Применение CVP-анализа в финансовом планировании неприбыльных организаций

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,25 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение CVP-анализа в финансовом планировании неприбыльных организаций















Применение CVP-анализа в финансовом планировании неприбыльных организаций

Введение

Данная тема является весьма актуальной в связи с тем, что формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ, называемый также анализом «затраты-объем-прибыль», или CVP- анализ. Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.

Применение операционного анализа является особенно актуальным в неприбыльных организациях, в первую очередь потому, что только такой анализ имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии и с помощью него выявить, какими инструментами пользоваться для увеличения рентабельности предприятия.

Целью данной работы является с помощью CVP-анализа в финансовом планировании предприятия повысить рентабельность продаж на примере ЗАО "Пятигорская Птицефабрика».

В соответствии с цель определены следующие задачи:

)Дать определение CVP-анализу, рассмотреть его достоинства и недостатки.

)Рассмотреть основные элементы CVP-анализа с формулами.

)Проанализировать с помощь методов операционного анализа эффективность управления на предприятии ЗАО "Пятигорская Птицефабрика».

)Определить недочеты управления и предложить пути улучшения управления организацией.

Объектом изучения является управление прибылью посредством CVP-анализа.

Предметом является применение данного метода в финансовом планировании предприятия ЗАО "Пятигорская Птицефабрика» с целью повышения рентабельности.

прибыль предпринимательский финансовый рентабельность

1.Теоритические аспекты CVP-анализа

.1 Определение CVP-анализа

Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ (CVP-анализ). Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.

В широком смысле операционный анализ в качестве своей основной цели ставит оценку производительности и эффективности работы коммерческой организации и выработку рекомендаций для администрации предприятия. В узком смысле под операционным анализом следует понимать анализ содействия доходу или анализ безубыточности.

Операционный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.

Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. Менеджерам постоянно приходится принимать решения о цене реализации, переменных и постоянных затратах, о приобретении и использовании ресурсов. Обычно эти решения носят краткосрочный характер: менять ли цену, сколько единиц продукции придется произвести, сколько рабочих нанять, затратить ли больше на рекламу. Речь идет о текущем управлении, т.е. управлении операциями. Понятие деловой операции было предложено в качестве единицы экономической деятельности Р. Коузом. Посредством деловой или хозяйственной операции экономические ценности переходят от одного лица к другому, и в конечном счете именно деловые операции составляют суть рынков и являются основной деятельностью предприятий. Деловая операция происходит в тот момент, когда два лица заключают соглашение об обмене товарами или услугами. Коуз предложил разбивать понесенные издержки на отдельные операции, например получение информации, определение цены продукта, выплата комиссионных, и т.п.

Управленческие модели, основанные на изучении взаимосвязей затрат, объема производства и прибыли применяются при определенных ограничениях или допущениях:

)Поведение общих затрат и выручки носит линейный характер в пределах области релевантности;

)Все затраты можно разделить на постоянные и переменные;

)Цена реализации не меняется;

)Цены на материалы и услуги не меняются;

)Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности;

)Объем производства равен объему продаж;

)Отсутствуют структурные сдвиги.

Несмотря на сильные упрощения, модели и методы операционного анализа позволяют достаточно эффективно решать многие важные вопросы, например:

·Какую продукцию производить;

·Насколько можно сократить производство;

·Какую цену установить;

·Насколько велик операционный риск;

·Сколько продукции необходимо произвести, чтобы достичь нулевой прибыли.

Операционный анализ дает возможность решить широкий спектр задач, связанных с оценкой эффективности и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д.

Наибольшее применение операционный анализ нашел при определении точки безубыточности, или порога рентабельности[5].

Операционный анализ может быть только внутренним. Он использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства предприятия. Только такой анализ имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и себестоимость отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за полученными отклонениями. Именно поэтому применение операционного анализа так важно на неприбыльных предприятиях.

1.2 Основные элементы операционного анализа

Основными элементами операционного анализа являются расчет операционного рычага, расчет запасов прочности, расчет порога рентабельности.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.

Валовая маржа - это выручка от реализации товара за вычетом переменных затрат. Коэффициентом валовой маржи называют отношение валовой маржи к выручке. Желательно, чтобы маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли[3].

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.

В реальной хозяйственной деятельности часто возникают вопросы: какое влияние окажет на прибыль изменение цены или количества реализуемой продукции и какой объем продаж может покрыть затраты на производство? Ответить на эти и другие вопросы можно при помощи анализа безубыточности.

Анализ безубыточности базируется на зависимости между выручкой от реализации, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода, когда производство продукции ограничено определенными производственными мощностями, увеличение или уменьшение которых за короткий отрезок времени невозможно.

В процессе анализа безубыточности определяются:

·критическая точка при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

·необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

·критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

·критическая цена реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Для определения этого состояния используются три метода: уравнения, маржинального дохода и графического изображения.

Точка безубыточности (порог рентабельности) характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можно определить также как объем выручки от реализации продукции, при которой величина валовой маржи равна общей сумме постоянных издержек. При такой реализации предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.

Формула безубыточности (порог рентабельности) имеет следующий вид:

Порог рентабельности = постоянные затраты/ валовая маржа

Валовая маржа рассчитывается в относительном выражении к выручке. С помощью этого показателя определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты.

Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

Запас финансовой прочности - это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей. Запас финансовой прочности может быть рассчитан в процентах от выручки:

Запас финансовой прочности = выручка от реализации - порог рентабельности / выручку * 100%[5].

Запас финансовой прочности показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Чем больше эта величина, тем более финансово-устойчивым является предприятие.

В системе показателей эффективности деятельности предприятий важнейшее место принадлежит рентабельности.

Рентабельность - это один из показателей, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Для анализа методом CVP используется показатель рентабельности продаж. Коэффициент рентабельности продаж отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также, рентабельность продаж является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.

При необходимости анализа рентабельности продаж на основании выручки от реализации и показателей прибыли, рассчитывается рентабельность по отдельным видам продукта или всем его видам в целом.

·валовая рентабельность реализованного продукта;

·операционная рентабельность реализованного продукта;

·чистая рентабельность реализованного продукта.

Расчет валовой рентабельности реализованного продукта осуществляется таким образом:

RGPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации;

Показатель валовой прибыли отражает эффективность производственной деятельности и эффективность политики ценообразования предприятия.

Для расчета операционной рентабельности реализованного продукта используют следующую формулу:

ROIM = Операционная прибыль / Выручка от реализации;

Чистая рентабельность реализованного продукта:

RNPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации;

Если на протяжении какого-либо периода времени показатель операционной рентабельности неизменен при одновременном снижении показателя чистой рентабельности, то это может свидетельствовать о возрастании расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо об увеличении суммы выплат налоговых платежей. Данный коэффициент демонстрирует полное влияние финансирования предприятия и структуры капитала на его рентабельность[6].

В отношении показателя рентабельности продаж желаемой является положительная динамика.

В процессе анализа рентабельности предприятия следует изучить динамику данного показателя, а также сравнить его со значениями аналогичных показателей конкурентов и по отрасли в целом.

2.Операционный анализ предприятия ЗАО "Пятигорская Птицефабрика» методом CVP

.1 Краткая характеристика ЗАО "Пятигорская Птицефабрика»

ЗАО «Пятигорская птицефабрика» - одно из крупнейших птицеводческих предприятий юга России. Основана птицефабрика в 1970 году, а 7 декабря 2004г. реорганизована в Закрытое акционерное общество. В 2001 году инвестиции пришли на птицефабрику, Агропромышленная компания «ОГО» поставила себе задачу: восстановить птицефабрику.

Сегодня это предприятие, расположенное в поселке Пятигорский на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, кормит своей продукцией не только население Ставропольского края, но и близлежащих регионов Южного Федерального округа: Кабардино-Балкарской республики, Карачаево-Черкесии, Республики Северная Осетия (Алания), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Чеченской республики, знают ее продукцию с брэндом «Домашняя курочка» и в Ростовской области, и в Подмосковье.

Ежедневно птицефабрика производит 350 тыс. штук пищевого куриного яйца. На сегодняшний день на птицефабрике работают свыше 700 человек, а это каждый пятый трудоспособный житель поселка. Инвесторы финансировали замену оборудования цехов сортировки яйца, строительство цеха яичного порошка, цеха по производству комбикормов, строительство газопровода и блочных котельных. Комплекс ветеринарных и технологических мероприятий позволяет производить продукцию высокого качества, отвечающую Российским стандартам. Птицефабрика реализует «коричневое» яйцо кросса «Кубань», каждое яйцо маркируется фирменным знаком. Кроме яйца птицефабрика производит диетическое куриное мясо, полуфабрикаты из мяса кур, яичный порошок.

2.2 Операционный анализ деятельности предприятия ЗАО "Пятигорская Птицефабрика»

Особенно важным является применение операционного анализа именно в неприбыльных предприятиях, потому что именно операционный анализ работает с текущим состоянием предприятия и дает эффективные инструменты для повышения эффективности его работы, а в частности повышения рентабельности продаж.

Прежде всего, определим точку безубыточности по двум анализируемым годам по формуле.

. Тбу = В*Пост. И / (В - Пер. И.) = 327 607 * 39 688 / (327 607 - 334 867) = 1 790 918 тыс. руб.

. Тбу = 392 367 * 40 435 / 7733 = 2 951 643 тыс. руб.

Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов[10].

Таблица 1. Исходные показатели на 2013 и 2014 года.

ПоказательСумма, тыс. руб.Изменение20132012Выручка327 607392 367-64 760Себестоимость334 867384 634-49 767Маржинальный доход-72607733-14 993Доля маржинального дохода в выручке-0,0220,02-Постоянные затраты39 68840 435-Точка безубыточности1 790 9182 951 643-ЗФП- 1 463 311- 2 559 2761 095 965Прибыль (убыток) от продаж- 46 948- 32 702- 14 246

Данные таблицы свидетельствуют о том, что выручка в 2013 по сравнению с 2012 году уменьшилась на почти 17%. Точка безубыточности показывает, что объем продаж предприятия убыточен и нерентабелен. Недостающий, так сказать, объем продаж отражает показатель ЗПФ. В 2013

Этот показатель уменьшился на 1 095 965 тыс. руб., т.е. предприятие, хоть и не на много, но приблизилось к безубыточному производству.

Проанализируем, как изменится прибыль предприятия, если она «пересечет» порог рентабельности за счет увеличения объема продаж. Установим также запас финансовой прочности примерно на уровне 30%.По международным стандартам, низким считается запас финансовой прочности меньше 30 %.

Таблица 2. Прогнозный расчет прибыли от продаж.

ПоказательСумма, тыс. руб.Изменение2013Прогнозный периодВыручка327 6073 000 0002 672 393Себестоимость334 8672 938 8742 604 007Маржинальный доход-726061 12668 386Доля марж. дохода в выручке-0,0220,02-Постоянные затраты39 68839 688-Точка безубыточности1 790 9182 951 643-ЗФП- 1 463 3111 000 0001 095 965Прибыль (убыток) от продаж- 46 94821 43868 386

Рассчитаем коэффициент рентабельности продаж в исследуемом и прогнозном периодах:

: Rпр = - 46 948 / 327 607 = - 0,14;

Прогнозный: Rпр = 21 438 / 3 000 000 = 0,7 ;

Как видно из данной таблицы, при увеличении объема продаж, предприятие увеличит свою прибыль примерно в 2 раза. При этом запас финансовой прочности мы определили на уровне 30%. Этот запас необходим на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

Рассчитаем величину операционного рычага для прогнозного периода.

СОР = МД / Пр = 2,9

Это является слабой силой рычага. Фирма, имеющая продажи с 30% зоной финансовой прочности работает как раз со слабым операционным рычагом. Но в силу отраслевых особенностей, так как спрос на данную продукцию сезонно постоянен, предприятие не может наращивать величину финансового левереджа, т.е. заимствовать крупные кредиты.

2.3 Операционные проблемы и направление их решения ЗАО "Пятигорская Птицефабрика»

Во второй главе был проведен анализ финансовых показателей предприятия на 2012 и 2013 года, а также рассчитаны прогнозные значения с целью увеличения рентабельности предприятия с помощью применения инструментов CVP - анализа.анализ показал, что предприятие ЗАО «Пятигорская птицефабрика» не получает той выручки, которая могла бы покрыть все его расходы. В ходе проведенного прогнозного расчета для безубыточного объема продаж с запасом финансовой прочности в 30% выявлено, что при этих условиях предприятие могло бы увеличить прибыль от продаж примерно в 2 раза. При постоянном спросе на продукцию этого можно добиться только за счет роста тарифов, но это ограничено законодательством.

CVP-анализ позволяет управлять рентабельностью продаж. В 2013 году, с определенным объемом продаж коэффициент рентабельности продаж принимал отрицательное значение -0,14. В прогнозном периоде, вследствие увеличения объема продаж показатель Rпр принял положительное значение 0,7. Благодаря операционному рычагу в прогнозном периоде мы смогли добиться увеличению прибыли от продаж и пересечения порога рентабельности, но за счет высоких переменных издержек предприятию невозможно достичь желаемого показателя рентабельности продаж.

Полученные результаты наглядно показывают, что данная организация не может увеличить свою прибыль за счет растущего объема реализации продукции, поэтому она должна использовать резервы увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации продукции и оптимизации коммерческих расходов.

Предприятию необходимо организовать деятельность по контролю и снижению издержек. Известны три основных подхода к снижению издержек.

·анализ структуры затрат и снижение критических видов издержек,

·анализ сравнительных показателей,

·анализ проводников затрат.

Получение крупных кредитов не выход для данного предприятия по той же причине - из-за постоянного спроса на продукцию. Поэтому предприятие не может наращивать финансовый левередж.

Изучение бухгалтерской отчетности организации ЗАО «Пятигорская птицефабрика» показало, что в 2013 году организацией были выплачены штрафные санкции и пени за нарушение налогового законодательства в размере 26 785 тыс. руб., что на 26 288 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Что, от части, является причиной отрицательного показателя чистой прибыли, а также нераспределено прибыли[10].

В итоге, операционный анализ деятельности организации доказал невозможность оценки финансового состояния по отдельным параметрам, так как, при большинстве финансовых показателей, удовлетворяющих нормам, предприятие является убыточным. Поэтому организации необходим комплексный анализ, который должен также учитывать особенности экономических процессов в стране и положение конкурентов на рынке.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные показатели, используемые при проведении операционного анализа, помогающего предприятию спрогнозировать свою деятельность и ее результаты, а также применение данных показателей на примере ЗАО «Пятигорская птицефабрика».

В результате проделанной работы можно сделать ряд выводов.

Во-первых, проведение операционного анализа очень важно для любого предприятия. Он помогает как прогнозировать деятельность предприятия, так и оценивать его текущую деятельность и ее эффективность, а также принимать конкретные решения по ее совершенствованию.

Основными инструментами операционного анализа являются: сила операционного рычага, точки безубыточности, а также запаса финансовой прочности. Все эти показатели рассчитываются при помощи различных формул и взаимосвязаны между собой.

Данные показатели позволяют оценить такой объем производства, который необходим для того, чтобы предприятие было прибыльным и эффективно управляло своими затратами и выпуском продукции.

Был проведен анализ финансовых показателей предприятия на 2012 и 2013 года, а также рассчитаны прогнозные значения с целью увеличения рентабельности продаж с помощью применения инструментов CVP - анализа. В ходе работы были выполнены поставленные задачи. Изучены теоретические аспекты CVP-анализа, рассмотрены его достоинства и недостатки. Рассмотрены основные элементы CVP-анализа с формулами. Проанализированы с помощь методов операционного анализа эффективность управления на предприятии ЗАО «Пятигорская птицефабрика». А также, определены недочеты управления и предложены соответствующие решения.

Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.

Список литературы

.Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов // М.: Финансы и статистика, 1999;

.Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб.пособие. - СПб.: Бизнес - пресса, 2009;

.Иванова Ж.А. Операционный анализ учебное пособие - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005;

.Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: Уч. пособ. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004;

.Мельникова Т.И. Введение в финансовый менеджмент. - Н.: СибАГС, 2001;

.Стерлигова, А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. - Издательство «ИНФРА-М», 2009;

.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: «Перспектива», 2003;

.Близнюк, Т.С., Дорман, В.Н. Методика определения постоянных затрат и практика ее использования [Электронный ресурс] / Т.С. Близнюк, В.Н. Дорман // Официальный сайт Издательской группы «Дело и сервис». - М., 2000-2010. - Режим доступа: #"justify">.Операционный анализ [Электронный ресурс] / Каталог статей и учебных пособий "JourClub", 2006-2010. - Режим доступа: http://www.jourclub.ru;

Похожие работы на - Применение CVP-анализа в финансовом планировании неприбыльных организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!