Классификация типов родительского отношения
Выделяют следующие основные типы родительского отношения к ребенку:
Автократический - когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический - решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный - когда при принятии решения последнее слово остается за ребенком.
Хаотический - управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователя вопросов воспитания А.С. Макаренко [4], являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребенку можно предположить, каким он станет в будущем. По мнению А.Я. Варга «родительские отношения» - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [1, с. 22].
Проблемой влияния родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров и др. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребенку отличаются высокой психологической напряженностью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми такими отношениями являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее [8, с. 115].
П.Ф. Лесгафт выделил 6 позиций родителей по отношению к детям [3, с. 80]:
. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
. Родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его. Ребенок растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.
. Родители чрезмерно балуют ребенка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к миру. Если не влияют, дети спокойны и искренни.
Изучив выделенные М.Г. Ярошевским, А.В. Петровским и др. типы семейных отношений, можно обозначить следующие типы [5, с. 314]:
Диктат - систематическое подавление инициативы другого.
Невмешательство - предполагает сосуществование двух миров: «взрослые» и «дети».
Сотрудничество - предполагает опосредованность межличностных отношений.
Паритет - ровные, союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
В литературе по семейной психологии описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Среди них мы выделим следующие:
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») [1, с. 56].
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение [2, с. 97].
Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа [4].
Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная модель поведения - гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [7, с. 120].
Л.Г. Саготовская выделяет шесть типов отношений родителей к детям [6, с. 64]:
1.Пристрастное отношение к детям, уверенность, что дети - главное в жизни.
.Эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи.
.Отношение к ребенку как к помехе в карьере и личных делах.
.Безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам.
.Отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности.
.Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.
В.В. Юстицкис и Э.Г. Эйдемиллер выделяют другие типы семейного воспитания [10, с. 409].
Потворствующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей
Доминирующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания родителей, которые мешают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
Эмоциональное отвержение - в крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».
Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием их моральных требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей.
Безнадзорность - ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его.
Итак, мы рассмотрели основные классификации типов родительского отношения к ребенку.
родительский ребенок воспитание автократический
Заключение
В данной работе были изучены понятия и типы родительского отношения.
Под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Существуют различные классификации типов родительского отношения. Мы рассмотрели подходы таких ученых как А.С. Макаренко, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, П.Ф. Лесгафт, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л.Г. Саготовская, В. Сатир, С. Соловейчик, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис.
Родители, осознавая свое отношение к детям, должны понимать, что они играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт - семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.
Список литературы
1.Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / А.Я. Варга // Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. - М. : Просвещение, 1985. - 180 с.
2.Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2005. - 176 с.
.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт; послесл. Е.С. Буха. - М. : Педагогика, 1991. - 174 с.
.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко
.Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. - 512 с.
.Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Сагатовская. - Томск, 1971. - 208 с.
.Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М.: Педагогика-пресс, 1992. - 190 с.
.Соловейчик С. Педагогика для всех / С. Соловейчик. - М.: Первое сентября, 2000. - 496 с.
.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 656 с.