Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами деятельности (на примере Творческого центра ДВФУ)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,32 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами деятельности (на примере Творческого центра ДВФУ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

ШКОЛА ГУММАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра психологии






Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами деятельности (на примере Творческого центра ДВФУ)

Курсовая работа

Студент гр. Б4202

Косенко Анастасия Сергеевна

Руководитель ст. преподаватель

Л.С. Титкова



г. Владивосток

Оглавление

Введение

. Понятие ценности и ценностных ориентаций в психологии

.1 Теории ценности

.2 Юношеский возраст и ценности

. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов, занимающихся творческой деятельностью

.1 Цель, методы и методики исследования

.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Развитие человека - это постоянно меняющийся процесс, который способствует накоплению знаний, навыков и в итоге - развитию личности. Ценностные ориентации помогают выстраивать жизненные цели, ориентиры и задают жизненную перспективу. Все люди обладают одинаковыми ценностями, но приоритеты для ценностей у каждого свои. Поэтому у человека имеется свой индивидуальный, неповторимый набор ценностей.

Система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта. Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Выделяют несколько типов ценностных предпочтений: ценности адаптации, направленные на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности; ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей; ценности индивидуализации, соответствующие направленности на личностный рост и развитие. Система ценностных ориентаций личности, является отражением актуальных ценностей социальной среды.

Система ценностных ориентаций характеризует содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к себе самой, к другим людям, основу мировоззрения, основу жизненной концепции.

Цель работы: изучить ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами деятельности.

Задачи:

.        Проанализировать литературу на тему ценности и ценностных ориентаций.

.        Изучить особенности юношеского возраста и характерные для этого возраста ценности.

.        Подобрать методики для проведения исследования и провести тестирование.

.        Обработать и проанализировать результаты.

.        Сделать заключительные выводы.

Объект исследования - ценностные ориентации.

Предмет исследования - ценностные ориентации у студентов, занимающихся творческой деятельностью.

Гипотеза: Ценностные ориентации у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, существенно различаются.

В исследовании принимало участие 40 человек в возрасте 18-22 лет. Первая группа состоит из 20 человек, занимающихся творческой деятельностью. Во вторую группу входят 20 человек, не занимающиеся творческой деятельностью.

Методы исследования: методика ценностных ориентаций М. Рокича, коэффициент ранговой корреляции rs- Спирмена.

В данной работе была использована научная литература, монографии, электронные ресурсы, учебники для вузов.

Структура курсовой работы включает себя введение, теоретическую и эмпирическую главу, заключение, список литературы, приложение.

         Понятие ценности и ценностных ориентаций в психологии

.1 Теории ценности

Человек на протяжении всей своей жизни непрерывно изменяется и развивается. Система ценностных ориентаций играет роль регулятора развития, определяя форму намеченных целей, расставляя приоритеты. Она помогает в определении жизненной перспективы, направления развития личности, является важнейшим внутренним источником и механизмом.

Ценности и ценностные ориентации человека являются одним из наиболее важных объектов изучения философии, социологии и психологии. Многие исследователи занимались данной тематикой на протяжении долгого времени, но единой точки зрения на определение этих понятий нет.

В данном разделе будут представлены различные подходы к пониманию данных понятий.

В одном из учебных пособий под ценностью понимается «понятие, с помощью которого характеризуется социально - историческое значение определенных явлений действительности для общества индивидов».

О.Г. Дробницкий в одной из своих статей дает понятие ценности. По его мнению это понятие характеризующее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормальную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (ценности сознания).

На страницах «Философского энциклопедического словаря» можно познакомиться с таким понимание определения ценность, как «образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами».

А. М. Коншунов высказывая свои мысли по данной теме говорит, что ценностью является не всегда то, что значимо. По его мнению, ценностью является «положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека». Явления, которые играют отрицательную роль в общественном развитии, рассматриваются как отрицательные. Под ценностным Коншунов понимает, то что включается в общественный прогресс и служит ему.

В учебнике по философии Миронова также присутствуют мысли о том, что ценность это не любая значимость предмета или явления. Ценностью является только его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его и идеалы.

Ценностями называются те явления или свойства явлений, которые являются полезными, нужными и приятными с точки зрения потребностей, интересов и целей людей. «Ценность выражает общественную функциональную форму бытия явлений природной о социальной реальности, включенных в систему исторически сложившихся видов деятельности». Раскрыв очередную книгу, можно обнаружить, что «ценность - это обобщенное, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении».

С точки зрения В. С. Бакирова, ценностями являются вещи, явления, отношения, способствующие общественному прогрессу и отвечающее его потребностям. Ценность как регулятор социального поведения, возникает лишь тогда, когда предмет реально влечет к себе человека, определяет цели его деятельности, подталкивает его к определенным действиям.

Существует и точка зрения, согласно которой ценность - это не характеристика, свойство объекта или соответствующее представление субъекта. А особое отношение между ними, «определенный тип единицы -соотношение, а именно такой тип, в котором соотношение является соотношением (отношением) субъекта- объекта, вернее говоря, соотношением (отношением) потребность- объект потребности».

Ценность понимается и как атрибут какого-либо предмета, и как сам этот предмет. Объекты имеют ценность, с другой стороны - объекты являются ценность. Хармаменкова Н. Е. пишет, что ценность дает человеку представления о самом себе, о своих ощущениях и самоотношении. Ценность выражается в когнитивных, эмоциональных и оценочных характеристиках.

О том, что ценность имеет личностный характер, говорит В. Франкл. «Как только я постигаю какую-либо ценность, я автоматически осознаю, что эта ценность существует сама по себе, независимо от того, принимаю я ее или нет». Каждая человеческая личность представляет собой нечто уникальное, каждая жизненна ситуация возникает лишь однажды. Конкретная задача любого человека всегда связана с его уникальностью и неповторимостью. Мир ценностей представляется совершенно своеобразно для каждой личности, в определенной ситуации существует только один единственных подходящий взгляд.

Абрахам Маслоу предполагает что понятие «ценность» скоро устареет, потому что оно включает в себя слишком много значений, оно употребляется совершенно неосознанно и, вследствие чего, получается путаница

Н. О. Лосский в своей книге «Ценность и Бытие» говорит, что ценность «это - Бог как само Добро, абсолютная полнота бытия», которая сама в себе имеет смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий ей безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому.

Н.Е. Харламенкова высказывая свои мысли дает нам совершенно новое определение и понимание понятия ценность. Для нее ценность - это то, что фактически отсутствует или недостает в бытии человека, она не является реальностью, а представляет собой лишь возможность.

М. Рокич ценность понимает как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Он считал, что истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и самой личности; число ценностей у человека имеет индивидуальное количество и оно сравнительно невелико; все люди обладают одними и теме же ценностями, хоть это и проявлено в различной степени; ценности организованы в соответствующие системы ценностей.

На первый взгляд - ценность и ценностные ориентации - имеют одно значение. Попробуем разобраться в общих чертах и различиях данных понятий.

Ценность приравнивается к понятию жизненный смысл и раскрывается как «основание выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос, во имя чего совершатся данная деятельность». Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. «Направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией». Термин ценность употребляется, во- первых, для обозначения состояний сознания, на основе которых производится оценка, во-вторых - для обозначения значимых явлений, выбираемых в результате оценки.

Ценностные ориентации - это качественная характеристика личности, которая объединяет в себе психическое и социальное в человеке и занимает главное место в регуляции его поведения. Ценностные ориентации стимулируют развитие психической активности личности.

С другой точки зрения ценностные ориентации - это «отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения». Под социальными понимаются такие ценности, которые свойственны какой- либо социальной группе.

Подводя итог можно сказать, что под ценностями понимаются специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Ценностные ориентации в свою очередь психологические образования, представляющие иерархическую систему в структуре личности. Ценностные ориентации могут определять жизненные цели человека, при этом показывая нам важность и значимость отношения человека к ним.

Поведение человека определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется его психического здоровье и благополучие.

Дробницкий О.Г. выделяет 2 основных группы ценностей: предметные и ценности сознания. К предметным ценностям он относит:

·        естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях;

·        социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях;

·        культурное наследие прошлого;

·        полезный эффект или теоретическое значение научной истины;

·        моральное добро и зло, заключенное в действиях людей;

·        эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства;

·        предметы религиозного поклонения.

К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормальных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безразличном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). О.Г. Дробницкий выделяет также дополнительную категорию - отрицательные ценности. К ним он относит болезнь, инвалидность, смерть и т.д. Отрицательная ценность является относительным понятие, потому что для одного человека болезнь будет угнетать и разрушать его, а для другого она будет способствовать становлению целей на выздоровление и преодоление трудностей.

В.В. Миронов разделяет ценности по следующим категориям:

·        по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности;

·        по субъекту - субъективно-личностные ценности, которые формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта, и надиндивидуальные- групповые, национальные, классовые, общечеловеческие, представляющие результат развития общества и культуры;

·        по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности ( жилище, питание и т.п.) и духовные.

В представлении В. Франкла ценности можно разделить на созидательные, которые реализуются в продуктивных творческих действиях; ценности переживания, реализуемые в переживаниях; ценности отношения, заключавшаяся в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Две ценности могут пересекаться с друг другом, причем у каждой есть свой субъективный ранг, который переживается вместе с ценностью. Человек может принять или отвергнуть какую либо ценность в зависимости от соответствующей ситуации.

В представлении Э. Фромма существуют сознательные и бессознательные ценности. К сознательным он относит религиозные и гуманистические ценности, т.е. индивидуальность, любовь, сострадание, надежда и т.п. Бессознательные ценности, являются непосредственными мотивами человеческого поведения. Это ценности, перерожденные социальной системой бюрократизированного индустриального общества, т.е. собственность, потребление, общественное положение, развлечение, сильные ощущения и пр.

Харлеменкова Н.Е. высказывает свои мысли по такой разновидности ценности, как ценность Я. «Специфика и сущность ценности Я, состоит в обращении к своему внутреннему миру и в его понимании (содержательный критерий), в структурировании его».

В словаре по этике 1989 года можно встретить такой вид ценностей как моральные. Под ценностью понимаются:

·        во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

·        во-вторых, ценностные преставления, относящиеся к области морального сознания,- моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Д. Роттер выделяет еще одну разновидность ценностей - ценность подкрепления. В его понимании данная ценность понимается как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Для некоторых посмотреть футбол намного важнее, чем встретиться с друзьями. Одни любят долгие прогулки, другие - нет. Ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени. Например, социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки, и меньшую, если мы не одиноки. Ценность потребности - относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей.

Люди способные принимать самостоятельные решения по своей сущности выбирают истину, а не ложь; добро, а не зло; радость, а не печаль. А. Маслоу выдвигает дополнительную гипотезу, в которой говорит, что «склонность выбирать те же самые бытийные ценности в слабой форме присуща всем или почти всем человеческим существам», т.е. могут быть такие ценности всего вида, приверженность которым наиболее ясно и четко прослеживается у здоровых людей.

А. Маслоу выделяет внутренние и внешние бытийные ценности. «Внутренние бытийные ценности индивида, в какой- то мере изоморфны соответствующим ценностям воспринимаемого мира». Между внутренними и внешними ценностями образуются взаимовыгодные и взаимоукрепляющие динамические отношения.

К группе основных ценностей относят - пользу, истину, понимание, красоту, благо, творчество, мудрость, добро, правду, святое, а так же свободу и сопричастность. К ведущим ценностям для человека относятся добро и истина. Мы можем говорить о ценностях личности, семьи, партии, нации, культуры, человечества в целом и т.д. Ценности могут входить как в индивидуальное, так и общественное сознание. В сумме ценности могут составлять более сложных духовных образований, трансформироваться, конкретизироваться через цепочку состояний сознания, доводящую их до реализации в процессе деятельности. «Основная форма, вбирающая в себя ценности, - идеал. Он представляет собой ценностную характеристику определенного явления в качестве должного и выполняет роль стратегического ориентира на пути движения к цели». На протяжении всей жизни человек взаимодействует с миром и стремится достичь конечную цели - благо.

Можно выделить три основных типа ценностных ориентаций:

·        ориентации на потусторонний мир - ориентация на святость, самоценность единства мира;

·        на самого себя - уход в личную жизнь и разочарование во всем, что выходит за ее пределы;

·        на общество - вера в авторитет мирового духа слабеет, надежда на «сильный разум», который наведет порядок.

М. Рокич приводит наиболее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. По его мнению ценности бывают:

·              терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

·              инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Причем терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, потому что для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

Леонтьев Д.А. к терминальным ценностям относит противопоставление, которые основаны на различных основаниях:

1.      Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);

2.      Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);

.        Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);

.        Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) - пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Для инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие пары:

1.      Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность);

2.      Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);

.        Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов);

.        Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

В данном разделе были представлены основные виды и типы ценностей. Каждый человек может выделить для себя «Свои» ценности и дать им научное обоснование и это будет его субъективная точка зрения, которая возможно будет иметь дальнейшее развитие. Внешние ценности представляют собой свойства предмета или явления, которые присущие ему не по воли природы, а потому что этот предмет стал носителем социальных отношений. Ценности представляют собой интересы человека, играют роль жизненных ориентиров. Один предмет может сочетать в себе множество одновременно сочетаемых ценностей. Ценностные ориентации в настоящее время представляют собой непрерывно меняющееся образование, основанное на индивидуальном и социальном опыте.

.2 Юношеский возраст и ценности

Юношеский возраст - это непосредственно граница между детством и взрослостью. Он начинается с 15-17 и продолжается примерно до 23 лет. Этот период можно разделить на 2 этапа: ранняя юность и непосредственно юность.

В юношеском возрасте завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность становится более разнообразной: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется значительно больше взрослых ролей, вследствие чего появляется самостоятельность и ответственность. В юношеском возрасте происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Многие молодые люди в это период начинают трудовую деятельность, определяются со своими интересами и увлечениями и выбирают профессию.

Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. У некоторых личностей появляется тяга к лидерству, они стремятся получить знания, влияя на других людей, изучая социальную жизнь.

Интерес к обучению повышается, обучение представляет собой непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Наблюдается выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению).

Ведущий вид деятельность в юности - учебно-профессиональная деятельность. Дальнейший характер развития определяют труд и учения как основной вид деятельности.

Общение в данном периоде становится одной из главных ценностей. Происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение ее круга. Юноши и девушки нуждаются в общении с взрослыми, они обращаются к их жизненному опыту для решения проблемы самоопределение. При благоприятных обстоятельствах между взрослым и юношей образуется сотрудничество на основе взаимопонимания и взаимоподдержки.

Расширение общения приводит к его углублению и индивидуализации. Юноши и девушки находятся в поиске настоящего друга, который воспринимается ими как верный и близкий. Число друзей обычно не велико. Стремление к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию происходят вследствие первой любви, которая появляется в большинстве случаев в ранней юности. Одним людям свойственны поверхностные чувства, а другим глубокие. Некоторые достойно решают любовные проблемы, а другие испытывают неудачи - это зависит от меры развития нравственного самосознания. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

В юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Возникает стремление создать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, а также к моральным ценностям. Юношу глубоко волнуют такие ценности, как честь, достоинство, право, долг. В этом возрасте происходит формирование жизненной позиции, принимаются устоявшиеся нормы и ценности или в их сторону идет протест.

К концу юношеского возраста молодой человек начинает стойко овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия позволяет предугадать вероятное поведение другого человека и подготовить к встречным действиям.

В юношеском возрасте происходит становление человека как личности. Присваиваются следующие жизненные ценности: способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. Развивается механизм идентификации - обособления. Молодым людям данного возраста свойственно эмоциональное переживание чужих состояний как своих. И в тоже время юноши стремятся ограничить свой уникальный внутренний мир от других людей, сохранить свою индивидуальность. Именно в этом возрасте сохраняются амбивалентные состояния. Между тем в юношеском возрасте происходит разделение людей на две категории - «нравственные пылесосы» и люди, стремящиеся к духовному росту. Вследствие выбранных жизненных ценностей одни люди энтузиасты, более активны и постоянно нуждающиеся в развитии и новых чувствах, а другие пассивны, наслаждающиеся тихо проходящей жизнью.

Подводя итог, хочется сказать, что социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов, занимающихся творческой деятельностью

2.1 Цель, методы и методики исследования

ценность ориентация юношеский личность

Целью эмпирического исследования является изучение и сравнение ценностных ориентаций у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью.

Эмпирическое исследование проводилось в 4 этапа:

.        Подбор методик для исследования.

.        Формирование выборки.

.        Исследование с помощью подобранных методик.

.        Обработка результатов данного исследования.

Эмпирический объект исследования студенты 18-23 лет, занимающиеся творческими видами деятельности.

Объект: ценностные ориентации.

Предмет: ценностные ориентации у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью.

Гипотеза: Ценностные ориентации у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, существенно различаются.

В исследовании участвовало 40 человек в возрасте 18-22 лет, обучающихся в одном университете. В первую группу входят 20 испытуемых, занимающиеся творческой деятельностью, непосредственно в Творческом Центре ДВФУ, а во вторую группу 20 человек, не занимающихся творческой деятельностью.

Для подтверждения гипотезы была выбрана методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данный тест позволяет исследовать особенности целостной иерархии терминальных и инструментальных ценностей, в которой они упорядочены на основании субъективного ранга их значимости.

·              терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

·              инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Для определения силы и направленности корреляционной связи между двумя группами иерархий признаков использовался коэффициент ранговой корреляции rs- Спирмена. Данный коэффициент помогает определить совпадение, существенное различие и обратную связь иерархий. Совпадение информирует нас о том, что различий между иерархиями данных нет, т.е. ранг ценностей в этих иерархиях практически одинаковый. Существенное различие позволяет нам судить о значимости различий между иерархиями ценностей, т.е. ранг в первой иерархии будет кардинально отличаться от ранга второй. Обратная связь свидетельствует о том, что наивысшему рангу в одной из иерархий соответствует низший ранг другой иерархии. В этом случае можно сделать вывод, что ценность воспринимается двумя группами совершенно противоположно.

Коэффициент ранговой корреляции Rs - Спирмена рассчитывается по формуле:

6*∑d2

n(n2-1)

где:

ü  d- разность между рангами значений;

ü  n- количество испытуемых.

Для используемого нами коэффициента применяется поправка на одинаковые ранги Та и Тb :

Ta=∑(a3-a)/12

Tb=∑(b3-b)/12


где а- объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А; b- объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду В.

В наших результатах присутствуют одинаковые ранги, поэтому мы пользуемся второй формулой:

Rs= 1-

6*∑d2+Ta+Tb


n(n2-1)


2.2 Анализ результатов исследования

Одним из главных этапов исследования стало проведение методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Бланк методики приведен в Приложении 1.

Данная методика включает в себя перечни терминальных (А) и инструментальных ценностей (Б). Первая группа представлена студентами, занимающимися творческой деятельностью, а вторая группа студентами, не занимающимися творческой деятельность. Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в Приложении 2 и Приложении 3.

Результаты расчета критерия терминальных ценностей приведены в таблице №1.

Таблица №1. Результаты расчета критерия терминальных ценностей.


Критическое значение - Rкр - находится по таблице. В нашем исследовании оно равно:


Студенты двух групп присваивают одинаковый ранг следующим ценностям: здоровью соответствует ранг 3, красоте природы и искусства -18, продуктивной жизни - 13, творчеству - 10, уверенности в себе - 7, удовольствию - 12. Различия в иерархиях наблюдаются для таких ценностей, как жизненная мудрость, интересная работа, материальное обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей, общественное призвание, развитие, свобода, счастье других. Для таких ценностей, как любовь и счастливая семейная жизнь, хоть и наблюдается обратная корреляция, но значения слишком маленькие, чтобы говорить о существенных различиях. Поэтому эти ценности мы будем относить к группе ценностей имеющий одинаковый ранг. Для любви он будет 2, а для счастливой семейной жизни - 1. Кардинальная обратная связь присутствует у такой ценности, как активная деятельная жизнь. Группа, занимающаяся творческой деятельность, ставит данную ценность на 1 место, а группа, не занимающаяся творческой деятельностью, ставит ее на 14 место.

Результаты расчета критерия инструментальных ценностей приведены в таблице №2.

Таблица №2. Результаты расчета критерия инструментальных ценностей.


Одинаковые ранги в данном случае наблюдаются у ценностей: исполнительность - 14, рационализм - 6, самоконтроль - 7. Различия между рангами характерны для большинства ценностей. К ним относится: аккуратность, воспитанность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, терпимость, широта взглядов, твердая воля, эффективности в делах. Ценность - непримиримость к недостаткам в себе и других - имеет довольно маленькие значения для того, чтобы ее отнести к группе имеющих различия, следовательно, данную ценность относим к группе с одинаковым рангом и присваиваем ей ранг 18. Обратную связь можно пронаблюдать для ценностей: независимость и честность. Студенты, занимающиеся творческой деятельность, присваивают независимости 1 ранг, а честности 17. Студенты, не занимающиеся творческой деятельностью, ставят независимость на 17 место, а честность на 10.

В исследовании испытуемыми были студенты 18-22 лет обучающихся в одном институте. Отличия между ними было лишь занятие творческой деятельностью. Исследование показало, что в иерархиях ценностей есть различия. Для одних ценностей ранги отличаются на 2 показателя, для других на 5 и более. Ранги такие ценностей как активная деятельная жизнь, честность и независимость, кардинально отличаются. Студенты, занимающиеся творческой деятельностью, на первые места ставят активную деятельную жизнь, любовь, свободу, материальное обеспечение в группе терминальных ценностей и воспитанность, жизнерадостность, независимость, самоконтроль в группе инструментальных ценностей. У студентов, не занимающихся творческой деятельностью, первые ранги занимают ценности: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, счастье других и уверенность в группе терминальных ценностей и жизнерадостность, образованность, ответственность, терпимость в группе инструментальных ценностей.

Таким образом по результатам исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась. Студенты, занимающиеся и не занимающиеся творческой деятельностью, имеют различия в ценностных ориентациях. Для студентов занимающихся творческой деятельностью характерны следующие ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, любовь, материальное обеспечение, интересная работа, счастливая семейная жизнь, творчество, воспитанность, жизнерадостность, независимость, самоконтроль, образованность.


Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены теории и определения понятий ценности и ценностных ориентаций, характеристики юношеского периода и свойственные этому периоду ценности. Во второй части работы представлено исследование, изучающее ценностные ориентации студентов.

Ценностью является то, что имеет положительную значимость для человека, что - то полезное, нужное, приятное и необходимое. Ценность дает человеку представление о самом себе, о своих ощущениях и самоотношении. Употребляется данный термин в ситуации, где производится оценка и обозначаются значимые явления. Под термином - ценностная ориентация - понимается качественная характеристика личности, объединяющая в себе психологические и социальные аспекты в человеке. Ценностные ориентации представляют иерархическую систему в структуре личности. Существует множество категорий ценностей, которые затрагивают разные области человеческой жизни. Одна из таких классификаций разделяет ценности по содержанию, субъекту и роли в жизни человека. Другие классификации выделяют предметные ценности и ценности сознания; сознательные и бессознательные; ценности-цели и ценности-средства.

В эмпирическом исследовании были изучены ценностные ориентации у студентов, которые занимаются и не занимаются творческой деятельностью. В исследовании принимали участие студенты Дальневосточного Федерального Университета. Было проведено изучение и сравнение ценностных ориентации у данных групп. Использовалась методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича. При обработке использовался коэффициент ранговой корреляции rs- Спирмена.

В ходе исследования было выявлено, что у испытуемых наблюдаются существенные различия в иерархиях ценностей. Некоторые ценности занимают одинаковые ранги у 2х групп, а другие имеют расхождения на статистически значимое количество рангов. При анализе результатов возникает предположение - студенты присваивают одинаковые ранги ценностям потому, что они имеют одинаковый социальный статус, и разные, потому что занимаются разными видами деятельности. Например, такие ценности, как активная деятельная жизнь, честность и независимость, кардинально отличаются. Студенты, занимающиеся творческой деятельностью, на первые места ставят активную деятельную жизнь, любовь, свободу, материальное обеспечение, воспитанность, жизнерадостность, независимость, самоконтроль. У студентов, не занимающихся творческой деятельностью, первые ранги занимают такие ценности: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, счастье других, уверенность, жизнерадостность, образованность, ответственность, терпимость.

Список литературы

1.      Антилогова Л.Н. Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

.        Бакиров В.С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора.-Х.: Выща шк. Изд-во при ХГУ, 1988. - 152 с.

.        Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. и доп. -Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. - 343 с.

.        Дробницкий О.Г. Ценности// Филосовская энциклопедия. Т.5. М., 1970. - 462 с.

.        Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003.- 304 с.

.        Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Лекции по философии. Екатеринбург, 1992. - 121 с.

.        Лосский Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей/ Худож.-оформитель Б.Ф. Бублик. -Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. -864 с.

.        Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод. С англ. Татлыбаевой А.М. Вступительная статья Акулиной Н,Н. -СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

.        Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». 1997. - 304 с.

.        Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: «проспект», 1998.-240 с.

.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. -4-е изд., стереотип.-М: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.

.        Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. - 490 с.

.        Пешкова В.Е. Феномен Гения/ В.Е. Пешкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 160 с.

.        Титкова Л.С. Математические методы, применяемые в психологии: учебник. Владивосток: Издательский дом Дальневосточного Федерального Университета, 2013. - 140 с.

.        Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст.ст. Д.А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

.        Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. - 568 с.

.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб.: Питер, 2001. -608с.

.        Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. -349 с.

.        Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

.        Словарь по этике/ Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона.-6-е изд.- М.: Политиздат. 1989. - 447 с.

.        Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения/ Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. N 2.

.        Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М.. 1982.

.        Харламенкова Н.Е. Сущность и механизмы ценности Я./ Ценностные основания психологической науки и психологии ценностей/ Отв. Ред В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 148- 165.

24.    Ахам К. Социологизм и проблема ценности. 1995 - <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000047/index.shtml>

.        Беляева Л.В. Феномен ценностей: Экзистенциальный подход - <http://www.aspu.ru/images/File/Publikatzii/Fenomen_tzennostey.pdf>

.        Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.428. <http://www.terme.ru/dictionary/180>

.        Энциклопедия психодиагностики - Psylab.info -<http://psylab.info/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8>

.        Научная библиотека ДВФУ - <https://lib.dvfu.ru:8443/search/query?theme=FEFU>

Приложение 1

Ваш пол________

ваш возраст__________

ваша специальность_____________________________

Перечень А

Терминальные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)


Здоровье (физическое и психическое)


Интересная работа


Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)


Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)


Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)


Наличие хороших и верных друзей


Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)


Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)


Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)


Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)


Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)


Счастливая семейная жизнь


Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)


Творчество (возможность заниматься творчеством)


Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)


Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)



Перечень Б

Инструментальные ценности

Место в жизни

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)


Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)


Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)


Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)


Исполнительность (дисциплинированность)


Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)


Непримиримость к недостаткам в себе и других


Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)


Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)


Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)


Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)


Смелость в отстаивании своего мнения


Чуткость (заботливость)


Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)


Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)


Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)


Честность (правдивость, искренность)


Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)



Похожие работы на - Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами деятельности (на примере Творческого центра ДВФУ)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!