Изучение физики и астрономических явлений в детском саду

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,39 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение физики и астрономических явлений в детском саду

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения физики и астрономических явлений в детском саду

1.1 Неживая природа и ее место в системе экологического воспитания дошкольников

1.2 Изучение опыта работы дошкольных учреждений по знакомству с физическими явлениями

Глава 2. Методика ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями в детском саду

2.1 Педагогический опыт по использованию экспериментирования при ознакомлении дошкольников с физическими и астрономическими явлениями

2.2 Методические рекомендации по применению опытов для ознакомления с неживой природой в детском саду

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Дошкольное воспитание - начальное звено системы непрерывного экологического образования. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям, ребенок начинает осознавать свое место в природе.

В 90-е годы XX века России было создано значительное количество программ экологического образования дошкольников. Среди них стоит отметить такие программы, как "Семицветик" В.И. и С.Г. Ашиковых, "Наш дом - природа" Н А. Рыжовой, "Юный эколог" С. Николаевой, "Мы земляне" А. Вересова и др.

Современные педагоги, психологи отмечают, что экологическое воспитание наиболее продуктивно протекает в старшем дошкольном возрасте, когда у дошкольника идёт активное формирование психических процессов и развитие личности в целом. Проблемами экологического воспитания дошкольников занимались такие педагоги-исследователи, как С.Н. Николаева [17], Н.А. Рыжова, Н.Ф. Ярыша, В.П. Горошенко, О.В. Дыбина, Н.Н. Кондратьева и др.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе экологического воспитания, поскольку предмет ознакомления постоянно присутствует в ближайшем окружении дошкольника, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка.

К сожалению, в настоящее время недостаточно разработана методика ознакомления дошкольников с физическими явлениями и законами, астрономическими явлениями. Эти направления входят в общий курс по ознакомлению с окружающим и изучаются вскользь, большее внимание уделяется объектам и явлениям живой природы. В этом состоит актуальность проблемы.

физика астрономический детский сад

Цель работы - изучить особенности изучения физических явлений в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

.Охарактеризовать место изучения объектов и явлений неживой природы в системе экологического воспитания дошкольников.

2.Изучить опыт работы детских садов по ознакомлению дошкольников с физикой и астрономическими явлениями в детском саду.

.Охарактеризовать методы наблюдения и экспериментирования при ознакомлении дошкольников с физикой и астрономическими явлениями.

.Разработать методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с физическими и астрономическими явлениями в детском саду.

Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования - изучение физики и астрономических явлений в ДОУ.

Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ и синтез, обобщение и классификация, наблюдение, анкетирование, метод педагогического эксперимента.

Теоретическая база исследования - работы Волосниковой Т.В. [4], О.А. Еник [8], А.И. Ивановой [10,11], Л.И. Максимовой [14] и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения физики и астрономических явлений в детском саду

1.1 Неживая природа и ее место в системе экологического воспитания дошкольников

Природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, воздух, горы, почва, радуга, вода, небо, камни, планеты и галактики и т.д.).

Если внимательно посмотреть на наш мир, то можно обнаружить, что нас повсюду окружают тела неживой природы. Само понятие "неживая природа" настолько обширно, что одна конкретная наука не в состоянии изучить все её элементы, поэтому этим занимается химия, физика, геология, астрономия и др. дисциплины. При этом чёткого определения для такого простого понятия до сих пор не существует. В состав неживой природы учеными включены элементарные частицы; атомы; химические элементы; небесные тела, звезды; галактика; Вселенная [12, с.33].

Неживая природа - это то, с чем человек сталкивается с самого первого момента своей жизни и непроизвольно познает ее. С самого рождения дети днем видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая. Человечество научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Анализ программ по знакомству с физическими явлениями: воздух, свет, механическое движение.

В 90-е годы ХХ века в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Это программы А. Вересова "Мы земляне", Е. Рылеевой "Открой себя", Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой "Жизнь вокруг нас", Ж.Л. Васякиной-Новиковой "Паутинка" и др.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Среди них следует отметить программы В.И. и С.Г. Ашиковых "Семицветик", Т.А. Копцевой "Природа и художник", Н.А. Рюкбейль "Чувство природы" и др.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Рассмотрим некоторые из них.

Программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Программа "Наш дом - природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.)

Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др., три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой.

Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы "письма животным", создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе [20].

Интересна программа "Детское экспериментирование", разработанная И.Э., Куликовской, Н.Н. Совгир. Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Известно, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Одной из реализуемых задач является расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).

При систематизации и подборе разделов программы использован принцип "от простого к сложному". В отличие от существующих работ по умственному развитию детей (И.С. Фрейдкин "Ознакомление с неживой природой", В.Н. Аванесова, Г.В. Урадовских "Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности" и др., данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности. Данная программа содержит разделы "Измерение", "Земля и ее место в Солнечной системе", "Вещество", "Движение", "Свет и цвет", "Звук и слух", "Магнетизм", "В мире электричества", "Человек и законы природы".

Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе "Развитие естественнонаучных представлений". При организации экспериментально - исследовательской деятельности используются различные методы и приемы: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование опыты, дидактические игры и др. [6].

Все это были парциальные программы развития, или специализированные, локальные, включающие экологическое воспитание ребёнка.

Комплексные программы развития, или общеразвивающие, включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.) в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества [14, с.25-26].

Сюда можно отнести такие программы, как "Воспитание и обучение в детском саду" М.А. Васильева [18], "Радуга", "Детство" [6], "Истоки", "Развитие", "Кроха" и др.

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой знакомство с неживой природой, физическими явлениями осуществляется в разделе "Ребенок и окружающий мир". Здесь же происходит познание дошкольниками разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе.

Содержание раздела "Ребенок и окружающий мир" состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Введение в предметный мир предполагает: ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т.п.); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых.

Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Весь материал Рабочей программы распределен по месяцам, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей разных возрастов.

Помогают в реализации этих задач регулярные сезонные наблюдения осенью, зимой, весной и летом, во время которых происходит ознакомление с явлениями неживой природы. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Несмотря на то, что "Программа воспитания и обучения в детском саду" содержит в себе некоторый физический материал, мы полагаем, что в целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания [18].

В программе "Детство" раздела о неживой природе как такового не существует. Здесь говорится о связи растений, животных со средой обитания, с неживой природой. Так предполагается формирование у дошкольника представления о существовании разных сред обитания: наземной (почва, земля, воздушной (воздух, водной (вода) и знаний об изменениях сред обитаний по сезонам, но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.

Примером может служить программа "Непреходящие ценности природы" Е.В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья " Планета детства", в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л.И. Грекова).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

.2 Изучение опыта работы дошкольных учреждений по знакомству с физическими явлениями

При ознакомлении детей с природой в детском саду используются различные формы и методы. Активно используются такие формы, как занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, в уголке природы. Методы ознакомления разнообразны: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, учебный экран, демонстрация моделей и т.д., практические (игры - дидактические, подвижные, предметные, моделирование, трудовые действия, элементарные опыты и т.д., словесные (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы).

Для знакомства с физическими явлениями в ДОУ активно используется поисково-познавательная деятельность, опытно-экспериментальная работа, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого [13, с. 19-21].

Поисково-познавательная деятельность дошкольников протекает в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуются в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.

Знакомясь с законами неживой природы, ребенок учится анализировать и сравнивать происходящие явления; понимать, почему они протекают так; устанавливать простейшие связи между несколькими явлениями. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.

Важно помнить, что при знакомстве прежде всего необходимо учитывать особенности детского мышления. Они, эти особенности, требуют, чтобы при объяснении ребенок и сам действовал с предметами, со свойствами которых его знакомят. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи

Для успешного формирования знаний о физических явлениях, предлагаю некоторые методические рекомендации (из опыта работы):

Воспитателю необходимо в начале учебного года разработать перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с неживой природой.

Педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка на занятии или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь в ходе выполнения какой-либо работы.

Воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активной практической деятельности на природе (уборка снега, вскапывание земли и др.).

Воспитателям и родителям рекомендуется проводить экскурсии с детьми в природу, организовывать наблюдение и элементарные опыты с объектами неживой природы в разное время года [19, с.14-15].

Во время прогулок, экскурсий на природу воспитатель может организовать сбор природного материала (камушки, песок, др., который способствует активному восприятию детьми формы, цвета.

Воспитателям важно проводить занятия по сенсорному воспитанию детей в первой половине дня. Для того, чтобы дети не уставали и не утомлялись от однообразия, не следует затягивать время занятий.

Воспитатель должен знать хорошо психологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах. Это позволит воспитателю серьёзно и вдумчиво отобрать наиболее эффективные методы и приёмы, создать необходимые педагогические условия, а также правильно организовать работу для ознакомления с физическими явлениями и развития наблюдения. Так, ознакомление с объектами и явлениями неживой природы начинается на 2 году жизни. При формировании культурно-гигиенических навыков воспитатель учит детей называть воду и её признаки: вода бывает тёплая, холодная, льётся, течёт.

На прогулке называет другие явления неживой природы, предлагает детям назвать их: песок, камни, идёт дождь. На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления: дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.

В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов.

Рассматривая песок и камни, воспитатель обращает внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются, если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, воспитатель подводит детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля - твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно - падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть.

Причинно-следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами - глиной, землёй, водой. Необходимо постоянно учить устанавливать причинно следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы [20, с.142-143].

Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно устанавливать причинно - следственные связи. Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой. Почему?

При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, воспитатель закрепляет знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, ознакомление с признаками разных времён года, надо начинать не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег - вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно - следственных связей в природных явлениях.

Таким образом, к живой природе относят всё, что двигается и развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы: вода, воздух, определимая температура, свет, почва. Сюда же включен и человек. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет остаются неизменной.

Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Дошкольные учреждения активно работают над формированием экологической культуры дошкольников, проводит систематическую работу по знакомству явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами). При ознакомлении детей с природой в детском саду используются различные формы и методы. Активно используются такие формы, как занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, в уголке природы. Методы ознакомления разнообразны: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, учебный экран, демонстрация моделей и т.д., практические (игры - дидактические, подвижные, предметные, моделирование, трудовые действия, элементарные опыты и т.д., словесные (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы).

Глава 2. Методика ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями в детском саду

2.1 Педагогический опыт по использованию экспериментирования при ознакомлении дошкольников с физическими и астрономическими явлениями

Детское экспериментирование это длительный разносторонний процесс, включающий и живое наблюдение, и проводимые ребенком опыты. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает умением исследовательской деятельности - начиная от постановки проблемы и выдвижения гипотезы и последующей проверке ее с помощью опытов. Ему доступны приемы простого планирования эксперимента, сравнения и анализа наблюдаемых процессов с полученным результатом и т.д.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что у детей дошкольного возраста проведение экспериментов, наравне с игрой считается ведущим видом деятельности. Эксперименты стимулируют интеллектуальную активность и познавательный интерес ребёнка.

Педагогическая идея данного опыта:

-расширение знаний о роли экспериментирования для развития дошкольников;

-формирование представлений о правильной организации экспериментов с детьми-дошкольниками.

Диапазоном опыта является целостная среда воспитательно-образовательных процессов (занятие, игра, упражнения, опыт, эксперимент).

Методологическую базу формирования у ребенка чувства природы, являющегося ядром экологического и эстетического воспитания ребёнка, представляет собой принцип отражения, ставящий в единую последовательность и связь чувственное и абстрактно-логическое постижение, обращенное, в конечном итоге, снова к практике, или к чувственной предметной деятельности людей.

Чрезвычайно важно сохранение данного принципа в единстве экологического и эстетического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Не всякая деятельность может прямо выявить эстетические стороны природы для дошкольников. Для того, чтобы научиться оценивать красоту видов растений, контрасты цветов, света, симметрию явлений, созвучие звуков, свойства времени и пространства, надо участвовать в познании их как чувственном, так и в абстрактно-логическом. А это требует от воспитателей вовлечения дошкольников в наблюдения свойств ландшафтов, организации упражнений, которые развивают слуховое, а также зрительное восприятие, умения обобщать и анализировать собственные впечатления, свои оценки [10].

Дошкольникам необходимо наблюдать, а затем отмечать красоту лесов, лугов, садов, замечать красоту различных явлений и объектов окружающей среды: темные тучи, яркие небесные светила, разноцветные камушки в водоемах и т.д.; рассматривать узоры мороза на стекле, снежинки, замечать сверкание на снегу; отличать и сопоставлять виды цветов и листьев, видеть относительную величину, различную окраску, формы предметов; слышать красоту звуков природы: шум ветра, шелест листвы, звон весенней капели; отличать и уметь сопоставлять самые характерные особенности сезонных явлений в природе (краски, звуки, запахи). Деятельность экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, развивает наблюдательность, мыслительную активность.

Структура детского экспериментирования.

Также как любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру.

Его цель: развитие умений дошкольника взаимодействовать с исследуемыми предметами в "лабораторных" условиях, используя их как средства познания окружающего мира.

Его задачи:

) развитие процессов мышления;

) развитие операций мышления;

) освоение методов познавательной деятельности;

) развитие причинно-следственных отношений и связей.

Содержание: информация о явлениях и объектах, предметах.

Мотив: познавательные "Это что?", "Что такое?". У старших дошкольников познавательная активность имеет направленность: "Узнаю - научусь - познаю"

Средства: язык, речь, действия поискового характера.

Формы: деятельность элементарно-поискового характера, опыты, эксперименты.

Условия: постоянное усложнение, организация условий по самостоятельной учебной занятости, использование проблемных ситуаций

Результаты: опыт самостоятельной деятельности, работы исследовательского характера, новые умения и знания, составляющие целый спектр новообразований для данного возраста.

Цели опыта:

. Выявление эффективности использования детского эксперимента как метода формирования познавательных интересов при ознакомлении с объектами и явлениями неживой природы.

. Расширение знаний педагогов о формировании познавательных интересов и познавательной активности дошкольников с помощью средств экспериментальной деятельности.

. Знакомство детей с объектами неживой природы в связи со средой обитания, а также формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающей его природой.

Задачи опыта:

. Учить дошкольников наблюдать за объектами и явлениями неживой природы.

. Учить детей конкретным способам проведения экспериментов и исследований объектов неживой природы.

. Учить детей проводить простейшие опыты, используя природные объекты, соблюдать правила безопасности [8, с.581].

Для того чтобы направить действия маленького исследователя в нужное русло, можно использовать особый тип игр-занятий, основу которых составляют действия экспериментирования, подводящие дошкольника к познанию мира природы, физическую сущность которого малыш будет понимать значительно позже, когда пойдет в школу, а пока только накопит практический опыт под руководством взрослого.

Работая с детьми по ознакомлению с неживой природой можно использовать различные формы, приемы, методы работы: наблюдения, опыты, обучающие игры, беседы, прогулки, а также многое другое.

Состав и структура зоны экспериментирования.

Дидактический компонент:

схемы, таблицы, модели, содержащие алгоритмы выполнения опытов;

-серии картин, изображающих природные сообщества;

-книги познавательного характера, альбомы.

Компонент оборудования:

-материалы распределяются по разделам: "Песок, вода, глина", "Звук", "Свет", "Магниты", "Бумага", "Стекло", "Резина";

-природные материалы: камни, ракушки, спилы, листья деревьев, мох, семечки, почва разных видов и т.д.;

-утилизированный материал: куски проволоки, кусочки кожи, мех, ткань, пластмасса, дерево, пробки и др.;

-технические материалы: скрепки, гайки, болтики, гвоздь, винтик, шуруп, детали от конструктора и др.;

-разные виды бумаги: картон, обычная, наждачная, копировальная и др.;

-красители: пищевые, непищевые (гуашь, акварель, любые краски и т.д.);

-медицинские материалы: пипетка с закругленным кончиком, колба, деревянные палки, мерная ложка, резиновая груша, шприц без иглы - прочие материалы: зеркало, воздушный шарик, масло, мука, сахар, соль, цветное и прозрачное стекло, свечи и др.

-сито, воронка - половинки мыльницы, форма для льда - приборы-помощники: увеличительные стекла, песочные часы, микроскоп, лупа - клеенчатый фартук, нарукавники, резиновые перчатки, тряпка.

Компонент стимулирующий:

- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки)"Это можно, это нельзя" - герои, наделанные определенными чертами ("почемучки"), от имени которых моделируются проблемные ситуации.

Планирование работы со старшими дошкольниками по экспериментированию.

Работа с детьми нужно направлять на уточнение всего множества свойств и признаков предметов и объектов, взаимосвязи и взаимозависимости предметов и явлений. Основная часть исследований, проводимых детьми, основывается на формировании у них следующих знаний:

. О явлениях природы (погода, круговорот воды, движение небесных тел и солнца, снегопад) и явлениях времени (сутки, день-ночь, месяц, год, сезон).

. Об агрегатном состоянии воды (вода - основа всего; как образуется снег, град, лёд, иней, роса, туман, радуга; рассматривание снежинки в лупу и т.д.)

Важнейшая особенность детского эксперимента состоит в следующем - в нем встречаются две противоречивые тенденции: превращения раскрывают перед ребенком незнакомые стороны и свойства явлений и объектов, а с новыми знаниями рождаются новые вопросы. Наличие таких двух тенденций делает простой эксперимент ведущим методом продктивного познания ребенком явлений неживой и живой природы.

В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.


2.2 Методические рекомендации по применению опытов для ознакомления с неживой природой в детском саду

Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.

Выявление скрытых свойств природы, которое происходит под непосредственным руководством взрослых, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения [11, с. 84].

Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды. С помощью опытов устанавливаются причины перехода воды из одного состояния в другое.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

- стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

. У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: "Какая вкусная вода", хотя на самом деле её вкуса не чувствует.).

. Уводы нет запаха

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

. Лёд - твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег - это тоже вода.

. Пар - это тоже вода

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана).

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое "жидкая", предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

. Лёд легче воды

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, а в каком самая тёплая (соблюдая правила безопасности).

Можно продолжить предыдущий опыт (№8, сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали - тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных - в тёплых морях или в холодных?

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

. Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд - это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Для ознакомления дошкольников с астрономическими явлениями нами была предложена программа, направленная на ознакомление старших дошкольников с "тайнами космоса".

Цель данной программы: создать условия для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности.

Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования (приложение 1). Суть тематического планирования заключается в следующем:

-на занятии по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;

-все остальные занятия (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;

-на последующем занятии дается короткое повторение темы;

-родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;

-праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т.д.).

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики:

.Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2.Принципы последовательности.

.Принцип систематичности: занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.

.Принцип повторности.

.Принцип наглядности.

Программа по ознакомлению старших дошкольников с "Тайнами космоса" поделена на блоки. В блоки занятий, вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну. Различные явления неба - дождь, снег, молнию, радугу и т.д. Со средней группы педагоги знакомят детей с тем, что в небе живет, что с неба приходит к нам на землю, каким небо бывает, то есть показывают жизнь неба на Земле.

Следующий блок - "На чем и зачем люди летают в космос".

Мы знакомим с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное - раскрываем перед детьми значение космических полетов для человека.

Далее дети знакомятся с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системы и с ее жительницами - планетами (приложение 2). Так мы подходим к знакомству с нашей голубой планетой и узнаем, как Земля вращается вокруг своей оси, знакомим с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца и узнаем, почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Следующий блок знакомства детей с тайнами космоса - "Спутница нашей планеты Луна".

И завершает космический блок - "Звездный зоопарк, или Космическое путешествие к звездам", где дети узнают о наиболее ярких звездах и созвездиях, о посланцах дальних миров - метеоритах и метеорах, о кометах, которые можно увидеть на ночном небосводе.

На занятиях о космосе большое внимание уделяется занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: занятия, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели программы "Тайны космоса" - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.

Таким образом, для ознакомления дошкольников с физическими и астрономическими явлениями должны использоваться формы и методы, соответствующие возрасту детей и активизирующие их познавательную деятельность. Работа в этом направлении будет эффективной, если при работе будут учтены все принципы дошкольной дидактики.

Заключение

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе экологического воспитания, поскольку предмет ознакомления постоянно присутствует в ближайшем окружении дошкольника, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка.

Неживая природа - это то, с чем человек сталкивается с самого первого момента своей жизни и непроизвольно познает ее. С самого рождения дети днем видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных.

Для знакомства с физическими явлениями в ДОУ активно используется поисково-познавательная деятельность, опытно-экспериментальная работа, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого.

Поисково-познавательная деятельность дошкольников протекает в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуются в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.

Знакомясь с законами неживой природы, ребенок учится анализировать и сравнивать происходящие явления; понимать, почему они протекают так; устанавливать простейшие связи между несколькими явлениями. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы.

Список использованных источников

1.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С.10-12.

2.Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2009. - 190 с.

.Вербин, С. Как повысить эффективность умственной деятельности / С. Вербин // Воспитание школьников. - 2004. - N: 5. - С.45-49.

.Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С.16-20.

.Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.

.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014. - 112 с.

.Дошкольная педагогика / под ред.В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

.Еник, О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С.581-583.

.Зенина, Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами / Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2006г. - 142 с.

.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.

.Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92.

.Казаручик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - с.33-37.

.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. - 72с.

.Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд. - во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002. - 118 с.

.Михеева Е.В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования / автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07/Михеева Е.В. - Екатеринбург: [б. и.], 2009. - 23 с

.Никандров, Н.Н. Малышам о природе: Мир физики и техники: пособие для детского сада и начальной школы / Н.Н. Никандров. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. - 128 с.

.Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. - 2007. - N 5. - С.22-27.

.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 208 с.

.Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.

.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу "Мир природы", утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. - сосТ.о.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Приложения

Приложение 1

Перспективное тематическое планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников с "Тайнами космоса"

Форма организацииТема ОтветственныйСрокиБлок "Что ребенок может видеть"Занятия: 1. ознакомление с окружающим миром + информатика; 2. экологическое воспитание; 3. рисование; 4. музыкальное. "Что у нас над головой" (презентация) "Голубая планета, какая ты?" "Буря мглою небо кроет…" "Космическое путешествие" "Земля, с днем рождения тебя!" Педагог информатики Воспитатель Воспитатель Педагог ИЗО Музыкальный руководитель Октябрь Октябрь Ноябрь Октябрь МайСовместная деятельностьЭкспериментальная работа "Как выглядит солнце"ВоспитательАпрельРазвлечение"Космический праздник"Специалисты д/сОктябрьИгрыСюжетно - ролевые: "Космические спасатели" Дидактические: "Разрезные картинки" Подвижные: "Обитатели космоса"; "Солнышко светит раз…". воспитатели воспитатели инструктор по физвоспитаниюОктябрь Сентябрь ОктябрьБлок "На чем и зачем люди летают в космос"Занятия: 1. ознакомление с окружающим миром + информатика; 2. обучение грамоте; 3. интегрированное занятие; 4. сюжетная лепка; 5. аппликация; 6. физкультурное. "О космосе" (презентация) "Космическое путешествие" "Большое космическое путешествие" "Покорители космоса - наши космонавты" "Наш космодром" "Тренировка для команды космического корабля" Педагог информатики Воспитатель Воспитатель Педагог ИЗО Воспитатель Инструктор по физвоспитанию Ноябрь Ноябрь Ноябрь Апрель Ноябрь ДекабрьИгрыСюжетно - ролевые: "Мы изучаем космос" Дидактические: "Изучение космоса"; "Расставь по порядку"; "Узнай по силуэту"; "Потому, что…". Развивающие игры: "Биби в космосе" Подвижные: "Найди свое место в космическом корабле"; "Собери космический модуль"; "Гонки в планеходе". Воспитатель Воспитатель Педагог информатики Воспитатель Воспитатель Инструктор по физвоспитанию Воспитатель Ноябрь Ноябрь Декабрь Апрель Апрель Февраль Декабрь

Блок "Солнечная система"Занятия: 1. ознакомление с окружающим миром + информатика; 2 интегрированное занятие; 3. развитие речи; 4. экологическое воспитание. "Величие космоса" (презентация) "Солнечная система"; "На далекой удивительной планете" "Полет на планету Словесности" "Небесные тела" "Солнце - источник жизни" Педагог информатики Воспитатели Учитель - логопед Воспитатели Декабрь Декабрь Январь Декабрь Январь МартПраздник"День космонавтики"Специалисты д/сАпрельИгрыСюжетно - ролевые: "На планете веселых животных"; "Исследование новой планеты"; "Инопланетяне". Дидактические: "Планеты и солнце"; "Солнечная система". Развивающие игры: "Биби на планете…"; "Рыжий Ап в космосе"; "Вселенная. Солнечная система"; "От Плутона до Меркурия". Подвижные: "Обитатели космоса"; "Солнце. Земля. Луна"; "Солнышко светит раз…". Воспитатели Воспитатели; Педагог информатики Воспитатели инструктор по физвоспитанию воспитатели Февраль Январь Декабрь Январь Март Апрель Декабрь Январь МартБлок "Спутница нашей планеты - Луна"Занятия: 1. ознакомление с окружающим миром + информатика; 2. ИЗО (граттаж); 3. математика; 4. конструирование. "Человек на Луне" (презентация) "Путешествие к неземным мирам" "Земля и Луна. Смена частей суток" "Строительство Лунохода" Педагог информатики Педагог ИЗО Воспитатель Воспитатель Апрель Март Февраль АпрельСовместная деятельностьБеседы: "Какая она, Луна?"; "Люди на Луне". ВоспитательМарт АпрельДосуг"Космические соревнования"Инструктор по физвоспитаниюНоябрьИгрыСюжетно - ролевые: "Полет на Луну и прогулка по лунной поверхности" Дидактические: "Круглый год"; "Малый космический конструктор". Развивающие игры: "Биби на Луне"; "Подбери по силуэту". Подвижные: "Солнце. Земля. Луна"; "День и ночь"; "Гонки на луноходах". Воспитатель Воспитатель Педагог информатики Воспитатель Педагог ИЗО Воспитатель Инструктор по физвоспитаниюАпрель Март Декабрь Апрель Март Апрель Май

Блок "Звезды и созвездия"Занятия: 1. ознакомление с окружающим миром; 2 интегрированное занятие; 3. аппликация. "Звезды - светящиеся небесные тела" "Звездное небо. Кометы" "Звезды и кометы" Воспитатель Педагог ИЗО Воспитатель Ноябрь Ноябрь НоябрьСовместная деятельность Беседа: "Звезды и звездные системы" Воспитатель ДекабрьРазвлечение"Звездочеты"Специалисты д/сЯнварьИгры Подвижные: "Звездочет"; "Обитатели космоса"; "Посчитаем звезды". Дидактические: "Знаки Зодиака"; "Звездное небо"; "Карта созвездий"; "Собери созвездия"; "Изучаем созвездия"; "Звездная карта". Воспитатель Инструктор по физвоспитанию Воспитатель Педагог ИЗО Педагог информатике Январь Май Ноябрь Ноябрь Январь

Приложение 2

Занятие "Знакомство с Солнечной системой"

Цель: развивать интерес к астрономии, формировать элементарные представления об астрономии как науке о Вселенной; дать первоначальную информацию о планетах и звездах солнечной системы; развивать детскую наблюдательность, способность к осмыслению своих наблюдений, любознательность, пытливость, воображение.

Ход занятия:

Солнышко, Солнышко! Я теперь и Луну знаю, и Венеру наблюдал, и звезды увидел! - сообщил Сережа Солнцу.

Звезды, звезды. - мечтательно произнесло Солнце. - Нет ничего прекраснее нас.

Кого это вас? - насторожился Сережа.

Нас, звезд! - ответило Солнце.

Солнышко, разве и ты звезда? - удивился Сережа. - Конечно! Самая настоящая звезда. Ты это хорошенько запомни!

Но Сережа поверить не мог. Ведь только вчера он смотрел на звезды. Их было много, а все равно темно. Солнышко - совсем другое дело. Днем на небе всего лишь оно одно, но оно так ярко светит, что смотреть на него без очень темных очков невозможно. Может быть, Солнышко пошутило? А вот Венера говорит, что она не звезда. Может быть, Луна тоже звезда?

Солнышко, - спросил Сережа, - а Луна тоже звезда?

Нет, нет, - торопливо ответило Солнце. - Не путай нас, звезд. Ни с планетами (например, с Венерой или Землей), ни со спутниками планет (Луна - это спутник Земли).

Сережа не очень понял, почему Солнце назвало Луну спутником Земли, но решил пока об этом ничего не спрашивать. А Солнце продолжало:

Мы, звезды, которые ты видел, очень большие и горячие. Мы сами светимся и холодные планеты освещаем. Вот я, например, освещаю и согреваю Землю, Луну, Венеру.

А почему другие звезды нас не греют и совсем не освещают?

Далеко от Земли и очень далеко от меня живут мои дорогие сестрички. У них там свои заботы; есть, наверное, и свои планеты, которые тоже нуждаются в свете и тепле. Но ты обязательно постарайся познакомиться хотя бы с самыми яркими и заметными. Люди ведь любили звезды, придумывали имена наиболее ярким звездам, а самые заметные звездные фигуры стали называть созвездиями. На нашем небе есть созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Льва, Рыб и многие другие.

Почему же я вчера не видел на небе никаких медведей, львов и рыб? - воскликнул Сережа.

Их там и нет. В Большой Медведице не живет медведица, в Малой Медведице нет никакого медвежонка, в Рыбах не плавают рыбы. Не летают там ни лебеди и ни орлы, хотя есть созвездия Лебедя и Орла. Это просто названия разных созвездий. Причем созвездия имеют не только зверино-рыбье - птичьи названия. На небе есть созвездия, которые напоминают людям о героях разных сказок.

Расскажи, расскажи мне какие-нибудь сказки, - попросил Сережа.

Сказки я тебе расскажу позднее, а сейчас мы отправимся в путешествие по Солнечной системе. Чтобы попасть в это путешествие, надо выполнить три задания.

Давайте поможем Сереже справиться с этими А заданиями.

1. Пройти по лабиринту.

2. Под диктовку составить рисунок на бумаге в клеточку и продолжить его до конца строчки. Отступите сверху листочка 6 клеток, слева 2 клетки и поставьте точку на пересечении клеточек. Далее от точки: одна клетка наискосок вправо вверх; три клетки вверх; одна клетка наискосок вправо вверх; одна клетка наискосок вправо вниз; три клетки вниз; одна клетка наискосок вправо вниз; четыре клетки вправо.

3. Расшифруйте рисунок, соединив последовательно цифры друг с другом.

Вы помогли Сереже справиться со сложными заданиями! Путешествие началось!

И вот что Солнышко рассказало Сереже.

Сначала я нарисую Солнце. Вот так. А теперь всю его семью.

Звезды? - спросил Сережа.

Да нет же! Никаких звезд, кроме самого Солнца, в Солнечной системе, которую я собираюсь нарисовать, нет. Вокруг Солнца кружатся большие и малые шары. Всего их девять, а называются они планетами. Ближе к Солнцу планета Меркурий, за ней Венера, а третья - твоя Земля, твой земной шар.

С этими словами Солнце нарисовало не только Меркурий, Венеру и Землю, но и те пути, по которым эти планеты мчатся вокруг Солнца. Такие круглые дорожки астрономы называют орбитами планет.

Это и есть Солнечная система? - спросил Сережа.

Ну что ты! - воскликнуло Солнце. - Я же тебе сказало, что только одних планет девять. Я сейчас нарисую небольшой Марс, огромные планеты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а потом крохотный и самый далекий от Солнца Плутон.

И Солнце продолжало:

У твоей Земли есть только одна Луна. Она все время кружится вокруг Земли, и потому называется ее спутником. У Плутона тоже один спутник. У Меркурия и Венеры нет ни одного, а значит, и рисовать нечего. У Марса - две крошечные Луны.

Особенно много спутников (я даже точно не знаю, может быть, не меньше пятнадцати) у Юпитера, Сатурна и Урана. Ну, я еще здесь нарисую два спутника Нептуна. Вот так. Ух, даже устало.

Ребята, давайте попробуем в ваших тетрадях изобразить Солнечную систему. А может быть, мы сделаем её с помощью пластилина?

Похожие работы на - Изучение физики и астрономических явлений в детском саду

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!