Факторы групповой сплоченности студенческой группы на разных этапах обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    810,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Факторы групповой сплоченности студенческой группы на разных этапах обучения

Введение

Актуальность. Роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.

Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.

В социологии группа определяется как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица [30, с.132]. Существенными признаками, отличающими группу от простого скопления людей являются: взаимодействие, некоторая продолжительность существования, наличие общей цели или целей, развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Проблема групповой сплоченности опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу[1, с.95]. Помимо этого существует подход к исследованию сплоченности, который опирается на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В «стратометрической концепцией групповой активности» интегрируются такие факторы как межличностные отношения, ценностно-ориентированное единство группы и совместная деятельность.

Объект исследования: групповая сплоченность студенческой группы как социально психологический феномен.

Предмет исследования: влияние межличностных отношений и характере деятельности на групповую сплоченность студенческой группы.

Гипотеза: факторами групповой сплоченности у студентов младших курсов является межличностные отношения, а у студентов старших курсов совместная групповая деятельность.

Задачи:

Проанализировать проблему групповой сплоченности в трудах исследователей;

Выделить характеристику студенческой группы как социальной общности;

Изучить влияние характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов 1, 3 и 5 курса;

Составить рекомендации по усилению групповой сплоченности в студенческой группе.

Методы исследования:

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс научных методов, адекватных объекту и предмету исследования:

теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования,

эмпирические методы: Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы (Кондратьев М.Ю); Опросник межличностных отношений (А.А. Рукавишников (ОМО)); «Социометрия» (Дж. Морено); «Определение уровня совместной деятельности» (К.Е. Лищук).

Методологическая основа: Наиболее интенсивная разработка рассматриваемых проблем в трудах Т. Ньюкома который ввел понятие вводит особое понятие «согласия»; А. Бейвелас особое значение придавал характеру групповых целей. А.В. Петровский разработал «стратометрическую концепцию групповой активности".

Практическое значение: нами были подобранны диагностические методики, направленные на выявления уровня групповой сплоченности, а так же выявление факторов групповой сплоченности у 1-го, 3-го и 5-го курсов.

Экспериментальная база: Экспериментальная база: МОУ ВИЭПП г. Волжский, педагоги-психологи 1-го, 3-го и 5-го курсов в количестве 47 человек.

Глава 1. Теоретические основы и проблемы групповой сплоченности

.1 Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей

Сплоченность многими зарубежными авторами трактуется как аттракция. Наиболее концентрированно подобное понимание нашло отражение обзорной публикации Б. Лотта, определявшего сплоченность как «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы» [16, с. 57].

Трактовка сплоченности как преимущественно эмоционального феномена межличностных отношений присуща, однако, не только многим зарубежным исследователям. Обзор отечественных работ в этой области групповой психологии, выполненный А. И. Донцовым [7, с. 202], также обнаруживает целый ряд попыток «эмоционального» подхода к проблеме. Отечественные авторы не пользуются понятием аттракции. Сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых (в пользу собственной группы) и аутгрупповых (в пользу какихто внешних групп) социометрических выборов [20, с. 147], что квалифицируется специалистами в качестве одного из проявлений межличностной аттракции.

Сплоченность как результат мотивации группового членства. Хотя отождествление сплоченности с межличностной аттракцией довольно часто встречается в литературе, тем не менее существуют и более интересные, на наш взгляд, попытки уяснения сути обсуждаемого феномена. Одна из них принадлежит Д. Картрайту, предложившему, пожалуй, наиболее развернутую модель групповой сплоченности, в основу которой положено представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе.

Д. Картрайт подчеркивает, что определенные характеристики группы будут иметь побудительную силу для субъекта лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в его мотивационную основу тяготения к группе. К сожалению, как и в то время, когда писалась работа Д. Картрайта, так и сейчас вопрос о соотношении указанных двух типов переменных (характеристики группы и потребности ее членов) можно смело отнести к категории малоизученных.

Сплоченность как ценностно-ориентационное единство членов группы. В описании двух предыдущих моделей сплоченности нетрудно найти нечто общее, а именно - присущее им акцентирование преимущественно эмоциональной природы феномена. До некоторой степени антитезой обоим подходам являются развиваемые А. В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности представления о сплоченности группы как ценностно-ориентационном единстве ее членов.

Следует, однако, заметить, что сама по себе идея рассмотрения сходства, или единства, ряда личностных особенностей членов группы (например, их мнений, ценностей, установок) в контексте проблемы сплоченности не нова. Мысль о том, что сходство индивидов во мнениях, ценностях, установках есть одно из условий их взаимного тяготения, а значит [15, с. 45], и роста мотивации группового членства, и в свою очередь сплоченности, высказывалась в зарубежной литературе еще в начале 50х годов. Она связана в первую очередь с классическими исследованиями Л. Фестингера и Т. Ньюкома.

В ином аспекте рассматривается интересующий нас вопрос в рамках стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского. Но прежде чем изложить соответствующие взгляды сторонников этого направления, подчеркнем, что отечественному читателю они представлены в прошлом большим количеством публикаций.

Согласно А. В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом» [22, с. 182]. Ценностно-ориентационное единство в коллективе - это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

В рамках рассматриваемого подхода А. И. Донцовым выделена одна из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе - предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентации членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и эмпирически показана правомерность подобного понимания сплоченности.

Как видно из приведенных выше материалов, трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства, в особенности в наиболее ярко проступающих деятельностно детерминированных его образцах (например, в форме предметно-ценностного единства), практически элиминирует из анализа этого группового феномена эмоциональную его составляющую. Точнее будет сказать, что эта составляющая принимается во внимание, но, как подчеркивают сторонники обсуждаемого подхода, лишь применительно к поверхностному слою внутригрупповых отношений, каковым является третий психологический уровень групповой структуры в концептуальной схеме А. В. Петровского.

Существует сплоченность инструментального типа, к нему следует отнести предметно-ценностное единство группы, является доминирующей для групп, ориентированных преимущественно на решение задач профессионального (инструментального) характера. При этом не означает, что эмоциональная сфера жизнедеятельности группы и соответствующая ей сплоченность эмоционального типа не являются заслуживающими внимания «моментами» групповой жизни.

При описании структуры малой группы были выделены два основных ее признака: разноуровневость и разномерность. Разноуровневость представлена иерархически располагающимися в «пространстве» группового функционирования системами внутригрупповых отношений, равномерность - отдельными, или парциальными, измерениями групповой структуры, в каждом из которых отражена вертикальная связь между разными по степени престижности позициями членов группы. К числу парциальных составляющих групповой структуры (своего рода «отдельных структур»), в частности, относятся: формальностатусное, ролевое, социометрическое и коммуникативное измерения, позиции лидерства и социальной власти. Показаны, кроме того, возможности статической и (особенно) динамической, процессуальной репрезентации групповой структуры посредством соответствующих модельных построений.

Важным фактором жизнедеятельности группы являются функционирующие в ней нормы - своеобразные регуляторы группового процесса. Обсуждались особенности нормативного поведения, связанные с влиянием норм, разделяемых большинством или меньшинством членов группы, с последствиями отклонения от групповых стандартов. Анализ разнообразных форм согласия индивидов с мнением большинства указывает на необходимость дифференцированного подхода к данному вопросу. Подобного рода согласие в одних ситуациях может играть позитивную роль, способствуя сохранению целостности группы, эффективности решаемых ею задач, тогда как в других ситуациях оно провоцирует стагнационные тенденции, тормозящие развитие группового процесса. Эффективным противодействием этим тенденциям в ряде случаев является активность группового меньшинства, вносящая элементы новизны и творчества в жизнь группы и способствующая тем самым ее динамизации. Принятие во внимание одновременных влияний группового большинства и меньшинства требует рассмотрения нормативного поведения не как однонаправленного, но обоюдонаправленного, реципрокного процесса социального влияния[27, с.132].

Литературные данные указывают на сложную природу такой интегративной характеристики группы, как ее сплоченность, обусловленную сопряженностью многих детерминирующих факторов: межгрупповых, групповых, личностных. В свою очередь последствия сплоченности ощутимо сказываются на различных сторонах жизни группы: от личной адаптации ее членов до общей продуктивности группы.

1.2 Студенческая группа как социальная общность

Социальная общность - относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.[1, с. 98]

Группа - четко ограниченная в размерах совокупность людей, которая вычленяется из широкого социума как некая отдельная психологически самоценная общность, объединенная в логике каких-либо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности, социально оцениваемая принадлежность к определенной категории людей, входящих в группу, структурно-композиционная объединенность и т. Д [17, с.204]

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов. Такие взаимодействия играют особую роль, так как обеспечивают удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей: образование, здоровье, общественная деятельность, отдых, развлечения, то есть таких, которые составляют каждодневный смысл нашей жизнедеятельности.[27 с.49]

А. В. Петровскиий предлагает для этого использовать структуру малой группы состоящей из трех основных слоев, или «страт»:

внешний уровень групповой структуры определяют непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т. е. то, что традиционно измерялось социометрией;

второй слой представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью. Отношения между членами группы строятся в данном случае не на основе привязанностей или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации (А. В. Петровский считает, что это совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности);

третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность. На этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня. Третий слой отношений назван «ядром» групповой структуры.

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены как три уровня групповой сплоченности. На первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне интеграция группы проявляется в том, что все ее члены начинают разделять общие цели групповой деятельности.[22, с.143]

В приведенном определении понятия «студенческая группа» были зафиксированы следующие признаки студенческой группы:

) организованная общность людей,

) объединение людей на базе получения образования,

) наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности,

) наличие единых интересов,

) наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения [29, с.76].

Наряду с перечисленными признаками, можно встретить также и некоторые иные: например, признак устойчивости группы совместно обучающихся людей, или общность совместно обучающихся людей как личностей, как участников социальных отношений, др.

Выделяют также признак целенаправленной управляемости процесса функционирования и развития данной группы совместно обучающихся людей. При этом особо подчеркивается значение самоуправления.

Обращается внимание на некоторые особые требования, предъявляемые коллективом к авторитету и лидерству. В частности, на такое, как требование органического единства формального и неформального лидерства и авторитета. Кроме того, обращается внимание на то, что коллектив предполагает добровольность выбора его личностью, идентификацию себя с данной группой. В качестве важного признака студенческого коллектива называют соревновательные отношения между его членами, в отличие, например, от отношений простой конкуренции.

В различных источниках у разных авторов встречается большее или меньшее число признаков студенческого коллектива, но, как минимум, два имеются во всех: объединение лиц, и наличие у них совместной деятельности, их объединяющей.

Совместное обучение позволяет:

передавать свои знания и умения другим членам коллектива;

решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;

более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;

подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

В структуре студенческой группы выделяют три элемента: лидерскую группу, так называемое ядро и периферийную часть.

Сам лидер студенческой группы является членом группы способным возглавить его и который признается в этой роли большинством членов данной группы. Здесь важно, чтобы в одном лице совпадали два качества - так называемое формальное и реальное лидерство. Лидерскую группу трудового коллектива и составляют лидеры студенческой группы, взятой в основных ее сферах.

Ядро студенческой группы - это группа, составляющая обычно 30-40 % от общего их числа, являющаяся носителем сложившегося в данном коллективе сознания, коллективных норм и традиций[29, c.93]. Помимо этого можно говорить о студенческой группе с различным числом ядер, а также о своеобразных безъядерных группах. Большинство последних характеризуется неразвитостью собственно коллективистских качеств в том или ином отношении, или же во всех отношениях в целом. Каждый случай подобных отклонений от некоторой нормы требует специального изучения и представляет собой особо значимый и, в общем-то, плодотворный объект студенческой группы.

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе:

«Звезда» - Член группы (коллектива), который получает наибольшее количество выборов. Как правило «звезд» в группе - 1-2. В приведенном в табл. 17 примере - это студенты под номерами 5 и 7 в списке группы.

«Бажаний» - Член группы (коллектива), который получает половину или чуть меньше количества выборов, преданные популярном.

«оттиснутый» - Член группы (коллектива), который получает 1-2 выборы.

«Ізольований» - Член группы (коллектива), не получивший никакого выбора. В приведенном примере в таком состоянии находится 2-й по списку студент.

«Отброшенный» - Тот, кого называют при ответе на вопрос «С кем бы Вы не хотели работать, отдыхать?» (3-е и 5-е вопросы анкеты.

Исследования групп и коллективов показывает, что «желаемых» и «оттесненных» у них большинство.

Таким образом, каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях. Например, один студент в деловых отношениях имеет статус «оттеснены», в личных - «желаемого», второй - в личных - «звезда», а в деловых - «желанный». Но может быть и совпадение статуса: «желаемый» в деловых и личных отношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях является социально-психологическая рефлексия - Способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы

Важнейшими понятиями в определении студенческой группы как социального института являются понятия «содержание обучения» и «характер обучения». Очень важно выяснить особенности применения этих понятий к проблематике студенческой группы.

Под содержанием обучения в общем смысле понимают всю совокупность признаков учебного процесса, включая влияние на него как внутренних, так и внешних условий его существования. При этом особо выделяют так называемое функциональное содержание обучения.

Под характером обучения обычно имеют в виду некоторую совокупность наиболее общих и устойчивых признаков учебного процесса, внутренних и внешних условий. Фактически, под характером обучения понимается некоторая наиболее общая форма осуществления обучения.

Каждая студенческая группа с момента создания проходит ряд жизненных стадий, начинает жить своей жизнью, совершенствоваться, изменяться, «взрослеть», набирать силу и полностью раскрывать свой потенциал, т.е. становиться зрелым.

Сформированная студенческая группа, как любой живой организм, проходит в своем развитии несколько стадий: первая соответствует младенческому, подростковому возрасту; вторая - периоду эффективной работы и зрелому возрасту; третья - ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению. (Американские исследователи выделяют пять и более стадий зрелости коллектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность, зрелость и т.д.)[2, c.152]

Выводы по первой главе

Зарубежные авторы под групповой сплоченностью понимают аттракцию. К числу причин симпатии исследователи относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой, фрустрацию и угрозу течению группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д.

Отечественными учеными сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых и аутгрупповых социометрических выборов. А. В. Петровский определяет структуру группы как: 1. непосредственные эмоциональные межличностные отношения; 2. «ценностно-ориентационное единство» 3. включение индивида в совместную групповую деятельность.

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов.[27, c.77]

Нами были зафиксированы следующие признаки студенческой группы: организованная общность людей, объединение людей на базе получения образования, наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, наличие единых интересов, наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе. Каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях.

Глава 2. Сущность и специфика групповой сплоченности на разных этапах обучения

.1 Основные методы и способы определения влияние характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов

Опираясь на данные о феномене групповой сплоченности, включающий в себя: непосредственные эмоциональные межличностные отношения; «ценностно-ориентационное единство»; включение индивида в совместную групповую деятельность. Нами были подобранны следующие методики:

. Метод социометрии был разработан австрийско-американским психологом Д.Л. Морено. Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, связи предпочтения, возникающие в ситуации выбора партнера в той или иной деятельности или ситуации.

С помощью социометрии можно выявить популярность и лидерство, харизматичность, групповой конфликт, интеграторов и аутсайдеров группы. Также этот метод позволяет оценить социально-психологический климат в группе, измерить компетентность в общении, выявить ценностные ориентации группы.

При проведении социометрии участникам гарантируется анонимность, их фамилии шифруются, и результаты предъявляются только в зашифрованном виде.

. В качестве базовой методики для выявления непосредственных эмоциональных межличностных отношений мы выбрали опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова. Данный опросник выявляет следующие потребности:

Потребность включения. Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.

Потребность контроля. Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу.

Межличностная потребность в аффекте. Она определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения.

. Определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (). Предназначен для определения степени и характера ЦОЕ изучаемого коллектива.

Использование методики определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы позволяет экспериментатору ответить на вопрос о том, можно ли считать данную конкретную функционирующую группу сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой важнейшей групповой характеристики.

Создатели этой методической процедуры исходили из того, что анализ феномена групповой сплоченности не может быть сведен к рассмотрению таких, по-своему важных характеристик межличностных отношений, как частота и интенсивность контактов членов общности, степень их взаимной симпатии и т.п. Следуя их аргументации, с которой трудно не согласиться, приходится признать, что в целом ряде случаев активизации межличностных контактов членов группы, порой резкая интенсификация их взаимодействия может быть прямым отражением не центростремительных, а, наоборот, центробежных сил, закономерно ведущих не к сплочению, а к фактическому распаду общности. В связи с этим в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений был разработан принципиально иной подход к пониманию психологической сущности феномена групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства членов контактной группы. По сути дела, речь здесь идет о степени согласованности мнений, позиций членов конкретной общности в отношении наиболее значимых для ее жизнедеятельности объектов[].

. «Формирование положительной групповой мотивации» Данный тест применяется для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой деятельности.Для эффективной групповой работы необходимы определенные предварительные условия. Наряду с важностью процесса совместного решения задач и проблем в группе следует учесть климат в группе, «выращивания» группы до определенной степени зрелости, процесс подготовки членов группы к совместной работе. Таким образом, преимущество групповой работы достигается благодаря синергическому эффекту, который возможен, когда участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс, чувствуют себя комфортно и уверенно и когда их активность повышается.

. Для определения особенностей групповой деятельности, нами был составлена анкета на основании трех исследовательских вопросов: « существует ли положительная взаимозависимость членов группы?», «присутствует ли личная ответственность каждого за проделанную работу в группе», «существует ли одновременное взаимодействие учащихся?». Данные вопросы были составлены на основании следующих признаков совместной деятельности:

Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).

Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).

Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).

Равноправное участие каждого в работе группы.

Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).

Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).[5 c.345]

2.2 Особенности характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов

Для подтверждения гипотезы нами было проведено исследование групповой сплочекнности на разных этапах обучения. В исследовании приняли участие 47 студентов.

Методика социометрии была проведена на учебной группе первого курса педагогов психологов. Группа состояла из 18 человек. В исследовании участвовало 15 респондентов. На основе полученных в ходе опроса данных были построены таблицы с первичными ответами всех респондентов (зашифрованных буквами) (Приложение 1).

На основе существующего количества взаимных выборов и их потенциального числа по специальной формуле рассчитывается индекс групповой сплоченности. Считается, что при значениях этого индекса около 0.6-0.7, сплоченность достаточно высокая, связи насыщенны, почти нет «изолированных»» членов группы. В рассматриваемой группе, индекс составляет 0.52. Этот результат означает невысокую групповую сплоченность на данный момент.

Так же методика социометрии была проведена на учебной группе третьего курса педагогов психологов. Группа состояла из человек 15. В исследовании учувствовало 15 респондентов.

На основе существующего количества взаимных выборов и их потенциального числа был рассчитан индекс групповой сплоченности, он составляет 0,66. Этот результат означает высокую групповую сплоченность на данный момент.

Так же методика социометрии была проведена на учебной группе педагогов психологов пятого курса. Группа состояла из человек 17, исследовании участвовало 15 респондентов (приложение 3).

На основе существующего количества взаимных выборов и их потенциального числа был рассчитан индекс групповой сплоченности, он составляет 0,61. Этот результат означает не высокую групповую сплоченность на данный момент.

Рисунок 1 - Результаты по методики «социометрия»

В связи с этим, можно сказать о том, что на первом курсе групповая сплоченность находится на низком уровне. К третьему курсу связи в группе становятся более обширными, появляются интеграторы. На пятом курсе связи остаются крепкими, при этом интеграторов становится значительно меньше.

Внешний уровень групповой структуры определяют непосредственные эмоциональные межличностные отношения в группе. Для того, что бы определить характер межличностных отношений в студенческой группе мы использовали методику «Опросник межличностных отношений (ОМО)» А.А. Рукавишников, В. Шутьц. Данная методика выявляет межличностные потребности. Данная методика была проведена трех учебных группах психологов.

Группа педагогов психологов первого курса показала следующие результаты (приложение 4).

Потребность включения. Данная потребность, создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество, находится на высоком уровне. Студенты чувствуют себя хорошо среди своей членов группы и имеют тенденцию развивать межличностные отношения(80%). В группе существует потребность включения, стремление создавать и поддерживать чувство взаимного интереса(70%). Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми.

Потребность контроля. Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Студенты первого курса стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью(80%), а так же в данной группе существует потребность в зависимости и колебания при принятии решения(60%).

Межличностная потребность в аффекте. Она определяется, как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Члены группы в большей степени имеют склонность устанавливать близкие чувственные отношения(60%), в меньшей желают избежать установление близких контактов (40%). Так же часть студентов более осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения(60%), другая часть требует, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения(40%).

На третьем курсе результаты денной методики показали следующие результаты (приложение 5).

Потребность включения. Студенты чувствуют себя хорошо среди своих одногрупников, имеют тенденцию расширять свои связи в группе (70%).Третьекурсники имеют сильную потребность быть принятыми в своей группе(60%), а так же часть третьекурсников имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей(40%).

Потребность контроля. Большинство студентов группы 3ПП не принимают контроля над собой (80%). При этом одна часть студентов стараются брать на себя ответственность (60%), а другая избегает принятия решений и взятия на себя ответственности (40%).

Межличностная потребность в аффекте. Большинство членов группы третьего курса (80%) требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения. В группе присутствую те, кто осторожны при установлении близких интимных отношений(50%), так и те, кто имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения (50%).

На пятом курсе результаты данной методики показали следующие результаты (приложение 6).

Потребность включения. Студенты чувствуют себя хорошо среди своих одногрупников, имеют тенденцию расширять свои связи в группе (70%).Третьекурсники имеют сильную потребность быть принятыми в своей группе(60%), а так же часть третьекурсников имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей(40%).

Потребность контроля. Большинство студентов группы 5ПП не принимают контроля над собой (80%). При этом одна часть студентов стараются брать на себя ответственность (60%), а другая избегает принятия решений и взятия на себя ответственности (40%).

Межличностная потребность в аффекте. Большинство членов группы третьего курса (80%) требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения. В группе присутствую те, кто осторожны при установлении близких интимных отношений(50%), так и те, кто имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения (50%).

Рисунок 2 - Результаты, полученные при проведении методики «Опросник межличностных отношений (ОМО)»

На основании полученных результатов можно сказать, что на первом курсе существует большой уровень потребности в общении, на третьем курсе потребность в общении с членами группы снижается, на пятом курсе эта тенденция продолжается. На первом курсе склонность устанавливать близкие отношения, выше чем на третьем, на пятом курсе данная потребность находится на низком уровне. Так же принятие контроля от группы на первом курсе значительно ниже чем на третьем, но в пятому курсу контроль снижается.

Следующим критерием для определения развития группы является ценностно-ориентационное единство группы. Для этого мы использовали методику определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы. Она позволила нам ответить на вопрос о том, можно ли считать данную конкретную функционирующую группу сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой важнейшей групповой характеристики.

Мы определили меру согласованности мнений членов обследуемой общности по поводу того, какими качествами должен обладать лидер. Каждого испытуемого мы познакомили с обобщенным списком и просили указать пять наиболее важных для лидера характеристик из тех, которые попали в сводный списочный ряд.

Методика была проведена на учебной группе педагогов психологов первого курса (приложение 7). Члены группы осуществили следующий выбор, на их взгляд, наиболее ценных для лидера пяти качеств.

На основе существующего количества выборов черт личности был рассчитан индекс ЦОЕ, он составляет 28%. такой показатель уровня сплоченности группы нельзя расценить иначе как очень низкий.

Студенты третьего курса осуществили следующий выбор, наиболее важных для лидера характеристик (приложение 8).

На основе существующего количества выборов черт личности был рассчитан индекс ЦОЕ, он составляет 64%, такой показатель уровня сплоченности находится на среднем уровне

Студенты пятого курса осуществили следующий выбор, наиболее важных для лидера характеристик (приложение 9).

На основе существующего количества выборов черт личности был рассчитан индекс ЦОЕ, он составляет 45%, данный результат можно назвать среднем уровне.

Рисунок 3 - Результаты, полученные при проведении методики «ЦОЕ»

Следующем слоем групповой структурой является совместная деятельность группы. Для ее определения были использованы:

. «Определение уровня совместной деятельности» Лищук К. Е.

При исследовании мы получили следующие результаты: на первом курсе группа недостаточно мотивированна на положительный результат в деятельности. На третьем курсе группа в достаточной степени ориентирована на достижение успеха в деятельности. На пятом курсе группа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности, при полученные результаты ниже, чем результаты первого курса.

Рисунок 4 - Результаты, полученные при проведении методики «Определение уровня совместной деятельности»

. проводилось анкетирование, целью которого было получить ответ на следующие исследовательские вопросы: « существует ли положительная взаимозависимость членов группы?», «присутствует ли личная ответственность каждого за проделанную работу в группе», «существует ли одновременное взаимодействие учащихся?». Были получены следующие результаты (приложение).

На первом курсе было выявлено, что 18% студентов неудовлетворенных совместной деятельностью, в свою очередь 82% удовлетворенны совместной деятельностью. Так же небольшая часть 18% предпочли бы самостоятельную работу групповой, 36 % желают работать только с несколькими конкретными членами группы, остальные 46% предпочли самостоятельную работу групповой.

Выяснилось, что отсутствует личная ответственность каждого за проделанную работу в группе. Студенты не распределяют вопросы между всеми членами группы при подготовке к экзамену. Часть студентов от части считает что несет ответственность за подготовку к семинару перед всей группой 36%, остальные не придерживаются данного мнения 64%.

Можно сказать, что на первом курсе существует взаимодействие между учащимися. В группе присутствуют такие обязанности как: организатор досуга и дежурный. В группе налажена коммуникация и организация деятельности, при этом 63% удовлетворенны эффективностью распространением информации в группе, 27% удовлетворены лишь от части, 9% неудовлетворенны вообще.

Результаты опроса третьего курса показали следующее что у 80% существует желание работать в группе, а у 20% присутствие желание возникает иногда, при этом удовольствие от совместной роботы получают 80% опрошенных, 20% неудовлетворенны совместной деятельностью.

Выяснилось, что отсутствует личная ответственность каждого за проделанную работу в группе. 90% студентов третьего курса распределяют между собой вопросы при подготовке к экзамену. При этом 20% респондентов при подготовке к семинару считают что подводят свою группу, 40 % считают что ответственность лежит на них лишь отчасти, остальные 40% уверенны что не подводят группу если они не подготовятся к семинару.

Можно сказать, что на третьем курсе высокий уровень взаимодействие между учащимися. В группе присутствуют такие обязанности как: тот, кто следит за изменениями расписания, дежурный, тот, кто информирует о событиях в институте, организатор досуга группы. В группе налажена коммуникация и организация деятельности 70% удовлетворенны распространением информации в группе, остальные 30% удовлетворенны отчасти.

На пятом курсе студенты получают удовольствие от работы в группе, при этом 90% предпочли бы самостоятельную работу групповой, и 10% предпочли бы индивидуальную работу групповой.

Студенты пятого курса не распределяют вопросы при подготовке к экзаменам между всеми членами группы, лишь часть студентов (20%) распределяют вопросы между некоторыми членами группы. При этом 20% респондентов при подготовке к семинару считают что подводят свою группу, 40 % считают что ответственность лежит на них лишь отчасти, остальные 40% уверенны что не подводят группу если они не подготовятся к семинару.

Выяснилось, что на пятом курсе с уществует одновременное взаимодействие между учащимися. В группе присутствуют такие обязанности как: тот, кто следит за изменениями расписания, тот, кто информирует о событиях в стенах института, организатор досуга. В группе налажена коммуникация и организация деятельности 70% удовлетворенны распространением информации в группе, остальные 10% удовлетворенны отчасти, 20% неудовлетворенны вообще.

Рисунок 5 - Результаты, полученные при анкетировании

На основании полученных данных можно сказать, что наша гипотеза, факторами групповой сплоченности у студентов младших курсов является межличностные отношения, а у студентов старших курсов совместная групповая деятельность, не подтвердилась.

Выводы по второй главе

Важным аспектом групповой структуры является то, насколько сплоченной она является. На первом курсе групповая сплоченность находится на низком уровне. К третьему курсу связи в группе становятся более обширными, появляются интеграторы. На пятом курсе связи остаются крепкими, при этом интеграторов становится значительно меньше.

На первом курсе желание искать новые связи внутри группы больше, чем на третьем и пятом курсах, но при этом потребность в поиске новых связей остается на этих курсах достаточно высокой. Помимо этого существует тенденция снижения потребности общения с большим количеством людей внутри своей группе. Если на первом курсе эта потребность на достаточно высоком уровне, то к пятому курсу она значительно снижается.

На первом курсе большинство стремятся избегать ответственности за принятие решений, при этом к пятому курсу данная потребность становится одной из ведущих потребностей в общении. Так же можно сказать, что первокурсники не принимают контроля группы над собой, при этом на третьем курсе существует зависимость и колебания в принятии решений, к пятому курсу зависимость от группы снижается, но при этом находится выше, нежели у первого курса.

Потребность устанавливать близкие отношения на первом курсе выше, чем на третьем, в свою очередь на пятом курсе данная потребность сильно снижается, у пятикурсников почти отсутствует склонность устанавливать близкие чувственные отношения. На первом курсе нет сильной потребности устанавливать близкие отношения, к третьему курсу данная потребность сильно возрастает, и на пятом курсе потребность создавать глубокие эмоциональные отношения престает быть актуальной.

Заключение

Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание».

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:

сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

ясность и определенность групповых целей;

демократический стиль лидерства (руководства);

кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

относительно небольшой объём группы;

отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);

степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, - тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий».

Групповая сплоченность состоит их следующих уровней

. непосредственные эмоциональные межличностные отношения;

. «ценностно-ориентационное единство»

. включение индивида в совместную групповую деятельность.

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов.

В курсовой работе «» были рассмотрены следующие вопросы:

. Понятие студенческой группы как социальной общности, признаки группы, структуру группы.

. Характеристика особенностей признаков студенческого коллектива.

. Подходы к проблеме сплочённости, понятие сплочённости, образующие сплочённости, подходы для измерения групповой сплоченности, виды трудовых коллективов в зависимости от их сплочённости, переменные «личность-сплочённость».

Если на первом курсе группа формируется, развиваются межличносные отношения, взаимосвязи становятся более крепкими, начинает формироваться ценностно-ориентационное единство, возникает желание, объединяться во имя учебной и досуговой деятельности, на третьем курсе продолжают усиливаться связи внутри группы, появляются интеграторы, расширяются обязанности внутри группы, возникает зависимость членов группы от группы. Группа становится сплоченной, усиливается желание работать в группе, возникает пространство для распространения информации (в группе появляется общая электронная почта, страничка в социальной сети), члены группы заинтересованы в достижении общей цели.

На пятом курсе в группе отсутствуют общие цели, ценностно-ориентационного единства, разрушаются межличностные связи.

Группа прекратит свое существование уже через несколько месяцев, поэтому прослеживаются такие закономерности как: уменьшение межличностных связей, уменьшение уровня ценностно-ориентированного единства, уровень совместной групповой деятельности незначителен.

Данное исследование поможет учитывать особенности развития межличностных отношений внутри группы на различных этапах учебного процесса, динамика формирования ценностно-ориентационного единства группы, особенности взаимодействия в группе в учебном процессе.

Список литературы

1.      Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1998. 431с.

2.      Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе М.: Просвещение, 2005. 224с.

.        Антонюк В.И., Золотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблемы социально-психологического климата в советской социальной психологии./Социально-психологический климат коллектива. М., Наука. 2000. с. 5-25.

.        Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 475с.

.        Багрецов С.А., Львов В.М., Наумов В.В., Оганян К.М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом Спб.: Из-во Лань, 1999. - 640с.

.        Вичев В.В. Мораль и социальная психология. М., 1999.

.        Донцов А.И. Психология коллективов. М. Изд-во МГУ 2004. 246 с.

.        Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. Вест. Моск. ун-та. Психология. 1997. №4. с. 17-25

.        Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. М.: МГУ, 1979. 128с.

.        Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления.

.        Прикладные проблемы социальной психологии. М. 1999. 184с.

.        Неймер Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного Коллектив и её социологическое измерение - Соц. иссл.1995. №2

.        Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М. Изд-во МГУ, 2001, 152 с.

.        Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: 1987.

.        Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976

.        Крысько В. Социальная психология. Спб.: Питер,2006, 432.

.        Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии Спб.: Питер,2003, 416.

.        Кунц Г., О. Доннел. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: 1981.

.        Левин К. Теория поля в социальных науках. М.: 2000.

.        Обозов Н.Н. Психология малых групп. Социальная психология. Л. 1979.

.        Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. 1982.- 255с.

.        Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М. Педагогика. 1979. - 315с.

.        . Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в психологии. /Социально психологический климат коллектива./Под ред. Шороховой Е.В. и Зотовой О.И. М.: 2006. с. 32-44.

.        Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л. изд-во ЛГУ. 2000. 181 с.

.        Психология. Учебник. /Под ред. Крылова.М.: ”Проспект” 1998. 584с.

.        Психология. Словарь./Под ред. Петровского. М. 2000. 586 с.

.        Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: РГУ, 2004.

.        Фетискин Б.Е. Социально- психологическое развитие личности и малых групп

.        Шакуров Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982.

30.    Шоу М.Е. Групповая динамика. Нью-Йорк. 1971.

Приложение А

Таблица А1 - Социометрическая матрица 1ПП





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15




1

Жк


2



2







3

2



9

115

69

2

Иа




3




2



1



3


9

131

69

3

Км


2



3




2


1





8

62

62

4

Ка

3





1


2




1


1

1

9

154

69

5

Мл

3



3





2



1




9

108

69

6

Ма








3








3

77

23

7

Нм



3






2



2


2


9

85

69

8

По




3







2





5

123

38

9

Са






3





3



3


9

115

69

10

Сд



3





2





3


1

9

69

69

11

Саа
















0

0

0

12

Тк


2


3



2







2


9

123

69

13

Тп


2


2




2






3


9

108

69

14

Та




3










6

132

46

15

Че
















0

0

0



6

8

6

17

5

7

2

11

6

0

7

7

5

14

2





Рисунок А1 - Результаты, полученные при проведении методики «социометрия» на 1 курсе. Индекс социометрического статуса

Приложение Б

Таблица Б1 - Социометрическая матрица 3ПП



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15




1

Ге


2




3





1


1



7

123

54

2

Га

3








3





3


9

169

69

3

Да






3







3


3

9

69

69

4

Ид



2




3



1





3

9

123

69

5

Ис

1





2




2




3

1

9

108

69

6

Ко

3

1






3




1




8

154

62

7

Кс


3


2

1



1







2

9

123

69

8

Км



3




3




3





9

108

69

9

Ле


3




3






3




9

115

69

10

Ое



1


3






3



2


9

154

69

11

Пю
















0

0

0

12

Пн




3


1



3





2


9

100

69

13

Ра

2

1



1



1


2

1



1


9

123

69

14

Тл


3








3





3

9

154

69

15

Ям




2



1



3



3



9

162

69



9

13

6

7

5

12

7

5

6

11

8

4

7

11

12





Рисунок Б1 - Результаты, полученные при проведении методики «социометрия» на 3 курсе. Индекс социометрического статуса

Приложение В

Таблица В1 - Социометрическая матрица 5ПП





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15




1

Бр



3





3






3


9

69

69

2

Бе




1



2


1


3



2


9

169

69

3

Во


3





3




3





9

69

69

4

Дю



3



3


1



1



1


9

162

69

5

Жо


3







3




3



9

100

69

6

Ко


3


2





2





2


9

138

69

7

Кн



2







3




2


7

92

54

8

Ме


1


3

1





1

1



2


9

115

69

9

Ма


3




3






3




9

162

69

10

Пе














3


3

85

23

11

Пп




3





3





1


7

54

54

12

Пм



3







3





3

9

92

69

13

Пмс





3



2



2





7

77

54

14

Са



2



3




1





1

7

154

54

15

Хн




3





3





3


9

100

69



0

13

13

12

4

9

5

6

12

8

10

3

3

19

4





Приложение Г

Рисунок Г1 - Результаты, полученные при проведении методики «Опросник межличностных отношений (ОМО)» на 1 курсе

Приложение Д

Рисунок Д1 - Результаты, полученные при проведении методики «Опросник межличностных отношений (ОМО)» на 3 курсе

Приложение Е

Рисунок Е1 - Результаты, полученные при проведении методики «Опросник межличностных отношений (ОМО)» на 5 курсе

Приложение Ж

Таблица Ж1 - Результаты, полученные при проведении методики «ЦОЕ» на 1ПП


Справедливость

ум

ответственность

общительность

скромность

Готовность придти на помощь

Доброта

Признание ошибок

Требовательность

Работоспособность

Настойчивость

Осторожность

Умение избежать наказания

Физическая сила

покладистость

Жк

1

1


1



1



1






Иа



1


1




1


1


1



Км

1

1

1


1

1










Ка

1


1






1




1


1

Мл




1



1

1


1





1

Ма

1




1



1



1





Нм




1


1










По

1

1

1

1


1










Са

1


1



1


1


1






Сд

1

1








1


1



1

Саа
















Тк




1




1


1

1


1



Тп


1




1



1


1





Та




1



1


1


1


1



Че

1



1



1



1






сумма

8

5

5

8

3

4

4

4

4

7

5

1

4

0

3


ЦОЕ=42%

Рисунок Ж1 - Рисунок. Результаты, полученные при проведении методики «ЦОЕ» на 1 курсе.

Приложение З

Таблица З1 - Результаты, полученные при проведении методики «ЦОЕ» на 3ПП


Справедливость

ум

ответственность

общительность

скромность

Готовность придти на помощь

Доброта

Признание ошибок

Требовательность

Работоспособность

Настойчивость

Осторожность

Умение избежать наказания

Физическая сила

покладистость



Ге


1

2

3




5


4








Га


2


1





3

4



5





Да

3

4

2



1





5







Ид


















Ис


















Ко


















Кс

2


1



3




5

4







Км


1

3

2


4

5











Ле

3

2

1

4



5











Ое


















Пю



1

2


4

3








5



Пн

2

1

3




4




5







Ра


















Тл



1

2


3



5


4







Ям

1


2



3


5



4







сумма

5

6

9

6

0

6

4

2

2

3

5

0

4

0

5



 



ЦОЕ=64%

Рисунок З1 - Результаты, полученные при проведении методики «ЦОЕ» на 3 курсе

Приложение И

Таблица И1 - Результаты, полученные при проведении методики «ЦОЕ» на 5ПП


Справедливость

ум

ответственность

общительность

скромность

Готовность придти на помощь

Доброта

Признание ошибок

Требовательность

Работоспособность

Настойчивость

Осторожность

Умение избежать наказания

Физическая сила

покладистость

Бр


1


1




1


1



1



Бе



1

1




1

1

1






Во


1

1



1


1



1





Дю

1


1



1


1



1





Жо

1

1

1



1





1





Ко

1


1



1


1


1






Кн



1

1






1

1


1



Ме


1

1

1




1


1






Ма

1

1

1



1



1







Пе

1

1




1



1



1




Пп

1


1

1


1




1






сумма

6

6

9

5


7


7

3

5

4

1

2



ЦОЕ=45%


Рисунок И 1 - Результаты, полученные при проведении методики «ЦОЕ» на 5 курсе

Приложение К

студент сплоченность межличностный отношение

Тренинговая программа по формированию сплоченности студенческой группы.

Сплоченность студенческой группы - важный аспект ее деятельности. Однако часто группа является сплоченной, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных вне учебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность группы направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности студенческого коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

С этой целью необходимо проведение социально психологического тренинга «Развитие сплоченности студенческой группы».

Цель тренинга:

• повышение сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

• доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

• эмоционально сопереживать одногруппнику;

• сотрудничать и действовать сообща;

• согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

• разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению и развитию чувства «Мы» в студенческом коллективе.

В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности студенческой группы» лежит решение проблем, которые близки и понятны студентам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Нами была разработана программа тренинга направленная на формирование сплоченности студенческой группы.

.Занятие. Самоуважение.

) Знакомство. Установление контакта.

Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о том, что будет происходить.

) Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

. Внимательно слушать друг друга.

. Не перебивать говорящего

. Уважать мнение друг друга

. Я - высказывание

. Безоценочность суждений

. Правило «стоп»

. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

) Разминка. «Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

) Основное упражнение. «Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения

Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

) Завершающее упражнение. «Спасибо!»

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 2. «Прекрасный сад»

) Разминка. Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

) Основное упражнение. «Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Завершающее упражнение. «Спасибо!»

Занятие 3. Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение

) Разминка. Упражнение «Построимся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

) Основное упражнение. «Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.

Похожие работы на - Факторы групповой сплоченности студенческой группы на разных этапах обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!