кодексы майя. Благодаря этим кодексам, сейчас можно изучать культуру майя, сопоставляя с астрономическими знаниями(т.е. определение времени когда происходило событие).

Самые ранние надписи относят к III веку до н.э. и использовались до колонизации. Письменность майя представляет собой систему знаков из слов и слогов. Возможно основа письменности была перенята у ольмеков.

Проработанная система иероглифов аккуратно вырисовывалась или вырезалась на скульптуре. Ныне доступно около 7000 текстов. Расшифровано около 75-80% знаков, что позволяет читать тексты с достоверностью в 90%. [приложение 14].

Отдельный иероглиф мог представлять собой слово или слог. Иероглифы обычно записывались в колонке по два и читались справа-налево, свеху-вниз. Знаки представляли собой квадрат с закругленными краями, изображали флору и фауну, утварь, части тела человека и т.п.

Были так же иероглифы-эмблемы, которые обозначали титулы.

Сразу после завоевания земель, испанцы начали расшифровывать систему знаков. Первыми занялись этим делом испанские монахи(Диего ле Ланда). Диего полагал что каждый иероглиф сродни букве в алфавите.

Но больший прорыв в изучении письменности произошел в XX веке, при помощи советского ученого Юрия Кнорозова.

Календарь майя, использовался и другими народами- ацтеками, тольтеками и др[приложение 15]. Это сложная система математических вычислений.

Майя верили в свой календарь, и поэтому каждый цикл жертвоприношений диктовался календарем. Главный цикл составлял 260 дней, спустя это время всегда приносились жертвы богам.

Так же майя торжественно праздновали Новый год в течение 5-ти дней.

Майкл Ко говорит,что система счета у майя была не десятеричной(привычной нам), а двадцатеричной, где применялись 10 пальцев рук и 10 пальцев ног, так же была структура 4 блока по 5 цифр. Так же у майя существовало определение нуля, схематически был представлен в виде пустой раковины. [5]

III. Религиозные особенности культуры майя

Строение мира

Майя считали, что Вселенная имеет три плоскости, это небо, земля и подземное царство. Небо делилось на 13 уровней, где жили боги, а подземное царство делилось на 9 уровней, где находились старые боги смерти. Звезды и созвездия индейцы олицетворяли с богами, в движениях звезд находились ответы на вопросы. Именно поэтому майя так интересовались астрологией.

Землю майя делили на 4 части, и отождествляли каждую сторону с цветом[4]

восток-красный

запад-черный

север-белый

юг-желтый

По одной из версий земля поддерживалась четырьмя деревьями разных видов. А в центре росла сине-зеленая сейба - Древо мира[приложение 16]. Та ось, которая соединяла небо, землю и подземное царство. Майя часто сажали хлопковое дерево в центре поселений, дабы усилить этот символичную теорию.

Пантеон

О самом пантеоне богов известно мало, но в одних рукописях их упоминается 166, в других 30. Сейчас ученых находят упоминания богов в кодексах майя, их изображения на алтарях и храмах, и идолах, возле храмов. На тех территориях, где было мало воды, и дождя практически не было, исследователи часто находили маски, изображающего бога дождя- Чака.

Боги отвечали за каждый уровень неба(13) и подземного царства(9). Боги имели не одно воплощение, а минимум четыре. так же имело молодую и старую форму. Многие имели супруга. Каждый небесный бог имел двойника в подземном мире, это отождествлялось с тем, что звезды, уходят за горизонт.

Некоторые боги майя[2]:

Верховный бог пантеона - Ицамна, изображается в кодексах в виде старика. Изобретатель грамотности, образования, наук.

Ах-Пуч- бог смерти и владыка мира мертвых

Чак- бог воды и дождя

Кавиль- бог войны

Эк-Чуах - бог торговли

[приложение 17]

Обряды

Как было ранее замечено, в архитектурных постройках преобладают храмы, и другие постройки религиозного характера. Религия и религиозные обряды занимали ключевую роль в жизни майя. Благодаря археологическим раскопкам нам известно, что в в обрядах принимали участия все слои общества.

Религия майя - политеическая. Однако, боги не бессмертны, на рисунках и рельефах показаны как молодые, так и старые боги. И именно поэтому жертвоприношения важны - они продлевают жизнь смертным богам.

Способы жертвоприношений были разные: ото повешения и утопления, до захоронения заживо. Приносили в жертву как своих соплеменников, вне зависимости от пола и социального статуса, так и захваченных пленных.

Главный цикл составлял 260 дней. Во время ритуалов был строгий пост. Кровь считали священной. поэтому, прокалывая себе иглой разные части тела с помощью костяных игл(иногда просовывали веревку через язык) [приложение 18], майя смазывали идолов. Археологи находят остатки крови человеческой, животных и птиц на идолах и алтарях. В жертву приносились рабы, сироты, так же домашние животные, собаки, игуаны.

Так же майя торжественно праздновали Новый год . А на протяжении года устраивали обряды для охотников, ремесленников, для лучшего улова и урожая.

Заключение

Интересная цивилизация, оставившая глубокий след в истории человечества. Весьма специфична со своими ритуалами и жертвоприношениями, но интересна культурой.

Культура Майя отжила свой период и показала нам многие положительные стороны: о том, как люди создавали, изучали и фантазировали.

Сейчас можно изучать майя по их архитектуре, по иероглифам, которые высечены на камнях в храмах, материальным ценностям. Интересно и то, что культура, которая похожа на Египетскую и Месопотамскую, просуществовала со своим бытом до16 века, когда другие культуры исчезли давно до этого времени(до 8 века).

И по сей день существуют майя, но сейчас они более ассимилированы, чем предки, хоть и существует у них ритуалы жертвоприношений(на этот раз с животными) . Люди со всего мира интересуются этими индейцами, с их нашумевшим календарем и ступенчатыми пирамидами. И не зря - культура майя одна из тех культур, которую стоит знать.

Литература

#"884636.files/image001.gif">

.Храм Масок в Вашактуне

.Караколь с 43-метровой пирамидой

.Обсерватория в Чичен-Ица

4.Дворец Пакаля городе Паленке.

5.Кодекс майя

6.Роспись в Вашактуне

7.Фреска в Бонампаке


8.Рельеф в Паленке

9.Маска царя из Паленке


.Керамическая фигурка классической эры

11.Артефакты музыки

.Изображение оркестра в Бонампаке

.Рекострукция мужского костюма майя

14.Иероглифы майя

15.Календарь  майя

16.Мировое дерево майя

17.Боги майя

18.Рельеф, отображающий правительницу Хок, которая продёргивает колючую верёвку через свой язык.

Похожие работы на - Материальная культура племени Майя

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!