Значение этического просвещения, обогащения личного опыта и стимулирования самовоспитания учащихся в процессе формирования гуманистических качеств

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    82,23 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Значение этического просвещения, обогащения личного опыта и стимулирования самовоспитания учащихся в процессе формирования гуманистических качеств

Министерство Образования Республики Молдова

Государственный Педагогический Университет им. И. Крянгэ









Реферат на тему:

Значение этического просвещения, обогащения личного опыта и стимулирования самовоспитания учащихся в процессе формирования гуманистических качеств.

Автор: Костюк Мария

Аудиент группы Переподготовки

Специальность: Психопедагогика

Научный руководитель Овчеренко Н.А.





Кишинев 2015

Содержание

Введение

I. Задачи этического образования

1. Профессиональная педагогическая этика современного учителя

2. Воспитание учащихся в условиях общения и нравственного выбора

3. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности

4. Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача

Заключение

Сущность процесса самовоспитания

Резюме

Приложения

Системно-функциональная модель самовоспитания личности

Введение


При кажущейся простоте и очевидности процесс самосовершенствования и саморазвития духовно-нравственной культуры требует глубоких размышлений и титанических усилий.

Политическая, и экономическая, и социокультурная ситуации в нашей стране в последние годы, стали причиной размывание традиционных духовно-нравственных ценностей, падение общей культуры учащейся молодежи. Этому в немалой степени способствуют и общемировые тенденции развития современной цивилизации. Главной болезнью XXI века является нравственное саморазрушение человека, которое происходит вследствие неудержимого стремления людей к материальному обогащению любой ценой и ложно понимаемой свободы как вседозволенности, что наносит непоправимый ущерб и окружающему миру, и самому человеку.

Нравственные ценности и ориентации молодежи во многом определяются социокультурной и образовательно-воспитательной средой школы, вуза, а если говорить точнее, то она в значительной степени зависит от духовно-нравственной культуры самих педагогов.

Вузовское профессионально-педагогическое образование, и послевузовское самообразование должно нацеливать педагога на саморазвитие и непрерывное духовно-нравственное самосовершенствание.

Не случайно, вступая в XXI век, педагоги стали проявлять свою профессиональную озабоченность в связи с тем, что у учащейся молодежи прослеживается и все более нарастающими темпами идет процесс деградации именно духовно-нравственной сферы.

Главным фактором и весьма мощным рычагом, с помощью которого возможно повернуть вектор духовно-нравственного развития подрастающего поколения в сторону самосозидания, является и саморазвитие духовно-нравственной культуры самого педагога.

I. Задачи этического образования


Цель современного образования - воспитание творческой личности, способной самореализоваться в жизни. Поэтому необходимо систематизированное преподавание учащимся знаний о морали на разных ступенях обучения.

Вопросы этического просвещения человека чрезвычайно актуальны во все времена. Интерес к этой проблематике растет, поскольку очевидно, что мы не можем решить никаких проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом, если не будем заботиться и о его нравственном возрождении. Задача этического образования - дать понимание нравственной ценности знания, а также создать гармоническое общество, в котором человек может получить необходимые знания, а также правильно воспользоваться полученной информацией, тем самым, формируя свою жизненную программу.

На грани XX и XXI в. в в современной образовательной политике произошли существенные изменения. Произошла замена авторитарной воспитательной и просвещенческой образовательной парадигмы на личностно - ориентированную. Нынешние педагоги мечтают вырастить человека творческого - Homo creator, способного самореализоваться в не самой легкой и спокойной жизни. Проблема этического образования - междисциплинарная проблема, так как она является неотъемлемой частью психологии, философии, педагогики. В словаре по этике нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, усвоение индивидом моральных ценностей; формирование им моральных качеств, способных ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Таким образом, нравственное воспитание - это совокупность сознательно избираемых действий, приемов, средств, направленных на совершенно определенную цель: сформировать у данного индивида желательный для воспитателя тип нравственного сознания и поведения. Нравственное воспитание осуществляется в разных формах и различными средствами: от порицания в детском возрасте до порой сложных, предполагающих развитую способность к абстрактному мышлению разговоров о долге, о добре и зле, о назначении человека. Когда словесные разъяснения моральных истин приобретают более или менее систематическую форму, можно говорить о нравственном просвещении, в ходе которого индивиды усваивают опыт, моральные ценности общества на уровне рационального, обобщенного познания. Разновидностью нравственного просвещения, особенно удобной для воспитания подрастающих поколений людей, является этическое образование и обучение в средней и высшей школе, то есть систематизированное, программированное преподавание учащимся знаний о морали на уровне теории, научного обоснования и доказательства моральных истин. Таким образом, нравственное формирование, воспитание, просвещение, образование и обучение - это процессы, в которых, если поставить их в ряд и двигаться от его начала к концу, возрастает элемент сознательности, целеустремленности, управляемости и уменьшается соответственно элемент стихийности и случайности.

Значительный шаг вперед в развитии представлений о сути, целях, принципах и методах этического воспитания и самовоспитания был сделан чешским педагогом и мыслителем Я.А. Коменским. В духе гуманистических идей Возрождения он провозглашает природное равенство людей. Общество должно быть заинтересовано в как можно полном умственном и моральном развитии своих членов, что принесет ему только пользу. Одну из глав своего основного труда "Великая дидактика" Я.А. Коменский начинает такими словами: "Все предыдущее не так существенно по сравнению с главным - нравственностью и благочестием" [4, с.77]. В этой главе педагог-реформатор формулирует шестнадцать правил искусства развивать нравственность. Прежде всего эти правила о том как необходимо привить все добродетели без исключения юному поколению: умеренность, мужество, справедливость, искренность, честность. Важнейшим условием формирования моральной личности Коменский считал воспитание привычки трудиться. Отдельно сформулировано правило, которое касается значения личного примера в этическом воспитании. "Пусть, - писал Коменский, - постоянно сияют перед нами примеры жизни наших родителей, кормилиц, учителей, товарищей" [4, с.81].

Этическое просвещение и образование поможет человеку найти оптимальную меру сочетания личных и общественных интересов, свое подлинное место в сложной сети взаимоотношений. Усвоение индивидом прогрессивных целей общества - сложный процесс поиска правильной личной ориентации в ценностях жизни и культуры, это путь духовных утрат и обретений, конфликтов и выходов из них, путь поиска нравственного идеала, реального, а не иллюзорного счастья. Развитое моральное сознание облегчит задачу нахождения и принятия правильных, оптимальных решений.

Первые шаги человечества в организации общественной жизни были неотделимыми от осознания надобности морального воспитания, что обусловливалось, прежде всего, необходимостью передать моральный опыт старшего поколения молодежи. В философских системах Древней Греции встречаются первые попытки научного обоснования специфики морального воспитания, его целей и задач. Здесь же достаточно четко определилась и связь морального воспитания с процессом самосовершенствования личности. Так, Сократ, представив моральное бытие предметом рассмотрения в философии, наметил и общий подход к проблемам морального воспитания. Добродетель для него - знание. Мораль, таким образом, является следствием познания, которое, в свою очередь, выступает способом морального возвышения личности. Если традиционное воспитание выходило из понимания моральных норм как установленных волей предков или даже самим богами, то, согласно Сократу, эти нормы, прежде чем стать регуляторами поведения людей в обществе, должны быть обоснованы с помощью разума человека. Оценивая значение этого своеобразного переворота во взглядах на сущность человека, Гегель писал: "…центральным пунктом всего всемирно-исторического переворота, который составляет сократовский принцип, является то, что место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов, и что субъект взял на себя акт принятия решения". [3, с.69]. Таким образом, чтобы понять природу этого субъекта, необходимо оставить вне внимания все то, что составляет его настоящую природу (стремление к утехам, корысти, счастью), сосредоточив внимание на том, что привнесено культурой - этическими знаниями. Попытался создать развернутую систему морали и Аристотель. Он отмечал, что противоречивый характер поведения человека заложен в его чувствах, наклонностях и страстях. Поэтому моральное воспитание выступает как процесс преодоления того, что дано нам природой. "То есть не знать, что за определенными действиями возникают определенные моральные основы, может только тот, кто глух и слеп" [2, с.306]. Не находя опоры во внешнем мире, чтобы противостоять жестоким ударам судьбы, человек обращается к поискам тихого пристанища в своем внутреннем мире. Таким образом, достичь высшего блага человек может только путем обращения к самому себе, укрепляя в себе добродетельность и развивая свои моральный задатки. Такая философская позиция и такая трактовка морали, которые обретают религиозную окраску, подготовили в дальнейшем синтез этических и христианских идей. Значительной вехой на этом пути было этическое учение одного из известнейших раннехристианских мыслителей Августина Аврелия. Так же как и стоики, Августин переносит мораль из царства предметных отношений во внутренний, духовный мир человека. Назначение мудрости, умеренности, мужества, справедливости - всех этих традиционных добродетелей, формирование которых составляло цель воспитания в античности, не сводилось только к регулированию поведения человека. Роль добродетелей заключалась, прежде всего, в том, чтобы вести индивида к осознанию скоротечности природы земных благ, которые достигаются с их помощью. Повседневное поведение человека непосредственно влияет на нравственное состояние и характеристику человека. "Добр в душе, но груб в общении", - сомнительная характеристика, говорящая не только об отсутствии у данного человека хорошего воспитания, но и его неспособности к адекватному самовыражению.

Система этического воспитания Руссо основывается на принципе: "Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца, все портится в руках человека". Из этой посылки Руссо выводит как задачи идеального воспитания, так и цели воспитателя. Кроме того, для воспитания члена общества огромное значение, по Руссо, имеет религия. Он считает, что идеальная религия отвечает требованиям природы и естественным человеческим чувствам. Сама религиозность имеет два истока - культ природы и культ человеческого сердца. Всякий человек должен верить в Верховное Существо, создавшее природу и человека, наделив его сердцем и совестью. Таким образом, программа формирования личности. Выдвинутая Ж.Ж. Руссо, кроме умственного, физического и трудового воспитания, предусматривала воспитание моральное. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци считал, что процесс формирования личности, который начинается в семье, должен продолжаться и усовершенствоваться в школе. Стержнем этого процесса является самое простейшее моральное чувство - любовь ребенка к матери. В дальнейшем это чувство, по мнению Песталоцци, осознается ребенком и переносится на родственников, потом на учителя и товарищей по школе. Моральная личность переносит это чувство на свой народ и все человечество. Именно Песталоцци принадлежит формулирование принципа единства обучения и морального воспитания, который он пытался воплотить в систему "морального элементарного воспитания". Последнее, по его мнению, имеет целью "правильное всестороннее и гармоническое развитие моральных способностей человека, необходимых ему для обеспечения самостоятельных моральных суждений и привитие ему определенных моральных навыков" [5, с.338]. В нравственной жизни личности и общества постоянно возникают новые проблемы, которые не всегда имеют однозначное решение, приводящее к всеобщему удовлетворению. Отсюда вытекает потребность для каждого лучше знать черты своего характера, свои возможности, четко определить свою позицию в мире. С другой стороны, общество ждет от своего члена большой моральной зрелости, сопричастности общим интересам, подавления эгоистичных инстинктов и влечений.

педагогическая этика воспитание гуманистический

1. Профессиональная педагогическая этика современного учителя


"Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер". (К.Д. Ушинский)

На педагога возложена ответственная миссия: не только развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания, но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности и этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.

Настоящий педагог - всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям " не как к средству, а только как к цели" (И. Кант), и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель - живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затерто это звучит, учит добру, причем делает это как словесно, так и личным примером.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам дает оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный "барометр" учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.

"Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения"

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя - мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

1.      Приоритетные стратегии нравственного воспитания

Поскольку нравственное воспитание учащихся - процесс весьма сложный и многогранный, то в этом параграфе было бы целесообразно остановиться лишь на его некоторых приоритетных стратегиях:

·              воспитание милосердия, чувств дружбы и любви;

·              воспитание добронравия;

·              воспитание позитивного высоконравственного мышления;

·              нравственное воспитание с учетом национальных традиций и особенностей российского менталитета.

Однако вначале следует обратить внимание на роль, значение и приоритетность самого нравственного воспитания в сравнении со всем остальным в образовании личности, что глубоко понимал еще Я.А. Коменский, который писал: "Все предшествующее не так существенно по сравнению с главным - нравственностью и благочестием" [1, 77].

Я.А. Коменский сформулировал шестнадцать правил искусства развивать нравственность. Перечислим некоторые из них:

·        "Добродетели должны быть внедряемы юношеству все, без исключения. И прежде всего основные, или, как их называют, "кардинальные" добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

·        Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.

·        Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании.

·        Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздании нетерпимости, ропота, гнева.

·        Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любознательность.

·        Особенно необходимо внушать детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому" [1, 70].

Одним из приоритетов нравственного воспитания детей и подростков должно стать формирование в них милосердия, чувства заботы о своих родителях, близких, друзьях.

Чтобы стать милосердным, как считал Д.С. Лихачев, человек должен прошагать "этажи заботы":

"Проследите жизнь человека.

 

2. Воспитание учащихся в условиях общения и нравственного выбора


Одним из талантливейших педагогов в области нравственного воспитания был В.А. Сухомлинский. Его талант заключался в том, что он гибко и мастерски применял разнообразные приемы, методы, средства нравственного воспитания. Среди них можно назвать специальные беседы и рассказы на нравственные темы и страстные призывы, и резкие осуждения безнравственных действий и проступков. Настойчиво, шаг за шагом он призывал своих учеников к доброте и гуманности, ответственности и дисциплине, трудолюбию и самосовершенствованию.

Заметим, что только в течении одного учебного года перечень тем нравственного направления в учебно-воспитательном плане работы Павлышской средней школы доходил до 300 названий. В перечне этих тем включались проблема целей и смысла жизни, проблема радости и человеческого счастья, проблемы семейного воспитания и др. Что характерно для воспитания духовности и нравственности, так это стремление В.А. Сухомлинского к гармонизации внешних и внутренних условий, единства слова и дела, культура педагогического диалога.

Культура, в какой бы она форме не проявлялась, всегда является сущностной характеристикой личности, ее деятельности. Культура - это всегда диалог между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим, между "я" и "мы", и, наконец, внутренний диалог с самим собой. В этом контексте особенно диалогичен педагогический процесс, педагогическое творчество, которое невозможно без самодвижения педагога к истине через спор с самим собой, особенно в ситуациях нравственного выбора.

Феномен диалогизма в различных ситуациях культуротворчества человека, раскрытый в работах В.С. Библера, М.М. Бахтина, С.Л. Франка способствует пониманию механизма саморазвития нравственной культуры педагога и ученика.

В основе этого механизма лежит понимание того, что эффективное педагогическое общение, которому предшествует внутренний диалог и который заканчивается не в момент завершения межличностного общения, а в момент завершения внутреннего диалога педагога с самим собой.

Именно педагогическое общение, обогащенное внутренним педагогическим диалогом, позволяет педагогу обогатить себя новым "педагогическим знанием" - "пониманием" того, как необходимо действовать наилучшим образом в данной педагогической ситуации, в ситуации нравственного выбора.

В основе эффективности педагогического общения лежат многие личностные качества педагога:

·              способность к взаимопониманию с учащимися;

·              коммуникативная компетентность;

·              педагогические способности добиваться в процессе общения своих целей;

·              способность транслировать свой нравственный опыт, нравственную культуру своим воспитанникам и др.

Культура педагогического общения - это мера освоения педагогом высокоэффективного межличностного коммуникативного взаимодействия, в котором реализуется субъект-субъектные отношения, проявляются и развиваются личностно-своеобразные свойства партнеров на основе взаимопонимания, уважения и признания в учащемся автономной саморазвивающейся личности.

Уровень культуры педагогического общения у различных педагогов варьируется. С некоторой степенью условности можно выделить следующие уровни культуры педагогического общения:

Нормативно-монологический уровень характерен для педагогов, стремящихся к пространным монологическим нравоучительным высказываниям, суждениям, выступлениям.

Креативно-диалогический уровень характеризуется гибкой полемикой, активным диалогом с учащимися на любые, в том числе и на нравственные, темы.

Эмпатийно-рефлексирующий уровень общения отличается развитой эмпатией, способностью говорить и одновременно слушать и слышать собеседника, с одной стороны, а с другой - мысленно, в процессе диалога, вставать то на сторону ученика, то на сторону педагога.

Естественно, что развитие и саморазвитие культуры педагогического общения осуществляется не иначе как в процессе глубокого и всестороннего понимания педагогом своих воспитанников, особенно их нравственных чувств и переживаний.

3. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности


Проблема формирования гуманистической культуры личности приобретает особую остроту в связи с размыванием духовно-ценностных ориентиров на современном этапе развития общества и необходимостью построения нашей школы на демократических и гуманистических началах. Гуманизация общественных отношений, возрождение духовно-нравственных ценностей, развитие и изменение этического идеала, когда основу духовной культуры составляют общечеловеческие ценности, приводит к тому, что формирование гуманистической культуры личности рассматривается потребностью воспитательного и социального процесса.

Формирование гуманной личности выделяется современной педагогикой как базовый компонент воспитания.

Гуманистическая культура личности позволяет в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения людей, их гуманных отношений, зафиксировать относительно устойчивую связь между этими компонентами на определенный момент времени, раскрыть механизм развития и проявления индивидуальных гуманных качеств в практической деятельности, установить преемственность в гуманизации общества и личности.

Наиболее ответственным и эффективным периодом формирования гуманистической культуры личности является подростковый возраст.

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка организма подростков, их психических процессов, всей их жизнедеятельности. Подросток впервые, в отличие от младшего школьника, начинает сознательно взаимодействовать с социальной средой, при этом изменяется его положение в семье, школьном коллективе, в обществе. Он активен, стремится к большей самостоятельности, пытается утвердить себя в глазах сверстников и взрослых, начинает осознавать себя взрослым - личностью, сознательно оценивать свою деятельность и деятельность окружающих людей, предъявлять им высокие требования морального характера, пытается найти свое место в жизни. Все это создает широкие возможности и благоприятные условия для формирования высокого уровня гуманистической культуры личности в подростковом возрасте.

Условия способствующие наиболее эффективному формированию гуманистической культуры личности:

активизация нравственного самовоспитания подростков;

В формировании гуманистической культуры личности нужно учитывать три взаимосвязанных ее элемента:

·              гуманистическую образованность,

·              гуманистическую сознательность,

·              гуманное поведение.

Гуманистическая образованность предполагает вооружение личности элементами гуманистической идеологии, знаниями о гуманизме и гуманности. Личностное отношение подростка к полученной информации этического содержания выражается в гуманистических представлениях, ориентациях, гуманных чувствах, которые закрепляются в его гуманистических убеждениях. Результатом гуманистического убеждения выступает гуманистический идеал, главным компонентом которого являются гуманные отношения; из системы представлений, взглядов, ориентаций, убеждений личности вытекает гуманистическая направленность личности как интеграционная характеристика нравственной позиции личности по отношению к гуманизму.

Одним из условий способствующих наиболее эффективному формированию гуманистической культуры личности является активизация нравственного самовоспитания подростков.

4. Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача


Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации.

Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги должны учитывать предшествующий опыт детей, в том числе и опыт работы над собой.

Эффективность стимулирования самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, он испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения.

Повторение подобных неудач парализует деятельность личности. Напротив, когда человек видит свои перспективы, ощущает радость успеха, то это рождает положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и личностное развитие. Вот почему стимулирование самовоспитания предусматривает создание таких условий, которые помогают ученику видеть перспективы своего роста и испытывать радость успеха на пути к их достижению.

Открывая перед учащимися перспективы их роста и развития, нельзя забывать об испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностях. Работа учащихся над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. По причине недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и отсутствия необходимого опыта в этом многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании; более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или даже к бездействию.

Для педагогов задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой им воспитательной работы.

Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является общение учащихся, поэтому чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.

В первую очередь круг общения определяется родителями, ближайшим семейным окружением ребенка. Затем он начинает понемногу расширяться: сверстники во дворе, детском саду, воспитатели, одноклассники, педагоги и т.д. Значительное влияние на формирование учащихся, особенно в школьные годы, оказывает их общение с педагогами. Если оно приобретает со стороны взрослых авторитарный характер, это отрицательно сказывается на учащихся, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. Поэтому многое в стимулировании самовоспитания зависит от правильных взаимоотношений с учащимися, педагогами и родителями.

На всех возрастных этапах развития личности особенно велико влияние на нее друзей, сверстников, и это надо учитывать при стимулировании самовоспитания. При этом существует определенная последовательность педагогических действий, направленных на стимулирование самовоспитания ребенка.

Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.

В целом можно отметить, что психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим самосовершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника, и, чтобы она не угасала, учителям и классным руководителям необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания.

Заключение


Нравственное формирование общества - не состояние, а процесс, в котором одни элементы морального сознания и поведения отмирают, поскольку исчезают породившие их причины, но появляются другие, новые, положительные и отрицательные свойства сознания и поведения, обусловленные общественным бытием людей. Поскольку в течение своей жизни индивид проходит все-таки относительно значимый отрезок времени в истории конкретного общества, постольку он должен своевременно адаптироваться к упомянутым изменениям. Требуется высокая культура нравственного сознания, чтобы, как говорят, держать руку "на пульсе" общественной жизни, постоянно совершенствоваться, чтобы не отстать от жизни, не стать старомодной, архаичной личностью. Моральная интуиция тут едва ли может помочь человеку, требуется какой-то минимум этического знания, которое может быть получено только путем этического просвещения и образования.

В ходе подготовки по данной теме мне было очень интересно познакомится со взглядами и трудами, хоть и в кратком изложении таких замечательных педагогов-гуманистов как В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, К.Д. Ушинский. Вопрос стимулирования самовоспитания у детей изначально представлялся как поиск методов и приемов воздействия. Но единственно верный метод это конечно же саморазвитие, самовоспитание в самом широком и глубоком понимании с ориентиром на кодекс педагогической этики.

Осознавая значение этического просвещение возникает естественная потребность в обогащении личного опыта, а это значит мотивация к самосовершенствованию, что в с вою очередь дает толчок к стимулированию самовоспитания учащихся. Формирование гуманистических качеств это та среда в которой присутствует и этическое просвещение и саморазвитие.

Гуманизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, так как выступает составным элементом его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств гуманности и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Организованный процесс гуманистического воспитания требует соблюдение основного правила - уважение по отношению к различным людям. В наше конфликтное время воспитать гуманное отношение к другим людям - одна из важнейших социальных задач школы, а также в всестороннем становлении личности. Решить ее - значить во многом решить проблему постоянного несогласия. Важную роль в процессе гуманистического воспитания играет формирование и развитие у детей потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Все это вызывает у детей положительные эмоции и переживания, побуждают их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию гуманности, справедливости, доброты и т.д. Эти представления и чувства гуманности расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями.

Существенной стороной обогащения детей гуманными чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его известных деятелей. Процесс выработки гуманистического представлений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о гуманности. Об успехах формирования гуманистического отношений можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать детей в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением гуманности. Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по самообслуживанию в классе, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у детей стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гуманистическое отношение к окружающей действительности. Особую роль в формировании гуманистического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадках сел и городов. Формированию гуманистических отношений способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам, неделях культуры, встречах с писателями и поэтами, ветеранами, праздниках творчества. Проблема гуманистического воспитания - общая для учителя и родителей. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, несправедливости, неприязни, даже не замечая этого. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность гуманистического воспитания у детей. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями. Формирование гуманности следует начинать с раскрытия понятия "быть отличным от…". Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств - через природу, игру, традиции, быт, искус - ство, фольклор. Таким образом, когда речь идет о формировании гуманистических качеств, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, что - бы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у детей этих внутренних противоречий и побуждали бы к развитию у себя необходимых качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы. В системе занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры, оставивших глубокий след в гуманном отношении к людям. Чтобы приобщить детей к изучению жизни других людей и способствовать формированию у них потребности в овладении гуманистическими качествами проводятся беседы, воспитательные мероприятия.

Сущность процесса самовоспитания

Как уже было сказано выше, главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому в качестве важного фактора его развития выступает самовоспитание. Самовоспитание - это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Оно предполагает целенаправленное освоение человеком социального опыта.

Самовоспитание - это управляемое человеком саморазвитие. Однако саморазвитие и самовоспитание - не одно и то же. Самовоспитание - высшая форма саморазвития, так как оно осуществляется осознанно и последовательно.

Воспитание - лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно только тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание. Оно представляет относительно самостоятельный процесс и является в основном результатом воспитательных воздействий.

Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания (схема 2).

Схема 2


Как считает П.Н. Осипов, движущей силой самовоспитания является ряд противоречий:

■ между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением;

■ между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.

Педагогам необходимо учитывать, реализация каких требований посильна для детей. При этом самовоспитание во многом зависит от соответствующей психолого-педагогической подготовки учащихся к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. Важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, своих взглядов, своих поступков.

В развитии самоуправления прослеживают ряд этапов.

Первый этап - мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости применяемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха.

Второй этап - программный. Это определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию.

Третий этап - поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.

Четвертый этап - рефлексивный (рефлексия - отражения своего поведения и своих отношений с окружающими). На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.

Самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности.

Следует, однако, помнить, что самовоспитания не всесильно и не может изменить те черты, которые даны человеку от природы. В то же время возможна самокоррекция проявлений своего индивидуального стиля отношений с окружающими.

Н.М. Таланчук разработал свою модель процесса самовоспитания \ в которой отражены функции, методы самовоспитания, соответствующие им, и необходимые качества, отражающие культуру воспитанника. Эта модель приводится ниже в табл. 3.

Самовоспитание как цель и результат воспитания

Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание - сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Самовоспитание представляет собой относительно самостоятельный процесс, движущими силами которого выступают противоречия: а) между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением; б) между желанием изменить себя и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.

В силу этого самовоспитание во многом зависит от психолого-педагогической подготовки учащихся к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества, корректируя при этом свои привычки, взгляды, поступки.

В самовоспитании как процессе работы над собой прослеживается ряд этапов.

. Мотивационный. На этом этапе у учащегося должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости прилагаемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания в определенной степени зависит от того, насколько ученики осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость от достигнутого успеха.

. Программный. На этом этапе определяются программа самовоспитания, последовательность работы по самосовершенствованию.

. Поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.

4. Рефлексивный [1]  <http://www.e-reading.club/chapter.php/99153/4/Sedova,_Tolstoluckih_-_Teoriya_i_metodika_vospitaniya__konspekt_lekciii.html>. На этом этапе происходит оценка саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.

Таким образом, самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности. Однако следует помнить, что оно не может изменить черты, данные человеку от природы.

Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. При этом педагогу необходимо учитывать предшествующий опыт детей, в том числе и опыт работы над собой.

Эффективность стимулирования самовоспитания учащихся обусловлена тем, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Но не следует забывать и о том, что работа над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии.

Из-за недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и отсутствия опыта в этом многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании, нередко переживают срывы и испытывают неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В итоге ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или даже к бездействию. Может наблюдаться и неправильное с педагогической точки зрения поведение. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, ученик находит более легкие, чаще всего асоциальные, пути самоутверждения.

Субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут быть все участники воспитательного процесса - педагоги, родители, товарищи и т.д. Для педагога задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач проводимой им воспитательной работы.

Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них учащихся. Практика показывает, что наилучший результат достигается там, где педагоги применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания.

Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является общение учащихся: чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание. В первую очередь круг общения определяется родителями, ближайшим семейным окружением ребенка, затем он начинает понемногу расширяться (сверстники во дворе, детском саду, воспитатели, одноклассники, педагоги и т.д.). Значительное влияние на формирование учащихся, особенно в школьные годы, оказывает их общение с педагогами. Если оно приобретает со стороны взрослых авторитарный характер, это отрицательно сказывается на учащихся, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. Поэтому многое в стимулировании самовоспитания зависит от правильных взаимоотношений с соучениками, педагогами и родителями. При стимулировании самовоспитания надо учитывать, что на всех возрастных этапах развития личности влияние на нее друзей и сверстников особенно велико.

Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Необходимо отметить, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы "не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию". "Мы должны. - писал он, - воспитывать человека, способного создавать собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его".

Можно с уверенностью предположить, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется как воспитанием в семье, так и специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.

"Во многих случаях люди, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели".

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, которого он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни - значит, создать важные стимулы для самовоспитания.

В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог приобрести уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.

Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому - подумать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему - проявлять больше уважения к товарищам и т.п.

Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере, ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.

Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.

В целом можно отметить, что психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим самосовершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника, и, чтобы она не угасала, учителям и классным руководителям необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания.

Намечая программу самовоспитания, необходимо определить ее методы. Важнейшими из них являются:

·              самоубеждение и самовнушение;

·              самообязательство;

·              самокритика;

·              мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия - т.е. сопереживание);

·              самопринуждение (самоприказ);

·              самонаказание и др.

Кратко охарактеризуем данные методы.

.        Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2.      Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

.        Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

.        Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

.        Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

.        Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.

.        Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов.

Резюме


Нравственное формирование общества - не состояние, а процесс, в котором одни элементы морального сознания и поведения отмирают, поскольку исчезают породившие их причины, но появляются другие, новые, положительные и отрицательные свойства сознания и поведения, обусловленные общественным бытием людей. Поскольку в течение своей жизни индивид проходит все-таки относительно значимый отрезок времени в истории конкретного общества, постольку он должен своевременно адаптироваться к упомянутым изменениям. Требуется высокая культура нравственного сознания, чтобы, как говорят, держать руку "на пульсе" общественной жизни, постоянно совершенствоваться, чтобы не отстать от жизни, не стать старомодной, архаичной личностью. Моральная интуиция тут едва ли может помочь человеку, требуется какой-то минимум этического знания, которое может быть получено только путем этического просвещения и образования.

В ходе подготовки по данной теме мне было очень интересно познакомится со взглядами и трудами, хоть и в кратком изложении таких замечательных педагогов-гуманистов как В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, К.Д. Ушинский. Вопрос стимулирования самовоспитания у детей изначально представлялся как поиск методов и приемов воздействия. Но единственно верный метод это конечно же саморазвитие, самовоспитание в самом широком и глубоком понимании с ориентиром на кодекс педагогической этики.

Осознавая значение этического просвещение возникает естественная потребность в обогащении личного опыта, а это значит мотивация к самосовершенствованию, что в с вою очередь дает талчок к стимулированию самовоспитания учащихся. Формирование гуманистических качеств это та среда в которой присутствует и этическое просвещение и саморазвитие.

Диагностика готовности детей к самовоспитанию

Первый этап работы по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования его готовности к нему. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знает ли ребенок способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого.

В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:

■ анализ мотивов самовоспитания; анализ поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с педагогами и другими людьми;

■ наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении учащимися самих

себя, своего отношения к себе и окружающей действительности;

■ беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирования у них установки на самовоспитание;

■ анализ сочинений ребят, их размышлений о себе;

■ экспресс-опрос детей и их родителей, позволяющий получить определенную информацию от большого числа людей за небольшое время;

■ хронометраж, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как учащиеся проводят свой день, но и наличие (или отсутствие) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т.д.; одновременно хронометраж выступает и стимулом самовоспитания;

■ обобщение Независимых характеристик - сравнение и сопоставление характеристик различных проявлений учащихся разными людьми (классным руководителем, другими педагогами, родителями, товарищами);

■ педагогический консилиум - совместное обсуждение индивидуальных особенностей учащихся всеми или несколькими педагогами, знающими их, определение способов стимулирования самовоспитания.

Однако как хорошо ни изучил бы педагог каждого ребенка, ни диагностировал бы процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо без того, чтобы каждый учащийся сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других его этапах является обучение ученика способам самопознания.

Обучение способам самопознания - это уже переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому очень важно уже в процессе диагностики самовоспитания учащихся, которая сама по себе - хотят они того или нет - способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя, стремиться к тому, чтобы изучение самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.

Приложения


Системно-функциональная модель самовоспитания личности

Функции

Методы самовоспитания

Культура

1. Самодиагностика

Самодиагностические: самонаблюдение, самотестирование, самоинтервьюирование, самоанкетирование, хронометрирование, внутренний диалог

Самодиагностическая культура

2. Целевая самоориентация

Целесамоориентационные: выбор целей и задач самосовершенствования, их ранжирование, прогнозирование результатов самосовершенствования

Культура целевой самоориентации

3. Планирование

Проектировочные: проектирование своего развития, планирование самосовершенствования, нормирование

Культура планирования

4. Самоорганизация

Самоорганизационные: установление режима и правил, регламентация жизнедеятельности, самообеспечение условий для выполнения планов

Культура самоорганизации

5. Самомобилизация и самопобуждение

Самомобилизационные: актуализация целей и задач самовоспитания, психических состояний, самопобуждение, акцентирование, мотивация

Культура самомобилизации и самопобуждения

6. Самокоммуникация

Самокоммуникативные: опора на опыт других людей, самонаучение контактированию с другими людьми, внутренний диалог, самоосмыление своих отношений с людьми

Коммуникативная культура

7. Самоформирование

Самоформирующие: самоформирование сознания в учебно-познавательной, самообразовательной деятельности; самоформирование опыта выполнения социальных ролей: упражнение, тренировка, самоиспытание, деятельность по определенным правилам, действия и деятельность по определенным нормативам, формирование привычек

Деловая самовоспитательная культура в освоении и выполнении ролей, в саморазвитии

Самоконтроля, самоанализа, самооценки: самопроверка качества самовоспитания, учет результатов, анализ достоинств и недостатков самовоспитания, анализ качества своей жизнедеятельности, типизация (выявление типичного в развитии), сравнение этапов саморазвития, обобщение самоанализа, самооценка

Культура самоконтроля, самоанализа и самооценки качества, самовоспитания и жизнедеятельности

9. Самокоррекция

Самокоррекционные: самокоординирование и корректирование целей и задач, мотивов, действий, поступков в самовоспитании в изменяющихся условиях

Культура самокоординации и самокоррекции

10. Эвристическая

Эвристические: освоение знаний о творчестве, включение в творческую деятельность

Творческая ориентированность и активность

Сердцевиной общечеловеческих ценностей выступает формирование гуманистической культуры личности.

Демократизация и гуманизация всех основных сфер жизни усиливают потребность в научной разработке проблем формирования личности, гуманистической по своему мировоззрению, по отношению к действительности, по своему поведению.

Формирование гуманистической культуры личности растущего человека является стержнем современного воспитания. Решение проблемы станет возможным, когда в общественной практике будет реализована идея о приоритете личности перед обществом и государством. Лишь тогда такие ценности, как доброта, милосердие, терпимость, гуманность, наконец, главная - человек как мера всех вещей могут стать подлинным регулятором жизни общества, отношений в нем.

Осознание фундаментальной значимости гуманистической культуры личности требует радикального изменения всей педагогической системы, цель которой - создание условий для развития в каждом молодом человеке свободной, гуманной, самосозидающейся личности, для формирования ее гуманистической культуры.

В теории и практике воспитания идет поиск методов и приемов, направленных на гуманизацию личности ребенка. Но в массовой воспитательной работе процесс формирования гуманистической культуры личности не приобрел еще планомерного, системного характера. Именно его отсутствие приводит подчас к серьезным изъянам в гуманистическом развитии подростков и к возникновению ряда противоречий: между образом должного, социально значимым общечеловеческим идеалом и реально существующей системой ценностей современного подростка, между внешними требованиями общечеловеческой морали и внутренними гуманистическими установками, требованиями личности к самой себе, когда подросток знает ценности гуманистической морали, декларирует их, но в реальной практике поступает вопреки им.

Педагогический процесс может быть организован как осознание молодежью и педагогами жизненных противоречий, осмысление и организация совместной деятельности по их преодолению. Разрешение противоречий становится действенным средством формирования гуманистической культуры личности.

Следовательно, важнейшей социальной задачей школы сегодня является обеспечение системности в организации гуманистического воспитания подрастающего поколения. Ее решение требует от педагогов знания структуры гуманистической культуры личности, закономерностей, педагогических условий и технологии ее формирования.

Формирование гуманистической культуры личности рассматривается нами в структуре нравственного воспитания, при этом гуманистическая культура предстает как неотъемлемое свойство человека, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом в условиях гуманизации общества и человека. Гуманистическая культура проявляется прежде всего в сознании, в уровне гуманистической образованности и информированности, в убеждениях, а также в деятельности, мотивах поведения, направленности поступков, в мере устойчивости и гибкости ориентации. Таким образом, мы рассматриваем гуманистическую культуру личности как синтетическую, интегральную личностную характеристику. Чем выше уровень развития гуманистической культуры личности, чем более осознанно и глубоко усвоены ею принципы общечеловеческой морали, тем более активно, творчески относится она к выполнению своих гражданских прав и обязанностей, что, в свою очередь, способствует прогрессу общества.

Наиболее благоприятным и ответственным периодом для формирования гуманистической культуры личности следует считать подростковый период, во время которого наблюдается интенсивное формирование личности, ее нравственных качеств, и потому этот период требует особого внимания педагогов и родителей. В подростковом возрасте происходит также формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, убеждений. Конкретный и неустойчивый характер идеалов младших школьников постепенно приобретает черты все большей синтетичности, обобщенности и устойчивости у подростков. Формируется стремление сравнивать себя с идеальными образами, сознательно следовать им. Возрастает значение "внутренних условий", понимаемых психологами как система складывающихся психических свойств личности, через которую осуществляется воздействие на нее внешних условий. Подростки стремятся к самостоятельной и активной деятельности, интересуются вопросами морали и права, хотят утвердить себя в глазах взрослых и товарищей, но они не всегда умеют применить знание моральных норм в реальных поступках, в повседневном поведении. Они склонны к общению, и поэтому включение подростка в специально организуемую разнообразную деятельность закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

Процесс формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности становится более успешным, если: педагогами ведется работа по организации и оптимальному функционированию воспитательного коллектива; обеспечиваются гуманные отношения между учителями и учащимися; единство действий с семьей учащихся; внедряется модель гуманистической культуры личности, позволяющая создать соответствующую систему внеурочной деятельности по формированию гуманистической культуры личности; он осуществляется подготовленными классными руководителями в системе воспитательной работы, предполагающей использование разнообразных форм внеурочной деятельности; научно обоснованное этическое просвещение подростков сочетается с коллективной общественно ценной деятельностью, воздействующей на эмоциональную сферу подростков и способствующей активизации их самовоспитания; реализуется индивидуально-дифференцированный подход к воспитуемым.

Гуманизация, как объективное явление современной культуры, в личностном плане воплощается (или не воплощается) в гуманистической культуре личности, которая предстает как неотъемлемое свойство человека, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом. Гуманистическая культура личности, как специфический мировоззренческий и нравственный феномен, занимает важное место в духовном освоении мира человеком, служит его нравственной характеристикой.

Модель "гуманистической культуры личности", предусматривающая содержание, сущность понятия "гуманистическая культура личности". Гуманистическая культура личности представляет собой интегративную характеристику личности, основанную на гуманистическом мировоззрении, характеризующую определенный уровень ее гуманистических потребностей и интересов, сознания и поведения, мышления и деятельности. Элементами гуманистической культуры личности являются: гуманистическая образованность, гуманистическая сознательность, гуманное поведение. Она воплощает в себе единство знания, переживания, практического действия. Педагогическими условиями эффективного педагогического руководства процессом формирования гуманистической культуры личности подростка являются: организационно-педагогические (касаются выработки оптимальных путей и средств в педагогической деятельности по гуманизации личности подростка и подготовки к этому процессу педагогов); морально-психологические (обеспечивают благоприятное морально-психологическое самочувствие ребенка в процессе формирования гуманистической культуры личности); личностные (обеспечивают активное участие самого подростка в формировании гуманистической культуры личности).

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены данными, полученными в результате опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими о повышении уровня гуманистической культуры личности подростков под влиянием педагогически управляемого процесса по ее формированию во внеурочной деятельности; проверкой результатов путем использования их в школьной практике.

Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана теоретически обоснованная модель гуманистической культуры личности и определены критерии сформированности ее у подростков; разработана система формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности и экспериментально проверена методика по формированию этой синтетической характеристики личности в клубномобъединении; определены педагогические условия, способствующие формированию гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

В целом гуманистическая сознательность личности выражается в гуманном поведении, компонентами которого являются: мотивы гуманного поведения, отвечающие соответствующим потребностям; результатом их служат гуманные поступки, в ходе которых приобретаются привычки гуманного поведения и проявляются гуманистические качества личности. Гуманное поведение предполагает наличие активной гуманной позиции.

Перечисленные элементы и компоненты гуманистической культуры личности находятся в состоянии постоянной взаимосвязи и взаимообогащения, что обеспечивает непрерывное осуществление процесса гуманизации личности.

Объективно существующие общечеловеческие ценности "проникают" в сознание личности через его потребности, чувства, которые, развиваясь и обогащаясь в ходе познавательной деятельности, принимают форму гуманистических ориентаций, убеждений, а последние, в свою очередь, через согласование с конкретными условиями жизнедеятельности определяют содержание мотивов гуманного поведения. Гуманистические ориентации в структуре индивидуального сознания тесно взаимосвязаны с соответствующими убеждениями, благодаря которым осуществляется "перевод" ценностного отношения, сформированного на уровне сознания в реальные поступки. На уровне оценки и самооценки результатов гуманного поведения личность как бы возвращается к гуманистическим потребностям, мотивам, ориентациям, обусловившим данные гуманные поступки, согласовывает их с изменившимися жизненными обстоятельствами, в результате чего происходит формирование новых гуманистических потребностей, но уже более высокого порядка, которые детерминируют последующую деятельность по уровню и реализации гуманистической морали. Чем более возвышенный характер носят гуманистические потребности личности, тем выше уровень развития всех остальных компонентов ее гуманистического сознания и поведения, а следовательно, и богаче по своему содержанию в целом ее гуманистическая культура.

Гуманизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии че - ловека, так как выступает составным элементом его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств гуманности и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Организованный процесс гуманистического воспитания требует соблюдение основного правила - уважение по отношению к различным людям. В наше конфликтное время воспитать гуманное отношение к другим людям - одна из важнейших социальных задач школы, а также в всестороннем становлении личности. Решить ее - значить во многом решить проблему постоянного несогласия. Важную роль в процессе гуманистического воспитания играет формирование и развитие у детей потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Все это вызывает у детей положительные эмоции и переживания, побуждают их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию гуманности, справедливости, доброты и т.д. Эти представления и чувства гуманности расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями.

Об успехах формирования гуманистического отношений можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать детей в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением гуманности. Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по самообслуживанию в классе, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у детей стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гуманистическое отношение к окружающей действительности. Особую роль в формировании гуманистического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. Формированию гуманистических отношений способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности.

Проблема гуманистического воспитания - общая для учителя и родителей. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, несправедливости, неприязни, даже не замечая этого. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность гуманистического воспитания у детей. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями. Чтобы приобщить детей к изучению жизни других людей и способствовать формированию у них потребности в овладении гуманистическими качествами проводятся беседы, воспитательные мероприятия.

Похожие работы на - Значение этического просвещения, обогащения личного опыта и стимулирования самовоспитания учащихся в процессе формирования гуманистических качеств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!