Культура южнославянских народов в VII-XV вв.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,46 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура южнославянских народов в VII-XV вв.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Историко-филологический факультет

Кафедра истории и туризма






РЕФЕРАТ

По дисциплине:

"История южных и западных славян"

Культура южнославянских народов в VII - XV вв.











Новополоцк 2016

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Культура южнославянских народов в VII - XV вв.

1.1 Болгарская культура VII - XV вв.

.2 Культура сербских и хорватских княжеств

2. Полабские славяне и Поморские славяне. Социально-экономическое развитие. Распространение христианства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрим два вопроса из курса истории славян. Первый из них будет касаться культуры южных славян VII - XV вв. А во втором вопросе мы коснемся истории Полабских и Поморских славян.

Культура южнославянских народов весьма сложная и многоликая. Она складывалась и менялась на протяжении веков. Различие исторических судеб болгар, сербов, хорватов, словенцев сказалось в определенной мере и на развитии их культуры.

Общий облик изобразительного искусства той или иной славянской страны в огромной мере зависел от того, пришло к ней христианство из православного или из католического мира. Тесно связанное с развитием христианской религиозной мысли христианское изобразительное искусство не могло не реагировать на достаточно глубокие уже в IX в. различия между религиозной мыслью и традициями православной Византии и латинского Запада. Это было и с литературой, и с изобразительным искусством, и с музыкой, и с архитектурой.

Славяне никогда не представляли собой единого целого в полном смысле этого слова. У них, как и у каждой этнической группы, всегда были соматологические, культурные, языковые и территориальные различия. Эти первоначальные различия долгое время были незначительными, затем возросли вследствие переселения и скрещивания с другими этносами. После начальных импульсов переселения славянская единая общность распалась на ряд новых образований, сложившихся окончательно в течение последующих столетий. славянин культура болгарский христианство

Расселение славян происходило по нескольким основным направлениям. Путь к северу, для расселения славян, был прегражден морем, а также озерами и болотами. В результате расселения сформировались племена восточных, западных и южных славян, на основе которых позже возникли многочисленные славянские народы. Судьба их была различна.

Балтийские, полабско-поморские славяне в древности и средневековье проживали в землях, расположенных по южному берегу Балтики - которые в настоящее время, поделены между Польшей и Германией.

Целью данной работы является изучение культуры южнославянских народов в VII - XV вв. и истории Полабских и Поморских славян.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть Болгарскую культуру и культуру сербских и хорватских княжеств VII - XV вв.

. Рассмотреть историю Полабских и Поморских славян.

. Проанализировать влияние христианства на социально-экономическое развитие некоторых групп славян и их культуру.

1. Культура южнославянских народов в VII - XV вв.

В массовом сознании Кирилл и Мефодий известны, прежде всего, как создатели первой славянской азбуки. Действительно, изобретение нового алфавита - а глаголица, безусловно, несет на себе следы яркой творческой личности, - это такое событие в национальной культуре, значение которого невозможно переоценить. И, тем не менее, первоучители оказали славянству еще одну - столь же важную, а может быть, и большую - услугу. Они создали для него язык высокой христианской культуры, новый литературный язык, способный выразить сложную мысль, тонкое чувство и быть носителем эстетического начала. Между тем роль солунских братьев в деле языкотворчества в широких кругах явно недооценивается [8, с. 306].

Среди других проявлений славянской культуры особое место занимают архитектура, живопись, музыка. Как и в других культуpax, эти культурные области, в отличие от других, открыты для зрения и слуха и потому особо эмоционально действуют. Конечно, многие памятники нередко требуют реконструкции (и реставрации) и, разумеется, современным зрителем и слушателем могут быть в полной мере восприняты с помощью соответствующих истолкований на основе исследовательских изысканий и сопоставлений, с непременным привлечением других областей культуры, прежде всего - религиозно-философской мысли. И все же от этих памятников культуры веет непосредственным общением с сокровенным миром славян.

.1 Болгарская культура VII - XV вв.

За свою долгую историю Болгария испытала на себе влияние множества государств и культур. Оставили свой след в её культуре и истории фракийская, римская, греко-византийская, славянская и мусульманская цивилизации. Однако наиболее существенным оказалось влияние двух из них: византийской и турецкой. И, хотя этим и были в какой-то мере предопределены основные этапы развития страны, Болгарии удалось сохранить самобытность своей культуры [3].

Предшественниками феодальной культуры Болгарии явились древняя славянская культура и культура фракийских племен, испытавших на себе значительное влияние античной цивилизации. X в. был периодом подъема материальной и духовной культуры Болгарии. В это время существовали духовные школы в Охриде и Преславе (столица Первого болгарского царства), где работали искусные писатели-переводчики [5].

Болгарский язык - самый древний среди письменных славянских языков. Он относится к южнославянской группе индоевропейской семьи. Алфавитом своим Болгария обязана братьям Кириллу и Мефодию, которые в 862-863 годах создали глаголицу (староболгарский алфавит). Теперь же в Болгарии используется кириллица [3].

Автографы Кирилла и Мефодия утрачены, и до нас дошли славянские евангельские книги лишь X-XI вв. Их стоит перечислить - таковы Мариинское, Зографское, Ассеманиево евангелия (все XI в.) и Саввина книга, которая, весьма вероятно, восходит к X в. К этой древнейшей четверице можно смело прибавить и первое точно датированное славянское Евангелие - Остромирово (1056/1057 гг.), замечательное еще и тем, что оно было переписано для новгородского посадника Иосифа (мирское имя - Остромир). Иными словами, Остромирово евангелие - это самая первая восточнославянская (русская) книга. Все перечисленные источники, как установлено наукой, довольно хорошо отражают утраченное Евангелие самих Кирилла и Мефодия, поэтому на их основе можно надежно судить о принципах и механизмах создания первоучителями общеславянского литературного языка [8, с. 307].

Развитие литературы в стране началось с IX века, чему немало способствовал царь Симеон (893 - 927 гг.). Эпоха правления этого высокообразованного правителя по праву считается Золотым веком болгарской литературы. Следующим немаловажным этапом в развитии литературы в Болгарии стал период с XII по XIV век. Таким образом, XIII век ознаменовал собой культурный расцвет Болгарии средних веков [3].

Большое влияние на развитие болгарской книжности времени Симеона оказала византийская литература. Переводились сочинения древнегреческих и византийских авторов, историков, богословов, философов. Но главное в цивилизаторской миссии Симеона заключалось в том, что он выдвинул задачу создать корпус христианской книжности на славянском языке, и эта акция блестяще удалась. Ученики Кирилла и Мефодия, начавшие работать в Болгарии еще при князе Борисе, продолжили свою деятельность и при Симеоне. Многие сочинения писались по eгo поручению и при eгo покровительстве. При поддержке царя в области государственного производства и в церковной жизни Болгарии греческий язык был заменен славянским, а глаголица - кириллицей [3].

Именно с их именами связано возникновение первых болгарских литературно-книжных центров в Плиске, Преславе и Охриде. Среди кирилло-мефодиевских учеников наиболее ярко проявили себя Климент, рукоположенный вскоре в епископы Охрида, Константин, возглавивший епископскую кафедру в Преславе, и Наум, посланный впоследствии князем Симеоном в Охрид. Принадлежавшие по положению к верхам болгарского духовенства, они были захвачены стремлением к христианскому просвещению еще недавно языческого населения. Этой цели должно было служить и введение богослужения на славянском языке, и проповедь на нем, обращенная ко всем посетителям христианского храма. Этой целью определялась и направленность их литературного творчества [8, с. 327].

Организация славянского богослужения требовала подготовки: были созданы два центра обучения будущих священнослужителей: в Охриде во главе с Климентом и в Плиске - с Наумом и остальными. Были заложены основы двух главных школ староболгарской литературы. Климент сначала один, а затем с помощью учеников подготовил несколько тысяч молодых людей: он вел широкую проповедническую деятельность, построил несколько церквей, основал монастырь. В 893 г. он стал первым славянским (болгарским) епископом в областях Драгувития и Великая, получив одновременно от архиепископа сан экзарха с правом надзора над церковными епархиями целой трети Болгарского государства [4, с. 72].

В эпоху Симеона в Болгарии творила целая плеяда болгарских книжников, блестящий ряд которых открывает Климент Охридский (840-916), ближайший ученик и сподвижник Кирилла и Мефодия. Eгo деятельность развернулась в Охриде, куда он был послан проповедником в конце IX в., а затем стал епископом епархии болгарской церкви на юго-западе. Этому болгарскому писателю принадлежат многие сочинения. Он автор службы св. Кириллу, один из составителей пространного жития этого святого, а также отдельных поучений и похвальных слов в честь христианских святых и праздников. Поскольку задачей этих сочинений было наставление верующих в основах христианского вероучения, они отличались простотой и ясностью изложения [3].

Выдающимся деятелем Преславской книжной школы времени Симеона был Константин Преславский. Он автор так называемого "Учительского Евангелия" - сборника, включившего в свой состав Азбучную молитву и более пятидесяти Бесед на евангельские темы [3].

Выдающимися представителями болгарской литературы были Иоанн Экзарх и Черноризец Храбр. Черноризец Храбр в своем труде "О письменах" изложил историю создания славянской азбуки, где отстаивал идею равноправия народов в своем культурном развитии [5].

Под покровительством Симеона развернулась творческая деятельность прославленного болгарского писателя и проповедника Иоанна Экзарха. Он перевел с греческого языка на славянский знаменитое сочинение об основах христианской догматики, т.н. "Богословие", автором которого был византийский теолог Иоанн Дамаскин [3].

Христианскую концепцию устройства мира описал Иоанн Экзарх в книге "Шестоднев". В X в. в Болгарии появились литературные произведения, запрещенные церковью (апокрифы). Это произведение богословско-философского характера, в котором истолковывается библейский рассказ о сотворении мира. Это высокохудожественные литературные произведения, созданные богомилами (еретическое движение) и критикующие догматы христианской церкви [5].

Можно смело сделать вывод о культурном подъеме Болгарии в конце IX - первой трети Х в.

В конце XII в. в Болгарии распространялась и светская переводная литература - исторические повести ("Сказание о Троянской войне", "Александрия" и др.). Наиболее значительные произведения болгарской средневековой литературы были созданы в XIV в. Так, патриархом Евфимием образным литературным стилем было написано несколько житий [5].

В XII в. в Болгарии начинается строительство крепостей. Городом-крепостью был Тырново. В XIII - XIV вв. особое развитие получило церковное строительство. До наших дней сохранилась церковь XIII в. в Тырново (в ней находится колонна с надписью о победе Ивана Асеня II) [5].

Культурную жизнь Болгарии XIII-XIV вв. аккумулировала ее столица Тырново. Этот город стал колыбелью удивительного феномена Тырновской книжной школы, возглавил которую болгарский патриарх Евфимий. Он (род. ок. 1320) был выходцем из болгарской столичной знати. Будучи активным приверженцем религиозно-философского учения исихастов, Евфимий основал вблизи Тырнова монастырь св. Троицы, ставший крупнейшим культурным центром. Сам Евфимий принял в переработке богослужебной и агиогpафической литературы активнейшее участие, составив на основе старых текстов обновленные жизнеописания и похвалы святым болгарской церкви [3].

Сочинения ученика Евфимия Григoрия Цамблака (род. в 60-e гг. XIV в., ум. после 1419 г.) идейно и по стилю выдержаны в традициях Тырновской школы. Помимо характерных риторических оборотов и следования византийским агиографическим канонам их отличает обилие конкретно-исторических сведений, что делает сочинения Цамблака важнейшим источником по болгарской истории конца XIV в. [3].

Успешно развивалось искусство книжной миниатюры [5].

Необходимость строительства храмов для богослужений положила начало собственно болгарской архитектуре. Наиболее известными памятниками болгарской архитектуры этого времени являются Рильский монастырь и Боянская церковь.

Из немногих памятников архитектуры XI в., сохранившихся на завоеванных византийцами землях Первого Болгарского царства, наибольший интерес с историко-культурной точки зрения представляет собор Св. Софии в Охриде (1037-1050), украшенный фресковой росписью того же времени. Посвящение св. Софии главного храма в городе, являвшемся во второй половине X - начале XI в. духовной и светской столицей Первого Болгарского царства, не было случайностью. Идея Софии Премудрости Божией, которой устроено и держится все мироздание, была имманентно свойственна византийскому богословию. Храм, посвященный Софии, оказывался как бы зримым образом так устроенного мироздания, а храм св. Софии в Константинополе, в котором этот образ воплотился наиболее совершенно, был тем образцом, которому хотели следовать в разных странах византийского культурного круга [8, с. 380].

Развитию изобразительного искусства способствовали византийские традиции. Свидетельством своеобразия болгарской школы иконописи являются иконы с использованием в качестве основы не досок, а керамики. В то же время, существование достаточно строгих канонов в иконописи несколько ограничивало развитие собственных традиций. Фрески пещерных церквей в Иваново несут на себе как отпечаток национальных традиций, так и черты "палеологовского возрождения" [1].

По свидетельству того же Иоанна Экзарха, преславские храмы были украшены изображениями болгарских правителей (Иоанн Экзарх говорит, что некоторые из этих портретов были даже "в два роста") [8, с. 380].

Наиболее яркими памятниками изобразительного искусства Болгарии являются фрески Бояновской церкви [1] (особенно относящиеся к 1259 году фрески с изображением основателей монастыря (ктиторов) - Калояна и Десиславы), Ротонды Святого Георгия и Рильского монастыря. При этом Восточная Болгария в большей степени испытывала византийское культурное влияние, и в ней от древнейших поселений фракийцев сохранилось очень мало, в то время как в Юго-Западной Болгарии (современная Македония) лучше сохранились национальные традиции, нежели византийские [1].

Болгарская музыка является частью болгарской, балканской, европейской и мировой культуры. Болгарская музыка звучит специфично, самобытно и оригинально [1].

Церковное пение на древнеболгарском языке берет свое начало с утверждения христианства, но во время византийского господства (1018 - 1187) проникновение в болгарскую церковь канонизированного византийского пения задержало развитие связанных с народной основой болгарских национальных религиозных песнопений. После освобождения от владычества Византии и образования Второго Болгарского царства (1187 - 1396) начался расцвет болгарской культуры. В ХІІІ - ХІV вв. под влиянием народного музыкального искусства сформировался болгарский распев, образцы которого сохранились в богослужебном пении русской православной церкви ХVІІ - ХVІІІ вв. С тех времён сохранились "Зографский трефологий" (XIII в.) и "Синодик на цар Борил" (XIV в.) - единственные дошедшие до нас письменные памятники с музыкальной нотацией. Многие византийские певчие - болгарского происхождения. Самый известный из них - певчий и композитор Иоанн Кукузель, прозванный "Ангелогласным" (жил в монастыре в Византии). Он создал неовизантийскую невменную нотацию (т.н. "кукузелевы невмы"), которая используется в современной церковной музыке и по сегодняшний день [1].

В 1396 г. Болгария была завоевана турками, что отрицательно сказалось на развитии ее культуры [5].

Подводя итог становиться ясно что культура Болгарии имеет славянские корни. Однако наиболее древний культурный пласт связан с фракийскими племенами. Славяне, а также булгары или протоболгары, поселились на территории современной Болгарии лишь в V-VII веках нашей эры. Им досталось тысячелетнее культурное наследие фракийцев и византийцев, но дальнейшее развитие болгарской цивилизации проходило под влиянием славянских традиций.

Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. В 865 году царь Борис I ввел в стране христианство. Тогда же по его приказу в Плиске были воздвигнуты первые христианские храмы. Немногим позднее братьями Кириллом и Мефодием был создан славянский алфавит.

Национальный художественный и архитектурный стиль Болгарии зародился и расцвел в IX-X веках. Однако в конце XIV века культурное развитие страны было надолго прервано вторжением турок. В течение долгого времени славянская культура и христианство подвергались гонениям.

Таким образом, гибель Второго Болгарского царства стала трагедией не только болгарского народа, но и всего славянского мира.

1.2 Культура сербских и хорватских княжеств

Северо-запад Балкан был тем районом, где перекрещивались политические влияния, идущие от Византийской и Каролингской империй, и культурные влияния византийского и латинского круга. Это соперничество и взаимопроникновение разных политических и культурных традиций приводило к возникновению здесь явлений уникальных по своему своеобразию. Так, например, романские города на побережье Адриатического моря, в церковном отношении подчиненные Риму, в политическом плане всячески стремились сохранить свою связь с Византийской империей и подчеркивали свою лояльность по отношению к византийскому императору. Своеобразие сложившихся здесь исторических условий наложило наиболее сильный отпечаток на идейную и культурную жизнь сербских земель уже в IX-X вв. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, сербские княжества приняли христианство из Византии во второй половине IX в. в правление его деда, императора Василия I Македонянина. Однако этим далеко не был еще решен вопрос о том, частью какого культурного мира, латинского или византийского, станут сербские земли [8, с. 340].

Сходными между собой в эту эпоху были процессы культурного развития сербских и хорватских княжеств. Появление сербской письменности связывают с деятельностью Кирилла и Мефодия. Первые памятники сербской литературы датируются 11 веком, они написаны на глаголице. Уже в 12 веке появляются тексты, написанные кириллицей. В этот же период написана самая древняя из известных книг на сербской кириллице - "Евангелие" захумского князя Мирослава. Она является наиболее древней и красиво иллюстрированной сербской книгой во время Средневековья [10].

В XII - XIV вв. у сербов и хорватов наибольших успехов достигла литература. Оригинальным произведением, в равной мере принадлежащим сербской и хорватской литературе, стала "Летопись попа Дуклянина", рассказывающая об истории Дуклянского Королевства. Сербский архиепископ Савва написал одну из наиболее выразительных в художественном отношении биографий "Житие святого Симеона". Бурные события XIII в. описал в своем произведении "Хроника" Фома Сплитский. Особенностью хорватской литературы стало раннее зарождение религиозной драмы. Спектакли ставились сначала в церквах, а затем на площадях городов [5].

Ценнейшим памятником средневековой культуры является сербскохорватский эпос, основным сюжетом которого стала борьба против турок. Самый значительный цикл песен был посвящен битве на Косовом поле (1389) [5].

Культура Дубровника занимает особое место в истории Хорватии. В XII в. г. Дубровник, расположенный на Адриатическом побережье, входил в земли Далмации, которые являлись частью хорватских земель [5].

Наиболее плодотворным периодом в истории культуры Дубровника были XIV - XV вв., когда в средневековой культуре Европы начался период Возрождения с новой гуманистической идеологией, стремлением к науке и образованию. В этот период в Дубровнике существовала светская школа двух ступеней. Гуманистические идеалы выражали в своем творчестве писатели Марко Марулич и Илья Цриевич. Марко Марулич первым написал поэму на хорватском языке ("Юдифь"), тогда как ранее литературные произведения создавались на латыни. Илья Цриевич за свои стихи был увенчан лавровым венком в Риме [5].

Именно в это время была построена на окраине Софии Боянская церковь, фрески которой по красоте и мастерству предвосхитили наилучшие достижения раннего итальянского Ренессанса. Тогда же набравшая силу тырновская школа оказала весомое влияние на культуру прочих славяноязычных народов. Затем, под властью османской империи, культурная жизнь страны надолго замерла. Хранилищем национальной культуры на многие годы стали монастыри [3].

В XV в. в Дубровнике активно велось строительство. Выдающимся архитектором и скульптором был Юрий Далматинец, создавший величественный собор в Шибенике. Его творчество составило целую эпоху в развитии местного зодчества. Виднейшим художником конца XV в. был Никола Божидарович. Он стоял во главе своеобразной живописной школы, украсившей своими произведениями многочисленные церкви Дубровника и его окрестностей [5].

С XV в. важнейшей темой во всех областях культуры Дубровника стала тема борьбы против турецкого владычества [5].

Самым ранним композитором, сочинения которого были предназначены для исполнения на православных богослужениях и сохранились до нашего времени, является Кир Стефан Серб (1350 (?)-1430 (?)). Его произведения написаны в позднем калофоническом стиле [10].

Культурное развитие южнославянских народов в XVI - XVIII вв. проходило весьма неравномерно. Главной причиной этого было турецкое завоевание большей части южнославянских земель, которые оказались изолированными от культурного развития не только европейских государств, но и иных славянских народов, находившихся под властью Габсбургов и Венеции. В землях, вошедших в состав Османской империи, культурная жизнь почти остановилась, застыв на средневековом уровне [5].

В таких условиях значительную роль в развитии разных областей культуры играли монастыри Сербии и Черногории, Болгарии, Боснии и Герцеговины. При монастырях существовали школы, в которых работали переписчики, живописцы, зодчие. Поэтому просвещение, литература, искусство по-прежнему сохраняли церковно-религиозный характер.

Знаменательным явлением в развитии культур южнославянских народов стало книгопечатание. В 1493 г. Ю. Черноевич купил в Венеции типографское оборудование, и в Цетинском монастыре (Черногория) начали печатать книги сначала религиозного, а затем и светского содержания. В начале XVI в. в Венеции типографию открыли сербы, а в 1508 г. в Валахии вышла первая печатная болгарская книга [5].

Таким образом, развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы.

2. Полабские славяне и Поморские славяне. Социально-экономическое развитие. Распространение христианства

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI - XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика) [6, с. 192].

Кашубы (самоназвание - кашеби), потомки древних поморян, живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы занимали значительно большую территорию; они расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли также западную Поморянию [2, с. 340].

С конца V - начала VI веков нашей эры в междуречье Салы (Зале), Лабы (Эльбы), Водры (Одера), Спревы (Шпре) и Нысы (Нейса) стали расселяться славянские племена, пришедшие с востока. Здесь они сменили восточногерманские племена, которые около IV века нашей эры двинулись на запад. Примерно с X - XI веков немецкие племена стали возвращаться обратно, сталкиваясь при этом с полабскими сербами. Постепенно в процессе острой борьбы подавляющая часть полабских славян была ассимилирована немецким этносом. Процесс ассимиляции наметился уже в XII-XIII веках и к сегодняшнему дню почти завершился. Численность жителей Германии, считающих себя лужичанами, постоянно сокращается. Что касается кашубов, то они считают себя самостоятельным этносом, отличным от польского, но и количество кашубов на протяжении ХХ столетия не увеличивалось, а сокращалось [9, с. 156].

В средние века главными племенами полабских и поморских славян были лужицкие сербы (делеминцы, мильчане, гломачи, дечане, лужичане); ободриты (бодричи, вагры, полабы, древане); лютичи (вильцы, ротари, долечане, чрезпеняне, хижане); поморяне (кашубы, словинцы, кабатки). Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, которые не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Группы были независимы друг от друга. Полабские и поморские славяне были язычниками. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни. В 1168 году на острове Рюгене (Руяне), располагающемся в Балтийском море, датчане разрушили святилище Святовита, Аркону, что явилось концом славянского язычества в Полабье [9, с. 168].

Только опасность заставляла иногда полабских славян на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами. В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам. В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова выступают против Аварского каганата, участвуя в походах Карла Великого [2, с. 354].

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение рыцарям и монастырям. Немецкие феодалы, назначая в полабских землях своих мелкопоместных князей, проводили политику "разделяй и властвуй". Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям, которые постепенно захватывали все новые и новые земли [9, с. 162].

Поморские славяне в VI-X веках вели оседлый образ жизни, занимаясь рыболовством, земледелием, солеварением. На рубеже VIII-IX веков у них активно начинает развиваться торговля со Скандинавией и славянскими племенами, живущими вдали от Балтийского моря. В X веке происходит объединение восточной группы лехитских племен (мазовшан, вислян, полян и др.), а в 960 году они образуют польское государство. Мешко I начал борьбу за овладение устьем Одры и выход к Балтийскому (Венедскому) морю. Во второй половине Х века Поморяния была присоединена к Польше [2, с. 369].

Основным занятием полабских и прибалтийских славян было земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу, овес, разводили лен и коноплю, занимались садоводством и огородничеством. Существовала двух - и трехпольная система земледелия. Использовались соха и плуг. Было развито и скотоводство, разводились крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади. Важное место занимал рыбный промысел. Для лова рыбы использовались легкие, подвижные суда [2, с. 254].

О высоком развитии ремесла свидетельствуют орудия труда. Кроме плуга и сохи встречаются борона и серп. Славяне ткали полотно и сукна, занимались выделкой кож, гончарным ремеслом. Существовало до 20 видов ремесел по изготовлению оружия и военного снаряжения: топоров, мечей, кольчуг, шлемов и т. п. Было развито производство изделий из кости и рога. В некоторых местах разрабатывались залежи соли. Высокого уровня достигло плотничье и строительное ремесло, о чем свидетельствуют храмы и общественные здания из дерева и песчаника. Хронист Титмар Мерзебургский пишет: "Есть в земле ротарей некий город по имени Радигощ... В городе есть храм, искусно построенный нз дерева, в котором опорные столбы заменены рогами разных зверей. Стены... извне украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь... а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах; на каждом вырезано его имя" [2, с. 291].

Около Х века как среди поморских, так и среди полабских славян распространяется христианство. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией, а затем и Польшей, у полабских славян - вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины [9, с. 214].

В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян [11, с. 202].

Положение славян усугубляется тем, что в их землях обнаружены богатые месторождения серебра. С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Дольше всего славянское население со своим языком и обычаями удерживалось в герцогстве Мекленбург (до конца XVII века) и в Ганноверском Вендланде (до первой половины XVIII века) [7, с. 240].

Население Нижней и Верхней Лузиции находилось в иных условиях. Их земли в IX - начале Х вв. входили в состав Великоморавской державы, а с 1373 по 1635 годы - в состав Чешского королевства. Традиционно немецкое население здесь было в меньшинстве, поэтому сербский язык не изгонялся из официального употребления. Самоидентификации серболужичан со славянским населением и росту национального самосознания способствовало и Гуситское движение. Однако с утверждением в Чехии власти Габсбургов (с 1526 года) и с переходом Лужиц в ленное владение Саксонских правителей (с 1635 года) процесс германизации лужичан усилился. В ходе геополитических изменений Верхняя Лужица с главным городом Будышином (нем. Bautzen) вошла в состав Саксонии, Нижняя Лужица с главным городом Котебузом (нем. Kottbus) - в состав Пруссии. Вспыхивающие время от времени на лужицких землях восстания ни к чему не приводят. Однако во второй половине XVIII - XIX веках большой интерес к Лужицам, их культуре и языкам, проявляют просветители [7, с. 256].

апреля 1897 года в Будышине был заложен "Сербский Дом", в котором позже разместились культурные организации лужицких сербов, музей, редакции, типография и библиотека. В начале ХХ века создается первая лужицкая политическая организация "Деревенское избирательное общество" (1910), а в 1912 году - одно из наиболее известных обществ - "Домовина" ("Родина"), деятельность которого прерывалась во время первой мировой войны, но с 1920 года возобновилась [6, с. 195].

Последовательному онемечиванию подверглись и поморские славяне. В начале XIV века из земли были захвачены Тевтонским орденом и на протяжении XIV - XVIII веков в них проводилась политика, в соответствии с которой славянам выгоднее было признать себя немцами и забыть свою исконную культуру [11, с. 206].

В 1466 году с Польшей воссоединилось Восточное Поморье, где проживали кашубы и словинцы. Дальнейшая история этих народов была связана с историей Польши и Речи Посполитой. По первому и второму разделам Польши (1772, 1793) земли кашубов и словинцев отошли к Пруссии. Они были возвращены Польше только по Версальскому договору 1919 года. Несмотря на длительную насильственную германизацию, кашубы сохранили свою культуру. Словинцы утратили свою национальную самобытность, полностью слившись с немецким населением [2, с. 506].

Отсюда следует, что внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее высокого уровня в период раннего средневековья достигла культура Болгарии. В период существования Первого Болгарского царства многочисленные разрозненные племена консолидировались, превратившись в болгарскую народность. Этот важнейший результат всего исторического развития Болгарии в раннее средневековье нашёл своё яркое отражение в развитии болгарского языка и в особенностях самобытной болгарской культуры. Оформился единый для всей страны язык - язык болгарской народности. Сложились своеобразные формы материальной и духовной культуры.

По такому же пути, только более медленными темпами, шло в раннее средневековье развитие культуры и языка у сербов и хорватов. Развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Болгария / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < https://ru.wikipedia.org/wiki/Болгария >. - Дата доступа: 25.11.2015.

. История Европы. Т. 1. Древняя Европа.- М.; Наука, 1988.-704 с.

. История Южных и Западных славян. / lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2016 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < http://lektsii.net/1-16190.html >. - Дата доступа: 27.11.2015.

. Краткая история Болгарии: с древних времен до наших дней / отв. редактор Г.Г. Литаврин. - Москва: Наука, 1987. - 568 с.

. КУЛЬТУРА ЮЖНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ IX - XVIII вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < http://www.istmira.com/vsemirnaya-istoriya-v-3-ch-ch-2-xix-v-oktyabr-v84-/3893-kultura-yuzhnoslavyanskih-narodov-ix-xviii-vv.html >. - Дата доступа: 27.11.2015.

. Лаптева Л.П., Борьба лужицких сербов за сохранение национального языка в XIX в. / Малые языки Евразии: социолингвистический аспект / Л.П. Лаптева / М., 1997. С. 190-199.

. Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века / А. С. Мыльников. - СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1996. - 314 с.

. Очерки истории культуры славян / В.К.Волков [и др.]; отв. секретарь О.В.Белова. - Москва: ИНДРИК, 1996. - 465 с.

. Ронин В.К., Флоря Б.Н. Государство и общество у Полабских и Поморских славян // Раннефеодальные государства и народности: Южные и западные славяне VI-XII вв. М., 1991.

. Сербия / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < https://ru.wikipedia.org/wiki/Сербия >. - Дата доступа: 25.11.2015.

. Элле Л., Права национальных меньшинств в Германии и лужицкие сербы // Малые языки Евразии: социолингвистический аспект / Л. Элле / - М., 1997. С.200-207.

Похожие работы на - Культура южнославянских народов в VII-XV вв.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!